Молитва живота моего

Предлагаем ознакомиться: Молитва живота моего с точным и подробным описанием.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» очень отличается от других песнопений, которые читаются в период Великого Поста. Ее принято читать, стоя на коленях и чтя Высшего Господа. Значение этой молитвы для всех христиан очень велико.

Молитвенный текст важен тем, что в нем перечисляются все элементы покаяния:

Главная задача каждого верующего человека приложить все усилия, чтобы избежать данных грехопадений. И эти усилия сводятся к следующим действиям:

Та молитва по праву считается великопостной, так как она читается дважды в день сутра и вечером во все дни, помимо воскресенья и субботы. В конце каждого прошения следует делать земной поклон, который означает смирение и покаяние Всевышнему. Затем следует 12 раз нужно проговорить молитвенный текст про себя.

Опубликовал администратор в блоге «администратор». Просмотры: 798

…Мы с вами сегодня совершали первый раз великопостную молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки. Аминь».
Вот это основная молитва Великого поста, в ней суть всего того, что будет в Великом посту происходить.

Я признаю Господа и Бога владельцем всего моего имущества, и что Господь потребует, как Он потребует распоряжаться этим имуществом — так каждый человек пытается это сотворить. Сотворить милостыню посильно, сотворить что-то доброе для ближних, для больных, для несчастных, для обездоленных, для сирот, для бездомных. Человек, понимая, что ему дано от Бога имущество для того, чтобы спасти свою душу, он правильно это имущество вкладывает в спасение своей души.

В посту нельзя бездельем заниматься. Праздность — начало всех пороков на самом деле, потому что когда человеку нечем заняться, у него возникают глупые мысли в голове, устремления какие-то такие непонятные, похоти и прихоти; человек начинает привыкать к этому бездельному состоянию и от дел пытается «уныть». Вот это слово «уныть» — он взял и улизнул от дел. Уныние — это когда человек избегает того, что его напрягает, когда человек избегает того, что требует от него каких-то усилий и пытается наименьшим образом, по линии наименьшего сопротивления, каким-то образом жить. Вот это уныние — нежелание борьбы. И мы просим чтобы Господь нам этого уныния не дал — заранее трусливого побега от всех проблем и от всех наших житейских задач, которые нам всё равно нужно решать.

«Дух праздности, уныния…» А когда мы сами не хотим решать, то кто должен решать? Всё равно же решать надо, и мы пытаемся командовать своими домашними, просить тех,кто еще не совсем впал в уныние, чтобы они все это сделали. И тот, кто любит командовать называется «любоначальник» – тот, кто любит дело начать и бросить, чтобы другие его продолжали. Он только словом своим скомандует, скажет, что делать — и сам от дел улизнет. Вот это — «любоначалие». И как правило, человек договаривается, а делать после этого не может, и получается «празднословие» — человек пустопорожние слова гоняет, которые ничего не весят, за ними не стоят дела. Он наобещает с три короба, он собирается то сделать, и сё сделать, это организовать, это сделать — а без труда под лежачий камень-то вода не течет. Поэтому в посту деловитое состояние должно быть, если какие-то дела делаются — нужно это продвигать с усилием, им нужно время уделять и молиться, чтобы эти дела успешно начать и успешно закончить.

Вот это – «празднословие», которое получается когда мы обещаем, а выполнить в принципе можем, но опять же смотри: «пункт первый и пункт второй». Леность, праздность, уныние делают бесплодными наши планы, и когда мы их настроили — они у нас не реализуются. Вот это и есть «празднословие» — такое вот мечтание о том, чтобы оно само как-то так вот получилось. И думаем, что помолимся — и сейчас Господь всё сделает, всё устроит. Не сделает, не устроит. Потому что кто-то должен быть делателем, потому что желаний много, устремлений много — делателей реальных нет, чтобы прийти и руками сделать. Поэтому, братья, мы просим, чтобы это настроение от себя Господь прогнал Своею благодатью.

А просим себе — какое устроение? «Целомудрие». Это что придумал — то и сказал, а что сказал, то и сделал. Чтобы слова, дела, речи, убеждения соответствовали нашим действиям, чтобы мы по своим принятым решениям поступали. «Целомудрие».

Потом — «смиренномудрие». Что такое «смиренномудрие»? Когда мы с миром принимаем все обстоятельства жизни и пытаемся сделать в каждой ситуации, то, что нам Господь послал, лучшее из возможного. Это смиренномудрие, когда человек принимает обстоятельства жизни и пытается действовать в них наилучшим образом. «Целомудрие, смиренномудрие» — а дальше нужно приложить терпение, потому что сразу получаться не будет. Любое изменение, которое мы пытаемся внести в мир, будет иметь сопротивление — среда сопротивляется, люди сопротивляются, им нужно время, чтобы к самой идее и к мысли привыкнуть, чтобы хотя бы что-то в своей жизни изменить. Поэтому терпение и труд — только они все перетрут.

Читайте так же:  Молитва евстафию плакиде

Терпение, а сверх всего нужна любовь, потому что это движущий фактор, это мотив всех наших действий. Потому что любовь — это когда мы хотим, чтобы было не по-нашему, а по тому, как любимый хочет, а кто у нас на первом месте любимый в этой жизни? Это Господь Бог –(должен быть). А вместо Него мы пытаемся взгромоздиться сами и по своей собственной прихоти «любименького меня» пытаемся поступать – что хочу, то и ворочу. Кто у нас первый «любименький я», кто заявил о своих правах? — Сатана, братцы! Это он, Денница, пытался влезть выше всех святых ангелов, чтобы ему поклонились, почтив его копирайт на свет. Братцы, он свет не выдумал — это Господь Бог выдумал, и Он средство подал людям бесплотным сделаться светом, то есть бесплотным ликом, добровольцев к Богу сделаться светом – Он подал.

Сатана, ангел света первым выскочил и сделал так, как Бог велел, и даже заслужил Божию похвалу, но после этого захотел, чтобы ему все прочие, которые вслед за ним, стали поклоняться. Так что, братья, если вы стремитесь воспользоваться лаврами своего изобретательства – помните, что первым этим пытался воспользоваться сатана, и он первым заявлял копирайт и требовал, чтобы ему все дальнейшие последователи подчинялись.

Братцы, да не впадем мы в сатанинскую гордыню! То, что Бог нам дал «мысль благу»- ею и делитесь, если действительно благая мысль — делитесь со всеми способными воспринять, и не ждите за это мзды и благодарности. Сказать: мы рабы неключимые, что нам Бог дал — то и творим, помяни нас, Господи, во Царствии Твоем!

Вот так нас учит поступать молитва Ефрема Сирина. И последнее, что нам говорится: Господи, сделай мне подарочек! Дай мне знать, видеть свои собственные, повторяющиеся, ежедневные грехи («прегрешения» — это означает всё время повторяемые), и не осуждать брата своего. Потому что я грешу одним, брат не грешит другим, как я могу судить тому, кто грешит? У каждого человека грех засел, «всяк человек ложь» — как я могу его осуждать, если Господь в него верит, если Господь его терпит, если Господь ему благодать подает? Хочешь благодати дар — проси у Бога прощения и кайся в своих грехах, а ближнего не осуждай, а помогай ему, воодушевляй его, говори, что у тебя получится, ты справишься, у тебя будет возможность исправить — пусть даже тяжелые, мне неизвестные, но тебе досадные грехи. Поэтому если человек унывает в своих грехах, надо его поддержать, его нужно поднять, его нужно воодушевить, нужно сказать: я в тебя верю, ты сможешь, у тебя получится с Божией помощью!

Вот так я вам хочу сказать: вы не унывайте, у вас получится с Божией помощью. Я у вас прощу прощения во всех грехах, которые я и сегодня сотворил – словом, или делом, или мыслью. Перед лицом Божиим видимые вами грехи и невидимые – а человек часто творит грехи, которые все видят, а он сам о них не знает. Поэтому простите меня, если я сам тоже что-то такое творю, что вы видите, а я сам не замечаю, о том, что я сам знаю, а вы не знаете, вы не знаете, думаете, что я такой хороший, а на самом деле я перед лицом Божиим знаю, что я негодный и что я с трудом вот тут перед вами стою, потому что мне стыдно перед вами и перед лицом Божиим. Я прошу Вас меня простить.

Проповедь в храме св. кн. Владимира в поселке им. Свердлова 26 февраля 2017 г. Неделя Сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Источник.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Во время Великого Поста ежедневно кроме субботы и воскресенья читается молитва Ефрема Сирина. Она считается великопостным символом и очень выделяется среди других песнопений и гимнов.

Эта небольшая по объему молитва была написана в 4 веке христианским святым Ефремом. Уникальна она тем, что смогла объединить все положительные и отрицательные качества в жизни человека. В ней говориться о том, что основной грех — праздность, так как она отравляет духовность человека. Именно он влечет за собой некие последствия:

  • любовь к власти — если не направить все свои мысли к Господу и не ставить вечные цели перед собой, можно превратиться в самовлюбленного человека. Это приведет к использованию других личностей для достижения собственных желаний;
  • уныние — опасность заключается в том, что такое состояние отрицает оптимистическое отношение к жизни,что приводит к самоубийству духовности и даже физического тела;
  • празднословие — умение говорить является великим Божьим даром, но часто люди могут сквернословить и употреблять эту благодать для лжи и клеветы..
Читайте так же:  Верую во единого молитва текст

Молитва начинается из покаяния этих грехам, после чего обязательно нужно совершить поклон. Далее в молитве идет прошение о положительных целях:

смирение — способность полюбить себя, свою жизнь и умение жить по правде и с чистыми мыслями;

терпение — умение бережно относить ко всему окружающему, быть целомудренным и снисходительным;

целомудрие — призвано помочь человеку определять наиболее ценные вещи в жизни, выстраивая правильную иерархию;

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

любовь — дар, который характеризует всю готовность к вере и служению Богу.

И в самом конце текста указывается на самый страшный грех — гордыню. Идет мольба избавиться от осуждений ближнего своего и возможность сознать свои грехи.

После каждого прошения кладется поклон. Читается молитва в конце богослужения дважды. Молитва Ефрема Сирина «Господи Владыко» имеет следующий текст:

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
(Земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
(Земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь.
(Земной поклон)
Боже, очисти мя, грешную (грешного).
12 раз с поясными поклонами

Очень важно, по мнению святого Ефима, молиться ха своих врагов и недругов. Избавление души верующего человека от гнева, зла и обиды — залог формирования чистоты душевной и возможности оградить себя от злого влияния в дальнейшем. В таком случае рекомендую к прочтению молитву «О ненавидящих и обидевших нас». Текст ее приведен ниже:

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне!
Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды!
Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго!
Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.

Эту молитву рекомендуют к прочтению трижды в день на протяжении всей жизни. Именно так можно обеспечить себе неподступность сил зла.

Смотрите еще видео с молитвой святого Ефрема:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Живота моего – жизни моей, дух праздности – склонность к празности или лени, уныние – безнадежность, любоначалие – властолюбие, то есть любовь начальствовать и властвовать над другими, празднословие – произношение пустых слов (пустословие), а также дурных и бранных слов, не даждь ми – не дай мне.

Целомудрие – здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души, смиренномудрие – сознание своего несовершенства и недостоинства перед Богом, и когда не думаем о себе, что мы лучше других (смирение), терпение – терпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, лишений и несчастий, а также нужно для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца, любве – любовь (к Богу и ближним).

Ей, Господи – о, Господи, даруй мне зрети – дай мне видеть, осознавать.

Под братом здесь подразумевается всякий другой человек.

Яко благословен еси – потому что Ты достоин прославления.

Великопостные службы в православных приходах не обходятся без Владыко живота моего, молитвы, об исключительной важности которой говорит и Устав — совершение его осуществляется непосредственно священником, ни чтец, ни дьякон не может заменить его.

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»

Для лучшего ее понимания представляем перевод со старославянского на хорошо знакомый нам современный:

Господь и Владыка жизни моей! Не позволяй мне лениться в духовном пути, потерять надежду на спасение, проявлять властность и произносить пустые, плохие слова.

Наоборот, подай мне очищение души, смиренного и терпеливого отношения ко всему, все что случается, а также любви, рабу Твоему.

Видео (кликните для воспроизведения).

О, Царь и Господи! Дозволь видеть собственные неправедные поступки и не судить о людях строго; ибо Ты возвеличен во все времена до конца жизни!

Прошение невелико, а смысл в нем заключен глубокий и емкий. Слова выражают самые важные прошения верующего человека к своему Господу. Моление вопиет к Богу об избавлении нас от всего противного Его воле, от всего порочного, грязного и просит подать благословение и добродетели: целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь.

Почему же эта молитва проходит через все моления Четыредесятницы «красной нитью»? Собственно, во время самого важного в году поста, человек обращает особое внимание на духовное состояние души, приходит к пониманию необходимости внутренних перемен. Нужно приложить максимум усилий к собственному преображению. А достичь этого можно лишь только с помощью Божией.

На Богослужении или дома правильно творить молитвословие таким образом: после каждой части становимся на колени и наклоняемся до земли, затем с наклонами до пояса прочитываем: «Боже, очисти мя, грешнаго/грешную» 12 раз, в заключение снова коленопреклоняемся.

Читайте так же:  Молитва на очищение дома

В покаянном ходатайстве слышится тоска и терзание всего человечества, жаждущего Бога. К Подателю жизни душа взывает, прося оградить ее от всего, что может погубить и умертвить, и далее — наградить добродетелью, которая восстановит из пепла. Говоря: «Господи!», мы устно вопием ко Христу, внутренне принимаем Его, верою прилепляемся и становимся единым духом с Ним. «Владыко» означает властитель, господин, царь и хозяин. «Боже, успокой меня, утверди в пути и вере, в Истине и заповедях! Помоги!» — зовет наше сердце непрерывно.

«Дух праздности»: состояние незанятости, лень. Бог даровал каждому способности, чтобы реализовать их в прославление Бога и для благополучия близких. Создатель заповедовал проводить свой досуг в приготовлении к вечной жизни. Праздность и уныние, сообщающиеся сосуды, они органически связаны друг с другом.

Тоска посещает человека и выражается в холодности в отношении духовного труда: не хочется брать в руки молитвослов, отсутствует желание идти в церковь… И естественно, никак невозможно сделать доброе дело.

Уныние пробуждает к жизни «Дух любоначалия» и тем самым лишает смысла жизнь человека. Компенсацией извращенного взгляда служит жажда первенства, власти: в семейных отношениях, на работе, в политике. Мы ставим себя в центр вселенной.

«Дух празднословия»: как приятно поговорить друг с другом, обсудить последние новости своей и чужой жизни, правда? Часто в таких «перемывающих косточки разговорах» мы собираем в душу урожай грехов: порицание, сквернословие, ненависть, зависть и тщеславие.

Испросивши прощения за самые серьезные грехи, приступаем к обретению добрых наклонностей.

Целомудрие появляется тогда, когда мы культивируем в себе не испорченность в помыслах, высказываниях и поступках. Умение контролировать разрушительные эмоции, и действия приводят нас к состоянию спокойствия и смирения.

«Дух смиренномудрия» — главное достижение сохранения целомудрия. Душевный мир очищается от грехов, гордость умаляется и человек видит себя на своем месте. Больше любви дарит окружающим его людям.

Воспитание терпения дает возможность спокойно относиться к трудностям и верить в лучшее. Ведь именно прегрешение рождает нетерпеливость, толкает на скорый суд и ненависть.
В результате приобретения вышеназванных добродетелей рождается в сердце Любовь. Она-то и помогает приблизиться к Богу! Именно любовь позволяет простить близких, подарить радость и счастье. Нужно правильно поставить задачи в настоящем, и определить роль духовных трудов в будущем – обретение любви и соединение с Богом! Для этого Святая Церковь определила 40 дней подготовки к самому значимому празднику — Пасхе! Под «духом» здесь подразумевается определенный настрой, волевые устремления, определяющие жизнь человека.


Видео на тему: Господи и Владыко живота моего

Создателем моления «Господи и Владыко живота моего!» является житель Месопотамии Ефрем Сириянин. Оказавшись по неправедному обвинению в заключении, он узрел таинственного божественного посланника, услышал обличительные слова и решил изменить свое отношение к жизни. Увидев в этой встрече особый Промысел Божий, пастух удалился от мирской суеты и стал христианским подвижником. С тех пор покаяние было для него превыше всего. Его духовные труды: славословия, объяснения Евангелия, поэтические творения, высоко оценивались современниками. Настолько, что прочитывались на Божественной Литургии сразу после Евангелия. Отличием его сочинений стало неповторимое раскаяние, выраженное им и во Владыко живота моего — молитве, которую знать должен каждый верующий.

Го́споди и Влады́ко живота́ моего́! Дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия,терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)
Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, яко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.(Земной поклон)
Бо́же, очи́сти мя, гре́шного. (12 раз с поясными поклонами)

И ещё раз читается вся молитва полностью с одним земным поклоном в конце.

«В молодые годы был я злоязычен, – вспоминал преподобный Ефрем Сирин, – бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям».

Эта молитва Ефрема Сирина состоит всего из десяти прошений, однако своим покаянным духом и способностью приводить человека в сердечное сокрушение она превосходит многие другие молитвословия.

Начинается молитва преподобного Ефрема Сирина обращением к Богу: Господи и Владыко живота моего… Слово Божие нам открывает, что наша жизнь связана с Богом, от Него зависит и Им держится. В Его милующих руках – участь праведных и неправедных, добрых и злых и всего животного и растительного мира. Никто и ничто не может просуществовать и дня, и часа без Его зиждительной силы Духа Святаго, поддерживающей бытие всякой сотворенной живой твари. Поэтому, чувствуя в своем сердце Бога, мы не можем без молитвы к Нему, без благословения Его ни начать, ни продолжить, ни завершить никакого дела на земле. Бог действительно есть Господин, Начальник, Владыка нашей жизни.

Что же означают эти страсти в молитве «Господи и Владыко живота моего…» преподобного Ефрема?

В первом прошении Ефрема Сирина преподобный просит Бога не дать ему духа праздности. Праздность всем понятна – это есть леность и нерадение о самых насущных делах и, прежде всего, о своем спасении. Она может довести человека до неподвижности, до полного застоя как в духовной жизни, так и в необходимых повседневных занятиях.

Для подвижника праздность – это сон на посту. Подвижник должен непрестанно чередовать полезные труды – молитву, труд, чтение, чтобы всегда быть подобным котлу, стоящему на огне. И тогда оку духовного труженика открывается, что «дух праздности» есть один из господствующих духов современности. Не трудиться и не учиться хочет «усредненный» современный человек, но отдыхать (от чего?), накапливать впечатления, расслабляться. На сленге это называется «отрываться», «зажигать», «балдеть». Не будь этой самой идеи праздности и стремления к ней, как к подлинному счастью, грех не маршировал бы так победно по улицам городов «цивилизованного» мира.

Читайте так же:  Молитва о прощении врага

Но наш мир есть не только мир «расслабляющийся». Он же есть и мир унывающий. Само веселье нынешнее зачастую свидетельствует о глубоком надрыве в душе человека. Это не народные гулянья после сбора урожая. Это попытка забыться или раствориться в шуме. Депрессии, нежелание жить, потемки сознания, от которых спасаются наркотиками и алкоголем, то есть еще большими потемками, это же болезни века. Действительно: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует…».

Уныние есть язва лютая, быть может, лютейшая. Уныние есть такое мрачное тоскливое душевное состояние, когда человеку все в жизни показывается лишь с темной стороны.
Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается – словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость. Приходит уныние, как учат святые Отцы, от той же праздности, от маловерия, неверия, от нераскаянности в своих грехах. К унынию могут привести и предшествовавший гнев или причиненные кому-либо обиды, отсутствие страха Божия, многословие или – неудачи в личной жизни, работе и тому подобные неприятности. Вместе с тем очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни. Спасение от этого — в молитвах.

Серафим Саровский говорил об этой страсти как о самой тяжелой. Куда бы ни бежал, принесешь ее с собою. Чем больше будешь стремиться к веселью и легкости, тем на более тяжкие приступы уныния себя обречешь. Оно не уйдет, вспугнутое твоим смехом. Оно терпеливо постоит за спиной, подождет, а когда устанешь смеяться, снова возьмет за горло. Воистину, мы вступили в эпоху, когда молитва святого Ефрема Сирина стала нужна всем без исключения.

Любоначалие же, это, просто говоря, желание начальствовать, властвовать, управлять. На каждой руке по пять пальцев и все – указательные.
Есть ведь многие, кому командовать некем. Но дайте им в подчинение на один только день пару человек – и вы удивитесь рвению и административному восторгу! А домашний деспотизм не отсюда ли растет, когда маленький человечек тиранит домочадцев, реализуя свои наполеоновские комплексы? На работе он – паинька и почти ангел, а дома – лев, выбежавший из клетки. Говорят, хочешь узнать человека – дай ему власть.

И еще одна грань становится заметна. Простые профессии нынче не в чести. Деток двигают в юристы, в менеджеры, в банковскую сферу. То есть туда, где «рулят процессом», а не гвозди забивают. Скоро десять банкиров выстроятся в очередь к одному электрику, потому что банкиров будет больше, чем электриков или столяров. А корень все там же – в любоначалии, в страсти к белым рубашкам, кожаным портфелям, служебному транспорту и высоким мыслям о личной значимости.
Отче Ефреме, моли Бога о нас!

Празднословие – это свобода слова помноженная на рабство мысли или на ее отсутствие. В нынешнем мире нам разрешено говорить все или почти все. Но велено говорить громко и всем сразу, так, чтобы никто никого не слушал, но все просто выговаривались. Это в эпоху цензуры слова были и оружием, и драгоценностью. В эпоху болтовни самые важные и емкие речи рискуют утонуть в тоннах макулатуры, рискуют затеряться в толпе слов, сказанных без надобности, праздно.

Культура слова связана с культурой молчания. Кому не о чем молча думать, тому и говорить не о чем. Говорить «просто так» нельзя. Это все равно, что есть, не чувствуя голода, и этим разрушать здоровье. Слово – это семя. Оно оплодотворяет, если оно живо. И совсем не зря существует такое понятие, как «словоблудие», потому что говорение ни о чем есть разновидность духовного излития семени на землю (ср.: Быт. 38:9). Чуть далее об этом говорится, что это было «зло пред очами Господа». Празднословие – враг молитвы, враг тишины, враг серьезных мыслей. Его одного хватит, чтобы оказаться в аду, поскольку «за всякое слово праздное дадут ответ люди в день судный».

Многословием человек опустошает свою душу, расслабляет ее и делает рассеянною. Посмотрим на Спасителя, как Он был краток в поучениях и наставлениях! Молитва Господня дана всего только в семи прошениях, а заповеди блаженства – в девяти стихах. Ангелы славословят Бога кратко: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф!». Как сосуд, который часто открывают, не сохраняет крепости и аромата самого благовонного вещества, помещенного в нем, так и душа того человека, который любит многословить, не сохраняет надолго добрых мыслей и добрых чувствований, а изрыгает из себя потоки осуждения, злоречия, клеветы, лести и т. д. Поэтому-то Церковь постом и молится: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия (Пс. 140, 3-4). Как сорняки засоряют почву и мешают произрастать на ней добрым злакам, так пустые, гнилые слова убивают душу и не дают возможности произрастать в ней добрым помыслам и чувствам.

Читайте так же:  Молитва для елены

Мы, сами того заранее не желая, увидели, что в четырех страстях, перечисленных в тексте молитвы Ефрема Сирина, пред нами предстали не просто четыре греховных духа. Предстал перед нами некий один дух, впитавший в себя все другие. и дух этот – дух мира сего. Это дух мира праздного, тоскливого, болтливого, высокомерного и, как ни странно, уверенного в себе. В этом противоречивом и больном мире мы живем, дух этого мира смешивается с воздухом, которым мы дышим, и травит нас постоянно. Так как же нам не бежать со всех ног в храмы Божии? Как же нам оставаться в бездействии?
Наше спасение — покаянием и такими молитвами, какими может нам передать чувства словами молитва святого преподобного Ефрема Сирина.

Из материалов бесед архимандрита Кирилла (Павлова) и протоиерея Андрея Ткачева

Есть такие молитвы, которые читаются только в определенные периоды церковного календаря. Например, «Господи и Владыко живота моего» — эти торжественные слова звучат под сводами храмов только в период Великого поста.

Авторство глубокого по смыслу текста приписывают Ефрему Сирину. Учитель церкви жил в 3 веке, родом был из Сирии (отсюда его прозвище). Был очень хорошо образован, сочинения его читались уже тогда в храмах как назидание верующим. Святой оставил после себя не только толкование на Библию, но и составлял молитвы. На русский язык переведена лишь малая часть его трудов. Особое место в творчестве подвижника веры занимала духовная поэзия, из которой составлялись целые сборники духовных песен.

Об этой молитве сам Александр Пушкин написал одно из своих стихотворений. Она подкрепляла духовные силы поэта и будила в нем духовные силы. Такова сила воздействия покаяния, которое вложено в слова великим подвижником христианства.

Молитва «Господи и Владыко живота моего» произносится со вторника по пятницу, вплоть до наступления среды перед Пасхой. Текст ее довольно короткий, но чтение в храме сопровождается земными и поясными поклонами. Поэтому новоначальным христианам она может показаться утомительной. Но телесное поклонение имеет целью смягчить жестокие сердца людей, а совмещение с великими словами усиливает это действие.

Что же особенного в этих словах? В очень краткой, даже сжатой, форме автору удалось собрать достоинства покаяния, обозначить духовные идеалы.

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

  • Лень, небрежение, бесцельное времяпровождение — христианам следует избегать пассивности, они должны стремиться к созиданию, духовному восхождению. А это возможно только в том случае, когда человек ясно видит цель своей жизни. Глубокий же смысл существования можно обрести только через веру, победив свой цинизм.
  • Уныние — один из самых опасных грехов, является следствием праздности. Находясь в его власти, человек перестает воспринимать все хорошее, видит вокруг только черные оттенки. Надо понимать, что это козни дьявола, который стремиться отрезать душу человека от света Божия.
  • Любоначалие — стремление к власти над другими (здесь не имеются в виду должности). Молитва «Господи и Владыко живота моего» рассматривает этапы духовного падения. Следующий шаг — желание решать свои проблемы за счет других. Более того — человеческое «Я» вытесняет Бога из всех сфер жизни. Так духовное умирание распространяется на окружающих. Человек, лишенный морального стержня смотрит на окружающих лишь как на средство достижения собственных эгоистичных устремлений.
  • Празднословие — великий дар речи многие используют безответственно. А ведь именно он роднит нас с Господом. Словом можно исцелить или уничтожить ближнего, дать ему надежду или ввергнуть в соблазн. Язык может быть как источником спасения, так и великого осуждения для человека, ведь с уст слетает то, что рождается в душе — об этом предупреждал Христос.

Молитва Ефрема Сирина называет и средства, которыми можно победить все эти недостатки.

  • Целомудрие — не только плотская чистота, как думают многие. Это целостность души, которая указывает человеку его высшее предназначение.
  • Смирение — важная добродетель, которая позволяет увидеть собственные грехи. Без нее невозможно начать жить так, как хочет Бог — потому что не обладая смирением, нельзя услышать Его голос в своей душе.
  • Терпение — результат того, что человек начинает видеть самую суть вещей. Не стоит путать ее с презрением, которое возносит своего обладателя над всеми вокруг. Терпение ценит и уважает каждое Божье создание.

Вот какая глубина заложена в этой короткой молитве. И о самом опасном грехе предупреждает верующих монах, написавший слова «Господи и Владыко живота моего». Получив возможность видеть свои недостатки, человек может увидеть и грехи своих братьев. Здесь подстерегает опасность возгордиться, начать указывать окружающим на их проступки. Так верующий впадает в гордыню.

Такое «прозрение» не будет стоить ничего в глазах Творца. Ведь под маской смирения таится осуждение, от которого предостерегали многие великие отцы Церкви — это опасный духовный недуг.

Великие слова молитвы хорошо очищают душу, напоминают человеку о его греховности и о том, что цель жизни лежит за пределами видимого мира.

Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here