Как называется ночная молитва

Предлагаем ознакомиться: Как называется ночная молитва с точным и подробным описанием.

В Коране Всевышний Аллах Своим ясным словом сообщает мусульманам радостную весть (смысл): «И уже написали Мы в Писании после Напоминания , что землю наследуют рабы Мои праведные» (21:105). «Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех (верующих), которые были до них. И Он непременно утвердит им их веру , которую Он одобрил для них, и Он непременно даст им взамен после их страха безопасность. (И это будет при условии, что) они будут поклоняться Мне, не приобщая ко Мне ничего в сотоварищи. А кто после этого станет неверным, то такие – они являются непокорными!» (24:55). «(Ложные божества ли лучше) или же Тот, Кто отвечает нуждающемуся, когда он взывает (с мольбой) к Нему, и удаляет зло (которое постигло его), и делает вас наместниками на земле?» (27:62).

Из этих аятов мы можем узнать, что на Земле неоднократно были периоды правления праведников, когда мусульмане чувствовали себя в безопасности, а лидерству мусульман предшествует их угнетённое состояние, выход же уммы на передовые позиции в мире – событие вполне ожидаемое. Следовательно, бедственное положение мусульман – преходящее явление, оно временно. Долговечность же испытаний, ниспосланных Всевышним Творцом, зависит не от числа мусульман в мире, ибо: «Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!» (2:249), не от природных богатств, находящихся в недрах мусульманских стран, не от объёма золотовалютных резервов, накопленных правительствами. Даже большие оборонные бюджеты и армии, вооружённые сверхсовременной техникой, не являются основополагающим и непременным условием мировой гегемонии.

Все перечисленные объективные факторы, конечно, очень важны и имеются в той или иной степени в наличии у мусульман, однако, согласитесь, они не меняют положение уммы. Мы можем даже констатировать отчаянные попытки и движения мусульман в сторону выхода из угнетённого состояния, тем не менее Всевышний пока не обрадовал нас радостью победы. Узды же правления мировыми процессами Всевышний Создатель даёт в руки только праведникам. Именно тех, кто «творит праведные деяния», Аллах наделяет неодолимой силой и вручает им долгожданную победу. Об этом знали лучшие сподвижники нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и старались наполнить благими делами каждый миг своей земной жизни. И врата успеха были открыты перед ними настежь, и изнурительные сражения с противниками, нередко обладающими многократно превосходящей силой, всегда заканчивались победой для последователей Ислама. Об этом знали даже враги мусульман.

Когда началась серия тяжких поражении от малочисленной и плохо вооружённой мусульманской армии, военачальники Византийской державы, ясно осознав нависшую над империей угрозу, подослали в лагерь мусульман своего шпиона с целью выяснить секрет удачи мусульман. Разведка же вернулась с исчерпывающим ответом: «Ночью они похожи на монахов (молятся), днём – на воинов, – сказал лазутчик. – Если бы сын их правителя совершил кражу, они отрубили бы ему руку; а если бы он совершил прелюбодеяние, то они насмерть забили бы его камнями. Таким образом они поддерживают в своих рядах праведность». Поняв, с какой неодолимой силой им предстоит встретиться, один из руководителей христианского войска сразу же сделал правильный аналитический вывод: «. Было бы лучше лежать на земле, чем сталкиваться с такими людьми на поверхности».

Обратим же внимание: соглядатай одним из важнейших показателей праведности назвал ночную молитву. Мусульмане хорошо знали силу ночной молитвы, ночного контакта с Всевышним, и потому лучшие полководцы уделяли особое внимание совершению ночного поклонения воинами. Из истории нам хорошо известно, что Салахудин Аюби каждую ночь проверял, делают ли его воины киямуль лейль (ночные молитвы). И во всех палатках делали киямуль лейль, за исключением одной. Он показал на эту палатку и сказал: «Это может быть причиной нашего поражения», затем показал на палатку, где совершались ночные бдения, и сказал: «А это может быть причиной нашей победы».

У стремящихся к благам этого мира есть изречение: «Время – деньги». Время ценнее денег, это драгоценность, которой нет аналогов во всём мире, если использовать его бережно. Предрассветное время же обладает уникальной ценностью, это тот отрезок мирской жизни, который имеет больше потенциальных возможностей для принятия мольбы Всевышним, чем какое-либо другое время суток. В хадисе, о достоверности которого нет сомнения у мусульман, говорится именно о такой ценности последней части ночи. Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: «Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»».

Сердце искренне верующего жаждет прощения своих грехов Всевышним, стремится к откровенному разговору с Ним, любит блага, дарованные Создателем, страстно желает попасть в Рай, и потому возможности, которые открываются в предрассветном времени, не могут оставлять его беспечным. Верующему сердцу трудно оставаться равнодушным перед таким благом, как ночной разговор с Всевышним, результативность которого гарантируется самим Аллахом. О гарантированном успехе мольбы в ночное время свидетельствуют многие праведники. Имам Шафии по этому поводу сказал так: «Дуа (мольба), сделанное в тахаджуд-намазе, подобно стреле, выпущенной прямо в цель, которая не промахнётся». Не это ли является лучшей мотивацией для мусульманина?! Посредством ночного поклонения можно не только добиться всех благ этой бренной жизни, но и с помощью Всевышнего и через Его довольство найти дорогу к вечному Раю.

Однако ночная молитва и ночной контакт с Всевышним остаются уделом избранных рабов. Не всякая душа способна побороть свою слабость; безволие, самообманчивая любовь к наслаждениям этого мира, привычка оставлять на потом, на завтрашний день благие поступки очень часто побеждают лучшие стремления сердца. Пелена беспечности, мрак невежества покрывают порывы души, искренние чувства потупляются, человек отдаляется от своего Господа, сердца ожесточаются. Великий успех, которого мы могли бы добиться путём ночного служения Создателю, закрывает перед рабом свои ворота, проходит мимо, что может стать причиной горького сожаления после смерти, в «День раскрытия самообмана». Какое же это разочарование – быть обделённым в тот День, когда Всевышний соберёт нас «для Дня всеобщего сбора»!

Всякая душа вынуждена бороться для того, чтобы оставлять свою постель и подняться на ночную молитву. Для тех же, которых одолевает долгий сон, праведники прошлого оставили ценные советы. Кто-то пожаловался Ибн Асваду, да будет доволен им Аллах, – одному из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, говоря: «Мы не можем молиться ночью». Он ответил: «Оставьте свои грехи!». Такой же совет дал и достопочтенный Хасан аль-Басри. Как-то у Хасана аль-Басри спросили: «О Абу Сайд, я и не болен, и хочу подняться ночью для поклонения, и подготавливаю всё для этого, но, не знаю почему, я не могу вставать ночью». На что Хасан аль-Басри сказал: «Тебя сковывают грехи, которые ты совершил днём». Чрезмерная еда может стать причиной долгого и беспробудного сна. Многие, наверное, знают притчу о встрече пророка Яхьи, мир ему, с дьяволом, который сообщил пророку причину одной оставленной им ночной молитвы. Единственный раз Яхья, мир ему, ел досыта и не мог встать на ночную молитву. Узнав причину своего упущения, пророк поклялся, что всегда будет вставать из-за стола полуголодным.

Читайте так же:  Молитва чтобы забеременеть на татарском языке

Следовательно, способность вставать на ночную молитву является своеобразным тестом благочестия, критерием праведности, это – надежда на спасение, это – добродетель, которая не под силу любому верующему, но тем не менее каждый верующий должен всей душой стремиться к ночному разговору с Создателем, ибо хадис нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствует: «Троих людей любит Аллах, Он улыбается им и дарует радостные вести. Первый – это человек, кто борется позади группы, которая спасается бегством, и поступает так со своей душой ради Аллаха, независимо от того, убьют его или ему поможет Аллах и он победит. Аллах говорит: «Посмотрите на Моего раба, который терпелив со своей жизнью ради Меня». Второй – это тот, который имеет красивую жену и мягкую постель и поднимается ночью. Аллах говорит: «Он оставил свои желания и вспомнил Меня, а если бы он пожелал, то он спал бы». Третий – это человек, который путешествует с группой, и они двигаются, бодрствуя ночью, и затем ложатся спать, а он всё ещё совершает молитву усердно или непринуждённо».

«Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место»

Священный Коран. Сура 17 «Аль-Исра» / «Ночной перенос», аят 79

Совершение намаза Тахаджуд является сунной. Намаз Тахаджуд совершается в промежуток между ночным намазом (Иша) и утренним (Фаджр). Намаз Тахаджуд можно совершить в любое время ночи, но лучше всего проснутся специально для совершения намаза Тахаджуд в последнюю треть ночи. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Господь наш Великий и Могучий, нисходит на нижнее небо в каждую ночь, когда она достигает своей последней трети и говорит: “Кто обращается ко мне с мольбой, чтобы Я ответил ему? Кто просит у Меня, чтобы Я дал это ему? Кто просит Меня о прощении, чтобы я простил его?”» (аль-Бухари; Муслим).

Количество ракаатов намаза Тахаджуд — от двух до восьми (по желанию молящегося). После совершения намаза Тахаджуд рекомендуется обратиться к Всевышнему с личной мольбой, просить Его о прощении, о поддержке и помощи, благодарить Его за все блага, дарованные Им. Также, согласно некоторым хадисам, после Тахаджуда можно выполнить один ракаат намаза Витр, как завершение ночной молитвы в целом. Совершать тахаджуд коллективно порицается, так как Пророк, мир ему и благословение, и его сподвижники не совершали эту молитву коллективно.

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали.»

Священный Коран. Сура 17 «Ас-Саджда» / «Земной поклон», аят 16-17

Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, совершал тахаджуд постоянно. Он говорил: «Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха». Он также сказал: «Кто совершит ночью совершенным образом намаз, того Аллах наделит девятью благами – пятью в мирской жизни и четырьмя в ахирате».

Среди пяти мирских благ Мухаммад, мир ему и благословение, назвал защиту Аллахом от бед, любовь людей к мусульманину, совершающему Тахаджуд, достижение мудрости, смирения перед Аллахом и просветления. К четырем благам ахирата Пророк, мир ему и благословение, отнес воскрешение мусульманина с осветленным лицом, облегчение отчета мусульманина в Судный день, быстрый и безболезненный проход через мост Сират и вручение его книги деяний в Судный день в правую руку.

Ангел Джабраил (Гавриил) пришел (однажды) к Пророку, мир ему и благословение, и воскликнул: “Встань же и соверши молитву!” Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: “Встань и соверши молитву!” Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: “Встань и соверши молитву!” Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета. Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).

На следующий день в полуденное время ангел Джабраил (Гавриил) опять пришел, и Пророк, мир ему и благословение, помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и Пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) сказал: “Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]”

Во всех этих молитвах-намазах имамом для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв. В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари.

Предпочтительнее всего совершение пяти обязательных молитв в начале временного промежутка каждой из них. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее”. Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]”.

В этих словах Пророка, мир ему и благословение, речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – “истинном” и “ложном” рассветах. “Ложный” рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту. Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.

Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: “Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце”. С восходом солнца время своевременного выполнения утренней молитвы завершается, и если она была пропущена, ее необходимо возместить. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: “Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее”.

Читайте так же:  Условия пятничной молитвы

Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими, включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен. Однако такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время. Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.

2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого

Полуденную молитву можно совершать как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе. Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчет.

С завершением временного промежутка полуденной молитвы (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср). Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Кто успеет совершить один ракаат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву”.

Желательно совершить послеполуденную молитву до того, как солнце “начнет желтеть” и терять свою яркость. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: “Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракаата, не упоминая Господа, кроме как незначительно”.

Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий, поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что желательно совершать намаз магриб в начале его временного промежутка.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд”.

5. Ночная молитва (‘Иша’) – после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы)

Желательно совершить данную молитву в первую треть или половину ночи. В одном из хадисов упоминается: “Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи”. Было несколько случаев, когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершал пятую молитву со значительной задержкой.

“Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время” (аль-Бухари, Муслим).

Имам ан-Навави говорил: “Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи”.

В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.

Прежде, чем отойти ко сну, следует положить сивак рядом и подготовить кувшин, наполненный водой для омовения. Перед сном следует сделать намерение подняться ночью для поклонения Всевышнему Аллаху. Проснувшись, следует освежить ротовую полость сиваком и поминать Аллаха. Если же вы не в состоянии подняться, совершить омовение и сделать намаз, можно находясь в постели поминать Аллаха и читать молитву (дуа), размышлять о созданиях Аллаха, над милостью и благодатью, которыми Он нас наделил. Это равносильно пробуждению и поклонению Аллаху в ночное время.

Каждый раз перед сном следует раскаяться в совершённых грехах, очистить свои мысли, иметь о других хорошее мнение и сделать намерение впредь относиться ко всем людям по-доброму, помогать им воздерживаться от совершения запретного.

Не следует стелить слишком мягкую постель, ибо тому, кто спит на жесткой постели, легче просыпаться ночью. Пророк (мир ему и благословение) спал на ткани типа бархата, сложенной вдвое. Однажды одна из жён Пророка (мир ему и благословение), чтобы ему было мягче спать, сложила эту ткань вчетверо, и в эту ночь наш дорогой Пророк (мир ему и благословение) не проснулся, а на другой день Пророк (мир ему и благословение) повелел, чтобы ему постелили бархатную ткань, как и прежде, сложенную вдвое.

Когда проснётесь, сразу поминайте Аллаха, восхваляйте Его и читайте молитвы.

Ниже перечислим смыслы некоторых хадисов Пророка (мир ему и благословение), повествующие о ценности и важности ночного бодрствования для поклонения Аллаху, а также назовём некоторые более значимые деяния, которые следует выполнять ночью.

5. «Если кто-либо из вас проснулся ночью, пусть совершит два ракаата намаза (а далее – можно совершать как можно больше ракаатов) (Абу Давуд).

1. Умеренность в еде. Плотная еда утяжеляет желудок, требует употребления большого количества воды, клонит ко сну и затрудняет подъем.

2. Освобождение от чрезмерной тяжелой работы в течение дня, чтобы слишком не уставать. Тяжелый труд ослабляет суставы, от него болят мышцы, и он вызывает сонное состояние.

4. Отказ от запретной пищи.

5.Очищение сердца от скверного характера.

Тому, чьё сердце осквернено завистью, нововведениями, мыслями об обустройстве этой бренной жизни, нелегко подняться ночью и поклоняться Аллаху, если он и сможет, даже во время намазов он будет думать о мирских проблемах.

6. Размышления о жизни после смерти.

Человек, который размышляет о Судном дне и его допросе, о горьком наказании за грехи, не может спокойно спать, не просыпаясь для поклонения Аллаху, он старается заслужить довольство Всевышнего Аллаха.

7. Изучение ценностей ночного поклонения.

Если человек из Корана, хадисов и книг праведных учёных изучит и усвоит ценности ночного поклонения, блага потусторонней жизни, которые он может получить за это, то надежда на их приобретение заставит его легко вставать для ночного поклонения. Человеку свойственно стремление приобрести ценности, преодолевая лень и другие трудности.

8. Любовь к Всевышнему Аллаху.

Если многое не получается, надо стремиться хотя бы совершить двухракаатный намаз, если и это не получается, то проснувшись, следует сесть лицом к Кибле и хоть немного упомянуть Аллаха, это тоже может принести неоценимую пользу. Да поможет нам Всевышний Аллах. Аминь!

Немало было и таких, которые выстаивали всю ночь. Были среди них и такие, которые в течение сорока лет с омовением для ночного намаза совершали и утренние намазы. Среди них Абу Ханифа, Саид бин Мусайиб, Сафван бин Салим – оба жители Медины, Фузайль бин Ияз, Вухайб бин Вард – оба мекканцы, Тавус, Вахб бин Мунаббах – оба йеменцы, Хакам, Раби бин Хайсам – оба куфийцы, Абу Сулайман Дарани, Али бин Баккар – оба из Шама, Хаввас и Абу Асим – оба убаданцы, Хабиб, Абу Джабир – персы, и многие другие, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах.

Читайте так же:  Молитва в день ашура

Дай Аллах нам силу просыпаться и поклоняться Тебе так, чтобы Ты был доволен нами. Аминь!

Намаз-тахаджжуд

Намаз-тахаджжуд – это намаз-суннат, совершаемый после ночного намаза и его ратибата и после некоторого сна. Его можно совершать до наступления времени утреннего намаза. Сколько бы ни продолжался сон, намаз, совершаемый после ночного сна и до рассвета, – это тахаджжуд.

Если по праву путешественника человек перенёс ночной намаз к вечернему, то после некоторого сна он имеет право совершить тахаджжуд, даже если еще не наступило время ночного намаза.

За любой намаз, совершаемый ночью после пробуждения, будь это возмещаемый, совершаемый по обету, витру или другие намазы-суннат, мусульманин получит вознаграждение и за намаз-тахаджжуд.

Количество ракаатов для намаза-тахаджжуд не установлено. Чем больше – тем лучше. Есть учёные, которые говорят, что лучше совершать двенадцать ракаатов. Но человеку, который постоянно совершает этот намаз, лучше самому установить для себя определённое количество ракаатов. Для того, кто постоянно совершает тахаджжуд, отступление от своей традиции совершения этого намаза нежелательно.

Однажды Пророк (мир ему и благословение) сказал Абдуллаху бин ‘Умару: «Ты не будь таким, как тот человек, который раньше просыпался ночью (на намаз-тахаджжуд), а потом перестал».

Специальное намерение (нийят) совершить тахаджжуд необязательно. Достаточно произнести намерение совершить обычный намаз-суннат. «Салам» («Ас-саламу ‘алайкум ва рахматуллахи») лучше произносить после каждых двух ракаатов. Чем совершать много ракаатов второпях, лучше совершить их меньше, но спокойно, с чтением длинных сур.

Перед отходом ко сну мусульманину желательно (суннат) иметь твердое намерение проснуться ночью и совершить тахаджжуд. При этом даже если он не проснется ночью, Аллах вознаградит его как за совершенный тахаджжуд и сон будет для него милостью Аллаха. Так говорится в хадисе.

После пробуждения ото сна желательно (суннат) использовать сивак (зубочистку), протирать лицо руками, а затем, смотря на небо прочитать из суры «алу Имран» аяты, начиная с 190-го и до конца суры.

Видео (кликните для воспроизведения).

В хадисе, приводимом аль-Имамом аль-Бухари, Ахмадом и другими, говорится: «Если пробудившийся от сна попросит прощения грехов и прочтёт следующую молитву (ду‘а):

» لاَ إلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ ، لَهُ المُلْكُ ، وَلَهُ الحَمْدُ ، يُحْيِي وَيُمِيتُ بِيَدِهِ الخَيْرُ ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ ، سُبْحَانَ اللهِ ، وَالحَمْدُ لِلهِ ، وَلاَ إلَهَ إِلاَّ اللهُ ، وَاللهُ أَكْبَرُ «

, то Аллах примет ду‘а и простит ему грехи». Весьма желательно, проснувшись ночью, многократно читать ду‘а (молитву-мольбу), просить о прощении грехов (произнеся Астагфируллах»), читать салават Пророку (мир ему и благословение). Все эти молитвы особенно ценны в последнюю треть ночи.

В Коране и хадисах многократно упоминается о пользе намаза, совершаемого ночью после пробуждения.

В хадисе, рассказанном аль-Имамом Муслимом, говорится: «Самая ценная молитва после обязательных – это молитва, совершаемая ночью после сна».

В хадисе, приводимом Дайлами, говорится: «Проснувшись ночью, совершайте хотя бы два ракаата. Ночные молитвы очищают от грехов, уменьшают гнев Аллаха и жар огня Ада».

В достоверном хадисе, приводимом аль-Имамом ат-Тирмизи, говорится: «О люди, распространяйте мир и благодать Аллаха, кормите нуждающихся, укрепляйте хорошие отношения между родными и близкими, молитесь ночью после сна, когда другие спят, и вы войдете в Рай».

Если человек сам поднялся ночью на молитву, то лучше разбудить и тех, кто имел такое желание, особенно супругу (супруга), – это сунна Пророка (мир ему и благословение).

В хадисе, приводимом Абу-Давудом, говорится: «Да простит Аллах грехи того человека, который поднялся ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудил жену свою, а если она не встаёт или не может проснуться, брызнул водой ей в лицо. Да простит Аллах грехи и той жене, которая поднялась ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудила мужа своего, а если он не встаёт или не может проснуться, брызнула водой ему в лицо». (Конечно, брызгать надо так, чтобы спящий не испугался).

При желании мы тоже можем сделать так, чтобы эта ду‘а касалось и нас.

Мухаммад Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Помимо обязательных молитв и тех намазов, которые Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) не пропускал практически никогда либо делал это изредка, есть ещё один вид молитвенной практики. Речь идёт о намазах нафль (добровольные молитвы).

Рассмотрим наиболее распространённые примеры этого вида намаза. Некоторые из них выполняются в конкретно установленное время, тогда как для других подобные требования отсутствуют.

Данный намаз читается либо в первую часть ночи, либо в середине, либо в конце тёмного времени суток. Именно поэтому его часто называют «салятул-лайл» (молитва ночи). Однако она должна следовать строго после обязательной ночной молитвы (иша). В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «То время, когда верующий ближе всего к своему Господу, – середина и последняя часть ночи. Если ты способен быть среди тех, кто может поминать Аллаха в это время, то делай это».

Молитва Тахаджуд не предполагает выполнения какого-то определённого числа ракаатов. Однако учёные в области фикха разных мазхабов говорят о том, что этот намаз должен выполняться в два – восемь ракаатов. Не рекомендуется читать тахаджуд коллективно, потому как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) не практиковал подобного.

Время этого намаза – с того момента, как пройдёт полчаса с момента восхода солнца, до зенита. Духа может читаться в два, четыре и восемь ракаатов.

Этот намаз состоит из двух ракаатов. Он читается сразу после того, как человек взял тахарат. В источниках утверждается, что для совершения этой молитвы нужно, чтобы у человека не испарилась вода с омытых им частей тела. В сборниках хадисов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи приводится изречение Заключительного Божьего пророка (с.г.в.), в котором касательно этой молитвы он говорит следующее: «Тот, кто из вашего числа совершит как следует омовение и искренне прочитает намаз, состоящий из двух ракаатов, безусловно, будет достоин Рая.

Этот намаз, как и предыдущий, включает в себя всего два ракаата, которые нужно прочитать сразу после входа в мусульманский храм. Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад приводят в своих сборниках хадис о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал мусульман совершать молитву приветствия при входе в мечеть до того, как они усядутся там. Если человек вдруг забыл прочитать этот намаз и присел, то он может снова встать на ноги и совершить эту дополнительную молитву. Когда верующий при входе в мечеть сразу приступил читать не дополнительный намаз приветствия, а, например, фардовую часть или сунну одной из пяти обязательных ежедневных молитв, то в этом случае ему нет никакой необходимости совершать намаз нафль.

Часто возникает вопрос о том, как быть, если человек приходит в мечеть несколько раз за день. Мнения богословов на этот счёт разнятся. Кто-то говорит, что достаточно, в целом, один раз прочитать эту добровольную молитву. Другие отмечают, что ранее упомянутый хадис стоит трактовать буквально, а потому каждый раз, когда мусульманин входит в мечеть, он должен читать молитву приветствия.

Читайте так же:  Молитва татарская читать

Вместе с этим есть единогласное мнение мусульманских учёных о том, когда эта молитва не должна совершаться:

  • Во время входа в Запретную мечеть в Мекке, потому как в качестве приветствия выступает таваф (обход вокруг Каабы).
  • В праздники разговения и жертвоприношения перед входом в мечеть для совершения праздничной молитвы не читается этот дополнительный намаз. В преданиях о Пророке Мухаммаде (с.г.в.) сообщается, что он не совершал никакого дополнительного намаза ни до, ни после праздничных молитв.
  • Если при входе в мечеть там будет совершаться одна из обязательных молитв, то верующий должен присоединиться к ней, а не читать дополнительный намаз.

Эта молитва читается человеком, когда он находится в ситуации важного выбора. Чтением этого намаза, который состоит из двух ракаатов, верующий просит у Всевышнего помощи и благословления.

В первом ракаате нужно читать после «Фатихи» суру «Кяфирун» («Неверующие»), а во втором – «Ихлас» («Искренность»).

После совершения этого намаза нужно прочитать следующую дуа:

«Аллахумма инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакъдирукя би-кудэрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азым. Фа-инна-кя такъдиру ва ля акъдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюбэ! Аллахумма ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (здесь нужно сказать то, что желает человек) хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи»

Перевод: «О Всевышний, я спрашиваю у Тебя блага, ведь Ты знаешь всё. Прошу проявления силы Твоей на основе Твоего могуществ. Я прошу Тебя проявить милость. Всемогущ Ты, а я совершенно беспомощен. Ты объемлешь Своим знанием всё, однако я несведущ. Известно Тебе абсолютно всё! О Всемогущий Господин! Если Ты знаешь, что дело (то, что человек просит) является хорошим для меня, с точки зрения моего благополучия в этой бренной жизни и в вечной, то сделай его реальным для меня, сделай его легче для меня и подари мне в последующем баракят в нем. Если же Ты полагаешь, что в моей просьбе есть зло для меня, для моего благочестия, моей жизни в этом мире и в вечности, то удали это дело от меня и удали меня от него. И позволь мне достичь блага там, где оно имеется, затем сделай меня довольным им».

Этот намаз совершается, когда у человека есть какая-то крайняя необходимость в том, чтобы Всевышний помог ему. Она читается в два либо в четыре ракаата. Фиксированного времени у этого намаза нет, но лучше всего его совершить после пятой обязательной молитвы (иша). В первом ракаате после суры «Фатиха» читается трижды аят «аль-Курси». Во втором ракаате необходимо прочитать суру «Ихлас», в третьем – «Фаляк», в четвёртом – «Нас».

Да примет Аллах ваши молитвы!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

«Кто может защититься от огня хотя бы половинкой финика, пускай сделает это. А кто не найдет и этого, то хотя бы добрым словом» («Сахих» Аль-Бухари)


«И читай его ночью, пробудившись ото сна, в дополнение к тому, что предписано тебе. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место» (17:79).

Доводится, как однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сидел в мечети и вошёл юноша. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уважительно встретил его и усадил рядом с собой выше Абу Бакра. Затем, извиняясь, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к Абу Бакру: «Я усадил его выше тебя, ибо нет никого в мире кто благословил бы меня больше него. Ежедневно, утром и вечером он повторяет: «О, Аллах! Благослови господина нашего Мухаммада количеством благословений всех благословивших его. Благослови господина нашего Мухаммада количеством благословений всех не благословивших его. Благослови Мухаммада так, как Ты любишь чтоб, благословляли его. Благослови Мухаммада как Ты велел благословлять его». Поэтому я усадил его выше тебя». Из книги «Сливки проповедников».

«И ночь выстаивай с ним . » . встань среди ночи и исполни тахаджуд, ибо тахаджуд исполняется именно, пробуждаясь ото сна. Смысл аята в выстаивании ночи и исполнении молитвы. Намаз-тахаджуд был предписан Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и его умме в начале ислама, ибо Всевышний Аллах сказал: «О, завернувшийся! Выстаивай ночь . ». Сура «Завернувшийся», 1-2 аяты. Затем снизошло облегчение, эта обязанность была отменена для уммы пятикратной молитвой, но осталась желательной, ибо Всевышний Аллах сказал: «И читайте что легко вам из Кур’ана». Сура «Завернувшийся», 20 аят. Эта обязанность сохранила свою силу для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по словам Всевышнего Аллаха: «. дополнительно для тебя . » . прибавление для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как дополнительное предписание к другим велениям, установленным Всевышним Аллахом. Позднее, сказано, что это поклонение не только для уммы, но и для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) отменено как обязанность и является дополнительным, желательным поклонением для Него, ибо Всевышний Аллах изрёк «. для тебя . », а не «. на тебе . ». Из тафсира «Хазин».

Смысл в том, что степень Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) выше степени его уммы и эта обязанность — привилегия для него для увеличения его воздаяния, но не для искупления грехов, ибо Пророку прощены все грехи. Из книги «Шихаб».

В чём смысл дополнительного поклонения для мусульман и Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?

Суть в дополнительном поклонении, искупающем прегрешения простых мусульман, а так как Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) уже прощены все грехи, это для него является увеличением воздаяния и возвышением его степени. Из тафсира «Шейх Зада».

Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Всевышний Аллах) сказал: «Было велено и предписано Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но не умме Его, выстаивать ночь». Аль-Багави говорит о том, что это веление отменено и для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Из книги «Шихаб».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да смилуется Всевышний Аллах над человеком, который поднявшись среди ночи с постели помолиться, разбудит супругу свою, но, если она не проснётся, побрызгает ей воду на лицо. Да смилуется Всевышний Аллах над женщиной, которая поднявшись среди ночи с постели помолиться, разбудит мужа своего для молитвы, но, если он не проснётся, побрызгает его лицо водой». Приводят Ахмад в своём «Муснад», 2/250 и Абу Дауд в своём «Сунан», 1308 хадис.

От Аиши (да будет доволен ею Всевышний Аллах) приводятся слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Три дела для меня фарз, а для вас сунна -витр, сивак и выстаивание ночи». Упоминается автором «Кладези трудолюбцев» 19540 хадис и Ибн Аль-Джаузи в «Мотивах».

Читайте так же:  Молитва в музыке это

От Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен им Всевышний Аллах) приводится как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Исполнившего молитву среди ночи должным образом, облагодетельствует Аллах девятью дарами, пятью в мирской жизни и четырьмя в грядущей. Пять даров в мирской жизни: защита Аллахом от бед, появление на лице следов поклонения, любовь сердец праведников и всех людей, Аллах вознаградит его мудростью на языке и в знаниях, то есть одарит его религиозным знанием. Четыре дара в грядущей жизни: воскрешение из могилы с сияющим лицом, облегчение суда, преодоление Сирата подобно стремительной молнии, преподнесение книги деяний его в День Суда в правую руку». Из книги «Сад учёных».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В ночь моего вознесения завещал мне мой Господь пять вещей: «Не привязывай сердце своё к жизни мирской, ибо сотворена она не для тебя. Обрати любовь свою ко Мне, ибо все вы вернётесь ко Мне. Усердствуй в достижении Рая. Не полагайся на людей — не владеющих ничем. Неизменно исполняй тахаджуд. Воистину, благоприятствуй в выстаивании ночи». Из книги «Путь ислама».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто, пробудившись ото сна, скажет: «Нет бога кроме Аллаха, Единого, нет у Него сотоварища, Ему власть и Ему хвала и Он над каждой вещью властен. Свят Аллах и хвала Ему и нет Бога, кроме Аллаха и Аллах Велик. Нет силы и мощи кроме как у Великого, Могущественного Аллаха. Боже! Прости меня, и родителей моих, всех верующих мужчин и женщин», того простит Аллах». Из книги «Сливки проповедников.

Эту историю поведал Ибрахим бин Адхам

У меня остановились гости и я понял, что они святые из абдаль (так именуются суфии, ведущие аскетический образ жизни) и я обратился к ним:

— Поделитесь со мной заветами дабы я боялся Всевышнего Аллаха как вы.

— Мы оставляем тебе семь заветов: первый — пустослову не обрести чистоты души; второй — чревоугоднику не обрести мудрости, третий — словоохотливому с людьми не испытать сладости поклонения; четвёртый — влюблённого в мирскую жизнь не ждёт хороший конец; пятый – у невежды сердце умирает; шестой — сближающемуся с несправедливым не достичь совершенства веры, седьмой — жаждущему довольства людей не обрести довольства Всевышнего Аллаха».

Из книги «Толкование сорока хадисов».

От Абу Умамы приводится хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Выстаивайте ночь в молитвах, ибо это деяние из деяний праведников, пророков и святых до вас». Приводит Тирмизи в своём «Сунан», 3549 хадис.

Рассказывается, что семейство Дауда (мир ему) выстаивало ночь в молитвах. Это говорит о том, что вам должно следовать этому в большей степени, ибо вы — лучшая умма. Оставление молитвы по ночам — поступок не истинных праведников.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Буду я заступаться за умму свою, пока мой Господь не обратится ко мне: «Доволен ли ты о, Мухаммад?». И я отвечу: «О, Господь Мой! Я доволен!». Приводится в «Побуждении и предостережении» 4/446 и упомянуто, что этот хадис приводится Базаром и Табарани.

Умар бин Абдульазиз, несмотря на своё звание халифа, был очень аскетичен. Однажды его рабыня обратилась к нему:

— О, правитель правоверных! Воистину, я видела удивительный сон.

— Я видела, как будто День суда наступил и воскресли люди, были установлены Весы, и протянут Сират над Адом. Первым привели Абдульмалика бин Марвана и велели ему: «Перейди через него». Не успел он ступить и двух шагов, как провалился в Ад. Затем привели его сына Валида бин Абдульмалика и велели ему: «Переходи!». Но не успев даже ступить на него, он отправился за своим отцом в Ад. То же самое случилось со всеми остальными халифами. После привели тебя о, правитель правоверных!

Только она произнесла эти слова, как Умар возопил и забился как рыба в сети. Он бился головой о земьлю и о стены, а рабыня кричала ему:

— Клянусь Аллахом! Я видела тебя в Раю. Ты перешёл Сират невредимым.

Но он уже не слышал её слов. Когда он наконец утих, люди увидели, что он умер.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Завязывает Сатана на чубе одного из вас, когда тот спит три узла. Проснувшись, человек произносит имя Всевышнего Аллаха — развязывается один узел. Совершает омовение — развязывается второй узел. Молится — развязывается третий узел и обретает он бодрость, но если он этого не сделает, то Сатана мочится ему в уши».

Имам Газзали (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В начале ночи возгласит глашатай из-под престола: «Встаньте богобоязненные, которые выстаивают ночи до утра». Затем в середине ночи возгласит глашатай: «Встаньте поклоняющиеся». Встанут они и будут молиться сколько пожелает Аллах. После возгласит глашатай: «Встаньте молящие о прощении». Встанут они и будут просить прощения. На рассвете возгласит глашатай: «Встаньте нерадивые». Встанут они как покойники встают из могил».

Поэтому завещал Лукман сыну своему: «О, сын мой! Не спи в час, когда кричит петух на рассвете».

Шейх Мухиддин бин Аль-Араби (да освятится могила его) сказал: «Выстаивай ночью столько, чтоб не быть из числа нерадивых, а это минимум десять аятов», то есть в намазе.

Передается от Абдуллы бин Амра бин Аль-Аса что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Прочитавший в ночной молитве (тахаджуд) десять аятов, не будет записан нерадивым. Прочитавший в молитве сто аятов, будет записан подвижником. Прочитавший тысячу аятов будет записан обладателем многочисленного воздаяния подобно пожертвовавшему семьдесят тысяч динаров». Из книги «Сливки проповедников». Приводит Абу Дауд, 1198 хадис.

Приводится, что однажды Муса (мир ему) проходил мимо человека, исполнявшего молитву со смирением и набожностью. Муса сказал: «О, Господь мой! Как прекрасна молитва его!». Всевышний Аллах ответил ему: «О, Муса! Даже ежедневное исполнение тысячи ракаатов, освобождение тысячи рабов, чтение тысячи погребальных молитв, совершение тысячи паломничеств и участие в тысячи битвах не поможет ему до тех пор, пока не выплатит он закята с имущества своего».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Любовь к мирской жизни — причина всех ошибок». Приводит Аль-Байхаки в «Ответвлениях веры» с хорошим иснадом до Хасан Аль-Басри.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Оберегающий молитву всегда и везде, пройдёт через Сират подобно стремительной молнии — одним из самых первых, предстанет в День суда луноликим и получит за каждый день награду тысячи мучеников».

Видео (кликните для воспроизведения).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Два ракаата утренней молитвы лучше этого мира и всего, что в нём». Приводит Муслим в своём сборнике в «Молитве путников», раздел 14, хадис 96 и Тирмизи в своём «Сунан», хадис 416.

Как называется ночная молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here