Молитва милость мира пение

Предлагаем ознакомиться: Молитва милость мира пение с точным и подробным описанием.

Евхаристический канон на Божественной Литургии начинается возгласом священника: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Ключевое слово здесь — «возношение». Понимать его нужно не как вознесение души к Богу, а возношение Святых Даров для преложения их в Тело и Кровь Христовы. Слово же «в мире» не относится к понятию «вселенной». «Возношение в мире», значит: «в мире душевном и с чистой совестью».

Следующие слова, которые поются хором, — «Милость мира, жертву хваления», — призывают нас (по учению св. Николая Кавасилы) , приносить «милосердие Тому, Кто сказал: милости хочу, a не жертвы». «Милость мира» не обозначает «милость со стороны всей вселенной». В церковнославянском языке легко различить разницу между значениями слова «мир» по написанию буквы «и» («м i р» — это «вселенная»). «Милость мира» — это «плод чистейшего и крепчайшего мира, когда душу не возбуждают никакие страсти и когда ничто не мешает, чтобы она наполнилась милостию и жертвою хваления» (св. Николай Кавасила).

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами». Это благословение священника соответствует тексту Нового Завета — из Посланий святого апостола Павла. «И со духом твоим», — отвечает хор от лица всех молящихся в храме.

Важно правильно понять следующий возглас: «Гор е имеем сердца». Слово «гор е», с ударением на последнем слоге, обозначает «ввысь», «к небесам» (буквально: «в гору»), и не имеет никакого отношения к слову «г оре». «К небесам устремим сердца», — пожалуй, так следует понимать этот призыв священника.

«Имамы ко Господу», — отвечает хор. Это значит согласие молящихся: «Имеем (ввысь вознесенные сердца) к Господу».

«Благодарим Господа». Слова благодарности к Творцу хор произносит словами: «Достойно и праведно есть, покланятися Отцу, и Сыну, и Святому духу, Троице Единосущней и Нераздельней». В это время священник обращается к Богу словами тайной благодарственной молитвы: «…Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки (снова) , и не отступил еси вся творя, дондеже (до тех пор пока) нас на небо возвел еси, и Царство Твое даровал еси будущее. »

Последние слова этой молитвы звучат так: «Аще и предстоят Тебе тысящи архангелов, и тмы ангелов, Херувими, и серафими шестокрилатии, многоочитии возвышащиися пернатии». Затем священник произносит возглас: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще.» Таким образом, слова «победную песнь…» связаны с предыдущей тайной молитвой. А хор, в свою очередь, торжественным пением : «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея…», — продолжает мысль предыдущего возгласа, объясняя, чт о именно «поют, вопиют, взывают и глаголют» святые Небесные Силы. В этот момент и мы присоединяем свой голос к ангельскому пению на небесах.

«…Осанна в вышних (хвала Богу на набесах!), благословен Грядый во Имя Господне (так встречали Господа в день Его Входа в Иерусалим накануне крестных страданий), осанна в вышних». Пока хор неспешно поет эти строки, диакон снимает звездицу (крестообразную металлическую опору над предложенными Дарами), а священник продолжает молитву: «С Сими и мы блаженными Силами (ангельскими), Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: «Свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый…» Последние слова молитвы звучат так: «…Прием (приняв) хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде (дал) святым Своим учеником и апостолом (ученикам и апостолам), рек (сказал)…»

Здесь тайная молитва вновь переходит в возглас: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое Еже за вы ломимое во оставление грехов». И затем, после — «Аминь», исполняемого хором, — тайно продолжает: «Подобне и чашу по вечери, глаголя…» И опять громко, повторяя евангельские слова Самого Христа: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов».

Наконец, звучит возглас, в котором суть происходящего: «Твоя от Твоих Тебе приносяще (ибо все Ты создал и все Тебе принадлежит), о всех и за вся».

ХОР ДУХОВЕНСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ МИТРОПОЛИИ (регент хора Протодиакон Павел Герасимов)

Милость мира, жертву хваления.
И со духом твоим. И мамыко Господу. Достойно и праведно есть поклонятися отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и Нераздельней.

Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы, славы Твоея. Осанна в вышних, Благословен грядый во имя Господне, Осанна в вышних. Аминь. Аминь.

Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш, Боже наш, молим Ти ся Боже наш. CHOIR CLERGY LENINGRAD Metropolitan ( choir director Pavel Gerasimov Archdeacon )

A mercy of peace , a sacrifice of praise .
And with your spirit . And mamyko Lord. Meet and right to worship the Father , the Son and the Holy Spirit, the consubstantial Trinity and undivided .

Holy, holy, holy is the Lord of hosts, heaven and earth are glory of Thy glory . Hosanna in the highest , Blessed is he that cometh in the name of the Lord , Hosanna in the highest . Amen . Amen .

We praise Thee , we bless you , we thank Thee , O Lord, we pray Thee , our God , our God, we pray Thee , our God .

Милость мира, жертву хваления.
И со духом твоим.
Имамы ко Господу.
Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних. Аминь. Аминь.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего,
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. A mercy of peace , a sacrifice of praise .
And with your spirit .
Imams to the Lord .
Meet and right to worship the Father , the Son and the Holy Spirit, the consubstantial Trinity and undivided .
Holy, holy, holy is the Lord of hosts, heaven and earth are Thy glory ; Hosanna in the highest , blessed is he that cometh in the name of the Lord , Hosanna in the highest . Amen . Amen .

Читайте так же:  Молитвы Святому Александру Свирскому

Meet it is truly meet to bless Thee Thou , Mother of God , and Prisnoblazhennuyu Immaculate and Mother of our God ,
More honorable than the Cherubim, and more glorious beyond compare than the Seraphim , without defilement of God the Word rozhdshuyu , the very Theotokos we magnify Thee .

«Я очень часто бываю у обедни, Литургия Иоанна Златоуста – есть, по-моему, одно из величайших произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном Богослужении». Такое глубоко искреннее восприятие Божественной Литургии высказал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. В своих духовных сочинениях он старался передать это трепетное ощущение.

Главная часть Литургии – евхаристический канон, или анафора. О нём, а точнее, о песнопении « Милость мира », исполняемом в этот момент, пойдёт речь.

Начинается эта важнейшая часть Литургии возгласом священника: « Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити ». Ключевое слово здесь – « возношение », т.е. возношение Святых Даров для преложения их в Тело и Кровь Христовы. Слово же « в мире » не относится к понятию « вселенной ». « Возношение в мире », значит – « в мире душевном и с чистой совестью ».

В ответ на него хор от лица всех молящихся поет: « Милость мира, жертву хваления ». Здесь также идёт речь не о милости всей вселенной. Эти слова выражают готовность возносить Бескровную Жертву (Святую Евхаристию) как великую милость Божию, дарованную нам вследствие нашего примирения, т.е мира с Богом.

Повернувшись лицом к народу и благословляя его через закрытые Царские врата, священник произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди (да будет) со всеми вами». В этой молитве испрашивается нам от каждой Ипостаси Святой Троицы высший дар: от Сына – благодать, от Отца – любовь, от Духа – причастие. Хор от лица народа отвечает священнику: «И со духом твоим ». Христианин должен в эти слова вложить горячую молитву ко Господу об отце своем духовном, и Господь благословит тогда и священника, и верного духовного сына его, молящегося о нем.

Важно правильно понять следующий возглас: « Горе имеем сердца ». Слово « горе », с ударением на последнем слоге, обозначает « ввысь », « к небесам » и не имеет никакого отношения к слову « горе ». В этот момент наши сердца должны быть устремленными ввысь, как возносящийся к небу огонь.

«Имамы ко Господу» , – отвечает хор., т. е., имеем сердца вознесённые ввысь, к небесам.

Далее священник призывает: « Благодарим Господа ».

«Достойно и праведно есть, покланятися Отцу, и Сыну, и Святому духу, Троице Единосущней и Нераздельней», – отвечает хор, а священник в это время обращается к Богу словами тайной молитвы.

Последние слова этой молитвы звучат так: « Аще и предстоят Тебе тысящи архангелов, и тмы ангелов, херувими, и серафими шестокрилатии, многоочитии возвышащиися пернатии ». Затем священник произносит возглас: « Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще ».

Эти слова связаны с предыдущей тайной молитвой. А хор, в свою очередь, отвечает торжественным пением: « Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея… ». Таким образом, в этот момент и мы присоединяем свой голос к ангельскому пению на небесах.

« Приимите, ядите: сие есть Тело Мое еще за вы ломимое во оставление грехов », – возглашает иерей, указывая на находящиеся на престоле Дары.

И затем: « Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за Вы и за многи изливаемая во оставление грехов ». Это продолжение слов Спасителя, сказанных Им на Тайной Вечере.

И далее воздевая руки, возглашает: « Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся ».

Как разъясняет епископ Виссарион (Нечаев), эти слова нужно понимать следующим образом: « приносим Тебе Твоя, Твои же дары, сей хлеб и сие вино,– от Твоих, то есть из бесчисленно многих Твоих даров избранные, как они избраны Самим Единородным Твоим Сыном при установлении таинства ».

Присутствующие на Литургии должны все свое внимание обратить внутрь себя. Великая тайна сейчас свершится! Ничто не должно отвлекать нас от этого важнейшего момента Литургии, когда духовенство в алтаре молится о схождении Святого Духа. Хор тихо и протяжно поёт: « Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш ».

Что происходит в этот момент, нельзя описать на человеческом языке, используя образы и понятия, доступные нам. Это – величайшая тайна, проникновение в которую невозможно для человека. Как невозможно постигнуть нашим умом всю безграничную любовь Христа, каждый день вновь и вновь приносящего нам себя в жертву ради нашего Спасения.

преподаватель Рязанского епархиального

женского духовного училища

Почему праздники, посвященные Спасу, празднуются 3 дня, а не один? В чем их разница?

Велико значение дня святого князя Владимира для русских людей как дня памяти славного просветителя Руси

29 августа – день памяти иконы Божией Матери « Торжество Пресвятой Богородицы »

Почему церковь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне поставили в чистом поле, в безлюдном месте

Всё оказалось продажным. Пока искала правду, своя семья распалась, предательства одно за другим. И вдруг встречаю такое обещание!

« Рано нам на природу, сын еще маленький, вот подрастет… ». И сын растет лето, второе лето, третье

Примерно 15 тыс. девочек от 9 до 20 лет участвуют в этом проекте. Вот только знают ли они сами или их родители о том, что на них проводятся медицинские опыты?

В обстановке монастырской жизни сразу проявляются как изъяны, так и хорошие качества человека

Тамерлану стремившемуся вернуть Русь под былое влияние монголо-татарских завоевателей, явилась во сне Матерь Божия, грозно повелевшая немедленно повернуть войска назад, после чего хан в ужасе бежал с Русской земли

Читайте так же:  Как продать быстро машину заговоры молитвы

О впечатлениях своих от жизни в православном лагере мой ребенок рассказывает мне до сих пор, хотя приехал он из лагеря больше месяца назад

Передаю тебе сию сумму с тем, однако, чтобы ты употребил деньги со здравым смыслом

Главная часть Литургии – евхаристический канон, или анафора

Его везде уважали за честность, трудолюбие, ответственное отношение к порученному делу и даже за… твердость, с которой он отказывался от вступления в комсомол

ХОР ДУХОВЕНСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ МИТРОПОЛИИ (регент хора Протодиакон Павел Герасимов)

Милость мира, жертву хваления.
И со духом твоим. И мамыко Господу. Достойно и праведно есть поклонятися отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и Нераздельней.

Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы, славы Твоея. Осанна в вышних, Благословен грядый во имя Господне, Осанна в вышних. Аминь. Аминь.

Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш, Боже наш, молим Ти ся Боже наш.

Это наименование лишь кратко охватило и сформулировало все основные чувства и мысли, выраженные почти во всех молитвах на всем протяжении канона и связанные теснейшим образом с сущностью таинства Евхаристии.

Прежде всего обратим внимание на самое слово: Святые Дары. Дар – это принесение от благодарящего за полученную милость. И этим именно словом называем мы Евхаристическую Жертву в тайной молитве еще на Херувимской и на следующей затем ектении: «Дары же и жертвы духовныя о наших гресех»; здесь «дары» отличаются от «жертв», значит, соединяются опять два момента: благодарение и умилостивление, а в параллельной молитве литургии святого Василия Великого (которую сократил святой Иоанн Златоуст) яснее отмечается этот характер благодарности по преимуществу: «Призри на ны, Боже, и виждь на службу сию нашу, и приими ю, якоже приял еси Авелевы дары (а они были мирно- благодарные), Ноевы жертвы (опять благодарственные – за избавление от потопа), Авраамова всеплодия (благодарность за Завет с Богом), Моисеева и Ааронова священства (хвалебно-благодарственные приношения за поставление их на священнослужение), Самуилова мирная (здесь уж и самое слово «мирная», и понятие об этой жертве в Ветхом Завете, как приносимой за полученную милость, говорят о хвале). Якоже (наконец) приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу (а апостолы, как уже искупленные, пребывали в благодарении прежде всего – Деян. гл. 2), сице и от рук нас, грешных, приими дары сия во благости Твоей», – то есть прими с любовью нашу благодарность.

Так Церковь молится еще ранее канона, лишь готовясь приступить к нему.

А дальше это станет еще яснее. После Символа веры диакон приглашает приступить уже к «святому возношению», но как? С сокрушенным ли сердцем? С воплями ли о помиловании? Нет, ничуть не так, а «в мире приносити», в мирном состоянии. А какой же может быть «мир» при мольбах о пощаде, о прощении? Мирно можно прийти уже помилованному, чтобы отблагодарить Помиловавшего, чтобы хвалить за милость. Поэтому лик и отвечает на слова диакона:

«Милость мира – жертву хваления».

То есть вместо древнего елея (греч. слово «елеон» означает и елей (масло), и милость), вместо или в качестве этой благодарственной мирной жертвы за полученную от Бога милость мы приносим «жертву хваления», хвалебную благодарственную жертву.

Так Церковь прямо и именует начинающую приноситься жертву – хвалою, благодарением, славословием и этим сразу вводит в должное настроение. Значит, и мы в храме должны проникнуться с этого момента возвышенным чувством хваления, а не сокрушенным молением о помиловании, или обращаться с просьбами о разных нуждах наших, хотя бы даже и о спасении души. Всему было время и еще будет, но только не сейчас. Уже мы решились «всякое житейское отложить попечение» (в Херувимской), а теперь – время хвалы и благодарения, момент Евхаристии.

Об этом так и говорится совсем уж определенно и ясно: «Благодарим Господа» – будем благодарить Его! По-гречески: (евхаристомен то Кирио), то есть будем совершать или приносить («возношение приносити», как ранее говорил диакон) «Евхаристию» (благодарение). Кому? Господу. Как же будем благодарить? На это отвечает лик (за народ):

«Достойно и праведно есть покланятися».

Так всякий благодарящий приходит к Благодетелю и кланяется ему (поклоном ли головы, в пояс ли или и до земли).

А пока это поет лик, священник тайно читает молитву, тоже «приклонися», то есть тоже благодарно наклонившись; здесь эти мысли о благодарности выражены еще яснее, здесь уже раскрывается, за что именно «достойно» (греч. – подобает, должно) поклоняться: «Достойно и праведно и лепо (приличественно, соответственно, согласно) великолепию Святыни Твоея, Тебе (Тебя) хвалити, Тебе пети, Тебе благословити, Тебе кланятися, Тебе благодарите, Тебе славити».

Смотрите, как Церковь сразу же не наговорится словами благодарения! Шесть слов разных об одном и том же чувстве хвалы. Не так ли бывает при благодарности и с людьми? Не говорим ли и мы: «Я уж не знаю, как вас и благодарить. Не умею, и слов не нахожу, чтобы выразить вам то, что я чувствую за вашу милость. Но поверьте мне, я очень, очень вам признателен. Вовеки не забуду вашей доброты» – и т. д. и т. д. Сердце, переполненное благодарностью, хочет излиться в горячих и богатых речах.

И если Церковь нашла шесть различных слов для выражения чувства хвалы, значит, сердце ее чрезвычайно горело, захвачено было пламенем прежде всего или, лучше, всецело было восхищено именно чувством крайней, сжигающей благодарности. И далее перечисляются разные виды благодеяний Божиих (о них после) и затем заключение:

«О сих всех (и за все это) благодарим Тя» Господи; благодарим «о всех (о всем) ихже вемы, и ихже не вемы (о чем знаем и чего не знаем), явленных и неявленных благодеяниях, бывших на нас. Благодарим Тя и о (за) службе сей (то есть литургии), юже от рук наших прияти изволил еси», хотя «и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафими» – «возвышающиися» (поднимающиеся, летающие), которые (говоря словами святого Василия Великого) «взывают един ко другому непрестанными усты» и «немолчными словословенми».

Читайте так же:  Как вернуть жену в семью молитвы

Что же взывают? Если уж славословят, то не просят, не ходатайствуют, а хвалят.

«Победную (славную, как победителю после победы) песнь» на разные лады «поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» (сообразно четырем животным в видении Иезекииля: орлу – поюще, тельцу – вопиюще, льву – взывающе, рыкающе и человеку – глаголюще). Это говорит священнослужитель.

Какая же это песнь? Что за славословие?

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (сил), – отвечает народ за ангелов и присоединяясь к их хвале, – небо и земля полны славы Твоея! Осанна (хвала) в вышних! Благословен грядый во имя Господне! Осанна!» Слава!

Вот каким гимном ангелы, а с ними и люди славят Господа.

Так, следовательно, сердце, ищущее себе слов для выражения благодарности (евхаристии), нашло победный, торжественный язык и славит Бога вместе с небесными слугами Божиими, которые «присносущное», постоянное «возсылают» Богу славословие.

Вот куда приравнял себя человек! К Архангелам, Херувимам! Искал-искал, с кем бы сравняться в выражении благодарности? Кто бы еще так пылал желанием хвалы? А вот – Серафимы! («серафим» – значит «пламенный»). И не задумалась Церковь – по любви своей пламенной – поставить себя наряду с ними. Что может быть выше этого? Уже нельзя ничего и придумать больше для хвалы.

Еще в Херувимской мы дерзаем «припевать» Херувимам. А здесь уж совсем осмелились и поем вместе «с сими блаженными (счастливыми) силами. и мы, грешнии», – читает далее тайно священнослужитель и то же самое говорит, как и Ангел: «Свят еси яко воистинну и пресвят, и несть меры великолепию святыни Твоея». И опять повторяет еще: «Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя» . И потом уже читает о послании и об установлении Им Евхаристии. И Сам Учредитель ее начал именно с благодарения, которое говорится в Евангелии и тайной молитве: «хвалу воздав» ( Мф. 26, 27 ; Лк. 22, 17, 19 ) или «благодарив» .

Вот как наполнена, насыщена славословием, благодарением уже большая часть самого центрального места Евхаристии!

Похоже ли это на скорбные и просительные наши настроения, с какими мы приступаем к канону этому?

Видео (кликните для воспроизведения).

А когда мы обратимся мыслью своею к тем основаниям, кои вызывают такое именно переживание, тогда нам еще яснее будет, что только так, только именно с благодарением и нужно и можно участвовать христианину за Евхаристией; тогда нам будет даже стыдно, если мы только и умеем просить и скорбеть.

Но уже закончим этот хвалебный гимн Церкви. Во время Пресуществления Святых Даров, во время принесения и освящения Жертвы Духом Святым, совершаемого священнослужителем, где уже рядовые миряне не могут принимать непосредственного и действенного участия, предоставляя это людям особо освященным, а точнее – Самому Духу Святому; они молчат, а за них лик продолжает петь хвалебную песнь.

Ну, остановимся на этом поразительном сочетании: Жертва и хвала!

Представим: нашего сына распинают, а может быть, и пытают; мы же в это время . хвалу поем.

В алтаре повторяется Голгофская Жертва, а люди в это время ликуют и радостно поют: «Тебе (Тебя) поем, Тебе (Тебя) благословим, Тебе (Тебя) благодарим, Господи».

Поразительное сочетание! Так даже в момент искупительной жертвенной части Евхаристии Церковь радуется и благодарит.

Правда, «и молится», но больше все же поет, благословит, хвалит.

В алтаре – Небо: Отец, закалающий Сына Своего Духом Святым, рукою священника. Там страдания.

А в храме – земля, искупаемая Церковь. Здесь радость.

Как совместить это? Да, совместилось (почему – увидим дальше). И именно так должно отвечать христианину на Искупительную Жертву, то есть главным образом хвалою благодарности, пением славы. Именно ради лишь Искупления и можно стало благодарить. Может быть, позволительно даже и плакать, но плакать слезами благодарности; можно и рыдать от пожигающей хвалы за помилование. Это сочетание хвалы и жертвы поистине захватывает нашу душу. И даже сейчас хочется плакать слезами умиления. И плачу. Плачу, благодарный. О, сколько и я получал бесчисленных милостей! Ведь и я живу лишь верою и силою Искупления.

О, как понятен восторг благодарения Церкви!

Но из раскрытия этого сочетания мы можем уже окончательно убедиться, насколько господствует над всем в Евхаристическом каноне именно идея и чувство благодарности, что даже во время жертвы Церковь благодарит! Следовательно, сделаем отсюда и дальнейший вывод: Жертва не составляет сущности службы Евхаристии, а лишь является проходящим моментом, дает основание, материал, повод к главному содержанию ее, к благодарной хвале Богу. Воспринятое Искупления – радостная благодарность.

И вспоминается сейчас Богородичен на 9-м часе, читаемый постом: «Агнца, и Пастыря, и Спаса мира на Кресте зрящи Рождшая Тя, глаголаше слезящи: мир убо радуется, приемля избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, еже за всех терпиши, Сыне и Боже Мой».

После Пресуществления Церковь с благодарностью вспоминает о спасенных людях, праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках, благовестниках, воздержниках (подвижниках) и просит: «Да обрящем милость и благодать» и мы «со всеми святыми». А особенно – с Пресвятой Владычицей нашей Богородицей и Приснодевой Марией. Ее «изрядно», исключительно, подобает (достойно) «блажити. Присноблаженную Сущую Богородицу. величаем».

Опять величание, опять хвала, и уже не одному Богу, но и сопрославляемым с Ним и Им прославленным святым, а выше всех – Богородице, «. Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим. », «. без истления Бога Слова рождшую, Сущую (Истинную) Богородицу. ».

Это ублажение Ее изумительно восторженно выражено в задостойнике: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род». И заканчивается это песнопение теми же словами: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе!»

И сколько других подобных же хвалебных задостойников: «Светися, светися. Чистая, красуйся Богородице!» (Пасха); «Радуйся, Царице!» (Пятидесятница).

Все это вполне гармонирует с основным тоном Евхаристии – благодарением, славою. Об этом будем писать еще далее.

А сейчас скажем о последнем славословии.

Помянувши земных, нуждающихся тоже в милостях Божиих, Церковь заканчивает Евхаристический канон мольбой, чтобы Господь дал нам милость и впредь всегда «ныне, и присно, и во веки веков» «славити и воспевати пречестное и великолепое имя» Его.

Читайте так же:  Молитва Св Ксении

Пожелав затем «милостей» и всем присутствующим: «и да будут милости Господа нашего Иисуса Христа. », священнослужитель заканчивает Евхаристический канон и внешним благословением, то есть опять-таки радостно.

Народ отвечает: «Аминь. Истинно! Верно! Согласны!»

Вот каков основной характер Евхаристии или тон ее: благодарственная хвала. И таким именно настроением и должен проникаться христианин, участвуя в этом моменте литургии. Особенно важно, чтобы эти переживания ощущал священнослужитель, тогда его чувства передадутся и пастве молящейся.

Чем же объясняется этот тон? Чем он вызывается?

Милость мира, жертву хваления.
И со духом твоим.
Имамы ко Господу.
Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних. Аминь. Аминь.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего,
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Термином «Милость мира» в богослужебной практике Русской Церкви обозначается ряд песнопений, чередующихся возгласами анафоры в литургиях святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, апостола Иакова, брата Господня. Возгласы представляют собой краткие фразы Евхаристического канона, произносимые вслух священником, предстоятелем. Песнопение «Милость мира» также рассматривается как молитвенный диалог между клиром и народом, представленный, как правило, в лице церковного хора; этот диалог неразрывно связан с Евхаристической молитвой. Представляется, что термин «Милость мира» относительно недавний, стал использоваться в Русской Православной Церкви примерно с 18 века с развитием православной духовной музыки.

Начинается эта часть Литургии после возгласа диакона «Станем добре…»[5] словами «Милость мира, жертву хваления»[6], началом Вступительного диалога анафоры (Sursum corda), ее первой части[7]. Заканчивается «Милость мира» пением «Тебе поем, Тебе благодарим…» в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста[8], исполняемым во время Эпиклезы (Epiclesis), предпоследней части Евхаристического канона[9].

Возможной причиной тайного чтения, а значит, возникновения Милости мира, является disciplina arcani[17]: правило древней Церкви, не допускавшее присутствия некрещеных, включая оглашенных при совершении таинств, в частности Евхаристии, запрещавшее разглашение чинопоследования таинств[18]. Несомненно, имелась опасность распространения формулы Евхаристических молитв среди недоброжелателей к Церкви и некрещенных. Во избежание кощунственных актов молитва могла читаться тайным образом, во время чего исполнялось церковное песнопение. Примечательно, что 137 новелла императора Юстиниана Великого, в которой указывается читать молитвы вслух во время таинств Крещения и Евхаристии, не оказала положительного влияния на гласное чтение Евхаристического канона[19].

Время происхождения Милости мира, как песнопения, исполняемого во время чтения Евхаристических молитв, сопряжено с распространением литургической практики тайного чтения молитв Литургии. Первые упоминания о тайном чтении молитвы во время литургии верных, в том числе, и во время Евхаристического канона, можно найти в 19 правиле Лаодикийского собора[20]. В то же время продолжала оставаться практика гласного чтенияЕвхаристических молитв, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст[21]. Таким образом, можно предположить, что Милость мира возникла примерно в V столетии по Р. Х. Исходя из рассказа Иоанна Мосха о том, что дети запомнили слова Евхаристического канона, очевидно, что практика гласного чтения еще присутствовала и находилась в период VI-VII века на грани исчезновения[22]. А при Константинопольском патриархе Германе (715-732) тайное чтение молитв сделалось всеобщим правилом[23]. Таким образом, Милость мира имело широкое распространение в VII-VIII веках.

Под влиянием различных литургических традиций гимны Милость мира развивались, приобретали свою форму в соответствии с развитием Евхаристического канона[24]. Рассмотрим песнопения по отдельности, представляя их вид (с возгласами Евхаристического канона) из литургии святителя Иоанна Златоуста по служебнику конца XIX в.[25].

Диакон: «Станем добре…». Лик: «Милость мира, жертву хваления»[26].

Священник: «Благодать Господа…». Лик: «И со духом твоим». Священник: Горе имеим сердца». Лик: «Имамы ко Господу». Священник: «Благодарим Господа». Лик: «Достойно и праведно…».

Причем песнопение «Достойно и праведно» изначально произносилось верующими без дальнейших слов, как в современном чинопоследовании литургии апостола Иакова[35]. Такая практика существовала в Константинопольской Церкви вплоть до времени святителя Иоанна Златоуста[36]. Е. м. в этом моменте ограничивалась словами «Достойно и праведно»[37], не имела такого продолжения, как в современной литургии святителя Иоанна Златоуста: «Достойно и праведно Тя пети…»[38]. В Греческой Церкви до сих пор хор поет кратко «Достойно и праведно»[39]. С увеличением объема Евхаристических молитв была добавлена дополнительная фраза к Милости мира с тем, чтобы удлинить пение[40]. Согласно Н. Д. Успенскому, «Ни в афонских Евхологионах, ни в русских печатных Служебниках до Служебника 1655 года нет указания на пение гимна «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней» (указывалось только «Достойно и праведно»)»[41].

Священник: «Победную песнь…». Лик: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних».

Как считает А. П. Голубцов, народ пел: «Свят, свят, свят» без дальнейших слов, что просматривается, по его мнению, в древних литургиях времен святителя Иоанна Златоуста[42]. В позднее время, примерно в XVII в., появилась пространная формула песни, по-видимому, взятая из книги пророка Исаии[43]. Эта песнь, между прочим, ранее использовалась в ветхозаветном богослужении[44]. Данный гимн в полном варианте находится также в седьмой молитве Апостольских Постановлений[45], в Римском обряде[46]. Согласно А. П. Голубцову, ни в коем случае данный гимн не следует путать с настоящей формулой «Свят, свят…», искусственным образом связанной с Евхаристическими молитвами[47].

Пространная песнь Милости мира «Свят, свят…», по мнению И. А. Карабинова, появилась по причине понимания Евхаристического канона, как молитвы всем Лицам Святой Троицы, а не благодарения Бога в Лице Бога Отца[48], что видно из молитв современных литургий святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, апостола Иакова, брата Господня.

После возгласа «Твоя от Твоих» исполняется последняя песнь Милости мира – «Тебе поем…», не имеющая текстуальной связи с Евхаристической молитвой, возможно, искусственным образом, параллельно вставленная в литургию. Считается одним из самых поздних гимнов в комплексе Милости мира[49].

Читайте так же:  Молитва с ударением да воскреснет Бог

[1] Здесь под словом «предстоятель» понимается епископ или священник, возглавляющий соборное богослужение, например, Евхаристию. C таким значением слово «предстоятель» используется в Типиконе, см., например: Типикон сиесть устав. М.: Синодальная типография, 1906. Л. 6.

[2] Словом «народ» в Типиконе обозначаются прихожане храма, в противоположность клиру или духовенству храма. См., например: Типикон сиесть устав. Л. 9.

[3] В служебнике церковный хор называется «ликом», см.: Служебник. М.: Синодальная типография, 1890. Л. 4-5.

[4] Булучевский Ю. Фомин В. Всенощная // Краткий музыкальный словарь. С. 78.

[5] В тексте литургии апостола Иакова, в чинопоследовании распространенной ее редакции РПЦ, начало и конец этого возгласа совпадают с началом и концом возгласа, произносимого на литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста; середина возгласа имеет различие: «Станем добре. Станем благочестне. Станем со страхом Божиим и сокрушением. Вонмем: святое возношение в мире Богу приносити». См.: Чин Божественныя литургии апостола Иакова брата Божия и перваго иерарха Иерусалимского во святем граде Иерусалиме совершаемая. Л.: Ленинградская православная духовная академия, 1968. С. 28.

[7] О частях анафоры см.: Желтов М. С. Анафора // Православная энциклопедия под ред. патриарха Московского и всея Алексия. М., 2001. С. 279-280.

[9] См. об Эпиклезе: Желтов М. С. Анафора. С. 279-280.

[10]Голубцов А. П. О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайным // Богословский вестник. Т. 3, №9. М., 1905. С. 70.

[11]Евсевий Кесарийский. Церковная история в 10 кн. Кн. VII. 9 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/history.html (дата обращения: 27.04.2013).

[12]Апостольское предание священномученика Ипполита Римского // Pravmir.ru. URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/679 (дата обращения: 03.10.2013).

[13] Апостолькие постановления (через Климента, епископа и гражданина Римского) // Библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov.info/acts/04/2/constit_apost.htm (дата обращения: 04.10.2013).

[14] Успенский Н. Д. Анафора (опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды: сб. 4. М: Изд. Московской патриархии, 1968. С. 80.

[15]Голубцов А. П.. О причинах и времени… Т. 3, №9. С. 70.

[16] См.: Помяловский И. В. Паломничество по святым местам конца IV века. СПб.: Изд. Императорского православного палестинского общества. Т. VII. Вып. 2. С. 139-140.

[18] Ткаченко А. А. Disciplina arcani // Православная энциклопедия под редакцией патриарха Алексия II. Т. 15 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/178557.html (дата обращения: 26.04.2013).

[19] См. отрывок из 137 новеллы Юстиниана Ф. Х. Блума в переводе с латинского на английский язык «We further direct that all the bishops and presbyters shall pronounce the prayers in connection with the holy Eucharist and holy baptism not silently but with a voice which may be heard by the faithful, so that the hearts of the hearers may be thereby aroused to a greater contrition and a greater praise of God. [University of Wyoming. URL: http://www.uwyo.edu/lawlib/blume-justinian/ajc-edition-2/novels/121-140/novel%20137_replacement.pdf (дата обращения: 19.10.2013)].

[20] Правила Лаодикийского собора // Библиотека Якова Кротова. URL: http://www.krotov.info/acts/canons/0343laod.html (дата обращения: 20.10.2013).

[21]Иоанн Златоуст, свт. Беседа 18 на 2-е послание к Коринфянам [Электронный ресурс]. URL: http://www.paraklit.ru/sv.otcy/Zlatoust/Zlatoust.Korinfjanam-2.Besedi.htm (дата обращения: 27.04.2013).

[22]Иоанн Мосх, блаж. Луг Духовный: Лимонарь или «Синайский патерик». URL: http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/svyatye_i_podvizhniki/ioann_lug_duhovnyi_1-all.shtml (дата обращения: 23.04.2013).

[23] Герман, патриарх Константинопольский, свт. Последовательное изложение служб и обрядов, и тайное умозрение о значении их // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1855. Т. 1. С. 452.

[24] Голубцов А. П. О причинах и времени… Т. 3. №9. С. 71.

[25] Служебник. М.: Синодальная типография, 1890.

[27] Голубцов А. П. Историческое объяснение обрядов литургии // Богословский вестник. Т. 2, № 7/8. М.: Изд. Московской духовной академии, 1915. С. 590.

[28] Цит. по: Алымов В. Литургия в 3 веке // Лекции по исторической литургике [Электронный ресурс]. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/alimov/lecture/40.html (дата обращения: 14.10.2013).

[29] Иларион (Алфеев), митр. Елей как религиозный символ. Формирования чинопоследования [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.by/page_book/elej-kak-religioznyj-simvol-formirovanie-chinoposledovanija (дата обращения: 14.10.2013).

[30] См.: Голубцов А. П. Историческое объяснение … // Богословский вестник. Т. 2, № 7/8. С. 591.

[31] Об Армянском лекционарии см.: Желтов М. С., Никитин С. И. Армянский обряд // Православная энциклопедия… Т. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/76130.html (дата обращения: 25.04.2013).

[32] Хуан Матеос. Развитие Византийской литургии [Электронный ресурс]. URL: http://www.liturgica.ru/bibliot/biz_lit.html (дата обращения: 26.04.2013).

[33] Голованов С. Евхологий Барберини гр. 336. Омск, 2011. С. 91.

[34] См.: Успенский Н. Д. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Prochee/svjatootecheskoe-uchenie-o-evkharistii-i-vozniknovenie-konfessionalnykh-raskhozhdenij (дата обращения: 25.04.2013).

[35] Чин Божественныя литургии апостола Иакова… Л.: Ленинградская православная духовная академия, 1968. С. 29.

[36]Иоанн Златоуст, свт. Беседа 18 на 2-е послание к Коринфянам. URL: http://www.paraklit.ru/sv.otcy/Zlatoust/Zlatoust.Korinfjanam-2.Besedi.htm (дата обращения: 27.04.2013).

[37] Там же. С. 592; см. также: Челобитная Никиты Пустосвята, сочинения Лазаря и подъяка Федора, челобитная инока Сергия. М.: Тип. Э.Лисснер, 1878. С. 107.

[38] Служебник. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С. 142.

[39]См.: Хуан Матеос. Развитие Византийской литургии. URL: http://www.liturgica.ru/bibliot/biz_lit.html (дата обращения: 26.04.2013).

[41] Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке. URL: http://nasledie.russportal.ru/index.php? >

[42] Голубцов А. П. Историческое объяснение … // Богословский вестник. Т. 2, № 7/8. С. 591.

[44]Скабалланович М. Н. Синагогальное богослужение // Толковый типикон. URL: http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/skaballanovich_tolkovy_tipikon_03-all.shtml#11 (дата обращения: 29.04.2013).

[45]Евсевий Кесарийский. Церковная история в 10 кн. Кн. VII. 9. URL: http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/history.html (дата обращения: 27.04.2013).

[46] Хуан Матеос. Развитие Византийской литургии. URL: http://www.liturgica.ru/bibliot/biz_lit.html (дата обращения: 26.04.2013).

[47] Голубцов А. П. Историческое объяснение … // Богословский вестник. Т. 2, № 7/8. С. 593.

[48] Карабинов И. А. Евхаристическая молитва (анафора): опыт историко-литургического анализа. СПб., 1908. С. 71.

Видео (кликните для воспроизведения).

[49] См.: Голубцов А. П. Историческое объяснение … // Богословский вестник. Т. 2, № 7/8. С. 593.

Молитва милость мира пение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here