Молитва на яблочный спас православный праздник

Предлагаем ознакомиться: Молитва на яблочный спас православный праздник с точным и подробным описанием.

В августе 2018 г празднуется Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Яблочный Спас. Праздник этот по важности события принадлежит к 12 великим православным праздникам.

Преображение Господне дата, число, когда отмечают праздник в 2018 году какого числа, история и традиции

Посвящен он воспоминаниям события на горе Фавор, происходившим за сорок дней до распятия Спасителя. Воспоминание страстей Христовых вторично совершается 27 сентября, когда празднуется Воздвижение Креста Господня, поэтому празднование Преображения приходится на 19 августа, в том числе и в 2018 году.

Итак, Господь, объявил ученикам Своим, что Ему предстоит очень пострадать, затем умереть и в третий день воскреснуть, ибо Царство Его не от мира сего, но внутреннее, духовное и вечное, и что последователи Его для сохранения веры в Него и для спасения душ своих, должны быть готовы все претерпеть, и ожидать себе славы не на земле, но на небе.

Чтобы явить Своим ученикам ту Небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями, Господь в тридцать третье лето Своей земной жизни, в последний год Своей проповеди Евангелия, через шесть дней после беседы о Своих страданиях, смерти, воскресении и обязанностях Своих последователей, преобразился перед своими учениками, апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор.

Лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как неописуемо яркий свет. Явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Господом о Его близком отшествии. Их осенило облако, и из него раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Моё благоволение, Его слушайте».

В церквях повсюду в этот день 19 августа освящаются первые плоды. Плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву, ведь все — от человека до растения — должно быть посвящено Богу, как собственность Божия, на что призвано Его благословение.

Апостольскими и Соборными Правилами также определено приносить первые колосья, овощи и гроздие (виноград) для освящения их молитвой и благословением. В России же более всего распространены и к этому времени поспевают яблоки.

Второй августовский Спас в народе так и называется — яблочным.

В древней христианской и в Русской Православной Церкви обычай освящать плоды в день Преображения символизирует созревание и благословение человеческой природы:

как вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития созревают; так и человек в земной жизни некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, духовно созревает.

Яблочный спас, значение праздника

Впрочем, сегодня мы мало задумываемся об истинном значении праздника, часто довольствуясь лишь его внешней, обрядовой стороной.

Ну, что ж, тем более нелишним будет вспомнить о том, что некогда на Руси богатые люди в яблочный Спас наделяли плодами бедных, больным высылали яблоки на дом. А не исполнившие обычая считались людьми, недостойными общения. Давайте перенесём этот обычай в наши дни …

А вот о том, что в день Спаса яблочного пекут яблоки, постные блины и пироги с яблоками, грибами и ягодами — всем, чем одаривает огород и лес, напоминать, наверняка, не надо.

Празднование 19 августа (дата, число) церковный праздник Преображение Господне, Яблочный спас.

Молитва Преображение Господне

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!
Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.

Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество.

Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея,

идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми,

от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь

Икона Преображение Господне

Тропарь предпразднству Преображения Господня

Христово преображение предусрящем,
светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:
приспе день Божественнаго веселия:
восходит на гору Фаворскую Владыка,
Божества Своего облистати красоту.

Тропарь праздника Преображение Господне, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою,
якоже можаху,
да возсияет и нам, грешным,
Свет Твой присносущный
молитвами Богородицы,
Светодавче, слава Тебе.

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе преобразился еси,
и якоже вмещаху ученицы Твои,
славу Твою, Христе Боже, видеша,
да егда Тя узрят распинаема,
страдание убо уразумеют вольное,
мирови же проповедят,
яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображению Господню

Величаем Тя,
Живодавче Христе,
и почитаем пречистыя плоти Твоея
преславное преображение.

Задостойник праздника Преображения, глас 4

Величай, душе моя,
на Фаворе преобразившагося Господа.
Рождество Твое нетленно явися:
Бог из боку Твоею пройде,
яко Плотоносец явися на земли,
и с человеки поживе.
Тя, Богородице, тем вси величаем.

Православие летом традиционно готовится к христианскому праздничному духовному событию: Преображению Иисуса Христа.

Рождение традиции — момент открытия императрицей Еленой храма, возвышающегося над горным предместьем Фавор. Знаковый чудотворный день, 19 августа, пришелся на жаркую летнюю пору. Созревали виноградники, фруктовые деревья ломились под тяжестью созревших плодов, христиане в знак благоговения, несли на освещение чудотворными молитвами созревший урожай.

Духовное явление получило простонародное название Яблочный Спас. Православные россияне приносят для освещения молодые яблоки, ожидая христианского благословения на скорейшее созревание богатого урожая.

Яблочный Спас (19 августа) — православный двунадесятый праздник «Преображения Господа Бога и Спаса Иисуса Христа».

Он имеет свою историю, рассказанную в Евангелие, о Преображении Господа на горе Фавор. Когда Христос спустился с небес, он начал разговор с учениками, а потом люди услышали голос с небес, который провозгласил Иисуса своим сыном. В тот период в Иерусалиме поспевал виноград. Его начали освящать в храмах в честь Преображения Господня. Со временем традиция освящения распространилась и на яблоки.

Читайте так же:  Псалом 90 самая сильная молитва

В старину до наступления этого праздника у христиан запрещалось употреблять в пищу любые фрукты, в том числе и яблок. После Яблочного спаса же начинали устраивать яблочные торги, щедро угощать яблоками соседей и странников, активно употреблять их в пищу.

В наши дни верующие встречают этот день рано утром в церкви и приносят с собой для освящения яблоки, груши, сливы, виноград и другие фрукты, что также связано с Успенским постом, продолжающимся вплоть до 28 августа. Освященные фрукты являются символом плодородия и благополучия.

Согласно приметам, на Яблочный спас запрещено заниматься любой работой, кроме приготовления пищи, хотя, конечно, этому запрету сложно следовать в современном мире.

Тропарь предпразднству Преображения Господня

Христово преображение предусрящем,
светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:
приспе день Божественнаго веселия:
восходит на гору Фаворскую Владыка,
Божества Своего облистати красоту.

Тропарь праздника Преображение Господне, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою,
якоже можаху,
да возсияет и нам, грешным,
Свет Твой присносущный
молитвами Богородицы,
Светодавче, слава Тебе.

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе преобразился еси,
и якоже вмещаху ученицы Твои,
славу Твою, Христе Боже, видеша,
да егда Тя узрят распинаема,
страдание убо уразумеют вольное,
мирови же проповедят,
яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображению Господню

Величаем Тя,
Живодавче Христе,
и почитаем пречистыя плоти Твоея
преславное преображение.

Задостойник праздника Преображения, глас 4

Величай, душе моя,
на Фаворе преобразившагося Господа.
Рождество Твое нетленно явися:
Бог из боку Твоею пройде,
яко Плотоносец явися на земли,
и с человеки поживе.
Тя, Богородице, тем вси величаем.

Со спасом яблочным блаженным

Хочу поздравить нынче вас.

Пусть будет дом благословенным

И каждый миг, и каждый час…

Пускай смиренье в сердце будет

Пусть с вами Бог всегда прибудет,

Сегодня люд весь православный

Отметит дружно спас второй!

И этот праздник дивный, славный

Вам принесет в душе покой!

Со Спасом яблочным прибудет

Пусть только вера в сердце будет, —

Жизнь по Писанью проповедуй,

Не сквернословь и не греши!

Пусть в доме будет пониманье,

Поздравления к Спасу второму

Вместе с яблоком преподнесу!

Славен день во спасение наше!

Славен Бог – наш единый Отец!

Пусть помилует, сделает краше

Нашей жизни счастливой венец!

Пусть хранит от невзгод и ненастий,

Пусть прощает грехи нам сполна!

Пусть пожалует каждому счастья

Поздравления в стихах на Яблочный спас

Успенский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви. Завершается он праздником, в честь которого и назван – Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Этот и еще один праздник — Преображение Господне (19 августа) — создают настрой Успенского поста, напоминая нам об удивительном смирении и готовности пройти все уготованное Им, которые показали всей Своей земной жизнью Господь и Богородица. Так же и мы не должны воспринимать пост как навязанное нам ограничение, но как добровольно принятое и ведущее нас к Богу действие.

Успенский пост длится всего две недели – с 14 по 27 августа включительно, но при этом он такой же строгий, как и Великий.

Еще одно, народное, название Успенского поста — «Спасовка», так как приходящиеся на конец лета праздники – Происхождение честных древ Животворящего Креста (14 августа), Преображение Господне (19 августа) и Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (29 августа) часто называют «Спасами».

Видео (кликните для воспроизведения).

Даты Успенского поста неизменны. Успенский пост всегда длится ровно две недели, начинается через месяц после Петрова поста, 14 августа, а завершается 27 августа, 28 августа – праздник Успения Пресвятой Богородицы.

В Успенский пост можно есть овощи, фрукты, крупы, грибы, хлеб, орехи, мед. Из трапезы исключаются яйца, мясные и молочные продукты. Рыба в Успенский пост разрешается один раз – в праздник Преображения Господня, 19 августа.

Церковный устав предполагает во время Успенского поста такое же строгое, как и в Великий, воздержание, но степень его каждый постящийся должен определять для себя сам, ориентируясь на свое состояние здоровья, образ жизни и советы духовника. Успенский пост дан верующим для укрепления душевных сил, а не для ослабления сил физических, тем более в самом конце летнего оздоровительного периода.

Успенский пост соблюдался верующим с древних времен. Известно, что еще в V веке в году было четыре поста – для каждого времени года свой (Успенский пост приходится на календарное лето, но считается уже осенним). Также была распространена традиция: тем, кто не постился в Великий пост, воздерживаться от Недели всех святых (воскресенье через неделю после Троицы) до Успения. На рубеже Х-ХI веков этот период был сокращен до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня по старому стилю), а двухнедельный пост перед Успением (с 1 по 14 августа по старому стилю) был установлен на Константинопольском Соборе 1166 года.

Церковь знает Успенский пост с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу, для осени осенний — в седьмом месяце, для зимы — зимний».

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV века — 1429 год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Читайте так же:  Для чего служит молитва буддистов

По строгости Успенский пост приближается к Великому. До революции 1917 года в дни августовского поста нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.

«Медовый Спас» — народное название первого дня Успенского поста. Он приходится на 14 августа. В этот день Церковь вспоминает сразу несколько событий.

Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста возник из древней традиции совершать в августе в Константинополе крестный ход с Крестом Господним, а также выставлять святыню для народного поклонения. Средневековому городу было непросто пережить летнюю жару, нехватку питьевой воды и эпидемии, а потому верующие усердно молились в этот тяжелый период Богу и просили у Спасителя помощи.

В Русской Православной Церкви в этот день также вспоминают победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами, которая была одержана им в ХII веке. В благодарность за победу, совершенную помощью Господа и Матери Божьей, в этот день было установлено чествование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.

«Медовым» Спас стал потому, что в августе заканчивается сбор меда, и верующие, приходя в праздник в храм, освящали новый урожай.

«Яблочный Спас» — народное название праздника Преображения Господня. Преображение – непереходящий двунадесятый, то есть один из 12 основных после Пасхи церковных праздников. В Русской Православной Церкви он всегда отмечается 19 августа.

Перед тем как пойти на Крестную Смерть, Христос вместе с тремя учениками отправился на гору, где в чудесном Его Преображении пока только им троим была явлена Его Божественная природа. Это событие описано в Евангелии, и, вспоминая его, верующие чествуют Господа нашего Иисуса Христа, ставшего человеком и прошедшего муки и смерть ради Спасения всех людей.

«Яблочным» Спас был назван потому, что в конце лета было принято освящать урожай. В разном климате он разный, но самым распространенным и доступным фруктом в России были и остаются яблоки.

«Ореховый Спас»

«Ореховый», «Хлебный», «Третий Спас» – народные названия праздника, который приходится на следующий после Успения день. Иногда праздник также называют «Спас на холсте».

Верующие вспоминают в этот день Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным этот образ был назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер лицо. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых любимых и распространенных икон.

Народной традицией Успенского поста издавна было освящение нового урожая. Помимо меда, яблок, винограда и других плодов, освящали также хлебные колосья и орехи. С благодарностью и молитвой верующие несли в храм урожай, без которого было тяжело и даже невозможно пережить зиму. Освящение плодов и меда и сегодня остается традицией Успенского поста. Но важно, чтобы вопросы, обязательно ли есть мед в «Медовый Спас», сколько и каких нужно нести в храм плодов и можно ли есть яблоки до «Яблочного Спаса», не затмевали смысл поста.

Нужно в период Успенского поста уделить внимание своей душе, своему внутреннему состоянию, а не внешней атрибутике. Баночка меда или корзинка с яблоками, с которыми верующие идут в храм в определенные дни, – это лишь приятное и радостное дополнение к Литургии и совместной молитве.

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

Каждому человеку нужно опрелелить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.

Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема — детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.

Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Один из самых любимых и почитаемых праздников православных — Преображение Господне — всегда совпадает с вторым из Спасов, Яблочным. Каждый год его отмечают в один и тот же день — 19 августа.

Преображение Господне — день, когда Иисус явил свою божественную природу. С тремя ближайшими своими учениками — Иоанном, Иаковом и Петром — Иисус молился, когда вдруг лик его просиял, а одежда сделалась «белой как свет». А с небес раздался голос: «Се есть сын мой возлюбленный, Его слушайте!».

В день Преображения, Яблочный Спас тесно переплелелись христианские и славянские традиции. Например, 19 августа освящали плоды в церкви и потом несли их на могилы. В первую очередь — могилки умерших детей. Считалось, что если родители скончавшихся детей не ели до Спаса яблок, то их детям на небесах обязательно будут раздавать гостинцы, в том числе и райские яблоки.

По сложившейся традиции, прихожане несут в церковь корзинки с виноградом, яблоками и другими древесными плодами, украшенные колосьями пшеницы. Только после литургии и проведения торжественного обряда освещения, плоды можно употреблять в пищу. Часто и на поля приглашают священника, чтобы благословить посев.

Читайте так же:  Литературный термин молитва

Главный символ праздника – яблоки, как олицетворение достатка и благополучия. Их запрещено вкушать, до наступления праздника и освящения. Запрет распространяется на виноград и другие плоды, за исключением огурцов, которые можно кушать в любое время. Согласно давнему поверью, на Яблочный спас ангелы на небесах, угощают души детей яблоками.

Женщина, вкусившая плод, раньше наступления праздника, лишает душу ребенка угощения. Поэтому после освящения плодов в церкви, родители, потерявшие детей, шли на кладбище и часть яблок оставляли на могилах. Если дите похоронено далеко и нет возможности посетить место захоронения, то «угощения» оставляли в храме. В наше время традиция, немного изменилась, теперь после церковной службы, принято идти на кладбище и отдать дань уважения не только детям, но и всем почившим родственникам.

В этот день с утра желательно ничего не кушать и лишь после службы, придя домой, разрезать яблоко и разделить его между всеми членами семьи. Яблоко надо обмакнуть в освященный мед и так съесть. Считается, что это придаст силы и здоровье всем членам семьи.

После яблочного «перекуса» можно приступать к праздничному обеду. Трапеза должна состоять из постных блюд, поскольку еще действует Успенский пост. Желательно, чтобы в доме в этот день была постная выпечка с яблоками.

На праздник запрещаются любые работы по дому, шитье, стирка и строительные работы. Церковь поощряет только готовку и сбор урожая. Поскольку во время, Яблочного спаса продолжается Успенский пост, запрещена любая жирная пища. Единственное послабление во время торжества – разрешено вино и рыба.

19 августа хозяйки по старинному обычаю, совершаю ритуал очищения дома. Для этого используют яблоки и восковую церковную свечу. Разрезают плод на две половинки и достают сердцевину.

В одну половинку ставят свечу и с ней обходят дом. Двигаясь строго по часовой стрелке, читают молитвы и просят Господа, защитить жилье от невзгод и даровать семье мир и согласие. Затем воск со свечи перекладывают в другую половинку яблока. Крепко связывают две половинки плода веревкой, уносят подальше от дома и зарывают в земле. По завершении обряда, в очищенном помещении хозяйки, начинают готовить угощения.

На Спас, пекут пироги, чаще всего используют начинку из яблок, добавляют мед и грецкие орехи. На столах, также присутствуют блинчики с различными начинками, сладкие каши, пирожки, печеные яблоки, компот из свежих фруктов. Угощают по традиции всех друзей и соседей, а вечером идут в поле и с песнями провожают лето.

Хозяйки начинают заготавливать яблоки на зиму, варят варенье, сушат их, делают консервации. А у кого яблоки особенно уродились, везут их на продажу, не забывая по пути угощать бедных и нищих.

Существует очень много примет и поверий, сохранившихся и до наших времен:

  • Дождь на Второй спас – зима будет мокрой и холодной.
  • Солнце и тепло в праздник – обещают снежную зиму, без сильных морозов.
  • Нельзя прогонять мух, если садятся на руку, иначе можно спугнуть счастье. Необходимо подождать пока насекомое само улетит.
  • Если при посеве пшеницы, дует северный ветер, то колосья уродятся крупные.
  • Пчелы собираются в рой и начался мелкий дождь – быстро наступит осень, холодная и дождливая.
  • На мед слетаются пчелы – к достатку в доме.
  • Если на Яблочный спас, листья на деревьях пожелтели – погода в скором времени поменяется и сильно похолодает.
  • До 19 августа, необходимо собрать весь урожай зерновых, иначе первый дождь все погубит.
  • Кто занимается шитьем на праздник, потом будет лить слезы всю жизнь.
  • Много скворцов на деревьях – к суровому январю.

Абсолютно не утратили своей актуальности, народные приметы и к 2017 году. Они прошли через века и проверены не одним поколением. Яблочный спас, напоминает о великой силе природы и ее неоценимых дарах. Великий праздник, действительно преображает людей, делая их добрее и зарождая в их сердцах любовь ко всему живому.

Редакция сайта не несет ответственности за достоверность авторских статей. Верить или нет — решать вам!

Содержание:

  • Что святят на Медовый Спас
  • Приметы на Маковея
  • Поздравления с Маковеем
  • Молитва на Медовый Спас

Сегодня, 14 августа православные отмечают народный и религиозный праздник — Медовый Спас. Он знаменует начало Успенского поста и конец лета.

Считается, что Спас получил свое название в честь Иисуса Христа-Спасителя.
Первый Спас называют не только Медовым, но и Маковым (Маковея) и Спасом на воде. Существует поверье, что в этот день пасечник должен заломать соты, иначе соседние пчелы украдут весь мед. К средине августа соты в ульях уже заполнены, и пасечники начинают сбор меда.

Благодаря традиции освящения воды праздник получил именование Спас на воде, или Мокрый Спас.
В давние времена в этот день было принято купать лошадей, свиней и весь скот в последний раз. Обязательным ритуалом было освящение новых колодцев.

Считается, что 14 августа заканчивается лето, поэтому в этот день нельзя купаться. Также не следует выполнять домашние дела – их лучше завершить накануне.

Первый Спас — начало Успенского поста, который длится с 14 по 27 августа. Это очень строгий пост. Рыбу можно есть только 19 августа, в остальные дни стоит употреблять растительную пищу.

В этот день люди идут в церковь для того, чтобы помолиться и освятить мед. Считается, что он обретает чудодейственную силу и его можно использовать как лекарство. Также на Медовый Спас пекут булочки, пряники, пироги и блинчики с медом.

Также 14 августа – день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. Поэтому на стол принято подавать различные блюда с маком.

Также в этот день совершается освящение небольшого количества принесенной в храм воды.
В эту среду важно очистить свою голову от дурных мыслей.
14 августа православным христианам можно есть горячую еду без масла, а в выпечку можно добавлять мед и мак.

14 августа начинается период Спасовки, на протяжении которого помогают окружающим, особенно тем, кто нуждается в этом больше всех.

Читайте так же:  Как влияют на человека молитвы

В этот день на Руси приносили еду и оказывали помощь по хозяйству.
В старину замечали, что в этот день погода бывает очень разнообразной. По погоде 14 августа определяли, каким будет год – теплым или холодным.

Поздравляю со Спасом Медовым,
Быть желаю веселым, здоровым.
Пусть медок помогает от хвори,
Ну, а Спас охраняет от боли.

Искупайтесь в колодце свяченом,
Пока Спас не случился Моченый.
Пусть прощаются ваши проступки.
Поднимай же, за Спас, меда кубки.

Наступает Спас медовый,
Значит лето на исходе,
Скоро осень и по новой
Убирать все в огороде.

Ты отведай меда ложкой,
Улыбнись погоде ясной,
Теплых дней уже немножко,
Так не трать их понапрасну.

В этот праздник самый сладкий
Повторять отнюдь не лень:
Пусть все в жизни будет гладко.
И не только в этот день.

Молитва Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице:

Владыко Господи Святый, в Вышних живый и всевидящим Твоим оком призираяй на всю тварь! Тебе приклоняем выю души и тела, Тебе молимся, Святе святых, простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение вольное и невольное, словом или делом содеянное. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы сокрушенныя души во очищение многих грехов наших, даруй велию Твою милость миру Твоему и нам, недостойным рабом Твоим, яко благословено и препрославлено есть Имя Твое ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

– Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

– Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

– Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

– 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Читайте так же:  Курбан байрам утренняя молитва

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

– Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

– Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

– И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

– Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

– Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

– Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, – читаем мы в Священном Писании. – Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Видео (кликните для воспроизведения).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Молитва на яблочный спас православный праздник
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here