Можно ли совершать праздничную молитву дома

Предлагаем ознакомиться: Можно ли совершать праздничную молитву дома с точным и подробным описанием.

Праздничный намаз является самым предпочтительным из желательных намазов, следовательно его не следует пропускать, не имея веской причины.

В Туле праздничный намаз пройдет по адресу ул. Железнодорожная, 45

По мазхабу имама Абу­Ханифы, праздничный намаз является ваджибом. Из обоих праздничных намазов, совершаемый в день жертвоприношения, является более предпочтительным, ибо он упоминается в Коране. Более предпочтительно совершать этот намаз коллективно в мечети, но можно его совершить и самостоятельно.

Праздничный намаз имеет два ракаата. Время его совершения наступает с восхода солнца и продолжается до того времени, когда оно будет в зените.

Суннаты праздничного намаза

1. Отсрочить его совершение до того времени, когда солнце поднимется на высоту копья. Намаз же праздника разговения желательно отсрочить до времени, когда солнце поднимется на высоту двух копий.

2. Совершение его в мечети, если все в ней помещаются, а если нет, то на открытой местности. По мазхабуимама Абу-Ханифы желательно его совершать на открытой местности. И если намаз совершается в мечети, то женщинам желательно стоять у дверей и слушать проповедь.

3. Провести предыдущую ночь в бдении. Если человек совершал поклонение в большую часть ночи или же совершил вечерний, ночной и утренний намазы в джамаате, то это засчитывается ему как всенощное бдение.

4. Совершить полное омовение. Время его совершения наступает с полуночи.

5. Надушиться благовониями и надеть красивую одежду. Это желательно детям и взрослым мужского пола. Женщины же, если в возрасте, то придут на намаз в обычной одежде. А молодым или красивым женщинам нежелательно ходить на намаз в мечеть, а предпочтительней этот намаз совершать дома.

6. Идти пораньше на намаз (кроме как имаму).

7. Направиться на намаз по одной дороге и вернуться по другой.

8. Разадавать по пути милостыню.

9. Немного поесть перед намазом разговения и не есть до намаза жертвоприношения.

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следущим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз разговения в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)».

После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар», и после шести прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар». А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль­Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къаф» или суру «аль­А‘ла».

Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «аль­Фатиха». После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къамар», или «ал­Гъашия».

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Праздничный намаз по мазхабу имама аш-Шафии

Салат-уль-‘Ид – это праздничный двухракаатный суннат-намаз, совершаемый в день Ураза-байрам (и Курбан-байрам) примерно через час после восхода солнца. Время его совершения следует уточнить у имама мечети накануне.

‘Ид-намаз можно совершать и дома, но мужчинам следует его совершать в мечети вместе с другими верующими. Желательно отправиться в мечеть по одной дороге, а вернуться по другой, ибо так поступал посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Перед совершением ‘ид-намаза произносят ният: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный суннат-намаз по случаю ‘Ид-уль-Фитра (Ураза-байрам (суннат-‘ид-намаз)) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается с другими мусульманами, то к нияту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Вслед за ниятом сразу произносят «Аллаху акбар» и, поднимая руки до уровня ушей, приступают к намазу. Кто знает, в начале намаза, как обычно, читает молитву «Ваджахту». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и положив их на живот (как при чтении суры «Фатиха»), читают:

«СубхIаналлагьи валь хIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу валлагьу акбар».

После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, читают ту же молитву. И так семь раз произносится «Аллаху акбар» и шесть раз читают молитву. Затем после седьмого «Аллаху акбар» читают «А ‘узу…» и суру «Фатиха». Далее все делают как в обычном намазе. Во втором ракаате перед чтением суры «Фатиха» опять произносят «Аллаху акбар» и читают ту же молитву точно так же, как и в первом ракаате, но только пять раз (молитву — четыре раза).

В обоих ракаатах после суры «Фатиха» желательно также читать что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Къаф», во втором – «Икътараба», а кто не знает, в первом – «Къул я аийугьал кафирун», во втором – «Къулгьу» («Ихлас»).

Кто совершает ‘Ид-намаз дома, лучше совершить его джамаатом (колллективно) вместе с остальными членами семьи (женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).

‘Ид-намаз желательно совершить и тем: кто находится в пути.

Кто не знает указанной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный суннат-намаз, имея ният совершить ‘Ид-намаз.

7. Направиться на намаз по одной дороге и вернуться по другой.

Праздничный намаз является самым предпочтительным из желательных намазов, следовательно его не следует пропускать, не имея веской причины.

Читайте так же:  Пятничная молитва путника

По мазхабу имама Абу­Ханифы, праздничный намаз является ваджибом. Из обоих праздничных намазов, совершаемый в день жертвоприношения, является более предпочтительным, ибо он упоминается в Коране. Более предпочтительно совершать этот намаз коллективно в мечети, но можно его совершить и самостоятельно.

Праздничный намаз имеет два ракаата. Время его совершения наступает с восхода солнца и продолжается до того времени, когда оно будет в зените.

1. Отсрочить его совершение до того времени, когда солнце поднимется на высоту копья. Намаз же праздника разговения желательно отсрочить до времени, когда солнце поднимется на высоту двух копий.

2. Совершение его в мечети, если все в ней помещаются, а если нет, то на открытой местности. По мазхабу имама Абу-Ханифы желательно его совершать на открытой местности. И если намаз совершается в мечети, то женщинам желательно стоять у дверей и слушать проповедь.

3. Провести предыдущую ночь в бдении. Если человек совершал поклонение в большую часть ночи или же совершил вечерний, ночной и утренний намазы в джамаате, то это засчитывается ему как всенощное бдение.

4. Совершить полное омовение. Время его совершения наступает с полуночи.

5. Надушиться благовониями и надеть красивую одежду. Это желательно детям и взрослым мужского пола. Женщины же, если в возрасте, то придут на намаз в обычной одежде. А молодым или красивым женщинам нежелательно ходить на намаз в мечеть, а предпочтительней этот намаз совершать дома.

6. Идти пораньше на намаз (кроме как имаму).

7. Направиться на намаз по одной дороге и вернуться по другой.

8. Разадавать по пути милостыню.

9. Немного поесть перед намазом разговения и не есть до намаза жертвоприношения.

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следущим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз разговения в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)».

После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар», и после шести прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар». А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль­Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къаф» или суру «аль­А‘ла».

Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «аль­Фатиха». После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къамар», или «ал­Гъашия».

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Салат-уль-‘Ид – это праздничный двухракаатный суннат-намаз, совершаемый в день Ураза-байрам (и Курбан-байрам) примерно через час после восхода солнца. Время его совершения следует уточнить у имама мечети накануне.

‘Ид-намаз можно совершать и дома, но мужчинам следует его совершать в мечети вместе с другими верующими. Желательно отправиться в мечеть по одной дороге, а вернуться по другой, ибо так поступал посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Перед совершением ‘ид-намаза произносят ният: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный суннат-намаз по случаю ‘Ид-уль-Фитра (Ураза-байрам (суннат-‘ид-намаз)) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается с другими мусульманами, то к нияту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Вслед за ниятом сразу произносят «Аллаху акбар» и, поднимая руки до уровня ушей, приступают к намазу. Кто знает, в начале намаза, как обычно, читает молитву «Ваджахту». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и положив их на живот (как при чтении суры «Фатиха»), читают:

«СубхIаналлагьи валь хIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу валлагьу акбар».

После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, читают ту же молитву. И так семь раз произносится «Аллаху акбар» и шесть раз читают молитву. Затем после седьмого «Аллаху акбар» читают «А ‘узу. » и суру «Фатиха». Далее все делают как в обычном намазе. Во втором ракаате перед чтением суры «Фатиха» опять произносят «Аллаху акбар» и читают ту же молитву точно так же, как и в первом ракаате, но только пять раз (молитву — четыре раза).

В обоих ракаатах после суры «Фатиха» желательно также читать что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Къаф», во втором – «Икътараба», а кто не знает, в первом – «Къул я аийугьал кафирун», во втором – «Къулгьу» («Ихлас»).

Кто совершает ‘Ид-намаз дома, лучше совершить его джамаатом (колллективно) вместе с остальными членами семьи (женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).

‘Ид-намаз желательно совершить и тем: кто находится в пути.

Кто не знает указанной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный суннат-намаз, имея ният совершить ‘Ид-намаз.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Праздничный намаз является крайне важной по шафиитскому масхабу сунной (суннат-ун-муаккадатун). А по ханафитскому – ваджибом (больше чем сунна – меньше чем фард).

Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому тому, кто имеет возможность для его совершения, порицаемо ею пренебрегать.

Сунной по шафиитскому и ваджибом по ханафитскому масхабу является совершение праздничного намаза в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть длинной дорогой, а вернуться короткой. У кого нет возможности совершить намаз в мечети, и есть на это Шариатом обоснованная разрешительная причина, – тот может совершать праздничный намаз дома.

Читайте так же:  Шаббатняя молитва текст

В эти дни желательно все то, что и в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть праздничную одежду (лучше белого цвета), отправиться на намаз пораньше. Не стоит слишком много времени и денег уделять для покупки праздничной одежды.ассказывают, что Умар бин Абдуль Азиз (пятый праведный халиф) (раа) в праздничный день увидел своего маленького сына, одетого в изношенную рубашку, и заплакал. Сын спросил: «Что заставило тебя заплакать?» Умар ответил ему: «О сынок, я боюсь, что в этот праздничный день ты будешь в печали оттого, что твои сверстники увидят тебя в этой изношенной рубашке». На что сын ответил: «О Повелитель Правоверных, поистине печалиться стоит тому, кого Аллах не наделил Своим довольством, или же тому, кто заставляет страдать своих родителей, а я надеюсь, что Аллах будет доволен мною, так как ты, мой отец, доволен мною». Прижав его к себе, Умар заплакал, поцеловал в лоб и прочитал дуа за него. И после смерти Умара его сын был самым набожным среди людей.

«Праздник не у того, кто надел хорошую одежду. Праздник у того, кто проявил больше усердия в поклонении».

Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно что-нибудьсъесть, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы затем поесть блюдаиз жертвенного мяса.

С момента наступления праздничной ночи (а она начинается с азана на магриб) крайне желательно многократное произнесение такбира дома, в дороге, в мечети, на рынке – делая это вслух и громко. Женщинам же в присутствии посторонних мужчин не разрешается произносить вслух такбир. Его время заканчивается, когда имам начинает праздничную службу. Желательно идти на праздничный намаз одной дорогой, возвращаться – другой. Раздать закятуль-фитр (активная ссылка на матерал закят-уль-фитр) до отправления на намаз.

Во время праздника разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам) и в праздник жертвоприношения (Ид-аль-адха, Курбан-байрам).

Время для обоих праздничных намазов наступает, когда солнце поднимается над горизонтом на размер штыка, спустя 30 минут после восхода солнца. Это время начала зуха (духа)-намаза – Его срок истекает с наступлением обеденного намаза, т. е. когда солнце оказывается в зените – за 15–20 мин до азана.

Видео (кликните для воспроизведения).

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз по случаю Уразы-байрама (Курбан-байрама) ради Всевышнего Аллаха».

Если намаз совершается джамаатом (коллективно), то к намерению ещё добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Как и в других намазах, связывая с намерением, произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу.

В начале намаза, сложив руки под грудью (как при чтении суры «Аль-Фатиха»), те, кто знают, читают молитву (дуа) «Вад-джахту». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив и сложив их под грудью, читают: «Субханаллахи вальхамду лиллахи ва ла илаха илла ллаху валлаху акбар» («Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, и нет никого и ничего (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Аллаха, и превелик Аллах»).

После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, сложив руки под грудью, читают ту же молитву («Субханаллахи вальхамду лиллахи ва ла илаха илла ллаху валлаху акбар»). И так шесть раз произносится «Аллаху акбар» (не считая «Аллаху акбар», произнесённого для вступления в намаз) и шесть раз читают «Субханаллахи вальхамду лиллахи ва ла илаха илла ллаху валлаху акбар». После этого в седьмой раз произносят «Аллаху акбар», после чего читают «Аузу» и суру «Аль-Фатиха». Далее, до окончания второго земного поклона (суджуда), всё делают как в обычном намазе.

Вставая со второго земного поклона для совершения второго ракаата, поднимают руки и произносят «Аллаху акбар». Затем складывают их под грудью. Вновь поднимают руки, произносят «Аллаху акбар», кладут их под грудью и читают «Субханаллахи…». И так четыре раза поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» (не считая произнесённого, вставая с суджуда) и четыре раза читают «Субханаллахи…». После этого в пятый раз поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, сложив руки под грудью, читают суру «Аль-Фатиха». Далее всё совершают как в обычном намазе.

В обоих ракаатах после суры «Аль-Фатиха» желательно читать ещё что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате – «Каф», во втором – «Иктараба», а кто не знает их, в первом – суру «Аль-Кафирун» («Кул я аййухал кафируна. »), во втором – «Ихлас» («Кул хува. »).

После завершения праздничного намаза в мечети имам читает хутбу, состоящую из двух частей, как и перед пятничным намазом.

Кто совершает намаз-ид дома, лучше совершить его джамаатом (коллективно) вместе с остальными членами семьи (с женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).

Кто не знает приведённой выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный намаз-сунну, имея намерение совершить намаз-ид. В этом случае праздничная молитва тоже считается совершённой, и совершивший её получит соответствующее вознаграждение.

По ханафитскому и шафиитскому масхабу ид-намаз совершают только те, кто обязан совершить джума-намаз, а именно: мужчины и совершеннолетние мальчики. Когда глава семьи отправляется в мечеть, чтобы совершить намаз-ид, пусть велит супруге и дочерям помолиться дома, а сыновей лучше взять с собой в мечеть, чтобы они привыкали посещать Дом Аллаха.

Если пропустили праздничную молитву, то, по шафиитскому масхабу, её желательно (сунна) возместить как пропущенную. Чем быстрее, тем лучше, но сроком эта возможность не ограничена. По ханафитскому масхабу, если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно возмещать в этот день, а можно возместить на следующий. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Читайте так же:  Жанр молитва это

Канонический отдел портала Ислам.ру

Праздничная молитва

Вопрос: Можно ли совершать праздничную молитву (намаз) одному?

Ответ: В Коране есть аяты, которые указывают на совершение праздничной молитвы (по поводу окончания поста в месяц рамазан) с общиной (группой) мусульман. Один из них таков:

«Рамазан – это месяц, в котором был ниспослан Коран, как руководство для людей и ясное знамение (доказательство) прямого пути и различения (добра и зла). И вот кто из вас застанет этот месяц, пусть проводит его в посту. А если кто болен или в пути, тот пусть (постится) столько же (дней) в другие дни. Аллах желает вам облегчения, и не желает вам затруднений. И чтобы вы завершили (предписанное) число (дней) и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на правильный путь. Может быть, вы будете благодарны!» (2/185).

В аяте «…и возвеличили Аллаха (выделено нами. – Ред.) за то, что Он вывел вас на правильный путь», указывается на праздничную молитву и на то, что мусульмане всей общиной должны возвеличивать и восхвалять Аллаха.

А аят, указывающий на намаз в Курбан-байрам, таков:

«Не дойдут до Аллаха ни мясо их, ни кровь (этих животных). Дойдет до Него лишь ваша богобоязненность (повиновение). Он подчинил их (животных) вам и в служение (пользование) дал, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро» (22/37).

А в этом аяте «…чтобы вы возвеличивали Аллаха (выделено нами. – Ред.) за то, что Он направил вас на прямой путь», говорится о том, что мусульмане всей обшиной должны восхвалять и возвеличивать Аллаха.

«Для каждой общины Мы предписали жертвоприношение, чтобы они поминали имя Аллаха над домашними животными, которыми Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единый! Будьте же покорны ему. А ты сообщи благую весть смиренным…» (22/34).

Аят: «А ты сообщи благую весть смиренным», – указывает на поручение Аллаха Посланнику о том, чтобы он информировал людей этим благовестием.

Из вышесказанного можно выделить такие моменты: Посланник совершал праздничную молитву с мусульманами вместе. А это еще раз указывает на общинный характер праздничных намазов [1].

См. по теме также материал на линке (на турецк.):

Теги: праздничная молитва, 2/185, 22/37, 22/34, можно ли совершать праздничную молитву (намаз) одному, праздничные намазы надо совершать вместе с джамаатом.

Опубликовано 06.01.2012

[1] См.: Hâkim, el-Müstedrek, 1. cilt, s. 294; Beyhakî, es-Sünenü’l-Kübrâ, 9. cilt, s. 277.

Среди ученых есть разногласие относительно обязательности совершения праздничной молитвы. Большинство ученых считало, что эта молитва не является обязательной. И при этом они опирались на обобщенные хадисы, что Аллах вменил в обязанность только пять молитв. Что же касается мнения Абу Ханифы, а также одного из мнений аш-Шафи’и и Ахмада, и некоторых маликитов, то оно состоит в том, что праздничная молитва является обязательной для всех мусульман. См. “аль-Инсаф” 2/240, “ас-Сайлюль-джарар” 1/315.

Сторонники этого мнения считали, что совершение праздничной молитвы является обязательным (уаджиб) как для мужчин, так и для женщин, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал выходить на эту молитву всем: детям, старикам, мужчинам и женщинам. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женам выходить на молитву двух праздников (Жертвоприношения и Разговения)”. Ахмад 1/231, Ибн Абу Шайба 2/182. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2115.

Также от Умм Атыйи сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал выходить на эту молитву всем женщинам и даже тем, у которых были месячные. Она рассказывала: “Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у которых начались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы [1] ». аль-Бухари 324, Муслим 2/605.

Ибн ‘Аббас также рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женам выходить на праздничные молитвы”. Ахмад, Ибн Маджах, ат-Табарани. Хадис достоверный. «Сахих аль-джами’» 4888.

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “Из числа доказательств тому, что праздничные молитвы являются обязательными, служит то, что если праздничная совпадает с пятничной молитвой в один день, то пятничная молитва уже не является обязательной. А то, что не является обязательным в своей основе, никак не может отменить обязательное предписание!” См. “ар-Раудату-ннадийя” 1/142.

И действительно, если бы праздничная молитва не обладала таким же статусом, то она не отменяла бы обязательность совершения пятничной молитвы. Зайд ибн Аркъам рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил праздничную молитву, а после этого, когда настало время пятничной молитвы, он сказал: «Кто желает совершить эту молитву, пусть совершит». Абу Дауд, 3/407, Ибн Маджах 1/415. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн аль-Мадини, аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-Бусайри, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Мугъни” 2/385, “Тальхисуль-хабир” 2/178, “Ируауль-гъалиль” 2/135.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Мы пришли к заключению, что праздничная молитва является обязательной для каждого (фардуль-‘айн), как это сказал Абу Ханифа и другие. И это одно из мнений имама аш-Шафи’и и одно из мнений мазхаба Ахмада. Что касается слов:“Праздничная молитва фардуль-кифая [2] ”, то это далеко от того, чтобы быть истиной! Поистине, она является одним из величайших обрядов Ислама, и людей на нее собирается больше, чем на пятничную молитву, в ней установлен такбир. И утверждение, что она фардуль-кифая, не является правильным”. См. “Маджму’уль-фатауа” 23/161.

Читайте так же:  Молитва благодарения Господа

Имам аш-Шаукани сказал: “Знай, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не оставлял праздничную молитву, и повелевал людям выходить на нее, и повелевал даже сидящим за занавесками девушкам и даже тем, у которых были месячные. И говорил, что тем женщинам, у которых не было платка (джульбаба), должны одолжить его им их подруги. Все это свидетельствует о том, что праздничная молитва является твердо установленным обязательством для всех мусульман”. См. “Сайлюль-джарар” 1/315.

Шейх ‘Абдуллах аль-Бассам, упоминая мнения ученых, относительно положения праздничной молитвы, сказал: “Существует и другое мнение имама Ахмада, что совершение праздничной молитвы является обязательным для каждого, обязательность которой вытекает из аята и того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) даже женщинам повелевал совершать эту молитву. Это мнение выбрал шейх Такъийуддин (Ибн Таймия), это и есть правильное мнение”. См. ”Таудых аль-ахкам“ 2/388.

[1] Речь идет о не совершении молитвы, а не о запрете нахождения рядом с другими женщинами в месте, отведенном для праздничных молитв, как на это указывает версия имама Муслима: «Однако те, у кого месячные, пусть не совершают молитвы». Муслим 2093. См. также “Фатхуль-Бари” 9/58, Ибн Раджаба.

[2] Фардуль-кифая – обязанность, которую если совершит группа людей, снимается с остальных.

Вопрос: Я знаю, что женщине лучше молиться дома, но мой вопрос касается праздничной молитвы. Лучше ли женщине выйти на праздничную молитву или остаться дома?

Женщине лучше идти на праздничную молитву, именно это велел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Сообщается, что Умм ʻАтыйа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам в Праздник Разговения и Праздник Жертвоприношения выводить молодых девушек, девственниц и женщин, у которых начались менструации. Но женщины, у которых были месячные кровотечения, не совершали молитвы, однако они принимали участие в (иных) благих деяниях и присутствовали при обращении с мольбой к Аллаху. И я сказала: „О Посланник Аллаха, у одной из нас может не быть джильбаба[1]“. Он ответил: „Пусть ее сестра оденет её частью своего джильбаба“»[2].

Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис указывает на желательность женщинам присутствовать на двух праздниках в любом случае: девушкам и не девушкам, знатным женщинам и незнатным».

Аш-Шаукани сказал: «Этот хадис и подобные ему хадисы решительно указывают на узаконенность выхода женщин в дни двух праздников на место молитвы. И в этом вопросе нет различия, является ли женщина девственна или нет, молода она или в преклонном возрасте, есть ли у нее менструация или нет – хадис касается их всех, кроме тех, кто в состоянии ‘идда, тех, в чьем выходе есть искушение, или тех, у кого есть уважительная причина не выходить».

Шейха Ибн ‘Усеймина спросили: «Что лучше: выйти на праздничную молитву или остаться дома?»

Он ответил: «Женщине лучше выйти на праздник, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел женщинам выходить на праздничную молитву, даже молодым из них и девственницам, то есть даже тем, кто обычно не выходит. Он велел выходить на молитву всем, кроме женщин, у которых менструации; им он велел выходить, но отдалиться от места совершения праздничной молитвы. Женщина, у которой месячные кровотечения, выходит вместе с женщинами на праздничную молитву, но не входит в место её совершения, так как место совершения молитвы – мечеть, а в мечети женщине с менструацией пребывать не дозволено. Ей дозволено пройти через неё, например, или взять из неё то, что ей нужно, но не пребывать в ней. Поэтому, скажем, что женщинам велено выходить на праздничную молитву и участвовать в ней вместе с мужчинами, а также присутствовать и участвовать в благих делах, поминании Аллаха и мольбе (к Аллаху)»[3].

Он также сказал: «Но они обязаны выходить не украшенными, не надушенными. Они должны выполнять Сунну и в то же время сторониться соблазна и искушений.

Что же касается того, что некоторые женщины выходят на улицу украшенными и надушенным, то они делают это из-за своего незнания и нерадивости их опекунов. Но это не удаляет общее положение в Шариате, а именно – веление женщинам выходить на праздничную молитву».

[1] То есть покрывало – прим. пер.

[2] Аль-Бухари. Ас-сахих, хадис № 324; Муслим. Ас-сахих, хадис № 890.

[3] Ибн ‘Усеймин. Маджму‘ фатауа аш-шейх Ибн ‘Усеймин. Т. 16. С. 210.

Богословы выражают различные точки зрения относительно того, какой статус имеют праздничные молитвы в Ураза- и Курбан-байрам.

Так, в рамках ханафитского мазхаба совершение праздничного намаза совершеннолетними и дееспособными мужчинами расценивается как обязательное действие (ваджиб). На остальные категории верующих (женщины, несовершеннолетние, физически или психически нездоровые, путники) это обязательство не распространяется.

Шафииты и маликиты считают праздничную молитву (салятуль-ид) сунной муаккада (усиленная сунна), то есть тем действием, которое Милость миров Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал.

Богословы-ханбалиты определяют этот намаз как общественное обязательство. Их трактовка очень близка к ханафитскому мазхабу. Тем не менее, будет неверным строить во многом искусственные различия между мазхабами по вопросу о важности этого намаза. Содержательно они все занимают очень близкую позицию.

Время молитв, связанных с праздниками разговения и жертвоприношения, наступает после того, как восходит солнце на уровне одного копья (30 минут после восхода солнца). Эти намазы можно читать до того, как солнце окажется в зените. На людей, опоздавших на коллективное выполнение ид-намаза, не возлагается обязанность восполнить его. Такое положение характерно для ханафитского мазхаба, тогда как представители остальных трёх богословско-правовых школ восполняют пропуск и этой молитвы.

Необходимо осветить также те действия, которые перед праздничной молитвой регулярно совершал Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.). Перед походом в мечеть он всегда совершал полное омовение (гусль), чистил зубы, использовал благоухания и надевал самый красивый наряд. Кроме того, Пророк Мухаммад (с.г.в.), когда праздновался День разговения, перед выходом в дорогу съедал что-нибудь дома. Однако он не практиковал это действие перед Праздником жертвоприношения, потому как предполагалось, что Пророк (с.г.в.), как и все остальные мусульмане, отведает мясо жертвенного животного сразу после намаза.

Читайте так же:  Молитва в день арафа

В месяц Рамазан также практикуется выплата садака фитр, посредством которой верующий избавляет свой пост от возможных мелких прегрешений. Мухаммад (с.г.в.) стремился пожертвовать фитр до начала праздничной молитвы в Ураза-байрам, к чему призывал и своих единоверцев. Помимо этого, в сборнике его изречений, собранных имамом аль-Бухари, можно встретить повествование о том, как он шёл на ид-намаз одной дорогой, а возвращаться из мечети предпочитал другим путём. В этом действии лежит рациональное зерно: идя разными дорогами, он мог увидеть и поприветствовать больше мусульман. Также во время похода в мечеть Заключительный Божий посланник (с.г.в.) делал небольшие паузы, чтобы произнести такбир и слова восхваления Господа миров. Если перед праздником Ид аль-Адха он говорил эти слова громко, то перед праздничным намазом в Ид аль-Фитр предпочитал делать это не вслух.

Эта молитва состоит из двух ракаатов. В самом начале молящийся произносит про себя намерение (ният) на совершение намаза. Далее он вслед за имамом поднимает руки и говорит такбир тахрим. Прочитав молитву сана (её текст приведён здесь), верующий говорит несколько такбиров, количество которых зависит от мазхаба (о чём будет сказано ниже), затем читает суру «Фатиха», дополнительные коранические аяты, делает поясной и земной поклоны и встаёт на 2-й ракаат. Ханафиты продолжают молитву в обычном порядке вплоть до того момента, когда нужно уходить в поясной поклон. Перед этим действием они произносят дополнительные такбиры, а далее завершают намаз так, как это обычно происходит. Маликиты, шафииты и ханбалиты придерживаются несколько иного порядка во втором ракаате – они говорят дополнительные такбиры сразу после выхода из состояния земного поклона в рамках первого ракаата.

Порядок совершения праздничной молитвы во всех мазхабах примерно одинаков, однако количество такбиров, которые должны быть произнесены, различается в зависимости от богословско-правовых школ. Ханафиты полагают, что праздничный намаз содержит в себе 6 дополнительных такбиров: первые три в 1-м ракаате после дуа-сана и во 2-м ракаате – до того, как человек будет совершать поясной поклон. У маликитов и ханбалитов необходимо произнести 11 такбиров. Первые шесть молящиеся говорят после дуа-сана в первом ракаате, последующие пять – после выхода из состояния земного поклона первого ракаата, то есть до того, как имам станет читать суры из Священного Корана.

Богословы-шафииты считают, что праздничная молитва содержит в себе 12 дополнительных ракаатов: 7 произносятся в первом ракаате после дуа-сана, 5 – во втором ракаате до чтения имамом сур в кыяме (стоянии).

О том, как мусульманам следует провести Ураза- и Курбан-байрам, можно прочитать в статье, посвящённой этим праздникам.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

В опрос: Является ли праздничная молитва обязательной для женщин? Если да, то должны ли они молиться дома или в молитвенном помещении?

Ответ: Хвала Аллаху

Праздничная молитва для женщин не обязательна, но является Сунной. Женщины должны молиться в месте совершения молитвы вместе с другими мусульманами, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывал их к этому.

В обоих «Сахихах» и других источниках передается от Умм ‘Атыйи, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов (на праздничную молитву) и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами. Однако тем, у которых начались месячные, следует держаться в стороне от места молитвы». Аль-Бухари, 1/93; Муслим, 890. В другой версии говорится: «Нам было велено выходить (на праздничную молитву) и брать с собой молодых девушек и сидящих за занавесками».

В версии ат-Тирмизи передается: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам выводить на Праздник и девочек-подростков, и девушек на выданье, и тех, у кого менструация. Те, у кого была менструация, должны были избегать места, в котором совершалась молитва, но выходили, чтобы разделить благо и мольбу с мусульманами. И я спросила: «О, посланник Аллаха, а если у одной из нас не окажется джильбаба (то есть выходной одежды)?». Он ответил: «Пусть одолжит у сестры»». Хадис согласован.

В версии ан-Насаи передается: «Хафса бинт Сирин сказала: «Я не помню, чтобы Умм ‘Атыйя говорила о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и не добавляла слова «Да будет мой отец выкупом за него». Я спросила: «Слышала ли ты, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил то-то и то-то», – и она отвечала: «Да, да будет мой отец выкупом за него, он говорил: «Пусть девочки-подростки, и девушки на выданье, и те, у кого менструация выходят на Праздник и разделят его с мусульманами. Но те, у кого была менструация, должны избегать места, в котором совершалась молитва». Аль-Бухари, 1/84.

Становится ясно из вышеизложенного, что посещение праздничных молитв является Сунной для женщин при условии, что они покрыты надлежащим образом и не выставляют напоказ свою красоту.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается посещения праздничных и пятничных молитв мальчиками, которые достигли того возраста, когда они отделяются от девочек, то этот вопрос хорошо известен и существует много доказательств этому.

Можно ли совершать праздничную молитву дома
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here