Молитва о терпении скорбей

Предлагаем ознакомиться: Молитва о терпении скорбей с точным и подробным описанием.

Святые старцы разных времён особое внимание обращали на такие понятия, как терпение и смирение. По их словам, это приближает каждую человеческую душу к Царству Небесному. Но как, порой, сложно заставить себя где-то промолчать, а где-то поступить определённым образом. На такой случай есть молитвы, помогающие развить в себе необходимые качества.

Молитвы нужно читать регулярно. Напрасно многие люди ожидают от молитв какого-то магического эффекта. Это настоящая беда нашего времени. Молитвословия стараются превратить в заговоры, которые непременно дадут мгновенный результат. Так не бывает. Возможно, за исключением редких случаев. Господь ценит духовную работу человека над собой. Читая молитвы, люди просвещают свою душу, поднимаются на новый для себя уровень. И только Бог знает, что и когда нам полезно получить из того, что мы просим.

Говоря о терпении и смирении, важно понимать, что сам процесс чтения молитв — это уже первый шаг на пути к совершенствованию себя в этом отношении. Превозмогая свою лень и нежелание совершать данный обряд каждый день, человек укрепляет собственный дух, смиряет свои страсти и учится ждать, когда будет дано ему то, чего просит.

Другие православные молитвы:

Правила для всех молитв практически одинаковы. Лучше, если они будут прочитаны в храме перед образом святого при зажжённой свече. Дома также важно выделить для моления отдельное место, где никто не отвлекает. Обстановка должна быть спокойной, чтобы чтение молитвенного текста не превратилось в механическое бормотание без понимания смысла.

Прежде чем начать, следует побыть в тишине, очистить мысли от суеты и настроиться на разговор с Отцом Небесным. Душа во время молитвы должна наполняться приятным чувством благоговения перед Всевышним.

Обращаясь к Богу и его угодникам за помощью, человек обретает чувство защищенности, поддержки. Многим сложно до конца положиться во всём на Господа, вследствие слабой веры. Но, как учат святые отцы, этому нужно научиться и в помощь нам — молитвы.

Часто случается так, что люди вступают в конфликт с кем-то из своего окружения, проявляют нетерпеливость. И это негативно отражается на их внутреннем состоянии. Чтобы лучше совладать с подобными проявлениями чувств, как раз и нужно читать молитвы о даровании терпения и смирения.

Статьи о значении псалмов:

Приступая к молитве, необходимо настроиться на разговор с Богом. Все мысли должны быть обращены к Нему. Лучше произносить слова вслух, но негромко. Так будет проще вникнуть в смысл молитвы и не рассеивать своё внимание. Читать с выражением, как стихотворение в школе не нужно. Молитвословия проговариваются ровно, можно сказать, даже монотонно.

Важно! Главное, в этот момент максимально открыть свою душу и действительно верить, что Бог слышит просьбу.

Хвала Тебе, Отче милосердия и Боже всякаго утешения, что Ты никогда не оставляешь страдальцев Твоих без посещения и утешения. Наказывать — наказываешь Ты их, но смерти не предаешь их; хотя Ты часто бываешь для них Богом сокровенным, но Ты — всех их Спаситель. Это утешение запечатлей, о Господи, в сердце моем и яви его истинным надо мною, когда бедствие близко, а помощника нет. Будь светом моим, когда я сижу во тьме; соделай, чтобы познание грехов моих и того, чего они заслуживают, производило во мне истинное смирение и терпение. Укрепи, когда наступит беда, веру во мне, как в Иакове, чтобы я боролся и не отпускал Тебя, пока Ты не благословишь меня. Соделай, чтобы я в страдании не бежал от Тебя, о Пастырь мой, но чтобы бодрость моя увеличивалась и я делался ревностнее к молитве и хвале Твоей. Отверзи мне ум, чтобы я разумел Писание, научился из него путям Твоим, и в истинном безмолвии сердца вполне и совершенно предавался Тебе, чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего! Аминь.

Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всякую слезу от лица земли: Ты бо человеков болезни отгоняеши и грешных скорби разрешаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево! Всем предстательствуеши, Благая, прибегающим с верою в державный Твой покров: инаго бо не имамы грешнии к Богу в бедах и скорбех присно избавления, обременени грехи многими, Мати Бога Вышняго! Темже Ти припадаем: избави от всякаго обстояния рабы Твоя! Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, пречистая Богородице Дево: но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению. Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия Рождшая Виновнаго! Радости мое сердце исполни, Дево, иже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи!

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой; не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.

В заключение остаётся добавить напутствие одного старца о том, что Царствие Божие не в словах, а в силе. Очень важно в жизни поменьше вести пустых разговоров, никого не осуждать, больше молчать и относиться ко всем с почтением.

Хвала Тебе, Отче милосердия и Боже всякаго утешения, что Ты никогда не оставляешь страдальцев Твоих без посещения и утешения. Наказывать – наказываешь Ты их, но смерти не предаешь их; хотя Ты часто бываешь для них Богом сокровенным, но Ты – всех их Спаситель. Это утешение запечатлей, о Господи, в сердце моем и яви его истинным надо мною, когда бедствие близко, а помощника нет. Будь светом моим, когда я сижу во тьме; соделай, чтобы познание грехов моих и того, чего они заслуживают, производило во мне истинное смирение и терпение. Укрепи, когда наступит беда, веру во мне, как в Иакове, чтобы я боролся и не отпускал Тебя, пока Ты не благословишь меня. Соделай, чтобы я в страдании не бежал от Тебя, о Пастырь мой, но чтобы бодрость моя увеличивалась и я делался ревностнее к молитве и хвале Твоей. Отверзи мне ум, чтобы я разумел Писание, научился из него путям Твоим, и в истинном безмолвии сердца вполне и совершенно предавался Тебе, чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего! Аминь.

Отче милосердия и Боже всякаго утешения! К тебе взываю я во имя Иисуса Христа о даровании мне истиннаго христианскаго терпения. Вооружи меня им против всякой скорби, дабы я в ней был терпелив, ибо это весьма драгоценно. Соделай меня готовым к поднятию на себя креста Христова, терпеливому несению его и твердому пребыванию под ним до конца. Отжени от меня всякий ропот и всякую досаду плоти на тяжесть креста и продолжительность времени его. Предстань, о возлюбленный Иисусе, с Твоим терпением под крестом и на кресте, предстань очам моим и сердцу моему, дабы созерцанием Тебя я ободрялся и укреплялся к постоянному перенесению всего. Соделай, о терпеливый Спаситель, да не утомляюсь в духе моем, но в терпении да вниду чрез страдание и скорбь в Царствие Божие. Мне нужно иметь терпение, дабы, исполнив волю Божию, получить обещанное. Я прошу его у Тебя, благоволи исполнить прошение мое!

Читайте так же:  Молитва я в путь пошла

Утоли́ боле́зни многовоздыха́ющия души́ моея́, Утоли́вшая вся́кую слезу́ от лица́ земли́: Ты бо челове́ков боле́зни отгоня́еши и гре́шных ско́рби разреша́еши, Тебе́ бо вси стяжа́хом наде́жду и утвержде́ние, Пресвята́я Ма́ти Де́во! Всем предста́тельствуеши, Блага́я, прибега́ющим с ве́рою в держа́вный Твой покро́в: ина́го бо не и́мамы, гре́шнии, к Бо́гу в беда́х и ско́рбех пр́исно избавле́ния, обремене́ни грехи́ мно́гими, Ма́ти Бо́га Вы́шняго! Те́мже Ти припа́даем: изба́ви от вся́каго обстоя́ния рабы́ Твоя́! Никто́же притека́яй к Тебе́ посрамле́н от Тебе́ исхо́дит, Пречи́стая Богоро́дице Де́во: но про́сит благода́ти и прие́млет дарова́ние к поле́зному проше́нию. Испо́лни, Чи́стая, весе́лия се́рдце мое́, Твою́ нетле́нную даю́щи ра́дость, весе́лия Ро́ждшая Вино́внаго! Ра́дости мое́ се́рдце испо́лни, Де́во, и́же ра́дости прие́мшая исполне́ние, грехо́вную печа́ль потребля́ющи!

Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя́ в пра́вде Твое́й: и не вни́ди в су́д с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред тобо́ю вся́к живы́й. Я́ко погна́ вра́г ду́шу мою́: смири́л е́сть в зе́млю живо́т мо́й: посади́л мя́ е́сть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ка. И уны́ во мне́ ду́х мо́й, во мне́ смяте́ся се́рдце мое́. Помяну́х дни́ дре́вния, поучи́хся во все́х де́лех Твои́х, в творе́ниих руку́ Твое́ю поуча́хся. Возде́х к тебе́ ру́це мои́: душа́ моя́ я́ко земля́ безво́дная тебе́. Ско́ро услы́ши мя́, Го́споди, изчезе́ ду́х мо́й: не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, и уподо́блюся низходя́щым в ро́в. Слы́шану сотвори́ мне́ зау́тра ми́лость Твою́, я́ко на тя́ упова́х: скажи́ мне́, Го́споди, пу́ть, в о́ньже пойду́, я́ко к тебе́ взя́х ду́шу мою́. Изми́ мя от вра́г мои́х, Го́споди, к тебе́ прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты́ еси́ Бо́г мо́й: Ду́х Тво́й Благи́й наста́вит мя́ на зе́млю пра́ву. И́мене Твоего́ ра́ди, Го́споди, живи́ши мя́ пра́вдою Твое́ю: изведе́ши от печа́ли ду́шу мою́: и ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́ и погуби́ши вся́ стужа́ющыя души́ мое́й: я́ко а́з ра́б Тво́й е́смь.

Перевод: Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих. Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, – и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое. Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих. Простираю к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как жаждущая земля. Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу. Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою. И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб. *

«В молитве терпите, бодрствующе в ней с благодарением.» ( Кол. 4:2 )

Среди скорбных обстоятельств жизни молитва подает и утешение печальной душе и надежду избавления от обдержащих зол. Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело ( Пс. 45:2 ).

Но когда, не смотря на молитву, по видимому усердную, скорби или продолжаются или даже умножаются: как трудно тогда удержать от уныния душу, как легко поколебаться в надежде на успех молитвы. В это время и нужно усилие духа, нужна осторожность, чтобы не оставить молитву. Ибо молитва до времени не услышанная еще может быть услышана и исполнена; но молитва прекращенная служит признаком‚ что исчезла всякая надежда на успех ее.

В молитве терпите, говорит Апостол. Кто хочет благоуспешно молиться, тот должен бороться с леностию немощной плоти, преодолевать в себе тайное и греховное отвращение от собеседования с Богом, возгревать усердие к молитве, блюсти сердце от уныния в исполнении сего долга. Нам заповедовано молиться: но нам не позволено, по произволу и лености, сокращать молитву, и не указан срок, по прошествии которого мы не могли бы ожидать, чтобы молитва наша была услышана и исполнена: напротив Апостол требует от нас бдительного терпения в молитве.

Здесь, даже и не любящий прекословия может спросить: для чего же Господь требует неотступности в молитве, когда и без того для достойных Его помощи молитвенников Он является скорым помощником, а для недостойных, и при неотступной их молитве, совсем заключает утробы Своей благости? Такой вопрос, очевидно, касается бесконечно разнообразной и свободной в своих действиях премудрости Божьей, пути которой не исследованы для нас. Если бы царь земной, предложив дары и награды поданным, издал при сем такое постановление, что тот получит более, кто станет искать оных ревностнее и неотступнее: какой бы поданный стал прекословить царю, для чего он постановил так, а не иначе? Не всякий ли, напротив, постарался бы употребить полное усилие, чтобы удостоиться полного воздаяния? Следовательно, неуместно было бы спрашивать там, где нужно просить и молить. Впрочем, поелику и самую молитву заповедал нам Бог собственно для нашей пользы и спасения: то и цель, для которой заповедована нам неотступность в молитве, отчасти можем уразумевать из настоящего состояния и потребностей нашей собственной природы.

Можно теперь судить, как опасно при начальной безуспешности оставлять молитвенный подвиг. Кто отчаивается в успехе молитвы, тот подобен кораблю, уносимому волнами с пристани. Час испытания настал, венец веры и терпения ниспускался на главу дотоль усердного молитвенника: но сомнение поколебало душу, терпение ослабело, молитва прекратилась, – и молитвенник оставляет подвиг свой тогда, когда почти касался победного венца. Не так молятся неотступные молитвенники. Святой Давид сам иногда видел безуспешность своей молитвы, сам взывал к Господу: вопию к Тебе во дни, и не слышиши, и в нощи, и нет покоя мне ( Пс. 21:3 ); но терпеливый в молитве, он не переставал умолять Его о помощи, и сам так свидетельствовал об успехе своей неотступной молитвы: терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою ( Пс. 39:2 ). Да не унываем и мы в скорбях, обретших ны зело. Припомним совет Мудрого: не малодушествуй в молитве твоей ( Сир. 7:10 ). Будем об избавлении от напастей молить Господа бодрственно, терпеливо, неотступно, и твердо веровать, что Он защитит избранных Своих, вопиющий к нему день и ночь ( Лк. 18:7 ).

Читайте так же:  Домашняя молитва по усопшему

Временное наслаждение есть наживка на крючке греха, от сатаны закинутая.

Временное же страдание есть горькое, но полезное лекарство, если претерпим — то оно нам во Спасение; ведь мы достойны по грехам худшего. Бог посылает страдание во Спасение нам, принимай его со смирением и радостию. «Милость Свою Господь мне послал», — говорил отец Иоанн Кронштадтский о своей болезни.

Мучение и даже смерть не суть зло. Грех, неведение Бога, нерадение — вот зло, гибель души.

Клевету, наказание (когда и бываю невиновен), ос­корбление, гонение, обиду, болезнь, нищету, голод, холод, заточение, труд каторжный — все терпи с благодарностью. Все обязуюсь терпеть Бога ради, оставления грехов и будущаго блаженства с радостию, благодарением.

И искушению радоваться следует — и побеждать его, терпением и молитвою к Богу о помощи, благодарить Гос­пода за это искушение, видеть здесь Промысл Божий.

Свои скорби, болезнь следует скрывать — будь весел пред людьми; думай: какое им дело до моих скорбей.

Кто потерпит досаждения, без труда спасется. Великомученице Варваре Спаситель в ее страданиях дал обетование: «Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем».

Христос — Царь наш — страдалец; Он — Царь мучеников, нищих, гонимых. И Царица — Богородица — страдалица.

Потерпи — Господь терпел невинно мене ради, и что, неужели зря? Вот и ты терпи.

«В терпении обретай мужество», — говорит святой Ефрем Сирин.

Терпеть не будешь — бесу жертвою будешь.

Терпеть надо все без исключения, принимая то, как от руки Божией. Терпи мужественно все, преодолевай себя. Бога ради неси недуги и крест.

Крест свой тяжел, но, преобразясь в Крест Христов — делается легок. Сам Господь говорит об этом: иго… Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф 11, 30). Достигнешь сего, если, даже и каясь, будешь благодарить Христа; от благодарения и славословия — приходит радость. Не ропщи на тяжесть твоего креста, но многократно повторяй: слава Богу!

Уповай на помощь Божию. Ведь упование… не посрамит (Рим 5, 5).

Болеешь — жди с упованием утешения от Бога; ко­гда же радуешься — жди от Бога смиряющей скорби. И так будет.

Если ты в нездоровье унываешь — то как бы «утешаешься» раздражением. Сие не полезно.

Молись: «Господи, имиже веси судьбами спаси нас, грешных. Помоги нам, грешным, благодушно терпеть посылаемые Тобою скорби».

Если против желания терпишь болезнь, холод, досаду, укор, насмешки — вспомни Царя, без воли и ведения Коего ничто не совершается. Раз Он допустил сие — это и есть самое нужное — лучшее тебе. Ты ведь часто молишься: «Да будет воля Твоя». Вот и отвергай свою волю, подчиняя ее воле Божией.

Молитва о терпении болезней Праведному Иову Многострадальному

Святому праведному Иову возносят молитвы о ниспослании терпения в скорби и недуге.

Святой Иов отличался богобоязненностью, милосердием, справедливостью, искренностью, а более всего – соблюдением невинности своего сердца и удалением от всякого зла. У него было семь сыновей и три дочери. По всему Востоку был он в великом почете за свое благородство и честность.

Этому счастью позавидовал Сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и всё его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь, Бог позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни.

Иов внезапно лишился всех своих Богатств, а потом и всех своих детей, сам же заболел страшною болезнью проказой, терпел обиды и унижения. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла мужа. Но сам Иов ни одним словом ропота не согрешил перед Богом.

Господь за терпение вдвое наградил Иова. Он исцелился от своей болезни и разбогател вдвое больше прежнего. У него опять родилось семь сыновей и три дочери. Прожив после сего в счастье 140 лет, он умер в глубокой старости.

Молитва о защите близких от болезней Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущим рабом Твоим, и избави от недуг и горьких болезней, и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче. Слава Отцу и

Молитва от посягательства бандитов праведному Иосифу Обручнику О святый праведный Иосифе! Ты еще на земли быв, О великое имел ты дерзновение к Сыну Божию, Иже благоизволи именовати тя отцем Своим, яко обруче-ника Своея Матере, и послушати тя; веруем, яко ныне с лики

Подобно Иову Благодаря той особой точке зрения, которую предлагают первые две главы, история Иова рассказывает нам отнюдь не только о чрезвычайных испытаниях, выпавших на долю несчастного старика. В начале главы я признался: когда–то мне казалось, будто суть книги Иова

76. О терпении болезней Просите — и дастся вам, говорит Христос в Евангелии. Всем известны эти слова, однако всем известно и то, что далеко не всегда Господь исполняет наши прошения. Почему Он так поступает? Может быть, потому, что забыл нас или не любит? Или равнодушен к

Молитва святой блаженной Ксении Петербургской о семейном благополучии, воспитании детей, исцелении от болезней

Молитва святой блаженной Ксении Петербургской о семейном благополучии, воспитании детей, исцелении от болезней О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всвышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая,

Молитва ангелу-хранителю для защиты от болезней, травм, аварий, несчастных случаев Святый Ангеле Христов, защитник от всякого промысла лукавого, покровитель и благодетель! Как заботишься о каждом нуждающемся в твоей помощи в миг случайного несчастья, позаботься и обо

Видео (кликните для воспроизведения).

Праведному Иову Многострадальному о терпении болезней Тропарь, глас 2-йПамять праведнаго Твоего Иова, Господи, празднующе, тем Тя молим: избави нас от наветов и сетей лукаваго диавола и спаси души наша, яко Человеколюбец.Кондак, глас 8-йЯко истинен и праведен, Богочестив и

Для счастливого устройства судьбы (своей или детей) и обретения материального достатка в доме. Молитва Святому Праведному Филарету Милостивому

Для счастливого устройства судьбы (своей или детей) и обретения материального достатка в доме. Молитва Святому Праведному Филарету Милостивому День памяти 1/14 декабря Праведный Филарет Милостивый, сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII в.

Преподобному Иоанну Многострадальному День памяти 18/31 июля и 28/11 сентября (в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих)Преподобный Иоанн Многострадальный, живший в на чале XII века, принял постриг в Киево-Печерской лавре.С ранних лет

Молитва о Небесном покровительстве детям праведному Симеону Богоприимцу День памяти 3 февраляПраведный Симеон жил в Иерусалиме и входил в число семидесяти толковников-переводчиков, которые по приказанию правителя Египта Птолемея переводили Священное Писание с

Читайте так же:  Молитва о прибавлении здоровья

Молитва о ниспослании терпения болезней и несчастий праведному Иову Многострадальному День памяти 6/19 маяБлагочестивый Иов жил за много веков до Рождества Христова и вел праведную и богоугодную жизнь, имел большую счастливую семью и немалые богатства. Решив испытать

Молитва при болезнях и травмах ног святому праведному Симеону Верхотурскому День памяти 12/25 сентябряПраведный Симеон, живший в XVII веке, происходил из знатной дворянской семьи. Отказавшись от почестей и богатства, святой удалился в сибирские земли, где вел простую и

Молитва святому праведному Иосифу, обручнику Пресвятыя Девы Марии О святый праведный Иосифе! Ты еще на земли сый, велие имел еси дерзновение к Сыну Божию, иже благоизволи именовати тя Отца Своего, яко обручника Своея Матери, и послушати тя. Веруем, яко ныне с лики праведных

Тропарь и молитва праведному Иоанну Кронштадтскому Тропарь, глас 1 Правосла?вныя ве?ры побо?рниче, земли? Росси?йския печа?льниче, па?стырем пра?вило и о?бразе ве?рным, пока?яния и жи?зни во Христе? пропове?дниче, Боже?ственных Та?ин благогове?йный служи?телю и дерзнове?нный о

Не нужно думать, что скорби являются чем-то лишним, они имеют ключевое значение в самом главном – вечном спасении души: «Искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит всё до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей» [1] .

Скорбь «действует противоположно наслаждению – а потому противодействует нашему падению, способствует нашему восстанию».

Приносимая скорбью польза душе состоит в том, что она «действует противоположно наслаждению – а потому противодействует нашему падению, способствует нашему восстанию» [2] . В наслаждении человек, как правило, не вспоминает о Боге, о вечной жизни, пребывает в беспечности, скорбь же снимает это усыпляющее покрывало нечувствия с души, она пробуждает его душу, способствует горячей молитве к Богу. Поэтому христианам «попускаются преимущественно пред телесными подвигами болезни и другие скорби», от действия их христианин «по необходимости должен возлагать надежду на Бога. От усиления надежды на Бога слабее самонадеянность; с уменьшением самонадеянности уменьшается самомнение. С ослаблением этих недугов начинает зарождаться в душе истинное смирение, на котором основаны правильность и прочность всякого подвига» [3] . Скорби открывают человеку его немощь, а это способствует смирению. Поэтому, претерпевая скорби, душа укрепляется в молитве, в предании себя воле Божией, от чего ослабевают такие страсти, как тщеславие и самомнение. Вслед за скорбями Господь всегда посылает утешение, и это рождает живую веру в Бога, Который неусыпно печется о спасении каждого человека.

Значение скорби для души святитель Игнатий видит и в том, что «всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение. До скорби человек представляется сам себе спокойным и мирным – но когда придет скорбь, тогда восстают и открываются не веданные им страсти, особливо гнев, печаль, уныние, гордость, неверие. Существенно нужно и полезно для подвижника обличение греха, гнездящегося в нем втайне» [4] . Если человек не увидит свои страсти, то не сможет их преодолеть, так же как трудно вылечить болезнь, которую ты в себе не заметил.

Искупитель и Спаситель нужен только для падших и погибших…

Увидев открытые скорбью внутренние страсти, человек самой жизнью познает свою немощь, и скорбь действует как противоядие в нашей поврежденной природе, она погашает в нас сочувствие к греховному яду страстей, она искореняет в нас страсть гордости. В этом отношении святитель Игнатий формулирует очень важное духовное правило: «Искупитель и Спаситель нужен только для падших и погибших… Исповедовать самой жизнью свое падение – значит переносить все скорби земной жизни как справедливое воздаяние за падение, как естественное, логичное последствие греховности и постоянно отказываться от всех наслаждений как несвойственных преступнику и изгнаннику, прогневавшему Бога, отверженному Богом» [5] . Этим образом в сердце входит мир Христов, заключающийся в самоотвержении и предании себя воле Божией.

Так удивительно скорбь врачует душу человеческую: вначале открывает ей ее немощи, страсти, приводит к осознанию своей греховности, научает смиренномудрию и посредством этой добродетели вводит в благодушное терпение скорбей как вполне нами заслуженных: в душе уже нет ропота, уныния, неверия – она утвердилась в Боге, даже радуется скорбям, она исцелилась от страстей и немощей, когда-то в ней бывших. Таким образом, скорби исцеляют от пагубных страстей, приводят к живой вере и смиренномудрию, способствуют духовному восхождению к Богу.

Если такова польза от скорбей внешних, которые «внушают сердцу страх Божий и благоговение к Богу», то «искушения душевные доставляют более глубокие познания» [6] . Святитель Игнатий замечает, что искушения, возникающие во время молитвы, такие как, например, уныние, сон, недоумение, страхования, служат хорошим признаком в том смысле, что бесы именно тогда строят козни нашей молитве, когда она угодна Богу. Искушения необходимы нам, так как «всякий неискушенный неискусен» [7] . Они доставляют опыт во внутренней брани, научают, оставив леность, пребывать в духовном трезвении, постоянно молиться Богу.

Возникающие в уме, сердце и теле греховные мысли, чувствования и движения опытно открывают нам наше повреждение. Даже побеждения в невидимой брани бывают полезны для нас, так как научают нас смирению, а именно сознание своей немощи есть необходимое условие принятия молитвы. «Промысл устроил так, чтобы подвижники Божии не всегда находились в состоянии радости, торжества и победы. Такое непрестанное состояние могло бы породить в них лютую гордость: не видя никогда на опыте побеждения своего в немощи, они возомнили бы, что состояние непрестанного торжества над грехом принадлежит им самим, а не дар Божий» [8] .

Святитель Игнатий приводит святоотеческое правило духовной жизни, заимствованное из наставлений святого Исаака Сирина: «Отдай долг страстям» [9] . То есть не думай, что ты сам по себе способен быть бесстрастным. Поражения в духовной жизни являются естественным выражением нашей слабой души, а не чем-то чрезвычайным, как будто мы святы и согрешаем в исключительных случаях. Попуская нам падения, Господь показывает, кем мы на самом деле являемся, тем самым Спаситель не дает нам возможности высоко мечтать о себе. Поэтому «великое дело – признавать себя достойным искушения и предаваться воле Божией, когда придет искушение» [10] .

Святитель Игнатий обращает внимание на то, что никогда Бог не бывает так близок сердцу подвижника, как во время молитвы его в искушении, когда реально ощущается близость душевной гибели, когда помощь Божия взыскивается со всей силой жизни. Ссылаясь на святого Исаака Сирина, святитель свидетельствует, что «человек до вступления в искушения молится Богу как чужой Ему, а подвергшись ради Его искушениям, молится Ему как свой» [11] . Ощутив в искушении все наклонности и свойства падшего естества, подвижник уже не даст цены своему «я», освобождается от прилогов гордости и тщеславия. Отныне он больше надеется на Бога, нежели на свои силы, всецело вверяет свой жизненный путь в руки Божии и уготовляет себя в достойный сосуд и орудие Духа Святого.

Терпеливое несение жизненных скорбей и искушений оборачивается духовными, благодатными дарами от Бога. «Тогда необыкновенная духовная сила веры неожиданно является в сердце; тогда неизреченное духовное утешение неожиданно является в сердце. Иисус печатлеет ученика, принявшего избрание, Духом – и земные скорби соделываются источником наслаждения для раба Божия» [12] .

[1] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 1 // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. М.: Сретенский м-рь, 1996. С. 351.

Читайте так же:  Молитва иверской иконе Божией

[2] Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. М.; СПб., 1995. С. 189.

[3] Там же. С. 554. Согласно святому Иоанну Лествичнику, нам потребны непрестанные скорби, пока бесчувственное сердце не придет в чистоту (см.: Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. М., 2007. С. 17). «Кто уклоняется от скорбей, – учит преподобный Исаак Сирин, – тот вполне разлучается, несомненно, и с добродетелию. Если вожделеваешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь. Ибо скорби рождают смирение… Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости» (Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М., 1993. С. 149).

[4] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 5. М.: Сретенский м-рь, 1998. С. 131–132. Так учит о действии на нас скорбей преподобный Марк Подвижник: скорбь обнаруживает настроение нашей воли, вскрывает тайно владеющие нами злые мысли, после чего Господь подает и смиренномудрие (см.: Марк Подвижник, преподобный. Наставления // Добротолюбие: В 5 т. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. Т. 1. С. 509, 550, 558). «Когда болезнь, скудость, истощение тела и боязнь для тела, – говорит святой Исаак Сирин, – возмущают мысль твою и препятствуют радости упования твоего и попечению о Господе, тогда знай, что живет в тебе тело, а не Христос» (Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. С. 433).

[5] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству. С. 126.

[6] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетическая проповедь // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 4. М.: Сретенский м-рь, 1997. С. 187.

[7] Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. С. 188. «Уничтожь искушения и помыслы – и не будет ни одного святого, – учит авва Зосима. – Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни» (Зосима, авва, блаженный. Собеседования // Добротолюбие. Т. 3. С. 108). «В какой мере не имеет душа достаточных сил для великих искушений, – наставляет преподобный Исаак Сирин, – в такой же она недостаточна и для великих дарований, и как возбранен к ней доступ великим искушениям, так возбраняются ей и великие дарования, потому что Бог не дает великого дарования без великого искушения» (Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. С 388).

[8] Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. С. 458. И здесь святитель Игнатий следует всецело духу наставлений святого Исаака Сирина, которые таковы: «Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякого доброго усовершенствования… Но никто не может ощущать немощь свою, если не будет попущено на него хотя малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу… Ибо умудриться человеку в духовных бранях, познать своего Промыслителя, ощутить Бога своего и сокровенно утвердиться в вере в Него – невозможно иначе, как только по силе выдержанного им испытания» (Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. С. 333).

[9] Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. С. 331. Собственные слова святого Исаака: «Отдай долг страстей, когда бываешь побежден и побеждаешь» (Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. С. 262).

[10] Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. С. 538.

[11] Там же. С. 216. Слова святого Исаака, на которые ссылается святитель, таковы: «Прежде искушений человек молится Богу, как чужой кто. Когда же входит в искушения по любви к Богу и не допускает в себя изменения (то есть пребудет непоколебим), тогда поставляется пред Богом как бы имеющий Его должником своим и как искренний друг; потому что, во исполнение воли Божией, вел брань с врагом Божиим и победил его» (Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. С. 30). То есть мысль святого Исаака та, что «своим» человек становится Богу, когда оказывается в искушении верен Ему до конца. Подтверждают это и следующие слова святого Исаака: «Вследствие любви, какую святые показали к Богу тем, что страждут за имя Его, когда Он содержит их в тесноте, но не отступает от возлюбленных Им, – сердце святых приобретает дерзновение взирать на Бога непокровенным лицем и просить Его с упованием» (Там же. С. 156–157).

[12] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству. С. 129–130.

Одним из страшных грехов святые отцы называют гордыню. Даже в Евангелии сказано, что Бог благоволит смиренным, а от гордых отворачивается и противится им. Но не каждый человек в современном мире может, что называется, переступить через себя, перетерпеть, подождать, промолчать.

Чтобы побороть эти качества, нужно обратиться к Богу. Существуют специальные молитвы о даровании смирения, кротости и терпения. Кому их нужно читать и в каких случаях, узнаем далее.

Однажды на старика напали воры. Они избили его и забрали маленькую иконку Божьей Матери с серебренным обрамлением. После этого старик был брошен умирать в лесу в своей сторожке.

Однако Господь его не бросил. Он дал ему сил добраться до храма. Стариком этим являлся Серафим Саровский – чудотворец и святитель.

Он пришёл во время, когда проводилось богослужение. Прихожане и служители храма находились в ужасе от увиденного, ведь голова старца была проломлена, одежда разорвана и отовсюду текла кровь. Никто уже не сомневался в том, что Серафим умрёт, ведь с такими ранами невозможно было выжить.

Старец не мог ни есть, ни спать. Тело сильно ломило, а боль не давала возможности двигаться. На восьмой день ему явилась Пресвятая Богородица и апостолы. После этого он быстро поправился и встал на ноги, но последствия от нападения преследовали его до конца жизни.

Виновных в муках Серафима вскоре словили, однако святитель не стал ничего им предъявлять. Он сказал тогда, что на всё воля Божья. Однако игумен требовал наказания для виновных. Но Серафим остался непреклонным и пригрозил уходом из монастыря.

Настоятель предупредил Серафима, что грабители не осознают своей вины и продолжат совершать преступления. Но Бог расставил всё по своим местам. Вскоре разбойники пришли к Саровскому, чтобы исповедаться в грехах. Святитель благословил их и отпустил.

Вот молитва богослову Серафиму Саровскому о даровании смирения, послушания и терпения:

«О, великий угодниче Божий, преподобне и богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства.

Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския.

На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету Жизни Вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

В жизни каждого человека происходят ситуации, когда преследует безденежье, неудача или одолевает болезнь. Святые отцы говорят, что всё это мы должны принимать как должное. Ведь Господь посылает людям испытания, чтобы закалить их дух и спасти душу.

Поэтому мы должны благодарить Его за это и извлекать для себя уроки. И тогда скорбь не будет такой сильной.

А вот если люди постоянно винят в своих проблемах окружающих или Господа, то спасение души будет откладываться. Возмущение, гнев, ярость – следствие одного из самых страшных грехов – гордыни. Любое пройденное испытание аннулируется, если человек начинает роптать.

Читайте так же:  Святой арсений молитва

Избавиться от этого можно, если читать молитву о даровании терпения в болезни и других тяжёлых жизненных ситуациях. Вот её слова, с которыми нужно обращаться к Господу:

«Отче милосердия и Боже всякаго утешения! К тебе взываю я во имя Иисуса Христа о даровании мне истиннаго христианскаго терпения. Вооружи меня им против всякой скорби, дабы я в ней был терпелив, ибо это весьма драгоценно. Соделай меня готовым к поднятию на себя креста Христова, терпеливому несению его и твердому пребыванию под ним до конца. Отжени от меня всякий ропот и всякую досаду плоти на тяжесть креста и продолжительность времени его. Предстань, о возлюбленный Иисусе, с Твоим терпением под крестом и на кресте, предстань очам моим и сердцу моему, дабы созерцанием Тебя я ободрялся и укреплялся к постоянному перенесению всего. Соделай, о терпеливый Спаситель, да не утомляюсь в духе моем, но в терпении да вниду чрез страдание и скорбь в Царствие Божие. Мне нужно иметь терпение, дабы, исполнив волю Божию, получить обещанное. Я прошу его у Тебя, благоволи исполнить прошение мое!»

Прежде чем писать слова молитвы, нужно рассказать одну известную библейскую притчу о терпении и смирении. Однажды два ангела постучали в дверь к богачам. Когда им открыли, они попросили дать им ночлег. Хозяева предоставили ангелам место в холодном подвале и даже не позвали к ужину.

В подвале один из ангелов начал заделывать дыру, из которой шёл холод, а второй устроился на полу.

На следующий день ангелы отправились к дому бедняков. Те накормили их и предложили место у печи. Утром хозяева обнаружили, что их корова умерла. К слову, она была единственной кормилицей. Тогда младший ангел спросил старшего, почему всё так несправедливо.

Он ответил, что ночью к беднякам приходила смерть и хотела забрать хозяйку, но он уговорил её взять корову. А стены в подвале богачей вскоре обвалятся, и скряга умножит своё богатство, ведь там спрятан чугунок с золотыми монетами.

Смысл притчи в том, что мы больше переживаем за своё благосостояние и потерю богатства, имущества и забываем выразить благодарность Богу за то, что наши близкие и родные живы.

Чтобы научиться себя пересиливать, не страдать о потерянном, следует читать молитву о смирении и терпении Богоматери (текст можно читать дома и в храме). Звучит она так:

«Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всякую слезу от лица земли: Ты бо человеков болезни отгоняеши и грешных скорби разрешаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево! Всем предстательствуеши, Благая, прибегающим с верою в державный Твой покров: инаго бо не имамы грешнии к Богу в бедах и скорбех присно избавления, обременени грехи многими, Мати Бога Вышняго! Тем же Ти припадаем: избави от всякаго обстояния рабы Твоя! Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, пречистая Богородице Дево: но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению. Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия Рождшая Виновнаго! Радости мое сердце исполни, Дево, иже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи!».

Сейчас в современных семьях заведено конфликтовать и скандалить по мелочам, доказывать свою правоту, проявлять гордыню. Однако Господь учит нас, что брак, семья – это, прежде всего, смирение, кротость, терпение, умение выслушать, простить, решать всё без конфликтов, скандалов, с холодной головой. Поможет в этом молитва Иоанну Кронштадтскому:

«О, кроткий и смиренный сердцем Творче, Жизнодавче, Искупителю, Кормителю и Хранителю наш, Господи Иисусе! Научи Ты нас любви, кротости и смирению Духом Твоим Святым и укрепи нас в сих достолюбезнейших Тебе добродетелях, да не надмевают нашего сердца дары Твои богатые, да ни мним мы, что мы питаем, довольствуем и поддерживаем кого-либо: Ты – общий всех Кормилец – питаешь, довольствуешь и хранишь; все под крылами Твоея благости, щедрот и человеколюбия довольствуются и покоятся, а не под нашими, ибо мы сами имеем нужду укрываться в тени крыл Твоих, – каждое мгновение нашей жизни. Наши очи устремлены к Тебе, Богу нашему, якоже очи раб в руку господий, очи рабыни в руку госпожи своея, дондеже ущедриши нас. Аминь».

Чтобы переносить каждое испытание стойко и не впасть в отчаяние, следует как можно чаще читать такую молитву:

«Хвала Тебе, Отче милосердия и Боже всякаго утешения, что Ты никогда не оставляешь страдальцев Твоих без посещения и утешения. Наказывать – наказываешь Ты их, но смерти не предаешь их; хотя Ты часто бываешь для них Богом сокровенным, но Ты – всех их Спаситель. Это утешение запечатлей, о Господи, в сердце моем и яви его истинным надо мною, когда бедствие близко, а помощника нет. Будь светом моим, когда я сижу во тьме; соделай, чтобы познание грехов моих и того, чего они заслуживают, производило во мне истинное смирение и терпение. Укрепи, когда наступит беда, веру во мне, как в Иакове, чтобы я боролся и не отпускал Тебя, пока Ты не благословишь меня. Соделай, чтобы я в страдании не бежал от Тебя, о Пастырь мой, но чтобы бодрость моя увеличивалась, и я делался ревностнее к молитве и хвале Твоей. Отверзи мне ум, чтобы я разумел Писание, научился из него путям Твоим, и в истинном безмолвии сердца вполне и совершенно предавался Тебе, чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего! Аминь».

Молитва о даровании смирения и терпения (видео) должна читаться со всей внимательностью. Каждое слово нужно проносить сквозь сердце и душу. Все посторонние мысли следует отгонять от себя. Никакого гнева, раздражительности, страха и других негативных эмоций быть не должно – только сосредоточенность и внимание.

Обязательно следует приобрести икону Иисуса Христа, Богородицы, либо святого, которому читается молитва. Хорошо, если перед образом будет гореть церковная свеча.

Комнату, где произносится прошение, нужно выбрать тихую и спокойную. Никакой работающей техники, животных и детей по близости быть не должно. Это позволит максимально сосредоточиться на молитве.

Читать слова лучше в церкви. Это даст возможность максимально отдалиться от насущных проблем и не думать о постороннем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует быть готовым к тому, что молитва сразу не подействует. На приобретение терпения и смирения могут понадобиться месяцы, а то и годы. Некоторые совершают ошибку, полагая, что после первого обращения, их просьба будет выполнена.

Молитва о терпении скорбей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here