Молитва перед обедом и ужином

Предлагаем ознакомиться: Молитва перед обедом и ужином с точным и подробным описанием.

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Краткая молитва перед вкушением пищи

Очи всех, на тя Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаешь Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Помяни, Господи, души усопших рабов твоих, родителей моих, и всех сродников по плоти; прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

Прежде всего, перед тем как приступить к приготовлению еды, надо обязательно помолиться Богу.

Что значит молиться Богу?
Молиться Богу — значит прославлять, благодарить и просить Его о прощении своих грехов и о своих нуждах. Молитва есть благоговейное стремление души человеческой к Богу.

Для чего нужно молиться Богу?
Бог есть наш Творец и Отец. Он заботится обо всех нас более всякого чадолюбивого отца и дает нам все блага в жизни. Им мы живем, движемся и существуем; поэтому мы и должны Ему молиться.

Как мы молимся?
Молимся мы иногда внутренне — умом и сердцем; но так как каждый из нас состоит из души и тела, то большей частью мы произносим молитву вслух, а также сопровождаем ее некоторыми видимыми знаками и телесными действиями: крестным знамением, поклоном в пояс, а для сильнейшего выражения наших благоговейных чувств к Богу и глубокого смирения перед Ним преклоняем колени и делаем поклоны в землю.

Когда нужно молиться?
Молиться следует во всякое время, непрестанно.

Когда особенно надлежит молиться?
Утром, по пробуждении от сна, — чтобы благодарить Бога за сохранение нас в ночи и просить Его благословения на наступающий день.
При начале дела — чтобы просить Божией помощи.
По окончании дела — чтобы благодарить Бога за помощь и успех в деле.
Перед обедом — чтобы Бог благословил нам пищу во здравие.
После обеда — чтобы благодарить Бога, питающего нас.
Вечером, перед отходом ко сну, — чтобы благодарить Бога за проведенный день и просить Его о прощении наших грехов, о мирном и безмятежном сне.
На все случаи положены Православной Церковью особенные молитвы.

Молитва перед обедом и ужином

Отче наш. или:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всяко животно благоволения.

На Тя — на Тебя. Уповают — обращаются с надеждой. Во благовремении — в свое время. Отверзаеши — открываешь. Животно — живое существо, все живущее. Благоволение — доброе расположение к кому-нибудь, милость.

Чего мы просим в этой молитве у Бога?
В этой молитве мы просим, чтобы Бог благословил нам пищу и питие на здоровье.

Что разумеется под рукой Господней?
Под рукой Господней разумеется здесь подаяние нам благ.

Что означают слова исполнявши всяко животно благоволения?
Эти слова означают, что Господь заботится не о людях только, но и о зверях, птицах, рыбах и вообще о всех живущих.

Молитва после обеда и ужина

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Аминь.

Земные блага — все нужное для земной жизни, например, пища и питие.

О чем мы молимся в этой молитве?
В этой молитве мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас пищей и питием, и просим, чтобы Он не лишил нас и Небесного Своего Царства.

Читать эти молитвы следует стоя, обратившись лицом к иконе, которая непременно должна находиться на кухне, вслух или про себя, совершая крестное знамение в начале и в конце молитвы.

Если за столом сидят несколько человек, молитву читает старший по возрасту человек вслух.

Что можно сказать о том, кто во время молитвы неправильно и небрежно крестится или стыдится креститься?

Такой человек не желает исповедовать веру свою в Бога; того постыдится Сам Иисус Христос на Страшном Суде Своем (Мк. 8,38).

Как нужно креститься?
Для совершения крестного знамения три первые пальца правой руки — большой, указательный и средний — складываем вместе; два последние пальца — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони.
Сложенные таким образом пальцы мы кладем на лоб, на живот, на правое и левое плечо.

Что мы выражаем таким складыванием пальцев?
Складыванием вместе трех первых пальцев мы выражаем веру в то, что Бог — Один по Существу, но троичен в Лицах.
Два же пригнутые пальца показывают нашу веру в то, что в Иисусе Христе, Сыне Божием, два естества: Божеское и человеческое.
Изображая на себе крест сложенными пальцами, мы показываем, что спасаемся верой в Иисуса Христа, распятого на Кресте.

Для чего мы осеняем крестом лоб, живот и плечи?
Для просвещения ума, сердца и для укрепления сил.

Быть может, современному человеку покажется странным или вовсе фантастическим утверждение, что от молитвы или настроения может зависеть вкус обеда. Однако в житиях святых есть очень убедительный рассказ на эту тему.

Однажды к святому преподобному Феодисию Печерскому (преставился в 1074 году) приехал в монастырь князь Киевский Изяслав и остался отобедать. На столе были лишь черный хлеб, вода да овощи, однако эти простые кушанья показались князю слаще заморских яств.

Изяслав спросил Феодосия, отчего монастырская трапеза показалась есть столь вкусной. На что преподобный отвечал:

«Князь, наша братия, когда варят пищу или пекут хлеб, вначале берут у настоятеля благословение, потом кладут три поклона перед алтарем, зажигают свечку от лампады перед иконой Спасителя и этой свечкой разводят огонь в кухне и пекарне.

Когда же нужно вливать воду в котел, служитель также испрашивает на это благословение у старца.
Таким образом, у нас все делается с благословением.

Читайте так же:  Молитвы православные о защите дома

Твои же слуги каждое дело начинают с ропотом и досадой друг на друга. А где есть грех, там не может быть удовольствия. Кроме того, ваши дворовые управляющие часто бьют слуг за малейшую провинность, а слезы обиженных добавляют горечи в кушанья, сколь бы они дороги не были».

Относительно приема пищи Церковь не дает особых рекомендаций, однако перед утренней службой и уж тем более перед причащением есть нельзя. Этот запрет существует для того, чтобы отягощенное пищей тело не отвлекало душу от молитвы и причастия.

В чем состоит таинство причащения?
В том, что христианин принимает под видом хлеба истинное Тело Христово, а под видом вина истинную Кровь Христову для соединения с Господом Иисусом Христом и для вечной блаженной жизни с Ним (Ин. 6, 54—56).

Как должно приготовляться к святому причащению?
Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен прежде говеть, т.е. поститься, больше молиться в церкви и дома, примириться со всеми и потом исповедоваться.

Часто ли должно причащаться?
Должно причащаться как можно чаще, по крайней мере, раз в месяц и обязательно во все посты (Великий, Рождественский, Успенский и Петров); иначе несправедливо называться православным христианином.

За какой церковной службой совершается таинство причащения?
За Божественной литургией, или обедней, почему эта служба и считается важнее других служб церковных, например, вечерни, утрени и других.

В богослужебной практике Русская Православная Церковь пользуется Типиконом. Типикон, или Устав — богослужебная книга, содержащая в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах.

В Типиконе также уделяется большое внимание и вкушаемой верующи ми пище. Однако светскому человеку не стоит буквально выполнять все указания, содержащиеся в Уставе, ибо ориентирован он прежде всего на монастырскую братию.

Простите и благословите, честный отче! В молитве перед ужином мы, все старообрядцы, читаем 27-й стих 21-го псалма «Ядят нищии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века». Читая толкования Святых Отцов церкви, натолкнулся на то, что почти все они поясняют этот стих как пророчество о таинстве Евхаристии. Какое же тогда отношение этот стих имеет к обычной трапезе, которая нередко заканчивается насыщением чрева? Поясните, Христа ради. И нет ли пояснений о том, почему именно те или иные молитвы читаются до (после) обеда (ужина). Спаси Христос!

Бог простит и благословит! Толковый Псалтырь Евфимия Зигабена объясняет этот стих так: «Будут есть бывшие прежде нищими в благочестии и добродетели, по Феодориту, язычники, или нищие в человеческом богатстве, ибо истинные христиане нестяжательны и бедны. Они ядят пищу Евангельского учения, как питающую и растящую душу», далее, как вы и сказали, идет разговор о Евхаристии. Думаю, что объяснение можно посмотреть в Уставе иноческого жития преп. Иосифа Волоцкого для организованной им «обители Преславныя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения». Во втором слове сказано: «Глаголют бо Святии отцы о сем, яко Святый жертвенник и братняя трапеза во время обеда равна суть».

Возможно, выбирая эти строки для молитвы перед ужином, отцы хотели обратить внимание на необходимость благоговейной тишины и внимания к себе при трапезе, чтобы можно было сказать «Ангел за трапезой».

В качестве одного из вариантов, почему именно вечерняя трапеза оказалась связанной с этой фразой, можно предположить, что евхаристия, трапеза любви, агапа, совершалась вечером, т.е. это отголосок первохристианских времен и апостольской традиции. Слово Евхаристия с греческого (εὐ-χᾰριστία переводится как благодарение, благодарность, признательность от греческого εὖ — добро, благо и χάρις — почитание, честь, уважение).

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Молитвы перед приемом пищи

Очень важно, перед и после приема пищи, произнести небольшую молитву.

Молитва перед обедом и ужином

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.
Это сильная молитва. Но можно во такую молитву:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всяко животно благоволения.

На Тя — на Тебя. Уповают — обращаются с надеждой. Во благовремении — в свое время. Отверзаеши — открываешь. Животно — живое существо, все живущее. Благоволение — доброе расположение к кому-нибудь, милость.

Какие наши просьбы у Бога в этой молитве?
Несомненно, что в молитве каждый из нас просит Его о благословлении пищи, еды на здоровье.

В молитве под рукой Господней подразумевается подаяние всем нам благ.

А вы не задумывались о том, что же на самом деле означает выражение исполнявши всяко животно благоволения?
Это выражение означает, что Господь заботится как о людях, так и о всех живущих на планете птицах, зверях, рыбах и всех остальных живых существ.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Аминь.

Земные блага — это все что нужно нам для жизни на земле, например, питание, пища.

О чем в этой молитве мы молимся?
В этой молитве каждый произносящий эти слова благодарит Бога за то, что Бог насытил нас питием и пищей, а так же просим Господа о том, чтоб мы не были лишены Небесного Своего Царства.

Эти молитвы необходимо читать стоя, повернувшись лицом к иконе, которая обязательно должна быть расположена на кухне. Молитву можно произносить вслух или же про себя, совершая как вначале, так и в конце молитвы крестное знамение.

Если за столом находятся несколько человек, то данная молитва читается вслух старшим по возрасту человеком.

Читайте так же:  Молитвы на ответную любовь

Если человек во время молитвы небрежно и неправильно крестится или же стыдится и не желает креститься?

О таком человеке можно сказать, что у него нет желания исповедовать свою веру в Бога.

Как надо правильно креститься?
Для того, чтобы правильно совершить крестное знамение необходимо сложить вместе три первые пальца правой руки — большой, указательный и средний; а два оставшихся пальца: безымянный и мизинец — необходимо пригнуть к ладони.
После того как мы сложили так пальцы мы кладем крестное знамение сначала на лоб, затем по очереди на живот, на правое плечо и на левое плечо.

Что означает складывание пальцев таким образом?
Складывание трех первых пальцев вместе означает нашу веру в единого Бога — Один по Существу, но при этом троичен в Лицах.
Пригнутые два пальца означают веру в то, что в Сыне Божием, Иисусе Христе, два естества одновременно: Божеское и человеческое.
Делая на себе крестное знамение в виде креста сложенными пальцами, мы показываем, что спасаем себя верой в Иисуса Христа, которого распяли на Кресте.

Для чего мы себе крестом осеняем лоб, живот и плечи?
Это действие делается для просвещения ума, сердца и укрепления сил.

Может современный человек скажет, что вкус обеда не может зависеть от настроения или же от молитвы, что это фантастическое выражение, но есть очень убедительный рассказ в житиях святых на данную тему.

Однажды в монастырь к святому преподобному Феодисию Печерскому приехал князь Киевский Изяслав и по традиции остался отобедать. На столе стояли «яства»: овощи, черный хлеб да вода, которые князю показались слаще заморских яств, хоть и были самими простыми.

Князь Киевский спросил Феодосия, почему трапеза в монастыре ему показалась столь вкусной. На что он получил от преподобного ответ:

«Князь, когда наша братия печет хлеб, варит пищу, сначала у настоятеля берут благословение, затем перед алтарем кладут три поклона, перед иконой Спасителя зажигают от лампады свечку и именно этой свечкой разводят огонь в пекарне и кухне.
Служитель испрашивает благословение у старца и в тот момент, когда нужно вливать воду в котел.
То есть все действия у нас делаются с благословением.
А вот твои слуги любое дело начинают с досадой друг на друга и ропотом. А ведь именно там где существует грех, то там не будет удовольствия. Причем ваши управляющие за любую провинность бьют слуг, а их слезы добавляют при этом горечи в ваши кушанья, хоть они и очень дорогие».

Церковь особенных рекомендаций по приему пищи не дает, но перед утренней службой и особенно перед причащением принимать еду нельзя. Данный запрет существует, чтобы отягощенное тело пищей не могло отвлечь душу от молитвы или причастия.

Я, к сожалению, только недавно оценил книгу, изданную нашим издательством несколько лет назад. Это сборник православных братских молитв конца XIX века, широко использовавшихся в Крестовоздвиженском трудовом братстве Николая Николаевича Неплюева.

Он известен под названием «Звуки души», что для нашего времени, к сожалению, не вполне адекватно. Рекомендую его всем стремящимся к общинно-братской жизни в нашей церкви. Вот, к примеру, какие молитвы до и после трапезы:

Перед пищею

Отче наш! Да будет нам вкушение пищи во здравие тела, доколе Ты, Господи, не призна́ешь нас достойными прощения; доколе Ты, Господи, не соизволишь унижение земной жизни нашей сменить славою и радостью Жизни небесной!

Отче наш! Как хлеб прело́мленный рассеян был по полям, собран и сделан единым, так да соберётся Церковь Твоя в Братство Христово на земле и Царство Твоё на Небе, так да соединятся умы наши в сознании одной правды Твоей и сердца наши – в одну вдохновенную любовь к Тебе и верным чадам Твоим. Посети, Господи, братство наше благодатью Твоею; дару́й нам всем быть как один ум и одно сердце. Сподоби нас, утоляя голод тела, пребывать алчущими и жаждущими правды Твоей и Царства Твоего, пока, как блудные сыны, мы не вернёмся в чертог Твой. Там насытятся души наши благодатным причастием мудрости, вдохновения, силы и славы Твоей!

Благодарение (за трапезу)

Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, испове́дуем, Тебе, Источнику всех благ, благодарение приносим, ибо насытил нас на сей день хлебом духовным и жажду души́ водою живою утолил. Молим Тебя, Многомилостивый Господи, во всё продолжение земного странствия нашего на всякий день хлеб духовный и воду живую подай нам, да будем днём под сенью облака Твоего, и ночью свет Твой путь нам да озарит!

Господи, в пустыне жизни ниспошли нам манну небесную, и из камней сухих источники воды живой да истекут. Господи, в пустыне жизни да будет нам виде́ние Креста Твоего от уязвлений земных во спасение. Господи, в пустыне жизни на пути в землю обетова́нную Царства Твоего (Сам) положи охрану устам нашим, да не сотворим безумия пред Тобой и малодушным ропотом Тебя не прогневим.

Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем, Тебе, Источнику всех благ, благодарение приносим. Ты созда́л человека, в раю светлом поселил его. Ты жалеешь блудного сына и Словом Превечным зовёшь нас вернуться в чертоги родины небесной. Ты прощаешь разбойника кающегося и сердце сокрушенное не уничижаешь. Да будет благословенно могущество Твоё, да будет благословенна мудрость Твоя, да будет благословенно вдохновение вечное вечной любви Твоей.

Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем, Тебе, Источнику всех благ, благодарение приносим. Помяни нас, Господи, во Царствии Твоём. Сподоби нас в одеждах брачных со светильниками горящими в чертог Твой войти и Тебя на престоле славы Твоей узреть там, где хвалят Тебя все силы небесные!

Судя по содержанию этих молитв, они могут быть использованы как ежедневно, так и особенно в начале и в конце традиционных агап. И насколько они лучше тех, которые обычно используются в нашей православной среде! Кто желает, сравните сами:

Перед обедом

Очи всех на Тя, Господи, уповают,
и Ты даеши им пищу во благовремении:
отверзаеши Ты щедрую руку Твою
и исполняеши всякое животно благоволения.

После обеда

Благодарим Тя, Христе Боже наш,
яко насытил еси нас земных Твоих благ;
не лиши нас и Небесного Твоего Царствия,
но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им,
прииди к нам и спаси нас.

Перед ужином

Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века.

После ужина

Возвеселил ны еси, Господи, в творениих Твоих,
и в делех руку Твоею возрадуемся.
Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи,
дал еси веселие в сердце моем,
от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.
В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Читайте так же:  Как быстро продать машину молитва

Те же молитвы в русском переводе (С.С. Аверинцева и моем):

Перед обедом

Очи всех, Господи, уповают на Тебя,
и Ты во благовре́мение даёшь им снедь;
Ты отверзаешь [щедрую] руку Твою
и всякое животное полнишь благ (Пс 144:15-16).

После обеда

Благодарим Тебя, Христе Боже наш, /
ибо Ты насытил нас земными Твоими дара́ми, /
не лиши нас и Небесного Твоего Царства, /
и как посреди́ учеников Своих Ты яви́лся, Спаситель, им дару́я мир, //
приди́ и к нам и спаси нас!

Перед ужином

Пусть убогие до́сыта едя́т,
Да восхва́лят Господа взыска́вшие Его!
Да оживут сердца́ их вовек! (Пс 21:27)

После ужина

Радость нам, Господи, дела Твои,
мы ликуем о творениях рук Твоих (Пс 91:5).
Ты яви́л нам свет лица Твоего, Господи!
Ты наполнил сердца́ наши весельем,
ибо пло́дом хлеба и вина [и елея] мы насытились!
С миром мы ляжем и спокойно уснём,
ибо один Ты, Господи, даёшь нам жить с надеждою! (Пс 4:7-9)

Вставши пред святыми иконами, по при­готовлении трапезы, говори:

З а моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

О тче наш, Иже еси́ на́ небесех. Да свя­ти́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим. И не введи́ нас во искуше́ние. Но изба́ви нас от лука́ваго (поклон).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Г о́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

З а моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Видео (кликните для воспроизведения).

Б о́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному (поклон).

С озда́выи мя, Го́споди, и поми́луй мя (поклон).

Б ез числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя гре́шнаго (поклон).

С благоговением садись за стол. Пред на­чалом пищи старший должен вслух сказать молитву Исусову, а присутствующие дол­жны ответить: «Ами́нь».

И потом говорят: «Благослови́те поку­́шать». Старший отвечает: «Бог благослови́т». И с молитвой и молчанием кушают во славу Божию.

Если прилучится кому-либо из християн войти в горницу во время трапезы, то он должен сказать: «Ангел за трапе́зой». Сидящие за столом отвечают: «Неви́димо предстои́т».

По окончании трапезы огради себя кре́стным зна́мением и выходи из-за стола; встав пред святыми иконами, говори:

З а моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Д осто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дице, при́сно блаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло­́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу, Тя ве­лича́ем (поклон поясной).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Г о́споди поми́луй, Го́споди поми́луй. Го́споди благослови́ (поклон).

З а моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

И 12 поклонов с Исусовой молитвой:

Г о́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй мя гре́шнаго.

Далее помолись о здравии и спасении ми­лующих и питающих, по три раза произнося с поклонами:

М и́лостиве Го́споди, спаси́ и поми́луй раб Свои́х, ми́лующих и пита́ющих нас (имя рек, поклон).

И зба́ви их от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жди (поклон).

О т вся́кия боле́зни, душе́вныя и теле́с­ныя (поклон).

И прости́ им вся́кое согреше́ние, во́ль­ное и нево́льное (поклон).

И душа́м на́шим поле́зная сотвори́ (поклон).

Затем три поклона с молитвою мытаря: «Бо́же, ми́лостив».

После этого поблагодари за трапезу и скажи:

«Спаси́ вас Христо́с и сохрани́ на мно́гая ле́та!»

В некоторых местах имеется обычай: после молитвы «О здра́вии и спасе́нии» поют три раза «И сохрани́ их на мно́гая ле́та», а после этого молятся три поклона с молитвою мытаря и благодарят за трапезу.

З а моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди. Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Я дя́т ни́щии и насы́тятся, и восхва́лят Го́спода взыска́юшии Его́, жива́ бу́дут сердца́ их в век ве́ка.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Г о́споди помилуй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

З а моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Затем три поклона с молитвою мытаря: «Бо́же, ми́лостив». И далее все, как указано в молитвах пред обедом.

З а моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь. Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́­споди благослови́ (без поклонов).

Б ысть чре́во Твое́ свята́я трапе́за, иму­́ще небе́снаго хле́ба Христа́, от Него́ же всяк яды́и не умира́ет, я́ко же рече́ вся́­ческих, Богоро́дице, Пита́тель. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину се­рафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем (поклон).

В озвесели́л мя еси́, Го́споди, в тва́ри Твое́й, и в де́лех ру́ку Твое́ю возра́дуюся. Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го­́споди, дал еси́ весе́лие в се́рдцы мое́м. От плода́ пшени́цы, вина́ и еле́я своего́ умно́жишася. В ми́ре вку́пе усну́ и почи́ю, я́ко Ты, Го́споди, еди́наго на упова́ние всели́л мя еси́.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Г о́споди помилуй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

З а моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Затем 12 поклонов с Исусовой молитвой. И далее все, как указано в молитвах после обеда.

Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).

Молитва на благословение пищи и пития мирянам — тут есть варианты:

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (И перекрестить пищу и питие.)
Перед вкушением пищи
Oтче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Читайте так же:  Молитва в течение 40 дней после смерти
Или: Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения.

Читает кто-то один. Как правило — глава семьи. Он же крестит пищу.
Все остальные, и он, после прочтения молитвы осеняют каждый себя крестным знамением.

Если вы дома/в ресторане, принимаете друзеё/родственников/знакомых — дома-недома — это ваша территория, и вы командуете парадом. Пусть потерпят пока вы, и ваши со-верующие прочитаете положенные молитвы.

Если вы в гостях тихонько прочитайте молитву, если в гостях у иноверцев, или инославных — пока они читают своё — вы своё, тут, представьте — стеснения меньше — все всё понимают.

Не хотите пить — не пейте. Не верю, что можно заставить. ну. в сильно наглые компании можно просто не ходить.
Но бокал вина, или 50 грамм вполне можно растянуть на весь вечер.

Добавлю от себя.
для меня мои друзья и родственники в ресторанах постное заказывают. Знают — иначе не приду.

В двунадесятые праздники и Пасху молитвы перед едой заменяют чтением (пением) праздничного тропаря. Тропари можно найти в молитвослове или календаре.

Óтче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Или можно читать эту молитву

О́ чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния (строки из Пс. 144 ). 1

Перевод: Очи всех уповают на Тебя, Господи, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.

Читается сразу после одной из молитв, расположенных выше

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)

Перевод: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.

Перевод: Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам, и спаси нас.

Если на поминальной трапе́зе присутствует иере́й, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется О́ тче на́ш… и следует благословение трапезы.

Если же в числе присутствующих нет иере́я, то после трех обычных поклонов:

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, поми́луй на́с. Ами́нь.

Перевод: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй на́с (Три́жды с поклонами.)

Перевод: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

Сла́ва, и ны́не . 2 Ами́нь. Пресвята́я Тро́ице, поми́луй на́с; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Перевод: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Го́споди, поми́луй (Три́жды).

О́тче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

И заупокойные тропари́: C о ду́хи пра́ведных сконча́вшихся ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю́ во блаже́нней жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.

Перевод: Со духами праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоей), Спаситель, упокой, сохраняя ее в блаженной жизни, той, что у Тебя, Человеколюбец.

В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси́ святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́), я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

Перевод: В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои обретают покой, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоей), ибо Ты Один – Человеколюбец.

Сла́ва: Ты́ еси́ Бо́г, соше́дый во а́д и у́зы окова́нных разреши́вый. Са́м и ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́) упоко́й.

Перевод: Ты – Бог наш, сошедший во ад и муки узников прекративший, Сам и душу раба Твоего (рабы Твоей) упокой.

И ны́не: Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́ (ея́).

Перевод: Единая Чистая и Непорочная Дева, Бога во чреве носившая неизреченно, ходатайствуй о спасении души раба Твоего (рабы Твоей).

Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: П омяни́, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (усопшей рабы́ Твоея́) и́мя (покло́н). Ели́ка в житии́ се́м я́ко челове́к согреши́, Ты́ же, я́ко Человеколю́бец Бо́г, поми́луй (покло́н), и ве́чныя му́ки изба́ви (покло́н), и Небе́снаго Ца́рствия прича́стником (причастницей) учини́ (покло́н), и душа́м на́шим поле́зное сотвори́ (покло́н).

После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы О́ тче на́ш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихи́ру на гла́с 6-й:

Читайте так же:  Какую молитву читать при завязывании красной нити на запястье левой руки

Зря́ще мя́ безгла́сна,/ и бездыха́нна предлежа́ща,/ воспла́чите о мне́, бра́тие и дру́зи,/ сро́дницы и зна́емии:/ вчера́шний бо де́нь бесе́довах с ва́ми,/ и внеза́пу на́йде на мя́ стра́шный ча́с сме́ртный;/ но прииди́те вси́ лю́бящии мя́,/ и целу́йте мя́ после́дним целова́нием,/ не ктому́ бо с ва́ми похожду́/ или́ собесе́дую про́чее;/ к Судии́ бо отхожду́,/ иде́же не́сть лицеприя́тия:/ ра́б бо и влады́ка вку́пе предстоя́т,/ ца́рь и во́ин, бога́тый и убо́гий/ в ра́внем досто́инстве:/ ки́йждо от свои́х де́л/ или́ просла́вится, или́ постыди́тся./ Но прошу́ все́х и молю́,/ непреста́нно о мне́ моли́теся Христу́ Бо́гу,/ да не низведе́н (низведена) бу́ду по грехо́м мои́м на ме́сто муче́ния,/ но да вчини́т мя́, иде́же Све́т живо́тный.

Перевод: Видя меня безгласным и бездыханным пред вами лежащим (безгласную и бездыханную пред вами лежащую), восплачьте (все) обо мне: братья и друзья, родные и знакомые: ведь вчерашний день я беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти. Но придите, все любящие меня, и целуйте меня последним целованием: ведь не буду уже с вами ходить, или собеседовать впредь. Ибо к Судии я отхожу, где нет лицеприятия: ведь раб и владыка там вместе предстоят, царь и воин, богатый и бедный в равном достоинстве: ибо каждый от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю непрестанно обо мне молиться Христу Богу, чтобы не был я низведен (не была я низведена) по грехам моим на место мучения, но да поместит Он меня туда, где свет жизни.

Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихи́ра, гла́с 8-й:

Пла́чу и рыда́ю,/ егда́ помышля́ю сме́рть,/ и ви́жду во гробе́х лежа́щую/ по о́бразу Бо́жию созда́нную на́шу красоту́,/ безобразну, безсла́вну,/ не иму́щую ви́да./ О чудесе́! Что́ сие́ е́же о на́с бы́сть та́инство?/ Ка́ко преда́хомся тле́нию,/ ка́ко сопряго́хомся сме́рти?/ Вои́стинну Бо́га повеле́нием,/ я́коже пи́сано е́сть,/ Подаю́щаго преста́вльшемуся (преста́вльшейся) упокое́ние.

Перевод: Плачу и рыдаю, когда себе представлю смерть и увижу в гробницах лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразной, бесславной, не имеющей вида. О чудо! Что это за совершившееся над нами таинство? Как мы были преданы тлению? Как сочетались со смертью? Воистину повелением Бога, как написано, подающего преставившимся упокоение.

Зате́м иере́й: В о блаже́нном успе́нии рабу́ Бо́жию (рабе́ Бо́жией) и́мя, преста́вльшемуся (преста́вльшейся) ве́чная па́мять.

Перевод: Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшему рабу Твоему (усопшей рабе Твоей), и сотвори ему (или ей) вечную память!)

В отсутствие иере́я ста́рший из миря́н: Р абу́ Бо́жию (рабе́ Бо́жией) преста́вльшемуся (преста́вльшейся) ве́чная па́мять.

Все́: В е́чная па́мять (три́жды).

Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, по вели́кой ско́рби Креста́ и страда́ний Твои́х ра́дости безме́рной тридне́вным воскресе́нием все́х испо́лнивый! Благодари́м Тя́, я́ко сподо́бил еси́ ны́не и на́с, по́прище поста́ соверши́вших, дости́гнути святы́х си́х дне́й и ра́дости све́тлаго Твоего́ воскресе́ния прича́стниками бы́ти. Благодари́м Тя́, я́ко по милосе́рдию Твоему́ и неизрече́нному снисхожде́нию к не́мощем на́шим утеша́еши на́с и трапе́зою пра́здничною в подкрепле́ние и услажде́ние немощно́й пло́ти. Те́мже мо́лим Тя́, благослови́ се́й пасха́льный хле́б, млеко́ огусте́вшее, я́ица и про́чия пасха́льныя сне́ди, наипа́че си́и, от ни́хже, повину́ющеся Уста́ву Це́ркви, в мимоше́дшие дни́ поста́ возде́рживались рабы́ Твои́, да бу́дут они́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость, да вся́кое дово́льство иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от полноты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити Тя́, Воскре́сшаго, пита́ющаго и утеша́ющаго на́с, ку́пно же с Тобо́ю и Безнача́льнаго Твоего́ Отца́ и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва сия может быть прочитана иереем или старейшим из присутствующих на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, по вели́кой ско́рби Креста́ и страда́ний Твои́х, ра́дости безме́рной тридне́вным воскресе́нием вся́ испо́лнивый! Благодари́м Тя́, я́ко сподо́бил еси́ и на́с, по́прище поста́ соверши́вших, дости́гнути святы́х си́х дне́й и ра́дости све́тлаго Твоего́ воскресе́ния прича́стниками бы́ти. Мо́лим Тя́: благослови́ и освяти́ хле́бы сии́, и́хже рабы́ Твои́ по ску́дости свое́й вме́сто пасхальных сне́дей угото́ваша и пред Твое́ Свято́е Лице́ принесо́ша. Да бу́дут они́ вкуша́ющим и́х ве́рным в сла́дость и утеше́ние, и ску́дость трапе́зы да не омрачит пра́здничной ра́дости люде́й Твои́х. Све́том воскресе́ния да разсеяны бу́дут все́ ско́рби и печа́ли, да все́ и богатые и убогие, и изобилующие, и в ску́дости сущие сла́вят Тя́, Воскре́сшаго, и в ско́рбях отра́ду на́м Подаю́щаго, ку́пно же с Тобо́ю и Безнача́льнаго Твоего́ Отца́ и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

(Если праздник Успения Пресвятой Богородицы случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш! Благодари́м Тя́, я́ко дарова́л еси́ на́м, по́прище поста́ святы́х апо́столов прешедшим, дости́гнути пра́здника сла́вных Первоверховников Петра́ и Па́вла.
М о́лим Тя́, отверза́ющаго ще́друю ру́ку Твою́, исполняющего все́ живу́щее бла́г Твои́х, даю́щаго все́м пи́щу, соответствующую вре́мени и правилам церко́вным, благослови́ пра́здничныя сне́ди, ве́рным лю́дем Твои́м угото́ванныя, наипа́че сия́, от ни́хже повину́ющеся Уста́ву Це́ркви Твоея́, в мимошедшие дни́ поста́ возде́рживались рабы́ Твои́, да бу́дут оне́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость. Да вси́ мы́ вся́кое дово́льство иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от полноты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити Тя́, пита́ющаго и утеша́ющаго на́с, ку́пно же и Безнача́льнаго Твоего́ Отца́ и Пресвята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

2 Сокращение «Слава» следует читать как «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Сокращение «и ныне»: «и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Видео (кликните для воспроизведения).

3 Скоро́мная пи́ща – продукты животного происхождения, не дозволенные в пост: мясные и молочные продукты, яйца.

Молитва перед обедом и ужином
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here