Молитвы перед причастием молитвослов

Предлагаем ознакомиться: Молитвы перед причастием молитвослов с точным и подробным описанием.

(Преподобного Симеона Нового Богослова)

Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.

Молитвосло́в – это одна из богослужебных книг Православной Церкви, излагающая порядок частных богослужений.

Содержит в себе извлечения из книг, используемых в общественном богослужении.

Включает молитвословия из Часослова, Акафистника и Каноника (стихиры, каноны, акафисты), Минеи и песнопения при молитве: тропари, кондаки, величания; молитвы, предназначенные для чтения не только членам клира, а мирянам (молитвенное правило). Молитвослов это настольная книга православного христианина.

Православный молитвослов – книга, необходимая каждому верующему человеку. Что мы видим, открыв ее? Сборник молитв, которые в течение двух тысяч лет существования христианства писались святыми отцами и подвижниками благочестия – святителями, преподобными, отшельниками и пустынниками.

Пророк Давид, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Димитрий Ростовский, Оптинские старцы – книга Молитвослов содержит духовные творения всех этих и многих других авторов.

Молиться можно по-разному, например, своими словами. Такая молитва должна постоянно сопутствовать человеку. Утром и вечером, днем и ночью человек может обращаться к Богу с самыми простыми, идущими из глубины сердца словами.

Но есть также молитвословия, которые еще в древности были составлены святыми, их нужно читать, чтобы учиться молитве. Эти молитвословия содержатся в “Православном молитвослове”. Там вы найдете молитвы утренние, вечерние, покаянные, благодарственные, найдете различные каноны, акафисты и многое другое. Купив “Православный молитвослов”, не пугайтесь, что в нем так много молитв. Вы не обязаны все их читать.

Если утренние молитвы прочитать быстро, это займет примерно двадцать минут. Но если их читать вдумчиво, внимательно, отзываясь сердцем на каждое слово, то чтение может занять и целый час. Поэтому если у вас нет времени, не пытайтесь прочитать все утренние молитвы, лучше прочитайте одну-две, но так, чтобы каждое их слово дошло до вашего сердца.

Перед разделом “Молитвы утренние” говорится: “Прежде чем ты начнешь молиться, постой немного до тех пор, пока не утихнут твои чувства, и затем с вниманием и благоговением произнеси: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”. Постой еще немного и только потом начинай молиться”. Эта пауза, “минута молчания” перед началом молитвы, очень важна. Молитва должна вырасти из тишины нашего сердца. У людей, которые ежедневно “вычитывают” утренние и вечерние молитвы, постоянно существует соблазн прочитать “правило” как можно скорее, чтобы приступить к повседневным делам. Часто при таком чтении ускользает главное – содержание молитвы.

В молитвослове много прошений, обращенных к Богу, которые повторяются несколько раз. Например, вы можете встретить рекомендацию прочитать “Господи, помилуй” двенадцать или сорок раз. Некоторые воспринимают это как какую-то формальность и вычитывают эту молитву на большой скорости. Между прочим, по-гречески “Господи, помилуй” звучит как “Кирие, элейсон”. В русском языке есть глагол “куролесить”, который произошел именно от того, что псаломщики на клиросе очень быстро по много раз повторяли: “Кирие, элейсон”, то есть не молились, а “куролесили”. Так вот, в молитве не нужно куролесить. Сколько бы раз вы ни читали эту молитву, она должна быть произнесена со вниманием, благоговением и любовью, с полной отдачей.

Не нужно стараться вычитать все молитвы. Лучше посвятите двадцать минут одной молитве “Отче наш”, повторяя ее несколько раз, вдумываясь в каждое слово. Не так-то легко бывает человеку, не привыкшему подолгу молиться, сразу вычитывать большое количество молитв, но к этому и не надо стремиться. Важно проникнуться тем духом, которым дышат молитвы Отцов Церкви. Вот главная польза, которую можно извлечь из молитв, содержащихся в “Православном молитвослове”.

Исповедь и Причастие – самые ответственные и волнительные события в жизни православного христианина.

Человек, возжелавший пообщаться с Христом и причаститься Святых Таин, должен тщательно к этому подготовиться, как физически, так и духовно. Молитва является одной из важнейших составляющих.

Причастие – важнейший христианский обряд, во время которого происходит освящение вина и хлеба как Крови и Хлеба Христовых. К нему допускаются христиане любого возраста, в том числе и младенцы.

Суть описываемого ритуала уходит корнями глубоко в прошлое, к Тайной Вечере, созванной Иисусом Христом:

  • Именно там его руками был разломлен и роздан ученикам хлеб, названный телом его, и разлито вино, названное кровью. Ученикам был дан строгий наказ: совершать отныне таинство крещения в память об Учителе.
  • Оно дошло до наших времен и суть его осталась неизменна – попытка восстановить единство между природой и творением божьим, которое существовало до момента грехопадения.

Причастие называют повторным крещением: при первом человек очищается от первородного греха, доставшегося ему от прародителей Адама и Евы, а во время второго – от грехов, совершенных им самим уже после крещения.

В этом обряде участвуют все воцерковленные христиане, а если человек отказывается от Причастия – он по своей воле отворачивается от Иисуса Христа и будущей вечной жизни. И наоборот — причащение на постоянной основе приближает его к вратам небесного блаженства, укрепляет духовную связь с самим Господом Богом.

После принятия Святых Тайн часто случаются необъяснимые исцеления и другие чудеса – об этом говорят и сами люди, и церковные летописи. Если человек по каким-то причинам долго не причащается, в жизнь его возвращаются проблемы и неудачи, он много и сильно болеет, грустит, впадает в депрессию.

Внимание! Подготовка в Причастию проходит в несколько этапов, на которых человек соблюдает строгий пост и возносит небу молитвы, а в самом конце – идет на исповедь к священнослужителю.

Однако следует помнить главное: гораздо важнее не просто соблюдать дисциплинарные предписания, но и строить всю свою жизнь на евангельских принципах, всеми силами души желать соединиться с Христом, быть готовым пойти на любую жертву.

Читайте так же:  Православные молитвы жены за мужа

Как правильно подготовиться к таинству Причастия рассказывается на видео:

Пост, который предписывают перед Причастием, называется по-другому говение или пощение:

  • Такое телесное воздержание направлено на усмирение плоти, очищение души от вредных привязанностей, плохих привычек и мыслей, еще один шаг навстречу Творцу.
  • Бог смотрит не только на желудок, но и на душу, поэтому простой отказ от пищи не принесет пользы, если вы проводите время в пустых разговорах, сплетнях, обиде, кознях.
  • Это время дается для того, чтобы окинуть взглядом всю свою прошлую жизнь, выявить проблемы и грехи, поразмышлять над тем, как исправиться, и покаяться.
  • Священнослужители называют пост и молитву крыльями, которые даруются христианам для полета к небесам.

Ранее верующие должны были поститься строго трое суток и в установленные Церковью дни. Сейчас это требование отпало и каждый для себя решает – сколько ему потребует времени, чтобы прийти к Богу в чистоте и смирении, три ли дня или неделя.

Священники рекомендуют воздерживаться от еды по пятницам и средам, однако лучше всего обговорить продолжительность своего поста с приходским священником или своим духовником.

Учитывайте особенности своего здоровья, духовное состояние и иные обстоятельства:

  • Для беременных и кормящих женщин, больных людей пост может быть ослаблен по благословению духовника.
  • Детки до 7 лет допускаются к причастию без выдерживания поста, но, если вы хотите приобщить их к вере, определенные запреты в игре и еде должны присутствовать.

Говенье отца и матери – лучший пример для ребенка. Говение касается и особых категорий людей, которые питаются вне домашних стен: в интернатах, больницах, армии, местах лишения свободы. Разумеется, по мере возможности.

Во время поста запрет налагается на:

  1. Яйца
  2. Продукты молочные и животного происхождения
  3. Рыбу (при строгом посте)

Разрешенные продукты есть нужно тоже умеренно, без обжорства. Согласно пятому правилу святителя Тимофея Александрийского, от телесной близости в это время тоже следует отказаться, не посещать увеселительные заведения и не участвовать в мирских забавах.

Справка! Воздержитесь от прослушивания мирской музыки, просмотра фильмов и иных развлекательных передач, посещения спектаклей. Постарайтесь проводить больше времени в уединении, чтении духовных книг и размышлениях.

При подготовке к причастию нельзя кушать после полуночи, поскольку важный день уже наступил.

Нужно ли соблюдать пост перед Причастием рассказывается на видео:

Посещение вечерней службы в храме перед исповедованием и причастием обязательно, как и участие в Литургии. Если вы будет делать это первый раз в жизни – обязательно предупредите священника и он подскажет вам основные правила поведения.

Внимание! Курить тоже попадает под запрет, а вот мнение, что нельзя чистить зубы (чтобы не проглотить случайно воды) – ошибочно. Чистка особо описана в «Учительном известии» и предписывается в обязательном порядке каждому священнику перед литургией. Важные для жизни лекарства принимать разрешено без ограничений в любое время.

Принимать Причастие не могут:

  • Женщины в период менструации
  • Супруги, у которых накануне была половой акт
  • Прихожане, которые не исповедались (исключение – малыши до семи лет), отлученные от принятия Святых Таинств
  • Люди в бесчувственном состоянии
  • Бесноватые или умалишенные, которые богохульствуют во время своих припадков (если такого греха за ними нет – причащать можно, но не каждый день)

Исповедь – заключительный акт раскаяния. Происходит она напрямую перед Богом и в присутствии священника, который является посредником между людьми и небом.

В душу, не очищенную от греха, не раскаявшуюся, не смиренную, Иисус Христос не войдет. Он не ждет от человека даров и подношений, но готов принять смиренное сердце и борьбу с земными страстями.

На таинстве Исповеди человек должен рассказать священнослужителю без утайки обо всех своих поступках, а последний решает: может ли прихожанин коснуться Святых Даров или ему нужно подготовиться еще.

В некоторых приходах существует практика общей исповеди, когда священник не выслушивает каждого подошедшего к нему, а просто зачитывает список грехов, а после накрывает человека епитрахилью.

Так происходит из-за большого количества молящихся в местностях, где храмы переполнены в праздничные дни и по воскресеньям. Эта практика является вынужденной мерой от нее нужно постепенно избавляться.

Молитва, возносимая к Богу — это не строгий набор слов, читаемых в определённой последовательности. Прежде всего, это разговор чада со своим Отцом, в котором человек кается ему в своих грешных делах и пороках, просит помочь в становлении на путь истинный, рассказывает о своих духовных потребностях.

Внимание! Можно молиться своими словами, но удобнее использовать тексты из церковных книг.

Выделяют 3 канона, которые можно найти в любом православном молитвослове или Канонике:

  1. Покаянный к Иисусу Христу
  2. Обращение к Пресвятой Богородице
  3. Обращение к ангелу-хранителю

Все каноны читают накануне причащения, в удобное время дома, а молитвы к причастию утром перед литургией, в день причастия.

Дополнительно читается Последование к причащению, например, молитва Симеону Новому Богослову:

Обязательно читайте «Отче наш» и следующие молитвы.

Молитву грешника

Молитву Ангелу-хранителю

Молитва «Верую»

Самостоятельная молитва – самая ценная. Это ваше собственное стояние перед Богом и ваш духовный труд. Но не возбраняется дополнительно прослушивать молитвы онлайн. Вы можете включить запись, закончив свое правило, либо в случае сильное усталости или немощи.

Трансляция молитв через экран весьма полезна людям, которые не могут посетить церковь самостоятельно и находятся, например, в дороге, либо прикованы к постели.

Посмотрите видео, в котором читается молитва Три канона к Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу Хранителю:

Святые Тайны – Христовы тело и кровь – считаются самым драгоценным даром, который дает Господь Бог своим земным детям.

Даром, принимать который нужно с особым благоговением, предварительно подготовив свое тело воздержанием и постом, а душу – искренним покаянием, усердными молитвами и примирением с ближними своими.

Человеку всегда сложно смирять свою гордыню и просить прощения за грехи, но ведь и требуется от него не так много – очистить сердце, раскрыть душу для людей и поверить в великую, всепрощающую любовь Господа.

Молитва святого Василия Великого (1-я).

Владыка господи Иисусе Христе, Боже наш, источник жизни и бессмертия, всей твари видимой и невидимой Создатель, безначального Отца единосущный Сын и безначальный, в последние дни облекшийся в плоть, распятый и погребенный за нас, неблагодарных и злонравных, Своею кровью обновивший поврежденное грехом естество наше! Сам Бессмертный Царь, прими от меня грешного покаяние, приклони Твое ухо ко мне и услышь, слова мои: согрешил я, Господи, согрешил пред небом и пред Тобою и недостоин поднять глаз на высоту славы Твоей, — ибо прогневал Твое милосердие, Твои заповеди преступив и не послушав Твоих повелений.

Читайте так же:  Экзорцизм молитвы на латыни

Но Ты, Господи, незлобивый, долготерпеливый и многомилостивый, не оставил меня погибнуть с моими беззакониями, моего всячески ожидая обращения. Ты, Сам сказал, Человеколюбивый, устами пророка Своего: » не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был.» Не хочешь Владыка, погубить создание Твоих рук, не желаешь погибели людей, но хочешь, чтобы все спаслись и к познанию истины пришли. Я же, недостойный и неба, и земли, и сей скоротечной жизни, отдав всего себя греху и сластям поработившись, Твой осквернил образ. Но Твое творение и создание, не отчаиваюсь обрести спасение, окаянный, на Твое безмерное милосердие уповая, приступаю. Прими и меня, Человеколюбче Господи, как блудницу, как разбойника, как мытаря, как блудного сына, и сними с меня тяжкое бремя греха, грехи берущий мира, немощи человеческие исцеляющий, трудящихся и обремененных к себе призывающий и успокаивающий, пришедший призвать к покаянию не праведников, но грешников. И очисти меня от всякой нечистоты плоти и духа, и научи меня совершать святое дело с благоговением к Тебе, чтобы я, с чистой совестью, святынь Твоих часть принимая, соединился с святыми Твоим Телом и Кровью и имел в себе Тебя, живущего и пребывающего вместе с Отцом и Святым Твоим Духом.

Ей, Господи Иисусе Христе Боже мой, да не в осуждение мне будет причащение пречистых и животворящих Тайн Твоих, и да не сделаюсь немощным душой и телом я от недостойного их причащения. Даруй мне до последнего моего вздоха неосужденно принимать часть святынь Твоих в общение Духа Святого, в напутствие жизни вечной, в благоприятный ответ на страшном суде Твоем, чтобы со всеми избранными Твоими мог я участвовать в нетленных Твоих благах, которые Ты приготовил любящим Тебя, Господи, и за которые Ты благословен во веки. Аминь.

Молитва святого Иоанна Златоустого (2-я).

Господи Боже мой, знаю, что я недостоин и не готов, чтобы Ты вошел под кров храма души моей, потому что он — пуст и развален, и не найдешь во мне места достойного голову преклонить. Но Ты с высоты небесной нас ради явился на земле в смиренном облике; снизойди также и ныне к смирению моему. И как Ты соизволил в пещере и в яслях бессловесных животных возлечь, войди ныне и в ясли бессловесной моей души и в грешное мое тело. Как не презрел войти и вечерять с грешниками в доме Симона прокаженного, удостой также войти и в дом смиренной моей души, прокаженной и грешной. Как не отвергнул подобной мне грешной блудницы, пришедшей и прикоснувшейся к Тебе, также смилуйся и надо мной, грешным, приходящим и прикасающимся к Тебе. И как не погнушался ее скверных и нечистых уст, поцеловавших Тебя, не погнушайся также еще более скверными и нечистыми моими устами, и еще более нечистым моим языком.

Но да послужит мне уголь пресвятого Твоего Тела, и честной Твоей Крови к освящению, просвещению и укреплению смиренной моей души и тела, к облегчению тяжести многих моих согрешений, к сохранению от всякого дьявольского влияния, к удалению злых и лукавых моих навыков и освобождению от них, в умерщвлению страстей, к сохранению Твоих заповедей, к умножению Божественной Твоей благодати, и Твоего Царства приобщению. И не с пренебрежением приступаю к Тебе, Христе Боже, но с дерзновением на неизреченное Твое милосердие; не уклонюсь на долгое время от общения с Тобою, дабы не быть пойманным мысленным волком, как хищным зверем.

Посему молюсь Тебе: Ты, один святой Владыка, освяти мою душу и тело, ум и сердце, и все внутренности, и всего меня обнови, укорени страх Твой в членах моих, сотвори, чтобы Твое освящение неизменно было во мне. И будь моим помощником и защитником, направляя в спокойствии жизнь мою, удостой меня стояния одесную Тебя со святыми Твоими, по молитвам и предстательству Пречистой Твоей Матери, бестелесных Твоих служителей и пречистых сил и всех святых, от начала мира Тебе угодивших. Аминь.

Молитва святого Иоанна Дамаскина (3-я).

Владыка, Господи Иисусе Христе, Боже наш, один имеющий власть людям прощать грехи, как Милосердный и Человеколюбивый прости мои все в ведении и неведении соделанные прегрешения, сознательные и несознательные; и позволь мне без осуждения причаститься Божественных, и Преславных, и Пречистых, и Животворящих Твоих Тайн, не в отягощение, не в мучение, не в умножение грехов, — но в очищение, и в освящение, и в залог будущей жизни и царства, в твердый оплот и помощь, в поражение врагов, в истребление многих моих согрешений. Ибо Ты Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебя славу возсылаем с Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва святого Василия Великого (4-я).

Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и в осуждение себе ем и пью, не сознавая, что это Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но на Твои милости надеясь, прихожу к Тебе, сказавшему: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» Умилосердись же, Господи, и не обличи меня, грешного, но поступи со мной по милости Твоей, и да будет мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в сохранение, спасение и освящение души и тела; в прогнание всякого мечтания и лукавого дела и нападения диавольского, в дерзновение и любовь к Тебе; во исправление жизни и укрепление ее, в возвращение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение с Духом Святым, в напутствование в вечную жизнь, в благоприятный ответ на страшном суде Твоем, — но не в суд или осуждение.

Молитва святого Иоанна Златоуста (5-я).

Боже, ослабь, оставь, прости согрешения мои, пред Тобою которые сотворил я словом, делом, помышлением, вольно или невольно, сознательно или несознательно, все мне прости, Милосердный и Человеколюбивый. И по молитвам Пречистой Твоей Матери, бесплотных Твоих служителей и святых сил, и всех святых от начала мира Тебе благоугодивших, без осуждения благоволи мне принять святое и пречистое Твое Тело и Честную Кровь во исцеление души и тела и в очищение лукавых моих помыслов. Ибо Твое есть царство и сила, и слава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и в веки веков. Аминь.

Читайте так же:  Молитва отпевание покойника

Молитва святого Иоанна Златоуста (6-я).

Недостоин я, Владыка Господи, чтобы Ты вошел под кров души моей; но, поскольку благоволишь Ты, как человеколюбец, жить во мне, то я с дерзновением приступаю. Ты повелеваешь, чтобы я отворил двери, созданные Тобою единым, и Ты вошел бы в них со свойственным Тебе человеколюбием, и войдя, просветишь помраченный мой разум. Верую, что Ты сделаешь это, ибо от блудницы, пришедшей к Тебе со слезами Ты не удалился, не отвергнул мытаря, принесшего покаяние, не отринул и разбойника, познавшего Твое царство, и гонителя Своего, обратившегося к Тебе, не оставил тем, чем он был, но всех, с покаянием обратившихся к Тебе, поместил Ты в среде Своих друзей. Один Ты благословенен всегда, ныне и в бесконечные веки. Аминь.

Молитва святого Иоанна Златоуста (7-я).

Господи Иисусе Христе, Боже мой, ослабь, оставь, прости мне, грешному и непотребному и недостойному рабу Твоему, преступления, прегрешения, грехопадения и все, чем я от самой юности до нынешнего дня и часа согрешил — сознательно или несознательно, в словах, делах, в намерениях, мыслях, начинаниях и во всех моих чувствах. И по молитвам без зачатия родившей Тебя Пречистой Приснодевы Марии, Твоей Матери, единственно несомненной надежды, ходатаицы спасения моего, сподоби меня неосужденно причаститься пречистых, бессмертных, и животворящих, и страшных Твоих Таинств во оставление грехов, в вечную жизнь, в освящение и просвещение, укрепление, исцеление и здравие души и тела, в уничтожение и совершенное устранение нечистых моих помыслов, дум, предприятий и ночных мечтаний, мрачных и злых духов. Ибо Твое есть царство, сила, и слава, и честь и поклонение вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святого Иоанна Дамаскина (8-я).

Пред дверями храма Твоего стою, а нечистые помыслы не отходят от меня. Но Ты, Христе Боже, мытаря оправдавший, хананеянку помиловавший и разбойнику двери рая открывший, открой мне недра человеколюбия Твоего и прими меня, приходящего и прикасающегося к Тебе, как блудницу и кровоточивую. Одна лишь только края Твоей одежды коснулась, тотчас исцеление получила; другая, прильнув к пречистым ногам Твоим, разрешение грехов своих обрела. Я же окаянный, все Твое тело дерзающий принять, да не буду опален, но прими меня, как тех двух, и просвети чувства души моей, сжигая греховные провинности, по молитвам непорочно Родившей Тебя и бесплотных небесных сил. Ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитва святого Иоанна Златоуста.

(Читается священником при выносе чаши).

Верую, Господи, и исповедую, что Ты истинно Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир грешников спасти, из которых первый я. Ещё верую, что именно сие есть пречистое Тело Твое, и именно сия есть Честная Кровь Твоя. Посему молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне грехи мои, вольные и невольные, сотворенные словом или делом, ведением или неведением, и удостой меня неосужденно причаститься пречистых Твоих Таинств в оставление грехов и жизнь вечную. Аминь.

Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Читайте так же:  Благодарственная молитва ко причастию

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» [1] .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Читайте так же:  Перевод молитвы на русский язык

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Молитвы, читаемые с вечера.

П о молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде находящийся и все наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны и спаси, Добрейший, души наши.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святый, посети и исцели немощи наши имени Твоего ради.

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, — тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.

Я веровал и потому говорил: я очень сокрушен. Я же сказал в исступлении моем: всякий человек лжив. Что воздам Господу за все, что Он даровал мне? Чашу спасения приму и имя Господне призову. Обеты мои исполню Господу пред всем народом Его. Честна пред Господом смерть преподобных Его. Господи! Я — раб Твой. Я — раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты расторг узы мои. Тебе принесу жертву хвалы и имя Господне призову. Обеты мои исполню Господу пред всем народом Его, во дворах дома Господня, среди тебя, Иерусалим!

Беззакония мои прости, Господи, от Девы родившийся, и сердце мое очисти, храмом его сотворяя для пречистого Твоего Тела и Крови, и не отринь меня от Твоего лица, безмерно милосердный!

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу. Причаститься святынь Твоих как я дерзну, недостойный? Если осмелюсь к Тебе приступить с достойными, — одежда обличает меня, потому что она — непраздничная, и осуждение заслужу многогрешной душе моей. Очисти, Господи, скверну души моей и спаси меня, Человеколюбец.

И ныне и присно, и во веки веков, Аминь. Многое множество моих, Богородица, согрешений обличает меня, к Тебе прибегаю, Чистая, о спасении вопрошая; посети изнемогающую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего, дать мне прощение всего мною зла содеянного, Единая Благословенная.

Во святую четыредесятницу читается.

В то время как славные ученики омовением на вечере просвещались, Иуда нечестивый, недугом сребролюбия помраченный, беззаконным судиям Тебя, праведного Судию, предал. Посмотри, собиратель имений, на того, который удавился из-за них. Избегай ненасытной души, поступить с Учителем так дерзнувшей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Милостивый ко всем Господи, слава Тебе!

Молитвы перед причастием молитвослов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here