Можно ли молитву читать с листа

Предлагаем ознакомиться: Можно ли молитву читать с листа с точным и подробным описанием.

Антонина желает узнать, а можно ли читать молитву по бумажке? Считается ли это грехом, неуважением к православной вере? Она где-то слышала, что запрещается.

Недолго думая, я обратился с вопросом к знакомой женщине, которая старается следовать Божьим заповедям.

Поначалу она меня направила в Храм, дескать, священник ответит более достоверно.

Но я застеснялся подходить к Батюшке с таким несерьезным вопросом. Давайте выслушаем Веру.

* Помилуй, Боже, но я считаю, что нельзя читать православную молитву по бумажке. Хотя бы потому, что в греховном отвлечении, есть вероятность переписать ее неправильно.

* Существует священное Писание и Молитвослов. Церковная литература, освященная и потребная. С клочка нашептывают магические заговоры, противные Господу нашему Иисусу Христу.

* Зачем ты, Дима, задаешь подобный вопрос? Мне кажется, чтобы смутить меня и своих читателей. У верующего человека всегда имеется первоисточник. Негоже читать молитвы, кем-то переданные. Они ничего не имеют общего с теми, которые, быть может не всем понятны, но читаемы на древнеславянском языке.

* С другой стороны, мои слова можно оспорить тем, что главное – это та интонация, с которой Вы обращаетесь за помощью к Спасителю. Могу ошибаться, но даже чтимая с камня, молитва способна помочь истинно верующему и раскаявшемуся человеку. Стало быть, мы натолкнулись на противоречие. Бумажный листок – это носитель информации, с которого можно читать молитву, находясь в Церкви и дома, стоя у иконы.

* В заключение, хочется отметить, что такого рода вопросы не имеют ценности и задаются за ради любопытства. Неровен час, и Вы вопросите: “А можно ли соорудить Церковь в домашних условиях”? Господи, помилуй.

А что по этому поводу думаете Вы, уважаемые читатели? Просьба оставлять развернутые комментарии к этой статье.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

Взяла домой книгу почитать из библиотеки , а в неё вложен листок с молитвой, читать не стала , отнесла в храм, для чего так делают , а может так вредят, знает ли кто либо о таких вещах ?

Скорее всего религиозные фанатики вкладывают такие листочки с целью, что вот вы,например, увидите, прочтете, и на вас Святой Дух снизойдет, вы проникнетесь и «придете ко Христу». Не думаю, что это какая-то порча, порча ведь делается «адресно». В порчу, кстати, я не верю. )

А вот что в церковь отнесли находку — это правильно. Там помолятся прежде всего о людях, оставляющих такие послания.

Может быть, кто-то просто забыл там этот листок, использовал его, например, как закладку, да там потом и оставил. Не стоит в таких случаях так пугаться, никаких проблем кусок бумаги принести вам не может, да и потом, сами подумайте, какой смысл пытаться таким образом «навредить» кому- либо, тот человек, который там оставил бумажку, понятия не имел и не мог иметь о том, что именно вы возьмете эту книгу, обнаружите там этот лист и так далее. Книжка вообще могла стоять на полке годами, ожидая, пока кто-то ее захочет прочесть, и никто бы эту записку там долго не обнаружил в таком случае.

Это просто случайность и чья-то забывчивость, не больше.

Меня интересует нужно ли заучивать наизусть молитвы? Будут ли они помогать если их просто зачитывать? И обязательно ли дословно заучивать?

Какая бы ни была ситуация, вы будете четко знать, о чем сейчас нужно просить Бога, о чем молиться. И действительно, есть молитва «Отче Наш», которой Христос учил, вот ее не помешает знать. А вообще — развивайте личные отношения с Богом, тогда и молитвы у вас будут такие, каких нет ни у кого. Ведь у вас с каждым близким человеком свои отношения, так и с Богом должны быть особенные.

Каждому человеку надо знать наизусть одну или две молитвы, потому что бывают такие моменты когда близким или друзьям можно помочь только молитвой и очень быстро. В моменты эмоционального всплеска вы не сможете даже простые слова подобрать, голова будет не на то настроена. В такие моменты может спасти молитва. Ситуаций таких множество. Представте, ваш ребенок или кто то близкий на операции (дай Бог что бы все были здоровы) или в другой трудной ситуации вы можете им помочь энергетически и духовно с помощью молитвы, но не зная молитвы вы двух слов не свяжете (часто говорят можно своими словами к Богу обращаться). Так что учите пригодиться всегда и вам самим и близким даже если не верите.

Каждый выбирает для себя сам. Есть желание-учите. Вполне достаточно «Отче наш. «-это единственная молитва, которой научил И.Х. Это не просто набор слов, в ней все, о чем стоит просить Бога, большего человеку не надо. А остальное люди придумали.

Заучивать не нужно. Зачем? Молитва только тогда будет услышана, когда она идёт от сердца и вы произносите то, что вас беспокоит, волнует, что у вас на сердце. А заученную можно прочитать и не понять, что сказал.

Требования канонического «знать наизусть» нет, но если вы регулярно читаете молитвы, то поневоле запоминаете их. Обычный прихожанин, ежедневно читающий утреннее и вечернее правило и регулярно ходящий в церковь, через 2-3 года с удивлением обнаружит, что знает наизусть более сотни молитв, тропарей и кондаков. Иногда это знание оказывается очень полезным, например, когда потребуется в поезде в темноте прочесть вечернее правило. или в дороге за рулем. можно вспомнить много иных ситуаций, когда просто невозможно физически достать и прочесть молитвослов. Да, можно молиться своими словами, но в этом случае, часто внимание будет рассеиваться на подбор слов. Вообще, большинство «официальных» молитв и есть т.н. «свои слова», с которыми к Богу обращались различные люди. Действенность этих слов проверена многократно и поэтому церковь и рекомендует молиться «проверенными молитвами». Еще раз, запрета на «свои слова» тоже нет.

Говорят, что церковь чуть ли крестины не отменяет, если мать не знает наизусть эту молитву.

В прошлом году был крёстным в другом городе. Мать ребёнка мне заранее сказала, что батюшка требует от крёстных отца и матери знать молитву «Символ Веры». Вообще — то я больше десятка молитв знаю наизусть, в том числе и длинных, вроде 90 псалма. Стал и «Символ Веры» учить, но не успел. И крёстная мать не выучила наизусть. Батюшка спросил, я ответил что наизусть твёрдо не помню, тогда он разрешил читать молитву по Молитвослову. А вообще, спросил, есть ли крест на мне, хожу ли на службы, когда последний раз исповедовался и причащался, соблюдал ли пост перед таинством крещения? И я считаю такие требования правильными, ведь крёстные родители ответственны за духовную жизнь маленького ребёнка, должны приобщать его к вере, ходить с ним на службы. А если они сами не соблюдают церковных традиций, чему тогда они могут научить своего крестника? В общем, всё зависит от порядков, которые установились именно в этом храме, могут и не покрестить. Ну и выучите эту молитву — не так уж и сложно.

Крещение-это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором человек приобретает утраченное Царство Божие. Поэтому Церковь так и называет крещение- второе рождение. Ибо Господь наш говорит: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

Читайте так же:  Перевод молитвы красной нитки

И если мы приняли крещение, то должны соблюдать евангельские законы.

Чтение Евангелия, посещение церковных богослужений, знакомство с основами христианского вероучения, следование заповедям Божьим — важное дело всякого христианина.

Главное дело христианина — это молитва. И готовясь ко крещению, нужно постараться выучить либо хорошо понимать содержание молитв «Символ веры», «Отче нас», «Богородица, радуйся».

Святые отцы говорили, что на молитве человек беседует с Богом, а при чтении Священного писания Бог собеседует с человеком, и отверзает его ум к уразумению Писаний.

Поэтому перед крещением ребенка проводятся подготовительные беседы с родителями и крестными, они отвечают за воспитание ребенка в духе христианского вероучения.

И это ведется со времен древней Церкви, и такие беседы называли огласительными. Каждый приступающий к таинству крещения должен быть знаком с жизнью Церкви и ее законами.

«Символе веры»является кратким изложением основных догматов Православной Церкви. И читая эту молитву мы подтверждаем свою веру в Пресвятую Троицу, Царство Небесное, Соборную и Апостольскую Церковь. А при крещении младенца восприемники (крестные)должны произнести «Символ веры» как обеты Богу об отречении от сатаны, и верности Спасителю. И будет только благом для ребенка, родителей, восприемников, знание и понимание молитвы «Символ веры.»

Не заставляет. Но хотя бы на троечку с плюсом знать сию молитву маме следует, таким образом, мамочка сможет подглядывать в шпоргалочку.

Со своего опыта скажу, что видела как раз те моменты, когда читали по бумажке или по молитвослову.

Но, ежели мать считает себя православной христианской или намеревается таковой стать, то знать наизусть Символ веры обязательно, это не только одна из главных молитв, но она есть краткая, но при этом достаточно точнейшая суть христианского вероучения, посему не будет лишним потрудиться духовно и постараться запомнить сию молитву, ведь она читается и на каждой Литургии.

Ну вот опять околоцерковный, точнее, «около Крещения» вопрос. На нашем приходе мы не «заставляли учить наизусть» никогда. Просто приходят люди говорят: «Хотим быть крестными для крестника(цы)» Говорим им: «Читайте Символ Веры» — за Крестника» В ответ: «Мы не знаем» В таком случае наши служители все вычитывали сами, а тем кто этого все же хотел, разрешалось читать с книжки. Это, так скажем, было ситуативное решение проблемы в данном случае. Сейчас в обязательном порядке ведутся т.н. «огласительные беседы»

Дело в том, что, если ты в храм ходишь регулярно, пусть не будем говорить об ежедневном, ну хотя бы о ежемесячном визите в гости к Богу, то этот самый «Символ веры» откладывается в голове сам собою. Потому что он поется в буквальном смысле ВСЕМИ ЛЮДЬМИ (в богослужебных книгах об этом так и указывается) за каждой Литургией в храме.

Если я желаю, чтобы крестным родителем меня «только объявили», а сам с крестником в храм носа не показываю, то грош мне цена, как крестному и на мне еще больший грех, если крестник из-за моего попустительства попадает вовсе в безбожную среду или просто начинает воровать пить или колоться. А ведь раньше в случае смерти родителей воспитание образование и женитьба (замужество) — будем говорить — полноценное устройство в жизни крестных детей, так вот, ответственность за все это в случаях сиротства, возлагалась в полном объеме на крестных родителей. А мы до сих пор воспринимаем все это как игрушечки и учим молитвы по причине «как бы чего не вышло». Увы это все занятия пустые, я бы сказал, скорее «занятия от Бога», а не «занятия для Бога». По большей части это приведет к еще большему отвращению от Бога и Церкви.

513. Рома ([email protected] com) пишет: «Исус говорил о молитве «Отче наш. «, значит ли ето, что она должна бить единственной нашей молитвой или можна молиться и другими молитвами. И еще одно: что такое вервица, и надо ли молиться с ее помощю.»

Сегодня молитва Господня «Отче наш» известна практически всем и в некоторых христианских церквах является чуть ли не основной молитвой. Однако, мы совершенно не находим в Священном Писании, чтобы кто-либо из апостолов или христиан когда-либо молился этой молитвой или вообще упоминал ее. Она была дана Господом только как образец молитвы, а не как точное предписание слов, которые нужно заучивать и произносить наизусть или читать с листа. В Библии содержится множество молитв верных людей, апостолов, и даже самого Иисуса Христа, но ни одна из всего этого множества молитв не предписана для повторения, хотя мы находим несколько молитв предназначенных для пения, например некоторые молитвы в Псалтире и молитва пророка Аввакума (3-я глава Аввакума).

Ввиду того, что молитва — это разговор человека с Богом, всякие написанные молитвы вообще теряют свой смысл. Единственно, когда написанная или заученная молитва имеет какой-то смысл — это в обучении детей молитве или же в обучении людей, впервые приходящих в христианскую церковь. Но к сожалению, в некоторых церквах издаются молитвенники, а молитвы используются более как талисманы и заклинания, нежели как разговор с Отцом Небесным.

Я не стал бы говорить здесь об отдельных видах молитв, но я только скажу, что молиться следует своими словами от сердца, а не бездушно или механически повторяя чужие слова. Конечно, иногда можно воспользоваться написанной молитвой точно так же, как влюбленные могут разговаривать друг с другом написанными другими людьми стихами. Но это скорее исключение, чем правило. Написанная молитва никогда не принесет должного удовлетворения ни человеку, ни Богу.

Отвечая на Ваш вопрос: «Сколько раз нужно читать молитву? 3 или 7 раз? Вопрос запутанный так как Матфея 6:7
А молясь не говорите лишнего как язычники ибо они думают, что в
многословии своем будут услышаны.

Один духовный человек сказал что это означает: не надо повторять одну
и ту же молитву по несколько раз. Думаю он мог ошибаться так как я
чувствую на себе полное действие Бога только на 7 раз. В Библии
наверно не написано сколько раз. Но знаю одного человека которому Бог
сказал что псалом 90 нужно читать 7 р.»

Я читала «Отче наш» 9 раз каждый вечер. Это было еще до того времени как у нас появилась возможность читать Библию. Это было в начале 90-х годов.

Но Вы хорошо вспомнили хороший текст с Библии. Оказывается дело не в количестве. А в чем же?
И сказал Господь:
так как этот народ приближается ко Мне устами своими,
и языком своим чтит Меня,
сердце же его далеко отстоит от Меня. Ис.29:13

Бог хочет чтоб Ему принадлежало сердце наше. Это бесполезно читать «Отче наш», подсчитывать количество (может даже записывать, чтоб не сбиться) и думать в это время. например, чем я сейчас займусь после молитвы.

Посмотрите этот интересный ролик. К сожалению, я не нашла подобного варианта на русском, но даже и то, что Вы поймете будет несомненно полезно для Вас. Ну вот, пока не читайте дальше, посмотрите и потом продолжим.

. Чего Вы хотите от молитвы? Подумайте об этом.

Хотите ли Вы отметиться и понравиться Богу, чтоб не попасть в немилость?

А хотите ли Вы чтоб Бог исполнил Ваши желания?

А приходилось ли Вам слышать как Бог отвечает на молитву?

Знаете что, Давид, если Вы продолжите так как сейчас, то просто потеряете время и ничего не поменяется. Нужно определиться чего вы хотите. Кратко и хорошо или вечность и отлично?

По первому варианту без Бога легче. Хочется, например, тот телефон, — ну и взял. Но так не долго. И потом суд.

А по второму варианту. молитва вообще опасная вещь. Она может поменять Вашу жизнь. Сначала Вы можете ничего не понимать и Вам почти все не нравится, но потом Вы начнете понимать, что это самый лучший путь, а по другому Вы неприменно пострадали бы больше.

Читайте так же:  Избавление от одиночества молитва

Для начала прочтите вот эту небольшую книжечку. Читайте по одной главе каждый вечер.

И молиться не оставляйте. Читайте Отче наш и размышляйте над тем, что говорите. Как эти слова касаются Вас и касаются ли?

Пусть Господь подарит Вам радость общения с Ним и благословит Вас!

Здравствуйте батюшка, хотелось бы задать такой вопрос: можно ли в храм приносить свой молитвослов и читать с него молитвы стоя перед иконой какого либо святого(молиться святому, читать перед его иконой “его” молитву)? и можно ли читать молитвы со своего молитвенника в церкви во время службы, скажем подпевать поющим на клиросе?

Что касается первого вопроса. то это не запрещается, а вот во время Богослужения я бы советовал Вам внимать тому священнодействию, которое происходит в храме, молитвослов Вас будет отвлекать. Смотрите сами, но это мой Вам совет. Если вдруг Вы что-то действительно не понимаете и хотите узнать, то уж лучше после службы спросить либо священника, либо постоянных прихожан храма, либо дома посмотреть пояснения к Литургии, в сети Интернет найти это не составит проблем. Можно ли подпевать клиросу или нет ответить однозначно не могу. Смотрите какая сложилась традиция в данном храме, как ведут себя бывалые прихожане, не нужно выделяться, это будет отвлекать молящихся и рождать недоумения. Да, Символ Веры или молитва «Отче Наш»обычно поется всеми пихожанами, но часто это делает хор, поэтому здесь нужно рассуждение, без которого, как известно нам от Св. Отцов, нет добродетели.

Ответ на этот вопрос прочитали 1587 посетителей

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Вопрос священнику.можно ли читать молитвы с листочка,будут ли они помогать? Потамучто везде пишут что наизусть нужно читать.

Если вы уверены, что это молитвы из молитвословов, конечно, можно читать. Сходите в церковь и постойте на службе. Там священники читают по книжкам длинные молитвы. Даже некоторые прихожане теперь покупают себе книжки с молитвами и читают, повторяя за службой. А если вы еще пойдете на Причастие, тогда вам будет необходимо прочесть много молитв.

Что касается того будут ли они помогать, то это вопрос веры и образа жизни. Наизусть или прочитать с выражением — это не урок по литературе. Нужно внутренне молиться.

Евангелие говорит о молитве так:

«А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молитесь Духом Святым». От Иуды 1:20

Так появились заклинания, заговоры и наговоры в оккультизме, молитвы – в религии. Но возникает вопрос: а что же представляют из себя эти мистические словосочетания? И всегда ли они приносят желаемый эффект? Ответ однозначный: эффект есть всегда, но иной раз он приходит моментально, а иногда его приходится ждать годами. Здесь и кроется главный секрет произнесения таинственных текстов – произносишь их правильно, то есть в нужное время, в нужном месте и с нужной интонацией, — результат не заставит себя долго ждать, не будешь придерживаться правил – жди хоть всю жизнь результата. Ну, раз так, тогда давайте изучим правила…

«Если твой близкий или ты сам подвергается опасности, болезни, беде, обратись к Божьей помощи, — говорится в одном манускрипте. — Приведи мысли в порядок, а чувства в тишину, произноси молитву без поспешности, сердечно. До прочтения осени себя крестным знамением трижды, после – тоже со словами «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

Видео (кликните для воспроизведения).

Очень точно сказано. Но следует добавить, что в день чтения молитвы нельзя употреблять мясных и рыбных блюд, по возможности размышлять о назначении человека на земле, о добре и зле, наказании и прощении. После прочтения молитвы надо выпить небольшими глотками полстакана воды, немного расслабиться и обязательно исполнить намеченные дела на день. Постараться не думать о своём горе, болезни и т. п., то есть о том, ради чего вы и обращаетесь к Высшему Разуму за помощью. Если представится случай, помогите чем-нибудь нуждающимся: добрым словом, поступком, милостынею. Молитву можно читать с листа, не обязательно заучивание наизусть. Наиболее удобные часы для чтения молитв – утренние до 10.00. Одежды должны быть чистыми, свежими, молящийся обязательно хорошо выбрит и умыт, причёсан. Постараться во время произношения молитвы максимально расслабиться. Соблюдая эти простые правила, вы обязательно будете услышаны.

Наговор – это вид сглаза. Осуществляется следующим образом: кто-то кому-то говорит нехорошие вещи о жертве наговора, обзывает, ругает его и т. п. При этом жертва наговора испытывает неприятные физические ощущения: жар в лице, теле, головокружение, у него портится настроение. Далее последствия «наговора» проявляются так же, как и последствия «сглаза». От «сглаза» либо от «наговора» не умирают, но если его вовремя не снять, у человека – жертвы — всё валится из рук, не везёт в личной жизни, он начинает болеть и т. д. Иногда «сглаз» бьет по конкретному месту.

Особых правил произнесения наговора нет. Здесь «первую скрипку» играют эмоции – чем сильнее они во время произнесения наговора, тем быстрее и крепче эффект. Но все же наговор обретают большую силу, если произносить его согласно правилам произнесения заклинаний и заговоров. Об этом далее.

О ЗАКЛИНАНИЯХ И ЗАГОВОРАХ

А в чём, собственно, разница между ними? – спросите вы. Да, собственно, ни в чём. Просто так издревле повелось, что на западе произносились тексты, которые называли заклинаниями, а на Руси – те же тексты, только переработанные на славянский манер, называли заговорами. И правила произнесения для них одни.

Заклинания на древнееврейском, латинском, греческом и прочих языках никогда не переводятся и читаются так, как написаны. Это происходит оттого, что на данном языке заклинания читались в течение долгого времени многими людьми и поэтому накопили в себе достаточно магической силы. При этом имеет вес – насколько широкое число людей читали этот заговор (если, конечно, их читали маги, а не профаны). Чем большее число людей использовали данный заговор, тем большую силу он в себе заключает. Однако, часто бывает так, что какое-либо тайное, малоизвестное заклинание обладает чрезвычайно мощной силой. Это значит, что им пользовался очень могущественный маг.

СОБСТВЕННЫЕ ЗАКЛИНАНИЯ

Древние заклинания – вещь сильная, но они ничего не стоят в том случае, если не «заводят» вас. Если при чтении заклинания вы возбуждаетесь, входите в азарт – оно будет действовать (если, конечно, вы выполните прочие условия совершения магических действий – см. далее). Когда вы механически пробубнили даже очень сильное и древнее заклинание – оно не окажет никакой пользы. Поэтому цель составления собственных заклинаний – «завести себя». Ритм и форма (рифма) рекомендуются в силу того, что они оказывают на психику дополнительный эффект. Ритм – как бы гипнотизирует мозг, в этом состоянии магическое влияние проявляется сильнее, а рифма – создаёт эффект, вызываемый словом, который складывается из его звучания и смысла, неотделимых друг от друга. В целом нужно ориентироваться на такие размеры:

  • при воздействии негативном, типа «чёрная магия» — стих-строка короткая и резкая;
  • при воздействии типа «власть», «могущество», «богатство», «знания» и т. п. – строка наиболее широкая, напыщенная;
  • при любовной магии – строка средней величины, желательно чёткого и правильного размера.
  • Не допускать искажений, изменений звукового и смыслового звучания. Не допускать запинок, пропусков, неразборчивого произношения слов.
  • Не произносить заговоры, заклинания и т. п. вне магического ритуала!
  • Заговоры произносить в проветриваемом помещении (хорошо, если окна выходят на восток). Все заговоры произносятся стоя и по направлению к солнцу, ночью лицом на восток.
  • Новые заговоры лучше знать наизусть – тогда больше вероятности получения желаемого эффекта.
  • Заговоры, заклинания и т. д. произносятся на выдохе, внятно, не спеша, с проникновенным чувством.
  • При чтении определённых заговоров (например, освящение предмета, талисмана, лечение и т. д.) левая рука обращена к небу или держит книгу, правая – выполняет круговые пассы по часовой стрелке над предметом заговора.
  • Если в источнике не указано иначе, заговор следует читать трижды.
Читайте так же:  Читать 40 дней молитва

Вот, пожалуй, и все основные правила. Придерживайтесь их, и тогда ваше слово станет настоящим оружием правосудия или возмездия, а когда потребуется – призовет помощь высших сил.

Я долгое время ходила в евангельскую и баптистскую церкви. Недавно приняла крещение в Православной Церкви. Долго к этому шла. Скажите, пожалуйста, можно ли молиться Богу своими словами, как я делала раньше, или же Бог слышит только (в чем я сомневаюсь) те молитвы, которые написаны в молитвословах?

В последующие века святые отцы также научают нас молиться не только установленными молитвами, но и собственными: «Для этого не столько нужно слово, сколько мысль, не столько простирание рук, сколько напряжение души, не столько известное положение тела, сколько расположение духа» (святитель Иоанн Златоуст). Наставления молящемуся своими собственными молитвами дает преподобный Иоанн Лествичник: «Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их» (Лествица. 28: 9); «не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его» (Лествица. 28: 10).

Как правильно молиться собственными словами? Преподобный Никодим Святогорец пишет: «В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет святитель Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и наконец испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего» (Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 46: О молитве).

Самое главное, чтобы молитва была живой, искренней и теплой: «Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв – чужих молитв, по привычке и искренно произносимых» (святой праведный Иоанн Кронштадтский). Об этом говорит и святитель Феофан Затворник: «Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу, читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом. Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая. Господь близь! Он внимает слову из сердца» (Письма. Вып. 7. Письмо 1083).

Намаз – это первое требование Аллаха к рабу, который принял Ислам, засвидетельствовав, что нет иного бога, достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Каждый пропущенный обязательный намаз – большой грех (как минимум, а оставляющий намаз, по одному из мнений – становится неверным). И Хвала Аллаху, что мусульманин стремиться избавить себя от участи грешника, стремясь обучиться намазу и совершать его вовремя.

Но мало кто знает слова, произносимые в намазе и движения с самого начала. И некоторые откладывают начало выполнение фард (обязательных) намазов, до того, как выучат аяты, зикры и мольбы в намазе. Случается так, что сатана отдаляет человека от этого, и беспечный мусульманин забрасывает молитву на потом.

Пишет шейх Аль-Альбани в “Мухтасар сыфа ас-саля”:

“Он (да благословит его Аллах и приветствует!) велел ”человеку, который плохо помолился” читать ”Аль-Фатиху” во время совершения намаза*, а тому, кто не мог запомнить её наизусть, сказал: «Говори:
سبحان الله، والحمد لله، ولا إله إلا الله، والله أكبر، ولا حول ولا قوة إلا بالله

Субхана Ллахи, ва-ль хамду ли Лляхи, ва ля иляха илля Ллаху, ва Аллаху акбар, ва ля хауля ва ля куввата илля-би Ллях

«Безупречен Аллах! И Хвала Аллаху! И нет никакого божества, кроме Аллаха! И Аллах Превелик! И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха!»**.

Он (да благословит его Аллах и приветствует!) также сказал ”человеку, который плохо помолился”: «Если знаешь что-нибудь из Корана, то прочти это, а если нет, то восхвали Аллаха (т.е. скажи: ”Альхамду ли Лляхи”),возвеличь Его (т.е. скажи: ”Аллаху акбар”) и засвидетельствуй, что нет иного божетсва, кроме Аллаха (т.е. скажи: ”Ля иляха илля Ллах”)»***
___
*Аль-Бухари в ”Джуз аль-Кира’а хальфа-ль-Имам” (”Глава о чтении (Корана) позади Имама”) приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

**Передали Абу Дауд, Ибн Хузайма (1/80/2), аль-Хаким, ат-Табарани и Ибн Хиббан, который вместе с аль-Хакимом, назвал этот хадис достоверным, и с ними согласился аз-Захаби. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ”Аль-Ирва’ ” (303).

***Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис хорошим. Иснад этого хадиса является достоверным. ”Сахих Аби Дауд” (807).
Пер.: Д. Хайруддин.

Говорит имам Ибн Кудама: “Если не может выучить фатиху и заканчивается время для молитвы, то пусть читает такое же количество аятов (7) или букв (т.е. должно быть не меньше аятов и букв) из другого места в Куране. Если не знает ничего кроме одного аята, то пусть повторяет его пока не уровняется прочитанное им размеру фатихи. Если ничего не знает из Курана, то не разрешается произносить вместо него перевод на другой язык, однако пусть он говорит: субхана Ллах уальхамду лиЛлях уа ля иляха илля Аллах, уа Ллаху акбар, уа ля хауля уа ля куввата илля билляхиль-алиййиль азым. Если не может запомнить кроме как часть из этого, то пусть повторяет ее по размеру фатихи. Если не может запомнить ничего из этого поминания, то пусть просто стоит столько времени, сколько нужно на чтение фатихи”. См. Аль-Мукниъ 50.

Что касается ташаххуда, то говорит большой ханбалитский ученый Ибн Надджар о такбиратуль-ихрам (первом такбире): “Обязан незнающий выучить его. А если он не способен на это, или не осталось времени, то делает такбир на своем языке. Если он знает несколько языков, то использует тот, в котором смысл отражается лучше. Если это не так (если не знает, что такой-то лучше отражает смысл), то выбирает любой из них (языков). И ТАК ОН ПОСТУПАЕТ С КАЖДЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ЗИКРОМ (в намазе. А ташаххуд – обязательный зикр). И если знает часть (на арабском) – говорит эту часть (зикра на арабском). Если переводит (на другой язык) в намазе желательные зикры, то намаз портится”. См. “Мунтаха аль-ирадат” 1/55.

Так же говорит шейх Ибн Баз: “Что касается намаза, то предпочтительнее, чтобы (дуа) читались по памяти, и чтобы они были краткими, сокращенными. И если ты прочитаешь их с листка, например, в ташаххуде, или между двумя суджудами, то нет в этом проблемы”.
См.: http://www.binbaz.org.sa/node/4517

Имам Ан-Навави сказал: “У того, кто читает Коран с мусхафа, не нарушается намаз, независимо от того, знает он наизусть то, что читает, или нет. Более того, так ему поступать обязательно, если он не знает наизусть аль-Фатиху … То, что мы упомянули, о том, что чтение с мусхафа не нарушает намаз – это наш (шафиитский) мазхаб, мазхаб Малика (ибн Анаса), Абу Юсуфа (Якуба ибн Ибрахима Аль-Ансари Аль-Куфи), Мухаммада (ибн Хасана Аш-Шайбани) и Ахмада (ибн Ханбаля)”. См. “Аль-Маджму’” 4/27.

Читайте так же:  Молитвы о Боге

Спросили шейха Ибн База: “ Можно ли имаму читать с мусхафа (с бумаги) в пяти (обязательных) намазах? Особенно в намазе Фаджр, так как предпочтительным в нем является продолжительное чтение. И это из опасения ошибок и забывчивости.

Шейх ответил: “ Это разрешено, если есть в этом нужда “.

Можно ли читать Коран во время тарауиха* с книги (мусхаф)?

* Терауих – название ночной дополнительной молитвы в месяц Рамадан.

Кроме того, вот фетва шейха ибн Бааза, да помилует его Аллах:

Вся хвала принадлежит Аллаху.

Нет ничего неправильного в том, чтобы читать ду’а с листа, если человек не запомнил их, или записать ду’а на листе бумаги и читать их тогда, когда их нужно произносить, как например, в конце ночи, или в течение ночи, или в другое время. Но если есть возможность выучить их и читать наизусть с полной смиренностью и со средоточием, то это лучше.

Что касается чтения ду’а с листа во время молитвы, то лучше читать их наизусть и ду’а лучше выбирать короткие. Если их читать с листа бумаги во время ташаххуда, например, или между двумя земными поклонами, то в этом нет ничего неправильного, но если вы запомните эти ду’а, то это ближе к смиренности и сосредоточению. И Аллах источник сил. Конец цитаты.

Из приведенного видно, что дозволяется читать с листа аяты в тех случаях, когда это не обязательно. Слова же имама ан-Науауи, выделенные жирным, указывают на то, что не знание наизусть столпа намаза, коим является сура аль-Фатиха, обязывает читать с листа. С учётом того, что начинающий совершать намаз читает с листа то, что является обязательным для действительности намаза, то дозволенность этого ещё более явная, чем чтение с листа необязательного.

Поэтому не стоит упускать время молитвы из-за того, что что-то не знаете наизусть. Совершить намаз во время, выполнив его условия, даже если при этом будет необходимость заглядывать в листок или книжку лучше, чем взять на себя грех упустившего намаз. Есть много примеров, как мусульмане обучились намазу, совершая его с листом или брошюрой в руке. АльхамдулиЛлах.

Как быстрее выучить слова и движения в намазе?

Раб Аллаха должен стремиться скорее обучиться совершению намаза. поэтому, если вы совершаете намаз с листка, то следующие советы будут полезны для вас, ин ша Аллах.

  1. Готовьтесь к намазу. Учите его слова заранее, а не думайте, что раз можно с листком, то напрягаться не стоит.
  2. Совершайте дополнительные намазы по 2 ракаата. Это и акт поклонения, и причина быстрого усваивания обязательных действий и слов в намазе.
  3. Просите Аллаха, чтобы Он вам оказал помощь, ведь Он отвечающий на мольбы!

Если узнаю ответы более знающих людей конкретно по этому вопросу, ин ша Аллах, напишу здесь.

Наверное, каждому знакомо такое состояние: начинаешь молиться и вдруг через какое-то время понимаешь, что слова молитвы не трогают сердце, произносятся механически, а мысли давно уже переключились на какие-то бытовые проблемы. Как сохранить сосредоточенность на молитве, как избежать рассеяния? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.

– Победивший пристрастие к предметам видимым и чувственным, воодушевленный благоговейной благодарностью ко Господу Милующему чужд подобной рассеянности.

Надо обратиться к опыту святых

– Самый простой способ – обратиться к опыту святых. Благо, их труды сейчас доступны: и аввы Дорофея, и святителя Феофана Затворника, и преподобного Амвросия Оптинского… Но это может и не решить проблемы. Поэтому люди идут более сложным путем: они читают святых, запоминают этот опыт и начинают серьезно анализировать себя, свою духовную жизнь и уже тогда под нее выстраивать шаги к совершенствованию. Святые – совершенно разные люди, с разными характерами и путями к Богу, поэтому их примеры необязательно подойдут всем и каждому. Но учитывать чужой опыт надо, чтобы сформировать свой собственный.

Творите молитву Иисусову

Иисусова молитва, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах

– Победить рассеянность на молитве почти невозможно. Это такое бесовское нападение. Редкие люди могут молиться без рассеянности. Борьба с рассеянностью неизбежна и постоянна. Одно из средств помощи в этой борьбе – неустанное (я имею в виду не постоянное, а неустанное) творение молитвы Иисусовой. По словам отца Иоанна (Крестьянкина), сто молитв в день – больше не надо. Но эти сто молитв обычно длятся почти час, да и не всегда удается эти сто молитв прочесть. Отец Иоанн (Крестьянкин) не требовал ни в коем случае быстрого и автоматического движения молитвы, нет! Он говорил: надо произносить медленно – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – налагая на себя крестное знамение. И сделать паузу, поклониться, сделать паузу, выпрямиться, и потом читать следующую молитву.

Что дает Иисусова молитва? Она, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах, которые ты знаешь так, что можешь вспомнить их и днем и ночью. Это такая «тренировка». И ежедневный опыт творения молитвы Иисусовой помогает побеждать рассеянность в молитве и литургической – церковной – и домашней: вечерней или утренней. А без творения молитвы Иисусовой почти невозможно не уйти в рассеянность мысли.

Если бы мы могли молиться без рассеяния, мир был бы совсем другой. Многим монахам на Афоне удается это, и в наших русских православных монастырях тоже удается. И дай Бог всем, кто хочет молиться, не рассеиваться при любой молитве, любое правило читая.

Когда меня спрашивают, почему 40 раз читают молитву «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй…», я отвечаю так: «Вы, что, думаете, если я три раза прочитаю, я не отвлекусь? Отвлекусь! Да из этих 40 раз хотя бы десять молитву от всей души и не рассеянно произнести». Вот это и есть способ напрячь свои мысли и не отключаться, не отклоняться в сторону! Это очень важно, и замечательно, что это употребляется в православном богослужении. И надо не пугаться этого, а, наоборот, благодарить Бога, что есть люди, которые так устроили – 40 раз произнести «Господи, помилуй».

Найдите учителя, которого вы полюбите, и следуйте его советам

– Если бы я знал, как победить рассеянность на молитве! И если бы кто-то знал, как однозначно это сделать, ему бы вручили нашу православную «Нобелевскую премию» и он был бы самым главным святым за последние 2000 лет. Такого единого совета для всех нет. И надо бежать от тех людей, которые говорят, что знают всем подходящие рекомендации.

А совет можно дать такой: нужно постараться – в идеале – в жизни, но если в жизни не получается, то в книгах – найти такого учителя, которого вы полюбите и захотите слушаться, опыту которого вы доверяете, и делать то, что он говорит. Как в медицине: если человек доверяет врачу, то лечение чаще всего проходит успешно. А если он колеблется между пятью докторами разных школ и традиций, то хотя бы это были академики и профессора, ничего может не получиться.

По трезвому рассуждению, найдите того из подвижников благочестия, книги которого, о молитве в том числе, вызывают наибольший отклик в вашей душе, и его советам о преодолении рассеянности на молитве старайтесь больше всего и следовать.

Читайте молитвы, написанные по-церковнославянски

Не рекомендуется читать молитвы по памяти – лучше читать их «с листа» по Молитвослову

– Рассеянность на молитве преодолевается внимательным отношением к букве текста. Прежде всего, не рекомендуется читать молитвы по памяти. И очень важно читать молитвы, записанные все-таки славянскими буквами. Потому что славянская вязь требует от нас больше внимания и сосредоточения, чем газетные литеры. И когда мы имеем навык читать молитвы по-славянски, когда славянские буквы у нас перед глазами, это значит многое. Кстати, один старец мне говорил (еще в советские времена), что бесы очень боятся церковнославянского языка и совершенно не реагируют на русские молитвенные тексты. Например, если мы Псалтирь читаем по-русски. Я думаю, это не просто так было сказано: мы должны придавать сакральное значение церковнославянской традиции – не потому, что это традиция наших предков, хотя это тоже важно, но эта традиция восходит к равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. А ведь равноапостольные братья, составляя кириллицу, взяли буквы, присутствующие в еврейском алфавите, в греческом и в латинском, исходя из того, что если на Голгофе надписи были сделаны на этих трех языках, то сами алфавиты были освящены.

Читайте так же:  Молитва об излечении Николаю Чудотворцу

Очень важно возрождать благоговейное отношение к церковнославянскому тексту. Помню, когда католики Москвы переходили на русский язык и оставляли латынь, их московские костелы наполовину опустели. И пожилой московский католический священник тогда говорил, что в Польше такого нет: люди не хотят разговаривать с Богом на том же языке, на котором они говорят друг с другом на кухне. И не надо забывать, что во дни Иисуса Христа разговорным был язык арамейский, а языком молитвенным, сакральным был иврит – язык Библии. Разница между арамейским и собственно еврейским более значительна, чем между русским и славянским, однако Христос ни разу не поднял вопрос о том, что надо молиться на арамейском. И то, что Христос не поднимал такого вопроса, мне кажется, есть освящение сакральной традиции языка, подчеркивание важности этой традиции.

Сегодня есть группы, предлагающие перевести и молитвы, и богослужение на современный язык. Предложение спорное. Конечно, упрощать славянскую речь, делать ее более понятной, может быть, и нужно. Тут ничего плохого нет, этот процесс беспрерывно идет со времен еще царя Ивана Грозного. Но все же… Мы должны очень бережно относиться к языку, потому что как границы, созданные государством, мы должны оберегать, так точно и священный язык, и священную речь, ибо в понимании наших предков язык – это и есть народ, а народ – это и есть язык.

Рассеянность происходит от несмирения

– Рассеянность в молитве – это, конечно, проявление нашей немощи. Это следствие греха. Наш ум стал неустойчив, мысли скачут и сменяют одна другую, в них полный хаос, и молитва становится тесным путем и узкими вратами, через которые нашему уму с его метаниями из стороны в сторону трудно пройти. Что же делать?

Для того чтобы умом не парить, его следует заключать в слова молитвы. Это очень простой, но верный принцип, изложенный святыми отцами: сколько бы ум во время молитвы ни уклонялся в сторону, каждый раз возвращай его обратно. Какая бы ни приходила блестящая и умная мысль, во время молитвенного правила всё следует отвергать, ибо это отвлекает от самого главного – общения с Господом.

Еще замечено, что рассеянность происходит от несмирения. Это было открыто преподобному Силуану Афонскому, вопросившему Бога о причинах расхищения молитвы помыслами. «Гордые всегда так страдают от бесов», – сказано было ему. Гордая душа неспокойна, ее накрывают бурные волны эмоций и чувств, молитва такой души невнимательна. Когда же человек начинает смиряться, ему все легче и легче молиться, потому что из мирной души молитва идет сама собой.

Рассеянность провоцируют и слишком яркие впечатления от просмотра фильмов или погружения в интернет

Рассеянность способна происходить в наши дни и от слишком ярких впечатлений, полученных от просмотра фильмов или погружения в интернет. В душе сидят образы увиденного, они так просто не покинут ум и будут мешать внимательной молитве. И если ты сам заполнил свой внутренний мир непонятно какими картинками, то почему удивляешься, что они проявляют себя при молитве? Это значит, что надо заранее научиться подмечать, что способствует и что препятствует внимательной молитве.

Рассеянность бывает от разных причин. Иногда ты просто устал, переутомился и рад бы молиться с полным вниманием, а голова отключается. В таком случае желательно заранее рассчитывать свое время, каждый день выделять на молитву определенные часы или минуты, и к этому времени надо прийти хотя бы с каким-то остатком сил.

Как бы там ни было, не стоит унывать. Приходящие во время молитвы помыслы подобны сорнякам на огороде: их выпалываешь, а они опять появляются. Но если их не выпалывать, то они невероятно разрастутся и искоренить их будет труднее. А после выпалывания сорняки утрачивают былую силу. И со временем молитва становится внимательнее.

Не бойтесь возвращаться к тому месту правила, на котором отвлеклись

– Важно помнить: Бог не руководитель литературного кружка. То есть Он не будет рад, если мы утром и вечером станем рассказывать Ему стишок «Утренняя/вечерняя молитва». Он ждет от нас отношений, любви и открытости. Поэтому если в рамках молитвенных текстов мы теряемся, то нам необходимо не читать их подряд, а поступить иначе. Святитель Феофан Затворник рекомендовал в таких случаях молиться не по объему прочитанного (полное/неполное правило), а по времени, которое мы на молитву готовы отдать. Если мы имеем возможность 10 минут помолиться вечером, то можно взять Молитвослов и начать молиться максимально собранно. Если же отвлеклись, то возвращаться к началу фрагмента, где потеряли нить. Обычно нам сложно вернуться, так как наша лень нас удерживает от этого. Здесь же мы понимаем, что не начитываем объем, а стараемся хоть что-то Богу сказать. С течением дней и месяцев мы увидим, что 10 минут миновали, а мы хотим говорить дальше – вот это и будет результат!

Память о нашей смертности помогает быть внимательным в молитве

Надо понять, что слова молитв – это откровение Божие для тебя лично здесь и сейчас

– Побороть рассеянность на молитве можно только практикой молитвы. Надо постоянно молиться, постоянно собирать свое внимание, вчитываться в слова молитвы. По возможности, если есть время и условия, произносить молитвы гласно, устами. Если нет, то нет. Внимать, вникать, с сердечным вниманием относиться к словам молитвы и понимать, что эти слова – откровение Божие для тебя лично. Что это, как сказал святитель Андрей Критский, «яко помазание и питие, Слове, живоносная Твоя словеса». Что это слова от Духа Святаго, а не будто бы молитвы составили какие-то мудрые люди 1000 лет назад… Нет, это откровение тебе от Бога здесь и сейчас!

Говорится в молитвах на сон грядущим: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?» – это вполне актуально может стать реальностью для всех нас. Москва не гарантирована от землетрясений. В XIV веке было землетрясение, в 1975 году… Еще более мы не гарантированы от ядерной войны, которая может накрыть нас всех. И каждый из нас не застрахован ни от инфаркта, ни от инсульта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Еще один способ обрести внимание в молитве – понимание того, что твоя молитва вполне может быть последней. Недавно мне довелось ехать на маршрутке из города Жуковского. Это была совершенно исключительная езда: казалось, что маршрутка вот-вот перевернется или развалится на части. Все время пути я читал вечернее правило – вопрос о рассеянности ума не стоял. Тут работают рецепты Иисуса, сына Сирахова: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир. 7: 39).

Можно ли молитву читать с листа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here