Если пропустил утреннюю молитву

Предлагаем ознакомиться: Если пропустил утреннюю молитву с точным и подробным описанием.

Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс. 21:2; 30:6 ).

Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;

2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.

утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.

С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.

Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.

Читайте так же:  Молитва Николаю Чудотворцу кому помогла

Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.

С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.

В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.

Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).

Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.

Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.

Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?

Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.

Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.

«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».

Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:

«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…

б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…

в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…

г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…

д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…

е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Асаляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух.

    1) Если человек проспал утреннюю молитву, и проснулся тогда, когда уже солнце вот вот начало выходить. Нужно ли ему дождаться пока солнце не выйдет полностью, на высоту копья, или он может сразу же возмещать молитву пока солнце еще не вышло до конца?

    2) Укорачивание бороды является харамом или макрухом? Не полное сбривание, а укорачивание, например оставляя длину 1 сантиметр, это запрещено так подстригать или нежелательно?

    И конкретно что говорят об этом шафииты? Джазакуму Ллаху хайран . $корпион.

    Аляйкум ас саляму ва рахмату Ллахи ва баракатух.

    Что касается первого вопроса, то большинство ученых говорят, то что макрух читать намаз в запрещенные времена ( во время восхода солнца, в зените и закате) без причины.

    А что касается намаза пропущенного в этот день ( нет разницы какого) то нет разногласия в разрешенности этого, как пришло ( и также в других местах) об этом в шархе на «Муватта» в «Мунтака» 214:

    «Нет разногласия у Уммы в том, то что разрешено выполнять пропущенный намаз дня, хоть во время восхода солнца хоть во время заката его».

    И также: «Масаля: Что касается пропущенных ( молитв) то говорит Малик то что разрешено выполнять в любое время и также сказал Шафиъи ( у Шафиитов в мазхабе можно отложить (до восхода), но читать сразу мустахаб по хадису Имрана ибн Хусейна

    Please Login or Register to see this Hidden Content

    И говорит Абу Ханифа, то что не разрешено читать во время запрета.

    И далиль на то что мы говорим, слова посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует: « Кто проспал намаз или вспомнил о нем после того как забыл, то пусть читает когда вспомнит». Мутафакун алейхи.

    Читайте так же:  Молитвы от болезней пищеварения

    А Аллах в Куране говорит « Совершай намаз, чтобы помнить обо Мне». Таха 14.

    И это общее положение для всех времен».

    Что касается второго вопроса, то приведу то, что сказал в этом положении Абду Ллах аль-Факых:

    «Брить бороду харам у Ханафитов, Маликитов, Ханбалитов и сторона в мазхабе Шафиъ как сказал об этом аль-Каффаль аш-Шашии, Халими и указал на правильность этого аль-Азраъи.

    И мазхаб Шафиитов на который опираются они в этом вопросе то что это макрух, как об этом сказал ибн Хаджар аль-Хайтами в «Тухват аль-Мухтадж» от двух шейхов Рафиъи и Науауи: «Говорят шейъхан брить бороду макрух, но возражал этому ибн Рифъа в хашиятихи аль-Кафия приводя то, что Шафиъи сказал в «Умм» о том, что это харам.

    Сказал аз-Заркаши: «Об этом сказал Халими в «Шуъб аль-Иман» и его учитель аль-Каффаль в «Махасин аш-Шариъа» и сказал аль-Азраъи то что правильное это то, что харам сбривать вообще, если нет причин на это».

    А что касается стричь ( подравнивать) того что больше кулака ( т.е. если берешь бороду в кулак, и то что в ыходит за предел этого), то большинство ученых на том, что это разрешено, и нет в этом макруха.

    Привел ибн Аби Шейба в своем «Мусаннафе» об этом от Али бни Аби Толиба, от Абу Хурайра, от Абду Ллаха бну Умара бну аль-Хаттаба, Тавуса, Касима бин Мухаммада бни Аби Бакра.

    И говорит Аъто бин Аби Раббах: «Желали ( любили) отпускать бороду кроме умры и хаджа.

    Сказал Хасан (аль-Басри): «Разрешали подстригать бороду из того, что превышала кулак».

    И говорит ибн Муфлих в «Адаб аш-Шаръыя»: По сунне отпускается борода ( отращивается), и было сказано до размера кулака, а остальное можно убрать, и было сказано то, что оставить лучше.

    И результат ( подведение итога): Ученые разногласят в том, что подразумевается под иъфа альлихья?

    Одни сказали что имеется ввиду оставить бороду без подравнивания вообще, пока не будет большой ( в длину). Другие сказали, пока не будет плотной… и т.д. даже если не будет достигать кулака.

    И Сунна посланника Аллаха в этом известна, а это полное оставление, и она более достойна в следовании…

    Фатауа Шабакат аль-Ислямия № Фатуы 14055

    Please Login or Register to see this Hidden Content

    Смысл: То что посланник Аллаха был в одном путешествии и ночью когда ложились он спать сказал Билял чтобы разбудит на утреннюю молитву, но он проспал и проспали все вместе с ним… потом после того как проснулись, посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует приказал перейти с этого места и после приказал сделать вудуъ ( омовение) и прочитали молитву. Хадис Бухари 1130 ( Шейх Усаймин растолковал этот хадис т.е. то что посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует не прочитал сразу, а перешли в другое место по причине того, то что это было место шайтанов…

    Please Login or Register to see this Hidden Content

    Знакомая для многих проблема: в пятый раз перевел с утра будильник на «еще 5 минут», потом вскочил как ужаленный, бегом собрался на работу и выбежал из дому. Если хватило сознательности — прочел утренние молитвы в транспорте. А потом на привычную субботнюю исповедь с дежурным «пропускал утреннее (и вечернее) правило». Я учусь решать эту проблему последние лет пятнадцать, поэтому вот вам пара советов от бывалого «пропускателя».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Смешное отступление. Когда мне на исповеди рассказывают о какой-либо дежурной проблеме, я всегда интересуюсь, каким образом кающийся собирается бороться с данным грехом. И в 99% случаев ответ как под копирку: буду стараться так не делать, буду больше молиться. Интересно, какую молитву надо прочитать с утра, чтобы встать на утреннее правило? О том, почему этот стандартный ответ не работает, и что надо делать на самом деле, я расскажу как-нибудь в другой раз. А пока вернемся к нашим баранам пропускам утренних молитв.

    Утренние молитвы не читаются по двум причинам, устранением которых можно заняться одновременно. Итак, первое. Мы не можем встать во время утром, потому что поздно ложимся вечером. Очевидная проблема, ведь правда? И ответ тоже очевидный — не надо сидеть допоздна. Перенесите свои дела на утро. Не успели? Ну, и ладно. Другой очевидный факт — мы никогда не успеем сделать все задуманное, потому что думаем сильно быстрее, чем делаем. Бывает, случается аврал, и ты пашешь как проклятый, не смотря на время суток. Что ж, придется пожертвовать молитвой. Но такое бывает не часто, правда? В большинстве случаев мы сидим допоздна перед компьютером / телевизором / книгой (нужное подчеркнуть и обвести кружочком). Хочешь посмотреть новый эпизод любимого сериала? Утром посмотришь. Не можешь удержаться, потому что компьютер включен? Ну, так не включай, ложись в 8 вечера и вставай в 4 утра.

    Вторая причина составная. Допустим, чтобы успеть на работу, нам надо встать в 6.30 (с учетом гигиены, молитв, завтрака и т.д.). Но мы либо встаем в 6.30, долго раскачиваемся и не успеваем читать молитвы, либо после «еще 5 минут» подскакиваем в 7.10, с трудом успевая на работу. Так вот, лечится это тем, что нужно вставать на час раньше. Чтобы успеть «раскачаться» и прочитать утренние молитвы. Но как встать на час раньше, если мы и вовремя не встаем? Тут нет никакой экзотики и эзотерики. Просто наш организм приучен к режиму «заведи будильник на 6.30, полежи еще 5 минут, затем подымайся в 7.10». Значит нужно организм планомерно приучать к другому режиму. Ставим будильник (да погромче!) на 5.00. А потом ждем, пока наш организм начнет привыкать к новому раздражителю. У меня ушло минимум полгода, потом я стал автоматически просыпаться в 4-5 утра. Видимо, мозг хотел избежать шока от неприятного звука будильника, поэтому готовил организм заранее.

    Читайте так же:  Молитвы от целителей

    Важное примечание. Когда организм привык просыпаться рано, у меня началась вторая стадия — я учился просыпаться сам. Да-да, это разные вещи. Потому привычка просыпаться в 4-5 утра — это одно, , а вставать после этого на молитву — совсем другое. Тоже потребовалось сколько-то месяцев. И из этого вытекает другое, не менее важное примечание.

    Не надо расстраиваться по поводу того, что ты раз за разом пробуешь ложиться и вставать раньше, а результата нет. Речь идет не просто о какой-то хорошей привычке, речь идет о другом состоянии организма, к которому надо прийти через практику. У кого-то получается быстро, у кого-то — сильно дольше. У меня, повторюсь, ушло несколько месяцев (если быть точнее — больше полугода). Но в сухом остатке получаем возможность встать рано утром даже в выходной, спокойно помолиться, написать заметку на сайт и даже проверить подписки на YouTube)).

    PS: В этой заметке (тыч) я обещал рассказать, почему у нас в России-матушке нет и не будет православных общин. Уже много воды утекло, и много всякого написано на сайте, и я готов был написать об этом сегодня утром. Но решил поделиться такой вот по утрени актуальной заметкой. Скоро, совсем скоро я исправлюсь и все расскажу. Простите меня грешного!

    Правила о восполнении пропущенной молитвы относятся только к тому, кого вынудили к этому обстоятельства или кто совершил такую ошибку в «Шмонэ-эсрэ», для исправления которой ее необходимо прочесть еще раз, но вспомнил об этом лишь тогда, когда время той молитвы уже прошло. Если же человек пропустил молитву сознательно, восполнить ее он уже не может. К нему относятся слова Короля Шломо: «Искривленное не сможет выправиться, а то, чего нет, в счет не войдет» (Коелет, 1:15).

    Извиняющими обстоятельствами, помешавшими молиться в надлежащее время, считаются следующие:
    1) если, занимаясь каким-либо делом, предполагали закончить его до истечения времени молитвы, но не успели и потому не помолились вовремя;
    2) если были заняты предотвращением финансового убытка (хотя, в принципе, Алаха запрещает пропускать время молитвы по этой причине);
    3) если были в нетрезвом состоянии (несмотря на то, что Алаха запрещает пить алкогольные напитки при наступлении времени очередной молитвы).

    Чтобы восполнить пропущенную молитву, надо прочитать «Шмонэ-эсрэ» в следующей молитве дважды: повторив ее после некоторого перерыва — на этот раз уже в качестве восполнения пропущенной молитвы. А именно: пропустив «Шахарит», молятся «Минху» в положенное для нее время, после «Шмонэ-эсрэ» читают «Таханун», снова читают «Ашрей» и повторяют «Шмонэ-эсрэ» уже ради восполнения пропущенной «Шахарит». Пропустив «Минху», в положенное время молятся «Маарив», а прочитав после «Шма» «Шмонэ-эсрэ», делают паузу, достаточную для того, чтобы пройти два метра, и повторяют «Шмонэ-эсрэ» в качестве восполнения пропущенной «Минхи». Если же не молились «Маарив», то после «Тахануна» читают «Ашрей» и молятся «Шмонэ-эсрэ» в качестве восполнения пропущенного «Маарива», а уж затем читают «Ламенацеях», «Ува лецион» и заканчивают «Шахарит» по порядку.

    Пропущенную молитву можно восполнить только в молитве, следующей за ней. Например, если пропущенными оказались и «Шахарит», и «Минха», то в «Маариве» можно восполнить только «Минху». Кроме того, перерыв между очередной «Шмонэ-эсрэ» и той, которую читают в качестве восполнения пропущенной, не должен быть слишком большим. Например, если после «Шмонэ-эсрэ», которую читают в качестве исполнения обязанности в настоящий момент, отвлеклись на большее время, чем заняла бы данная молитва, «Шмонэ-эсрэ», прочитанная затем, уже не считается восполнением пропущенной молитвы. Мудрецы разрешили восполнять пропущенную молитву только в пределах времени, которое занимает молитва, следующая за ней по порядку, т.е.суток.

    «Шмонэ-эсрэ», прочитанная в качестве восполнения пропущенной, должна быть идентична «Шмонэ-эсрэ», прочитанной в качестве обязанности. Так, если пропустили «Минху» в пятницу, то в «Маариве» обе молитвы «Шмонэ-эсрэ» должны быть субботними — хотя вторая из них восполняет будничную «Шмонэ-эсрэ», молитва должна быть субботней, поскольку уже наступила суббота. Если же по ошибке прочитали будничную «Шмонэ-эсрэ», придется еще раз прочитать субботнюю. Точно так же, если накануне новомесячья пропустили «Минху», то в обеих «Шмонэ-эсрэ» в «Маариве» делают положенное добавление «Яале веяво». А если «Минху» пропустили в субботу, то после окончания субботы в «Маариве» обе молитвы «Шмонэ-эсрэ» должны быть будничными.
    Однако в последнем случае есть одно исключение: в «Маариве» на исходе субботы добавление «Ты даровал нам» делают только в первой «Шмонэ-эсрэ», которую читают в качестве исполнения обязанности. Поскольку это добавление выполняет функцию «Гавдалы» — разделения между субботой и буднями, коль скоро это сделано, во второй «Шмонэ-эсрэ» повторять вставку «Ты даровал нам» уже не нужно. А если не помолились «Маарив» на исходе субботы, то на следующее утро, когда «Шмонэ-эсрэ» повторяют в качестве восполнения пропущенной, вставку «Ты даровал нам» добавляют именно в повторении «Шмонэ-эсрэ».

    Несмотря на то, что молиться «Мусаф» разрешено до самого вечера, восполнить эту молитву в «Маариве» невозможно. Дело в том, что «Мусаф» соответствует дополнительным жертвоприношениям, которые совершали в Храме в определенные дни, но совершать жертвоприношения позволено только до захода солнца, и поэтому вечером «Мусаф» читать запрещено.

    Читайте так же:  Молитва на любимого мужчину Матроне

    Если тот, кто должен дважды прочитать «Шмонэ-эсрэ», — хазан, он читает, как обычно, «Шмонэ-эсрэ» один раз шепотом и один раз вслух, и это засчитывается ему как восполнение пропущенной молитвы.

    По букве Алахи, тот, кто сомневается, прочитал ли вообще положенную молитву, не обязан ее повторять. Однако желательно, чтобы он все же это сделал, произнеся перед этим следующие слова: «Я действительно не молился — сейчас я исполняю свой долг, если же молился — пусть эта молитва считается добровольным даром Всевышнему».

    Ассаляму алейкум! Скажите, пожалуйста, как правильно возместить пропущенные утренние намазы. Я слышала утренний намаз можно возместить только после восхода солнца до обеда, если это за этот день. А если утренние намазы пропущено много, тогда как правильно возместить?

    Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) приказал возмещать намазы, которые человек пропустил по уважительной причине, например, проспав, или пропустил намаз, находясь в беспамятстве.

    В хадисе, переданном от Анаса (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил:

    عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَي اللَّهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: إِذَا رَقَدَ أَحَدُكُمْ عَنِ الصَّلَاةِ أَوْ غَفَلَ عَنْهَا فَلْيُصَلِّهَا إَذَا ذَكَرَهَا، فَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَ جَلَّ يَقُولُ: وَ أَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

    В риваяте, переданном Убадой ибн Самитом (радыйаллаху анху) сообщается, что когда у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спросили о каффарате, для того, кто до восхода солнца или после захода солнца, забыл о намазе, он сказал:

    عَنْ عِبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَي اللَّهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ عَنْ رَجُلٍ غَفَلَ عَنِ الصَّلَاةِ حَتَّى طَلَعَتِ الشَّمْسُ أَوْ غَرَبَتْ مَا كَفَّارَتُهَا؟ قَالَ: يَتَقَرَّبُ إِلَى اللَّهِ وَ يُحْسِنُ وُضُوءَهُ وَ يُصَلِّي الصَّلَاةَ وَ يَسْتَغْفِرُ اللَّهَ فَلَا كَفَّارَةَ لَهَا إِلَّا ذَلِكَ إِنَّ اللَّهَ يَقُولُ: وَ أَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

    Сунна утреннего намаза возмещается вместе с фардом, после того, как солнце поднимется над горизонтом и до наступления полудня. Сунна и фард утреннего намаза не возмещаются до полного восхода солнца и после полудня.

    Если фард утреннего намаза был совершен вовремя, а сунна утреннего намаза была пропущена, то, по мнению имама Абу Ханифы и имама Абу Юсуфа (рахимахумаллах), она не возмещается. А, по мнению имама Мухаммада (рахимахуллах) сунна утреннего намаза может быть восполнена после полного восхода солнца и до наступления полудня.

    Если у человека очень много каза-намазов, то в этом случае при их возмещении нет нужды определять какой именно это намаз. Так как это представляет собой сложность. В этом случае достаточно делать, например, намерение на возмещение последнего пропущенного утреннего намаза или последнего пропущенного полуденного намаза. Каза-намазы можно совершать в любое время за исключением тех промежутков времени, которые считаются макрухом, так как они не имеют определенного времени совершения.

    Вопрос: Ассаламу алейкум. Я постоянно пропускаю фаджр-намаз: ставлю будильник на определенное время, но все равно не получается вставать. Получается, что я его выключаю автоматически, в полусонном состоянии. Дело в том, что я начал читать все фарды и сунны, машааллах, а также услышал, что можно читать фард-намаз (каза) между периодом фаджра и зухра, то есть когда солнце полностью встало. Можно ли так читать, если пропустил фаджр-намаз?
    Пусть Аллах вознаградит вас за ваши старания в этом и в том мире. Аминь! (Швеция)

    Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
    Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

    Машааллах, мы высоко ценим Ваше искреннее желание исполнять все пять ежедневных намазов. Да примет Аллах Ваши старания и да облегчит Он это для Вас! Аминь.

    В самом деле, в пунктуальном исполнении пяти ежедневных намазов заложена огромная польза как для этого мира, так и для того света. В одном из хадисов пророк ﷺ сказал: если человек регулярно и правильно исполняет пять фард-намазов, Аллах приведет его дела в порядок. (Хаким. Мустадрак. – Хадис 965, передал Абу Хурейра)

    В Коране Аллах особо обратил наше внимание на пунктуальное исполнение намаза в положенное для него время:

    حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ

    Берегите все намазы и (особенно) средний. Стойте перед Аллахом смиренно. (Коран, 2:238)

    Я спросил пророка ﷺ, какой поступок лучше всех.

    – Своевременный намаз, – ответил он.

    – Хорошее отношение к родителям.

    – Борьба на пути Аллаха. (Бухари. Сахих. – Хадис 2782; Муслим. Сахих. – Хадис 137)

    Ниже приводятся несколько советов для пробуждения без особых трудностей на фаджр-намаз:

    а) Перед ночным сном вознесите мольбу Аллаху, чтобы Он обязательно даровал Вам возможность проснуться и совершить фаджр-намаз.

    б) Поставьте будильник и не держите его вблизи от себя. Положите его подальше, но не настолько далеко, что Вы не сможете услышать звонок. Положите его так, чтобы для отключения звонка Вам пришлось проснуться и дойти до него. Вероятно, к моменту выключения будильника Вы пробудитесь в достаточной степени, чтобы вдохновить себя на совершение фаджр-намаза.

    в) Попытайтесь заснуть сразу после иша. Избегайте того, чтобы ложиться слишком поздно, поскольку это приведет к тому, что проснуться на фаджр-намаз будет трудно. Если есть проблемы с ранним засыпанием, может помочь стакан теплого молока. Произнесение салавата и саляма в адрес пророка ﷺ также поможет вызвать сон.

    г) Перед отходом ко сну обновите свое намерение, что Вы точно проснетесь на фаджр-намаз, а когда проснетесь, вспомните о его важности, соберите все свое мужество и поборите искушение продолжить сон. Аллах очень любит, когда человек борется с искушениями ради Его довольства, и Он наверняка благословит Вас.

    Читайте так же:  Молитвы от рака на выздоровление

    д) Помните: вовремя совершая фаджр-намаз, Вы тем самым начинаете свой день с благого дела, что высоко ценится Аллахом. Из-за этого Аллах сделает весь оставшийся день легким для Вас и заверит облегчение Ваших задач.

    е) Помните: в хадисе сказано, что человеку, совершающему фаджр-намаз в предписанное время, гарантируется защита Аллаха. (Муслим. Сахих. – Хадис 261, передан Джундубом)

    Если Вы пропустили фаджр-намаз, и его время уже прошло, Вы можете совершить каза за него как только проснетесь или как только поймете, что пропустили его. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

    إذا رقد أحدكم عن الصلاة، أو غفل عنها، فليصلها إذا ذكرها

    Если проспите намаз или забудете о нем, нужно совершить его, как только осознаете, что пропустили его. (Муслим. Сахих. – Хадис 316, передал Анас бин Малик)

    Вы можете восполнить пропущенный фаджр-намаз после восхода или в любое другое время в течение дня. Однако Вам не разрешается совершать каза пропущенного намаза в три запрещенных периода времени, то есть при восходе, зените и закате солнца, и в течение примерно 20-25 минут до магриба (когда солнце побледнеет, поскольку это макрух-время).

    А Аллах знает лучше.
    Уассалам.

    Муфтий Сухайл Тармахомед
    Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
    Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

    PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.

    Пожалуйста скажите, если я проспал время утреннего намаза и проснулся, когда уже солнце восходит, но полный восход еще не произошел, что следует сделать, дождаться полного восхода (читал когда-то, что когда солнце восходит нельзя совершать намазы) или же сразу помолиться?

    Пожалуйста, удостоверьте свой ответ далилем!

    Нужно совершить молитву как проснулся или вспомнил вне зависимости от времени.
    А что касается восхода солнца или заката, то в этом время не читается суннаты, науафиль (доп. молитвы), а что касается фарз намаза, то нужно прочитать, иначе например если ты пропустил начало времени аср, и встал уже тогда когда солнце закатывается, покраснело, то ждать пока оно закатиться — значит пропустить молитву. Поэтому читается намаз фард в то время как о нем вспомнил или проснулся.
    Уа Ллаху а’Лям.

    Применительно к намазу, понятие «тартиб» означает последовательное, поочередное совершение всех намазов. При совершении пяти обязательных намазов, а так же каза-намазов, соблюдение очередности является фардом.

    Например, если человек проспал утренний намаз, то он должен выполнить его сразу же, как только вспомнит, даже если это произойдет во время пятничной проповеди. Так как считается неправильным совершение последующих намазов, не выполнив предыдущего.

    Так как в одном из хадисов говорится: «Тот, кто проспит или забудет совершить какой-либо намаз, и вспомнит об этом в тот момент, когда будет совершать за имамом последующий намаз, должен будет закончить намаз с имамом. После чего совершить пропущенный намаз, а после него заново совершить тот намаз, который он совершал с имамом».

    Например, если человек пропустил полуденный намаз, и уже настало время послеполуденного намаза, то в этом случае в первую очередь необходимо совершить полуденный намаз, и только после этого, послеполуденный.

    Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!

    Если человек намеренно пропустил время молитвы и не помолился вовремя, он уже не может ее восполнить. Однако, если человек пропустил время молитвы ненамеренно, либо он был вынужден это сделать, он может восполнить ее во время ближайшей молитвы.

    Таким образом, тот, кто ненамеренно или принужденно пропустил время утренней молитвы, может восполнить ее в течение дневной молитвы, а тот, кто пропустил время дневной молитвы, может восполнить ее на протяжении дневной молитвы; тот, кто пропустил время вечерней молитвы, может восполнить ее в продолжение утренней молитвы.

    Если же он так сильно запоздал, что даже время ближайшей молитвы прошло, тогда восполнить молитву уже невозможно.

    Из сказанного выше закономерно следует, что человек, который не помолился дневную молитву минха накануне субботы, должен восполнить ее в субботу вечером. И тогда возникает вопрос: какую же молитву он должен будет молиться, восполняя пропущенную молитву? С одной стороны, можно было бы сказать, что он должен будет помолиться будничную молитву, ибо он ее пропустил. С другой стороны, возможно, ему следует помолиться субботнюю молитву, ибо в то время, когда он ее восполняет, — это уже суббота.

    В Талмуде приводится следующее правило: восполняя пропущенную молитву, следует молиться ту молитву, время которой подошло сейчас, вовремя.

    Поэтому, если человек не помолился минху накануне субботы, восполняя ее в субботу вечером, следует помолиться вечернюю субботнюю молитву. А если человек не помолился минху в субботу, восполняя пропущенную молитву в моцей шабат, следует молиться будничную молитву.

    Восполняя пропущенную молитву, следует прежде помолиться обязательную на то время молитву, а только после нее -восполняющую молитву.

    Молитву Мусаф невозможно восполнить.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!

    Если пропустил утреннюю молитву
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here