Балет ярославна плач ярославны молитва

Предлагаем ознакомиться: Балет ярославна плач ярославны молитва с точным и подробным описанием.

Наша читательница из Санкт-Петербурга Катя Кузьмина вдохновилась премьерой новой работы Владимира Варнавы «Ярославна» в Мариинском театре и прислала нам свой текст об этом спектакле.

Мы решили опубликовать его, тем самым открывая новую возможность для наших читателей, которые хотят попробовать себя в письме.

Фото — с сайта Мариинского театра.

«Ярославну» Владимира Варнавы все еще можно успеть посмотреть на сайте medici.tv, чтобы самим составить свое мнение. Мнения же критиков, да и зрителей разделились: одни считают это новой эрой балета, другие — танцспектаклем, где спектакля больше, чем танца.
Этот текст — эксперимент. Нам часто присылают пробные тексты с просьбой опубликовать, но мы никогда этого не делали по разным причинам. Но подумав, решили, может, и открыть новую рубрику, где будем публиковать интересные работы наших читателей. Так что дерзайте, вдруг это начало чего-то нового 🙂

Балет «Ярославна (Затмение)» Борис Тищенко написал в 1974 году для МАЛЕГОТа (нынешний Михайловский театр). Хореограф Олег Виноградов и режиссёр Юрий Любимов явили миру одну из самых громких новаторских балетных постановок тех лет, что была высоко оценена как советской, так и публикой Авиньонского фестиваля, что прошел в 1976 году во Франции.

Дирижёр Валерий Гергиев, ещё будучи студентом Ленинградской консерватории, проникся талантом композитора, который был любимым учеником Дмитрия Шостаковича. Последний к слову, крайне положительно оценил постановку: «Балет „Ярославна“ мне довелось посмотреть трижды. И всякий раз я был захвачен его музыкой — очень русской по духу… В ключевых моментах действия звучит хор. Поются подлинные тексты „Слова о полку Игореве“. Это придаёт всей постановке не просто оригинальность, а историческую достоверность, художническую подлинность». Уже много лет позже Гергиев, дирижируя сюиту из «Ярославны» на фестивале в Роттердаме, (где присутствовал сам создатель музыки), был в самом эпицентре «безоговорочного триумфа музыки Тищенко».

Настало время и современному зрителю увидеть эту постановку. Для этого Мариинский театр и лично Валерий Абисалович пригласили поставить балет «Ярославна» молодого хореографа Владимира Варнаву, который совместно с драматургом Константином Федоровым написал собственное либретто, при этом оставив неизменной музыкальную структуру спектакля, созданную Борисом Тищенко. Художником-постановщиком и художником по костюмам выступила лауреат премии «Прорыв» Галя Солодовникова.

Все мы знаем произведение «Слово о полку Игореве» со школьной скамьи. Кстати, название «Затмение» не случайно: оно возникло, когда Олег Виноградов пришел к композитору и спросил, знает ли тот оперу Бородина «Князь Игоря», на что Борис Иванович ответил, что «знает и подлинник». Для него этот эпос вовсе не героическая эпопея с героем-князем, а страшная трагедия целого народа, где как раз Затмение играет знаковую роль.

В опере А. Бородина «Князь Игорь», Ярославна все свои переживания о будущем благополучии всего народа земли русской, и особенно относительно жизненной безопасности своего мужа и сына, а так же их дружинников в стане враждебных половцев – передает искусством пения, музыкой и словом. В балете Тищенко, вся боль и чувства, вызванные трагической разлукой, передаются без слов — при помощи хореографического искусства, пластических движений тела и языка жестов плачущего Ярославны. То есть, «Плач Ярославны» в опере – это вокальное соло, а в балете ‑ танцевальное.

Хор и оркестр Ленинградского Государственного Академического Малого театра оперы и балета. Дирижёр Александр Дмитриев

«Ярославна», балет. Первая битва с половцами из 1-го действия

Б.Тищенко — Балет «Ярославна»

I. 11. ярославна с игорем,12. начало похода,13. затмение

Балет «Ярославна» (фрагмент из Плача Ярославны)

Балет «Ярославна» («Молитва» — завершающий номер)

Балет «Ярославна» (фрагменты из Вступления, «Стон русской земли», «Стрелы»)

Галина Шойдагбаева, народная артистка СССР

Ариозо Ярославны (А.Бородин — Князь Игорь). Оркестр Новосибирского академического театра оперы и балета п/у Александра Большакова. Концертный зал НГАТОиБ. 23.04.2013

Б.Тищенко — Балет «Ярославна»

Ночные предчувствия («Ярославна», 2 действие)

II. 4.первая битва с половцами

Балет «Ярославна» (фрагмент из Плача Ярославны)

II. 7. ночные предчувствия,8. вежи половецкие,9. идол

I .2. стоны русской земли, 3. усобица

III. 7. игорь у половцев,8. побег игоря

I. 9. сборы в поход,10. слава игорю

I. 11. ярославна с игорем,12. начало похода,13. затмение

Балет «Ярославна» («Молитва» — завершающий номер)

I. 4. убитый,5. плач по убитому,6. ярославна

Балет «Ярославна» (фрагменты из Вступления, «Стон русской земли», «Стрелы»)

Хор и оркестр Ленинградского Государственного Академического Малого театра оперы и балета. Дирижёр Александр Дмитриев

«Ярославна», балет. Первая битва с половцами из 1-го действия

Презентация рассказывает о событиях 12 века. Хореографические размышления в 3х действиях по мотивам «Слова о полку Игореве».

Борис Иванович Тищенко (год рождения 1939) Балет «Ярославна»

Балет «Ярославна»- это хореографические размышления в 3-х действах по мотивам «Слова о полку «Игореве». Вступление; Стон Русской земли; Первая битва с половцами; Вежи половецкие; Стрелы; Плач Ярославны; Молитва.

Послушайте вступление: Какие образы возникают в вашем воображении? Назовите инструменты симфонического оркестра, которые вы услышите в музыке вступления? Что сближает эту музыку с русской народной?

«Стон Русской земли». -Какие образы раскрывает эта музыка?

«Первая битва с половцами» С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор передал сцену битвы? Победу или поражение подсказывает музыка этой сцены?

«Плач Ярославны» Какое эмоциональное состояние героини передаёт эта музыка? Какие музыкальные инструменты «поют» плач?

«Молитва» Какое эмоциональное состояние передаёт звучание хора? Почему композитор в финале балета обращается к жанру молитвы?

Читайте так же:  Бусы для молитвы название

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Дирижер – Иван Столбов
Хореограф – Владимир Варнава
Художник-постановщик и художник по костюмам – Галя Солодовникова
Художник по свету – Игорь Фомин
Художник -видеографик – Илья Старилов
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Хормейстер – Константин Рылов

I. Раздрай
Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить».
Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди.
А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла.
Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!».
Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву.
Солнце скрывается. Затмение.

II. Чёрный акт
Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками.
А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен.

III. Спасение
Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше.
Вдруг. оазис! Как дорогих гостей встречают дружину! Всё, о чём мечтает в дороге воин, – вот оно! Еда, питье, женщины. И главный подарок – князю!
Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти.
А княгиня чувствует: смерть вокруг, но жив ещё Игорь. Несёт ветер плач Ярославны: хоть богов она готова просить, хоть воду, хоть землю – только бы вернули ей мужа.
Игорь в темнице. Текут мимо потоком души погибших воинов.
Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал.
Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна. Нет сил, нет надежды. Мальчик ей обещает: вернётся. Но возвращение Игоря горем омрачено.
Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём?
О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?

Премьера постановки – 30 июня 2017 года, Мариинский театр

Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Вложение Размер
urok_7_klassa.ppt 582.5 КБ
urok_dlya_7_klassa.doc 45.5 КБ

Тема Урока: Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко (7 класс)

Цель: Познакомить детей с балетом «Ярославна», творчеством композитора Б.И.Тищенко, сравнить и проанализировать в чем отличие классического построения балета от современного. Прослушать отрывки из балета.

— развивать навыки музыкального восприятия произведений;

— воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

— закрепить понятие балет, программа спектакля.

— повторить сюжет литературного произведения «Слово о полку Игореве»

  1. Сообщение темы урока (Слайд 1)

У: Сегодня мы познакомимся с балетом «Ярославна» и композитором Борисом Ивановичем Тищенко. Проследим отличие современного балета от классического.

Дети: – музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается с помощью танца и пантомимики. Классическом балета в программе мы можем увидеть па-де-де – танец вдвоем, па-де- труа – танец втроем.

У: Запишите себе в тетрадь особенности классического построения балета. ( Слайд второй )

Особенности современного балета.(слайд 3)

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким балетом «Ярославна». В основе постановки этого балета лежит произведение «Слово о полку Игореве»

У: Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что мы и сегодня можем найти в них ответы волнующие нас сегодня. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве», о котором известный литературовед Лихачев писал: Каждая эпоха находит в нем свое и новое.

Давайте вспомним, о чем это произведение?

Дети: Князь Игорь со своим войском собирается идти на Кончака против половцев, жена его Ярославна отговаривает его, но князь со своим сыном Владимиром уходят. Проигрывают сражение князь попадает с сыном в плен. В это время Брат Ярославны …………

Композитор Борис Иванович Тищенко написал музыку к балету «Ярославна». (Слайд 4)

Этот композитор родился в Ленинграде 23.3.1939 — 10 декабря 2010 года,

В своем творчестве он По-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора. И в этом мы сегодня убедимся.

В этом балете все по новому.

В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина «Князь Игорь», композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.

Вот что он говорил о своем детище (слайд 5)

Самой важной моей работой в Ленинградском Малом театре стал балет «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Он стал кульминацией моего творчества. Сегодня, спустя почти тридцать лет после его премьеры, зная все, что происходило в мировом балете за эти годы, по оригинальности я не могу поставить рядом с «Ярославной» ни один спектакль! (Не думаю, что это завышенная самооценка.)

Как же создавался этот балет.

Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, но сюжет не выходил из головы и волновал меня постоянно.

Читайте так же:  Молитва помощи после операции

Как раз в это самое время артист балета Кировского театра Юрий Хохлов — очень симпатичный, скромный человек — принес ему свое либретто балета «Князь Игорь» в трех актах. К сожалению, балетное либретто Хохлова пересказывало оперное — и героем его также оставался князь Игорь: именно такая интерпретация во мне вызывала протест. Ничего себе герой! Всех обманул, погубил войско, показал неспособность противостоять татарам и вверг свою родину в двухсотлетнее татаро-монгольское иго! Ну никак я не мог такого принять!

В большинстве древних летописей события того времени и авантюра князя Игоря описывались так же трагично, как и в «Слове». Мало-помалу в моем воображении возник образ автора-летописца «Слова» — участника исторических событий.

Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через ее мысли и чувства.

Балет «Ярославна»: (конспект) Слайд6.7.8.

1. Все русские у меня танцевали босыми, все враги (женский кордебалет) — на пуантах, в мужских костюмах, с закрытыми лицами: руки — в черных перчатках, пуанты — черные, как копыта, тело — в темно-коричневом трико. Сам костюм — и штаны, и рубаха — из тарной ткани (мешковины грубой фактуры — очень дешевой).

2. Привычных па –де-де и любовных сцен вообще нет.

3. Сочетание пения и танцев. В 1 действии звучит мужской хор «Стон Русской Земли»

4. Приглашены не артисты а лучники, которые изображали половцев, они

танцевали вокруг извивающегося Игоря, всаживали в пол сцены натуральные стрелы. Попадание каждой такой стрелы в пол Игорь пластически акцентировал, выражая телесную боль, а в конце падал без движения внутри рокового круга из стрел…

5. Декорации – тексты старинных хроник и летописей.

Когда открывался занавес, в полной темноте на декорационном заднике и кулисах медленно высвечивались древние тексты «Слова о полку Игореве». В светлых одеждах цвета страниц стоял кордебалет русичей: женщины — в одинаковых длинных рубахах чуть разных тонов, с убранными в узел волосами, перевязанными тонкой лентой; мужчины — в рубахах и штанах такого же тона, с волосами, забранными кожаным ремешком по лбу. На костюмах проступали древние литеры.

Сгруппированные в соответствии с церковными канонами, они напоминали фреску, изображающую Русь, словно олицетворяя собой часть этого текста — фразы, слова, буквы. Все персонажи будто выходили из текста и в него же возвращались. Из-за кулис появлялись только половцы.

У: Балет «Ярославна» — балет в 2 актах, (слайд 8.9.10.11)

В основе балета — подлинное событие рус. истории 12 в.: окончившийся поражением поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Важнейшие эпизоды — «Сборы в поход», «Жёны русские», «Поход», «Затмение», «Окружение», «Вторая битва», «Плен», «Плач Ярославны», «Побег», «Призыв к единению».

Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные «завывания» у оркестра («Степь смерти»), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.

У: Сейчас мы послушаем Вступление к балету, так открывается 1 действие. Негромко звучит голос пастушьей свирели, мелодия которой напоминает протяжную русскую народную песню.

У: Как развивается мелодия, какую картинку она рисует. Можно ли сравнить инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?

У: После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли»

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчеркивает эмоциональное состояние героев.

У: Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской Земли»

У: О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей. Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.

Ключевые фрагменты текста „Слова о полку Игореве» (в спектакле МАЛЕГОТа тексты летописи были элементами сценографии) звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.

В „Стоне Русской земли» мужской хор повествует о распрях русских князей: „Сказал брат брату: „Это мое, и то мое же»». Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В „Усобице» мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь („Убитый»). Возвращаются интонации русского плача.

У: Именно этими произведениями начинается балет «Ярославна»

  1. Назовите особенности современного балетного спектакля.
  2. Кто написал балет «Ярославна»
  3. Почему автор назвал так свой балет.
  4. Как открывается 1 действие.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что хотел сказать автор словами в финале оперы:

Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую! Свои размышления записать в тетрадь.

Ярославна, балет в трех действиях по «Слову о полке Игореве», соч. 58, (1974)

Вступление, Стон русской земли, Усобица, Убитый, Плач по убитому,

Ярославна, Святослав, Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю,

Ярославна с Игорем, Начало похода, Затмение

Вступление, Продолжение похода, Степь, Первая битва с половцами,

Читайте так же:  В дорогу молитвы заговоры

Игры с половецкими девушками, Ночь перед второй битвой,

Ночные предчувствия, Вежи половецкие, Идол

Вступление, Кличи, Стрелы, Вторая битва с половцами, Степь смерти,

Плач Ярославны, Игорь у половцев, Побег Игоря, Мальчик – пахарь,

Здесь можно бесплатно скачать mp3 песню плач Ярославны исполнителя балет «Ярославна» на высокой скорости или слушать её онлайн в отличном качестве без какой-либо авторизации

Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под кровом моря
Дремлют горы в облаках;
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зеленых.
Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под кровом моря
Дремлют горы в облаках.
Улетай.
Улетай.
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.

Здесь можно бесплатно скачать mp3 песню Плач Ярославны древнерусский исполнителя Слово о полку Игореве на высокой скорости или слушать её онлайн в отличном качестве без какой-либо авторизации

На Дунаи Ярославнын глас ся слышит,
зегзицею незнаема рано кычеть:
«Полечю — речЕ — зегзицею по Дунаеви,
омочю бебрян рукав в Каяле рецЕ,
утру князю кровавыя его раны
на жестоцем его теле».

Ярославна рано плачетъ
в Путивле на забрале, аркучи:
«О ветре, ветрило!
Чему, господине, насильно вееши?
Чему мычеши хиновскыя стрелкы
на своею нетрудною крилцю
на моея лады вои?
Мало ти бяшетъ горЕ под облакы веяти,
лелеючи корабли на сине море?
Чему, господине, мое веселие
по ковылю развея?»

Ярославна рано плачеть
Путивлю городу на заброле, аркучи:
«О Днепре Словутичю!
Ты пробил еси каменны горы
сквозе землю Половецкую.
Ты лелеял еси на себе Святославли носады
до полку Кобякова.
Возлелей, господине, мою ладу ко мне,
а бых не слала к нему слез
на море рано».

Ярославна рано плачетъ
в Путивле на забрале, аркучи:
«Светлое и тресветлое солнце!
Всем тепло и красно еси:
чему, господине, простре горячюю свою лучю
на ладе вои?
В поле безводне жаждею им лУчи сопряжЕ,
тугою им тули затче?»

Тема урока: «Балет Ярославна»

Цель: Познакомить учащихся с современным прочтением произведения «Слово о полку Игореве» в жанре балета.
Задачи:
Личностные: Чувство патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.
Метапредметные: Ориентированность в культурном многообразии.
Предметные: Выявить особенности драматургии.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Проблемная беседа
Структура:
Орг момент
Распевание
Сдача песни Б. Окуджава «Надежды маленький оркестрик»
Слушание Вступления
Слушание хора «Стон Русской земли»
Слушание «Первая битва с половцами»
Слушание «Вежи половецкие»
Слушание «Плачь Ярославны»
Слушание «Молитва»
Итог
Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.
Оборудование: Фортепиано, компьютер.

1. Орг. Мом
2. Распевание
3. Сдача песни

Сегодня вы получаете оценку за знание песни.
Булат Окуджава «Надежды маленький оркестрик»
Трудности:
Методы:

-скачки
собственный показ, графический показ

-вступление после пауз
-одновременные вступление и снятие
дирижёрский жест

-замыкание слов и фраз
собственный показ, проговаривание текста

Сегодня мы поговорим о таком жанре искусства, как балет. Откройте учебник на странице 26. Что такое балет? Балет – вид музыкально – театрального искусства, содержание которого выражается в образах хореографии. Это синтетический вид искусства, включающий в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство. Эти виды искусств не существуют сами по себе, они подчинены хореографии. Какие темы можно передать через балет? Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве». В связи с изучением какой темы мы вспоминали данное произведение?
(опера Бородина «Князь Игорь»)
Балет современного композитора Бориса Тищенко — «Ярославна», как и опера Александра Порфирьевича Бородина, написан по мотивам «Слова о полку Игореве».

Запишите тему урока и автора балета.
Борис Тищенко – один из видных советских композиторов второй половины XX века . Им написаны симфонические произведения, сонаты, инструментальные концерты, романсы, балет, музыка к кинофильмам и спектаклю. Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию, его учителем был Д. Шостакович. Впоследствии он сам стал профессором Ленинградской консерватории. Именем Бориса Тищенко назван музыкальный колледж в Санкт – Петербурге.

Премьера балета «Ярославна» на сцене Ленинградского Академического Малого театра оперы и балета состоялась 30 июня 1974 года.
В отличие от трактовки сюжета в опере Бородина «Князь Игорь», Тищенко особенно подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.

Послушаем вступление и отметим, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления?
Слушание Вступления
Какой инструмент солирует?
Вступление к балету открывает одинокий голос флейты–пикколо.
Голоса каких деревянных духовых инструментов присоединяются к звучанию малой флейты?
Кларнет, словно кукушка, дарует годы путнику.

Слушание хора «Стон Русской земли»
Откройте 31 страницу учебника и выделите главное. Почему в балет введен хор? По замыслу автора в самые важные моменты в действие включается хор. Это первая особенность драматургии произведения, запишите её в тетрадь. Он комментирует происходящее, участвует в действии, подражает звукам природы. Оркестр в балете дополнен хоровой партией, построенной на русских фольклорных интонациях. В каком жанре звучит хор? (Плач)Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли»?

Читайте так же:  В чем сила ночной молитвы

Откройте 32 страницу учебника, прочитайте и выделите главное в сцене битвы.
Слушание «Первая битва с половцами»
Какие звучат инструменты? Каковы характерные интонации русских и какие половцев? Кто победил в этой битве?

Слушание «Вежи половецкие»
Какие приемы музыкальной изобразительности использует композитор? (Свист летящих стрел) Рассмотрите необычную запись этой партитуры на странице 33.

Откройте следующую страницу и скажите что такое плач.
Слушание «Плачь Ярославны»
«Плач Ярославны»: самый вдохновенный лирический момент. Ярославна скорбит о поражении Игоря и его дружины. Музыка построена на нисходящих интонациях плача. Использование жанра плач это вторая особенность драматургии. Какие знакомые звуки вы услышали? Где они звучали? Голос кукушки, который звучал во вступлении.

Мощно, повелительно звучат слова, призывающие к единению, но не они одни подводят итог сочинения. В финале впервые соединяются в тихом хорале мужской и женский хор, балет завершается словами «Молитвы».
Слушание «Молитва»
Какое эмоциональное состояние передает хор?
Почему композитор в финале обращается к жанру молитвы? Запишите третью особенность – использование молитвы.

Перечислите особенности драматургии балета: Введение хора, использование жанра плача и молитвы. Последняя особенность драматургии это выведение образа Ярославны на первый план. Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко? Почему балет посвящен Ярославне, а не Игорю?
Образ Ярославны это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности. Существует ли это образ в наше время? Актуален ли он?

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Дирижер – Иван Столбов
Хореограф – Владимир Варнава
Художник-постановщик и художник по костюмам – Галя Солодовникова
Художник по свету – Игорь Фомин
Художник -видеографик – Илья Старилов
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Хормейстер – Константин Рылов

I. Раздрай
Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить».
Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди.
А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла.
Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!».
Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву.
Солнце скрывается. Затмение.

II. Чёрный акт
Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками.
А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен.

III. Спасение
Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше.
Вдруг. оазис! Как дорогих гостей встречают дружину! Всё, о чём мечтает в дороге воин, – вот оно! Еда, питье, женщины. И главный подарок – князю!
Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти.
А княгиня чувствует: смерть вокруг, но жив ещё Игорь. Несёт ветер плач Ярославны: хоть богов она готова просить, хоть воду, хоть землю – только бы вернули ей мужа.
Игорь в темнице. Текут мимо потоком души погибших воинов.
Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал.
Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна. Нет сил, нет надежды. Мальчик ей обещает: вернётся. Но возвращение Игоря горем омрачено.
Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём?
О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?

Премьера постановки – 30 июня 2017 года, Мариинский театр

Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».

Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?»

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Читайте так же:  Молитва о неразделенной любви

Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»

Читая «Плач Ярославны», понимаешь, насколько трагичной может быть судьба женщины. Когда Игорь ушел в поход, Ярославна посылает свои жалобные речи ветру. Она надеется, что они вернут ее мужа домой.

Поэт, описывая то, как плакала Ярославна, как будто забывает о том, что этому предшествовало. Но этот плач его так захватывает, что он не помнит уже всего остального.

Поход Игоря закончился. Русское войско было разбито. Были взяты в плен князья, спаслось мало народа. Русские женщины оплакивают своих мужей. Но пришла новая беда. Два отряда половцев поднялись на Русскую землю.

А княгине как будто нет до всего этого дела. Ощущение, что она еще не знает, что случилось поражение и пленение ее Игоря.

Она рассказывает ветру о битве с половцами, о том, какой будет исход. На этом месте поэт отделяет ее плач от того, что происходило ранее.

Автор нарушает логику событий ради того, чтобы показать насколько может быть прекрасной песня об Игоре.

Ярославна была влюблена в своего мужа. Но их счастье длилось всего год.

И здесь ее тоска и порыв были спасением для ее мужа. Ее плач как будто был пророчеством о том, как все произойдет – бегство Игоря. Княжна готова полететь кукушкой или чайкой, лишь бы спасти своего любимого.

Ее монолог состоит из риторических вопросов. В них она превозносит силы природы, и в то же время нарекает на них за то, что они разделяют ее с мужем.

Ярославна была верна своему мужу. Как и он ей. Ведь ему предлагали разных красавиц, богатство. Но он любил княжну.

Посмотреть фрагмент балета Тищенко «Ярославны»,»Плач Ярославны».
Ответить на вопрос «Какие чувства вызвал у меня данный фрагмент?»
Помогите,срочно!С меня 99 баллов.

Образ Ярославны, главной героини балета, выступающей в окружении женского хора, подчёркивает лирическую направленность образного строя спектакля.

Композитор прочувствовал лирическую стихию литературы до монгольской Руси, «лиризм гражданственный, высокий, сочетавшийся с патриотическим пафосом, с эпическими темами, с размышлениями об исторических судьбах Русской земли».

Балет проникнут болью и гордостью за русский народ, мужественно боровшийся с врагами.

Данный урок разработан на основе УМК Сергеева, Критская тема «В музыкальном театре. Балет» «Балет «Ярославна»

Технологическая карта Евдокимовой Галины

Тема урока: «В музыкальном театре. Балет» «Балет «Ярославна»

Тип урока: расширение и углубление знаний

Вид урока: комбинированный

Цель: расширение и углубление знания учащихся о жанре «балет», познакомить с творчеством Б. И. Тищенко.

© образовательные — знать понятия «балет», типы балетного танца, составляющие балета — пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио;

уметь — определять рольбалетмейстера и дирижера в балетном спектакле,

приводить примеры балетов, полные имена композиторов и балерин и танцовщиков.

© раскрыть роль и силу героической музыки;

© воспитывать у учащихся гуманизм, духовность, патриотизм, нравственные и эстетические чувства;

© развивать вокально-хоровые навыки при работе над песнями «Журавлиная песня», «Моя Россия».

© развивать вокально-хоровые навыки, навыки декламации, творческое и художественное мышление.

словесная группа методов (беседа, рассказ);

наглядно-зрительная группа методов (слайды);

методы эмоционального воздействия (ситуации успеха);

слуховая группа методов (аудиозаписи, исполнение голосом);

метод обобщения, закрепления;

методы размышления о музыке, литературе, изобразительном искусстве;

проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.

«Улетай на крыльях» Бородин.

Тищенко — Балет Ярославна (фрагменты из Вступления, Стон русской земли)

Танец маленьких лебеде» П.И.Чайковский.

Техническое и материальное обеспечение: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

Познавательные: усвоение, понимание героической темы путём встраивания её через музыкальные средства выразительности;

Регулятивные: опора на музыкально-жизненный опыт;

Коммуникативные: умение вступать в диалог с одноклассниками, учителем и учитывать их позиции, сотрудничать во время выполнения учебных заданий.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения).

Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам)

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» — М. :Просвещение, 2012.

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс–М.: Просвещение, 2006.

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 7 класс. М. :Просвещение, 2014.

Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010. – 48с. (Стандарты второго поколения).

Видео (кликните для воспроизведения).

Рабочая учебная программа по музыке 5-7 класс / В.И.Мячева, 2015. – 14с.

Балет ярославна плач ярославны молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here