Молитва герасиму болдинскому

Предлагаем ознакомиться: Молитва герасиму болдинскому с точным и подробным описанием.

Ежедневно молимся вместе.
Читаем дневные Акафисты, на которых поминаем участников нашего сообщества,
принимающих участие в совместных молитвах.
Читаем Псалтирь и поминаем всех, кто принимает в этом чтении участие.
Читаем Книги Ветхого Завета, Евангелие, Апостол.
Приглашаем всех желающих присоединиться.

Тропарь преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу, глас 4

Божественною любовию от юности своея распаляем, Преподобне, мир и вся яже в мире оставил еси, в пустыню вселился един. И в ней собрал еси ученик множество на Божие славословие, в молитвах и в посте и в трудах своих обителях добре подвизался во временней жизни. И ныне не остави посещая чад своих, Отче Герасиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу, глас 2

Яко преобидев тленная и долу влекущее мудрование, весь Христов быв и Того честный крест на рамо взем, последовал Ему невозвратно, в молитвах и постех бых, делех же и злостраданиях, образ быв своим учеником: но яко имея дерзновение ко Святей Троице, молися, блаженне, яко да святое успение твое празднующе вопием: радуйся преподобие Герасиме, отче наш.

Молитва преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу

О добре наш пастырю и Богомудрый начальниче, преподобие отче Герасиме, услыши нас молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое. Виждь нас грешных в толицех обстоянных сущих, виждь нас немощных отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных, и умом от малодушия помраченных; потщися угодниче Божий, не оставити нас в греховном плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас, недостойных, Спаса Господа, Емуже ты со бесплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Содетеля нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам: на твое бо ходатайство уповая и твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и к цельбоносным мощам твоим припадая недостойнии, исцеления просим: избави нас угодниче Христов от злых находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, восстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней, и в тине страстей наших. Моли преподобие отче Герасиме Христа Бога нашего, да подаст нам мирное жительство, оставление грехов, а душам нашим спасение и велию милость.

Пре­по­доб­ный Ге­ра­сим Бол­дин­ский, в ми­ру Гри­го­рий, ро­дил­ся в 1490 г. в Пе­ре­я­с­лав­ле-За­лес­ском. В ран­нем дет­стве он ча­сто по­се­щал храм Бо­жий. Узнав о свя­той жиз­ни прп. Да­ни­и­ла Пе­ре­я­с­лав­ско­го, 13-лет­ний Гри­го­рий со сле­за­ми про­сил стар­ца при­нять его к се­бе в Го­риц­кий мо­на­стырь. Пре­по­доб­ный при­нял маль­чи­ка по­слуш­ни­ком и в ско­ром вре­ме­ни по­стриг с име­нем Ге­ра­сим. Но­во­на­чаль­ный инок рев­ност­но со­вер­шал по­дви­ги по­ста и мо­лит­вы, усерд­но по­мо­гал стар­цу в по­стро­е­нии хра­мов и кел­лий и слу­жил бед­ной бра­тии сво­им ре­меслом – он был са­пож­ни­ком. Вско­ре о нем как о стро­гом по­движ­ни­ке ста­ло из­вест­но в Москве. Вме­сте со сво­им учи­те­лем он был вы­зван в сто­ли­цу, где встре­чал­ся с ца­рем.

Зем­ная сла­ва тя­го­ти­ла по­движ­ни­ка, и по­сле 26-лет­не­го пре­бы­ва­ния под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла свя­той Ге­ра­сим, по­лу­чив бла­го­сло­ве­ние стар­ца на от­шель­ни­че­ство, по­се­лил­ся неда­ле­ко от го­ро­да До­ро­го­бу­жа в Смо­лен­ской зем­ле, в ди­ком ле­су, на­се­лен­ном зме­я­ми и зве­ря­ми. Свя­той мно­го раз под­вер­гал­ся на­па­де­ни­ям раз­бой­ни­ков, но крот­ко и тер­пе­ли­во сно­сил все оби­ды и мо­лил­ся за обид­чи­ков. Для про­пи­та­ния сво­е­го он по­ве­сил ку­зо­вок на де­ре­ве у до­ро­ги: про­хо­див­шие кла­ли ту­да кус­ки хле­ба, но и эти кус­ки ино­гда от­би­ра­ли дру­гие бед­ня­ки, за что пре­по­доб­ный толь­ко бла­го­да­рил Бо­га. Впо­след­ствии явил­ся у него сто­рож его ку­соч­ков – во­рон; ес­ли недоб­рый че­ло­век под­хо­дил к ку­зов­ку, во­рон под­ни­мал крик и, ле­тая, бил кры­лья­ми по ли­цу неже­лан­но­го по­се­ти­те­ля, а хищ­ным зве­рям да­же вы­кле­вы­вал гла­за и об­ра­щал их в бег­ство.

По осо­бо­му ве­де­нию он пе­ре­шел на Бол­ди­ну го­ру, где у ис­точ­ни­ка сто­ял огром­ный дуб. Мест­ные жи­те­ли из­би­ли его пал­ка­ми и хо­те­ли уто­пить, но, убо­яв­шись от­вет­ствен­но­сти пе­ред на­чаль­ством, на­кле­ве­та­ли на него на­мест­ни­ку До­ро­го­бу­жа и под­ку­пи­ли се­го на­мест­ни­ка про­гнать стар­ца. На­мест­ник хо­тел уже по­са­дить Ге­ра­си­ма в тюрь­му как бро­дя­гу. Пре­по­доб­ный Ге­ра­сим тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил из­де­ва­тель­ства, мол­чал и мо­лил­ся. И в это вре­мя к на­мест­ни­ку при­был цар­ский по­слан­ник из Моск­вы. Уви­дев свя­то­го Ге­ра­си­ма, он по­кло­нил­ся и по­про­сил у него бла­го­сло­ве­ния, так как ра­нее ви­дел свя­то­го вме­сте с пре­по­доб­ным Да­ни­и­лом у ца­ря. На­мест­ник ис­пу­гал­ся, тот­час же про­сил про­ще­ния у стар­ца, обе­щал ограж­дать его от на­па­де­ний и да­же по­жерт­во­вал ему на устрой­ство оби­те­ли. С этих пор св. Ге­ра­сим стал при­ни­мать к се­бе же­ла­ю­щих ино­че­ско­го по­дви­га, и со­бра­лись к нему бра­тия.

То­гда, ис­про­сив в Москве поз­во­ле­ния на устрой­ство оби­те­ли, он, как сам го­во­рил в за­ве­ща­нии бра­тии, «в пу­стыне сей, зо­ве­мой Бол­ди­но, в ней­же раз­бой­ни­цы жи­вя­ху, в До­ро­го­буж­ском уез­де, в ле­то от Рож­де­ства Хри­сто­ва 1528 го­да, Бо­жи­им из­во­ле­ни­ем и по­мо­щию со­здах оби­тель сию, об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь». А в 1530 го­ду воз­двиг храм во имя Свя­той Тро­и­цы и по­стро­ил кел­лии для со­брав­шей­ся бра­тии.

Кро­ме Бол­ди­на мо­на­сты­ря, прп. Ге­ра­сим ос­но­вал еще в го­ро­де Вязь­ме в 1553 г. мо­на­стырь во имя Иоан­на Пред­те­чи и по­ста­вил в ней игу­ме­ном од­но­го из уче­ни­ков сво­их, Си­мео­на.

За­тем в брян­ском ле­су на ре­ке Жиз­д­ре ос­но­вал тре­тью оби­тель в честь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Игу­ме­ном оби­те­ли был по­став­лен уче­ник прп. Ге­ра­си­ма Петр Ко­ро­стелев. За де­вять лет до кон­чи­ны пре­по­доб­ный устро­ил еще один мо­на­стырь, чет­вер­тый, близ До­ро­го­бу­жа, во имя Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы. В Бол­ди­ной оби­те­ли под ко­нец жиз­ни пре­по­доб­но­го бы­ло до 140 бра­тий.

Читайте так же:  Молитва любви тамары лей

Пе­ред кон­чи­ной прп. Ге­ра­сим при­звал к се­бе игу­ме­нов и ино­ков ос­но­ван­ных им мо­на­сты­рей, рас­ска­зал им о сво­ей жиз­ни и дал по­след­ние на­став­ле­ния. Этот уст­ный рас­сказ свя­то­го был вклю­чен в его жи­тие, со­став­лен­ное по про­ше­нию со­бор­ных стар­цев свя­ти­те­лем Ан­то­ни­ем. Пре­ста­вил­ся прп. Ге­ра­сим 1 мая 1554 го­да на 65-м го­ду жиз­ни.

Об­ре­те­ние мо­щей

Пре­по­доб­ный был по­хо­ро­нен в Тро­иц­ком со­бо­ре Бол­дин­ско­го мо­на­сты­ря, в при­де­ле во имя свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва. Из до­шед­ших до нас пись­мен­ных ис­точ­ни­ков из­вест­но, что свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го по­чи­ва­ли под спу­дом, так что да­же при со­ору­же­нии но­во­го со­бо­ра на ме­сте преж­не­го за­хо­ро­не­ние не по­тре­во­жи­ли, ор­га­нич­но вклю­чив в про­стран­ство юж­но­го при­де­ла.

В мае 1921 го­да (со­глас­но сви­де­тель­ству, за­пи­сан­но­му в 1971 го­ду со слов участ­ни­ка со­бы­тий Ти­та Пет­ро­ви­ча Но­ви­ко­ва) ко­мис­си­ей по лик­ви­да­ции мо­щей бы­ло про­из­ве­де­но вскры­тие за­хо­ро­не­ния. С глу­би­ны око­ло од­но­го мет­ра из­влек­ли бе­ло­ка­мен­ный сар­ко­фаг и долб­ле­ную ко­ло­ду, в ко­то­рых, по мне­нию ко­мис­сии, на­хо­ди­лись остан­ки пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма и его уче­ни­ка Яко­ва Ан­дре­еви­ча Сал­ты­ко­ва, ко­то­рый, со­глас­но тек­сту жи­тия пре­по­доб­но­го, был по­гре­бен вбли­зи свя­то­го.

Сар­ко­фаг был уве­зен в Смо­ленск, а остан­ки пе­ре­ло­жи­ли в два но­вых гро­ба и за­хо­ро­ни­ли на клад­би­ще вне стен мо­на­сты­ря. Од­на­ко су­ще­ство­ва­ли со­мне­ния в том, что при вскры­тии ра­ки, на­хо­див­шей­ся все­го в од­ном мет­ре от уров­ня по­ла на­ча­ла ХХ ве­ка, бы­ло по­тре­во­же­но под­лин­ное ме­сто упо­ко­е­ния пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма. Воз­мож­но, имен­но по­это­му и не по­чи­та­лось ве­ру­ю­щи­ми ме­сто но­во­го за­хо­ро­не­ния остан­ков, из­вле­чен­ных ко­мис­си­ей в 1921 го­ду.

При раз­бор­ке ру­ин Тро­иц­ко­го со­бо­ра, взо­рван­но­го фа­шист­ски­ми ок­ку­пан­та­ми в 1943 го­ду, ста­ло яс­но, что юж­ный при­дел со­бо­ра за­кла­ды­вал­ся в кон­це XVI ве­ка на по­ло­гом склоне хол­ма, спус­кав­шем­ся от ме­ста, где сто­ял бо­лее древ­ний со­бор, к ре­ке Бол­дин­ке. Чтобы пол в юж­ном при­де­ле ока­зал­ся на од­ном уровне с по­лом все­го со­бо­ра, стро­и­те­лям при­шлось до­сы­пать грунт. Это до­ка­зы­ва­ло, что да­же в XVI ве­ке за­хо­ро­не­ние пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма на­хо­ди­лось на глу­бине го­раз­до боль­шей, неже­ли один метр. К то­му же во вре­мя рас­ко­пок, на­ча­тых в мае 2001 го­да, бы­ло уста­нов­ле­но, что в хо­де ре­монт­ных ра­бот со­бор был под­нят на 85 см от пер­во­на­чаль­но­го уров­ня. Вна­ча­ле рас­коп­ки про­во­ди­лись си­ла­ми на­сель­ни­ков мо­на­сты­ря. В юж­ном при­де­ле при­шлось снять по­лу­то­ра­мет­ро­вый слой зем­ли, преж­де чем был вы­яв­лен уро­вень кон­ца XVI ве­ка (вре­мя на­ча­ла стро­и­тель­ства Тро­иц­ко­го со­бо­ра).

Ор­га­ни­за­ци­ей рас­ко­пок в бо­лее древ­них сло­ях за­ни­ма­лись за­ве­ду­ю­щая от­де­лом ар­хео­ло­гии му­зеев Мос­ков­ско­го Крем­ля Та­тья­на Дмит­ри­ев­на Па­но­ва и ху­дож­ник-ре­став­ра­тор по тка­ням и ко­же На­та­лья Пет­ров­на Си­ни­цы­на. При сня­тии на­сып­но­го грун­та в ме­сте, где рань­ше сто­я­ла ра­ка пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма, бы­ли об­на­ру­же­ны кон­ту­ры мо­гиль­ной ямы.

Вскры­тие мо­гиль­ной ямы бы­ло на­ча­то 17 июля 2001 го­да. Ана­лиз из­вле­ка­е­мо­го грун­та по­ка­зал, что за­хо­ро­не­ние пре­бы­ва­ло нетро­ну­тым. На глу­бине бо­лее 3 мет­ров от уров­ня по­ла на­ча­ла ХХ ве­ка от­кры­лись все­чест­ные остан­ки пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма Бол­дин­ско­го.

Под­лин­ность их не вы­зы­ва­ет со­мне­ний: за­хо­ро­не­ние вы­пол­не­но в мо­на­стыр­ской тра­ди­ции, в мо­гиль­ной за­сып­ке най­де­на ке­ра­ми­ка XVI ве­ка, об­на­ру­же­ны и остат­ки гро­ба в ви­де тле­на. Гроб пред­став­лял из се­бя де­ре­вян­ную ко­ло­ду, вы­долб­лен­ную из цель­но­го ство­ла де­ре­ва. Кон­фи­гу­ра­ция гро­ба, с суже­ни­ем в из­но­жье, так­же ха­рак­тер­на для то­го вре­ме­ни. Кро­ме то­го, в за­хо­ро­не­нии бы­ла най­де­на ко­жа­ная обувь. Пре­по­доб­ный Ге­ра­сим, как из­вест­но, был ко­же­швец и, ве­ро­ят­но, эта обувь бы­ла вы­та­ча­на его ру­ка­ми.

Мо­щи бы­ли из­вле­че­ны и по­ме­ще­ны в тра­пез­ном Вве­ден­ском хра­ме в спе­ци­аль­но из­го­тов­лен­ном гро­бе. О со­вер­шив­шем­ся чу­дес­ном об­ре­те­нии мо­щей угод­ни­ка Бо­жия бы­ло со­об­ще­но пра­вя­ще­му ар­хи­ерею епар­хии мит­ро­по­ли­ту Смо­лен­ско­му и Ка­ли­нин­град­ско­му Ки­рил­лу.

«Ве­рим, что в этом чу­дес­ном со­бы­тии да­ру­ет­ся всем нам знак Бо­жия бла­го­во­ле­ния, дабы воз­рож­да­лась в на­ро­де на­шем ве­ра и бла­го­че­стие, а через эти доб­ро­де­те­ли ме­ня­лась и са­мая жизнь, на­пол­ня­ясь све­том Бо­жи­ей Прав­ды, ми­ром, по­ко­ем и про­цве­та­ни­ем», – го­во­рит­ся в от­вет­ном пись­ме Вла­ды­ки.

Мит­ро­по­лит Ки­рилл бла­го­сло­вил день 20 июля, ко­гда бы­ли да­ны офи­ци­аль­ные за­клю­че­ния по по­во­ду при­над­леж­но­сти най­ден­ных остан­ков пре­по­доб­но­му Ге­ра­си­му, счи­тать да­той об­ре­те­ния его все­чест­ных мо­щей.

Тропарь преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу, глас 4

Б ожественною любовию от юности своея распаляем, Преподобне, мир и вся яже в мире оставил еси, в пустыню вселился един. И в ней собрал еси ученик множество на Божие славословие, в молитвах и в посте и в трудах своих обителях добре подвизался во временней жизни. И ныне не остави посещая чад своих, Отче Герасиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу, глас 2

Я ко преобидев тленная и долу влекущее мудрование, весь Христов быв и Того честный крест на рамо взем, последовал Ему невозвратно, в молитвах и постех бых, делех же и злостраданиях, образ быв своим учеником: но яко имея дерзновение ко Святей Троице, молися, блаженне, яко да святое успение твое празднующе вопием: радуйся преподобие Герасиме, отче наш.

Молитва преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу

О добре наш пастырю и Богомудрый начальниче преподобие отче Герасиме, услыши нас молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое. Виждь нас грешных в толицех обстоянных сущих, виждь нас немощных отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных, и умом от малодушия помраченных; потщися угодниче Божий, не оставити нас в греховном плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас, недостойных, Спаса Господа, Емуже ты со бесплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Содетеля нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам: на твое бо ходатайство уповая и твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и к цельбоносным мощам твоим припадая недостойнии, исцеления просим: избави нас угодниче Христов от злых находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, восстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней, и в тине страстей наших. Моли преподобие отче Герасиме Христа Бога нашего, да подаст нам мирное жительство, оставление грехов, а душам нашим спасение и велию милость.

Читайте так же:  Молитва по соглашению вопросы Священнику

«. Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников (Болдинской) обители, не одно сердце, возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества».

Житие преподобного Герасима, Болдинского чудотворца.

Немало истинных подвижников православия почитаемых всей Церковью и местно, подвизались в центральной России в предыдущем тысячелетии. Одному из них — преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу Православная Церковь будет отмечать 350 лет со дня преставления 14 мая 2004 года. Жизнь преподобного Герасима проходила во времена, напоминающие наши дни. Как и сейчас, тогда в провинции были разрушены дороги, почти уничтожено сельскохозяйственное производство, заброшены дома. Шайки разбойников нападали на людей и грабили транспорт. Поэтому описание жизни преподобного Герасима актуально и поучительно для наших современников. Оно показывает нам как много, за отпущенный Богом короткий срок жизни, может сделать один простой человек, движимый верой, при поддержке Церкви и верховной власти.

Преподобный Герасим родился в 1489 году на Владимирской земле, в городе Переславле-Залесском (ныне Ярославской области). Его родители — отец Михаил и мать Мария, жившие скромно и благочестиво, сына своего нарекли Григорием. Еще ребенком, посещая храм со своими боголюбивыми родителями, Григорий находил для себя в нем много утехи и радости. В Переславле-Залесском в те времена процветал Горицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, отличавшийся величием богослужения и строгой жизнью братии. (1)

Среди иноков обители особо выделялся праведной жизнью старец Даниил, сподвижник великого князя Василия III Иоанновича (1479-1533), крестный отец его сына, будущего царя Иоанна IV Васильевича Грозного (1530-1584). (2) Отрок Григорий часто посещал опытного старца, который в беседах о спасительных истинах веры оказывал на него большое влияние. В тринадцать лет Григорий со слезами умолил преподобного Даниила принять его к себе на послушание. Вот как об этом сказано в житии преподобного Герасима: «Прииде Григорий и припаде к ногам святаго старца Даниила и начат молити его со слезами, дабы постриг его в иноческий образ. Преподобный же старец возбраняше ему, глаголя: Чадо, юну ти сущу, како имаше понести труды иноческого жития и подвизатися? Много бо потребно терпения во иноческом образе». Вняв неоднократным просьбам Григория, провидя, что юноша станет великим подвижником и прославит Церковь, преподобный Даниил принял его и вскоре постриг его в монашество с наречением имени Герасим. Преподобный взял его под свое руководство и за много лет воспитал в духе веры и церковных преданий. Преподобный Даниил всегда оставался для Герасима примером строгой, чистой и богоугодной жизни. (3)

В то время в полутора верстах (1,6 км.) от Переславля преподобный Даниил начал строительство храма в честь Всех Святых, положившего начало Троицкому монастырю, впоследствии получившему название Данилова. (4) Обитель строилась на «Божедомии», то есть на месте, где стояла богадельня, окормлявшая духовно и телесно увечных, слепых, хромых и не способных к работе. Новый монастырь взял на себя заботу об этих несчастных. Преподобный Даниил благословил Герасиму уход за ними. Помимо необыкновенного трудолюбия, Герасим отличался редким добронравием, кротостью и мягкостью. Всю свою жизнь он ревностно подвизался в подвигах поста и молитвы, стараясь неукоснительно соблюдать келейное правило. Под духовным началом старца Даниила преподобный Герасим прожил двадцать шесть лет. Герасима, также как и его духовного отца, лично знал великий князь Московский Василий Иоаннович. За подвижническую жизнь Герасим почитался и среди его приближенных бояр. (5)

На пожертвования боголюбивых поселян, трудами братии был устроен деревянный храм в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По имени главного храма монастырь получил название Иоанно-Предтечева. Устроив новую обитель, преподобный Герасим поставил над ней настоятелем своего ученика Симеона и возвратился в Болдин монастырь. Игумен Симеон, следуя примеру преподобного, управлял Предтечевым монастырем тридцать четыре года, построил второй деревянный храм в честь Вознесения Господня, снискал доверие и уважение не только братии, но и окрестных жителей. (8)

В 1545 году в 36 верстах (38,4 км.) от Дорогобужа преподобный восстановил небольшой монастырь, существовавший с конца XV века, в волостном селе Свирковы (Сверковы) Луки на левом берегу реки Днепр. Преподобный Герасим, получив в столице благословение на устройство обители, защитил собравшуюся братию от притеснений боярина Иакова Андреевича Салтыкова, владевшего землями в окрестностях монастыря. Построив храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (по другим данным Введенский и Никольский храмы), келии для братии, преподобный оставил настоятелем строителя Сергия. (9)

В 1547 году в Брянских лесах преподобный основал четвертый монастырь — Троице-Введенский. Он поселился на правом берегу реки Жиздры при впадении в нее речки Бродны. На возвышенном полуострове, образованном этими реками, преподобный срубил первую келью и начал строительство деревянного храма в честь Святой Живоначальной Троицы с приделами во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. За короткий срок в обители собралось сорок два человека братии, и преподобный поставив настоятелем строителя Петра (Коростелева) вернулся в Болдино. (10)

Читайте так же:  Молитва сорокоуст по усопшему

Настоятелем Болдиной обители преподобный оставил своего ученика игумена Иосифа Краснописца. По преставлении преподобного Герасима, игумен и соборные старцы Симеон, Макарий, Киприан, Евфимий, иеродиакон Феоктист и прочие «имеяше в память преподобного Герасима наказания и поучения, соблюдаше вся заповеди его, из его устнаго завещания преписавше многия хартии, да не землею память Преподобнаго засыпана будет».

Видео (кликните для воспроизведения).

Прослеживая духовную связь преподобного Герасима Болдинского, мы видим, какая мощная духовная сила стоит за ним, каких выдающихся учителей и духовных предшественников он имел. Ученику преподобного Сергия Радонежского священноиноку Никите Боровскому после пострига был поручен на семь лет преподобный Пафнутий Боровский. При пострижении в Пафнутьевом монастыре преподобный Даниил Переславский дан в ученики преподобному Левкию Волоколамскому, ученику преподобного Пафнутия Боровского. Прожив с преподобным Левкием около двенадцати лет, преподобный Даниил поселился в городе Переславле-Залесском, где в Успенском Горицком монастыре постриг в монашество преподобного Герасима Болдинского.

Под духовным наставничеством преподобного Герасима воспитались строгие подвижники: игумен Антоний, впоследствии святитель, епископ Вологодский (скончался в 1588 г.), написавший не позднее 1586 года житие преподобного Герасима; Аркадий, ученик преподобного, подвизавшийся в затворе в Болдино.

Память преподобного Герасима празднуется 1 (14) мая. По «Иконописному подлиннику»: «Преподобный Герасим подобием сед, в схиме, брада аки Иоанна Богослова, ризы преподобническия. брада космачками».

Мощи преподобного Герасима находились под спудом в приделе во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Троицкого собора в Болдино. Над гробом преподобного стояла резная вызолоченная, местами посеребренная сень. Братией обители ежедневно служился молебен с чтением особой молитвы преподобному Герасиму. Мощи преподобного Герасима обретены 17 июля (н. ст.) 2001 года в Богословском приделе разрушенного Троицкого собора. Официально днем обретения мощей считается 20 июля. Рака с мощами преподобного установлена у южной стены Введенского храма Троицкого Болдина монастыря. (12)

1. Горицкий Успенский монастырь сохранился без значительных разрушений до наших дней. Сейчас в нем размещается экспозиция краеведческого музея и в трапезном храме возобновлено богослужение.

2. В 1652 году преподобный Даниил Переславский причислен к лику святых Русской Православной Церкви, память — 7 (20 н. ст.) апреля. Мощи преподобного хранятся в Троицком монастыре в городе Переславле-Залесском.

3. «Смоленские епархиальные ведомости» — (СЕВ), N 3, 1871, с. 77-78. Житие преподобного Герасима Болдинского.

4. Троицкий Данилов монастырь, основанный в 1508 году, в советский период использовался в хозяйственных целях и пришел в сильное запустение. В 1994 году монастырь был вновь возобновлен.

5. СЕВ, N 3, 1871, с. 77-78. Житие преподобного Герасима Болдинского.

6. Еще при жизни преподобного Герасима у его лесной кельи забил источник, почитаемый как чудотворный до сих пор. Над ним в конце XIX века была устроена деревянная часовня (не сохранилась), а в 1990 году в память о духовных подвигах преподобного установлен поклонный крест.

7. Герасимо-Болдинский Троицкий монастырь имел наибольший расцвет в конце XVI века. С 1611 по 1654 годы монастырь был занят католическими монахами. В 1655 году восстановлено православное богослужение. В 1812 году большое разорение постигло обитель от французов. Закрытый в 1929 году монастырь был взорван в 1943 году немецко-фашисткими захватчиками. Реставрационные работы проводились с 1960 года. Монастырь вновь открыт в январе 1991 года.

8. РГИА. Ф. 834, оп. 2, д. 1797, лл. 39об., 43, 44. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Рукопись. Середина XIX в. Вяземский Предтечев монастырь. // Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск. 1897, с. 144-146. // Вяземский Предтечев монастырь получил развитие в XVII веке, когда были построены сохранившиеся до нашего времени каменные Одигитриевский и Вознесенский храмы. Монастырь закрыт в 1920 годы и сильно пострадал в ходе боев за Вязьму в 1941-1943 годах. Реставрационные работы проводились с начала 1970 годов. Монастырь восстановлен как мужской в 1990 году, в 1995 году преобразован в женский.

9. В 1656 году Свирколуцкий монастырь был приписан к Бизюкову Крестовоздвиженскому монастырю, а в 1774 году упразднен и обращен в приход. В конце XIX века существовал деревянный Рождественский храм перевезенный прихожанами из села Волкова-Егорья в 1820 годы. Каменный Рождественский храм, построенный в 1904 году, не сохранился. Сейчас на месте бывшего монастыря и села только урочище на территории Соловьевского сельского округа Кардымовского района. // Зверинский В.В. Материал для историко-топографического изследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 1. СПб, 1890, с. 220. // Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. «Дорогобужская старина». Выпуск 2. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей. Смоленск, 2001, с. 170-171. // Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск. 1897, с. 253-254.

10. Жиздринский Троице-Введенский монастырь упоминается в писцовых книгах за 1614-1616 годы. В 1683 году его опись составлена подьячим Константином Ушаковым. Во второй половине XVII века вокруг монастыря образовалось село Жиздра, в 1777 году преобразованное в город Калужской губернии. В конце XVII века Жиздринский монастырь был приписан к Московскому Донскому монастырю. До революции 1917 года в городе существовали Троицкий и Сергиевский приходы, проводились ежегодные одноименные ярмарки. В настоящее время храмы не сохранились. // Архимандрит Андрей. Житие Преподобного Герасима Болдинского чудотворца. М., 1893, С. 36-37. // Проскурин А.И. Край Жиздринский. М., 1998, с. 17-18. // Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 2000, с. 390.

11. РГИА. Ф. 834, оп. 2, д. 1797, лл. 43-48 об. Болдин Свято-Троицкий монастырь. // СЕВ, N 3, 1871, с. 80-87. Житие преподобного Герасима Болдинского.

Читайте так же:  Как называется место для молитвы в церкви

12. Официально днем обретения мощей преподобного Герасима считается 20 июля. // СЕВ, N 3, 2001, с. 2-5.

«. Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников (Болдинской) обители, не одно сердце, возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества».

Житие преподобного Герасима, Болдинского чудотворца.

Немало истинных подвижников православия почитаемых всей Церковью и местно, подвизались в центральной России в предыдущем тысячелетии. Одному из них — преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу Православная Церковь будет отмечать 350 лет со дня преставления 14 мая 2004 года. Жизнь преподобного Герасима проходила во времена, напоминающие наши дни. Как и сейчас, тогда в провинции были разрушены дороги, почти уничтожено сельскохозяйственное производство, заброшены дома. Шайки разбойников нападали на людей и грабили транспорт. Поэтому описание жизни преподобного Герасима актуально и поучительно для наших современников. Оно показывает нам как много, за отпущенный Богом короткий срок жизни, может сделать один простой человек, движимый верой, при поддержке Церкви и верховной власти.

Преподобный Герасим родился в 1489 году на Владимирской земле, в городе Переславле-Залесском (ныне Ярославской области). Его родители — отец Михаил и мать Мария, жившие скромно и благочестиво, сына своего нарекли Григорием. Еще ребенком, посещая храм со своими боголюбивыми родителями, Григорий находил для себя в нем много утехи и радости. В Переславле-Залесском в те времена процветал Горицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, отличавшийся величием богослужения и строгой жизнью братии. (1)

Среди иноков обители особо выделялся праведной жизнью старец Даниил, сподвижник великого князя Василия III Иоанновича (1479-1533), крестный отец его сына, будущего царя Иоанна IV Васильевича Грозного (1530-1584). (2) Отрок Григорий часто посещал опытного старца, который в беседах о спасительных истинах веры оказывал на него большое влияние. В тринадцать лет Григорий со слезами умолил преподобного Даниила принять его к себе на послушание. Вот как об этом сказано в житии преподобного Герасима: «Прииде Григорий и припаде к ногам святаго старца Даниила и начат молити его со слезами, дабы постриг его в иноческий образ. Преподобный же старец возбраняше ему, глаголя: Чадо, юну ти сущу, како имаше понести труды иноческого жития и подвизатися? Много бо потребно терпения во иноческом образе». Вняв неоднократным просьбам Григория, провидя, что юноша станет великим подвижником и прославит Церковь, преподобный Даниил принял его и вскоре постриг его в монашество с наречением имени Герасим. Преподобный взял его под свое руководство и за много лет воспитал в духе веры и церковных преданий. Преподобный Даниил всегда оставался для Герасима примером строгой, чистой и богоугодной жизни. (3)

В то время в полутора верстах (1,6 км.) от Переславля преподобный Даниил начал строительство храма в честь Всех Святых, положившего начало Троицкому монастырю, впоследствии получившему название Данилова. (4) Обитель строилась на «Божедомии», то есть на месте, где стояла богадельня, окормлявшая духовно и телесно увечных, слепых, хромых и не способных к работе. Новый монастырь взял на себя заботу об этих несчастных. Преподобный Даниил благословил Герасиму уход за ними. Помимо необыкновенного трудолюбия, Герасим отличался редким добронравием, кротостью и мягкостью. Всю свою жизнь он ревностно подвизался в подвигах поста и молитвы, стараясь неукоснительно соблюдать келейное правило. Под духовным началом старца Даниила преподобный Герасим прожил двадцать шесть лет. Герасима, также как и его духовного отца, лично знал великий князь Московский Василий Иоаннович. За подвижническую жизнь Герасим почитался и среди его приближенных бояр. (5)

На пожертвования боголюбивых поселян, трудами братии был устроен деревянный храм в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По имени главного храма монастырь получил название Иоанно-Предтечева. Устроив новую обитель, преподобный Герасим поставил над ней настоятелем своего ученика Симеона и возвратился в Болдин монастырь. Игумен Симеон, следуя примеру преподобного, управлял Предтечевым монастырем тридцать четыре года, построил второй деревянный храм в честь Вознесения Господня, снискал доверие и уважение не только братии, но и окрестных жителей. (8)

В 1545 году в 36 верстах (38,4 км.) от Дорогобужа преподобный восстановил небольшой монастырь, существовавший с конца XV века, в волостном селе Свирковы (Сверковы) Луки на левом берегу реки Днепр. Преподобный Герасим, получив в столице благословение на устройство обители, защитил собравшуюся братию от притеснений боярина Иакова Андреевича Салтыкова, владевшего землями в окрестностях монастыря. Построив храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (по другим данным Введенский и Никольский храмы), келии для братии, преподобный оставил настоятелем строителя Сергия. (9)

В 1547 году в Брянских лесах преподобный основал четвертый монастырь — Троице-Введенский. Он поселился на правом берегу реки Жиздры при впадении в нее речки Бродны. На возвышенном полуострове, образованном этими реками, преподобный срубил первую келью и начал строительство деревянного храма в честь Святой Живоначальной Троицы с приделами во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. За короткий срок в обители собралось сорок два человека братии, и преподобный поставив настоятелем строителя Петра (Коростелева) вернулся в Болдино. (10)

Настоятелем Болдиной обители преподобный оставил своего ученика игумена Иосифа Краснописца. По преставлении преподобного Герасима, игумен и соборные старцы Симеон, Макарий, Киприан, Евфимий, иеродиакон Феоктист и прочие «имеяше в память преподобного Герасима наказания и поучения, соблюдаше вся заповеди его, из его устнаго завещания преписавше многия хартии, да не землею память Преподобнаго засыпана будет».

Читайте так же:  Урок в воскресной школе на тему молитва

Прослеживая духовную связь преподобного Герасима Болдинского, мы видим, какая мощная духовная сила стоит за ним, каких выдающихся учителей и духовных предшественников он имел. Ученику преподобного Сергия Радонежского священноиноку Никите Боровскому после пострига был поручен на семь лет преподобный Пафнутий Боровский. При пострижении в Пафнутьевом монастыре преподобный Даниил Переславский дан в ученики преподобному Левкию Волоколамскому, ученику преподобного Пафнутия Боровского. Прожив с преподобным Левкием около двенадцати лет, преподобный Даниил поселился в городе Переславле-Залесском, где в Успенском Горицком монастыре постриг в монашество преподобного Герасима Болдинского.

Под духовным наставничеством преподобного Герасима воспитались строгие подвижники: игумен Антоний, впоследствии святитель, епископ Вологодский (скончался в 1588 г.), написавший не позднее 1586 года житие преподобного Герасима; Аркадий, ученик преподобного, подвизавшийся в затворе в Болдино.

Память преподобного Герасима празднуется 1 (14) мая. По «Иконописному подлиннику»: «Преподобный Герасим подобием сед, в схиме, брада аки Иоанна Богослова, ризы преподобническия. брада космачками».

Мощи преподобного Герасима находились под спудом в приделе во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Троицкого собора в Болдино. Над гробом преподобного стояла резная вызолоченная, местами посеребренная сень. Братией обители ежедневно служился молебен с чтением особой молитвы преподобному Герасиму. Мощи преподобного Герасима обретены 17 июля (н. ст.) 2001 года в Богословском приделе разрушенного Троицкого собора. Официально днем обретения мощей считается 20 июля. Рака с мощами преподобного установлена у южной стены Введенского храма Троицкого Болдина монастыря. (12)

1. Горицкий Успенский монастырь сохранился без значительных разрушений до наших дней. Сейчас в нем размещается экспозиция краеведческого музея и в трапезном храме возобновлено богослужение.

2. В 1652 году преподобный Даниил Переславский причислен к лику святых Русской Православной Церкви, память — 7 (20 н. ст.) апреля. Мощи преподобного хранятся в Троицком монастыре в городе Переславле-Залесском.

3. «Смоленские епархиальные ведомости» — (СЕВ), N 3, 1871, с. 77-78. Житие преподобного Герасима Болдинского.

4. Троицкий Данилов монастырь, основанный в 1508 году, в советский период использовался в хозяйственных целях и пришел в сильное запустение. В 1994 году монастырь был вновь возобновлен.

5. СЕВ, N 3, 1871, с. 77-78. Житие преподобного Герасима Болдинского.

6. Еще при жизни преподобного Герасима у его лесной кельи забил источник, почитаемый как чудотворный до сих пор. Над ним в конце XIX века была устроена деревянная часовня (не сохранилась), а в 1990 году в память о духовных подвигах преподобного установлен поклонный крест.

7. Герасимо-Болдинский Троицкий монастырь имел наибольший расцвет в конце XVI века. С 1611 по 1654 годы монастырь был занят католическими монахами. В 1655 году восстановлено православное богослужение. В 1812 году большое разорение постигло обитель от французов. Закрытый в 1929 году монастырь был взорван в 1943 году немецко-фашисткими захватчиками. Реставрационные работы проводились с 1960 года. Монастырь вновь открыт в январе 1991 года.

8. РГИА. Ф. 834, оп. 2, д. 1797, лл. 39об., 43, 44. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Рукопись. Середина XIX в. Вяземский Предтечев монастырь. // Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск. 1897, с. 144-146. // Вяземский Предтечев монастырь получил развитие в XVII веке, когда были построены сохранившиеся до нашего времени каменные Одигитриевский и Вознесенский храмы. Монастырь закрыт в 1920 годы и сильно пострадал в ходе боев за Вязьму в 1941-1943 годах. Реставрационные работы проводились с начала 1970 годов. Монастырь восстановлен как мужской в 1990 году, в 1995 году преобразован в женский.

9. В 1656 году Свирколуцкий монастырь был приписан к Бизюкову Крестовоздвиженскому монастырю, а в 1774 году упразднен и обращен в приход. В конце XIX века существовал деревянный Рождественский храм перевезенный прихожанами из села Волкова-Егорья в 1820 годы. Каменный Рождественский храм, построенный в 1904 году, не сохранился. Сейчас на месте бывшего монастыря и села только урочище на территории Соловьевского сельского округа Кардымовского района. // Зверинский В.В. Материал для историко-топографического изследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 1. СПб, 1890, с. 220. // Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. «Дорогобужская старина». Выпуск 2. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей. Смоленск, 2001, с. 170-171. // Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск. 1897, с. 253-254.

10. Жиздринский Троице-Введенский монастырь упоминается в писцовых книгах за 1614-1616 годы. В 1683 году его опись составлена подьячим Константином Ушаковым. Во второй половине XVII века вокруг монастыря образовалось село Жиздра, в 1777 году преобразованное в город Калужской губернии. В конце XVII века Жиздринский монастырь был приписан к Московскому Донскому монастырю. До революции 1917 года в городе существовали Троицкий и Сергиевский приходы, проводились ежегодные одноименные ярмарки. В настоящее время храмы не сохранились. // Архимандрит Андрей. Житие Преподобного Герасима Болдинского чудотворца. М., 1893, С. 36-37. // Проскурин А.И. Край Жиздринский. М., 1998, с. 17-18. // Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 2000, с. 390.

11. РГИА. Ф. 834, оп. 2, д. 1797, лл. 43-48 об. Болдин Свято-Троицкий монастырь. // СЕВ, N 3, 1871, с. 80-87. Житие преподобного Герасима Болдинского.

Видео (кликните для воспроизведения).

12. Официально днем обретения мощей преподобного Герасима считается 20 июля. // СЕВ, N 3, 2001, с. 2-5.

Молитва герасиму болдинскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here