Молитва мученице кириакии

Предлагаем ознакомиться: Молитва мученице кириакии с точным и подробным описанием.

В царствование императора Диоклитиана 1 некий христианин, по имени Дорофей, и жена его, именем Евсевия, будучи бездетными, молились Богу о том, чтобы Он даровал им детей, причем обещали посвятить Ему свое дитя, если оно родится у них. По их молитве в один воскресный день у них родился младенец женского пола, которому они дали имя Кириакии 2 и крестили его святым крещением. Воспитывая дочь свою в христианском учении и добрых наставлениях, они сохраняли ее в непорочности, чтобы, согласно своему намерению, отдать ее на служение Богу. В это время воздвигнуто было на христиан гонение 3 , и благочестивые родители с дочерью своею были преданы императору Диоклитиану, который, произведши над ними суд, сперва повелел в течение долгого времени бить их, и потом Дорофея и Евсевию отослал в Митиленскую страну 4 к правителю Иусту, а Кириакию – в Никомидию 5 к кесарю Максимиану 6 . Последний, допросил святую и видя, что она тверда и непоколебима в вере, повелел разложить ее на земле и долгое время без милосердия бить ее. Во время этого истязания Кириакия предавалась молитве, и это привело Максимиана в страшный гнев, но святая мученица сказала ему:

– Не обольщайся, Максимиан! Никогда ты не заставишь меня подчиниться твоей воле, ибо мне помогает Бог.

– Братия! идите и расскажите всё о великих делах Божиих.

Воины после этого возвратились, прославляя Бога.

1 Диоклитиан управлял римской империей с 284 до 305 года.

2 Кириакия с греческого значит Господня, Господу принадлежащая.

3 Гонение этот началось в 303 г. Возбудил его соправитель Диоклитиана кесарь Галерий, убедивший Диоклитиана издать общий закон против христиан. Закон предписывал разрушать христианский храмы, сожигать книги св. Писания и лишать христиан всех гражданских прав и должностей. Гонение при Диоклитиане отличалось во-первых жестокостью мучений, а во-вторых обилием числа мучеников, умерщвляемых от 10 до 1000 и более зараз в один день.

4 Митиленскою страною называется здесь остров Лесбос, находящийся на Эгейском море близ западного Мизийского берега Малой Азии и от главного города названный впоследствии Митиленой.

5 Никомидия – столица восточной римской империи, резиденция императора Диоклитиана, великолепный город в области Вифинии, на берегу Пропонтиды (Мраморного моря) в северо-восточной части Малой Азии.

6 Временем кончины святой мученицы Кириакии, как полагают некоторые, был 303 год, а по мнению преосвященного Филарета (Жития святых, июль стр. 60) она скончалась в 289 году; но принимая во внимание, что судьею св. Кириакии был Максимиан Галерий и мучения ее происходили в Никомидии, скорее надо думать, что она скончалась в 303 году, в самом начале гонения, воздвигнутого Диоклитианом.

Тропарь, глас 5-й:
Святии славнии Кире и Иоанне, безсребреницы, мученицы и чудотворцы, милосердием своим, яко стеною необоримою, нас оградите от всех бед и от врагов видимых и невидимых сохраните непрестанною вашею молитвою ко Господу.

иной Тропарь, глас-5-й:

Кондак, глас 3-й:
От Божественныя благодати дар чудес приемше, святии, чудодействуйте непрестанно, вся наша страсти рукодейством секуще невидимым, Кире Богомудре со Иоанном славным: вы бо Божественнии врачеве есте.

Молитва первая:
О, святые чудотворцы и врачи безмездные Кире и Иоанне, прибегаем к вам, от болезней наших страдая люто. Во дни жизни вашея проповедовали вы, яко недуг души тяжелее всех недугов тела и, егда душа грехами болезнует, часто и тело в болезнь впадает. Знаем мы, что болезнями от грехов очищаемся, умолите же, святые чудотворцы, Господа, да дарует Он прощение согрешений нам, слабым и беспомощным, в болезнях изможденным, да не погибнем, впавши в уныние. Ускорите на помощь нам и исцелите болезни наши, и мы в здравии, покаянии дни наши проведя, в мире окончим жизнь нашу и в день Судный с чистым сердцем предстанем пред очами Судии вселенной, Сердцеведца Бога. Егоже поем и славим во веки веков. Аминь.

На площади Св.Неделя в центре столицы Болгарии находится величественный Кафедральный храм Света Неделя, назван в честь святой мученицы Кириакии-Недели (мученици Кириакии Никомидийской).

Святая мученица Кириакия пострадала за Христа в Никомидии во время гонения Диоклитиана. Она была единственной дочерью благочестивых христиан Дорофея и Евсевии, которые дали обет посвятить свою дочь Богу.

В начале гонений святые Дорофей и Евсевия были разлучены с дочерью и преданы суду правителя Иуста, а святая Кириакия послана в Никомидию к соправителю Диоклитиана — Максимиану Геркулу. За твердое и достойное исповедание Христовой веры Кириакия была подвергнута жестоким мучениям.Святая мученица с твердостью переносила истязания, молясь Богу. Господь совершил много чудес для вразумления идолопоклонников: идолы пали в языческом капище, лишь только святую привели туда; выпущенные на мученицу дикие звери покорно ложились у нее ног. Видя это, многие язычники обратились ко Христу. Когда был прочитан смертный приговор, святая Кириакия попросила время для молитвы. По окончании молитвы она мирно скончалась, избавленная Господом от рук римских палачей (1V). 7июля 289 г. в городе Никомидия (Малая Азия) Бог принял чистую душу Кириакии, омытую невинной кровью.

Во времена правления Асеневцев (XII-XIII в.) мощи святой были пренесени в тогдашнюю столицу Болгарии Тырново. Позже, св. Евтимий, Патриарх Тырновский, написал моитвеннную похвалу святой великомученице Неделе «Похвала на светата великомъченица Неделя».

В 1578 г. немецкий путешественник Стефан Герлах посетил Софию и оставил наброски двенадцати софийских церквей. Среди них и церковь с греческим названием «Кириаки», которая вспоминается еще как церковь «Иисус Христос» или «Господня църква». Греческое слово «Кириаки» значит «Господня» («църква»), что в сущности означает «неделя». Первоначально храм посвящен Господу, но впоследствии его стали называть «Неделя», что означает Св.Кириакия (греч. святое место-Господня церковь-Св.Неделя).

В XIX и в первые десятиления XX века храм называли «Свети Крал», потому, что в нем хранились мощи сербского крала (короля) Стефана Уроша II Милутина (1282-1321).Около 1460 года останки сербского короля Стефана ІІ были перенесены в Болгарию и сохранялись в различных церквях и монастырях После этого церковь получила новое название — церковь Святого Короля (болг. Свети Крал). В 1460 г. во время страшной эпидемии чумы Софийский митрополит Силваний перенес мощи в сегодняшний Люлински монастирь «Св. Кирил и Методий» (называющийся еще и «Св. Крал»). Впоследствии мощи были пренесени последовательно в ротонду «Св. Георги», в храм «Св. Безплътни сили» (или «Св. Архангели»), в митрополитскую церковь «Св. Марина». Приблизительно в начале XVIII в. храм «Св. Неделя» стал митрополитским и мощи сербского короля были пренесени обратно на свое первоначаньное место.

Читайте так же:  Иоанн златоуст молитва от уныния

В царствование императора Диоклитиана некий христианин, по имени Дорофей, и жена его, именем Евсевия, будучи бездетными, молились Богу о том, чтобы Он даровал им детей, причем обещали посвятить Ему свое дитя, если оно родится у них. По их молитве в один воскресный день у них родился младенец женского пола, которому они дали имя Кириакии и крестили его святым крещением. Воспитывая дочь свою в христианском учении и добрых наставлениях, они сохраняли ее в непорочности, чтобы, согласно своему намерению, отдать ее на служение Богу. В это время воздвигнуто было на христиан гонение, и благочестивые родители с дочерью своею были преданы императору Диоклитиану, который, произведши над ними суд, сперва повелел в течение долгого времени бить их, и потом Дорофея и Евсевию отослал в Митиленскую страну к правителю Иусту, а Кириакию – в Никомидию к кесарю Максимиану. Последний, допросил святую и видя, что она тверда и непоколебима в вере, повелел разложить ее на земле и долгое время без милосердия бить ее. В время этого истязания Кириакия предавалась молитве, и это привело Максимиана в страшный гнев, но святая мученица сказала ему:

– Не обольщайся, Максимиан! Никогда ты не заставишь меня подчиниться твоей воле, ибо мне помогает Бог.

– Братия! идите и расскажите всё о великих делах Божиих.

Воины после этого возвратились, прославляя Бога.

Мц. Кириакия Никомидийская

Кириакия (Неделя) Никомидийская (нач. IV в.), мученица [1]

Жила в царствование императора Диоклетиана. Её родители Дорофей и Евсевия были зажиточными благочестивыми римскими христианами. Долгие годы они не имели детей и молили Бога даровать им потомство, обещая посвятить родившееся дитя Богу. По их молитвам родилась девочка, и поскольку это случилось в воскресный день, ей дали имя в честь дня Господня — Кириакия (Неделя).

Однажды богатый язычник, услышав похвалы красоте и благочестию юной девы, решил женить на ней своего сына. Но когда они пришли свататься, Кирикаия сказала, что она невеста Христова и желает умереть целомудренной. Оскорблённый язычник отправился к Диоклетиану и сообщил ему, что Кириакия и её родители противятся власти императора.

Правитель призвал их к себе и спросил, почему они не признают богов империи. Дорофей бесстрашно отвечал, что научился от своих родителей почитать Единого Бога — Творца неба и земли, воплотившегося ради нашего спасения. За это его подвергли бичеванию, но и тогда он не перестал отвергать идолов. Император, видя безуспешность своих действий, отослал Дорофея и Евсевию к правителю Митилены Армянской Иусту. Тот подверг их пыткам, после чего велел обезглавить. Так они удостоились мученического венца.

Мц. Кириакия Никомидийская. Фреска XIV в. в нефе храма Богоматери Одигитрии, Печская Патриархия, Косово, Сербия

Кириакию Диоклетиан отослал в Никомидию к своему зятю, кесарю Максимиану Геркулу. Увидев девушку, император изумился её ослепительной красоте и пообещал выдать её замуж за одного из своих родственников, если она согласился почитать идолов. Но хрупкая дева была тверда и непоколебима, заявив, что ничто не заменит ей любовь ко Христу. Тогда тиран повелел привязать её к четырем вбитым в землю кольям и хлестать до смерти воловьими жилами. Трижды обессилевшие палачи сменяли друг друга, а святая оставалась нечувствительной к ударам и только ярче сияла благодатью Божией. Максимиан решил, что воины из жалости щадят деву, и обрушил свой гнев против них. Тогда мученица обратилась к нему со словами: «Не обольщайся, Максимиан! Никогда ты не заставишь меня подчиниться твоей воле, ибо мне помогает Бог». Боясь новых насмешек, император отослал Кириакию к известному своей жестокостью по отношению к христианам правителю Вифинии Илариону.

Прочитав послание Максимиана, Иларион стал угрожать святой неслыханными пытками. Кириакия отвечала, что легче согнуть железо, нежели сломить её саму. Когда мученицу подвесили за волосы и стали жечь её тело пылающими факелами, она вновь осталась нечувствительной к боли, словно облачённая в неприступный покров.

В ночь после пыток Кириакии в тюрьме явился Христос, исцелил раны и обещал освободить от всех испытаний Своей благодатью. Наутро тиран был поражён, увидев деву невредимой. Он приписал это чудо божествам и велел отвести христианку в языческое капище. Войдя туда, святая пала на колени и вознесла молитву к Спасителю. Тотчас стены содрогнулись, а идолы попадали на землю и рассыпались в прах, в храм ворвался вихрь и развеял прах по воздуху. Испуганные язычники обратились в бегство. Только Иларион продолжал посылать проклятья. Тогда небо разверзлось, блеснула огненная молния, опалила лицо правителя, после чего он упал и испустил дух.

Новый судья Аполлоний, узнав о событиях, столь взволновавших всю провинцию, велел привести к нему святую и приговорил её к сожжению заживо. По его повелению раскалили большую сковороду и бросили на неё святую. Несколько часов мученица молилась, воздев руки к небу, и осталась невредимой, без единого ожога. После этого на чистом летнем небе появилась темная туча, и сильный ливень загасил жар огня. Тогда Аполлоний приказал бросить Кириакию на растерзание двум львам, но те, подойдя к святой, стали тихими, словно агнцы, и улеглись у её ног. Многие язычники, ставшие свидетелями этих чудес, уверовали во Христа и были тут же казнены.

Мученичество св. Кириакии Никомидийской. Фреска письма Спиридона М. Кардамакиса 2010-х гг., монастырь св. Кириакии в Курамадах на о. Корфу, Греция.

На следующий день деву вновь привели на допрос к правителю, и опять его усилия остались тщетными. Поняв, что славную воительницу Христову не соблазнить лестью и не сломить пытками, Аполлоний приговорил её к усечению мечом. Когда мученицу вывели за пределы города, она попросила палачей дать ей время для молитвы. Упав на колени, она долго молилась Христу, Который дал ей силы свидетельствовать о Нём и сохранил её девство. Когда светоносные ангелы пришли забрать душу Кириакии, чтобы она предстала перед Небесным Женихом, тело её тихо приклонилось к земле. Палачи, вознамерившись отсечь мученице голову, пришли в крайнее удивление, увидев, что она мертва. В это время с неба послышался голос: «Братия, идите и расскажите всё о великих делах Божиих». Когда воины ушли сообщить правителю обо всём, что видели, христиане забрали тело святой и погребли в достойном месте.

Читайте так же:  Молитва о понимании
Вмц. Неделя (Кириакия) Никомидийская. Икона XIX-XX вв., Кафедральный собор святой Недели, София, Болгария.

В XII-XIII веке мощи святой были принесены в тогдашнюю столицу Болгарии, город Тырново. Впоследствии святой патриарх Тырновский Евфимий написал молитвенную «Похвалу святой великомученице Неделе» [2]. Впоследствии десница святой оказалась в Афонской Лавре, откуда в 1763 году была передана в дар епископу Хушскому Иакову (Стамати), который положил святыню в кафедральном соборе города Хуш [3]. Среди балканских народов распространилось особое почитание святой Недели, в честь неё было освящено множество храмов, включая Софийский митрополичий кафедральный собор.

Тропарь, глас 3 (подобен: Боже́ственныя ве́ры:)

Одоле́нием чуде́сным/ победи́ла еси́ вра́жия си́лы до конца́,/ Кириаки́е [4] пресла́вная,/ идоложре́ния бо тьму́ дале́че Креста́ честна́го све́тлостию прогна́ла еси́./ Му́ченице всехва́льная, / Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

  • Житие в календаре на официальном сайте Издательства Московской Патриархии:
    • http://calendar.rop.ru/svyat1/jul07-kiriakiya.html
  • Житие в «зелёной» Минее-июль, ч. 1, с. 430-431:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/jul1/jul1430.html
    • http://files2.regentjob.ru/minea/jul1/jul1431.html
  • «Память святой мученицы Кириакии» / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. VI. — С. 97-101:
    • http://www.pravoslavie.ru/54921.html

[1] В греческом («Ἡ Ἁγία Κυριακὴ ἡ Μεγαλομάρτυς», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/s Минее-июль, ч. 1, с. 430 и 631 ( http://files2.regentjob.ru/minea/jul1/jul1430.html и http://files2.regentjob.ru/minea/jul1/jul1631.html ) именуется великомученицей.

[2] «Святая дня — мученица Кириакия (Неделя)», сайт Минского Елисаветинского монастыря, http://www.obitel-minsk.by/_oid100100631.html

[4] В болгарском оригинале: «Неде́ло».

В царствование императора Диоклетиана 4458 некий христианин, по имени Дорофей, и жена его, именем Евсевия, будучи бездетными, молились Богу о том, чтобы Он даровал им детей, причем обещали посвятить Ему свое дитя, если оно родится у них. По их молитве в один воскресный день у них родился младенец женского пола, которому они дали имя Кириакии 4459 и крестили его святым крещением. Воспитывая дочь свою в христианском учении и добрых наставлениях, они сохраняли ее в непорочности, чтобы, согласно своему намерению, отдать ее на служение Богу. В это время воздвигнуто было на христиан гонение 4460 , и благочестивые родители с дочерью своею были преданы императору Диоклетиану, который, произведши над ними суд, сперва повелел в течение долгого времени бить их, и потом Дорофея и Евсевию отослал в Митиленскую страну 4461 к правителю Иусту, а Кириакию – в Никомидию 4462 к кесарю Максимиану 4463 . Последний, допросил святую и видя, что она тверда и непоколебима в вере, повелел разложить ее на земле и долгое время без милосердия бить ее. В время этого истязания Кириакия предавалась молитве, и это привело Максимиана в страшный гнев, но святая мученица сказала ему:

– Не обольщайся, Максимиан! Никогда ты не заставишь меня подчиниться твоей воле, ибо мне помогает Бог.

– Братия! Идите и расскажите всё о великих делах Божиих.

Воины после этого возвратились, прославляя Бога.

Видео (кликните для воспроизведения).

Диоклетиан управлял римской империей с 284 до 305 года.

Кириакия с греческого значит Господня, Господу принадлежащая.

Гонение этот началось в 303 г. Возбудил его соправитель Диоклетиана кесарь Галерий, убедивший Диоклетиана издать общий закон против христиан. Закон предписывал разрушать христианский храмы, сожигать книги св. Писания и лишать христиан всех гражданских прав и должностей. Гонение при Диоклетиане отличалось во-первых жестокостью мучений, а во-вторых обилием числа мучеников, умерщвляемых от 10 до 1000 и более зараз в один день.

Митиленскою страною называется здесь остров Лесбос, находящийся на Эгейском море близ западного Мизийского берега Малой Азии и от главного города названный впоследствии Митиленой.

Никомидия – столица восточной римской империи, резиденция императора Диоклетиана, великолепный город в области Вифинии, на берегу Пропонтиды (Мраморного моря) в северо-восточной части Малой Азии.

Временем кончины святой мученицы Кириакии, как полагают некоторые, был 303 год, а по мнению преосвященного Филарета (Жития святых, июль стр. 60) она скончалась в 289 году; но принимая во внимание, что судьею св. Кириакии был Максимиан Галерий и мучения ее происходили в Никомидии, скорее надо думать, что она скончалась в 303 году, в самом начале гонения, воздвигнутого Диоклетианом.

[ греч. Κυριακή ] († нач. IV в.), мц. (пам. 7 июля; пам. визант. 7 и 26 июля, 10 авг., 14 мая; пам. зап. 6 июля), пострадала при имп. Диоклетиане (284-305).

Мученичество К., относимое Ф. Алькеном к разряду «легендарных», сохранилось в 8 редакциях (не считая кратких синаксарных Житий), из к-рых изданы только 2: версия BHG, N 462 опубликована К. Яннингом в Acta Sanctorum по рукописи Ambros. D 92 Sup. (XI в.) и версия BHG, N 462g — Алькеном по списку ГИМ. Син. Греч. № 162 (1021/1022 г.).

И. Е. Штадлер и автор комментариев к «Житиям святых на русском языке, изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского», а вслед за ними нек-рые др. агиологи датировали кончину К. 303 г., хотя ни в одном из источников не уточняется, к какому периоду правления Диоклетиана и Галерия относится казнь этой святой.

Болландисты отождествили К. с мц. Доминикой, почитавшейся в г. Трапея (ныне Тропеа) в Калабрии 6 июля (Римский Мартиролог). О популярности К. в средние века в Юж. Италии свидетельствует Минологий Messan. gr. 29 (1307 г.), содержащий 2 текста, посвященные этой святой, под 7 июля и 10 авг. (BHG, N 462с, N 462d). Версия Жития, изданная в ActaSS, также сохранилась в рукописях южноитал. происхождения.

Читайте так же:  Богородица подательница ума молитва

В поздневизант. период наблюдается рост почитания К. В календарях ее начинают именовать великомученицей (напр., Escorial. Ω. II. 11, XIV в.). К XIII в. сложилась своеобразная иконография К.: в короне и в царском одеянии, украшенном медальонами с изображениями др. дней недели, она предстает как аллегория воскресного дня. Наибольшее распространение этот иконографический извод получил на Кипре (фрески в ц. Пресв. Богородицы в с. Кофину (XIII в.), в соборе свт. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста (XIII в.), в ц. свт. Димитриана в Дали (1317) и в ц. арх. Михаила в с. Педулас (1474), встречается также на Пелопоннесе на п-ове Мани (в ц. мц. Кириакии в с. Кунос (XIII в.)) и в Грузии (церковь Спаса в Цаленджихе, 1384-1396 гг.) ( Gabeli ć S. St. Kyriaki in the Wallpainting of Cyprus // Archaeologia Cypria. 1985. T. 1. P. 115-119; Mouriki D. The Cult of Cypriot Saints in Medieval Cyprus as Attested by Church Decoration and Icon Paintings // «The Sweet Land of Cyprus» / Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. P. 254).

В новогреч. календарях существуют разногласия относительно чина святости К.: в «Агиологионе» Софрония (Евстратиадиса), митр. Леонтопольского, и в Диптихах Элладской Православной Церкви (Δίπτυχα. 2013. Σ. 251) она названа великомученицей, в греч. богослужебной Минее (Μηναῖον τοῦ ᾿Ιουλίου. ᾿Αθῆναι, 1961. Σ. 55; Μηναῖον τοῦ ᾿Ιουλίου. ᾿Αθῆναι, 1967. Σ. 34; Μηναῖον τοῦ ᾿Ιουλίου. ᾿Αθῆναι, 1993. Σ. 79) и в «Новом Синаксаристе Православной Церкви» ( Μακάριος Σιμωνοπετρίτης. 2008. Σ. 76) — мученицей.

В большинстве визант. агиографических источников память К. отмечена под 7 июля (эта дата утвердилась в совр. календарях РПЦ, Болгарской, Сербской и Греческих Церквей), кроме того, сведения об этой святой встречаются под 6 июля в ряде месяцесловов Евангелий (напр., Vat. gr. 1156. Fol. 319v, кон. XI в.; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203), под 26 июля — в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.), под 10 авг.- в Oxon. Bodl. Rawlinson. G 4 (Misc. 142) (XII в.) и Messan. 29 (1307 г.), а также под 14 мая — в ГИМ. Син. греч. № 162 (1021/1022 г.).

Честная глава и правая рука К. хранятся в мон-ре прп. Дионисия (Афон). Частицы мощей находятся в Сев. Греции в мон-ре Ксиропотам на Афоне, исихастирии Вознесения Господня близ Козани, в ц. прор. Илии в Фессалонике и ц. Преображения Господня в фессалоникском районе Каламария; на Пелопоннесе — в мон-рях св. Таксиархов близ Эйо и Макеллария близ Калавриты; на Кикладах — в ц. Пресв. Богородицы Евангелистрии на о-ве Тинос; на о-ве Самос — в мон-рях Честного пояса Пресв. Богородицы во Вламари и прор. Илии близ Карловаси; на о-вах Додеканес — в монастыре ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос; на Кипре — в архиепископской резиденции в Никосии, Киккском и Махерасском мон-рях ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 163).

Зарождение почитания К. (под слав. переводом имени — Неделя) в болг. и серб. землях связано с перенесением ее мощей в Тырново (ныне Велико-Тырново) представителями болг. династии Асеней (1-я треть XIII в.), хотя точная дата и обстоятельства перенесения, как и дальнейшая история мощей, неизвестны. Слав. перевод греч. проложного Жития был выполнен еще в период визант. владычества над болг. землями (1018-1195 гг., см.: Иванова К. Житийна литература // КМЕ. Т. 1. С. 694) или в связи с перенесением мощей. Самый древний список, в к-ром святая именуется греч. именем, находится в болг. Прологе XIV в. на март-август (София. НБКМ. № 1014. Л. 144б — 145б). На основе этого Жития патриарх Тырновский свт. Евфимий, вероятно в самом начале своего Патриаршества (1375-1393), составил Похвальное слово в честь К., в к-ром впервые использовал слав. перевод ее имени. Известны 3 списка Похвалы: 2 в молдав. рукописях XV и XVI вв. и в Рильском панегирике Владислава Грамматика 1478-1479 гг. Впосл. была сделана общая версия Жития, объединившая проложную версию с Похвальным словом ( Партений. 1974).

В связи с тем что св. Неделей называлась и Св. Пасха, сложно установить, когда началось освящение болг. храмов в честь К. Самая древняя известная болг. ц. св. Неделя находилась в с. Крибул (XIII(?) — XIV вв., см.: Николова Б. Православните църкви през българското средновековие, IX-XIV в. София, 2002. С. 130), но ее точное посвящение неизвестно. Нек-рые храмы, вероятно, изначально были посвящены Христову Воскресению, а позже их покровительницей была названа великомученица. Так, храм св. Недели в Софии, о существовании к-рого известно с XIV в., в XVI в. назывался Иисус Христос или Господня церковь, а когда в сер. XIX в. после перестройки он стал кафедральным, то К. была названа его покровительницей. Помимо неск. приходских церквей в Болгарии К. посвящены храмы мон-рей Араповского (1859), Витановского (сер. ХХ в.) и в г. Неделино. В честь К. освящены неск. храмов в Черногории, Хорватии и Сербии.

На болг. иконах св. Неделя часто представлена вместе с вмц. Параскевой Иконийской или прмц. Параскевой Римской, имя Параскева также происходит от названия дня недели (пятницы). Так, на иконе XVII в. обе святые держат свои усеченные головы на подносах (София. ЦИАМ. № 3858, Божков. 1984. С. 134). Они предстоят Пресв. Богородице «Одигитрия» в центральной части триптиха 1-й пол. XIX в. ( Божков. 1984. С. 360. № 321) и представлены среди почитаемых святых на иконе «Св. Троица, Богоматерь Умиление и святые в клеймах» (XVIII в. София. Нац. худож. галерея. № 917, см.: Паскалева К. Иконы Болгарии. София, 1981. С. 232. № 86). Но сохранилось мн. икон, на к-рых св. Неделя представлена одна, напр. 2 иконы тревненской школы — XVIII в. из ц. вмч. Георгия Победоносца в Белове (см.: Matakieva-Lilkova T. Icons in Bulgaria. Sofia, 1994. P. 142. N 48) и XIX в. из ц. Пресв. Богородицы с. Штит (НИМ(С). № 7304, см.: Там же. P. 172. N 60). Также известны изображения св. Недели в росписях храмов, а ее житийный цикл представлен в росписи собора Араповского мон-ря (сер. XIX в.).

Читайте так же:  Молитва чтобы родить детей

Святая мученица Кириакия

Святая Кириакия родилась в царствование императора Диоклетиана (284–305). Ее родители, Дорофей и Евсевия, были зажиточными благочестивыми христианами. Долгие годы они не имели детей и молили Бога даровать им потомство, обещая посвятить Ему народившееся дитя. По их молитве родилась девочка, и поскольку это случилось в воскресный день, ей дали имя Кириакия. Крестив дочь, Дорофей и Евсевия воспитывали ее «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4), сохраняли в непорочности, чтобы, согласно обету, отдать на служение Богу.

Однажды богатый местный язычник, услышав похвалы красоте и благочестию юной девы, решил женить на ней сына. Но когда они пришли свататься, Кириакия сказала, что она невеста Христова и желает умереть целомудренной. Знатный человек разгневался и отправился к Диоклетиану сообщить, что Кириакия и ее родители противятся власти императора.

Правитель призвал их к себе и спросил, почему они не признают богов империи. Дорофей бесстрашно отвечал, что научился у своих родителей почитать единственного Бога – Творца неба и земли, воплотившегося во имя нашего спасения. За это его подвергли бичеванию, но и тогда он не перестал отвергать идолов. Император, видя, что от него ничего нельзя добиться, отослал его с Евсевией к Иусту, правителю Митилены в Малой Армении. Тот подверг христиан пыткам, после чего повелел обезглавить. Так они удостоились мученического венца.

Кириакию Диоклетиан отослал в Никомидию к своему зятю, кесарю Максимиану. Увидев девушку, император изумился ее ослепительной красоте и пообещал выдать ее замуж за одного из своих родственников, если она согласится почитать идолов. Но хрупкая дева была тверда и неколебима, заявив, что ничто не заменит ей любовь ко Христу. Тогда тиран повелел привязать ее к четырем кольям, вбитым в землю, и хлестать до смерти воловьими жилами. Трижды обессилевшие палачи сменяли друг друга, а святая оставалась бесчувственной к ударам и только ярче сияла благодатью Божией. Максимиан решил, что воины из жалости щадят деву, и обрушил свой гнев против них. Тогда мученица обратилась к нему со словами: «Не обольщайся, Максимиан! Никогда ты не заставишь меня подчиниться твоей воле, ибо мне помогает Бог». Боясь новых насмешек, император отослал Кириакию к Илариону, правителю Вифинии, известному жестокостью по отношению к христианам.

Прочитав послание Максимиана, Иларион стал угрожать святой неслыханными пытками. Кириакия отвечала, что легче согнуть железо, нежели сломить ее саму. Когда мученицу подвесили за волосы и стали жечь ее тело пылающими факелами – но она вновь осталась нечувствительной к боли, словно уже облаченная в неприступный покров, уготованный избранным.

В ночь после пыток в тюрьме Кириакии явился Христос, исцелил раны и обещал освободить от всех испытаний Своей благодатью. Наутро тиран был страшно удивлен, увидев деву невредимой. Он приписал это чудо божествам и велел отвести христианку в языческое капище. Войдя туда, святая пала на колени и вознесла молитву к Спасителю. Тотчас стены содрогнулись, а идолы попадали на землю и рассыпались в прах, в храм ворвался вихрь и развеял прах по воздуху. Испуганные язычники обратились в бегство. Только Иларион продолжал посылать проклятья. Тогда небо разверзлось, блеснула огненная молния, опалила лицо правителя, после чего он упал и испустил дух.

Новый судья, Аполлоний, узнав о событиях, столь взволновавших провинцию, велел привести к нему святую и приговорил ее к сожжению заживо. По его повелению раскалили большую сковороду и на нее бросили святую. Несколько часов мученица молилась, воздев руки к небу, и осталась невредимой, без единого ожога. После этого при чистом летнем небосклоне на небе появилась темная туча, и сильный ливень загасил жар огня. Аполлоний приказал бросить Кириакию на растерзание двум львам, но те, подойдя к святой, стали тихими, словно агнцы, и улеглись у ее ног. Многие язычники, ставшие свидетелями этих чудес, уверовали во Христа и были тут же казнены.

На следующий день деву вновь привели на допрос к правителю, и опять его усилия остались тщетными. Поняв, что славную воительницу Христову не соблазнить лестью, не сломить пытками, Аполлоний приговорил ее к усечению мечом. Когда мученицу вывели за пределы города, она попросила палачей дать ей время на молитву. Упав на колени, она долго молилась Христу, Который дал ей силы свидетельствовать о Его имени перед властителями (ср.: Мф. 10: 18) и сохранил ее девство до дня небесного бракосочетания. Когда светоносные ангелы пришли забрать душу Кириакии, чтобы она предстала перед Небесным Женихом, тело ее тихо приклонилось к земле. Палачи, вознамерившись отсечь мученице голову, пришли в крайнее удивление, увидев, что она мертва. В это время с неба послышался голос: «Братия, идите и расскажите все о великих делах Божиих». Когда воины ушли сообщить правителю обо всем, что видели, христиане, спрятавшиеся из страха перед язычниками, забрали тело святой и погребли в достойном месте, прославляя Господа.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Свт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.
Читайте так же:  Молитва чтобы парень не забывал

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Страданіе святой мученицы Киріакіи.

В ъ царствованіе императора Діоклитіана [1] нѣкій христіанинъ, по имени Дороѳей, и жена его, именемъ Евсевія, будучи бездѣтными, молились Богу о томъ, чтобы Онъ даровалъ имъ дѣтей, при чемъ обѣщали посвятить Ему свое дитя, если оно родится у нихъ. По ихъ молитвѣ въ одинъ воскресный день у нихъ родился младенецъ женскаго пола, которому они дали имя Киріакіи [2] и крестили его святымъ крещеніемъ. Воспитывая дочь свою въ христіанскомъ ученіи и добрыхъ наставленіяхъ, они сохраняли ее въ непорочности, чтобы, согласно своему намѣренію, отдать ее на служеніе Богу. Въ это время воздвигнуто было на христіанъ гоненіе [3], и благочестивые родители съ дочерью своею были преданы императору Діоклитіану, который, произведши надъ ними судъ, сперва повелѣлъ въ теченіе долгаго времени бить ихъ, и потомъ Дороѳея и Евсевію отослалъ въ Митиленскую страну [4] къ правителю Іусту, а Киріакію — въ Никомидію [5] къ кесарю Максиміану [6]. Послѣдній, допросилъ святую и видя, что она тверда и непоколебима въ вѣрѣ, повелѣлъ разложить ее на землѣ и долгое время безъ милосердія бить ее. Во время этого истязанія Киріакія предавалась молитвѣ, и это привело Максиміана въ страшный гнѣвъ, но святая мученица сказала ему:

— « Н е обольщайся, Максиміанъ! Никогда ты не заставишь меня подчиниться твоей волѣ, ибо мнѣ помогаетъ Богъ».

— « Б ратія! идите и разскажите все о великихъ дѣлахъ Божіихъ».

В оины послѣ этого возвратились, прославляя Бога.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 158-160.

Во времена правления императора Диоклетиана чета богатых благочестивых христиан, Дорофея и Евсевии, будучи бездетными, просили Бога даровать им дитя, обещая посвятить его Богу.

Их молитва была услышана, и однажды в воскресенье у них родилась дочь. По этой причине девочке дали имя Кириаки (гр. «воскресенье»). Ребенка окрестили и воспитывали «в учении и наставлении Господнем», как учил святой апостол Павел (Эф. 6:4), и верные своему обещанию родители не выдавали дочь замуж, чтобы отдать ее на служение Богу.

Однажды в их город приехал некий богатый язычник, и, услышав, каких похвал снискали красота и нрав молодой Кириаки, он пожелал выдать ее замуж за своего сына. Когда с их стороны последовало предложение, Кириаки заявила, что она невеста Христова и желает умереть невинной. Разгневанный язычник донес на девушку и ее родителей Диоклетиану, сказав, что они не подчинились его власти. Император призвал их к себе и спросил, по какой причине они отвергают богов, почитаемых в империи. Дорофей мужественно ответил, что был научен родителями поклоняться лишь единому Богу, Создателю неба и земли, Который принял плоть ради нашего спасения. Он был подвергнут бичеванию кнутом. Но так как, несмотря на удары кнута, Дорофей продолжал осмеивать идолов, император, видя, что так он не достигнет цели, послал его вместе с Евсевией к Иусту, правителю Мелитины и Малой Армении. Он подверг их мучениям и обезглавил, даровав им тем самым мученический венец.

Его заменил другой судья – Аполлоний, который, узнав о событиях, потрясших округу, призвал Кириаки в суд и приговорил ее к сожжению заживо. Воины разожгли огромное пламя и бросили туда святую Кириаки. Она несколько часов пребывала в огне, молясь, поднимая руки к небу, и языки пламени не наносили ей ни малейшего вреда. Несмотря на то, что было лето и небо было чистым, показалось черное облако, и начавшийся ливень погасил пламя. Тогда Аполлоний распорядился выпустить на святую двух львов. Однако как только животные приблизились к ней, они стали смирными, как ягнята, и легли у ног святой. Множество язычников, ставших свидетелями этого чуда, уверовали во Христа и были казнены.

На следующий день состоялся еще один тщетный допрос правителя. Убедившись в том, что он не в состоянии одолеть храбрую мученицу Христову ни лестью, ни мучениями, судья приговорил ее к обезглавливанию. Святую повели за пределы города. Она попросила сопровождающих дать ей немного времени помолиться. Упав на колени, святая Кириаки вознесла молитву Христу, Который дал ей сил исповедовать Его имя перед царями и правителями и помог сохранить чистоту до дня тайного брака. Светлые ангелы сошли с небес, чтобы забрать ее душу и представить перед Женихом. Святая мирно пала на землю. Воины, готовившиеся обезглавить девушку, поразились, увидев, что она уже мертва. Тут они услышали голос с небес, говорящий им: «Идите, братья, и расскажите о величии Божьем». Когда воины ушли доложить о случившемся судье, христиане, скрывавшиеся в страхе перед язычниками, взяли святые мощи мученицы и погребли в особенном месте, воздавая хвалу Господу.

Видео (кликните для воспроизведения).

(Новый синаксарь Православной Церкви. Т. 11, Июль. С. 76 – 78).
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Молитва мученице кириакии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here