Молитва давиду эвбейскому

Предлагаем ознакомиться: Молитва давиду эвбейскому с точным и подробным описанием.

Тропарь, глас 8

В тебе отче известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней;/ темже и со ангелы срадуется,// преподобне Давиде, дух твой.

Кондак, глас 2

Чистотою душевною божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко,/ поборол еси бесовская ополчения Давиде, отче наш,// моли непрестанно о всех нас.

Преподобне отче Давиде ! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси пред стательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих.

Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненныя и милостями облагодетельствованныя, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя , и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Монастырь преподобного Давида Эвбейского

Давидов мужской монастырь в честь Преображения Господня (греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Οσίου Ϫαυῒδ τοῦ Γέροντος — Давида Старца монастырь) Халкидской митрополии Элладской Православной Церкви

Монастырь расположен в северо-западной части острова Эвбея (Греция), в 13 км от дер. Ровьес, у подножия горы Каваларис.

Основан в 1540 году прп. Давидом Эвбейским. В поисках подходящего места для уединения он пришел на остров Эвбея и поселился в пещере в горах, недалеко от совр. городка Лимни. Вскоре к нему стали приходить иноки и он решил построить монастырь в честь Преображения Господня. За пожертвованиями прп. Давид отправился по разным областям Греции, в Дунайские княжества и в Россию, где собрал значительные средства. После кончины прп. Давида (ок. 1600) монастырь носит его имя. В обители находятся мощи основателя, а также некоторые личные вещи: епитрахиль, кадило и др.

В 1638 г. монастырь стал ставропигиальным и подчинялся напрямую Константинопольскому патриарху. Об этом событии сообщалось в грамоте, которая была выдана патриархом Кириллом I Лукарисом.

В годы турецкого ига монастырь был прибежищем жителей окрестных городов и деревень, в нем действовала греческая «тайная школа». Сохранились исторические документы, свидетельствующие об участии монастыря в национально-освободительной войне 1821-1829 гг. Иноки во главе с игуменом обители архим. Иоакимом помогали греч. войскам материально и организовали госпиталь на территории монастыря. В 1824 г. турки напали на обитель, убили всех насельников и сожгли монастырь.

После освобождения Греции монастырь был восстановлен. От древних построек осталась лишь часть восточного крыла с церковью во имя св. Бессребреников, украшенной фресками XVIII в.

В 1870 г. собор монастыря, посвященный Преображению Господню и прп. Давиду Эвбейскому, был разрушен землетрясением и вновь отстроен в 1877 г. на средства игум. Анфима (Ангелиса). Он представляет собой одноглавый крестово-купольный храм с притвором, фрески отсутствуют.

К северу от монастыря на расстоянии 1 км находится источник. Предание гласит, что прп. Давид ударил посохом в скалу — и из нее забил ключ. Крестьяне из близлежащих сел помогли монахам соорудить водопровод и отвести часть воды в монастырь.

К югу от обители на расстоянии 20 минут ходьбы расположена пещера, где прп. Давид проводил всю неделю, а в субботу поднимался в монастырь, чтобы участвовать в службе, и оставался там до понедельника с братией, поучая и наставляя ее. Затем он брал немного антидора и св. воды и уединялся в аскитирии. На месте кельи прп. Давида в монастыре в настоящее время построена церковь во имя сщмч. Харалампия.

В 1933 г. большинство обширных монастырских угодий было конфисковано греческим правительством на нужды государства. У обители остались только оливковая роща в местности Амбурья и несколько небольших пашен. За время второй мировой и гражданской войн число монахов резко сократилось, здания пришли в аварийное состояние.

Монастырь преподобного Давида Эвбейского. Внутренний двор

Восстановление обители, начатое в 1951 году игуменом Никодимом (Фомасом), было продолжено при преподобном старце архимандрите Иакове (Цаликисе), которого называют обновителем и новым ктитором монастыря. При нем был отреставрирован собор, сооружены деревянные резные иконостас, рака и проскинитарий, построены колокольня, гостиницы и трапезная. Старец Иаков подвизался в монастыре 23 года как простой монах и 16 лет исполнял обязанности игумена, подражая житию преподобного Давида. По кончине, могила старца Иакова стала целью паломничества многочисленных почитателей преподобного, которые стекались в Давидов монастырь со всего мира.

  • 1952 — три особножительных монаха [1]
  • ок. 2006 — 17 монахов [2]
  • Χρυσόστομος (Θέμελης), ἐπ. Θαυμακοῦ. Ϫαβίδ. ῞Οσιος, ὁ ἐν Εὐβοίᾳ. ῾Η Μονή // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 878-879;
  • Χρυσικός Π. ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Οσίου Ϫαυῒδ Γέροντος. ᾿Αθῆναι, 1976;
  • ῞Οσιος Ϫαβίδ ὁ Γέρων, ὁ ἐν Εὐβοίᾳ, ὁ θαυματουρϒός. Λίμνη Εὐβοίας, 1996 (пер.: Преподобный Давид «Старец», Эвбейский чудотворец: Житие — совр. чудеса / Пер.: игум. Илия (Жуков). СПб.; Покров-Задорожье, 1999. С. 4-7);
  • Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιᾶς, 1998. T. 2. Σ. 401-403;
  • Κόκορης Ϫ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ᾿Αθῆναι, 19972. Σ. 263-265;
  • Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 19992. Σ. 178.
Читайте так же:  Какую молитву читать чтобы не снился умерший муж
Прп. Давид Эвбейский

Давид Эвбейский (греч. Ϫαυΐδ, Ϫαβὶδ ὁ ἐν Εὐβοίᾳ; 1519 — ок. 1600), игумен, преподобный

Родился в 1519 году в Гардинице (совр. Кипариси) в епархии Локрида в семье благочестивых родителей, иерея Христодула и Феодоры. С трехлетнего возраста он полюбил церковные богослужения и старался часто бывать в храме. В детстве ему было видение св. Иоанна Предтечи, который побуждал его следовать за ним. Мальчик отправился в посвященную Иоанну Предтече часовню, где пребывал 6 дней и ночей, пока его не нашли родители.

В возрасте 15 лет Давид покинул свой дом и стал послушником старца Акакия, вместе с которым прожил пять лет в одном из монастырей в области Магнисия. За особый аскетизм, мудрость, смирение и любовь к ближнему братия стали называть 20-летнего Давида старцем. Затем Давид вместе со своим наставником поселился в монастыре Комнинион близ горы Осса, где был рукоположен во диакона.

Они отправились на Афон, а когда Акакий уехал в Константинополь, Давид остался жить в Великой Лавре. В Константинополе Акакий был поставлен во митрополита Нафпактского и Артского. Он взял Давида в свою епархию и вскоре рукоположил его во иерея.

Давид стал игуменом Варнакова Успенского монастыря. Во время посещения этой обители Константинопольским патриархом Иеремией I один из членов его свиты, Эммануил, совершая проскомидию, увидел Давида, озаренного божественным светом и стоявшего на воздухе на высоте аршина над землей. Патриарх хотел возвести Давида в сан архиерея, но тот решительно отказался. Претерпев много огорчений от своевольных иноков, Давид был вынужден покинуть эту обитель и поселился на горе Стирион, между Геликоном и Парнасом, где основал небольшой монастырь. Однажды Давида обвинили в том, что он способствовал побегу нескольких рабов-христиан, принадлежавших турецкому правителю г. Ливадия. Его избили палками и бросили в темницу. После того как некоторые благочестивые христиане этого города заплатили выкуп, Давид был освобожден. Он не вернулся на гору Стирион, а стал искать место для уединения. Чудесным образом, расстелив свою рясу на воде и сев в нее как в лодку, преподобный переправился через Эвбейский залив.

В основанном Давидом Преображенском монастыре собралось много иноков. Неоднократно архиереи и жители других областей Греции просили его посетить их ради поучений и наставлений (так, преподобный отправился на Пелопоннес, чтобы примирить враждовавших греч. архонтов).

Честная глава и правая рука прп. Давида Эвбейского (монастырь прп. Давида на острове Эвбея)

Преподобный Давид прославился чудесами еще при жизни (напр., одно из них — избавление жителей сел. Дистос от комаров). Достигнув 70 лет, он передал игуменство одному из братий, а сам уединился в пещере-аскитирии в окрестностях монастыря, возвращаясь в обитель только на субботу и воскресенье. Остальные дни он пребывал в молитве, питаясь только принесенными с собой из монастыря антидором и св. водой.

Скончался около 1600 года. Предвидев свою кончину, преподобный созвал учеников, чтобы дать им последние наставления. После смерти преподобного его монастырь стал местом паломничества, т. к. от мощей святого происходило множество исцелений.

Житие преподобного Давида Эвбейского составлено его учеником и сподвижником Христофором.

  • Χρυσόστομος (Θέμελης), ἐπ. Θαυμακοῦ. Ϫαβίδ. ῞Οσιος, ὁ ἐν Εὐβοίᾳ // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 878-879;
  • ῞Οσιος Ϫαβίδ ὁ Γέρων, ὁ ἐν Εὐβοίᾳ, ὁ θαυματουρϒός. Λίμνη Εὐβοίας, 1996 (рус. пер.: Преподобный Давид «Старец», Эвбейский чудотворец: Житие, совр. чудеса / Пер.: игум. Илия (Жуков). СПб.; Покров-Задорожье, 1999);
  • Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιᾶς, 1998. T. 2. Σ. 401-403.

Родился в 1519 году в Гардинице (совр. Кипариси) в епархии Локрида в семье благочестивых родителей, иерея Христодула и Феодоры. С трехлетнего возраста он полюбил церковные Богослужения и старался часто бывать в храме. В детстве ему было видение св. Иоанна Предтечи, который побуждал его следовать за ним. Мальчик отправился в посвященную Иоанну Предтече часовню, где пребывал 6 дней и ночей, пока его не нашли родители.

В возрасте 15 лет Давид покинул свой дом и стал послушником старца Акакия, вместе с которым прожил пять лет в одном из монастырей в области Магнисия. За особый аскетизм, мудрость, смирение и любовь к ближнему братия стали называть 20-летнего Давида старцем. Затем Давид вместе со своим наставником поселился в монастыре Комнинион близ горы Осса, где был рукоположен во диакона.

Они отправились на Афон, а когда Акакий уехал в Константинополь, Давид остался жить в Великой Лавре. В Константинополе Акакий был поставлен во митрополита Нафпактского и Артского. Он взял Давида в свою епархию и вскоре рукоположил его во иерея.

Давид стал игуменом Варнакова Успенского монастыря. Во время посещения этой обители Константинопольским патриархом Иеремией I один из членов его свиты, Эммануил, совершая проскомидию, увидел Давида, озаренного божественным светом и стоявшего на воздухе на высоте аршина над землей. Патриарх хотел возвести Давида в сан архиерея, но тот решительно отказался. Претерпев много огорчений от своевольных иноков, Давид был вынужден покинуть эту обитель и поселился на горе Стирион, между Геликоном и Парнасом, где основал небольшой монастырь. Однажды Давида обвинили в том, что он способствовал побегу нескольких рабов-христиан, принадлежавших турецкому правителю г. Ливадия. Его избили палками и бросили в темницу. После того как некоторые благочестивые христиане этого города заплатили выкуп, Давид был освобожден. Он не вернулся на гору Стирион, а стал искать место для уединения. Чудесным образом, расстелив свою рясу на воде и сев в нее как в лодку, преподобный переправился через Эвбейский залив.

В основанном Давидом Преображенском монастыре собралось много иноков. Неоднократно архиереи и жители других областей Греции просили его посетить их ради поучений и наставлений (так, преподобный отправился на Пелопоннес, чтобы примирить враждовавших греческих архонтов).

Преподобный Давид прославился чудесами еще при жизни (например, одно из них — избавление жителей сел. Дистос от комаров). Достигнув 70 лет, он передал игуменство одному из братий, а сам уединился в пещере-аскитирии в окрестностях монастыря, возвращаясь в обитель только на субботу и воскресенье. Остальные дни он пребывал в молитве, питаясь только принесенными с собой из монастыря антидором и святой водой.
Скончался около 1600 года. Предвидев свою кончину, преподобный созвал учеников, чтобы дать им последние наставления. После смерти преподобного его монастырь стал местом паломничества, т. к. от мощей святого происходило множество исцелений.

Читайте так же:  Молитвы при болезни сердца инфаркт

Житие преподобного Давида Эвбейского составлено его учеником и сподвижником Христофором.

здесь выкладываются редкие Богослужебные тексты, переводы Богослужебных текстов на церковно-славянский язык. Пока еще не все они утверждены Боголсужебной комиссией. Публикуем только службы, тропари, кодаки и акафисты.

Давиду Евбейскому преподобному,

Тропарь глас 3.
Подобен: Божественныя веры:

Вели=ку обре=те Евбе=я славу,/ прехва=льнаго Давида Божественнаго,/ яко священное добродетели прибежище,/ и Христова последователя и=стиннейшаго,/ и всех преподобных единоревни=теля./ Сего ради, о=тче честны=й,/ Христу Богу молися// даровати нам велию милость.

Преподобный отец Давид родился в начале XVI века в прибрежной деревне Рагдинидза, расположенной напротив острова Эвбей. Отец его был благочестивым и добродетельным иереем. Уже в трехлетнем возрасте Давиду явился во сне святой пророк Иоанн и проводил мальчика в сельскую церковь, построенную в его честь. Здесь Давид шесть дней стоял босой перед иконой святого Иоанна, внимательно изучая ее. С детских лет он рос в послушании родителям, в аскезе и непрестанной молитве. В пятнадцать лет мальчик оставил родительский дом в поисках духовного наставника, которым стал для него иеромонах Акакий, известный в местных деревнях своими добродетелями и Евангельскими проповедями.

Давид принял монашеский постриг в монастыре Акакия. Здесь он явил истинное послушание, сопровожденное смирением и непрестанной молитвой. Поскольку старец Давида пожелал найти для него монастырь с более глубокой духовной жизнью, он направил его сначала в Оссу, находящуюся близ Олимпа. Затем, после рукоположения в диаконы, Давид пошел в паломничество по монастырям Святой Горы. Акакий отправился в Константинополь в одиночку, оставив Давида в Великой Лавре. Там Акакий был рукоположен Патриархом Иеремией в митрополита Арты и Нафпакта. Спустя некоторое время Акакий призвал Давида в свою епископию, чтобы тот помог ему в исполнении пастырских обязанностей. Живя среди мирской суеты, Давид не перестал поститься, молиться по ночам с бесчисленными поклонами и полностью повиноваться своему духовному отцу. Вскоре он стал иереем и был назначен игуменом монастыря Богородицы под названием Варнакова, находящегося неподалеку от Нафпакта.

Однако его рвение и духовные требования шли вразрез с желаниями здешних монахов, равнодушных и стремящихся следовать лишь собственной воле. Таким образом, Давид оставил этот монастырь в поисках места, более подходящего для исихии. Он поселился в уединении на горе Стири близ Парнаса. Здесь святой подвергался множеству дьявольских нападок.

Давид был обвинен в укрывательстве беженца, поэтому турки арестовали его и подвергли пыткам. Впоследствии он был освобожден по ходатайству местных верующих и удалился на остров Эвбей. Здесь он восстановил церковь, посвященную Преображению Господню. Вскоре вокруг него собрались ученики, разделявшие его взгляды и любовь к молитве.

Подражая Христу, Давид относился с безграничной любовью ко всем людям, приходящим к нему, в особенности к бедным, на которых он не мог смотреть без слез. Он щедро раздавал монастырское имущество всем нуждающимся, достойным и недостойным, христианам и мусульманам. Так он провел много лет, являя миру присутствие Божье своими многочисленными добродетелями и чудесами.

Во время путешествия на Пелопоннес, где Давид должен был разрешить разногласия, разделяющие местных епископов, его корабль потерпел кораблекрушение. Однако святой чудом спасся.

Удостоившись дара прозорливости, святой Давид помог многим душам найти спасение. Он предвидел и день своей кончины. Давид собрал своих учеников, дал им последние духовные наставления и почил в мире. Перед смертью он сказал о том, что ему явился Христос. После успения святого (между 1589 и 1601 годами) на его могиле были совершены многочисленные чудеса.

Источник: Новый Синаксарь Православной Церкви. Издательство Индиктос, Ноябрь. С. 17-19.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Откликаясь на любезное и братское приглашение авторитетного журнала «Пятый элемент» и побуждаемые призывом уже покойного ныне святого старца Паисия, содержащимся в предисловии к его книге о Хаджи-Георгии, что «всегдашний священный долг потомков – писать о божественных деяниях святых отцов, бывших в их время, и об их ревностных подвигах с целью приблизиться к Богу», с Божией помощью, призывая благословение приснопамятного святого старца Иакова, мы попытались составить по возможности краткий текст, посвященный памяти блаженнопочившего старца.

Происхождение и семья

Видео (кликните для воспроизведения).

Приснопамятный старец Иаков родился 5 ноября 1920 года от благочестивых и праведной жизни родителей: Ставроса Цаликиса и Феодоры, дочери Георгия и Деспины Креммидасов, в благословенной и обагренной кровью давшей миру множество святых малоазийской земле в макрийском Ливисионе, небольшом городке, из прибрежных городков ионийской земли на той же примерно высоте, что и Кастеллоризо. У родителей старца родилось девять детей, но Господь попустил жить только трем.

Семья старца была одной из наиболее зажиточных в округе, однако их самым большим богатством было их благочестие и непорочная христианская вера, имевшая глубокие корни. Семья могла похвалиться тем, что в ее генеалогическое древе было семь поколений иеромонахов, один епископ и один святой. Однако скорбные события Малоазийской катастрофы, зверства и преступления дикарей младотурок и кемалистов в отношении тысяч греков Малой Азии и Понта, которые начались уже с 1915 и 1917 гг., и продолжаясь до 1920 года, затронули и семью старца Иакова. Его дедушка и крестный, Георгий Креммидас, поистине человек Божий, его дядя, доктор Хаджидулис, а также многие из домашних были схвачены турками и в продолжение губительного перехода в составе рабочих отрядов в глубины Турции умерли от издевательств диких и кровожадных турецких охранников и солдат недалеко от Нигди. Его отец, Ставрос Цаликис, был захвачен вместе с прочими представителями мужского населения Ливисиона в начале 1922 года. После страшных злоключений, бесконечных болезненных переходов и принудительных работ на рудниках, в каменоломнях и других места, его отвели в район Трапезунда и заставили строить больницу.

Отец Иаков, тогда двухлетний ребенок, вместе со своими бабушкой, матерью, братом, четырехлетним Георгием, и сестрой, Анастасией, которой только исполнилось сорок дней, были изгнаны со своей родины, Ливисиона, вместе с прочими женщинами, детьми и стариками, ограбленные до нитки и страшно измученные турками, которые отныне стали для греков лишь головорезами, грабителями и насильниками. «Скорбь, и плач и рыдание многое…». Корабли, перевозившие измученных голодом, жаждой и вшами греческих беженцев бросали якорь в Пирее. «Когда мы сошли в порту Пирея, – рассказывал сам старец, – несмотря на свой младенческий возраст, я помню, как мы впервые в жизни услышали, как некоторые из греков хулили Бога. Тогда моя бабушка заметила: «Куда мы приплыли? Лучше вернуться назад, чтобы нас убили турки, чем слышать такие слова. В Малой Азии мы и не знали о таком грехе». Эти слова, сказанные бабушкой старца Иакова, показывают, насколько жители Малой Азии жили Богом.

Читайте так же:  Очищение квартиры молитвами

Отец Яков в своей келлии среди детишек его родственников и духовных чад

Из Пирея корабль, перевозивший и семью старца, отплыл на Итею, где они сошли на берег вместе с остальными беженцами и далее пешком прибыли в деревню Агиос Георгиос в Амфиссе, где вместе с другими семьями в трудных условиях прожили два года в тесном и длинном амбаре.

Через два года промысел Божий привел в тот район, где они жили, в поисках работы отца старца, который убежал от турок, несмотря на то, что они стерегли его, как зеницу ока, потому что он был у них за бригадира. Так удивительным образом он снова соединился с семьей.

Тяга к Богу

Пятилетним ребенком старец Иаков играл таким образом, что брал черепичку, клал на нее уголек с треножника, на котором готовили пищу, и с пением «алуйя-алуйя» (аллилуйя) кадил свою семью и все семьи беженцев, которые жили в амбаре, отгородившись друг от друга одеялами. Они жили в амбаре, потому что им обещали, что скоро их переселят в другое место, дадут земли и построят дома…

Маленький Иаков совсем не выходил играть на улицу, он не выносил, когда деревенские детки, а вместе с ними дети беженцев произносили плохие слова, хотя и не понимал их смысла. Он предпочитал каждый вечер вместе с бабушкой и матерью зажигать лампадки и просил бабушку рассказывать ему жития святых и об иеромонахах из их рода.

На жительство в Северную Эвбею

В конце 1925 семью старца Иакова вместе с другими беженцами переселили в деревню Фаракла в Северной Эвбее. Сначала они жили в каких-то палатках, а потом через два года переехали в небольшие дома, при этом занимались обработкой земли.

Домик отца Якова в деревне Фаракла

Отец старца был отличным мастером, и народ предпочитал пользоваться его услугами, поэтому его часто не было дома. Таким образом определяющую роль в жизни старца Иакова сыграла личность его матери, Феодоры. Будучи украшенной добродетелями веры, благочестия, милосердия, воздержания (поста-целомудрия), трудолюбия и хозяйственности, она с любовью и терпением передавала их нежной душе своего ребенка – Иакова. Она же научила его молиться и полагать многочисленные поклоны. С шести лет, не зная еще грамоты, маленький Иаков знал на память Божественную литургию и один тихонько пел ее почти без ошибок. Он так полюбил поклоны, что даже по воскресеньям, когда засветло приходил в церковь помогать сначала в алтаре, а потом на клиросе, до тех пор, пока не собирался народ, он постоянно клал земные поклоны.

Так старец Иаков рассказывал: «Как-то раз воскресным утром священник увидел, что я делаю поклоны в алтаре и сказал: «Дитя мое, Иаков, сегодня воскресенье, Господь воскрес, сегодня не полагается класть поклоны». А я ответил ему: «Отче я делаю поклоны, потому что так меня научила мать».

Также говорил старец: «Когда служил деревенский священник, в тот момент, когда певчие пели “Иже херувимы тайно образующе…”, я слышал взмахи крыльев вокруг святого Престола. «Я думал», рассказывал старец, – что у священника нет тела. Он ангел. Я говорил себе, что у него две кости на плечах наподобие вешалки и на них висит ряса».

Так видела священство детскими глазами его чистая душа. Он видел в священнике земного ангела, служащего вместе с Херувимами и Серафимами. Да таково на самом деле и есть все, что связано с Богом.

Любовь к церковной жизни

Любовь маленького Иакова к проскинитариям и сельским часовням побуждала его постоянно посещать и часовню святой Параскевы, находившуюся недалеко от деревни на холме, где в первые годы также функционировала и школа, куда он ходил. Зажигая лампадки и ухаживая за ее храмом, этот восьми-девятилетний ребенок имел благословение неоднократно вживую видеть святую. Следуя совету матери, в одно из явлений он попросил святую «рассказать ему о его судьбе». И святая Параскева отвечала: «Послушай меня, Иаков. Ты увидишь большую славу, много народа будет приходить, чтобы встретиться с тобой, много денег пройдет через твои руки, но у тебя не останется». И все это на самом деле подтвердилось.

Великий дар веры и смирения маленького Иакова, а также молитвы его преподобной матери, были причиной тому, что старец Иаков с детства имел живую и поистине удивительную связь с Божией матерью и святыми. Так, вполне просто, вполне естественно он видел, как его благословляет и исцеляет от серьезной болезни святой Харлампий, маленькая чудотворная серебряная иконка которого из Малой Азии имелась в их доме – передававшаяся по наследству святыня возрастом около шестиста лет. Также просто и естественно позднее он прибегал к благодати Божией Матери и со слезами просил Ее, говорил с ней, как ребенок разговаривает со своей матерью, перед Ее чудотворной иконой, называемой Гостеприимная, которую принесли для поклонения в соседнюю деревню. Он видел как Божия Матерь почти сразу же исцелили его больные ступни, из которых вытекала жидкость, и которыми он, мучаясь, прошел два часа, чтобы приложиться к иконе.

Святая жизнь маленького Иакова была причиной того, что односельчане, а также жители соседних деревень, куда он ходил либо помогать отцу, либо петь своим мелодичным и величественным голосом на праздниках, уважали его и считали чадом Церкви, чадом Божиим. И он стал их прибежищем. С девятилетнего возраста он был для всех врачом. Сам же старец, шутя, рассказывал позднее: «Я не знал ничего. У меня был молитвослов, и какая молитва мне попадалась в тот момент, ту я и читал, крестил их, кропил святой водой, и они выздоравливали». Итак, с малых лет он служил Богу и, более того, был наделен даром исцелений и прозорливости, поскольку своим чистым сердцем и умом, которые стяжал подвигом и молитвой, он провидел приближение страшных бед из-за Греко-итальянской и Второй мировой войны.

Читайте так же:  Текст молитвы на крещение

В сельской начальной школе, которую посещал, во всех классах он занимался на отлично. Мальчик производил такое впечатление, в том числе и своим поведением, что маленького Иакова уважал и учитель, которым вместе с инспектором настаивали на том, чтобы родители послали его продолжать обучение в гимназию в Халкиду, чтобы напрасно не пропадал такой ум. Но его отец не разрешил, поскольку боялся, как бы его чадо не попало в разнообразные ловушки, которыми грозило пребывание в обществе.

Так юный Иаков остался в деревне и работал как на своих полях, так и за плату на чужих. Затем отец взял его с собой помощником на стройку.

Первые шаги в подвижничестве

Иаков, подросток 13-14 лет, постепенно становился маленьким подвижником. Весь день он проводил на работе за кусок хлеба или, помогая односельчанам, которым всем весьма сострадал и не отказывал в случае, когда у него просили руку помощи, а вечером, приходя домой, молился и клал поклоны. Поклоны, которые он клал ночью, в возрасте 15-16 лет доходили до двух и более тысяч. Да и в отношении поста он весьма себя понуждал. Длительные периоды времени, с воскресенья вечера до субботы, когда ходил на литургию, он ничего не вкушал. Он причащался, вкушал антидор и затем принимал какую-то легкую пищу. В воскресенье он ел как обычно. Но во время немецкой оккупации от подвигов невольно два или три раза его здоровью грозила опасность, потому что случилось ему после недельного полного воздержания встретить один раз голодных детей, а другой раз стариков, которым он отдал свое трех-четырехдневное пропитание, сам оставшись ни с чем.

Вход в аскитирий в монастыре преподобного Давида Эвбейского

Не обходилось, разумеется, и без иронии и насмешек со стороны некоторых односельчан. Но юный Иаков не отвечал и не воздавал тем же. Фраза «спасибо дядя-Йоргос», вошла в притчу в деревне Фаракла и окрестных селениях. Это был ответ юного тогда Иакова на каждый грубое ругательство его односельчанина дяди Йоргоса, который мало того занимал его очередь на поливку полей, так и когда юный Иаков защищал свое место в очереди, ругал его грязными словами. В черные дни 1942 года двадцати двух летним юношей старец Иаков пережил сильную и боль и глубокую печаль из-за кончины своей матери Феодоры, с которой у них была крепкая природная и духовная связь, и которая сподобилась преподобнической кончины, узнав о ней от ангела, известившего ее за три дня до этого.

Но и после смерти, явившись ему во сне, а также своими поучениями она укрепила и утешила его душу. Он продолжил также подвизаться до двадцати семи лет, когда был призван в армию, с задержкой, конечно, поскольку из-за объявления войны сложились ненормальные условия: оккупация, партизанская война, и его не призывали.

Служба в армии

Его призыв, 1947 год, пришелся на время гражданской и братоубийственной войны на нашей родине. Благодаря вере в Бога, молитве и молениям, никогда не расставаясь с чудотворной иконочкой святого Харлампия, уважению и подчинению старшим по званию, трудолюбию и скромности, ему удалось справиться с многочисленными трудностями и испытаниями, с которыми столкнулся на протяжении трехгодичной службы сначала в Волосе, а затем в Пирее. Он никогда «не подстраивался» под неуместные и непристойные желания некоторых из своих сослуживцев и поэтому, по крайней мере, вначале, ему пришлось бороться с их насмешками и издевательствами. Но своей праведной жизнью он научил многих, и в конце все его полюбили, потому что в их трудностях и болезнях он был всегда рядом с ними.

Отец Яков в армии с командиром полка и сослуживцами

Старец Иаков и в армии продолжал нести свой подвиг. Никогда на протяжении всей службы он не вкушал по средам и пятницам пишу с маслом, а также во время Рождественского и Великого постов. Но это давалось, конечно, с великими жертвами…

Неописуемым было его удовольствие заходить во все крупные храмы и церквушки, попадавшиеся на пути от Пирея до Афин. Это был почти ежедневный пеший переход, оставивший, естественно, свои следы, которые проявились позднее.

Молитвы, которые его настойчиво просили почитать в доме члена апелляционного суда в Афинах, и молитвы, которыми он молился на службе, избавили эту семью от беса, которого супруга страждущего видела выходящего из их дома в виде страшного черного пса со словами: «Меня прогнал тот костлявый». Подобные благодеяние были оказаны и другим.

Демобилизовавшись в возрасте тридцати слишком лет и, по заповеди матери, выдав замуж свою сестру, «евангельски» пожив в мире, он избрал монашескую жизнь, которую желал всей душой с малых лет.

Источник: αρχιμ. Κυρίλλου ηγουμένου της Ιεράς Μονής Οσίου Δαυΐδ του Γέροντος και των πατέρων αυτής, π. Ιάκωβος Τσαλίκης ένας σύγχρονος άγιος Γέροντας, μέρος β΄, с. 127-132, Περιοδικό Πεμπτουσία, τεύχος 8, Απρίλιος – Ιούλιος 2002

Множество паломников из разных уголков Греции и из-за рубежа собрались на славном острове Эвбея, чтобы почтить великого святого основателя островной монашеской обители преподобного Давида Эвбейского, память которого совершается 1 ноября . Богослужения возглавил митрополит Халхиды Хризостом.

После Вечерни был совершен торжественный крестный ход с мощами святого. Митрополит Хризостом не скрывал своей радости о том, что видит на празднике большое число верующих. Святость всегда притягивает к себе души людей, говорил он в проповеди, а монастырь святого Давида славится еще и особенно теплым гостеприимством и заботой о паломниках. Так было издревле, так есть сейчас, и уповаем, что так будет и впредь, сказал в заключение Владыка.

После Божественной Литургии всему множеству паломников была предложена праздничная трапеза.

Подготовлено по материалам информационного агентства Ромфеа

Остров Эвия мало похож на остров: таким он стал в результате землетрясения. От большинства греческих островов он выгодно отличается бурной растительностью и зеленью. От материка о-в Эвия отделен узким проливом, в котором от постоянных приливов и отливов направление течения меняется восемь раз за день. Горы острова покрывают смешанные леса. За несколько веков до Рождества Христова столица острова, Эретрия, была крупным торговым центром. До захвата острова венецианцами здесь хозяйничали пираты-сарацины, а после падения Византии остров попал под власть турок.
Читайте так же:  Молитва о рождении детей ПреСвятой Богородице

С 1924 года это место стало известно по всей Греции и в православном мире как место упокоения святых мощей святого Иоанна Русского, умершего в турецком рабстве. Этот святой пользуется любовью не только православных всего мира; его почитают и сами турки.

Святой Иоанн был солдатом русской армии, выступавшей под знамёнами Петра в турецкой кампании 1711 года. Двадцати одного года от роду, крестьянин по происхождению, он, как и многие другие, попал в плен к туркам. Остаток жизни ему было суждено прожить рабом на чужбине. Пленного солдата Ивана купил на невольничьем рынке один из начальников турецкой кавалерии, проживавший в деревне Прокопион. Новоприобретенного раба пытались принудить принять ислам. Но русский солдат твёрдо ответил хозяину, что он скорее умрёт, чем отречётся от своей Веры. И если ему не станут препятствовать в исповедании своей веры, то он охотно будет исполнять все приказы. У хозяина твёрдость Иоанна вызывала уважение. Его поставили ухаживать за лошадьми и вскоре доверили богатую хозяйскую конюшню, над которой сделали начальником. Хозяева любили своего слугу и выделили ему комнату в собственном доме, но Иоанн предпочитал спать в конюшне, где ничто не мешало его аскетическому образу жизни и молитве.

Недалеко от дома находился небольшой православный храм, возведённый в честь святого Георгия. Здесь, в притворе храма, Иоанн проводил в молитве ночи напролёт, а каждую субботу причащался Святых Таин. Как-то отправился хозяин в паломничество, в Мекку. Его жена, узнав, что муж благополучно добрался до Мекки, устроила в деревне благодарственный пир. Вспомнив о том, что её муж любит плов, который подавали на празднике, она выразила сожаление, что муж не может его попробовать. Прислуживавший на пиру Иоанн подошёл к хозяйке и попросил тарелку плова для хозяина. Все вокруг засмеялись, но хозяйка исполнила просьбу слуги. Иоанн отнёс тарелку в конюшню, преклонил колени и начал горячо молиться Богу о том, чтобы эта тарелка оказалась в Мекке, у хозяина. И вскоре тарелка исчезла. Через несколько недель вернулся хозяин. Он рассказал, что, будучи в Мекке в такой-то день (тогда, когда в Прокопионе был пир), возвратившись из мечети, обнаружил в своей комнате тарелку горячего плова. Подошёл ближе и ахнул – тарелка была из его дома, о чём говорили выгравированные инициалы. Тарелку в подтверждение слов он привёз обратно домой, чтобы показать домочадцам. Все пришли в изумление; чудо это стало известно во всей деревне. Об Иоанне стали говорить, как о Божием человеке.

Иоанн в возрасте сорока лет заболел. Предвидя свою скорую кончину, он попросил пригласить священника, так как сам ходить уже не мог. Причастившись Святых Таин, Иоанн Русский мирно отошёл ко Господу 27 мая 1730 года.

Через три года жители деревни увидели таинственный свет над его могилой. А местному священнику, который в последний раз причастил больного, явился во сне сам Иоанн и сказал, что его тело не подверглось тлению. И что Богу угодно, чтобы оно было поднято и почиталось как мощи. И христиане, и мусульмане благоговейно доставали нетленные мощи святого из земли. Их перенесли в деревенский храм святого Георгия, а позже построили большой храм в честь Иоанна Русского, где они оставались до 1924 года, когда при обмене населением были перевезены на Эвбею.

Сегодня в деревне Нео Прокопио стоит храм в честь Иоанна Русского, где хранятся его нетленные мощи. Сюда, за помощью святого, стекаются со всего мира тысячи паломников. Священник, патер Иоаннис, служащий в храме, бережно «собирает» чудеса, происходящие по молитвам страждущих к святому. Книжечка отца Иоанна переведена на русский язык и при каждом переиздании пополняется новыми рассказами об исцелениях неизлечимых болезней и явной помощи святого.

На Эвбее находится прославленный монастырь святого Давида, где хранятся великие святыни — честная глава святителя Василия Великого и глава основателя монастыря — преподобного Давида Эвбейского. Здесь же находится могила и келья одного из прославленных старцев последнего времени Иакова (Тсаликиса).

Преподобный Давид Эвбейский – святой XVI столетия. Еще в детстве в нем проявились духовные дарования – он сподобился явления святого Иоанна Предтечи. В 15 лет Давид стал послушником опытного старца, несколько лет прожил на Афоне в Великой Лавре, а потом по послушанию принял игуменство в одном из монастырей митрополии Нафпактоса. Претерпев множество скорбей от непослушной братии и от иноверных правителей – турок, преподобный Давид покинул обитель и переправился на остров Эвбея. Причем, не имея места в лодке, он расстелил на воде свою мантию, сел в нее и так переплыл Эвбейский залив. На Эвбее подвижник поселился в пещере неподалеку от разрушенного храма Преображения Господня. Постепенно к нему собралась братия, и образовался Спасо-Преображенский монастырь. Здесь святой Давид дожил до глубокой старости, еще при жизни сподобившись дара чудотворений, которые не прекращаются и после его кончины от его мощей уже более четырех веков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Старец Иаков Эвбейский – наш современник, и, тем не менее, его можно назвать духовным преемником преподобного Давида Эвбейского. Святой Давид явился благочестивому юноше и призвал остаться в Спасо-Преображенском монастыре, который тогда – в середине XX столетия – находился в упадке. Отец Иаков с детства имел призвание к духовной жизни, ему являлась святая Параскева и беседовала с ним, как с другом. С ранней юности и до глубокой старости отец Иаков, несмотря на то, что тяжело болел, был строгим постником – часто он не вкушал пищу с понедельника до пятницы, и только в субботу и воскресенье позволял себе съесть немного хлеба и оливок. Молитва старца была горяча, он исцелял больных и изгонял бесов. Со всех концов Греции люди ехали к нему за советом и духовной помощью. На могиле подвижника и в наши дни совершается множество чудес. В этом году Константинопольский Патриархат объявил о подготовке канонизации старца Иакова
.

Молитва давиду эвбейскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here