Добровольная ночная молитва

Предлагаем ознакомиться: Добровольная ночная молитва с точным и подробным описанием.

Что такое къияму-ллейль?
Любая молитва, которая совершается ночью, относится к къияму-ллейль, как бы ее не называли.
Шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури писал: “Знай, что и тарауих, и къияму Рамадан (выстаивание ночных молитв в Рамадане), и Къияму-ллейль (ночная молитва), и тахаджуд – это все название одной и той же молитвы”. См. “Мир’атуль-мафатих” 2/224.

В какое время совершается къияму-ллейль?
Время ночных молитв — это период после ночной (‘иша) и утренней (фаджр) молитвами.
‘Аиша рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночные молитвы в одиннадцать рака’атов в период после завершения ночной молитвы и до наступления утренней”.Муслим 736.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Аллах подкрепил вас еще одной молитвой, и это – Уитр! Так совершайте же его между ночной и утреней молитвами!»Ахмад 6/397, ат-Тахауи 1/250. Хадис достоверный См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 108.
Однако наилучшее время для ночных молитв – это последняя треть ночи, как сообщил об этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит Уитр в начале ее, а кто желает совершить Уитр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва в конце ночи имеет свидетелей, и это лучше!» Муслим 755.

Каково достоинство совершения къияму-ллейль?
Сообщается от ‘Абдуллаха ибн Саляма, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«О люди, распространяйте салам, кормите едой, молитесь по ночам, когда люди спят, и вы войдете с миром в Рай!» ат-Тирмизи 1855, Ибн Маджах 1334. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 569.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам следует совершать къияму-ллейль! Поистине, это является обычаем праведников, живших до вас, приближением к Аллаху, удержанием от греха и искуплением прегрешений!» Ахмад, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4079.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да помилует Аллах человека, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой. И да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, а если он отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой». Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3494.

1110 — Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

— Совершив два раката (добровольной) утренней молитвы, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда ложился на правый бок. (Аль-Бухари)

1111 — Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

— Между вечерней и утренней (обязательными) молитвами[378] пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно совершал (молитву в) одиннадцать ракатов, произнося слова таслима после каждых двух ракатов и совершая в конце её один (ракат). Когда же муаззин заканчивал произносить призыв к утренней молитве, видел, что начинало светать и приходил к (пророку, да благословит его Аллах и да приветствует), он поднимался и совершал два лёгких раката, после чего ложился на правый бок (и лежал) так, пока муаззин не приходил к нему (ещё раз), чтобы объявить о начале (обязательной) молитвы. (Муслим)

1112 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Когда кто-либо из вас совершит два раката утренней молитвы, пусть ляжет на правый бок. (Этот хадис с достоверными иснадами приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис.”)

О ТОМ, КАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ СОВЕРШАЮТСЯ ДО И ПОСЛЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПОЛУДЕННОЙ МОЛИТВЫ.

1113 — Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

— Вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мне случалось совершать (молитву в) два раката до (обязательной) полуденной молитвы и (молитву в) два раката после неё. (Аль-Бухари; Муслим)

1114 — Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, неизменно совершал (дополнительную молитву в) четыре раката перед обязательной полуденной молитвой. (Аль-Бухари)

1115 — Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

— Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, часто совершал в моём доме[379] (дополнительную молитву в) четыре (раката) перед обязательной полуденной /зухр/ молитвой, потом выходил (в мечеть) и совершал (обязательную) молитву вместе с людьми, а потом (снова) заходил (ко мне) и совершал молитву в два раката. (Кроме того,) он совершал вместе с людьми закатную /магриб/ молитву, а потом заходил (ко мне) и совершал молитву в два раката, и он совершал с людьми вечернюю /`иша/ молитву, а потом заходил в мой дом и совершал молитву в два раката. (Муслим)

1116 — Передают со слов Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Аллах сделает запретным для огня того, кто будет неуклонно совершать (молитву в) четыре раката до обязательной полуденной молитвы и (молитву в) четыре раката после неё. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший достоверный хадис.”)

1117 — Передают со слов Абдуллаха бин ас-Са`иба, да будет доволен им Аллах, что обычно перед обязательной полуденной молитвой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал (молитву в) четыре раката, как только солнце начинало клониться к закату[380], и он говорил: “Поистине, это такое время, когда открывают небесные врата, и я хочу, чтобы в это время благое дело(, совершённое) мной, возносилось (к этим вратам). (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший хадис.”)

Читайте так же:  Чем помогает молитва Отче наш

1118 — Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что если пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не совершал четырёх ракатов до полуденной молитвы, он всегда совершал их после неё. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший хадис.”)

О ТОМ, КАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ СОВЕРШАЮТСЯ ДО ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПОСЛЕПОЛУДЕННОЙ МОЛИТВЫ /`АСР/.

1119 — Сообщается, что Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Перед послеполуденной молитвой пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно совершал (дополнительную молитву в) четыре раката, отделяя их друг от друга словами “Мир вам и милость Аллаха”[381] /Ас-саляму `аляй-кум ва рахмату-Ллахи/, с которыми он обращался к приближенным ангелам и тем, кто последовал за ними из числа мусульман и верующих.[382] (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший хадис.”)

1120 — Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Да помилует Аллах человека, совершающего молитву в четыре раката перед послеполуденной молитвой! (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший достоверный хадис.”)

1121 — Передают со слов Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, что перед послеполуденной молитвой пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно совершал молитву в два раката. (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)

Помимо обязательных молитв и тех намазов, которые Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) не пропускал практически никогда либо делал это изредка, есть ещё один вид молитвенной практики. Речь идёт о намазах нафль (добровольные молитвы).

Рассмотрим наиболее распространённые примеры этого вида намаза. Некоторые из них выполняются в конкретно установленное время, тогда как для других подобные требования отсутствуют.

Данный намаз читается либо в первую часть ночи, либо в середине, либо в конце тёмного времени суток. Именно поэтому его часто называют «салятул-лайл» (молитва ночи). Однако она должна следовать строго после обязательной ночной молитвы (иша). В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «То время, когда верующий ближе всего к своему Господу, – середина и последняя часть ночи. Если ты способен быть среди тех, кто может поминать Аллаха в это время, то делай это».

Молитва Тахаджуд не предполагает выполнения какого-то определённого числа ракаатов. Однако учёные в области фикха разных мазхабов говорят о том, что этот намаз должен выполняться в два – восемь ракаатов. Не рекомендуется читать тахаджуд коллективно, потому как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) не практиковал подобного.

Время этого намаза – с того момента, как пройдёт полчаса с момента восхода солнца, до зенита. Духа может читаться в два, четыре и восемь ракаатов.

Этот намаз состоит из двух ракаатов. Он читается сразу после того, как человек взял тахарат. В источниках утверждается, что для совершения этой молитвы нужно, чтобы у человека не испарилась вода с омытых им частей тела. В сборниках хадисов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи приводится изречение Заключительного Божьего пророка (с.г.в.), в котором касательно этой молитвы он говорит следующее: «Тот, кто из вашего числа совершит как следует омовение и искренне прочитает намаз, состоящий из двух ракаатов, безусловно, будет достоин Рая.

Этот намаз, как и предыдущий, включает в себя всего два ракаата, которые нужно прочитать сразу после входа в мусульманский храм. Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад приводят в своих сборниках хадис о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал мусульман совершать молитву приветствия при входе в мечеть до того, как они усядутся там. Если человек вдруг забыл прочитать этот намаз и присел, то он может снова встать на ноги и совершить эту дополнительную молитву. Когда верующий при входе в мечеть сразу приступил читать не дополнительный намаз приветствия, а, например, фардовую часть или сунну одной из пяти обязательных ежедневных молитв, то в этом случае ему нет никакой необходимости совершать намаз нафль.

Часто возникает вопрос о том, как быть, если человек приходит в мечеть несколько раз за день. Мнения богословов на этот счёт разнятся. Кто-то говорит, что достаточно, в целом, один раз прочитать эту добровольную молитву. Другие отмечают, что ранее упомянутый хадис стоит трактовать буквально, а потому каждый раз, когда мусульманин входит в мечеть, он должен читать молитву приветствия.

Вместе с этим есть единогласное мнение мусульманских учёных о том, когда эта молитва не должна совершаться:

  • Во время входа в Запретную мечеть в Мекке, потому как в качестве приветствия выступает таваф (обход вокруг Каабы).
  • В праздники разговения и жертвоприношения перед входом в мечеть для совершения праздничной молитвы не читается этот дополнительный намаз. В преданиях о Пророке Мухаммаде (с.г.в.) сообщается, что он не совершал никакого дополнительного намаза ни до, ни после праздничных молитв.
  • Если при входе в мечеть там будет совершаться одна из обязательных молитв, то верующий должен присоединиться к ней, а не читать дополнительный намаз.

Эта молитва читается человеком, когда он находится в ситуации важного выбора. Чтением этого намаза, который состоит из двух ракаатов, верующий просит у Всевышнего помощи и благословления.

В первом ракаате нужно читать после «Фатихи» суру «Кяфирун» («Неверующие»), а во втором – «Ихлас» («Искренность»).

После совершения этого намаза нужно прочитать следующую дуа:

«Аллахумма инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакъдирукя би-кудэрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азым. Фа-инна-кя такъдиру ва ля акъдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюбэ! Аллахумма ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (здесь нужно сказать то, что желает человек) хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи»

Читайте так же:  Пресс упражнение молитва

Перевод: «О Всевышний, я спрашиваю у Тебя блага, ведь Ты знаешь всё. Прошу проявления силы Твоей на основе Твоего могуществ. Я прошу Тебя проявить милость. Всемогущ Ты, а я совершенно беспомощен. Ты объемлешь Своим знанием всё, однако я несведущ. Известно Тебе абсолютно всё! О Всемогущий Господин! Если Ты знаешь, что дело (то, что человек просит) является хорошим для меня, с точки зрения моего благополучия в этой бренной жизни и в вечной, то сделай его реальным для меня, сделай его легче для меня и подари мне в последующем баракят в нем. Если же Ты полагаешь, что в моей просьбе есть зло для меня, для моего благочестия, моей жизни в этом мире и в вечности, то удали это дело от меня и удали меня от него. И позволь мне достичь блага там, где оно имеется, затем сделай меня довольным им».

Этот намаз совершается, когда у человека есть какая-то крайняя необходимость в том, чтобы Всевышний помог ему. Она читается в два либо в четыре ракаата. Фиксированного времени у этого намаза нет, но лучше всего его совершить после пятой обязательной молитвы (иша). В первом ракаате после суры «Фатиха» читается трижды аят «аль-Курси». Во втором ракаате необходимо прочитать суру «Ихлас», в третьем – «Фаляк», в четвёртом – «Нас».

Да примет Аллах ваши молитвы!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Не могли бы вы пояснить некоторые детали относительно молитвы тахаджжуд? Каковы ее достоинства? Как ее следует выполнять?

«Выполняй обряд молитвы с того момента, когда солнце начинает склоняться с середины неба к западу, и продолжай до наступления темноты. Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле своей в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаха дать тебе достойное и славное место в другой жизни» (Коран, 17:78-79).

«Те, которые оставляют свои ложа, чтобы поклоняться Аллаху» (Коран, 32:16).

«Они спали только малую часть ночи, большую же её часть они посвящали поклонению Аллаху» (Коран, 51:17).

Абу Хурайра

сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшая молитва после обязательных молитв — это ночная молитва» (Муслим).

Абу Хурайра

сообщает, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Какая молитва является самой добродетельной после обязательных молитв?» Он ответил: «Молитва глубокой ночью» (Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).

Абдуллах ибн Салям

сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди! Распространяйте мир, кормите других, поддерживайте семейные связи и обращайтесь ко Всевышнему ночью, когда остальные (люди) будут спать, и вы войдете в Рай безопасно» (Тирмизи, Хаким).

Абу Умама аль-Бахили

передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Придерживайтесь ночной молитвы, потому что это путь праведности для вас, путь приближения к вашему Господу, искупления неправильных поступков и щит от греха» (Тирмизи и другие). В других передачах есть дополнение: «…и она ограждает тело от болезней».

Ибн Масуд

сказал: «Преимущества ночной молитвы перед дневной подобны преимуществам тайной милостыни перед явной» (Табарани).

Ученые объясняют, что эти хадисы относятся к добровольным молитвам.

Ночная молитва — это любая молитва, совершаемая после времени молитвы Иша. Время для совершения ночной (тахаджжуд) молитвы оканчивается с окончанием времени Иша и временем наступления намаза Фаджр. Поэтому любые добровольные молитвы, совершаемые после наступления времени намаза Фаджр не считаются ночными молитвами (тахаджжуд).

Имам Саффарини, ханбалитский факих и суфий, объясняет в своем «Шарх Мандумат аль-Адаб»:

«Ночные молитвы превосходят дневные, поскольку они совершаются скрыто — и поэтому они более искренние. Праведные предшественники (саляфы) очень старались скрывать свои тайные поступки (имеются в виду поступки, совершаемые между ними и Аллахом). Хасан аль-Басри сказал: «Обычно бывало, если у человека были гости, которые оставались у него, то он молился ночью так, чтобы гости не знали (об этом)».

И потому еще ночные молитвы превосходнее, что ночная молитва тяжелее для низкой сущности человеческого нафса. Ведь ночь — это время отдыха от дневных забот, так что отказываться от сна, несмотря на то, что нафс хочет спать, — это великая битва (муджахада). Некоторые сказали: «Лучшая работа — это та, которую ты заставляешь выполнять свой нафс».

И это еще потому, что чтение Корана ночной молитве более сосредоточено, потому что те вещи, которые занимают сердце днем, в большинстве своем ночью отсутствуют, так что сердце человека не отвлекается и вместе с языком занято поминанием.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ведь Всевышний Аллах сказал: «Поистине, поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы. Ведь днём ты занят житейскими хлопотами, заботой о передаче Послания (своего Господа), поэтому ты освободись и посвяти ночь поклонению своему Господу» (Коран, 73:6-7).

Именно поэтому нам было велено читать Коран в ночной молитве размеренным чтением (тартиль).

И это потому что ночная молитва служит щитом от греха.

И это потому что время ночного бдения является лучшим временем для добровольного поклонения и молитвы и наиболее приближает раба к его Господу.

И потому что в это время врата неба открываются, просьбы принимаются, и нужды тех, кто просит, выполняются.

Аллах хвалит тех, кто просыпается ночью для поминания Его, мольбы, поиска Его прощения и взывания к Нему, говоря:

«Те, которые оставляют свои ложа, чтобы поклоняться Аллаху, богобоязненно и смиренно моля Его, боясь Его гнева и желая Его Милости, и которые дают на благодеяния и милости из имущества, дарованного им Нами. И ни одна душа не ведает, что скрыто от них из прекрасных, радостных благ, уготованных Аллахом для этих верующих в воздаяние и награду за то добро, которое они вершили, и за повиновение Ему» (Коран, 32:16-17).

Читайте так же:  Все чего ни будете просить в молитве верьте что получите и будет вам

«Те, кто просит прощения в ночные часы» (Коран, 3:17).

«Рабы Милостивого — те, которые скромны в земном мире, ходят спокойно и с достоинством и таким же образом ведут себя во всех своих делах. Когда глупцы из многобожников-невежд порицают их, они оставляют их, говоря: Мы не имеем с вами никакого дела. Нам было приказано говорить вам: Мир! Это — те, которые проводят ночи в поклонении Аллаху, падая ниц и многократно поминая Аллаха в своих молитвах» (Коран, 23:63-64).

Аллах отрицает всякое подобие между теми, кто молится ночью и теми, кто не делает этого:

«Неужели богобоязненный, который поклоняется Аллаху в часы ночи, падая ниц или стоя, боясь будущей жизни и надеясь на милость Аллаха, подобен тому, кто обращается к Аллаху в беде и забывает Его в счастье?! Скажи им, о Мухаммад: Разве те, которые знают права Аллаха и поклоняются Ему Единому, уверовав в единобожие, равны тем, которые не знают, ибо они не смотрят и не раздумывают над знамениями Аллаха? Лишь только обладатели здравого ума приемлют знамения и наставления» (Коран, 39:9)».

Саффарини, «Гида аль-Альбаб шарх Мандумад аль-Адаб»

Имам Абу Саид аль-Хадими сказал: «Существует единогласное мнение ученых (иджма), что среди добровольных деяний лучшей является ночная молитва (ночное бдение)» (Аль-Барика аль-Махмудийя шарх ат-Тарика аль-Мухаммадийя).

Ученые вывели из Корана и хадисов Пророка

следующее:

1. Местом для намерения является сердце, и оно (намерение) имеет два аспекта:

  • Намерение на то, что вы собираетесь совершать (на молитву тахаджуд).
  • Намерение, почему вы собираетесь это сделать (ради Аллаха).

Минимальное из того, что достаточно (сказать) для всех суннат и нафиль намазов, — это просто выразить намерение совершить молитву, хотя лучше всего уточнить, что вы совершаете определенную молитву сунны, на которую вы делаете намерение (к примеру, на тахаджжуд или духа).

2. Минимальное количество ракаатов ночной молитвы — 2 ракаата (Хиндийя, цитируя Фатхуль-Кадир).

3. Оптимально рекомендуемое количество ракаатов — 8 ракаатов, потому что это была обычная практика Посланника Аллаха

.

4. Более продолжительное чтение (Корана в молитве) предпочтительнее большего числа ракаатов молитвы (Хаскафи, Дурр аль-Мухтар; Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар).

5. Если вы делите ночь на три части, то последняя треть является самой лучшей для молитвы (Хаскафи, Дурр аль-Мухтар).

6. Если вы разделяете ночь пополам, то последняя часть является лучшей для молитвы (там же).

7. Наиболее предпочтительно делить ночь на шесть частей, следует спать в первые три части, поклоняться и совершать молитву тахаджжуд в четвертую и пятую части, затем спать в шестую часть, так как это салят Дауда (мир ему) (Умдат аль-Фикх).

8. Добровольная (нафиль) молитва ночью более предпочтительна, чем добровольная молитва в течении дня. Однако наиболее полная награда в аятах Корана и хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха) относится к тому поклонению, которому предшествовал сон. Это также понятно из лингвистического значения слова «тахаджжуд», которое обозначает борьбу со сном (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, цитируется Ибн Амиром Хадж в «Хальба»).

9. Ибн Нуджайм и Хаскафи, оба относят ночную молитву к рекомендованным (желательным действиям) (Бахр аль Раик, Дурр аль-Мухтар, выбрано в «Аль-Фатава аль-Хиндийя»). Однако Камаль ибн аль-Хумам, блестящий муджтахид, который был величайшим ханафитским факихом в последней части исламской истории, колебался между желательной и достоверной сунной. Это потому что хадисы указывают на рекомендованную (желательную сунну), а продолжительная практика Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), казалось бы, указывает, что это строгая сунна. Это было также выбрано учеником Ибн аль-Хумама, Ибн Амиром Хадж в «Хальба» (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар).

10. Нехорошо оставлять ночную молитву тому, кто имел привычку ее совершать, если у него нет оправдания. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал Ибн Умару

: «О Абдуллах, не будь похож на такого-то. Он имел привычку молиться ночью и оставил это» (Бухари и Муслим). Поэтому нужно совершать такое количество деяний, которое ты можешь выполнить, так как Посланник Аллаха сказал: «Самыми любимыми деяниями для Аллаха являются наиболее постоянные, даже если их немного» (там же) (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, из «Хальба» Ибн Амира Хаджа).

11. Желательно начинать ночную молитву с двух коротких ракаатов, потому что в хадисе от Абу Хурайры

сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы встаете ночью для молитвы, начинайте с двух коротких ракаатов» (Муслим, Ахмад, Абу Дауд).

12. Просьбы (мольбы) глубокой ночью принимаются, как упоминается в хадисах.

Некто сказал Ибн Масуду

: «Я не могу молиться ночью». Он ответил: «Твои грехи отвращают тебя от этого».

Вопрос: Есть ли различие между молитвой витр и добровольной ночной молитвой /салату-ль-лейль/?

Молитва витр является частью ночной[1] молитвы, но между ними есть различия.

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал:

«Витр – часть ночной молитвы, и эта молитва является Сунной. Витр завершает ночную молитву, одним рака‘атом завершается ночная молитва в конце ночи, или в ее середине или сразу после обязательной ночной молитвы /‘иша/. Человек совершает столько рака‘атов, сколько может, и завершает их одним рака‘атом»[2].

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Сунна, подтвержденная как словами, так и деянием Пророка, различает ночную (добровольную) молитву и молитву витр. Также и ученые различают их положение в Шариате и образ их совершения. Что касается различения их в Сунне, то словами это подтверждается в хадисе от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что какой-то мужчина спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как совершается ночная молитва. И он ответил: „(Ночная молитва совершается) по два, по два (рака‘ата), и если ты станешь опасаться наступления утренней молитвы, то заверши их одним нечетным рака‘атом“ (приводится у аль-Бухари). См. „Фатх“ (Т. 3. С. 20).

Читайте так же:  Молитвы на горе арафат

Что касается различия между ночной молитвой и молитвой витр с точки зрения положения их в Шариате, о котором говорят ученые, то ученые разногласили по поводу обязательности молитвывитр. Абу Ханифа считал молитву витр обязательной /ваджаб/, и это также является одним из мнений имама Ахмада. Это мнение упоминается в „аль-Инсаф“ и „аль-Фуру‘“. Ахмад сказал: „Человек, который оставляет витр намеренно, является плохим человеком. Его свидетельство принимать нельзя “. Известное же мнение мазхаба гласит, что молитва витр является желательным действием. Это мнение и мазхаба Малика, и аш-Шафи‘и.

Что касается ночной молитвы, то по ее поводу разногласий нет. В „Фатху-ль-Бари“ сказано: „Я не встречал мнения об ее обязательности ни от кого, кроме некоторых табиинов. Ибн ‘Абд иль-Барр сказал: „Некоторые табиины, противореча мнению большинства ученых, считали, что ночная молитва обязательна /ваджиб/, и что ее необходимо совершить хотя бы столько по времени, сколько достаточно для дойки овцы. Но большинство ученых считает совершение ночной молитвы желательным действием““ (Т. 3. С. 27).

Что касается различия между молитвой витр и ночной молитвой с точки зрения образа их совершения, то наши ученые, ученые мазхаба ханбалитов, ясно заявляли об этом. Они сказали: „Ночная молитва совершается по два рака‘ата“, а по поводу молитвы витр сказали: „Если человек совершает молитву витр в пять рака‘атов или семь, то он садится только после последнего рака‘ата. Если он совершает молитву витр в девять рака‘атов, то он садится после восьмого, читает ташаххуд, а после, не произнося приветствия, встает и совершает девятый. После него он читает ташаххуд и произносит приветствие“. Таковы слова автора „Заду-ль-мустакни‘“»[3].

Таким образом стало ясно, что молитва витр является частью ночной молитвы, но отличается от ночной молитвы в несколько пунктах, в частности, в образе совершения.

[1] Здесь и далее под словами „ночная молитва“ подразумевается добровольная, не обязательная молитва. Прим. пер.
[2] Ибн Баз. Фатауа Ибн Баз. Т. 11. С. 309.
[3] Ибн ‘Усеймин. Маджму‘ фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 13. С. 262-264.

Добровольные намазы как путь приближения к Аллаху

В статье наряду с обязательными поклонениями будет идти речь о добровольных поклонениях. Языковое значение слова “нафиль” означает — связанный с желанием; совершенный на добровольной основе; дополнение к фарзам, которыми обязал Аллах; наряду с тем, что оставление этих деяний не одобряется, это поклонение, за оставление которого с точки зрения закона Аллаха не предусматривается никакого наказания. Слово нафиль (добровольный) как религиозный термин тождествуется со смыслом «близкий», образованное от арабского слова «курб», имеющий два значения: общий курб – близость Аллаха к человеку; и частный курб – близость человека к Аллаху.

Даже если мы полностью не понимаем значение имени Аллаха «аль-Кариб», несомненно другими именами и эпитетами Аллаха ясно, что Аллах близок к человеку: «Где бы вы ни были, Он всюду с вами, и видит Аллах все, что вы вершите» (Хадид: 4); Аллах ближе к человеку, чем яремная вена: «Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему его душа, и Мы более близки к нему, чем яремная вена» (Каф: 16). Несомненно, что общая близость Аллаха к человеку охватывает всех людей, вне зависимости от вероисповедания и местонахождения.

Наша тема близость верующего к Аллаху, то есть частная близость. В аятах говорится: «Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» (Нахль: 128); «Муса воскликнул: «Никогда! Ибо мой Господь – со мной, и Он направит меня на прямой путь»» (Шуара: 62). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое близкое состояние раба к Господу – земной поклон, поэтому много просите Аллаха в состоянии земного поклона». В источниках по аскетизму и тасаввуфу даются следующие объяснения по данной тематике. Например Сери ас-Сакати сказал: «Близость (курб) -повиновение». Серрадж сказал: «Курб означает, что раб своим сердцем чувствует близость Аллаха к нему; приближение к Аллаху повиновением и поклонением; языком и сердцем поминая Его, отдает все свое внимание Ему».

Таким образом, основной задачей для верующего является заслужить близость Аллаха. Для этого человек несомненно действуя в соответствии с целью творения, фарзами и нафилями углубляется в поклонении. То есть поклонение и близость прямо пропорциональны друг к другу. Уместно добавить, что все поклонения и нравственное поведение являются средством к основной цели, а именно к приближению и довольству Аллаха.

Поклонения, которые являются средством к достижению близости Аллаху можно разделить на две группы: обязательные (фарзы) и добровольные (нафиль). Фарзы – повеления Аллаха, нафили (в общем понимании сунна тоже входит в нафиль) известны как повеления и воплощение на практике посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Однако, если это общее мнение отчасти и верно, необходимо отметить, что добровольные поклонения наряду с Сунной, упомянуты в Коране и хадисах кудси. Например, «Бодрствуй и часть ночи, творя молитву в дополнение [к пяти обязательным], в надежде, что Господь твой определит тебе достойное место [в будущей жизни]» (Исра: 79); «А если кто- либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него» (Бакара: 184). Слово нафиль упомянутый в первом аяте относительно пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является обязательным, а относительно нас добровольным. То есть тахаджуд намаз для нас является добровольным, а для пророка (да благословит его Аллах и приветствует) обязательным.

Читайте так же:  Молитва про льва и дракона

В первом хадисе говорится о дополнении недостатков обязательных намазов. Недостатки бывают двух видов: либо в количестве; либо в обязательных намазах недостаточно смирения, скромности и «та’дилю эркан» (четкое и добросовестное выполнение всех рукнов намаза). Близость фардами относится только к пророкам, а близость нафилями особенность, которая относится к святым и остальным верующим. Потому что фарзы без недостатков могут совершить только пророки. Поэтому нафили пророков не направлены на устранение недостатков фарз намазов, а выражают глубокую благодарность. И действительно, когда Айша (да будет доволен ею Аллах) увидела, что во время совершения ночных намазов обе ноги посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) опухли, она спросила: «О посланник Аллаха! Почему ты так обременяешь себя, когда Аллах простил твои прошлые и будущие грехи?», он ответил: «А не быть ли мне благодарным рабом?». Остальные же люди вынуждены совершать нафиль намазы, чтобы дополнить недостатки обязательных намазов. Поэтому верующий должен приложить максимальные усилия для безупречного совершения обязательного намаза.

Другая цель добровольных поклонений (сюда входят суннаты намазов, тахаджуд, аввабин и другие нафиль намазы) обеспечивает приближение к Аллаху. Например, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит, что два ракааата сунны утреннего намаза лучше дуньи и всего того, что в ней имеется. В одном из хадисов речь идет об особенной милости. То есть в смысле слов «Тебе мы поклоняемся и только к Тебе взываем о помощи» (Фатиха: 5) имеется еще одна близость, которую мы желаем. Это просьба о близости направленная на преодоление нами нашей отдаленности. После того, как мы получаем помощь Всемогущего Аллаха, он дарует такую близость, о которой мы не могли даже надеяться и которую мы не могли даже представить. Другая сторона вопроса заключается в следующем: к дополнению к совершению фардов, нужно стремиться избегать запретных поступков, чтобы осуществилась полная близость. Два этих обстоятельства дополняют друг друга. Чтобы обеспечить близость добровольным поклонением, которое является вторым шагом, необходимо избегать противоположности нафилей, а именно порицаемых поступков. Это более продвинутый уровень таква – благочестия.

Добровольные намазы как путь приближения к Аллаху

В некоторых добровольных поклонениях не определен верхний предел и не каждому человеку по силам совершать эти поклонения в таком размере. Среди сахабов имеются примеры, где человек терял самообладание, совершая большое количество добровольных поклонений. Это связано с тем, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) очень щепетильно относился к добровольным поклонениям, что и послужило возникновению ситуации, что некоторые сахабы не были в состоянии взять на свои плечи такой груз и их жены начали жаловаться на них.

В связи с этим посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) своими поступками и прекрасными словами показал золотую середину. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Несомненно, есть легкость в этой вере. Пусть никто из вас не пытается превзойти веру, взяв на себя непреодолимые обязанности; (что бы человек не совершал из поклонений, все же непременно останутся какие-то недостатки и ) вера останется превалирующей. В таком случае держитесь срединного пути, когда вы не в состоянии наилучшим образом совершать свои деяния, старайтесь как можно ближе приблизиться к этому уровню. Когда вы будете поступать так пусть будет вам благая весть. В начале и конце дня, в последней части ночи просите помощи и любви Аллаха». Из хадиса ясно, что уровень у всех верующих разный и не стоит брать на себя непосильный груз, совершая поклонения в избытке.

Так же из хадиса понимается, что нужно заниматься добровольными поклонениями когда имеется крепкость и энергичность в теле. И в периоде молодости и зрелости уделять пристальное внимание не тем вещам, которые мы считаем важными, а поклонению. Таким образом, верующий будет чувствовать сладость поклонения. Продолжая совершать привычное поклонение, не открывая ворота наущениям нафса, мы должны соблюдать в первую очередь свои права, затем права жены и всех тех, кто имеет права по отношению к нам. Короче говоря, придерживаясь Сунны, мы должны с искренностью продолжать свою жизнь в поклонении до наступления «якына» — смерти. Всемогущий Аллах в Коране говорит:

«Поклоняйся Господу твоему, пока смерть не явится к тебе» (Хиджр: 99)

В хадисе посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Лучшее из деяний – непрерывное, хотя и в небольшом количестве». Несомненно, малое количество постоянного поклонения лучше, чем большое количество поклонения, совершенное за небольшой промежуток времени. Потому что продолжительность в поклонении охватывает такие качества как покорность, поминание, самоконтроль, намерение, искренность и направление к Аллаху. Фразеологизм «По зернышку ворох, по капельке – море» так же подтверждает, что малочисленные, но продолжительные деяния оставляют далеко позади одноразовых многочисленных деяний. В непродолжительности же заключается пророческая угроза: «Кто оставит начатое поклонение из-за лени, будет подвержен гневу Аллаха».

Видео (кликните для воспроизведения).

Из статьи ясно, что поклонение является неотъемлемой частью жизни верующего. Потому что защитить религиозную жизнь от сдвигов и смещений возможно только с поклонением. Человек, который не поклоняется, не может стать единым целым со своей природой и для такого человека всегда характерны сдвиги с прямого пути. Теоретическое убеждение человека может позволить принять необходимые истины. Однако теоретическим разумом невозможно достичь горизонтов «Марифатулла» — познание Аллаха, этого можно достичь только практическим разумом, то есть поклонением.

Добровольная ночная молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here