Молитва евфросин повар

Предлагаем ознакомиться: Молитва евфросин повар с точным и подробным описанием.

Преподобный Евфросин — покровитель поваров. Повара в греческих монастырях хорошо знают его житие и всегда молятся этому удивительному подвижнику. Перед приготовлением пищи читают молитву: «Господи, благослови приготовить пищу сию во славу Твою по молитвам Евфросина повара».

В IX в. в одном из общежительных монастырей Египта жил монах по имени Евфросин. Он происходил от незнатных родителей, но своими добродетелями превзошел самых благородных по происхождению.

Монастырь, в котором этот святой подвизался, насчитывал в ту пору четыреста монахов. Пищу для братии готовил Евфросин. Он нес послушание повара в великом смирении и терпении.

В силу своего послушания Евфросин ходил вечно грязный от копоти, перепачканный в саже, распространяя запахи кухни. Поэтому братия относились к нему с пренебрежением и, более того, многие насмехались и издевались над ним. Евфросин смиренно терпел, никому не жалуясь. Единственное, что утешало его душу,— это молитва, неустанная умная молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Непрестанно молился смиренный Евфросин, и непрестанно работали его руки, не знавшие праздности. Он служил Господу втайне, чтобы воздано ему было явно, как это действительно и исполнилось.

На смирение Евфросина обратил внимание игумен монастыря. Он предположил, что, должно быть, грязный, чумазый Евфросин, от которого никто никогда не слышал ни одного слова, имел дар от Бога, но вот только какой. Игумен помолился Богу и вечером имел такое видение. Словно он находится в раю, как его изображает Священное Писание. Там он видит яблоню и протягивает руку, чтобы сорвать яблочко. Однако, как только он протягивает руку к яблоне, дерево поднимает ветви. Это повторялось несколько раз: протянет игумен руку, а яблоня поднимет ветви, отведет руку — опустит ветви. Тут откуда ни возьмись появляется Евфросин и спрашивает игумена: «Игумен святой, что ты здесь делаешь?». А игумен отвечает: «Пытаюсь, отец Евфросин, яблочко сорвать, но яблоня мне не дает этого сделать». Тогда Евфросин протянул руку и сорвал для игумена три яблочка. В этот миг игумен очнулся и с удивлением обнаружил, что держит в руках яблочки, которые получил в видении от Евфросина.

В это время ударили в церковное било — братия собралась на службу полуношницы и утрени, а Евфросин остался в поварне — он должен был готовить еду. Но в этот день игумен потребовал позвать Евфросина, а если откажется, то привести его в храм насильно. И вот, к удивлению всей братии, повар был приведен в храм. Прежде чем начать полуношницу, игумен обратился к Евфросину: «Где ты был вчера вечером?». Смиренномудрый Евфросин молчал, но игумен велел оказать послушание и ответить. Тогда Евфросин сказал: «Игумен святой, ведь мы были вместе». Игумен, держа в руках благоухаюшие яблочки, изумленно спросил: «Ты узнаешь эти яблоки?» — «Да, святой игумен! — отвечал повар.— Это те яблочки, которые я сорвал для вас. Ты, отче, просил Господа показать тебе в чувственном виде воздаяние рабам Его, и Господь благоволил твоему преподобию показать сие через меня, худого и недостойного, и вот ты увидел меня в раю». Игумен с чувством покаяния положил земной поклон перед Евфросином, а за ним стали просить прощения у повара и монахи, которые на протяжении долгих лет насмехались и издевались над ним. Затем игумен на святом дискосе разрезал райские яблочки на маленькие кусочки и раздал их братии в знак благословения вместо антидора.

Так Евфросин принес плод чистоты, послушания и смирения, ибо все годы жил смиренно и с молитвой на устах. В тот же день Евфросин тайно ушел из монастыря: он желал прожить жизнь, избегая славы человеческой, и стремился лишь к одному — возносить свои молитвы к Богу.

Преподобный Евфросин пострадал за Господа и был удостоен венца от Бога. Святой Евфросин — истинный повар, покровитель всех православных поваров. Его память празднуют 11 (24) сентября.

Преподобный Евфросин, инок одного из Палестинских монастырей, нес послушание на кухне, работая поваром. Трудясь для братии, преподобный Евфросин постоянно думал о Боге, молился и постился. Он всегда помнил, что послушание – первая обязанность монаха, и потому смиренно повиновался монастырскому начальству. Терпение инока изумляло всех: когда его укоряли, он не роптал, а невозмутимо переносил все увещевания. Своей внутренней, скрытой от людей добродетелью святой Евфросин угодил Господу, который однажды открыл монастырской братии духовную высоту их скромного собрата…

Один из монастырских пресвитеров в молитве просил Бога показать ему блага, уготованные праведникам в вечной жизни. Как-то во сне увидел он, что находится в раю и созерцает со страхом и радостью его неизреченную красоту. Там же священник узрел и инока своей обители, повара Евфросина. Удивившись этой встрече, пресвитер спросил Евфросина, как он здесь оказался, и тот ответил, что находится в раю по великой милости Божией. Тогда старец поинтересовался: может ли Евфросин дать ему на память что-нибудь из окружающих красот. Преподобный Евфросин предложил священнику выбрать то, что ему хочется. Старец показал на прекрасные яблоки, росшие в райском саду. Преподобный сорвал три яблока, завернул их в платок и подал собеседнику.

Проснувшись до начала утрени, священник принял видение за обыкновенный сон, но вдруг заметил около себя платок с завернутыми в нем райскими плодами, издававшими дивное благоухание. Тогда он нашел в церкви преподобного Евфросина и спросил его, где он был ночью. Святой ответил, что находился там же, где и священник. Затем преподобный сказал, Что Господь, исполняя молитву пресвитера, показал ему рай и подал райские плоды через него, «худого и недостойного раба Божия Евфросина».

После утренней молитвы священник рассказал обо всем братии монастыря, подчеркивая особо духовную высоту инока Евфросина, сокровенного угодника Божия, и показал благоухающие райские плоды. Глубоко растроганные услышанным, иноки пошли в поварню, чтобы поклониться преподобному Евфросину, но не застали его там – избегая славы человеческой, святой ушел из обители. Место, куда он скрылся, осталось неизвестным, но иноки всегда помнили, что их собрату, преподобному Евфросину, был открыт рай, и они, если на то будет милость Божия, встретят его там. Райские яблоки монахи свято хранили и частичками раздавали верующим на благословение и исцеление.

Читайте так же:  Молитвы на удачу в любви

Преподобному Евфросину молятся при приготовлении пищи: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами преподобного Евфросина-повара помоги мне приготовить пищу сию во славу Твою. Аминь.

О т ю́ности твоея́ впери́в ум твой к Бо́гу, / блаже́нне Евфроси́не, / ми́ра же отве́ргся, / всели́лся еси́ в пусты́ню непроходи́мую, / и та́мо, от Го́спода укрепля́емь, / в моли́твах и поще́ниих до́блественне пожи́л еси́, / и жизнь твою́ страда́льчески / убие́нием от сыно́в противле́ния сконча́л еси́, / сего́ ра́ди со преподо́бными и му́ченики венча́лся еси́, / с ни́миже и ны́не предстои́ши Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы. / Сию́ моли́, мо́лим тя, / оставле́ние пода́ти согреше́ний на́ших // и дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

О т ю́ности впери́в ум свой к Бо́гу, / блаже́нне Евфроси́не, / и бе́гая суеты́ ми́ра сего́, / дости́гл еси́ в пусты́ню непроходи́мую, / иде́же Бо́гу, тя укрепля́ющу, / а́нгельское житие́ стяжа́в, / порабо́тал еси́ дово́льно Влады́це своему́ Христу́ / в поще́нии, и в моли́твах, и во всено́щных бде́ниях / и сподо́бился еси́ да́ра Ду́ха Пресвята́го, / е́же прорица́ти бу́дущая, / наставля́я на стезю́ покая́ния / притека́ющих к тебе́ и послу́шающих тя. / Те́мже Всеблаги́й Бог, ви́дя вели́кую твою́ к Себе́ ве́ру, / нелицеме́рную любо́вь и несумне́нную наде́жду, / дарова́ тебе́ не то́чию е́же ве́ровати в Него́, / но е́же и страда́ти по Нем, / егда́ от проти́вных сыно́в в то́йже пусты́ни кровь твоя́ неща́дно излия́ся. / И досе́ле, я́ко А́велева, вопие́т к Бо́гу, / свиде́тельствующу о сем нетле́нием моще́й твои́х. / На ня́же взира́юще, уми́льно вопие́м: / сла́ва Христу́, дарова́вшему тебе́ благода́ть толи́ку, // Его́же и моли́ о нас.

П одража́я житию́ дре́вних отце́в, / Богому́дре о́тче Евфроси́не, / красоту́ ми́ра сего́ возненави́дел еси́, / и, в пусты́ню всели́вся, / ве́ру Христо́ву, я́коже щит, в се́рдце твое́ прия́л еси́, / с не́юже изше́л еси́, я́ко до́бр во́ин Царя́ Небе́снаго, / не на брань проти́ву пло́ти и кро́ве, / но на брань проти́ву ко́зней неви́димаго врага́, / и сего́ вознесе́нную горды́ню, / по да́нней тебе́ от Ду́ха Свята́го благода́ти, / глубо́ким смире́нием твои́м низложи́л еси́, / и от Небе́снаго Мздовозда́теля неувяда́емым венце́м побе́ды венча́лся еси́. / Сего́ ра́ди, соше́дшеся любо́вию, вопие́м ти: // ра́дуйся, о́тче Евфроси́не, пусты́нное украше́ние.

О святы́й преподобному́чениче Евфроси́не! Услы́ши усе́рдное на́ше, приноси́мое тебе́ моле́ние. Огради́ и сохрани́ святы́ми моли́твами твои́ми весь сию́ и вся ве́си и гра́ды правосла́внаго оте́чества на́шего от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников, междоусо́бныя бра́ни и смертоно́сныя я́звы, от вся́кия беды́, ско́рби и зла. Умоли́ Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего дарова́ти мир Це́ркви Его́, под зна́мением Креста́ во́инствующей, архипа́стырем и па́стырем на́шим пра́во пра́витии сло́во и́стины Ева́нгельския хада́тайством твои́м помози́ и всем правосла́вным христиа́ном проще́ние согреше́ний их во́льных и нево́льных испроси́, в неду́зех же пребыва́ющим пода́ждь предста́тельством твои́м от неду́гов исцеле́ние, да тебе́ ра́ди сла́вится пречестно́е и великоле́пое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В трапезной Благовещенского храма города Вольска трудится повар Виталий Кузьмин. Съемочная группа телевидения Саратовской митрополии однажды навестила его прямо на рабочем месте. На кухне между делом Виталий и поведал историю своей жизни…

…Оказалось, что Виталий работает в трапезной Благовещенского храма города Вольска. Рождественским постом съемочная группа из Саратова приехала сюда — к началу рабочего дня Виталия. Он готовил обед на 20 человек, которые трудятся при церкви. Похлебка чечевичная, капуста тушеная, котлеты рыбные, пончики с вареньем, компот из свежих яблок и вишни — таково было меню.

— Продукты закупаются на средства храма, или их жертвуют прихожане, — сразу же поясняет Виталий.— Заготовки делаем сами, различные соленья-варенья из овощей, ягод и фруктов. Летом ездили с сотрудниками храма за грибами. Собрали, обработали, замариновали, заморозили. На всю зиму хватит!

На кухне Виталия по-домашнему уютно: наглаженные, сияющие белизной полотенца, деревянные шкафчики висят и стоят вдоль стены, три холодильника, четырехконфорочная плита, посередине возле окна — небольшой, накрытый скатертью стол для чаепития. В красном углу — икона Святой Троицы. Перед началом работы, говорит повар, обязательно молится.

— А как тесто любит молитву! — рассказывает Виталий, насыпая в таз муку и другие ингредиенты для приготовления пончиков.— Все с молитвой! Особенно хлеб. К хлебу вообще нельзя прикасаться, если ты злишься — тесто не подойдет просто-напросто.

Внезапно Виталий раскрывает тайну своего черного поварского колпака. Оказалось, повар надевает его вовсе не для того, чтобы отличаться от своих светских коллег. Колпак этот он начал носить еще, когда работал шеф-поваром в местной пиццерии:

— Я человек по натуре не скандальный, не люблю ругаться. Но могу злиться, сердиться, это видно. И однажды, когда я был зол, мне попался этот черный колпак. После этого пошло: если я надел черный колпак, ко мне лучше не подходить с глупостями… А сейчас я ношу черный колпак, как правило, только во время постов. И не потому, что сержусь, конечно!

…26 лет назад Виталий закончил Вольское профессиональное училище № 25. Работал поваром в общественных столовых, в школах и детских садах, в больницах, в кафе. Последняя его светская должность — шеф-повар в пиццерии «Венеция» города Вольска. Говорит, что менять места работы его заставляло стремление совершенствоваться в профессии и приобретать новый опыт. Но душа все равно просила чего-то большего:

— О том, что в Благовещенском храме есть трапезная, я не знал. Когда в Вольск назначили нового благочинного — я в газете прочитал об этом, — мне даже хотелось предложить ему открыть столовую, где готовят поминальные обеды, кормят неимущих… Что-то такое было в душе — хотелось умиротворения какого-то.

Читайте так же:  Со Святыми упокой молитва слова

Работа в пиццерии перестала радовать, появилась нервозность, все чаще Валерий приходил домой уставшим. Однажды в руки ему снова попала местная газета с объявлением, что требуется повар в Вольское благочиние. Он пришел на собеседование, обещал подумать над условиями, которые были предложены.

— Но когда я пришел на работу в «Венецию», посмотрел: вроде люди — те же, все мои, а место — не мое. И тут я позвонил батюшке, сказал, что согласен без всяких условий — какая есть зарплата, такая пусть и будет.

О православной вере Виталий узнал еще в юности, благодаря соседке, пожилой женщине. Они оба любили животных, из-за чего и подружились. Она учила его молиться, когда было трудно.

— Бывало, мне говорит: читай «Отче наш», «Богородицу». Было ей 80 с лишним лет, она часто обращалась к Богу, ходила в храм. И я это видел. И как-то она мне сказала: если ты некрещеный — нужно креститься.

В юности Виталий был комсомольцем, активистом, одно время даже мечтал сделать карьеру, пойти по партийной линии. Тем не менее в 16 лет крестился в Благовещенском храме, который в те годы был единственным действующим в Вольске.

— Крестился втихаря, тайно, под покровом ночи. Метель, в девять часов вечера… Я ведь тогда был еще секретарем комсомольской организации — чтоб никто не видел.

Виталий производит впечатление человека, болеющего за дело душой, все близко принимающего к сердцу. У него всегда было желание передать кому-то свой опыт. И этим иногда пользовались не во благо. Люди, которым он помогал, обучал, открывал секреты мастерства, порой пытались занять его место… Наверное, таким людям, как Виталий, невозможно выжить в этом мире без Бога. За Него они должны цепляться из последних сил, на Него должны уповать. Потому что без Него — пропадут.

— Получая по рукам, я терял веру в людей, начал замыкаться в себе, перестал помогать другим,— признается Виталий.— Появилось и охлаждение к работе, настолько сильное, что вообще хотелось уйти из профессии. Потом я понял: все, что ты получаешь от Бога,— нужно отдавать людям, иначе Господь это отнимет у тебя. Когда я это осознал — мне стало легче.

Долгое время Виталий, веря во Христа, был совершенно нецерковным человеком. Три года назад болезнь заставила его пересмотреть всю свою жизнь. Именно после этого он стал ходить в храм.

…Тем временем обед готов, в трапезную подтягиваются люди. Виталий накрывает на стол в одном из обеденных залов. Завхоз храма Вячеслав Яшин говорит, что благодаря трапезной можно не ломать голову, как питаться в пост:

— Это не столовская еда, а вкусный домашний обед. Вообще, это большой плюс, когда на работе есть трапезная. Я работал в других организациях — там или с собой еду приносить надо, или что-то покупать, тратить свой заработок.

Виталий же признается, что поначалу при храме было трудновато. То и дело приходила мысль: опять те же самые каши и похлебки! Ведь для него, поклонника французской кухни, приготовление пищи всегда было искусством, а не просто ремеслом. Но он ни разу не пожалел о том, что оставил свою светскую работу. В храмовой трапезной Виталий нашел то, чего все эти годы просила душа: утешения. Ведь в Церкви есть возможность помочь ближнему: обедают в трапезной и нуждающиеся, голодного всегда накормят.

В прошлом Виталия на работе всегда окружали люди, шум и суета, а на кухне при храме он один. Поначалу тоже было непривычно — только до тех пор, пока повар не понял: это благодать, потому что можно молиться…

Фото автора
Газета «Православная вера» № 2 (527)

24 сентября, в День памяти преподобного Силуана Афонского, Православная Церковь также поминает преподобного Евфросина. В этот день Зуйском храме Святого Николая Кировско-Белогорского благочиния, состоялась праздничная Божественная литургия, которую возглавил настоятель, протоиерей Сергий Иванов.

По окончании богослужения священник в проповеди рассказал о преподобном Евфросине, отметив, что в Зуйском храме Святого Николая находится единственная в Крыму икона этого святого. Икона храму была передана из Греции в 2012 году прихожанкой Ириной Макриди, бывшей жительницей поселка.

Преподобный Евфросин,моли Бога о нас!

Николай Бабанов, Кировско-Белогорское благочиние

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр.
9:00 — 16:00 (пятница 9.00 — 14.00)

(хронология точно не установлена, однако житие могло возникнуть не ранее IV и не позднее VII в.)

(Текст переведен по изданию: Revue de l’Orient Chretien, v. 10, 1905; Vies et recites d’anachoretes (IV-VII siec))

Этот святой отец наш Евфросин родился где-то в деревне от верных родителей. Воспитанный как поселянин, он не был обучен грамоте, но неукоснительно исполнял заповеди Божий. Вошедши в возраст, Евфросин отвергся мира и бежал в монастырь, а когда получил святую ангельскую одежду, 471 как никто другой исполнился смирения Христова, что видно по скончанию жития его. Ибо, будучи ненаученным, он ото всех был презираем, и ему была вверена забота о поварне; сокровенно же он свершал всякую подвижническую добродетель – пост, бдение, молитву, спал на голой земле, но вперед к этому и вдобавок этого свершал добродетели любви ко всем, послушания, чистоты телесной и всегда плакал. Ибо, постоянно глядя на пылающий огонь, зрел он вечное пламя, и непрестанно слезы омывали щеки его. Покрытый копотью поварни, Евфросин всеми был презираем из-за этой нечистоты своего тела и платья.

Но Бог, ведающий скрытое, возвысил его более всех бывших в том монастыре. В этой же обители жил весьма богобоязненный пресвитер, 472 достигший всевозможного рода добродетели. Он положил себе три года подвизаться во всяком подвиге сколько имел сил и молить Бога, говоря так: “Господи, покажи мне блага, о которых святой апостол речет: „То, что Ты приготовил любящим Тебя»”. 473

Читайте так же:  Читать молитва Киприану и устинье

И в это время ударили в било, и, пробудившись, пресвитер подумал, что видел сон, но когда выпростал левую руку свою из плаща и в ней въяве лежали яблоки, восхитился ум его. Он бережно спрятал яблоки в постеле и, прикрыв дверь, вышел. Подойдя к обычному месту Евфросина, он застал его стоящим в ожидании, когда начнут молитвословие, и, пав пред ним, говорит: “Во имя Бога, которому ты, человек Божий, неустанно служишь, ответь мне, что я спрошу тебя”. Тот сказал ему: “Спрашивай, отец, что тебе угодно”. Иерей говорит: “Бога ради, скажи мне, где ты был этой ночью?”. Он ответил: “Там, отец, я был, где ты меня видел”. Опять иерей спрашивает: “А где я тебя видел, скажи мне, раб Божий?”. Евфросин говорит: “В раю, который ты узрел”. Снова иерей обратился к нему: “Если говоришь не ложно, то что ты мне дал?”. Евфросин сказал: “То, что ты попросил”. Тут иерей, пав ему в ноги, стал настаивать, говоря: “Богом заклинаю, о чем я тебя попросил?”. Тот ответил: “Ты попросил три яблока, и я их тебе дал”. И иерей, поклонившись ему, отошел к своему месту, и всю всенощную дивился сердцем, и, обоняя страшное то благоухание, напитавшее одежду его, был сам не свой.

Евфросин же стоял и, как накануне, молился, а когда скончался третий день всенощной молитвы, пресвитер пошел за теми тремя яблоками и вернулся в храм, прежде чем братья успели разойтись, и говорит им: “Помолитесь, святые отцы, и простите меня: ведь имея в монастыре нашем бесценный перл, честного Евфросина, мы все презираем его как неученого, а он более всех нас удостоен благодати Божией”. И пресвитер поведал чутко внимавшим ему все то, о чем мы рассказали. А когда он показал им яблоки, слова его получили еще более веры. Ведь яблоки, как говорилось, по величине своей, цвету и запаху были не таковы, как растут здесь. Вдохнув аромат этих яблок, все восславили Господа и отломили от них, и дали больным, и тотчас болящие исцелели. Что осталось, они разделили на малые доли, и упомянутый пресвитер, который принес яблоки, положил их на святой дискос 476 и по общей просьбе всем дал вкусить, ибо братья уверовали, что болящие исцелели потому, что яблоки те, как сказано, были сорваны в Господнем саду.

А тот повар Евфросин, когда пресвитер начал говорить и все, окружив его, внимали рассказу, как Евангелию Христову, открыл боковую дверь и вышел из церкви, чтобы избежать славы людской, и до сего дня более не показывался. Мы же, услышав это, весьма изумились, прославляя и благодаря Отца, Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

. получил святую ангельскую одежду. – т. е. принял пострижение.

Пресвитер – вторая степень священства; сан, соответствующий священническому.

Российский шеф-повар и кулинар Максим Сырников, широко известный своей деятельностью по возрождению традиционной русской кухни, составил открытое письмо в адрес Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором попросил патриарха утвердить святого покровителя для российских поваров.

«Представители многих профессий, имеют своих небесных покровителей, — пишет М. Сырников на своей странице в Facebook. — Моряки — святителя Николая. Военные — Архангела Михаила, Георгия Победоносца, пророка Илию, врачи — великомученика Пантелеимона, студенты — мученицу Татиану, иконописцы — преподобного Андрея Рублева, певцы — Романа сладкопевца».

Он отмечает, что в России растет интерес к возрождению и сохранению традиций русской кухни и гостеприимства. Кулинар обращается к патриарху Кириллу с просьбой утвердить покровителем русских поваров священномученика Иоанна Плеханова (1879—1938).

Выбор кандидатуры не случаен: Иоанн Плеханов по принятия священного сана в 1920 году был профессиональным поваром и работал в известных московских ресторанах, а около 1918 года стал личным поваром патриарха Тихона.

К своему письму М. Сырников добавил житие священномученика Иоанна и его икону.

Он обратился к коллегам по цеху с призывом присоединяться к этой инициативе. «Дорогие друзья! Кулинары, повара, кондитеры, рестораторы и примкнувшие к ним! Те, кто разделяет вот это обращение к Святейшему — распечатайте, пожалуйста, страницу для подписей. Распишитесь сами и предложите заполнить единомышленникам. Дело сугубо добровольное — не хотите, не подписывайте, никто, конечно, никого не осудит. Но дело благое, как нам кажется», — пишет кулинар.

Ими были выбраны святые мученики Маркиан и Мартирий, которые при жизни были секретарями у патриарха Павла Исповедника.

Иоанн Плеханов: путь от ученика повара до священнослужения и исповедничества

Иоанн Гаврилович Плеханов родился 11 сентября 1879 года в деревне Филипково Переяславского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Мальчик получил начальное образование в церковно-приходском училище.

В 1892 году в тринадцатилетнем возрасте Иоанн стал учеником повара. Освоив профессию, он работал поваром сначала в Большом Патрикеевском трактире на углу Воскресенской и Театральной площадей — знаменитом московском ресторане Тестова, который упоминает в своей книге Владимир Гиляровский, затем в других местах.

После революции 1917 года был заведующим столовой, а затем нес послушание повара у Патриарха Тихона.

В 1920 году патриарх Тихон рукоположил Иоанна Плеханова в сан диакона. Местом служения ему был назначен храм Троицкого Патриаршего подворья на Самотеке. О. Иоанн служил здесь до ареста патриарха и захвата патриаршего подворья обновленцами. После освобождения патриарха Тихона из заключения сотрудники ОГПУ с особенным усердием принялись собирать сведения о том, как относятся церковные люди к освобождению патриарха и к его опубликованным в советской прессе заявлениям. Особенно интересовали их мнения людей, входящих в ближайший круг патриарха.

Читайте так же:  Как избавиться от чувства тревоги молитва

24 июля 1923 года ОГПУ арестовало о. Иоанна и его супругу. Они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. При обыске у диакона Иоанна был найден машинописный текст наставления монахам и мирянам, направленный против обновленцев. В нем говорилось, что с упадком общего благочестия в саму церковную среду проникнет много лжебратий, которые, будучи водимы своими пороками и привычкой к роскошной жизни, устроят гонение на всех желающих жить благочестиво.

За недоказанностью преступления, а также за отсутствием существенных сведений от осведомителей, ОГПУ распорядилось 24 сентября 1923 года диакона Иоанна освободить.

После кончины патриарха Тихона (1925) о. Иоанн нес послушание повара у Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского).

В 1925 году о. Иоанна рукоположили в священный сан и назначили клириком храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках.

В 1936 году Пименовский храм захватили обновленцы. В ноябре этого года отец Иоанн был вынужден уйти за штат. Тогда же его как священнослужителя выслали за стокилометровую зону от Москвы, и некоторое время он жил в Волоколамске.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вскоре священник получил назначение в храм Димитрия Солунского в с. Дмитриевское Переславского района Ярославской области. Отсюда он часто ездил в Москву закупить необходимые для церкви вещи и повидать своих духовных детей, которых у него появилось немало за время служения в Москве. Отец Иоанн бывал в некоторых московских храмах; об этих его приездах осведомители донесли в НКВД.

В двадцатых числах января 1938 года приехал в Москву, где был арестован как «участник контрреволюционной монархической группы» и заключен в Таганскую тюрьму. Показания о якобы антисоветской деятельности против о. Иоанна дали двое священников — некие Толузаков и Марков.

13 марта следствие было закончено. 15 марта тройка НКВД по Ярославской области приговорила отца Иоанна к расстрелу за «антисоветские высказывания».

Священник Иоанн Плеханов был расстрелян 25 марта 1938 года и погребен в общей могиле на Бутовском полигоне. В 1989 году был посмертно реабилитирован.

В августе 2000 года юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви причислил священника Иоанна Плеханова к лику новомучеников. Память его отмечается 12 марта, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Бутовских новомучеников.

Святой повар — преподобный Евфросин Палестинский

В истории Церкви был еще один святой подвижник, который имел профессию повара. Это преподобный Евфросин Палестинский.

Известно, что Евфросин происходил из бедной крестьянской семьи. Евфросина даже не обучили грамоте. Юноша овладел поварским искусством и поступил поваром в один из палестинских монастырей. По словам свт. Димитрия Ростовского, преподобный Евфросин «жил и подвизался в IX веке в странах Амморейских, в Палестине, близ Иордана».

Насельники обители невзлюбили Евфросина и придирались к нему. Каждый день братья монастыря заявляли, что еда плохо приготовлена, устраивали прочие козни. Подвижник смиренно претерпевал поношения и ругательства, не оставляя молитвы.

Один из пресвитеров обители в усердной ежедневной молитве просил Бога показать ему те будущие блага, которые уготованы любящим Его. И вот в одну из ночей у него было видение: ему представилось, что он стоит в раю, где он увидел повара своего монастыря, Евфросина.

Иерей побеседовал с Евфросином и в разговоре спросил, рай ли это. Евфросин ответил утвердительно. Тот вновь спросил, имеет ли Евфросин власть дать ему что-нибудь из окружающих их красот. Преподобный Евфросин предложил священнику выбрать, что ему хочется, и тот показал на прекрасные яблоки, росшие в райском саду. Преподобный сорвал три яблока, завернул их в платок и подал собеседнику.

Проснувшись до начала утрени, священник принял видение за обыкновенный сон, но вдруг заметил около себя платок с завернутыми в нем райскими плодами, издававшими дивное благоухание. Священник, найдя в церкви преподобного Евфросина, спросил его под клятвой, где он был ночью. Святой ответил, что находился там, где был и священник. Затем преподобный сказал, что Господь, исполняя молитву священника, показал ему рай и подал райские плоды через него, «худого и недостойного раба Божия Евфросина».

По окончании утрени священник рассказал обо всем братии монастыря, указывая на духовную высоту инока Евфросина, и показал благоухающие райские плоды. Глубоко растроганные слышанным, иноки пошли в поварню, чтобы поклониться преподобному Евфросину, но не застали его там: избегая славы человеческой, святой ушел из обители.

Место, куда он скрылся, осталось неизвестным. Райские яблоки свято хранились в монастыре, их частичками раздавали на благословение и исцеление.

Память прп. Евфросина отмечается 11 сентября.

Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, — сколько более ты должен страшиться Бога, Который совершенно зрит тайны сердца твоего

Постимся по-гречески: Постные блюда греческой монастырской традиции

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 12-201-0004

Перевод на русский язык Никифоровой А.Ю.

с издания: Θωμαις Κιζιριδου. ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΔΙΑΤΡΟΦΗ.

ΤΑΜΗΣΤΙΣΙΜΑ ΤΗΣ ΜΟΝΑΣΤΗΡΙΑΚΗΣ ΚΟΥΖΙΝΑΣ

Θεσσαλονικη, 2001; ISBN 9608184096

В оформлении обложки были использованы иллюстрации из альбома ΑΘΩΝΙΚΕΣ ΣΤΙΓΜΕΣ,

Ιερα Μονη Φιλοθεου− Αγιον Ορος, 1994

В основу книги положены необычные по замыслу записки греческой журналистки Фомаиды Кизириду «Православное питание. Постные блюда монастырской кухни», Фессалоники, 2001, которая во время своих паломнических поездок по греческим мужским и женским обителям собирала рецепты постной монастырской кухни. В предисловии автор поясняет: «Православное монашество – это, бесспорно, надежный оплот греческого православного духа. Образ жизни и питания в монастырях, в этих благословенных оазисах Божественной благодати, уникален, благотворен и невероятно светел. Поэтому, движимая любовью, благоговением и благодарностью к нашим обителям, я изучила, собрала, записала рецепты и теперь предлагаю их вашему вниманию. Паломничество по мужским и женским монастырям было для меня весьма интересно. Больше всего меня поразило, и это я видела своими глазами, что даже во время приготовления пищи повар-монах или монахиня непрестанно молится. Наверное, поэтому монастырская еда имеет Божественное благоухание и Божественный вкус».

Читайте так же:  Молитва на проводы сына в армию

Принятые единицы измерения и обозначения

чашка – чайная чашка (150 мл);

чашечка – кофейная чашечка (100 мл);

стакан – стакан воды (200 мл);

стаканчик – стаканчик вина (150 мл).

м+бм – рецепт с маслом и без масла.

О постах Православной Церкви

В среду и пятницу мы постимся в знак скорби. Ибо в среду совершился беззаконный суд над Господом нашим, а в пятницу Он пострадал плотью на Кресте ради нашего спасения, как говорит священномученик Петр Александрийский: «Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые дни благословно заповедано нам поститься, по преданию. В среду – по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас» (Петр Александрийский. Правило 15).

Существуют и другие свидетельства относительно поста по средам и пятницам в Апостольских Постановлениях. Из них явствует, что Сам Господь дал заповедь об этом посте: «Повелел нам Сам Господь поститься в среду и пятницу», а также Апостолы (Апостольские Правила. Правило 69).

Святая Четыредесятница и Страстная Седмица

В Святую Четыредесятницу мы постимся, потому что Сам Господь постился в пустыне: …и постившись сорок дней и сорок ночей… (Мф. 4, 2).

С Чистого понедельника до Страстной Субботы сухоядение и разрешение на елей. 25 марта (7 апреля) и в Неделю ваий бывает разрешение на рыбу и вино.

Со дня после Недели Всех святых до навечерия праздника святых апостолов Петра и Павла, 28 июня (11 июля). Рыба разрешается, кроме среды и пятницы.

Пост святых Апостолов мы держим в их честь, чтобы подражать им, постившимся и хранившим воздержание до смерти.

Заглянем в книгу Деяний Апостолов и увидим, что Апостолы, прежде чем принять любое решение относительно того, как им поступить, постились и молились: Тогда они, совершив пост и молитву, и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3).

С 1 по 14 августа (с 14 по 27 августа). Разрешение рыбы 6 (19) августа – в праздник Преображения Господня.

По поводу этого поста святитель Симеон Фессалоникийский говорит: «Этот пост установлен в честь Матери Слова Божия, Которая, зная о Своем святом преставлении от сего мира, всегда заботилась о нас и постилась, хотя в посте не нуждалась, ибо была чиста и непорочна, живя ангельски. Поэтому мы должны молиться и воспевать Богородицу, подражать Ее жизни, чтобы побудить Ее молиться за нас» (Ответ 50).

Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября)

В этот день мы постимся в знак скорби об убийстве величайшего из пророков – Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

Воздвижение Креста Господня 14 (27) сентября

Мы постимся, потому что на службе в этот день читается Евангелие Страстного Пятка.

С 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января). Разрешается рыба с 15 (28) ноября до 17 (30) декабря, кроме среды и пятницы. По словам блаженного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Крещенский сочельник 5 (18) января

В Крещенский сочельник Церковь установила пост, чтобы мы в чистоте и духовном трезвении встретили Крещение Господне.

Дни сухоядения (строгого поста)

14 (27) сентября – Воздвижение Креста Господня

24 декабря (7 января) – Рождественский сочельник

5 (18) января – Крещенский сочельник

29 августа (11 сентября) – Усекновение главы Иоанна Предтечи

Если вышеперечисленные дни совпадают с субботой или воскресеньем, разрешается вино и елей.

Среды и пятницы, в которые разрешается рыба

8 (21) сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

21 ноября (4 декабря) – Введение во храм Пресвятой Богородицы

2 (15) февраля – Сретение Господне

24 июня (7 июля) – Рождество Иоанна Предтечи

29 июня (12 июля) – святых первоверховных апостолов Петра и Павла

6 (19) августа – Преображение Господне

15 (28) августа – Успение Пресвятой Богородицы

Мытаря и фарисея (от Недели о мытаре и фарисее до Недели блудного сына), Сырная (Масленица), Пасхальная (Светлая), Троицкая, Святки.

Преподобный Евфросин повар

Преподобный Евфросин – покровитель поваров. Повара в греческих монастырях хорошо знают его житие и всегда молятся этому удивительному подвижнику[1].

В IX в. в одном из общежительных монастырей Египта жил монах по имени Евфросин. Он происходил от незнатных родителей, но своими добродетелями превзошел самых благородных по происхождению.

Монастырь, в котором этот святой подвизался, насчитывал в ту пору четыреста монахов. Пищу для братии готовил Евфросин. Он нес послушание повара в великом смирении и терпении.

В силу своего послушания Евфросин ходил вечно грязный от копоти, перепачканный в саже, распространяя запахи кухни. Поэтому братия относились к нему с пренебрежением и, более того, многие насмехались и издевались над ним. Евфросин смиренно терпел, никому не жалуясь. Единственное, что утешало его душу, – это молитва, неустанная умная молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Непрестанно молился смиренный Евфросин, и непрестанно работали его руки, не знавшие праздности. Он служил Господу втайне, чтобы воздано ему было явно, как это действительно и исполнилось.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перед приготовлением пищи можно прочитать молитву: «Господи, благослови приготовить пищу сию во славу Твою по молитвам Евфросина повара».

Молитва евфросин повар
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here