Конспект урока молитва по опк

Предлагаем ознакомиться: Конспект урока молитва по опк с точным и подробным описанием.

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – изучение нового.

Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)

У.: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

— Какое решение нашла девочка?

Д.: — Девочка обратилась к молитве.

У.: — Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)

У.: — Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)

Молитва — обращение верующего к Богу.

— А что значит православная молитва?

— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.

Ответы на вопросы после чтения учебника.

— Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?

— Какие бывают молитвы? (Слайд 6)

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)

— За то можно благодарить Бога?

— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

— Молитва благодарственная по получении просимого.

Молитва – славословие. (Слайд 11)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

1. Осмысление прочитанного.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)

VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)

Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;

насущный — необходимый для существования;

днесь — сегодня, на нынешний день;

должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;

искушение — соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

3. Это интересно. (Слайд 15-16)

Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”

“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.

О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.

1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.

Установи линии соответствия.

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

Читайте так же:  Какую читать молитву чтобы быстрее продать дом

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.

Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор Шиндейкина О.Р.
Дата 30.11.2015
Формат doc
Изображения Нет

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание

Цель урока. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом

Оборудование урока: распечатка таблицы, предлагаемой для работы на уроке, цветные карандаши

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».

II. Перед чтением статьи учебника учащиеся выполняют следующее задание:

предположи, о чём будет статья, если в начале урока ты выполнял задания, связанные со словами «православие», «молитва».

III. Ответы на вопросы после чтения учебника

— Что в высказанном тобой предположении оказалось верным? Что нового ты узнал?

Обобщим и повторим прочитанное в статье учебника.

Слово «православие» означает .

Виды молитвы: молитва-. молитва-. молитва- …

Как ты объяснишь, почему человек меняется во время молитвы?

Какие люди являются святыми?

Что называется православным Преданием?

IY. Осмысление прочитанного

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после — поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) — только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

Какое действие Бога называется благодатью? Как почувствует человек, что на него снизошла благодать Божья?

Ты носишь имя какого-то своего святого. Что ты знаешь о его жизни? Как на него снизошла Божья благодать, как она проявилась?

Y. Работа с дополнительной информацией (врезкой)

YI. Осмысление прочитанного. Работа с таблицей.

Человек культурный и человек православной культуры. Они чем-то отличаются друг от друга? Оба работают над собой.

Отметь характерное свойство человека православной культуры. Закрась нужный квадрат (один). Зачеркни тот квадрат (он один), в котором описано свойство, которое не может принадлежать человеку православной культуры.

Много читает, ходит в театры и музеи, может рассказать о своих впечатлениях, дать оценку.

Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт;

не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание.

Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону.

Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски.

Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слушает, не перебивает

Не спорит, уважительно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения

Аккуратно, без вызова, но современно и, может быть, даже модно одет.

Уважает чужой труд, бережно относится к его результатам, ему не придёт в голову портить вещи или памятники, что-нибудь отломать от него или нарисовать граффити.

Выключает мобильный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви, не показывает, что он исключительно важный и занятой человек.

Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку.

Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на письме и устно.

Умывается, чистит зубы, моет руки перед едой; следит за чистотой белья, одежды и обуви.

Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много потрудился, чтобы быть человеком культурным.

Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения.

Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушедших поколений.

За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными недостатками благодарит Бога.

Соблюдает субординацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заискивает перед вышестоящими людьми и не унижает людей, уважает человеческое достоинство нижестоящих

Сделай вывод: в чём отличие человека православной культуры от любого другого культурного человека.

Дополнительный материал для учителя

Учитель, объясняя значение новых для учащихся слов, может воспользоваться следующими не вошедшими в учебник сведениями. Посмотрите в разделе «Термины» слова: Православие, Ликование.

YII. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника. Дополнительные вопросы.

1. О каких молитвах идет речь в стихотворении Константина Романова? Как ты понял выраженье «Когда креста нести нет мочи»?

В чём упрекнул поэт нас, т. е. всё человечество и себя лично?

2. Как ты считаешь, слова Бог и Господь говорят об одном и том же или о разном?

3. Перед тобой рисунок, изображающий ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущих, одна, нижняя, засохшая. Ствол — это молитва, просьба. Напиши на ветвях, о чём каждая молитва-ветвь. Какая ветвь-молитва будет самой высокой? Какую молитву символизирует засохшая ветвь?

Читайте так же:  Молитва на счастливую любовь

4. Найди произведения русских поэтов с названием «Молитва» и прочитай одно из них.

5. С твоей точки зрения, быть справедливым и быть милостивым одно и то же? Как ты понимаешь разницу? Что труднее: быть справедливым или быть милостивым?

6. У православных есть такая молитва, которую знают наизусть все без исключения или, если не знают всей молитвы (ещё не запомнили), то хотя бы первые её слова? Произнеси эти слова.

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор Кравцова Е.В.
Дата 22.10.2014
Формат docx
Изображения Нет

Конспект урока по ОПК 5 класс.

Тема : Как создавались христианские молитвы.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Задачи урока: Обучающая: узнать значение и связь слов «православие»,

«молитва», «благодать», «святые»; познакомиться с видами молитвы.

Развивающая: усвоить основные молитвы, воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

что мы, дети, сейчас делали? Богу молились. Значит, все вы умеете молиться Богу. А расскажите-ка, что мы делали, когда молились Богу? (Стояли мы или сидели во время молитвы? Стояли.

Видео (кликните для воспроизведения).

На что мы смотрели, молясь Богу?

На святые иконы? Да. Потом что делали, смотря на иконы?

Не делали ли еще чего-нибудь?

Не кланялись ли? Кланялись.

Значит, что надо сделать, чтоб помолиться Богу?

Чтоб помолиться Богу, надо встать пред святыми иконами, произнести молитву, перекреститься и поклониться.

Кто же, установил так молиться Богу? Молиться Богу так установила Святая Церковь.

Зачем же мы, становимся на ноги, когда молимся Богу, как вы думаете?

А с кем мы иногда говорим стоя? С начальниками, со старшими хорошо ли говорить сидя. Неприлично, нехорошо. Ну а если бы нам пришлось говорить с важным начальником, или с царем, как бы мы стали говорить с ними и просить у них того, что нам нужно? Конечно, стоя? — Но Бог не в пример выше и царя. Значит, мы должны молиться Богу стоя, чтобы выразить наше благоговение пред Ним.

Зачем мы, дети, во время молитвы становимся пред святыми иконами?

Что мы видим на иконах? На иконах мы видим изображение Спасителя, Его Пречистой Матери или других святых. А если бы вам сейчас показать изображение отца или матери, вспомнили бы вы о них? Наверное, они бы вам сейчас же и представились, какими вы их знаете дома, и вы начали бы думать о них. Вот и на святые иконы, во время молитвы, мы должны смотреть для того, чтобы яснее, живее представлять себе нашего Спасителя или святых Божиих и чтобы, молясь, ни о чем другом не думать, кроме Бога.

Зачем, мы должны молиться Богу? — Ведь Бог знает, кому из нас что надо дать, как отец и мать знают, что нужно их детям, и без просьбы дают им все необходимое. А когда случится с вами что-нибудь неприятное: заболеете или кто обидит вас — ведь вы просите родителей помочь вам в горе. Так и в отношении к Богу, Небесному Отцу нашему, необходимо нам поступать: просить Его помочь нам в той или другой постигшей нас беде. А когда Бог поможет, так неужели мы не поблагодарим Его за попечение о нас, не прославим Его великую милость и любовь к нам? И что была бы за молитва, если бы мы только стояли пред святыми иконами, крестились и кланялись, а ничего не высказывали Богу! Для того Бог и наградил человека даром слова, чтобы он мог высказывать Ему свои нужды и просить у Небесного Отца всего необходимого. А как много нужд у человека в жизни, как часто случаются с нами разные беды и несчастья. вот обо всем этом мы и должны говорить с Богом, просить Его помощи и заступления за нас, слабых.

Зачем мы, дети, во время молитвы крестимся?

Все ли люди на свете крестятся?

Крестятся ли евреи, татары? Нет; они не крестятся, потому что не веруют в Иисуса Христа. А мы крестимся потому, что веруем в Иисуса Христа, Который за грехи людей умер на Кресте. В церкви вы видели крест, к которому руки и ноги умирающего Спасителя прибиты гвоздями. Вот ради Крестной-то смерти Иисуса Христа Бог и подаст нам все, что мы просим у Него.

Зачем мы во время молитвы кланяемся? Кому и когда мы еще кланяемся? Когда мы сделаем что-нибудь худое, провинимся, то как просим прощения у родителей или начальников, которые могут нас наказать за вину? Мы с поклоном просим, чтобы они не гневались на нас, были бы к нам добрыми. А Бога мы прогневляем всякий час, всякую минуту, потому что живем не так, как Ему угодно. Поклоном-то мы и выражаем пред Богом нашу виновность и просим Милосердного Бога помиловать нас, грешных, и дать нам все потребное для безбедной жизни на земле. Повторение с детьми всей беседы.

Что такое молитва? обращение верующего к Богу. Так в Евангелие сказано, как Иисус Христос дал первую молитву « отче наш» своим ученикам .

молитва самая важная из всех молитв, потому ей научил нас Спаситель, когда жил на земле; молитва эта называется Господней.

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

Читая Евангелие и жития святых, мы узнаём, что некоторые молитвы открывались( даровались) святым людям Богом.

Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

Читайте так же:  Как молитвами вернуть мужа быстро

— Молитва — это сила. «Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы».

А в житиях святых рассказывается о небесных помощниках святых и их трудах.

Виды молитвы . 1.Молитва-просьба. Молитва-благодарение. Молитва-славословие.

Молитва-просьба — это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, мудрея,человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.

Презентация — молитва к Святой Троице

Одни молитвы составили святые отцы, другие дал нам Сам Бог. Коротенькая молитва, которая читается после молитвы Святому Духу, дана христианам с Неба. Эту молитву вы слышали, она чаще других не только читается в церкви, но и поется. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды.)

Вот она, перекреститесь и повторите ее со мною: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Небольшая молитва дана нам с Неба, потому что Бог любит, когда Ему молятся и не долго, но от чистого сердца и с усердием.

Кому же и как, дети, Бог дал эту молитву?

А вот как: при одном греческом царе случилось страшное землетрясение в Царьграде. Все ждали, что вот-вот провалятся под землю и будут ею задавлены. Что делать? Люди собрались в церковь, взяли там святые иконы и вышли с ними на улицу молить Бога о помиловании. Молятся Богу, а землетрясение и подземный гул продолжаются. Вдруг сильный ветер на виду у всех поднял одного мальчика высоко к небу. Через несколько минут мальчик опустился на землю совсем спокойный и невредимый и рассказал, что он слышал там вверху поющих: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный. Тотчас же эту небесную песнь пропели на земле, прибавив к ней: помилуй нас. И что бы вы, дети, думали? Прекратилось землетрясение и не стало слышно никакого подземного гула. Вот, за коротенькую-то молитву, какую великую милость Бог явил людям! Избавил их от страшной смерти.- Наверно, мальчик был добрый и благочестивый, если через него Бог дал людям эту молитву? — Конечно. Иначе Бог взял бы кого-нибудь другого на небо. А чье, думаете, пение на небе слышал мальчик? — Он слышал пение Ангелов, которые на небе воспевали и воспевают неумолкаемыми голосами Триединого Бога.

Молитва — благодарение Мы должны благодарить Бога за то, что Он не только не наказывает нас за грехи, но еще посылает нам свои богатые милости. За это, и особенно за спасение всех нас от вечной погибели, мы должны с чувством сердечной благодарности всегда говорить Ему: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Эта коротенькая молитва называется кратким славословием, потому что в ней мы только прославляем Бога за любовь и милосердие к нам, грешным, но ничего себе у Него не просим и никакой своей нужды не высказываем.

— за всякое благодеяние Божие. МОЛИТВА БЛАГОДАРСТВЕННАЯ ПО ИСЦЕЛЕНИИ ОТ БОЛЕЗНИ

БЛАГОДАРЕНИЕ ЗА ЛЮБОВЬ БОЖИЮ И МОЛИТВА ОБ УМНОЖЕНИИ ЛЮБВИ К БОГУ

БЛАГОДАРЕНИЕ ЗА ПОМОЩЬ БОЖИЮ В ОПАСНОСТЯХ И СОХРАНЕНИЕ ОТ ВРЕДА

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Что же мы в этой молитве высказываем Богу?

— Ничего не просим, а только прославляем Его, говорим, что Триединому Богу принадлежит от людей вечная слава на земле.

Молитва перед принятием пищи

Вы знаете, дети, что люди готовят себе пищу из того, что по милости Божией вырастает на полях. Если Бог не даст в свое время тепла и дождя, то на полях не уродится зернового хлеба разных плодов и трав; людям не из чего будет печь хлеб и готовить пищу, нечем будет кормить скот; значит, не будет ни мяса, ни молока, ни яиц. Так вот, нужно помнить, что употребляемая нами пища есть дар Божий. А Божий дар надо и принимать, и употреблять всегда с молитвой и Божиим благословением. Поэтому Святая Церковь и установила православным христианам перед принятием пищи и после принятия обязательно молиться Богу. Перекреститесь, дети, и скажите со мной молитву перед принятием пищи, понятной вам разговорной речью. Отче наш.

А чтобы после насыщения земными благами не забыть нам о небесных, вечных благах, то мы, принося благодарность за земные, тотчас же просим Спасителя нашего Господа Иисуса Христа удостоить нас еще великой милости — не лишить Его Небесного Царства. Это мы и высказываем в коротенькой молитве, которую установлено христианам говорить после еды. Перекреститесь, дети, и скажите со мной эту молитву: Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего царствия.

Молитва — славословие — «Аллилуйя!» — Хвалите Господа»

Презентация — Хвалебная песнь Богородице

Кто, как вы думаете, дети, этим внушением предостерегает и предохраняет вас от дурных дел?

Это Ангел Хранитель, тот добрый невидимый дух, который дается Богом человеку для защиты его от бед. Ангелы, — духи бестелесные и гораздо выше человека по своим силам: Бог посылает их в мир для того, чтобы они помогали людям в трудном деле спасения. Ангеле Хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя.

Многие песнопения ( молитвы) православного богослужения, которые звучат в православном храме, составили великие христианские святые.

Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Считается, что именно он составил пасхальный и рождественский каноны, могучий гимн «Воскресение Христово видевше», замечательные надгробные молитвы.

Клип Воскресение Христово видевшее

Андрей Критский (ок. 660-740), архиепископ, преподобный. Византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста и ряда других произведений.

В православной традиции слово «канон» используется во множестве значений. Большей частью — это какое-либо правило, к примеру, состав книг Священного Писания, или дисциплинарное предписание (церковный закон), или иконописные правила, или порядок и особенности совершения богослужения. Канон Андрея Критского — из другой области. Он и многие другие каноны — своего рода гимны, церковные богослужебные песни, составленные в определённой, строго выдержанной литературной форме. Такие каноны — это не просто молитвы, читаемые на богослужении, а законченная по смыслу последовательность, состоящая из 9-ти групп молитвенных стихов, называемых также песнями. В первые века христианское богослужение состояло, в основном, из чтения книг Ветхого и Нового Завета, пения молитв, большей частью псалмов. Пелись и так называемые библейские песни — молитвы, воспетые пророками и праведниками в наиболее важные события их жизни и жизни Израильского народа. Библейские песни составляют цвет библейской поэзии, вдохновлённой религиозными переживаниями. Среди авторов библейских песен — пророки Моисей, Исайя, Иона. Сюда относят и песни Пресвятой Богородицы, а также Захарии — отца Иоанна Крестителя. Именно библейские песни и легли в основу канонов.

Читайте так же:  Молитвы вечерние ко Святому причащению

Презентация — великий канон Андрея Критского

К VII веку выработалась практика во время богослужения перемежать стихи (строки) библейских песен молитвами (тропарями), составленными христианами в честь Господа Иисуса Христа, Богородицы или святых. Эти тропари со временем вытеснили сами песни и составили каноны, которые сегодня являются неотъемлемой частью одного из традиционных богослужений — утрени. Вероятно, впервые большие и полные каноны начал писать святой Андрей архиепископ Критский.

Вот молитва, которую слышали вы, много раз в храме. Ее написал святой Ефрем Сирин, пастырь и учитель стада Христова, живший в IV веке по Рождестве Христове, и передал Церкви; а Церковь заповедала произносить ее во дни Святой и Великой Четыредесятницы при каждом богослужении, кроме субботы и дня воскресного.

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему».

МАОУ Лицей №14 имени Ю.А. Гагарина
Конспект урока по предмету ОРКиСЭ (модуль ОПК) на тему:
«Православная молитва».
Учитель музыки и ОПК
Высшей категории
Ефименко Валентина
Ивановна

2016 г.
Цель: формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Задачи:
познакомить с понятием «молитва», видами православных молитв и их содержанием;
развивать интерес к православной культуре;
воспитывать уважение к чувствам верующих людей;
Оборудование:
1.Учебник А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры».М., Просвещение,2012 г.
2.Христианская литература: «Молитвослов», «Библия».
3.Мультимедийная презентация.
Ход урока
1.Вход под музыку « Любовь святая» Г Свиридова.
— Где может звучать эта музыка?
— Какой образ мы представляем?
— Почему она красивая?

8. Занятие на тренажере. (Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева. Урок 4 . Православная молитва.) 9. Рефлексия.
-К каким видам относятся молитвы, изображенные на слайдах № 10 – 13?
-Какая самая известная?
-Почему её ещё называют Господней молитвой?
-Что вам понравилось на уроке, показалось особенно интересным?
-О чём хотели бы узнать больше?

10. Домашнее задание. (Слайд №18)
Подумайте и нарисуйте в тетрадях, что способствует молитвенному настроению.
11. Исполнение песни «Дорогою добра».
12. Итог. (Слайд №19)
На листочке поставьте звездочку определенного цвета.
Использованные источники:
http://kuraev.ruhttp://lib.rus.ec/a/87524 HYPERLINK «http://new-ico
n.org.ru/text_OtcheNasch.html» http://new-ico
n.org.ru/text_OtcheNasch.html
Толковый молитвослов для детей.
А. Мороз, Т. А. Берсенева «Добрые уроки – наставления.»

  • urok_opk_pravoslavnaya_molitva
    Размер файла: 22 kB Загрузок: 4

по модулю «Основы православной культуры»учебник «Основы православной культуры 4-5 кл» Кураева А.В., издательство «Просвещение», 2010).

Учитель ОРКСЭ Лебедева Надежда Львовна

Урок 4. Православная молитва

Цель урока: подвести детей к пониманию роли православной молитвы в жизни православного человека.
Задачи: — узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать», «святые»;
— дать представление о разных видах молитв;
— познакомить с молитвой «Отче наш».
Художественно-педагогическую (нравственную) идея урока:
Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы
Формы и методы: беседа, самостоятельная работа, работа с учебником, рассказ, показ презентации

Какие буквы церковнославянского алфавита отличаются от русских?

Как же объяснить значение этих слов? Откройте учебники на стр. 14-15. Читаем и заполняем графы таблицы (на доске и в тетради)
Отче
Отец

Да святится имя Твое
имя Бога для верующего свято

Да приидет царствие Твое
«я готов исполнять Твою волю»

Да будет воля Твоя
человек доверяет Богу

Хлеб наш насущный даждь нам днесь
просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня

И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим
прости нас, как мы прощаем тех, кто виноват перед нами

И не введи нас во искушение
сложный выбор между злом и добром

И избави нас от лукавого
защити от зла

Домашнее задание
— Есть выражение «знать, как «Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей или других старших, что, по их мнению, вы должны знать как «Отче наш».

Итог урока, рефлексия
— Кто запомнил, что такое молитва? Какова роль молитвы в жизни православного человека?
-Какая молитва самая известная у христиан?
— Сядем в кружок. Представьте, что вам надо объяснить смысл молитвы «Отче наш» человеку, которому она не знакома. Объясните ее содержание.
— Отметьте на градуснике настроения ваше эмоциональное состояние на сегодняшнем уроке (дружелюбно, тепло, приятно, прохладно, холодно).

Список использованной литературы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – основы православной веры в презентациях
http://www.pravmir.ru/o-molitve-2/ — православие и мир
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – азбука веры
Методическое пособие «Основы религиозных культур и светской этики», Кострома, 2010.
А.Кураев «Основы православной культуры 4-5 кл», издательство «Просвещение», 2010.

13 PAGE * MERGEFORMAT 14215

  • 000909be-6e215736
    Размер файла: 276 kB Загрузок: 0

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание

Цель урока. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом

Оборудование урока: распечатка таблицы, предлагаемой для работы на уроке, цветные карандаши

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».

Читайте так же:  Лечение как использовать молитвы заговоры и народную медицину

II. Перед чтением статьи учебника учащиеся выполняют следующее задание:

предположи, о чём будет статья, если в начале урока ты выполнял задания, связанные со словами «православие», «молитва».

III. Ответы на вопросы после чтения учебника

— Что в высказанном тобой предположении оказалось верным? Что нового ты узнал?

Обобщим и повторим прочитанное в статье учебника.

Слово «православие» означает .

Виды молитвы: молитва-. молитва-. молитва- …

Как ты объяснишь, почему человек меняется во время молитвы?

Какие люди являются святыми?

Что называется православным Преданием?

IY. Осмысление прочитанного

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после — поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) — только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

Какое действие Бога называется благодатью? Как почувствует человек, что на него снизошла благодать Божья?

Ты носишь имя какого-то своего святого. Что ты знаешь о его жизни? Как на него снизошла Божья благодать, как она проявилась?

Y. Работа с дополнительной информацией (врезкой)

YI. Осмысление прочитанного. Работа с таблицей.

Человек культурный и человек православной культуры. Они чем-то отличаются друг от друга? Оба работают над собой.

Отметь характерное свойство человека православной культуры. Закрась нужный квадрат (один). Зачеркни тот квадрат (он один), в котором описано свойство, которое не может принадлежать человеку православной культуры.

Много читает, ходит в театры и музеи, может рассказать о своих впечатлениях, дать оценку.

Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт;

не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание.

Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону.

Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски.

Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слушает, не перебивает

Не спорит, уважительно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения

Аккуратно, без вызова, но современно и, может быть, даже модно одет.

Уважает чужой труд, бережно относится к его результатам, ему не придёт в голову портить вещи или памятники, что-нибудь отломать от него или нарисовать граффити.

Выключает мобильный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви, не показывает, что он исключительно важный и занятой человек.

Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку.

Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на письме и устно.

Умывается, чистит зубы, моет руки перед едой; следит за чистотой белья, одежды и обуви.

Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много потрудился, чтобы быть человеком культурным.

Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения.

Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушедших поколений.

За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными недостатками благодарит Бога.

Соблюдает субординацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заискивает перед вышестоящими людьми и не унижает людей, уважает человеческое достоинство нижестоящих

Сделай вывод: в чём отличие человека православной культуры от любого другого культурного человека.

Дополнительный материал для учителя

Учитель, объясняя значение новых для учащихся слов, может воспользоваться следующими не вошедшими в учебник сведениями. Посмотрите в разделе «Термины» слова: Православие, Ликование.

YII. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника. Дополнительные вопросы.

1. О каких молитвах идет речь в стихотворении Константина Романова? Как ты понял выраженье «Когда креста нести нет мочи»?

В чём упрекнул поэт нас, т. е. всё человечество и себя лично?

2. Как ты считаешь, слова Бог и Господь говорят об одном и том же или о разном?

3. Перед тобой рисунок, изображающий ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущих, одна, нижняя, засохшая. Ствол — это молитва, просьба. Напиши на ветвях, о чём каждая молитва-ветвь. Какая ветвь-молитва будет самой высокой? Какую молитву символизирует засохшая ветвь?

4. Найди произведения русских поэтов с названием «Молитва» и прочитай одно из них.

5. С твоей точки зрения, быть справедливым и быть милостивым одно и то же? Как ты понимаешь разницу? Что труднее: быть справедливым или быть милостивым?

Видео (кликните для воспроизведения).

6. У православных есть такая молитва, которую знают наизусть все без исключения или, если не знают всей молитвы (ещё не запомнили), то хотя бы первые её слова? Произнеси эти слова.

Конспект урока молитва по опк
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here