Наставник молитвы Иисусовой читать

Предлагаем ознакомиться: Наставник молитвы Иисусовой читать с точным и подробным описанием.

© Алексей Ильич Осипов, 2013 год. Составление, предисловие, жизнеописание, комментарии, иллюстрации.

Знание законов духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на пути христианина — одно из необходимых условий верного достижения им горнего Иерусалима. Исключительную важность приобретает такое знание в настоящее время, когда, с одной стороны, в Россию бурным потоком нахлынули всевозможные «духи» и появились бесчисленные варианты духовности; с другой — святоотеческое понимание духовной жизни и мудрость применения ее законов к психологии и возможностям современного человека в силу многих причин становится все большей редкостью. Незнание же этих законов приводит к тому, что многие, даже искренне ищущие люди, нередко увлекаются внешне притягательными, но, по-существу, далекими от Священного Предания Церкви формами духовности, в результате чего в лучшем случае они остаются без плода, в худшем — впадают в самомнение и прелесть, нередко оказываются в сетях сект, губя свои души и расстраивая свое физическое и психическое здоровье. Всё это имеет самые серьезные последствия не только для их жизни, но и жизни всей Церкви и общества в целом.

В силу чрезвычайной важности этой проблемы для современного верующего приведем несколько высказываний по данному вопросу самых авторитетных русских наставников духовной жизни 19–го века: святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана (Говорова).

Святитель Игнатий: « Советуйся с добродетельными и р а зумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с кра й ней осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся сов е том по первоначал ь ному действию его на тебя! . Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять… Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетл и вой доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! . Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подч и нить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учит е лями!” (Творения. СПб. 1905. О жительстве по совету. Т. 5, с.77).

По учению отцов, жительство . единственно прилич е ствующее нашему времени, есть жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий; этот совет опять должно проверять по писанию отцов. Отцы, отдаленные от времен Христовых тысячелетием, повторяя с о вет предшественников, уже жалуются на редкость богодухн о венных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие пис а ния. Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей достоянием древности…” (Там же. I,563).

« Если руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, — не достоин он быть руководителем ближнего! — Он не слуга Божий! — Слуга дьявола, его орудие, есть сеть! Не делайтесь рабами человеков(1 Кор. 7, 23), — завещает Ап о стол» (Там же. Т. 6, с. 159).

« Возразят: вера послушника может заменить недост а точность старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола(2 Фес. 2, 10–12)» (Там же. Т. 5, с. 73).

Потому «п реподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное ж

Это книга, написанная монахом о монахе, учеником – о своем духовном отце, современном афонском подвижнике, проведшем всю жизнь в молитвах, посте, послушании и самоотречении, — Харалампии Дионисиатском (1910–2000).

Сам старец Харалампий был учеником одного из самых известных афонских подвижников первой половины XX века, старца Иосифа Исихаста, которого на Святой Горе почитают как местночтимого святого. Старец Иосиф очень сожалел, что редкие из приходящих к нему монахов проходят ту школу послушания и смирения, которую он им преподавал, и остаются в скиту, где он подвизался вместе с другим монахом-подвижником – отцом Арсением. А вот Харалампий (племянник отца Арсения) оказался достаточно смиренным и послушным, чтобы остаться в скиту и научиться у старца Иосифа главному – любви к Богу и святости.

Из книги можно узнать немало интересного и об Иосифе Исихасте, и о других афонских насельниках святой жизни, но в центре ее – старец Харалампий. Его фигура интересна российскому читателю в том числе и потому, что он, будучи греком, родился и провел юность в России – под Екатеринодаром (нынешним Краснодаром), куда его родители эмигрировали, спасаясь от турок.

В книге подробно рассказывается и о молодых годах Харалампия, и о том, как он принял решение посвятить себя Богу (обет сделать это он дал во время Второй мировой войны, когда оказался в плену и готовился к смерти, но был чудесным образом спасен), и о приезде на Афон, и о многочисленных духовных бранях, которые он претерпевал от духов злобы поднебесной… Но подробнее всего книга рассказывает о подвижничестве старца Харалампия – о том, как он молился за ближних и дальних, как терпел собственные скорби, как утешал людей, как Бог творил чудеса по его молитвам. Все события описаны очевидцем, в этом смысле книгу можно сопоставить, например, со «Старцем Силуаном» архимандрита Софрония (Сахарова). Читать ее можно практически с любого места, язык легкий и доступный.

Последняя треть книги содержит писания самого старца Харалампия об умной молитве, о Евхаристии, о милостыне и воспоминания его духовных чад.

Книга рекомендована к публикации Издательским советом РПЦ.

«С отеческой любовью мы узнали о благом намерении Вашего Преподобия составить и опубликовать жизнеописание незабвенной памяти архимандрита Харалампия, бывшего игумена священной ставропигиальной обители преподобного Дионисия на Святой Горе.

Наставник молитвы Иисусовой. Жизнеописание старца Харалампия ученика старца Иосифа Исихаста. Монах Иосиф Дионисиатис.

К сожалению, данный товар временно отсутствует на складе.

Старец Харалампий, как и я, был чадом блаженного Старца Иосифа Пещерника. По его молитвам приснопамятный отец Харалампий сподобился многих дарований Святого Духа. За свое искреннее и чистое послушание он, человек простой, сподобился великой благодати. Великий наш Старец отец Иосиф очень любил отца. Харалампия за эту простоту, незлобие и искренность его души. Он даровал ему всеохватывающую духовную силу и умную молитву. Смотря на него, я, наималейший в духовной жизни и самый младший по возрасту в нашем братстве, поражался его столь стремительному восхождению по ступеням духовной жизни. За это я его чрезвычайно любил. Душа отца Харалампия сияла от преисполняющей ее благодати.
Верю, что молитвами Старца Иосифа, нашего великого святого, Господь милости и щедрот сопричтет почившего к Своим избранным рабам.
Возлюбленный мой брате, отче Харалампие, поминай и нас, оставшихся твоих братьев — возлюбленного нашего Старца Иосифа (Ватопедского) и меня, окаянного. Моли Творца и Бога нашего, дабы не остаться нам вне братства небесного. Аминь.
Архимандрит Ефрем, монастырь святого Антония, Аризона, США

Вместо предисловия
Вступление

Читайте так же:  Молитва православная вечерняя краткая

Часть первая
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Глава первая
Молодые годы. Божественное призвание

Родина Харалампия
Геноцид в Понте
Свадьба Леонида
Спасение Леонида от кораблекрушения
Пример великого целомудрия
О вере и милосердии
«Окрест трапезы Твоея»
Возвращение на землю отцов
Харалампий
Образец целомудрия юного Харалампия
Занятия в свободное время
Сторонник старого стиля. Благочестивый простец Илья
Духовные трудности Харалампия
История с участниками националистического движения. Болгарский плен (1941)
Чудесная помощь святого великомученика Георгия
Возвращение домой. Леонид на коленях перед иконами
Обеты
После плена
Праведная смерть Леонида. Харалампий — кормилец семейства
Харалампий подражает святому Дионисию Эгинскому
Новые препятствия

Глава вторая
Первые брани — монах — иеромонах

Святая Гора. Пещеры Малой Святой Анны, 7 июля 1950 года
Новое впечатление, обратное первому
Первые испытания
Первые уроки
Первые перемены в послушнике Харалампий
Горячая любовь к Богу угашает любовь к родителям
Ад мрачной пещеры прелагается в рай
Монашеский постриг и священство
Ежедневный распорядок братства
Ежедневная брань папы-Харалампия
Возвращение к первым браням. Переменный успех
Неподъемная бочка. Чудо послушания
Плод послушания. Вступление во святилище умной молитвы
Пример еще одного делателя послушания
Божественное таинство веры в Старца-восприемника
Отец Харалампий, каким он был
Литургическая практика пещер Малой Святой Анны

Глава третья
Новый скит — Блаженная кончина Старца Иосифа

В Новый Скит, 1953-1967
Рыбак дедушка Лнис и его лодочка
Блаженная кончина Старца Иосифа (1959)
Самостоятельность членов братства и их взаимопомощь
Старец-духовник
Старец-учитель
Наставления Старца о непрестанной умной молитве
«Брось свои хлопоты». Прекрасные плоды
Наглядные примеры самоотречения
Я демон уныния
Отец Харалампий в тонком сне видит своего почившего Старца
Мое первое знакомство. Первые члены братства
Простой и бесхитростный Петр
Формирование братства
Переживание таинства Божественной Евхаристии. Уроки Старцев Нового Скита
Молитва за ближних
Старец — духовник клириков и монахов
Несчастный монах, не желавший жить в послушании

Глава четвертая
Буразери. В монастыри

В большие кельи
Отец Феоклит. Его книга «Афонские беседы»
Губернатор Святой Горы
Церковная школа «Афониада»
Еще одно удивительное происшествие
С горящим пламенем молитвы
Благодать Старца ощутимо передается и его чадам
Прельщенный подвижник
Лекция о Святой Горе. Пополнение святых обителей
Из хиландарской кельи Буразери — в монастыри
Переселение в монастырь Ксенофонт (1975)

Глава пятая
Игумен монастыря Дионисиат. Блаженная кончина

Переезд в монастырь Дионисиат
Монастырский распорядок
Ежедневные Божественные литургии
Деятельность Старца по управлению монастырем Дионисиат
Последний «экзамен»
На подворье Моноксилит
Блаженная кончина
Перенос тела почившего в храм святителя Нектария
Последнее пристанище

Часть вторая
УЧЕНИЕ

Глава первая
Об умной молитве

Беседы об умной молитве
О молитве вообще. Свидетельства духовных чад Старца
Письма об умной молитве
Письмо родственнику
Победитель уныния

Глава вторая
О Божественной Евхаристии

Таинство Божественной Евхаристии
Условия приобщения Святых Тайн
Беседа о частом причащении
Глава третья
О милостыне

Часть третья
ВОСПОМИНАНИЯ — СВИДЕТЕЛЬСТВА ДУХОВНЫХ ЧАД

Слово Преосвященнейшего Христофора, епископа Андидского
Праведного величание — отрада и утешение души
Кем был для нас папа-Харалампий

Монах Иосиф Дионисиатис — Наставник молитвы Иисусовой: Жизнеописани ​е Старца Харалампия Дионисиатско ​го [2012, DOC, EPUB, RUS]

03-Апр-2014 01:06

Наставник молитвы Иисусовой: Жизнеописание Старца Харалампия Дионисиатского

Автор: Монах Иосиф Дионисиатис

Издательство: Новая Фиваида

Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)

03-Апр-2014 12:00 (спустя 10 часов)

Это этот прелестный старец Харлампий?) где в секунда молитва) где ищут сладость от молитвы, а не покаяние

Я дам тебе эти четки-трехсотицу, и с вечера ты вместе с нами совершишь бдение. Будешь читать девять четок Спасителю: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» и три — Божией Матери: «Пресвятая Богородице, спаси мя». Протянув двенадцать четок, начинай новый круг. За час до литургии зайдешь ко мне, расскажешь. о своих успехах,

— Кто тебе сказал, что ты не сможешь? Забудь. Будешь делать так, как я тебе сказал, а потом посмотрим.

После того как были протянуты первые несколько четок, некоторая сладость мало-помалу стала проистекать из гортани и ощущаться на языке и губах.

03-Апр-2014 13:38 (спустя 1 час 37 минут)

Духовный наставник и умная молитва

Заниматься исключительно умной молитвой необходимо под руководством духовника. Умной молитвы не бывает без духовного наставника. Есть опасность, что душа впадет в прелесть. Нужна осторожность…

Видео (кликните для воспроизведения).

Духовный наставник научит вас, как правильно и в свое время войти в молитву, потому что иначе есть опасность увидеть вражеский свет, впасть в прелесть и помрачиться. Тогда человек становится агрессивным, изменяется даже его внешний вид. Это раздвоение личности. Видите, как возникает прелесть? Но если будете продвигаться в молитве с совета старца, то увидите истинный свет!

Духовный наставник должен быть опытным в умной молитве. Если он сам молится механически и не ощутил молитву по благодати Божией, то не может и другому показать, как нужно молиться. Конечно, он скажет то, что прочитал в книгах, то, о чем говорят отцы. Целые книги написаны, в которых говорится о молитве. Сколько людей их читает, но никто молиться не умеет. Ты скажешь:

Читайте так же:  Православная молитва семистрельной

— Мы читаем эти книги, узнаём о способе молитвы, приготовляемся, Бог благословляет нас и посылает нам Свою благодать, и мы понимаем эти книги…

— Да, но это тайна. Молитва — это тайна, а умная молитва тем более..

Страшная прелесть может возникнуть по причине неправильной умной молитвы. Обычно молитвы мы просто произносим и слышим их ушами. Эти молитвы имеют другой образ. Но умная молитва — это нечто иное, высшее.

Если в умной области воспламенится желание не от доброго твоего «Я», но от другого, от эгоистичного, тогда точно начнешь видеть свет, но не свет Христов. Обязательно начнешь чувствовать ложную радость, но в своей внешней жизни, в общении ты будешь более диким, более раздражительным и более беспокойным.

И вот признак прельщенного человека. Прельщенный не соглашается с тем, что он в прелести. Он — фанатик и делает зло. Так бывает и с ревнителями, если ревность у них не по разуму.

«Молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который мог бы хорошо упасти тебя. Лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно и обирать бесполезные плоды своей воли», — говорит Симеон Новый Богослов, преподобный отец X века.

Проблема старческого руководства одна из самых тяжелых. Понятно, что наставником в умном делании может быть только тот, кто сам уже прошел деятельный (покаянный) период подвижничества, то есть обрел благодатную молитву и начальное бесстрастие, или, иными словами, достиг периода созерцания. Подвижник, не прошедший до конца деятельный период, как подчеркивает владыка Антоний, «руководить другими не может. Это было бы крайне опасно, ибо таковой еще только шествует в покаянии. А тот, кто на пути покаяния, тот еще не достиг спасения. Кто сам в пути, тот еще ошибается и нередко истину обращает в ложь… Он сам находится под влиянием страстей, полностью им владеющих, как же может он кого-либо избавить от страстей? Не разумеющий истины вместо пользы творит ученику великое препятствие».

Понятно и то, что наставником умного делания может быть далеко не всякий созерцатель, не всякий опытный старец, хотя бы и прошедший весь путь молитвенного подвига. Таковой может знать особенности лишь своего конкретного пути, ибо личный опыт всегда субъективен. Между тем каждому ученику, в силу его индивидуальных особенностей, предназначена своя, особая стезя, и потому истинный наставник должен обладать благодатным даром — способностью вести каждого пасомого в соответствии с его предназначением и возможностями. Надо думать, таким даром обладал прп. Григорий Синаит, почему и был способен быстро и эффективно обучать огромное количество людей. Понятно, что обладатели столь уникальных даров в истории старчества встречаются нечасто.

Главная же трудность обучения по книгам связана с тем, что отцы могли указать в них только общие, универсальные положения, пригодные для всех. Когда же дело доходит до конкретных частных проблем, ученик-читатель остается с ними один на один.

Насколько углубился духовный кризис сегодня, можно судить, сопоставляя наше время с XIX столетием, — если и тогда в отношении старчества положение было весьма сложным, то что же говорить о наших днях. Игумен Марк (Лозинский) пишет: «Епископ Игнатий [Брянчанинов] всю свою жизнь искал опытного руководителя умного делания, но так и не нашел его. Много встречал он достойных старцев, но еще более — наставников, болезновавших слепотою и самообольщением. Наблюдая за духовным руководством подобных старцев, владыка пришел к убеждению, что никто не приносит столько вреда духовной жизни, как неопытный наставник. При этом достойно удивления то, что не только страстный наставник может погубить пасомого, но и старец святой жизни, не имеющий способности руководить другими, может нанести большой вред душе. Старцами-наставниками способны быть весьма немногие, а из этих немногих редкие могут быть руководителями в умном делании. Истинным наставником умного делания может быть лишь тот монах, который сам деятельно прошел все первоначальные этапы умного подвига, достиг уже некоторых степеней преуспеяния и имеет дар наставлять других. Нередко встречаются старцы, которые хотя и достигли совершенства в духовной жизни, но не могут удовлетворительно руководить другими» .

Свт. Игнатий, рассуждая на эту тему, свидетельствует: «Из опытов я мог убедиться, что получившие благодатную молитву, по особенному смотрению Божию, скоро и не общим путем, поспешают, соответственно совершившемуся с ними, сообщать новоначальным такие сведения о молитве, которые… повреждают их. Напротив того, получившие дар молитвы после продолжительной борьбы со страстями… преподают молитву с большой… правильностью. Монахи Молдавского Нямецкого монастыря передавали мне, что знаменитый старец их, архимандрит Паисий Величковский, получивший сердечную благодатную молитву по особенному смотрению Божию, а не общим порядком, по этой самой причине не доверял себе преподавание ее братиям — он поручал это преподавание другим старцам, стяжавшим дар молитвы общим порядком… Нужна благоразумная осторожность, особливо в наше время, когда уже почти невозможно встретить удовлетворительного наставника для этих предметов, когда подвижник должен пробираться сам, ощупью, при руководстве писаниями святых отцов, в сокровищницу знаний духовных и также ощупью, сам, выбирать из них свойственное себе… Ныне, по причине совершенного оскудения духоносных наставников, подвижник молитвы вынужден исключительно руководствоваться Священным Писанием и писаниями отцов. Это — гораздо труднее» .

В личной переписке свт. Игнатий касается этих вопросов достаточно подробно, замечая с грустью: «Когда я поступил в монастырь, ни от кого не слыхал ничего основательного, определенного. Бьюсь двадцать лет, как рыба об лед! Теперь вижу несколько дело иноческое…» Святитель объясняет, почему настоящий наставник с необходимостью должен быть личностью духоносной: «Причина заключается в общем правиле для всех подвижников: брани душевной невозможно обнять и объяснить естественным разумом, потому что все естество наше — в падении. Для этого нужен разум духовный, т. е. явившийся в человеке от действия Духа. И потому только духовный способен выслушать брань ближнего и преподать ему спасительный совет; а держимый во мраке страстей еще не способен к этому… Опасен недостаточный наставник при обучении новоначального… тем опаснее он для дерзающего слышать учение о великом таинстве умной молитвы, ведущей христианина к сокровенному, вместе существенному и вполне ощутительному соединению с Богом».

Читайте так же:  Молитвы чтобы успешно сдать экзамены

Святитель дает в письмах очень важные предостережения и наставления, актуальность которых не только не утратилась, но скорее умножилась в наши дни: «Напрасно ваше желание находиться в полном послушании у опытного наставника. Этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец — только пред духоносцем может быть явна душа ученика; только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им. Ученик для чистоты своей совести должен с точностью и подробностью исповедовать свои помышления; но наставник не должен руководствоваться этой исповедью в суждении о душевном состоянии ученика; он должен духовным ощущением проникать, измерять его и поведать ему [ученику] незримое им состояние души его. Так действовали… святые наставники…

Эти великие отцы признавали „послушание иноческое“ особым даром Святого Духа… Послушание — „чудо веры“! Совершить его может один Бог. И совершили его те человеки, которым дан был Богом этот дар свыше. Но когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что дается единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны… бесы и страсти посмеиваются им… [Таковые] находятся в горьком обмане, слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов… Нашему времени дан другой подвиг, сопряженный с многими трудностями и преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие не днем, при солнечном ясном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам дано в руководство Священное и Святое Писание, — это прямо говорят святые отцы позднейших времен… Не думайте, чтоб подвиг наш лишен был скорбей и венцов, — нет! он сопряжен с мученичеством…

Сердце ваше да принадлежит единому Господу, а в Господе и ближнему. Без этого условия принадлежать человеку — страшно. Не делайтесь рабами человеков[31], сказал апостол… Всякий духовный наставник должен быть только слугой Жениха Небесного, должен приводить души к Нему, а не к себе… Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, умалению, которое служит признаком их духовного преуспеяния… Охранитесь от пристрастия к наставнику. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками своими в сеть диаволу… Пристрастие делает любимого человека кумиром… И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела… Не давайте в сердце вашем места никакому кумиру. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи — единственно ищи того, чтоб возвеличился Христос в учениках твоих» .[32]

Свт. Феофан, в связи с этой проблемой, призывает к рассудительной самостоятельности: «„Без руководителя нельзя“, написали вы. Руководитель — столб на дороге, а дорогу проходить надо всякому самому и тоже смотреть под ноги и по сторонам. Старец Паисий Величковский всю жизнь искал руководителя и не нашел. Но жил вдвоем-втроем, и взаимным советом руководились…. И сами смотрите, как быть с молитвою и отеческими уроками» .

Но еще гораздо раньше, в XV веке, прп. Нил Сорский в своих писаниях завещает: «Не мал же подвиг, реша, сему чудному деланию обрести наставника непрелестна: сего бо непрелестна рекоша, иже свидетельствовано имуща от Божественных Писаний делание и мудрование, и разсуждение духовно стяжавша. И се убо реша святии отцы, яко и тогда едва обреташеся учитель непрелестен таковым вещем: ныне же, до зела оскудевшым, подобает искати люботрудне. Аще ли же не обрящется, повелеша святии отцы от Божественных Писаний научатися, слышавше Самаго Господа глаголюща: испытайте Писания, и в них обрящете живот вечный (Ин. 5:39)» .

Глинский старец Серафим (Романцов)[33] на вопрос, как спасаться, если нет старцев, в своем письме отвечает: «Все имеют скорби. Они заменяют старцев, так как их попускает Господь, зная сердце каждого. Никто не поможет и не изменит [нас], если не менять себя [самому]. Начинать надо со внимания к языку и уму. И надо постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других» .

Без постоянного старца-руководителя прошли свой тяжелый и опасный путь такие великие подвижники XX века, как прп. Силуан Афонский и Иосиф Исихаст. В комментариях игумена Никона (Воробьева) к книге «Старец Силуан» есть такое замечание: «Жизнь самого старца Силуана показывает, что у него не было опытных руководителей, и вследствие этого он шел неверным путем и мог бы погибнуть в прелести, если бы не особая милость Божия» . В писаниях самого старца встречаются строки, где отец Силуан с грустью замечает: «Трудно жить без старца. Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению… Я однажды выпросил себе послушание по своей воле… захотел пойти на безмолвие в Старый Руссик… и силою выпросился у игумена… Но Богу было не угодно, чтобы я там жил, и через полтора года снова меня взяли на старое послушание… а за самочиние наказал меня Господь, и на Руссике я простудил себе голову, и до сих пор она постоянно болит. Так надо волю Божию узнавать через игумена, а не самому настаивать на чем-либо» .

Через те же трудности прошел афонский старец Иосиф Исихаст[34], не имевший постоянного наставника. Он, так же как о. Силуан, очень рано, на первых годах иночества, сподобился необычайного посещения благодати и был одарен непрестанной сердечной молитвой. И так же он затем выдержал жесточайший подвиг непрерывной брани, длившейся, в его случае, восемь лет. Биограф старца пишет: «С первых шагов своей подвижнической жизни старец мечтал о встрече с духовным отцом — человеком духовным в полном смысле этого слова, который обладал бы необходимым опытом и мог стать наставником и руководителем в этой столь сложной и таинственной жизни. Несмотря на все свои разочарования, отец Иосиф, по его словам, не переставал искать и надеяться». Сам старец в своей книге «Духодвижная труба» со скорбью замечает: «Поскольку не стало таких учителей, которые обладали бы деланием и опытом, то из-за этого происходят случаи прельщения и падения и вообще всяческие опасные препятствия, которых путник может избежать лишь с великим трудом, с помощью настойчивости и пролития крови, получив многие смертельные раны… Существует великая нужда… в опытном наставнике, чтобы, когда отойдет благодать, явилась рука наставника и вела путника» .

Читайте так же:  Пензенский старец алексий молитва

Отче, я, в качестве новоначального, уяснил для себя в отношении прохождения подвига призывания имени Иисуса Христа следующее:

1. Я должен призывать имя Спасителя в форме Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

2. Я должен произносить эту молитву как можно больше по количеству и как можно чаще в течение дня и ночи.

3. Я должен при произношении молитвы всякий раз весь упор делать на внимание к словам молитвы, буквально заключая ум в произносимые слова и не допуская ему вырываться из них или скитаться в посторонних помыслах.

4. При сугубом внимании ума к словам молитвы я должен определить место, в котором я буду держать свой ум вместе со вниманием к словам молитвы. Я уразумел, что таким местом является сердечное место или место у моего сердца, которое я могу определить путем слежения за вздохом – в конце вздоха оно и находится, или определить путем прикладывания двух своих пальцев, отмеряя ими от левого сосца вверх – там под пальцем на поверхности груди и будет искомое место, именуемое еще силой словес. Я должен сводить свой ум в это сердечное место и там держать его в произносимых словах Иисусовой молитвы.

5. При совершении молитвы вышеуказанным способом, я должен понимать, что это не просто какое-то механическое делание, а реальное предстояние перед Живым Богом.

Я молюсь не в стену, не в потолок, а Живому присутствующему здесь и внимающему мне Богу! Вот почему после сугубого внимания к тому, что я говорю Богу, я должен прилагать свое сердечное переживание или чувство. Единственным чувством, которое Бог принимает от новоначального в подвиге человека, является покаянное чувство. Ум молится внимательными словами, а сердце – покаянным чувством, которое, концентрируясь, превращается в сокрушение сердца. Таким образом сокрушенное сердце становится истинно и богоугодно смиренным, а это состояние Бог не унизит отвержением или не поддержанием помощью и благодатью от Себя.

6. Я уразумел, что для успешного продвижения в этом великом делании мне нужна помощь ради моей лютой немощи в обустройстве способствующих этому деланию условий. Вот почему мне нужно уединение, устранение посторонних звуков и прочего отвлекающего от молитвы, затемненная комната, сидячее, полулежачее или лежачее положение моего тела, закрытые глаза, устремленные к сердечному месту, свободное и тихое дыхание.

7. Я уразумел, что для успеха в молитве мне нужно пождание и приболезненность делания или болезненность, возникающая во время делания. Её мне необходимо смиренно терпеть, как и сухость, безплодие и кажущееся непреуспеяние в делании.

8. Я ведаю, что первым деятельным плодом моей Иисусовой молитвы является усугубление внимания к словам молитвы, вершиной которого является благодатное внимание или так называемое молитвенное действо. Первым же духовным плодом этого спасительного делания является зрение своего греха, своей погибели, лютой немощи, мерзости, далекости от Бога и т.п., что приводит ум к печали, душу к покаянию, а сердце к сокрушению и плачу.

9. Я ведаю, что покаянный плач приемлется Богом, как мое покаяние. К этому плачу меня ведет внимательное моление именем Иисуса Христа, которое утесняет мое сердце. Утесненному сердцу нужно прикосновение «ключа» для открытия его. Таким «ключем» бывает приходящий во время молитвы помысел, посылаемый Богом или Ангелом Божьим, или найденная мною с Божьей помощью сокрушающая фраза из Писания, богослужения или другого духовного источника. Такой помысел может приходить во время внимательной молитвы. Он самовластно входит в нас и не разрушает нашей молитвы и нашего внимания, но оживляет её покаянием и плачем. Плачем же мы непременно пред Богом. Если до этого нам с нашим каменносердечием и сухостью было трудно предстоять пред Богом, то плач сразу поставляет нас перед Ним и повергает долу, к распластыванию перед Ним. Сама Иисусовая молитва без вспомоществующего помысла не может вскрыть накопившийся благодаря ей заряд плача.

10. Первым признаком, исходящим не от меня и свидетельствующим о правильности делания молитвы, является открытие за мою молитву брани от демонов. Бывают попытки бесов обмануть подвижника молитвы временным отступлением и затишьем, чтобы ввести его в погибельно самомнение или ложное русло неправильного делания. Однако если мы всякий раз, почувствовав свободу от бесовского натиска, будет усиливать нашу внимательную молитву, то бесы не смогут этого вытерпеть и непременно возобновят явную брань.

Такое благодатное познание себя, своего времени, состояния прочих людей, доставляемое милостью Божией через духовное видение ума за внимательную покаянную молитву Иисусовую, является самым надежным, истинным, убедительным познанием из всех прочих возможных познаний. При таком познании человеку ничего уже не надо доказывать, ни в чем убеждать, ибо он сам в себе имеет благодатное видение истинного положения всего созерцаемого им.

Так, отче честный, я понимаю мое делание и пребывание в нем во спасение. Однако молю Вас внести поправки или дополнения, ибо при всем этом я чувствую нехватку чего-то упущенного мой.

Учениче мой, прославь нашего Господа Бога за дарованное тебе делание, ведение и преуспеяние в нем! В целом ты верно и истинно описал картину делания покаянной Иисусовой молитвы для новоначального в ней и несколько устоявшегося в ней делателя. Однако всегда есть что добавить для пользы дела.

Сегодня я хочу поведать тебе важное и упущенное тобой дополнение, которое касается настроя и настроения при делании Иисусовой молитвы. Не секрет, что в любом человеческом деле важно не только уменье, знание, опыт, силы, условия, обстоятельства, состояние делателей, но и настрой и настроение их.

Читайте так же:  Православие молитвы Матроне Московской

Под настроем я понимаю общее, всеобъемлющее, устойчивое, духовно нравственное состояние человека, служащее основанием для его действований. Под настроением я понимаю более узкое, конкретное, временное состояние, стимулирующее человека к соответствующим деланиям, достижению поставленной цели и получению искомых плодов.

По отношению к великому и спасительному деланию Иисусовой молитвы под настроем должно понимать наличие в человеке правильного умонастроения и соответствующих опор для его действований.

Правильным умонастроением будет такое: что я приступаю к молению именем Иисуса Христа только ради спасения своей души, с целью принесения Богу удовлетворительного покаяния, очищения себя покаянием и молитвой и переделывания себя из ветхого в нового человека по образу призываемого мной в молитве Иисуса Христа.

Опорами для нужного настроя являются истинная и несомненная вера, благая надежда и нелицемерная любовь, а также решимость никогда и ни по каким причинам не оставить этого делания и настроиться нести его сколь угодно длительное время, хоть всю оставшуюся жизнь.

О какой вере идет речь по отношению к Иисусовой молитве? Ясно, что не о той, которая от слуха, т.е. догматической нашей правой вере, как основе нашего богоугождения. Речь идет о вере в имя Божие и силу имени Иисуса Христа. Все наше делание основано на твердой и несомненной вере в божественность, а потому непреодолимую силу имени Иисуса Христа Сына Божьего, о котором нам подобает спастись. Благодаря этой вере мы не сомневаемся в успехе этого делания, ибо он основан не на наших жалких потугах, а на силе и действии божественного имени нашего Спасителя Иисуса Христа. Несомненность в успехе помогает нам преодолеть злое уныние, разленение, охлаждение к деланию и отчаяние при задержках видимого преуспеяния в нем. Эта несомненность в благом исходе дела запечатлевается в нашей благой надежде на имя Иисуса Христа и конечном благом результате моления им. Такая надежда не посрамит нас, но является стимулом к прохождению делания, благодушного терпения всего болезненного и неприятного, непременно возникающего при этом делании, а также основанием ревности к этом деланию.

Понятно, что без любви никакое дело, никакое делание, никакая жертва не могут принести нам пользу. О какой же любви может идти речь во время делания Иисусовой молитвы? О той самой любви по отношению к Богу и ближним, о которой нам заповедал Христос, как о первой и высшей заповеди. Исполнить эту заповедь о любви к Богу от всего сердца, от всей души, от всего помышления и всей крепости своей мы по-настоящему можем только в этом делании, впрочем, как и заповедь о нелицемерной любви к ближним.

В чем проявляется наша любовь к Богу во время моления Его святейшим и божественном имени?

1. В памяти о Боге и Спасителе своем. Когда любишь кого-то, то помнишь Его и о Нем, и постоянно влечешься памятью пребывать с Любимым. С этой стороны Иисусовая молитва становится для нас училищем и деланием непрестанной памяти о нашем Боге и Спасителе. Чем больше помним о Боге мы, тем больше помнит Бог о нас. Если мы достигаем непрестанной памяти о Боге и Его присутствии, то и Он непрестанно будут помнить о нас и благодетельствовать нам. Вот почему Иисусовая молитва называлась отцами непрестанной памятью о Боге и непрестанным поучением. Только непрестанной памятью о Боге мы можем одолеть демона исполина забвения, который не допускает нас к Богу и всякий раз похищает память о Нем.

2. Поскольку мы непостоянны и подвержены действию греховных страстей, то наша любовь к Богу с этой стороны проявляется в покаянии, плаче, воздыхании о допущенном грехе, в очищении и исправлении себя в угоду Любимому.

3. Любовь требует от нас исповедания о Любимом. Призывая имя Иисуса Христа, мы исповедуем Его перед святыми Ангелами, всем небом, всей тварью и перед демонами.

4. Любовь соединяет любящих в благой союз. Призывая Бога в Его имени, мы в меру своего очищения и духовной просветленности соединяемся с Любимым Богом в дивный союз. От этого соединения мы приходим в состояние дивного сердечного мира, душевного покоя и спокойствия ума. Вот почему мы перестаем напрасно гневаться, раздражаться, искать своего, осуждать других людей.

Познавая себя в делании Иисусовой молитвы, мы познаем всю человеческую природу, а через общность нашей природы мы познаем всякого человека, особенно ближнего для нас. Вот почему только при этом делании мы начинаем любить людей нелицемерно, безкорыстно, с подлинной жалостью и милосердием к ним. Ведь мы опытно познали, что находимся с ними в одинаковом погибельном состоянии. У нас есть преимущество правой веры и истинного познания себя. Они же, бедные, даже не знают о своем жутком состоянии, своей погибели и соответствующей ей вечной страшной участи.

Имея такой богоугодный настрой в нашем делании, мы стараемся стяжать правильное сегодняшнее настроение. Оно включает в себя ревность о делании и неисходном пребывании в покаянии, жажду покаяния и очищения себя, благоговейное отношение к Великому Богу, ненадеянность на себя, открытость к любым поправкам со стороны Бога, легкоуправляемость нами посредством благого послушания и самоотвержения себя, мужество, помогающее нам выстоять в делании и преодолевать все препятствия, возникающие в нем, смиренномудрие и решимость вновь и вновь распинать себя на кресте молитвы.

Видео (кликните для воспроизведения).

При таком настрое и настроении преуспеяние в делании и успех есть лишь дело времени.

Наставник молитвы Иисусовой читать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here