Молитва 6 Иоанна златоуста

Предлагаем ознакомиться: Молитва 6 Иоанна златоуста с точным и подробным описанием.

Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста

(24 молитвы, по числу часов дня и ночи)

Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. Господи, избави мя всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. Господи, избави мя от всякаго искушения. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение. Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр помилуй мя, видя немощь души моея. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней, и даруй ми конец благий. Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.

Согреших – я согрешил (прошедшее время – аорист). Еже помрачи – которое помрачило (помрачи – также аорист, но форма 3-го лица). В книзе животней – в книге жизни. Аще и ничтоже благо сотворих – хотя я и ничего доброго не сделал. Студнаго – гнусного (буквально: стыдного; студ – стыд).

Господи, в покаянии приими мя. Господи, не остави мене. Господи, не введи мене в напасть. Господи, даждь ми мысль благу. Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.

Корень благих – корень (то есть основу) всего доброго, всякого блага. Веси – Ты знаешь (Тебе ведомо). Яко твориши, якоже Ты волиши – что Ты творишь то, что Ты хочешь.

+ Великий учитель молитвы, святитель Феофан Затворник, придавал огромное значение этим молитвам и рекомендовал их многим своим духовным детям как основу молитвенного правила, как школу непрестанного богомыслия. Вот некоторые отрывки из его писем:

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец, прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Еже согреших — в чем согрешил. Безмятежен — спокоен. Соблюдающа — сохраняюща.

В этой вечерней молитве мы просим у Бога прощения грехов, спокойного сна и Ангела-хранителя, который бы сохранил нас от всего дурного. Молитва эта оканчивается славословием Святой Троице.

Перевод: Господи Боже наш, в чем согрешил я в этот день словом, делом и мыслию, прости мне, как Благий и Человеколюбивый; даруй мне мирный сон, чуждый волнения страстей; пошли Ангела Твоего хранителя, защищающего и сохраняющего меня от всякого зла, ибо Ты — Хранитель душ и тел наших, и мы воссылаем Тебе славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Господи Боже наш, в Негоже веровахом и Егоже имя паче всякаго имене призываем, даждь нам, ко сну отходящим, ослабу души и телу, и соблюди нас от всякаго мечтания, и темныя сласти кроме; устави стремление страстей, угаси разжжения востания телеснаго. Даждь нам целомудренно пожити делы и словесы; да добродетельное жительство восприемлюще, обетованных не отпадем благих Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь.

Перевод: Господи Боже наш, в Которого мы веруем и имя Которого больше всякого имени призываем, даруй нам, отходящим ко сну, облегчение душе и телу, сохрани нас от всякого мечтания и от скверного сладострастия; прекрати страстные желания; угаси пламень плотских возбуждений; даруй нам хранить целомудрие в словах и в деле, чтобы, восприняв совершенную жизнь, не лишиться нам обещанных Твоих благ, ибо Ты благословен во веки. Аминь.

Долгий подвиг в молитвах и немалое время потребны для того, чтобы в нестужаемом устроении ума обрести иное некое сердечное небо, где обитает Христос
(преп. Иоанн Карпафский).

1 Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. 2 Господи, избави мя вечных мук. 3 Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. 4 Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. 5 Господи, избави мя от всякаго искушения. 6 Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение. 7 Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. 8 Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. 9 Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий. 10 Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. 11 Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. 12 Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.

1 Господи, в покаянии приими мя. 2 Господи, не остави мене. 3 Господи, не введи мене в напасть. 4 Господи, даждь ми мысль благу. 5 Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление. 6 Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих. 7 Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание. 8 Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. 9 Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое. 10 Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою. 11 Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. 12 Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.

Читайте так же:  Молитва за благополучие дочери в семье

Перевод: Господи, не лиши меня небесных Твоих благ. Господи, избавь меня от вечных мук. Господи, умом или помыслом, словом или делом согрешил, прости мне. Господи, избавь меня от всякого неведения, забвения, малодушия и окаменелого нечувствия. Господи, избавь меня от всякого искушения. Господи, просвети мое сердце, омраченное лукавыми стремлениями. Господи, я как человек согрешил, Ты же, как Бог щедрый, помилуй меня, видя немощь моей души. Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, да прославлю Твое святое имя. Господи, Иисусе Христе, напиши меня, раба Твоего, в книге жизни и даруй мне благую кончину. Господи Боже мой, если и ничего доброго не сделал я пред Тобою, но дай мне по Твоей благодати положить доброе начало. Господи, окропи сердце мое росою Твоей благодати. Господи неба и земли, вспомни меня, грешного, гнусного и нечистого раба Твоего в Царстве Твоем. Аминь.

Господи, приими меня, кающегося. Господи, не оставь меня. Господи, не введи меня в напасть. Господи, дай мне благую мысль. Господи, дай мне слезы, памятование о смерти и умиление. Господи, дай мне расположение к исповеданию грехов моих. Господи, дай мне смирение, целомудрие и послушание. Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость. Господи, вкорени благой Твой страх в сердце мое. Господи, сподоби меня любить Тебя от всей души моей и помышления и во всем исполнять волю Твою. Господи, защити меня от злых людей, бесов и страстей и от всего вредного для меня. Господи, делай по Твоему соизволению все, что Ты хочешь, да будет воля Твоя надо мною, грешным, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея, и безплотных Твоих Ангел, Пророка же и Предтечи и Крестителя Твоего, богоглаголивых же апостол, светлых и добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец, и всех святых молитвами, избави мя настоящаго обстояния бесовскаго. Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Ей, Господи мой, утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней. Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя.

Перевод: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, ради молитв Честнейшей Твоей Матери, бесплотных Твоих Ангелов, а также пророка Предтечи и Крестителя Твоего, благовествующих апостолов, светлых и победоносных мучеников, преподобных и богоносных отцев и всех святых, избавь меня от настоящего нападения бесовского. О, Господь мой и Творец, не желающий смерти грешника, но ожидающий его обращения и жизни, дай обращение, и мне, окаянному и недостойному; извлеки меня из уст пагубного змея, жаждущего поглотить меня и свести живым в ад. О, Господи мой, Утешение мое, ради меня, падшего, облекшийся в тленную плоть, избавь меня от несчастия и подай утешение душе моей, достойной сожаления. Внуши сердцу моему исполнять Твои повеления и оставить лукавые дела и получить блаженство Твое, ибо на Тебя, Господи, уповаю я, спаси меня.

24 молитвы Иоанна Златоуста по числу часов в сутках, для каждого часа своя молитовка.

Святитель Феофан Затворник, придавал огромное значение этим молитвам и рекомендовал их многим своим духовным детям как основу молитвенного правила, как школу непрестанного богомыслия. Вот некоторые отрывки из его писем:

«Как читать молитовки святого Златоуста (24 в вечерних молитвах на сон)? Читайте их перед молитвословием, чтобы собралось внимание воедино… Но и во всякое время мысленно повторяйте. Это лучший способ приучать себя к памятованию о Боге, а памятование сие есть основа духовной жизни. Поклоны поясные класть, а иногда и земные».

«Молитовки святого Златоуста можете употреблять вместо своего домашнего правила и утром. Заучите их и обдумайте всякую. В них вся жизнь духовная поминается. Сколько раз каждую поминать – это определите так, чтобы стоять на молитве столько же, сколько обычно простаиваете на правиле. К ним можете приложить и свои молитовки – выбрать из псалмов: какой стишок по сердцу, тот и запишите… Употребляя на правиле сии молитовки со вниманием, скоро навыкните стоять на молитве нерассеянно. Молитву Иисусову вставляйте в среду их. Например, десять раз проговорив: “Господи, не лиши мене небесных Твоих благ”, – прилагайте: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”».

«Назначение кратких молитовок – способствовать собранию мыслей и трезвению. Сила не в словах, а в чувстве к Богу. Оно скоро образуется у трудящихся над молитвою. Вот это и есть умная молитва. Ум, стоя в сердце, зрит Бога и умно исповедуется Ему призыванием Его… Чувство к Богу есть непрестанная молитва без слов».

К Иоанну Златоусту обращаются с молитвой о помощи в самых разных делах:

— о разумении и даровании ума,
— в отчаянии и унынии,
— в избавлении от пагубных привычек (бросить курить),
— о правильном развитии детей (чтобы ребенок начал говорить),
— об исцелении от всякой немощи
— о скором замужестве.

О святителю великий Иоанне Златоусте!

Ты многая и различная дарования от Господа приял еси, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси:

сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается.

Се бо отроком послушания образ явился еси, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник,

старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, ветиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый,

Читайте так же:  Молитва чтобы девушка вернулась к парню

благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудрого образ, правды ревнителям — дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым — терпения наставник:

всем вся был еси, да всяко некия спасаеши.

Над всеми же сии стяжал еси любовь, яже есть соус совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюдже любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси.

Мы же грешнии, по единому кийиждо свое дарование имуще, единения душа и союз мира не имамы, но бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася.

Тем же к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим:

молитвами твоими отжени от сердец наших всяку горесть и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем,

да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков.

1. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.

2. Господи, избави мя вечных мук.

3. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.

4. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.

5. Господи, избави мя от всякаго искушения.

6. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.

7. Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.

8. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.

9. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.

10. Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.

11. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.

12. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.

13. Господи, в покаянии приими мя.

14. Господи, приими меня, кающегося.

15. Господи, не остави мене.

16. Господи, не введи мене в напасть.

17. Господи, даждь ми мысль благу.

18. Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление.

19. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.

20. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.

21. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.

22. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.

23. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.

24. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи, защити меня от злых людей, бесов, и страстей, и от от всех других недостойных дел.

Видео (кликните для воспроизведения).

Господь, Иисус Христос, Бог наш, раскрой уши и глаза моего сердца, чтобы мнее, Господи, слушать Твое слово, пони­мать и совершать Твою волю, так как «Странник я на земле;

не скрывай от меня заповедей Твоих. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:19, 18).

Боже мой, на Тебя надеюсь, чтобы Ты просветил мое сердце.

(Молитва о укреплении веры, о вразумлении от бесов, о помощи и материальном благополучии)

Молитва святителя Иоанна Златоуста на 24 часа:

Господь, Иисус Христос, Бог наш, раскрой уши и глаза моего сердца, чтобы мнее, Господи, слушать Твое слово, пони­мать и совершать Твою волю, так как «Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:19, 18). Боже мой, на Тебя надеюсь, чтобы Ты просветил мое сердце.

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, правильно ли я поняла, что молитву Святого Иоанна Златоуста (24 молитвы, по числу часов дня и ночи) на сон грядущий нужно читать так: например, если 22 часа вечера, то молитву нужно читать 22 раза? Спасибо.

Преподобный Исаакъ Сирин пишет: «Ежечасно надлежитъ намъ знать, что во все 24 часа дня и ночи мы имеемъ нужду в покаянии. Что оно есть? Оно есть с исполненною сокрушения молитвою. неослабное прошение об оставлении прошедшаго» .

А святитель Иоанн Златоуст учил: » В каждый час вознося Богу молитву, устремляя на молитвы свои мысли, считай себя счастливым послужить Богу».

Так, молитва Иоанна Златоуста содержит 24 молитвы, по числу часов дня и ночи, их надлежало совершить по числу суточных часов: двенадцать днем и двенадцать ночью, тем самым испрашивая у Бога благословение на каждый час дня и ночи.

В этой молитве мы обращаемся с просьбой о заступничестве, что дает нам реальную возможность выстоять против всех злых сил. Но в этой молитве нет просьб о даровании более спокойной жизни или удачливости в делах, да и просьб о деньгах или здоровье вы тоже там не найдете. Тем не менее, эта молитва входит в состав обязательных вечерних молитв в молитвослове. «Почему?», — спросите Вы.

Но ответ очень прост — живя в мире, где гордость и тщеславие являются достоинствами, нам нужно заново учиться основным добродетелям. Достоинствам, по которым нас оценивает Бог. Их, на самом деле гораздо меньше, чем грехов, да и ценность их в повседневной жизни мало заметна. Можно конечно посвятить несколько книг тому, что нужно понимать под «памятью смертной» или «умилением».

Но истинное их значение каждый человек может найти только сам и только в своем сердце, потому что для каждого из людей — наполнение этих слов будет свое. Так что просите у Бога эти Дары, даже если не совсем понимаете, зачем вам они. Просто найдите минутку на досуге, чтобы поразмышлять, что даст каждый из Даров в плане приближения к Богу. Например, такая непопулярная ныне добродетель, как «смирение».

Читайте так же:  Молитва Иоанну Крестителю от блуда

Ведь мужество выдержать удар судьбы не плача «ах, за что мне это всё, вон другие ещё хуже себя ведут» — это тоже проявление смирения. Принимать уроки Бога и его внимание, пусть даже и не понимая, зачем это. Ведь, кто знает, может Бог готовит Вам более завидную жизнь, чем у соседей, только проверяет, достойны ли вы богатства. А может, подает знак, что нужно менять сферу деятельности.

Только не надо путать смирение с самоуспокоением и лежать на диване в ожидание того, что сразу после удара — булки с неба прямо в рот будут падать. Нужно работать, и идти по жизни не боясь, доверяя Богу. Как слепой, который доверяет поводырю, не вырывается из его рук, а идет спокойно и уверенно. И просить у Него помощи, даже если плохо понимаем, зачем нам это надо.. И все это — молитвы.

Теперь, когда Вы узнали, что встретится вам в Молитвослове, просто вчитайтесь в слова молитв, написанные людьми, видевшими Божественный Свет, ощутившими благодать. Произнесите эти слова, пытаясь осознать смысл и силу этих слов, каждого из них. Выделив из каждого предложения его основу — наполните его своими переживаниями и ощущениями. И ничего, что первые попытки будут неуклюжими, а фразы пустыми и непонятными. Не оставляйте попыток. Помните: молитва — это труд, ежедневный и многотрудный.

1 Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. 2 Господи, избави мя вечных мук. 3 Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. 4 Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. 5 Господи, избави мя от всякаго искушения. 6 Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение. 7 Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. 8 Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. 9 Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий. 10 Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. 11 Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. 12 Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.

1 Господи, в покаянии приими мя. 2 Господи, не остави мене. 3 Господи, не введи мене в напасть. 4 Господи, даждь ми мысль благу. 5 Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление. 6 Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих. 7 Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание. 8 Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. 9 Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое. 10 Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою. 11 Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. 12 Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.

Ответ на этот вопрос прочитали 6576 посетителей

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор Вселенских учителей), 14 сентября / 27 сентября, 13 ноября / 26 ноября

Святитель Иоанн Златоуст — величайший и самый творчески плодовитый христианский богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф. Находясь на Константинопольской кафедре, не только проповедовал слово Божие и защищал от еретиков Православие, но и прямо обличал пороки общества и власть имущих. За что по доносам и гневу императрицы Феодосии, нечестивому собору ряда ахриереев был приговорен к смерти, но потом сослан в Армению.

Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель ученых, всех церковнослужителей, богословов, апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об укреплении веры, в том числе и при гонениях, даровании молитвенности, разумения веры и Священного Писания, об обращении иноверцев, сектантов и раскольников. К его помощи прибегают при душевных недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве.

Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать вселенную просвети: несребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа, но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь Собору Вселенских учителей и святителей Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому, глас 4

Яко апостолов единонравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

От Небес приял еси Божественную благодать и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте всеблаженне, преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко Божественная являя.

Возвеселися таинственно честная Церковь возвращением честных твоих мощей и, сия сокрывши яко злато многоцветное, поющим тя неоскудно подавает молитвами твоими исцелений благодать, Иоанне Златоусте.

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси, сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Мы же, грешнии (имена), по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку злобу, недоброжелательство, гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Вечернее молитвенное правило содержит в себе краткие молитвенные прошения, составленные святым Иоанном Златоустом. Их общее количество соответствует количеству часов в сутках, каждый из которых должен быть освящен молитвой и нашим постоянном памятованием о Боге.

1. Господи, в покаянии приими мя (Господи, в покаянии прими меня).

Читайте так же:  Молитва прп Ефрема сирина

Покаяние – естественная потребность души, присущая каждому человеку независимо от степени его религиозности. Апостол Павел в своем послании к Римлянам говорит о язычниках, что они будут судимы по закону, написанному в их сердцах (Рим. 2, 14). Этот закон, именуемый совестью, позволяет нам отличать добро от зла и открывается нам по мере ее очищения от собравшейся накипи страстных привязанностей и греховных привычек, образующих собой трудно пробиваемую оболочку нечувствия и жестокосердия.

Чем меньше мы заглядываем в свою совесть, тем меньше видим в себе изъянов и недостатков. И наоборот, чем внимательнее мы относимся ко всем движениям своего ума, тем больше осознаем свою немощь и необходимость в благодатном очищении души, подаваемом в таинстве Покаяния. О том, насколько велика цена покаяния, можно сделать вывод исходя из следующих слов преподобного Исаака Сирина:

«Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов»

Преподобный Паисий Святогорец обращает наше внимание на то, что Бог находит Себе место в сердцах людей, живущих доброй и благоговейной жизнью, хоть и не ходящих в церковь: «Если бы эти люди участвовали в таинственной жизни Церкви, то они бы весьма преуспели в духовной жизни». Однако есть и другая категория людей, относящих себя к деятельным христианам. И именно в них, часто посещающих храм, исповедующихся и причащающихся, Бог не находит Себе места, чтобы вселиться в них, «поскольку в них нет смирения, доброты, настоящего покаяния». Подлинное покаяние, способное привести человека в надлежащее устроение, не имеет ничего общего с бесчувственным и не переосмысленным перечислением совершенных грехов, так и не омытых слезами раскаяния и не подтвержденных личным намерением изменить себя и свою прежнюю греховную жизнь.

2. Господи, не остави мене (Господи, не оставь меня).

Псалмопевец Давид в 21 псалме взывает к Богу: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! Я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения» (Пс. 21, 1:2). Это страшное чувство оставленности Богом было знакомо многим великим подвижникам, тяжело переживавшим любое, даже самое малейшее отступление от полноты Божественной Любви. И когда оно возникало у них, они проводили время в усиленном посте и молитве, чтобы путем покаяния и внутреннего делания вновь удостоиться Божественного присутствия в своей жизни.

Апостол Иоанн, прозванный апостолом любви, уделяет особое внимание именно этой теме в своем Евангелии и трех соборных посланиях. «Бог есть Любовь» – открывает он нам в своем первом послании (1 Ин. 4, 8). И именно Любовь Божия является причиной воплощения и крестной смерти Сына Божиего, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15). Любовью Божией держится весь этот мир, так остро нуждающийся во всех ее проявлениях, будь то прощение, долготерпение или милосердие. Именно любовь Божия является для нас гарантом того, что мы никогда не будем оставлены без постоянного Божиего присутствия в этом безумном водовороте соблазнов, страстей и греховных желаний.

Единственное препятствие, которое может отделить нас от Божественной любви и не дать ей озарить нас своим благодатным светом, может стать наше упорство во грехе. Именно оно лишает нас присутствия Божиего и вызывает в нас чувство оставленности и беспомощности перед навалившимися трудностями. Находясь под давлением выпавших испытаний, мы зачастую перестаем замечать не только собственные просчеты, недостатки и допущенную несправедливость, но также и тихое, как веяние освежающего ветерка, соприсутствие Божие в каждом мгновении нашей жизни.

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся назад и увидел, что иногда на песке была видна лишь одна цепочка следов. Заметил он и то, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он весьма опечалился и стал спрашивать Господа:

— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты оставлял меня, когда я больше всего нуждался в Твоей помощи?

— Сын мой, Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда в твоей жизни случались горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге, потому что тогда Я нес тебя на руках.

3. Господи, не введи мене в напасть (Господи, огради меня от всякой напасти ).

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «напасть» определяется как нападение или действие, направленное против кого-либо с враждебной целью. В качестве поясняющих примеров приводятся такие, как нападение на человека зверя, грабителя или неприятеля, напавшего на соседнюю страну.

Таким врагом для нас является диавол, который, по словам апостола Петра, «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5, 8). Именно он, падший денница, неустанно нападает на всякого человека, желающего воссоединиться с Богом и вернуть свое утраченное сыновье достоинство. Преподобный Нил Синайский в своем толковании на этот стих апостола Петра говорит, что рыкание означает вредоносное неистовство врага, для противостояния которому мы располагаем всем необходимым оружием.

Апостол Павел в послании к Ефесянам призывает нас облечься во всеоружие Божие, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной… Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекитесь в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6, 11-17).

Читайте так же:  Молитва чтобы нормализовалось давление

Вести борьбу с лукавым, используя его же методы, просто невозможно. Ложью ложь не победить, так же, как и злобой не уничтожить ненависть. Бороться с противником оружием, которым тот владеет в совершенстве, бессмысленно. Господь дает нам для этого более действенные и эффективные средства, такие как: любовь, целомудрие, смирение, воздержание, рассудительность, терпение, молитва. Только с их помощью можно избежать различных напастей и преодолеть любое искушение, соблазн или испытание.

4. Господи, даждь ми мысль благу (Господи, дай мне благую мысль).

Всем нам известно философское утверждение Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». И действительно, сколько мыслей успевает промелькнуть в нашей голове не то что в течение дня или часа, а на протяжении 10-15 минут того же утреннего или вечернего молитвенного правила. Где только мы не блуждаем в это время, о каких только вещах и делах не помышляем.

Один монах, побеждаемый рассеянной молитвой, с горечью произнес:

– Господи, если Ты повсюду, то как так получается, что я часто оказываюсь где-то еще?

Очень часто эти мысли, подчас без спроса вторгающиеся в наше сознание, носят опасный и вредный для нас характер. Контролировать их ход и разумное развитие задача крайне сложная, ведь как от избытка сердца говорят уста человека, так и от чистоты его ума зависят рождающиеся в голове мысли.

Наш ум подобен губке, быстро впитывающей в себя то содержимое, которое мы привносим в него. Обогатить свой ум мыслями, угодными Богу, можно посредством чтения Священного Писания и православной духовной литературы, путем участия в церковных таинствах и богослужениях, молитвенного делания, развития навыков добромыслия, постепенно переходящего в доброделание. Святитель Николай Сербский, рассуждая о ценности благих мыслей, увещевает нас:

«Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не умеешь молиться – подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли – это тоже оружие!»

5. Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление (Господи, дай мне слёзы, и память о смерти, и сокрушение сердечное о грехах).

Преподобный Ефрем Сирин делит слезы на три категории. Первая – слезы о вещах видимых, и эти слезы горьки и суетны. Вторая – слезы позднего раскаяния, появляющиеся у человека, оказавшегося там, где плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12). Эти слезы горьки и бесполезны, так как не несут никакой пользы и никакого облегчения. Трети вид слез – слезы покаяния, присущие душе, возжелавшей вечных благ. Именно эти слезы являются спасительными для нас, поскольку свидетельствуют о нашем искреннем раскаянии в содеянных грехах.

Однажды Господь призвал к себе сонм ангелов и повелел им принести с земли всё лучшее, что там найдется. Ангелы спустились с небес и разошлись по всем уголкам земли, чтобы исполнить повеление Божие.

Через некоторое время ангелы вернулись с земными дарами. И каждый из них принес лучшее, что ему удалось найти. Не было лишь одного из них. Но вот явился и он и сказал Господу:

— Увидел я раскаявшегося грешника, горько стенавшего и молившего о прощении. Он истово молился и рыдал, раскаявшись в своих прегрешениях.

И возрадовался Господь и сказал: «Это самый лучший дар. Слеза кающегося грешника – драгоценный дар для Меня!

Слезы, рождающиеся из страха смерти, известный румынский старец Клеопа (Илие) называет благим даром. Память смертная, о которой так много говорят святые отцы, призвана не отравлять нашу земную жизнь страхами вечных мук, а научать нас внимательному отношению ко всем своим мыслям, словам и поступкам.

Авва Пимен, когда услышал, что авва Арсений почил, прослезившись, сказал: «Блажен ты, авва Арсений, что оплакал себя в здешнем мире! Ибо кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать либо здесь — добровольно, либо там — от мучений.

Слово «умиление» переводится с церковнославянского языка как «печаль», «сокрушение». Сердечное сокрушение о грехах, сопровождаемое надеждой на милосердие Божие, является надежной защитой от уныния и отчаяния, ведущих к погибели. «Враг убеждает согрешить, а покаяние готово принять согрешающего. Враг побуждает сделать беззаконие, а покаяние советует обратиться. Один нудит к отчаянию, а другое обещает надежду спасения» (прп. Ефрем Сирин).

6. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих (Господи, дай мне мысль исповедать грехи мои).

Господь в Своей обличительной речи, направленной против книжников и фарисеев, сравнивает их с окрашенными гробами, полными внутри всяких нечистот: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония (Мф. 23, 27). Страшное сравнение, наглядно показывающее нам крайнюю опасность внешнего благочестия, лишающего человека возможности видеть свое подлинное нравственное состояние.

Видео (кликните для воспроизведения).

Единственный способ избежать такой печальной участи – научиться видеть собственные грехи. Для этого необходимо быть более внимательным к себе, чтобы вспомнить все свои прегрешения. Самоиспытание не должно сопровождаться самооправданием, сглаживающим, в наших собственных глазах, наиболее острые и неприятные моменты:

«Тот зрячий слепец, кто не видит, сколь пагубен его грех. Уметь открывать следы зверя — признак острого зрения (свт. Григорий Богослов).

Молитва 6 Иоанна златоуста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here