Молитва Святителю василию кинешемскому

Предлагаем ознакомиться: Молитва Святителю василию кинешемскому с точным и подробным описанием.

Этот благочестивый архипастырь был оболган и изгнан из Мурома — со своей первой кафедры. С иконой Божией Матери «Муромская» чудесным образом перебрался по Оке в Рязань, где и был принят рязанцами с радостью. После смерти почитался ими «присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником». Почитается как покровитель путешествующих и моряков. Его просят о молитвенной помощи в несправедливых обвинениях и гонениях.

Первее в Муроме святительством почтен был еси, из негоже неправедно изгоняемь, на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси, на нейже паче естества, яко безплотен, по водам шествие творя, промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляемь, богоспасаемаго града Рязани достигл еси и, в нем архиерейства престол восприим, богоданную паству Рязанскую добре упасл еси. Святителю отче наш Василие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Яко многосветлая звезда от Мурома возсиял еси, святителю Василие, по водам же дошед до града нашего Рязани, Церковь Божию добре упасл еси, просвещая люди учением и житием твоим. Поминай и ныне чада твоя, молим тя, наставниче наш добрый, и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися, да благодарнею душею зовем ти: Радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.

Величаем тя, святителю отче наш Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Святитель Василий Великий — один из величайших богословов и гимнографов, толкователь Писания, церковный благотворитель, аскет, именно приложил усилия для включения в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до этого развивавшегося стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь называет его Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры, монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за помощью в учебе, делах благотворительности и вообще во всяком занятии. Издавна считается покровителем садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая.

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господьство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.

О великий и преславный святителю Христов, всея вселенския Церкве учителю богомудрый, православия твердый исповедниче и поборниче, всеблаженне отче Василие! Призри от высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето и во вся дни богоугодно в мире и покаянии поживем и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу воспевати и славити, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

О великий и пресвятый святителю, отче Василие! Призри от высот небесных на нас, раб Божиих (имена), и умоли Господа, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление и во всех нуждах, скорбех и искушениях скорое поможе-ние, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии во вся дни богоугодно в мире и покаянии поживем и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, воспевати и славити во веки веков.

  • «Беседа первая. О посте» — святитель Василий Великий
  • «Беседа вторая. О посте» — святитель Василий Великий
  • «Беседа третья. На слова: внемли себе» — святитель Василий Великий
  • «Беседа четвертая. О Благодарении» — святитель Василий Великий
  • «Беседа пятая. На память мученицы Иулитты» — святитель Василий Великий
  • «Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки» — святитель Василий Великий
  • «Беседа седьмая. К обогащающимся» — святитель Василий Великий
  • «Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи» — святитель Василий Великий
  • «Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла» — святитель Василий Великий
  • «Беседа десятая. На гневливых» — святитель Василий Великий
  • «Беседа одиннадцатая. О зависти» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей» — святитель Василий Великий
  • «Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения» — святитель Василий Великий
  • «Беседа пятнадцатая. О вере» — святитель Василий Великий
  • «Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово» — святитель Василий Великий
  • «Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама» — святитель Василий Великий
  • «Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия» — святитель Василий Великий
  • «Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двадцатая. О смиренномудрии» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двадцать пятая. О милости и о суде» — святитель Василий Великий
  • «Беседа двадцать шестая. Утешение больному» — святитель Василий Великий
  • «Гомилия на Святое Рождество Христово» — святитель Василий Великий
  • «Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию» — святитель Василий Великий
  • «Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию» — святитель Василий Великий
  • «Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому» — святитель Василий Великий
  • «Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому» — святитель Василий Великий
  • «Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому» — святитель Василий Великий
  • «Каноническое послание к хорепископам» — святитель Василий Великий
  • «Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси» — святитель Василий Великий
  • «Послание к Григорию пресвитеру» — святитель Василий Великий
  • «Послание к Диодору епископу Тарскому» — святитель Василий Великий
  • «Послание к епископам» — святитель Василий Великий
  • «Нравственные правила» — святитель Василий Великий
  • «Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве» — святитель Василий Великий
  • «Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах» — святитель Василий Великий
  • «Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон» — святитель Василий Великий
  • «О подвижничестве» — святитель Василий Великий
  • «О Предании Церковном» — святитель Василий Великий
  • «О Святом Духе» — святитель Василий Великий
  • «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия» — святитель Василий Великий
  • «Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию» — святитель Василий Великий
  • «Коленопреклоненные молитвы на Троицу» — святитель Василий Великий
  • «Сотницы» — святитель Василий Великий
  • «Письма к разным лицам. Часть первая» — святитель Василий Великий
  • «Письма к разным лицам. Часть вторая» — святитель Василий Великий
  • «Письма к разным лицам. Часть третья» — святитель Василий Великий
  • «Беседы на псалмы» — святитель Василий Великий
  • «Беседы на Шестоднев» — святитель Василий Великий
  • «Толкование на книгу пророка Исаии» — святитель Василий Великий
Читайте так же:  Православие молитвы перед исповедью

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 — 2019

Жестокие гонения со стороны советской власти дали Церкви много новых прославленных святых, в сонм которых вошел также епископ Кинешемский Василий (Преображенский). Как и другим священникам, жившим и служившим в то непростое время, владыке пришлось перенести жесточайшие допросы, лагеря, ссылки.

Владыка Василий, в миру Вениамин Сергеевич Преображенский, родился в 1876 году в семье, принадлежавшей духовному сословию, — его отец был священником. Местом появления на свет будущего святителя стал городок Кинешме Костромской губернии.

Главную роль в формировании Владыки как будущего служителя церкви сыграли его родители. Они старались всеми силами защитить своих детей от развращающего влияния мира, зная, как трудно удалить из души грехи и страсти, если те уже проросли там. Мальчика с самого рождения окружала атмосфера, подобная монашеской.

Его родители, благочестивые и набожные люди, выходили в город лишь по необходимости. Во внутренний мир семьи не проникала суета окружающей жизни, — новости, пересуды, пустые разговоры оставались где-то далеко, за стенами дома. Это сформировало в мальчике сосредоточенность, углубленность в себя.

Весь дальнейший образ жизни Вениамина строился типично для выходцев из священнического сословия. Он отучился в духовном училище своего города, затем окончил семинарию в Костроме, был студентом и Киевской духовной академии. Получил степень кандидата богословия, а затем и магистра.

На заметку! Будучи преподавателем Воронежской семинарии, написал труд «О скитском патерике», за что и удостоился этого звания.

Несмотря на монашеское воспитание и глубокое духовное образование, Вениамин интересовался вполне земными вещами и хотел пройти свой жизненный путь как светский человек. Хорошо владея многими иностранными языками, для более углубленного их изучения, а также всей европейской культуры, он уехал в Англию, и 1910-1911 года прожил в Лондоне.

После своего возвращения устроился преподавателем истории и языков вначале в гимназию города Миргорода, а затем и в Москву. Вскоре Вениамин окончательно решает свою жизнь посвятить воспитанию подрастающего поколения, заканчивает педагогический институт и его дальнейшие планы становятся неразрывно связаны с этим видом деятельности.

Но Господь решает устроить все иначе.

Однажды, приехав в Кинешму навестить родителей, Вениамин отправился покататься на лодке по Волге. Он был не один, вместе с друзьями. Почему-то лодка внезапно перевернулась и все оказались под водой. Вениамин взмолился, прося Господа о даровании ему спасения и взамен обещая посвятить остаток своей жизни служению церкви. Бог дал ему возможность ухватиться за проплывающую мимо доску и добраться до берега. Все остальные участники прогулки погибли.

После всего произошедшего, а также пережив потрясение революцией, Вениамин в 1917 году окончательно вернулся в свой родной город. Поступил псаломщиком в церковь, в которой до сих пор продолжал служить его престарелый отец.

Будущий святитель развернул в Кинешме и прилегающих населенных пунктах широкую просветительскую деятельность. Открывал православные кружки, основным предназначением которых было детальное изучение Священного Писания. Прививал народу точное и глубокого его понимание, преподавал Закон Божий и детям.

В 20-м году, преодолев сорокалетний рубеж, Вениамин был рукоположен во иерея, через год стал монахом, а вскоре после этого прошел и архиерейскую хиротонию во епископа Кинешемского.

Жизнь владыка вел предельно скромную и простую, с величайшим благоговением относился к богослужению. Он поселился в небольшой баньке, принадлежавшей одной благочестивой женщине. Место это было на окраине города, небольшое и ветхое строение ютилось вдали от суеты и внимания людей. Жил в отказе от самого необходимого, нес тяжелые подвижнические труды, лишения. Постелью святителю служил голый деревянный пол, а вместо подушки он клал полено.

Ежедневно владыка нес огромный труд. Служил в церкви, исповедовал, проповедовал, принимал всех тех, кому нужна была его помощь и совет. Навещал монастыри, кружки, которые он организовал по всей территории епархии.

Интересно! Проповеди святителя привлекали в храм множество людей. Многие из них настолько пленялись его проникновенными речами, что совершенно менялись.

Иные, подражая святителю, полностью посвящали свою жизнь служению Господу и ближним, раздавали свое богатство неимущим и бедным. Когда разразился в Нижнем Поволжье голод, оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома. Владыка в проповеди призвал взять этих детей к себе. И сам, подавая пример, взял попечительство над пятью осиротевшими девочками. Крестьяне настолько впечатлились примером святителя, что многие приняли детей в свои семьи.

Свет веры, исходивший из сердца владыки, достигал и неверующих людей. Какое бы ни было отношение человека к вере и церкви, каждый чувствовал, что слово, произнесенное епископом Василием, соответствует внутренним потребностям души, дарует ей жизнь и смысл происходящего с ней.

Как добрый пастырь он оберегал своих прихожан от всякого греха и заблуждений. В 1922 году появилось еретическое направление в церкви — обновленчество. По всей стране захватывали храмы, изгонялись из них православные священники и архиереи, которых безбожные власти преследовали и обрекали на заключение и смерть.

Владыка, несмотря на то что многие храмы были захвачены, благословлял священников не бросать своих прихожан, а богослужения проводить на площадях. Сам он поступал так же. И на эти богослужения стекалось огромное количество народа. Конечно же, подобная настойчивость и упорство святителя вызывала у властей недовольство, обеспокоенность. Поэтому через два года, которые епископ Василий провел в служении на Кинешемской кафедре, он был приговорен к ссылке в Зырянский край.

Проповеди владыки всегда находили отклик в душах самых разных людей, меняли их образ мышления и жизнь. Вдохновенная речь пастыря стучится и в сердца современных людей и сейчас со страниц книги «Беседы на Евангелие от Марка», которая вышла из-под пера епископа Василия, и считается лучшим его произведением. И несмотря на то что написана в первой половине прошлого века, до сих пор востребована православными читателями.

Трудно оценить глубину смысла Священного Писания без мудрого руководства со стороны опытного наставника. Епископ Кинешемский, всесторонне изучив и применив на практике многие постулаты православной веры, передает накопленный опыт и знания своим читателям. Евангелие он рассматривает как основу духовного, нравственного бытия человека, поэтому книга получилась как своеобразный самоучитель духовной жизни для верующих христиан.

Живя в условиях гонений, епископ Кинешемский не смог в полной мере реализовать себя в издательской, просветительской или другом виде церковной деятельности. Но он сделал намного большее, — отдал свою жизнь для укрепления Церкви, стал ее молитвенным заступником в неведомых обителях духовного мира.

Читайте так же:  Молитва тяжело умирающему

Далее следовали одни за другим аресты, тюрьмы, ссылки. Но и тогда не оставлял владыка своих духовных чад и поддерживал их письмами. В промежутках между ссылками служил, проповедовал, принимал исповеди, и в итоге получал очередной приговор за свой миссионерский подвиг.

  • Летом 1925 года, когда владыка из ссылки вернулся в Кинешму, вокруг него вновь закипела духовная жизнь. Властей беспокоило присутствие его в городе и ему приказали покинуть город. Вместе со своим келейником, который сопровождал его в ссылках, святитель поселился в деревне.
  • 1926 год — назначен епископом Вязниковским, во Владимирской епархии. Здесь закончил работу над «Беседами на Евангелие от Марка». Весной следующего года был выслан из Вязников обратно в Кинешму.
  • 1927 год — возглавил Ивановскую епархию, но к управлению так и не приступил. Власти выслали его в Кострому.
  • 1928 год, ноябрь — ссылка на Урал, в деревню Малоречка Екатеринбургской области, где ежедневно проводил богослужения.
  • 1932 год — вернулся из ссылки и поселился в г. Орле, где прожил почти два года.
  • 1933 год — осужден на 5 лет, провел их в ИТЛ под Рыбинском, помогая строить канал. Его верный келейник попал в лагерь под Мурманском.
  • 1938 год — освобожден, поселился вначале в Рыбинске, а затем перебрался в с. Котово Ярославской области. Устроил храм в бане, тайно служил в нем и собирал людей, организовал кружок единоверцев.
  • 1943 год, ноябрь — сослан в Красноярский край.
  • 1945 год, 13 августа — скончался там же, в с. Бирилюссы.

Помнят и чтут владыку в его родном городе. В Кинешме действует музей, где можно посмотреть личные вещи святителя, которые долгие годы хранились в семьях духовных чад. Среди них кадило, ряса, несколько рукописей и другие предметы быта.

Важно! Мощи владыки находятся там же, в кафедральном соборе и считаются главной святыней храма.

Самого епископа Кинешемского жители города горячо и искренно почитают как своего небесного покровителя. Действует благотворительный фонд, созданный с целью сохранения его наследия. В день памяти святителя, отмечаемого ежегодно 13 августа, широко проходят епархиальные торжества, крестный ход, массовое посещение музея и концерты.

Возбранный архипастырю и исповедниче Христов, в годину безбожия в Российстей земле пострадавый, и велие дерзновение пред Господом стяжавый, моли о людех, недостойными устнами воспевающих ти похвальная, да избавимся от злыя напасти и обстояний, зовущи:
Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Ангелом светоносным подражателю и земнородных наставниче был еси, святителю отче Василие; поистине царским путем к небожителем возшел еси, отонудуже призирая выну на ны грешныя, услыши во умилении вопиющих ти сице:
Радуйся, на служение апостольское от страны Российския призванный,
Радуйся, избрание твое исповеданием веры православныя оправдавый,
Радуйся, житие праведное от юности возлюбивый,
Радуйся, добродетели родителей благочестивых унаследивый,
Радуйся, послушание дивное родителем богомудрым явивый,
Радуйся, измлада воздержанию, молитве и посту прилежавый,
Радуйся, вся соблазны мира сего презревый,
Радуйся, Христу Единому работати вожделевый,
Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Видя Промыслитель о всех Господь доброту души твоея, возжела поставити тя архипастыря словесных овец Своих; чудесным убо образом от потопления в реце Волзе тя, святителю, избавляя, да во умилении сердца вопиеши Богу: Аллилуиа.

Разумом Богопросвещенным уразумел еси, святе Василие, нищету стяжаний земных и тленных, в небесная и вечная ум вперив, возжелал еси прияти образ ангельский, святителя Великаго Василия небесным покровителем имея; приими же и от нас недостойныя похвалы сия:

Радуйся, целомудрия дивное украшение,
Радуйся, чистоты душевныя и телесныя усердный хранителю,
Радуйся, всецело духу твоему плоть поработивый,
Радуйся, нестяжанием твоим вся удививый,
Радуйся, яко прилежал еси молитвам усердным и коленопреклоненным,
Радуйся, каждодневным служением Богу угодивый,
Радуйся, горе устремивый вся помыслы души твоея,
Радуйся, суетство привременное презревый,
Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Силою Божественною преизрядно укрепляем, святе Василие, каждодневныя Богу служения исправлял еси, проповедуя Слово Божие пастве твоей, обходя грады и веси, посещая всех, чающих утешения твоего и научая богоприятно пети всех Творцу: Аллилуия.

Имея ревность о спасении паствы твоея, от зверя душетленнаго стадо твое соблюдая, скверная учения беззаконных обличал еси, и яко огнь опаляющ для безбожных и злых был еси. Мы же почитающе твое непоколебимое мужество, с любовию взываем сице:
Радуйся, громе, сокрушаяй еретическое злочестие,
Радуйся, кающихся грешников надеждо и увеселение,
Радуйся, заблуждающих исправителю прекроткий,
Радуйся, беззаконных обличителю незлобивый,
Радуйся, лжи и всякаго нечестия истребителю,
Радуйся, стада Христова от волков хищных оградителю,
Радуйся, Слова Божия неутомимый проповедниче,
Радуйся, Благодати Божией вместилище,
Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Бури еретическаго злословия не убоялся еси, святителю отче Василие, егда мерзкое обновленчество раскину сети своя, уловляя слабодушныя и маловерныя люди в погибель. Егда же изгнаша тя из храма властию беззаконною и богомерзкою, совершал еси служение посреди града, обильно орошая ланиты своя, слезя и вопия Богу: Аллилуия.

Слышавше словеса спасения от медоточивых устен твоих изливаемыя, множество православных людей на Богослужения твоя стекашеся. Словом истины утешаеми, прославляше Господа за таковаго предивнаго архипастыря, в годину лютую им дарованнаго; приими и от нас величание сие:
Радуйся, яко вещание твое во вся концы земли нашея изыде,
Радуйся, яко слава твоя в роды родов достиже;
Радуйся, малым сиротам питателю и помощниче,
Радуйся, неимущих богатое сокровище,
Радуйся, струями благодати сердца нищих напоивый,
Радуйся, пищею словес Божиих верныя изобильно насытивый,
Радуйся, молитвенниче наш ко Господу непрестанный,
Радуйся, теплый о нас грешных пред Богом предстателю,
Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Боготечный источниче милости Божия был еси на земли, святе Василие, приял бо еси власть недузи душевныя и телесныя исцеляти, правую веру укрепляти, благодатными и премудрыми словесы твоими научая стадо свое воспевати Богу: Аллилуия.

Видевше жители града Кинешмы и окрест лежащия веси тя, достохвальне отче, архипастыря предивна, житие нескверно имуща; богомудрым бо словесем твоим умильно внимающе, прославляху Единаго Бога в Троице славимаго. Темже и мы приносим ти сицевая:
Радуйся, скорби жития сего претерпевый и данныя ти таланты приумноживый,
Радуйся, поношения за возлюбленнаго Господа приявый,
Радуйся, плевелы суемудрия мечем Слова Божия посецаяй,
Радуйся, благонравное житие в тайных подвизех исправляяй,
Радуйся, яко многочадную матерь со одра смертнаго молитвою твоею воздвигл еси,
Радуйся, слез скорбныя отроковицы о умирающем отце не презрел еси,
Радуйся, яко твоим предстательством здравие оному даровал еси,
Радуйся, яко безчадным родителем чадо молитвенно у Бога испросил еси,
Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Проповедник веры Христовы твердейший адаманта был еси, отче Василие, яко добрый воин Христов, ограждая паству твою в годину смертных искушений. Злобныя же богоборцы замыслиша погубити тя; ты же яко агнец кроток на страдание за Христа изшел еси, воспевая Промыслителю о всех Богу: Аллилуиа.

Читайте так же:  Молитвы при исповедании

Возсиял еси в Церкви Христове, яко некое лучезарное светило, архиерею Божий, егда безбожныя власти изгнаша тя в край Зырянский; яко во исповедании твоем не устрашился еси человеческих прещений, тако и мы недостойнии со трепетом взываем сице:
Радуйся, Агнец кроток, Агнцу Христу закланному уподобивыйся,
Радуйся, волею своею страдания за Христа приемый,
Радуйся, Господеви, а не человеком угождавый,
Радуйся, Имене Его ради гонения от отступников приявый,
Радуйся, Златоустову терпению в ссылках и темницах подражавый,
Радуйся, исповедниче, за грехи отечества твоего пострадавый,
Радуйся, яко даже до смерти верен истине пребыл еси,
Радуйся, яко силою Божией в подвизех непобедим явился еси.
Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Хотяй испытати веру народа Российскаго, попусти Господь гонения и скорби на люди Своя, да претерпевшии до конца спасени будут. Ты же, святе Василие, вкупе с мученики и исповедники Российскими прославил еси истиннаго Бога, взывая Ему: Аллилуия.

Новый светильник возсиял еси в Церкви Христове, отче Василие, благодатию бо Божиею укрепляем, велия скорби и болезни претерпел еси и многолетныя лагерныя труды понесл еси за благовестие Христово; избиения, истязания, мучения лютая в темницах приял еси от слуг сатанинских. Таковому убо долготерпению твоему дивящеся, восхваляем тя сице:
Радуйся, за грешныя люди Российския земли пред Богом теплый ходатаю,
Радуйся, стране сей и всему отечеству нашему многоценное украшение,
Радуйся, сердца наша в единомыслии и любви ко отечеству нашему направляяй,
Радуйся, от потопления бурями житейскими российския люди спасаяй,
Радуйся, яко тобою паства Кинешемская просветися,
Радуйся, яко вера Христова в ней утвердися,
Радуйся, града Кинешмы славо и утешение,
Радуйся, Новомучеников Российских удобрение,
Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Странника и пришельца на земли сей себе помышляя, ревностно пасл еси стадо словесных овец Христовых, досточудне отче Василие, да обрящеши вся пасомыя на нетленных пажитех небесных, вкупе с ними вопия Богу: Аллилуиа.

Весь исполнен любве нелицемерныя к пастве твоей, отче честный Василие, спасение убо всяцей душе христианстей устрояя, не иский своих си, но пользы многих, да некия спасеши. Сего ради, почитающе святую память твою, усердно взываем ти таковая:
Радуйся, ко спасению добрый путеводителю и наставниче,
Радуйся, архиереев доброто, священников и иноков похвало,
Радуйся, монашествующих неложный учителю,
Радуйся, ко спасению верный путеводителю,
Радуйся, от ересей и расколов крепкое ограждение,
Радуйся, пастырем и пасомым доброе поучение,
Радуйся, путеводная звездо блуждающим во мраце безбожия,
Радуйся, облаче, источающий росу учений благочестивых,
Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Всем человеком хотящему спастися Христу, во изгнаниих непрестанно молился о чадех твоих, отче, да не имут в сердцах своих злобы, да благотворят ненавидящим, да благословляют проклинающия, яко вся полезная ко спасению посылает Господь людем Своим. Мы же имея тя молитвенника теплаго ко Господу, со дерзновением поем Ему: Аллилуиа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Витии мира сего риторскими своими языки не возмогут изрещи тебе достойныя хвалы, пастырю дивный, многих ради твоих подвигов и болезней, яже за Христа и Церковь подъял еси волею. Сего ради и мы недоумея восхваляти тя по достоянию, воспеваем сице:
Радуйся, яко страданьми твоими вера правая утверждается,
Радуйся, яко по словеси твоему Церковь Христова в Российстей земле возрождается,
Радуйся, паству твою до кончины своея попеченьми не оставивый,
Радуйся, и по кончине присный о нас ходатаю,
Радуйся, яко молитве смиренной и покаянной научаеши,
Радуйся, яко любы ко Христу Богу в чадех своих возгреваеши.
Радуйся, мужества и терпения плоды Господеви твоему принесый,
Радуйся, в правде Христовой во дни испытаний крепце устоявый.
Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 10
Спасителя мира Христа Бога умоляти за ны не престай, святителю Василие, тебе бо дадеся благодать и милость молитися за чтущия память твою. Да с верою притекающии ти, благодати Божией сподобимся, с любовию воспевая Ему: Аллилуиа.

Стену тя непоколебиму обретше, светло празднуем святую память твою, преславне отче наш Василие; ты еси покрове и непостыдная надеждо припадающим и молящимся тебе сице:
Радуйся, ведение Божественных Тайн предивно стяжавый,
Радуйся, терпением скорбей и болезней древним отцам Церкви подражавый,
Радуйся, яко сподобился еси зрети небесныя силы, Престолу Божию предстоящии,
Радуйся, дар провидения от Господа приемый,
Радуйся, непрестанною молитвою на высоту безстрастия возшедый,
Радуйся, доброе семя в сердце своем возрастивый,
Радуйся, Богоначертанный свиток правыя веры,
Радуйся, добрый учениче небеснаго Учителя Христа,
Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Пение немолчное и моление теплое приими от нас немощных, святителю Божий, не престай милостивно взирати на паству твою земную, на град сей и обитель сию; зриши бо наши скорби и нужды, болезнуеши о наших немощех и гресех, подвизая и нас недостойных во умилении глубоцем пети Господеви: Аллилуиа.

Светоносный светильник был еси, отче Василие, в годину лютыя скорби возженный в стране нашей; не остави ны, соотечественницы твоя, ныне по морю страстнаго жития блуждающия, простри руку помощи, вопиющим ти сице:
Радуйся, добрый и неусыпный делателю нивы Христовой,
Радуйся, Единаго истиннаго Бога проповедниче,
Радуйся, правды ревностный блюстителю,
Радуйся, пастырскаго служения непоколебимый исполнителю,
Радуйся, церковных канонов премудрый насадителю,
Радуйся, сокровищ Православныя веры усердный хранителю,
Радуйся, яко от святых мощей твоих исцеления подаваеши,
Радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши,
Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Благодати Божия сокровище явися всечестная рака мощей твоих, святителю отче Василие, еюже недужнии исцеляются, озлобленнии умиряются, скорбящии утешаются, омраченнии просвещаются, и вси прославляют Бога, дивнаго во святых Своих, поюще Ему: Аллилуиа.

Поем и восхваляем Многомилостиваго Бога, даровавшаго отечеству нашему крепкаго предстателя и заступника – святителя нашего Василия; чтим страдания и болезни твоя, ублажаем святое житие твое, почитаем честную кончину твою и прославляем священную память твою, от избытка сердца вопиюще:
Радуйся, земли Российския пастырю предобрый,
Радуйся, Церкве Российския красото,
Радуйся, душу твою за други своя положивый,
Радуйся, друже Царя Небеснаго, о спасении многих поревновавый,
Радуйся, яко град верху горы от верных и неверных не утаивыйся,
Радуйся, благий рабе и верный, вшедый в радость Господа твоего,
Радуйся, непоколебимо стояти за Православную веру Христову нас научаеши,
Радуйся, молитвами твоими от ересей и расколов Церковь нашу ограждаеши,
Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

О, преславный угодниче Христов, святителю отче Василие, стране Российстей удобрение, похвало и радование. Вонми гласу молений наших, из глубины сердец возносимых; испроси у Всещедраго Бога грехов оставление нам даровати и вечнаго мучения избавитися, да во Царствии Его выну воспеваем: Аллилуиа.
(Трижды).

Читайте так же:  Утренние и вечерние молитвы перед исповедью и причастием

О, предобрый предстателю за погибающия во гресех и междоусобных бранех люди Российския земли, крепкий исповедниче Христов святителю отче Василие! Ты бо доблественне подвизался еси в жизни временней, Христа дерзновенно исповедал еси, и многия за Него муки претерпел еси, веру Православную соблюл еси даже до смерти. Умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, да подаст нам образ покаяния, да избавит нас от обольщения близ грядущего богоборца, и да сохранит нас от коварной сети его и от всех козней его в сокровенной пустыне Своего спасения. Ей, отче честный! Не посрами ны, притекающия ко твоей помощи, сотвори ны достойны прославляти на небесех со всеми святыми Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Давным-давно жил один святой старец. Однажды он погрузился в сон. И чудилось ему, будто светозарный Ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей. Не слышно было более человеческих голосов. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные, нежные звуки, как звуки далекой лютни.

«Что это?» — спросил старец. «Это святые молитвы, — отвечал Ангел, — только они слышатся здесь». — «Но отчего так слабо звучат они? Ведь сейчас весь народ молится в храме. » Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его. «Ты хочешь знать. Смотри. «

Далеко внизу виднелся большой храм. Никем не видимые, они спустились в него. Впереди стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись затаенные мысли купца: «. Экая досада! Продешевил. Не иначе как тыщу потерял, а может, и полторы. «

Далее виднелся крестьянский парень. Он все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: «Эх, и хороша Дуняша! Вот бы жену такую! Пойдет аль нет?».

И многих касался Ангел, и у всех были подобные мысли — пустые, житейские. Все стояли пред Богом, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились. «Теперь ты понимаешь?» — спросил Ангел. — Такие молитвы к нам не доходят».

В эту минуту вдруг детский робкий голосок отчетливо повторил: «Господи! Ты благ и милостив. ж Спаси, помилуй, исцели бедную маму. » В уголке на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. Он тихо плакал и молился за свою больную маму. Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.

— Вот молитвы, которые слышны у нас! — сказал Ангел.

Перепечатано из кн.: Егорушка. Детский православный календарь на 2010 г. СПб, 2009.
НА ГЛАВНУЮ

К глубокому сожалению, очень многие христиане смотрят на молитву не как на величайшее счастье единения и беседы с Богом, а просто как на средство получить что-нибудь нужное, и прибегают к ней лишь в бедствиях и затруднительных обстоятельствах, на Бога смотрят чуть ли не как на работника, просят часто о суетном, житейском, иногда духовно вредном. Конечно, на молитве можно высказывать все наши желания, даже мелочные и не имеющие значения для нашего преуспеяния духовного, ибо Господь как любящий Отец все выслушает. Но настаивать на исполнении желаний мы не можем по той простой причине, что мы не знаем, о чем молиться, как должно (Рим. 8, 26), и часто неразумно просим о том, что может послужить лишь к нашему вреду. Даже такие молитвы Господь иногда исполняет для нашего вразумления, если они предлагаются настойчиво, но ничего хорошего из нашего упорства при этом, обыкновенно, не выходит.

В журнале «Исторический Вестник» помещен рассказ матери одного из декабристов — Кондратия Рылеева, пострадавшего при восстании 1825 года. Здесь дается интересный образец настойчивой молитвы, исполненной, но не приведшей к хорошим результатам.

«Однажды в детстве, — рассказывает г-жа Рылеева, — Канечка (т. е. Кондратий) опасно заболел. Я не знаю, что с ним было, но он лежал в страшном жару, с закрытыми глазами, с воспаленными, раскрасневшимися щечками и тяжело-тяжело дышал. Надежды на выздоровление было мало. Врачи не обещали ничего хорошего.

Кто опишет мое горе, горе матери, которой предстоит лишиться любимого сына? Я плакала и молилась. Длинные бессонные ночи проводила я у кроватки моего дорогого мальчика, обливая славами его постель и призывая Бога на помощь. Возможная смерть Канечки казалась мне таким громадным несчастьем, такою невероятною жестокостью, что я неустанно, непрерывно просила Господа, чтобы Он сотворил чудо — исцелил малютку. Мне казалось это величайшей милостью, нужной мне более жизни.

Однажды во время пламенной настойчивой молитвы я задремала, стоя на коленях пред кроваткой ребенка. Глаза сомкнулись, голова опустилась на детскую постельку, и я увидала странный сон.

Безумная! Знаешь ли ты, о чем просишь? Знаешь ли, что ожидает этого ребенка, если он останется жить? Дай ему лучше умереть теперь.

Нет, ни за что! — воскликнула я. — Все что угодно, но пусть он живет. для меня, для матери. Мое счастье, моя единственная радость! Могу ли я от него отказаться?

— Тогда смотри! — произнес тот же голос. И ряд картин начал развертываться пред моими глазами. Они были так живы, так реальны. Я помню их все.

Вся жизнь Канечки прошла предо мною.

Вот он в постельке. Выздоравливает. Немного утомленный, еще слабый, но веселый, радостный, с улыбающимися глазками. Подозрительного горячечного румянца на щеках уже нет. Он протягивает ко мне рученьки и смеется.

Далее картина детства. Его игры и шалости. Угол детской, заваленный игрушками. Канечка верхом на деревянной лошадке, размахивающий жестяной саблей. Веселая возня и бег с мамой взапуски.

Годы отрочества. Книжки, школьные занятия. Кудрявая головка, склонившаяся над учебниками. Размазанные кляксы на тетрадях. Первые неудачи я первые огорчения в школьной жизни.

Юность. Увлекающаяся, бурливая. Друзья и сверстники. Веселые прогулки и наивно-серьезные разговоры.

Молодые споры и бесшабашные песни. Мой мальчик все еще меня любит, но как будто отходит дальше. У него складывается уже своя внутренняя жизнь. Он чаще и чаще оставляет меня одну и нередко подолгу молчит в моем присутствии.

Начало молодости. Канечка в военном мундире. На лице больше серьезности. Он часто задумчив. У него много знакомых. Какие-то таинственные собрания. Я ясно вижу большой стол, накрытый зеленым сукном и заваленный какими-то картами и планами. Вокруг него целая галерея молодых и пожилых лиц. Я помню их все так отчетливо! Наклонившись над столом, они что-то рассматривают, изучают. Потом долго горячо спорят с серьезным и возбужденным видом. Канечка среди них, но он отчего-то грустен.

Стой! — произнес вдруг прежний голос, и грозно звучал он: — Не любопытствуй дальше! Еще одна картина — и, если ты ее увидишь, твоя просьба исполнится. Но знай, что ты об этом пожалеешь!

Читайте так же:  Какие читают молитвы перед исповедью

Нет, нет! — закричала я. — Я хочу, хочу, чтобы мальчик был жив. Я прошу, я умоляю.

Точно тяжелый мягкий ковер развернулся, закрывавший до сих пор одну из стен комнаты. Черное, пустое пространство открылось за ним. Сначала я ничего не могла рассмотреть. Потом забрезжил как будто слабый свет, и в глубине я увидала.

Надо ли рассказывать остальное? Все пошло дальше так, как я видела в этом вещем сне. Когда я очнулась, мальчик спал глубоким, спокойным сном. Дыхание было ровное, правильное. Щечки не горели прежним огнем. Жар проходил.

Он стал быстро поправляться. И дальше предо мной начали в действительной жизни повтор сцены, виденные во сне. Я узнавала даже лица. В лицах окружавших Канечку, я припоминала старых знакомых.

Ужасный, трагический конец тоже был мне известен заранее. Сон не обманул и тут».

Кондратий Рылеев действительно был повешен.

Читая этот рассказ, невольно думаешь: стоило ли так упрямо, с такою страстною настойчивостью молиться лишь для того, чтобы пережить еще более тяжелое, более страшное горе и привести сына к такому безотрадному, ужасному концу?

Но в минуты горя со своею близорукостью с незнанием будущего не считаются. Об этом не думают и упорно стоят на своем, требуя исполнения своих желаний.

Именно «требуя». Бывают молитвы, когда сухие глаза, в которых нет слез, с какой-то жестокостью, почти ненавистью впиваются в икону, когда слова вылетают из стесненной груди, как отрывистые слова команды, злые, упрямые, когда руки сжимаются в кулаки и когда человек похож не на смиренно-покорного просителя, а на дерзкого, назойливого нищего, решившегося во что бы то ни стало получить свою подачку. И если эта молитва не исполняется, начинается ропот и богохульство.

Аналогичный приведенному случай рассказывает духовный писатель Евгений Поселянин.

В С.-Петербурге у одной богатой аристократки-дамы заболел опасно малолетний сын. Мать была в отчаянии. Как всегда бывает, в минуту горя пришлось вспомнить о Боге. Ужасную ночь провела несчастная женщина в спальне малютки сына. Она молилась, но это была та страстная, нетерпеливая и упрямая молитва редко молящихся людей, когда у Бога не просят, а требуют без смирения. Однако молитва была услышана. Мальчик остался жив, но болезнь оставила на нем свой страшный след: что-то случилось с мозгом бедного ребенка, и он на всю жизнь остался слабоумным полуидиотом. Воспитывать его, дать образование оказалось невозможным. Держать в С.-Петербурге на виду аристократического общества, к которому принадлежали родители, они стеснялись. Мальчика отправили в поместье, в глухую деревню, чтобы спрятать его там от взоров петербургских знакомых. Но в деревне, когда он подрос и стал юнощей, он увлекся своей горничной, старой, рябой женщиной, на которой и женился. Какой удар для гордой аристократки-матери! В довершение всего рябая жена научила своего полуидиота мужа пить горькую. Он скоро стал неисправимым алкоголиком и умер от пьянства.

И думается невольно: не лучше ли было умереть мальчику в младенческом возрасте чистым, невинным, не запятнанным грязью жизни? Не лучше ли было покорно подчиниться воле Божией вместо того, чтобы упрямо требовать ее отмены и молиться об исполнении собственных неразумных человеческих желаний? Сам Господь, прося в Гефсиманской молитве о том, чтобы миновала Его чаша страданий, прибавлял: впрочем не как Я хочу, но как Ты. Да будет воля Твоя (Мф. 26, 39).

Для нас это урок и образец молитвы. Просить настойчиво можно далеко не обо всем. В выборе предмета молитвы необходимо рассуждение.

Настойчиво, не ослабевая, безусловно, можно молиться о чистоте помыслов, о нравственном исправлении жизни; о том, чтобы Господь ниспослал мир в смущенное, раздраженное, беспокойное сердце; о том, чтобы Он привлек к Себе и спас близких нам людей, уклонившихся на стезю неправды; о собственном спасении: «имиже веси судьбами, аще хощу, аще не хощу, спаси мя»; вообще обо всем, что служит душевной пользе.

Но можно ли молиться о богатстве, когда нам полезна бедность? Можно ли просить о взаимности женской любви, если нам полезно томиться тоской неразделенной привязанности? Можно ли вздыхать на молитве о комфорте и удобствах жизни?

Конечно, нет. Все это суета сует и всяческая суета.

Подобные просьбы могут лишь прогневать Господа. «У великого царя, — говорит один св. писатель, — и просить надо великого и полезного, а если ты просишь немного грязи, то этим ты только оскорбляешь Его».

Если мы не уверены абсолютно в духовной пользе просимого, то лучше всего предоставить исполнение просьбы на волю Божию.

«Если просишь чего-либо у Бога своего, — пишет святой Ефрем Сирин, то проси не так, чтобы непременно получить от Него, но предоставляя сие вместе Ему и Его воле. Например, часто угнетают тебя скверные помыслы, и ты печалишься о том и хочешь умолить Бога, чтобы освободиться тебе от брани. Но нередко на пользу тебе служит это, брат мой. Ибо сказываю, что часто сие бывает с тобою, чтобы ты не превозносился, но был смиренномудр. Также, если постигла тебя какая скорбь или теснота, не проси, чтобы непременно тебе избавиться от них, потому что и сие нередко бывает полезно. И еще, если просишь о получении чего-либо, не проси, чтобы непременно получить это. Ибо сказываю, что ты, как человек, часто почитаешь для себя полезным, что нередко бывает для тебя бесполезно.

Послушай, что говорит апостол: не вемы якоже подобает молитися (Рим. 8, 26). Итак, что полезно и назидательно дли каждого из нас, знает сам Бог; потому и предоставь это Ему. Говорю же сие не с тем, чтобы воспрепятствовать тебе обращаться с прошениями своими к Богу; напротив того, умоляю тебя просить Его о всем, и великом и малом. Твердо стой в своем прошении (со всем усердием и неотступно молись), но, открывая пред Ним нужды свои, говори: «ежели есть, Владыко, воля Твоя, чтобы состоялось сие, то соверши и сделай успешным; а ежели нет на сие воли Твоей, не попусти совершиться сему, Боже мой! Подкрепи только и сохрани душу мою, да буду в состоянии перенести сие».

Видео (кликните для воспроизведения).

Глава из книги «Беседы на Евангелие от Марка». — М.: Отчий Дом, 2003.

Молитва Святителю василию кинешемскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here