Пензенский старец алексий молитва

Предлагаем ознакомиться: Пензенский старец алексий молитва с точным и подробным описанием.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Архиепископа Пензенского и Кузнецкого

Придите ко мне все труждающиеся…

Пензенский старец Алексий

Авторсоставитель иеромонах Гавриил, 2005

ГЛАВА I. Жизнеописание старца схиигумена Алексия

Ты наша родная Воспоминания монахини Тавифы…………………………………………………………………………………………………………… Не отчаивайтесь о спасении.

Из воспоминаний монахини Харитины………………………………………………………………………………………………………… Чистейшие его пальчики.

Из воспоминаний монахини Антонии (Валентины)………………………………………………………………………………………….. Преподобные не допустили.

Господь пошлет духовного отца.

Из воспоминаний инокини Палладии (Параскевы)…………………………………………………………………………………………. Как тяжело молиться за вас.

Из воспоминаний инока Антония (Олега)………………………………………………………………………………………………………. Тебя привела скорбь.

Воспоминания Людмилы из Кусы……………………………………………………………………………………………………………….. Будут болеть ноги и руки.

Воспоминания Нины из Каменки……………………………………………………………………………………………………………… Умножь Господи ее милость.

Воспоминания Тамары из Пензы………………………………………………………………………………………………………………… Подавайте милостыню от скудости.

Воспоминания Валентины из Кургановки………………………………………………………………………………………………….. Смирение дороже.

Воспоминания Константина из Кургановки……………………………………………………………………………………………….. Следующего года не будет.

Воспоминания Нины из Ногинска……………………………………………………………………………………………………………….. Я теперь тоже стал деревенским.

Воспоминания Галины из Нижнего Новгорода……………………………………………………………………………………………….. Проверьте машину.

Из воспоминаний Александра…………………………………………………………………………………………………………………. Купите хорошую машину.

Воспоминания Ольги из Петушков………………………………………………………………………………………………………………. Ты мой сыночек.

Воспоминания Михаила из Кузнецка……………………………………………………………………………………………………………. Не оставил и после смерти.

Воспоминания послушника Александра………………………………………………………………………………………………………. Да, есть Бог! Воспоминания послушника Леонида …………………………………………………………………………………………………………… Я тебя никогда не забуду.

Воспоминания Галины из Пензы……………………………………………………………………………………………………………….. Она «окуривала квартиру».

Воспоминания Алексея из Заречного……………………………………………………………………………………………………………. Разговор со старцем.

Воспоминания Натальи из Заречного…………………………………………………………………………………………………………… Живой труп.

Воспоминания Лидии из Каменки……………………………………………………………………………………………………………… Исцеление во сне.

Воспоминания Сергия из нос. Победа…………………………………………………………………………………………………………… Вам нужно повенчаться.

«Устами младенца глаголет истина».

В память вечную будет Праведник Случаи оказания помощи старцем Алексием после кончины………………………………………………………………………………………..

Предисловие Эта книга — о недавно почившем старце схиигумене Алексие, который всю жизнь провел в инвалидной коля­ске.

По молитвам отца Алексия происходили чудеса исце­лений, решались казавшиеся неразрешенными житей­ские ситуации, страждущие получали духовные советы и утешение.

Сильная и непрестанная молитва делала его подлин­ным святым Старцем, носителем великой традиции русс­кого старчества.

Он был прост сердцем, кроток, сам вид его источал любовь. От одного взгляда на него уже становилось свет­ло на душе. Все лицо его светилось неземной, просвет­ленной любовью. Эта любовь объединяла, обновляла, грела и радовала каждого, кто приближался к старцу.

От него исходила сила, привлекавшая к нему людей даже более, чем бесчисленные его чудеса.

Старец окормлял тысячи душ и брал на свои плечи все наши немощи и грехи, страдал и мучился за нас.

Побудили взяться за перо и неизменные просьбы мно­жества людей, которые просят рассказать чтолибо о ба­тюшке, о случаях его благодатной помощи. Далеко не у каждого человека, удостоившегося в этой жизни встречи со старцем, была возможность находиться рядом с ним. Многих почитателей старца разделяют с ним тысячи ки­лометров.

Старец был не только молитвенником на земле за всех людей. Он являлся «стеной» между людьми и Богом и сво­им подвигом и молитвами сдерживал праведный гнев Бо­жий.

Батюшка был светильником, который стоял пред Бо­гом еще при жизни и сейчас предстоит пред Престолом Божиим и молится о всех, с верой к нему обращающихся.

В книге приведены случаи благодатной помощи стар­ца и его прозорливости. С достаточной точностью приве­дены диалоги, из которых каждый, искренне ищущий спасения, почерпнет полезное для своей души.

Надеемся, что «знакомство» со старцем схиигуменом Алексием укрепит веру современных христиан перед гря­дущими трудными временами. Мы благодарны всем боголюбивым душам, коих слишком много, чтобы перечис­лить, без чьей помощи не удался бы наш труд. А всех чи­тающих нашу книгу просим помолиться о ее недостой­ном составителе.

Иеромонах Гавриил От составителя Прошло шесть месяцев со дня кончины старца схиигумена Алексия. Еще при жизни старец перешагнул за не­зримый рубеж, отделяющий обыденность от чуда. Его мо­литва оказывала немедленное и очень сильное действие. Сам его образ помимо сознания влиял на душу человека. Тяжелый крест, который он безропотно нес до конца сво­ей жизни для многих кажется просто невероятным.

Вот почему и после его кончины почитание отца Алек­сия продолжает расти. К нему за помощью обращаются все новые и новые люди. На его могилку приезжают почи­татели со всех уголков России.

Написание книги было благословлено самим старцем еще при его жизни. Первая книга с названием «Придите ко мне все труждающиеся. » писалась на одном дыхании и была издана спустя полтора месяца после его кончины. Тираж книги быстро разошелся. Все это время к нам по­ступали и продолжают поступать сведения о благодатной помощи старца, как при его жизни, так и после кончины. Многие почитатели старца удостаиваются благодатных видений и исцелений. Батюшка откликается и продолжа­ет помогать всем, кто с верой к нему обращается.

Издание второй книги дополнено новыми рассказами о помощи старца. Для удобства читателей во II главу во­шли дополнительные рассказы почитателей батюшки, не вошедшие в первую книгу. В III главе приведены случаи помощи старца после его кончины.

Надеемся, что читатели этой книги обретут еще одного молитвенника и предстателя пред Богом.

Отче Алексие, моли Бога о нас! 8 июля 2005 г.

«Тайну цареву добро хранити, дела же Божия открывати славно: добро творите, и зло не обрящет вы » (Тов. 12, 7) ГЛАВА 1.

Жизнеописание старца схиигумена Алексия 1. Детство Старец схиигумен Алексий, в миру Михаил Иванович Шумилин, родился от благочестивых родителей Иоанна Григорьевича и Анны Алексеевны Шумилиных 10 ноября 1930 года. В семье после него родилось трое детей — Илья, Екатерина, Галина.

Проживала семья в селе Ломовка Лунинского района Пензенской области. Жили в очень большом пятистен­ном доме. Семья была верующая. В доме имелась своя молельня, в которую съезжались верующие.

Сестра старца Екатерина рассказывала:

— При «раскулачивании» у родителей все отняли: и дом, и корову, и лошадку. После этого семья некоторое время жила в землянке и у бабушки в селе Пелетьме.

Село Ломовка было большое. Церковь была очень хо­рошая. Потом ее переделали под клуб, а затем и вовсе разрушили.

Папу забрали на войну в 1941 году. Маму заставили хо­дить в колхоз. Там поблажек никому не давали. Все рабо­ты приходилось выполнять. Бывало, мама нас в ясли от­правит, а сама на покос идет.

Вскоре после начала войны мама получила похоронку, что папа пропал без вести. А позднее пришло извещение с указанием, где он погиб.

У мамы на руках осталось четверо детей. Старший был Мишенька. За ним Илья 1934 года рождения, я, Екатери­на, с 1938 года и младшая, Галина, 1941 года рождения. Мишенька родился с тяжелейшим физическим недугом, изза которого его ножки никогда не касались земли. Был он беспомощным и немощным. Самостоятельно ничего не мог делать. Кормить и то приходилось с ложечки.

Мама сначала пробовала возить его по врачам, но ник­то так и не смог помочь.

Один верующий врач ей сказал:

— Никуда не езди, никакое лечение не поможет. Он бу­дет такой всю жизнь.

Читайте так же:  Молитвы чтобы отстал человек

И мама его больше никуда не возила.

У Мишеньки была колясочка с маленькими колесика­ми. Мы его на крылечко посадим, а сами убегаем. Мама в поле. А нам ведь играть охота. Но Мишеньке нужно бы­ло, чтобы около него хоть ктото находился. И вот мы проходим мимо него по крыльцу, а он ручкой зацепит за юбку и крепкокрепко держит. Мне, к примеру было шесть лет, а ему уже двенадцать. Если не сможешь вы­рваться, то так и придется сидеть возле него.

В деревне над ним, бывало, нередко озоровали ребя­тишки постарше: палкой тыкали то в рот, то в глаза, обид­но дразнили, бросали в него грязью. Он ведь беспомощ­ный был, не мог от них защититься или уйти.

Но все равно часто Мишенька оставался один. Зато ничего уже не мешало ему предаваться уединенной мо­литве.

— Я видел сейчас на небе вот это и то.

Я смотрю на небо и ничего не вижу.

— Вот посидишь неподвижно, сколько я сижу, и тоже увидишь.

Наша семья очень голодала, особенно во время войны. Спасались только картошкой. Да еще пекли хлеб из лебе­ды. Я, правда, не могла его есть, он был как глиняный ком. Мама наша не один раз сильно опухала, так как ей было голоднее всех. В соседней деревне Пелетьме, откуда мама родом, ктото дал ей овса, и она его отваром хоть не­много могла восстанавливать свои силы.

У мамы было три сестры. Она из них к вере была самая крепкая и прилежная. И нас старалась приучить. Без мо­литвы ничего в доме не делалось. К примеру, узнают, что в какомто селе знамение произошло, и тотчас идут туда пешком. Помолятся там, а заодно и наберут воды из ис­точника или из колодца.

Мама брала тогда Мишеньку на руки или на шею и не­сла. На коляске не возили, она чутьчуть только передви­галась изза того, что колесики были маленькими. Ми­шенька любил ходить в такие места. А мы, остальные де­ти, частенько и не ходили. Нам хотелось играть.

Мишенька всегда был с мамой. И мы, неразумные, не­редко ревновали, что мама с ним чаще находилась. Нам казалось, она его больше любит.

— Глупые, у вас ручки и ножки есть, а он ведь ничего не может.

Он так на руках у нее и вырос. Обхватит, бывало, ее ручками и ножками. Даже трудно сейчас это представить, как она одна с нами со всеми управлялась.

Эта статья о почившем 8 января 2005 года старце схиигумене Алексие, который всю свою жизнь провел в инвалидной коляске. За тяжелый крест, который батюшка нес, Господь наделил его благодатными дарами: прозорливостью, исцелением болезней, изгнанием бесов. Сейчас на его могилку приезжают почитатели со всех уголков России.

По приезде в Пензу батюшке негде было жить. Из церкви после службы его приглашали пожить то одни люди, то другие. Постоянного места, где бы он смог спокойно помолиться и отдохнуть, у батюшки не было. Мама батюшки Анна приехала в Пензу позднее, дождавшись, когда сын Илья пришел из армии и женился. С того времени она уже всегда была рядом. В 1982 году она приняла постриг. В схиме получила имя Ангелина. Ей тоже многое Господь открывал, но она всячески старалась скрыть свою прозорливость и всех отправляла к сыну: «Мишенька научит». Вскоре, после приезда матери, добрые люди помогли Мишеньке приобрести дом в Пензе, в котором он постоянно проживал до самой своей праведной кончины. С этого времени потянулись к нему непрерывным ручейком страждущие люди со всех уголков России. Батюшка говорил не от себя, а как ему открывал Святой Дух. Он был сподоблен дара прозорливости, чудотворения и исцеления. Не было вопроса, на который у него не нашлось бы ответа. Он все знал о жизни каждого человека. Батюшка никогда не учился, но знания его просто поражали. К нему приезжали люди разных профессий: и простецы, и ученые, и с каждым он знал, как разговаривать.

(Благословение на постриг Михаил получил от преподобного Амфилохия Почаевского в начале 60-х годов. Чин пострига, а также, по-видимому, и хиротонию в священный сан совершил архиепископ Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга) в Преображенской Рижской пустыни в присутствии правящего архиерея митрополита Рижского и Латвийского Леонида (Полякова), воспремника старца архимандрита Тавриона (Батозского), и известного старца архимандрита Серафима (Тяпочкина). Таким образом, старец Алексий получает духовное преемство Глинских старцев. Постриг в схиму был совершен в 1992 году архимандритом Василидом из Почаевской лавры.)

Батюшка исцелял лучше самых искусных врачей. Оказывал помощь безнадежно больным, от которых уже отказались врачи. Сотни людей получили исцеление по его молитвам. Он все время пребывал в ней. Многие его духовные чада свидетельствовали, что он молится всю ночь, и только под утро забывается коротким сном. Молитва батюшки, искренняя и сердечная, имела сильное действие, была чудотворна.

У батюшки с рождения был сильный дефект речи. Он всю жизнь болел, но особенно его здоровье ухудшилось в последние 3-4 года: совсем перестал видеть, все время болел желудок, в груди была постоянная боль.

Люди, знавшие батюшку с малых лет, рассказывали, что еще в детском возрасте ему явилась Пресвятая Богородица и сказала, что он будет настоятелем большого монастыря. И старец по повелению Божьей Матери создает обитель (в поселке Победа г. Пензы). Он говорил: «Лучшего места для спасения вы не найдете. Здесь вам и Дивеево, и Иерусалим, и Почаев. Если бы люди знали, какое у нас святое место, то ползли бы на коленях, а не то что пешком шли… После моей кончины вам не надо искать другого духовного отца. После меня не разбегайтесь. Я буду с вами. Будете приходить ко мне на могилку, и я буду давать советы, как поступить. И еще больше буду помогать, чем при жизни». Его кончина произошла в день праздника Собора Пресвятой Богородицы. Когда старца облачали в монашеские и священнические одежды, все присутствующие видели на его лице улыбку. Руки у батюшки оставались такими же, как мы и всегда их осязали, теплыми и благоухающими. Временами от батюшкиного тела исходил аромат. Похоронили его возле алтаря Успенской церкви в поселке Победа. Этот храм старец сам построил, много заботился о его благоукрашении и всегда любил бывать на богослужениях.

Наставления старца Алексия Пензенского:

Дивны дела твои, Господи!
Старец благословил через своих духовных чад передать следующие его слова: «Все, кто будет ежедневно читать мне акафист, за того и я буду молиться. Во время чтения акафиста за этого человека идет молитва перед Престолом Божиим. Пусть никто не сомневается в этих словах». Эти слова старца Алексия были засвидетельствованы многими его духовными чадами.
Отче Алексие, моли Бога о нас!

Из книги «Пензенский старец Алексий. Приидите ко мне все труждающиеся…». Автор-составитель иеромонах Гавриил. 2005г.

Читайте так же:  Утренняя молитва символ веры

СТАРЦУ СХИИГУМЕНУ АЛЕКСИЮ ПЕНЗЕНСКОМУ

ИКОС 5 ВИДЯ ПОДВИГИ ТВОЯ ОТЧЕ, ПОЕМ ХВАЛУ БОГУ, В ТЕБЕ КРОТЦЕМ И СМИРЕНИЕМ РАБЕ ДИВНО БО ПРОСЛАВИСЯ, ЯВИВ ТЯ ПАДШЕМУ И РАЗВРАЩЕННОМУ МИРУ, ОБУРЕВАЕМОМУ ВСЕЛУКАВЫМ БЕСНОВАНИЕМ ГИБНУЩЕГО В БЕЗУМИИ ГРЕХА; МЫ ЖЕ, ВО ТЬМЕ СТРАСТЕЙ УТОПЛЮЩИЯ, СЛЕЗНО ВОПИЕМ ТИ: РАДУЙСЯ, ФАКЕЛ, ОСВЕЩАЮЩИЙ НАШУ ГРЕХОВНОСТЬ. РАДУЙСЯ, КОЛОКОЛ, ПРОБУЖДАЮЩИЙ НАШУ СОВЕСТЬ. РАДУЙСЯ, ВОЗВОДЯЩИЙ НАШИ ОЧИ ОТ ЗЕМЛИ К НЕВЕСИ. РАДУЙСЯ, ОТ СТРАСТИ ПИЯНСТВА ИСЦЕЛЯЮЩИЙ. РАДУЙСЯ, ОТ СТРАСТИ НАРКОМАНИИ ИЗВАВЛЯЮЩИЙ. РАДУЙСЯ, В БОРЬБЕ С БЛУДНОЙ СТРАСТИЮ НАМ ПОМОГАЮЩИЙ. РАДУЙСЯ, СОКРУШЕНИЯ СЕРДЦА И СЛЕЗЫ РАСКАЯНИЯ ПРОБУЖДАЮЩИЙ. РЛДУЙСЯ, ЯКО МНОЗИМ В МИРЕ СЕМ ТОБОЮ СПАСЕНИЕ ЯВИСЯ. РАДУЙСЯ, ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ АЛЕКСИЕ, ЗАСТУПНИЧЕ ПОСЛЕДНИХ ХРИСТИАН. КОНДАК 6 ПРОПОВЕДУЮТ ТРУДЫ И БОЛЕЗНИ ТВОИ, СМИРЕННОМУДРЕ АЛЕКСИЕ, ИХЖЕ РАДИ ДИВНО ПРОСЛАВИ ТЯ ГОСПОДЬ, ОБИЛЬНЫЯ ИСЦЕЛЕНИЙ СТРУИ ТОБОЮ ИСТОЧАЯ НАМ, ДА ВЫНУ ПОЕМ ЕМУ: АЛЛИЛУЙА.

Видео (кликните для воспроизведения).

ИКОС 6 ВСЯКУЮ СТЯЖАЛ ЕСИ ЧУДОДЕЙСТВИЯ СИЛУ БЛАГОДАТИЮ ДИВНАГО ВО СВЯТЫХ СВОИХ БОГА, ОТЧЕ АЛЕКСИЕ, НЕ ТОКМО БО МОЛИТВАМИ ТВОИМИ УСТРАШИЛ ЕСИ БЕСЫ, НО И СИЛОЮ ЛЮБВИ ТВОЕЙ СОВЕРШЕННО ИЗМЕНИЛ ЕСИ Я, БЕСА ВО АНГЕЛА ПРЕВРАТИВ. ВОСПОМИНАЯ СИЮ ПОБЕДУ ТВОЮ НАД ЗЛЫМИ ДУХИ ПРЕПОДОВНЕ, НАУЧАЕМ ВСЕХ ВОПИТИ ТЕБЕ СИЦЕ: РАДУЙСЯ, ЯКО ВЛАСТЬ НА ДУХИ НЕЧИСТЫЯ ИМЕВЫЙ. РАДУЙСЯ, ЯКО ДЕМОНИ ПРИ ВИДЕ ТЯ И НЕ ХОТЯЩЕ СЕВЕ ОТКРЫВАЮТ. РАДУЙСЯ, БЕСНУЮЩИХСЯ ОТ НАСИЛИЯ ДИАВОЛЬСКАГО СВОБОДИТЕЛЮ. РАДУЙСЯ, РАЗСЛАБЛЕННЫХ УКРЕПИТЕЛЮ. РАДУЙСЯ, СТРАСТИ В ДУШАХ НАШИХ ИСКОРЕНЯЮЩИЙ. РАДУЙСЯ, УНЫНИЕ ОТ СЕРДЕЦ НАШИХ ОТГОНЯЮЩИЙ. РАДУЙСЯ, НЕ ПОЗНАВШИМ ДУХОВНОЙ РАДОСТИ ВНЕЗАПНО СЕРДЦА РАДОСТИЮ НАПОЛНЯЮЩИЙ. РАДУЙСЯ, СТРАЖДУЩИМ БЛАГОЕ УТЕШЕНИЕ. РАДУЙСЯ, ПРЕПОДОВНЕ ОТЧЕ НАШ АЛЕКСИЕ, ЗАСТУПНИЧЕ ПОСЛЕДНИХ ХРИСТИАН.

КОНДАК 7 ХОТЯ ВСЕБЛАДГИЙ ГОСПОДЬ ЯВИТИ ТЯ СВЕТИЛЬНИКА МИРУ, И НЕ ПОД СПУДОМ, А НА СВЕЩНИЦЕ ВЫСОКОМ ПОСТАВИТИ, ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ СВЕТ ТВОЙ ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ ДАБЫ ПРОСЛАВИТИ ОТЦА НЕБЕСНАГО. ЛЮДИ ЖЕ ПРАВОСЛАВНЫЯ ОБРЕТШИ ТЯ ВЕЛАКАГО ЗАСТУПНИКА, АКИ БИСЕР МНОГОЦЕННЫЙ, РАДОВАХУСЯ НЕИЗРЕЧЕННО И ВОЗСЫЛАХУ БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПЕНИЕ БОГУ: АЛЛИЛУИА.

ИКОС 7 МОЛИТВЫ ТВОЯ, БОГОЛЮБИВЕ ОТЧЕ АЛЕКСИЕ, ПОДОБНО КАДИЛУ, ЕЛЕЮ И МИРУ БЛАГОУХАННОМУ, ВОСХОДЯТ БО КО ПРЕСТОЛУ ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ И СИЛОЮ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ТВОЕГО МИЛОСТЬ ЕГО ПРЕКЛОНЯЮТ К НАМ; ТЕМЖЕ УКРЕПЛЯЕМИ С ЛЮБОВИЮ ЗОВЕМ ТИ: РАДУЙСЯ, ЯКО ТВОИМ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ БЛАГАЯ НАМЕРЕНИЯ УСПЕШНО СОВЕРШАЮТСЯ. РАДУЙСЯ, ЯКО ТВОИМ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ КОЗНИ БЕСОВСКИЯ РАЗРУШАЮТСЯ. РАДУЙСЯ, ЯКО ТВОИМ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ БЛАГОПОТРЕБНОЕ ОТ БОГА ПОДАЕТСЯ. РАДУЙСЯ, ЯКО ТВОЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ ДЕМОНИ ТРЕПЕЩУТ. РАДУЙСЯ, МОЛИТВЕННОЕ БЛАГОУХАНИЕ К БОГУ. РАДУЙСЯ, МОЛИТВУ ИИСУСОВУ УСТЫ НЕПРЕСТАННО ТВОРИВЫЙ И ВО УМЕ СОДЕРЖАВШИ. РАДУЙСЯ, ВОЗДУХ МОЛИТВОЮ ТВОЕЮ ОСВЯЩАЮЩИЙ. РАДУЙСЯ, МОЛИТВЕННИЧЕ НАШ ПРЕМУДНЫЙ. РАДУЙСЯ, ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ АЛЕКСИЕ, ЗАСТУПНИЧЕ ПОСЛЕДНИХ ХРИСТИАН.

КОНДАК 8 ОТРАННОЕ И ПРЕСЛАВНОЕ ЧУДО ВИДИТСЯ ВСЕМ ПРИТЕКЛЮЩИМ К ТЕВЕ, ОТЧЕ АЛЕКСИЕ, ЯКО И ВОДА ИЗ КЛАДЕНЦА ТВОЕГО, ЧЕРПАЕМАЯ С ВЕРОЮ, ТЕЛЕСНЫЯ И ДУШЕВНЫЯ НЕДУГИ ИСЦЕЛЯЕТ, НАУЧАЯ ЧУДОДЕЮЩЕМУ БОГУ ПЕТИ: АЛЛИЛУИА.

ИКОС 8 ВЕСЬ ЕСИ БЫЛ ЛЮБОВЬ, БОГОНОСЕ ОТЧЕ НАШ АЛЕКСИЕ, НЕ ВЕДАЛ ЕСИ ПОКОЯ ДО КОНЦА МНОГОТРУДНАГО ЖИВОТА ТВОЕГО, ВСЕМ СЕРДЦЕМ ТВОИМ И СВЯТОЮ ЛЮБОВИЮ ТВОЕЮ ЧАДОМ И БЛИЖНИМ ПОСЛУЖИЛ ЕСИ. МЫ ЖЕ ВИДЯЩЕ ТЯ, ПРЕБЛАГИЙ ОТЧЕ, РАДУЮЩАГОСЯ С РАДУЮЩИМИСЯ И ПЛАЧУЩАГО С ПЛАЧУЩИМИ ВОСПЕВАЕМ ТИ СИЦЕВАЯ: РАДУЙСЯ, ЛЮБВЕ ВЕЛИКОЕ ВМЕСТИЛИЩЕ. РАДУЙСЯ, ЯКО ВСЕМ ЛЮБВЕОБИЛЬНО ВХОДЫ ДОМА ТВОЕГО ОТВЕРЗАЛ ЕСИ. РАДУЙСЯ, СИРЫХ И УБОГИХ ЛЮВОВИЮ СВОЕЮ СОГРЕВАЛ ЕСИ. РАДУЙСЯ, ПЛАЧУЩИЯ УТЕШАЛ ЕСИ. РАДУЙСЯ, В БЕДАХ И ОБСТОЯНИЯХ СКОРЫЙ ПОМОЩНИЧЕ. РАДУЙСЯ, ПРИЗЫВАЮЩИМ ТЯ УСЕРДНЫЙ ЗАСТУПНИЧЕ. РАДУЙСЯ, ПРИМЕР ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ И ТЕРПЕНИЯ ВСЕМ НАМ ОСТАВИВЫЙ. РАДУЙСЯ, ЛЮБОВЬ В СЕРДЦАХ НАШИХ ВОЗЖИГАЮЩИЙ. РАДУЙСЯ, ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ АЛЕКСИЕ, ЗАСТУПНИЧЕ ПОСЛЕДНИХ ХРИСТИАН.

КОНДАК 9 ВСЯКОЕ ЕСТЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ УДИВИСЯ ДАРУ ПРОЗОРЛИВОСТИ ИМУЩИ ОТ БОГА ПРЕПОДОБНЕ, ЯКО ТЫ ДУХОВНЫМИ ОЧЕСЫ ПРЕДРЕКАЛ ЕСИ БУДУЩАЯ ЯКО НАСТОЯЩАЯ. ЛЮДИЕ СЛЫШАЩИЯ СИЕ СО ВСЕХ СТОРОН СТЕКАХУСЯ К ТЕБЕ С НЕДОУМЕНЬМИ, СКОРБЬМИ И ПЕЧАЛЬМИ СВОИМИ И, УТЕШЕНИЕ И СОВЕТ БЛАГОРАЗУМЕН ПРИИМШЕ, БЛАГОДАРИША БОГА: АЛЛИЛУИА. ИКОС 9 ВЕТИЯ МНОГОВЕЩАННЫЯ, ЯКО РЫБЫ БЕЗГЛАСНЫЯ, НЕ МОГУТ УРАЗУМЕТИ ЯКО ВОССТАЛ СВЯЩЕННИК ИНОЙ ПО ЧИНУ МЕЛХИСЕДЕКА, ИЖЕ НЕ ПО ЗАКОНУ ЗАПОВЕДИ ПЛОТСКИЯ БЫСТЬ, НО ПО СИЛЕ ЖИВОТА НЕРАЗРУШАЕМАГО. О ПРАВЕДНЕ ОТЧЕ АЛЕКСИЕ, НЕИЗРЕЧЕННАГО БОГА СВЕТИЛИЩЕ! О ДИВНОЕ ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕ НАШЕМУ МАЛОВЕРНОМУ ВРЕМЕНИ! МЫ ЖЕ ВИДЯЩЕ СИЯ, ВОСПЕВАЕМ ТИ ПОХВАЛЬНАЯ: РАДУЙСЯ, ОЛТАРЯ ГОСПОДНЯ ДОСТОЙНЫЙ ПРЕДСТОЯТЕЛЮ. РАДУЙСЯ, ДРАГОЦЕННЫЙ СОСУДЕ ДУХА СВЯТАГО, СОКРОВИЩЕ БЛАГИХ. РАДУЙСЯ, МАЛОЕ И СЛАБОЕ ВМЕСТИЛИЩЕ, НЕВМЕСТИМЫЯ АНГЕЛЬСКИЯ СИЛЫ ВМЕЩАЮЩЕЕ. РАДУЙСЯ, ТАЙНОВИДЧЕ ДУШ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ. РАДУЙСЯ, ЯКО МУДРОСТИЮ СВОЕЮ НАД ВСЕМИ ВЫСОКО СТОЯЛ ЕСИ. РАДУЙСЯ, ПРЕИСПОЛНЕННЫЙ БЛАЖЕННАГО ОБЩЕНИЯ С БОГОМ. РАДУЙСЯ, ЛУЧ ПРЕСВЕТЛЫЙ ВЕЧНАГО СОЛНЦА ПРАВДЫ. РАДУЙСЯ, СВЯТЫЯ ЦЕРКВЕ СВЕТИЛЬНИЧЕ НЕМЕРКНУЮЩИЙ. РАДУЙСЯ, ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ АЛЕКСИЕ, ЗАСТУПНИЧЕ ПОСЛЕДНИХ ХРИСТИАН.

КОНДАК 10 СПАСТИ ХОТЯ ВСЯ, ГОСПОДЬ БОГ НОВАГО ТЯ СВЯТАГО ПОСЛАЛ ЕСИ НАМ, ТЕМ ЧРЕЗ ТЕБЯ ИЗ ТЕМНЫХ ГЛУВИН ГРЕХА ВОЗЗВАЛ ЕСИ НАС ОТ ЖИЗНИ ГРЕХОВНЫЯ К ЖИЗНИ СВЯТЕЙ, ВОСПЕВАЮЩЕ ЕМУ: АЛЛИЛУИА.

ИКОС 10 СТЕНА ЕСИ И ОГРАЖДЕНИЕ ОТ ЕРЕТИЧЕСКАГО ОМРАЧЕНИЯ МИРА СЕГО БЫЛ ЕСИ, ОТЧЕ НАШ АЛЕКСИЕ, ПРОТИВУ ЭКСТРАСЕНСОВ И ДРУГИХ СЛУГ САТАНЫ БОРОЛСЯ ЕСИ; И ЕРЕТИКА ПРЕМУДРЕ ОБЛИЧИВ, ИЗ ЦЕРКВИ ИЗГНАЛ ЕСИ. ЗАЩИТИ И НАС СЛАБЫХ И НЕМОЩНЫХ ОТ ДЕМОНСКАГО ПРЕЛЬЩЕНИЯ И ПРОСВЕТИ ОМРЛЧЕННЫЯ ОЧИ СЕРДЕЦ НАШИХ, С ВЕРОЮ ВОПИЮЩИХ ТИ: РАДУЙСЯ, ДУШИ НАША ОСЛЕПШИЯ ПРОСВЕЩАЮЩИЙ. РАДУЙСЯ, ВЫВОДЯЩИЙ ИЗ ПОГИВЕЛИ ОБОЛЬЩЕНИЯ. РАДУЙСЯ, УЧИТЕЛЮ МНОГОПЛОДНЫЙ ВОЛКОВ ХИЩНЫХ ОБЛИЧИТЕЛЮ. РАДУЙСЯ, НАСТАВНИЧЕ ВЕЛИКИЙ К ПУТЕМ СПАСЕНИЯ. РАДУЙСЯ, РАДОСТЬ ИСТИННУЮ ВО ХРИСТЕ НАМ ПОКАЗАВЫЙ. РАДУЙСЯ, НЕПОКОЛЕБИМЫЙ СТОЛПЕ, ТВЕРДО СОДЕРЖАЩИЙ СУЩИХ В ВЕРЕ. РАДУЙСЯ, ПОКРОВЕ ДУХОВНЫЙ, ОТ БЕД И НАПАСТЕЙ ЛЮДИ ТВОЯ ПОКРЫВАЯЙ. РАДУЙСЯ, СТЕНО НЕВИДИМО ОГРАЖДАЮЩАЯ, ПАЧЕ СТЕН КАМЕННЫХ. РАДУЙСЯ, ПРЕПОДОВНЕ ОТЧЕ НАШ АЛЕКСИЕ, ЗАСТУПНИЧЕ ПОСЛЕДНИХ ХРИСТИАН.

КОНДАК 11 ПЕНИЕ БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ГОСПОДУ ПРИНОСИМ О ТЕБЕ ЧТУЩИЯ ТЯ, СВЯТЫЙ ПРЕПОДОВНЕ ОТЧЕ АЛЕКСИЕ, ЯКО ДАРОВА ГОСПОДЬ НЕТЛЕННОЕ ТЕЛО ТВОЕ ЗЕМЛИ ПЕНЗЕНСКОЙ ВО УТЕШЕНИЕ И ОГРАЖДЕНИЕ, ГРАДУ ПЕНЗЕ ВО СЛАВУ И ЗАЩИЩЕНИЕ, СКОРБЯЩИМ ВО УТЕШЕНИЕ, БЕДСТВУЮЩИМ ВО ОТРАДУ И ПОМОЩЬ, БОЛЯЩИМ ВО ИСТОЧНИК ИСЦЕЛЕНИЙ, И ВСЕМ С ВЕРОЮ ПРИТЕКАЮЩИМ К ТЕБЕ, ВО СПАСЕНИЕ. ТЕМЖЕ БОГУ ВОПИЕМ: АЛЛИЛУИА.

ИКОС 11 СВЕТОЗАРНОЕ СОЛНЦЕ, СОБЕСЕДНИЧЕ АНГЕЛОМ БЫЛ ЕСИ НА ЗЕМЛИ, ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ АЛЕКСИЕ, С МОЛИТВОЮ НА УСТАХ ПРЕДАВ СВЯТУЮ ДУШУ ТВОЮ В РУЦЕ БОЖИИ ПРЕСЕЛИЛСЯ ЕСИ В ГОРНЯЯ СЕЛЕНИЯ, И МОЛЯСЯ ЗА ВЕСЬ МИР ПРЕД ПРЕСТОЛОМ ВСЕВЫШНЯГО. МЫ ЖЕ, ЖИВУЩИИ НА ЗЕМЛИ, ВОПИЕМ ТИ: РАДУЙСЯ, ЛАМПАДО БОЖЕСТВЕННАГО СИЯНИЯ. РАДУЙСЯ, НЕТЛЕНИЯ ЦВЕТЕ ПРЕКРАСНЫЙ. РАДУЙСЯ, ТАИННИЧЕ БОЖИЙ ЕЩЕ НА ЗЕМЛИ БЛАГ НЕВЕСНЫХ ВКУСИВЫЙ. РАДУЙСЯ, СЛАДОСТЕЙ ДУХОВНЫХ ПОДАТЕЛЮ. РАДУЙСЯ, ЗВЕЗДО ПУТЕВОДНАЯ ПУТЬ К ЦАРСТВИЮ БОЖИЮ НАМ УКАЗУЮЩАЯ. РАДУЙСЯ, ЯКО И ПО ПРЕСТАВЛЕНИИ ТВОЕМ С НАМИ ПРЕВЫВАЕШИ. РАДУЙСЯ, В СОНИИХ И ВИДЕНИИХ ЧАДОМ ТВОИМ ЯВЛЯЯСЯ. РАДУЙСЯ, В МОЛИТВАХ ТВОИХ О НАС К БОГУ ТЕПЛЫЙ ПРЕДСТАТЕЛЮ. РАДУЙСЯ, ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ АЛЕКСИЕ, ЗАСТУПНИЧЕ ПОСЛЕДНИХ ХРИСТИАН.

КОНДАК 12 ПОКРОВ И ПРИБЕЖИЩЕ БЫВЫЙ ВСЕМ К ТЕБЕ ПРИ-ТЕКАЮЩИМ ЕЩЕ В ЖИТИИ ТВОЕМ ТЫ, ОТЧЕ, НЕ ОСТАВИЛ ЕСИ НАС СИРЫХ, И ПО ТВОЕМ УСПЕНИИ ЯКО САМ ВО УТЕШЕНИЕ ВСЕХ ИЗРЕКЛ ЕСИ: УМЕР БО ЕСМЬ, НО АЗ ЖИВ. БОГ СОХРАНИ СВЯТЫЯ МОЩИ ТВОЯ НЕТЛЕННЫМИ ВО УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРЫ И БЛАГОЧЕСТИЯ, В ЗНАМЕНИЕ БЕЗСМЕРТИЯ. ЕГОЖЕ ПРОСЛАВЛЯЮЩЕ ВОПИЕМ: АЛЛИЛУИА.

Читайте так же:  Молитва когда отдаешь старые вещи

ИКОС 12 ВОСПЕВЛЕМ ТЯ, ПРЕПОДОВНЕ ОТЧЕ АЛЕКСИЕ, ЯКО УДИВИЛ ЕСИ МИР ЧУДЕСЫ, ИСТЕКАЮЩИМИ ОТ СВЯТЫХ МОЩЕЙ ТВОИХ ВСИ БО С ВЕРОЮ ПРИХОДЯЩИИ И ЛОБЫЗАЮЩИИ ИХ ПОЛУЧАЮТ ВСЯ БЛАГОПОТРЕБНО ПРОСИМАЯ. И МЫ ПРОСЛАВЛЯЮЩЕ БОГА, ДАВШЕГО ТЕБЕ КРЕПОСТЬ, ВЕНЧАВШЕГО ТЯ ВЕНЦЕМ НЕТЛЕНИЯ И ДЕЙСТВУЮЩЕГО ТОБОЮ, ВОПИЕМ ТИ СИЦЕ: РАДУЙСЯ, СЛАВО ПРАВОСЛАВНЫХ И ЦЕРКВИ НЕПОКОЛЕБИМОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ. РАДУЙСЯ, ЗЕМЛИ ПЕНЗЕНСКИЯ СВЯЩЕННОЕ УКРАШЕНИЕ. РАДУЙСЯ, НЕБЕСНЫЙ НАШ ПОКРОВИТЕЛЮ И СКОРЫЙ ПОМОЩНИЧЕ. РАДУЙСЯ, НА ВЫСОТУ БЕЗСТРАСТИЯ ВОЗШЕДЫЙ. РАДУЙСЯ, СО АПОСТОЛЫ У ПРЕСТОЛА ЦАРЯ СЛАВЫ ЛИКОВСТВУЯЙ. РАДУЙСЯ, МУЧЕНИКОВ ДОБРОПОВЕДНЫХ СОСТРАДАЛЬЧЕ. РАДУЙСЯ, ЗВЕЗДО СИЯЮЩАЯ В СОНМЕ ПРЕПОДОВНЫХ. РАДУЙСЯ, ГРАЖДАНИНЕ ИЕРУСАЛИМА ГОРНЯГО. РАДУЙСЯ, СВЯТЧЕ БОЖИЙ СО ВСЕМИ СВЯТЫМИ ПРОСЛАВЛЯЕМЫЙ. РАДУЙСЯ, НАШ СВЕТИЛЬНИЧЕ ВСЕСВЕТЛЫЙ И ВСЕЛЮБИМЫЙ. РАДУЙСЯ, ПРЕПОДОВНЕ ОТЧЕ НАШ АЛЕКСИЕ, ЗАСТУПНИЧЕ ПОСЛЕДНИХ ХРИСТИАН.

КОНДАК 13 О ВСЕСВЯТЫЙ И ПРЕСЛАВНЫЙ УГОДНИЧЕ БОЖИЙ, ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ АЛЕКСИЕ! ПРИИМИ ВОЗДЫХАНИЕ БЛАГОДАРНЫХ СЕРДЕЦ НАШИХ, С ЛЮВОВИЮ ТЕБЕ ПРИНОСИМОЕ. ПРЕКЛОНЯЕМ КОЛЕНА НАША ПРЕД ТВОИМИ МНОГОЛЕТНИМИ ТЯЖКИМИ СТРДАЛНЬМИ. ТВОИМИ ВСЕСИЛЬНЫМИ У ПРЕСТОЛА БОЖИЯ МОЛИТВАМИ ПОДАЖДЬ И НАМ НЕМОЩНЫМ ТВЕРДЫМИ ВО ИСКУШЕНИЯХ И ЗЛОСТРАДАНИЯХ БЫТИ. ТВЕРДО НАДЕЯТИСЯ ВЕРОЮ ПРАВОСЛАВНОЮ СПАСТИСЯ, ДА И МЫ С ТОБОЮ И СО ВСЕМИ СВЯТЫМИ СПОДОБИМСЯ В ГОРНЕМ ИЕРУСАЛИМЕ ПЕТИ ВСЕБЛАГОМУ БОГУ НАШЕМУ ВЕЧНО НЕМОЛЧНОЕ: АЛЛИЛУИА.

(ЭТОТ КОНДАК ЧИТАЕТСЯ ТРИЖДЫ; ЗАТЕМ 1-Й ИКОС И 1-Й КОНДАК)

В Санкт-Петербурге прошли торжества по случаю праздника перенесения мощей благоверного князя Александра Невского

Санкт-Петербург, 13 сентября 2019 г.

12 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге прошли торжества по случаю празднования перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, сообщает Патриархия.ru. Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, епископ Петергофский Силуан, епископ Муромский и Вязниковский Нил, епископ Армавирский и Лабинский Игнатий, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, духовенство Санкт-Петербургской митрополии.

В храме присутствовали спикер Законодательного Собрания Вячеслав Макаров, другие представители органов власти.

За богослужением молились настоятельницы монастырей города и области.

В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Литургию совершил наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий. Его Преосвященству сослужили епископ Рашско-Призренский Феодосий (Сербская Православная Церковь), протоиерей Василий Стойков, протоиерей Богдан Сойко, протоиерей Владимир Сорокин, братия обители.

В храме присутствовали губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, гости из Сербии во главе с министром по вопросам вероисповедания республики Милетой Радойевичем.

По окончании Литургии состоялся крестный ход по Невскому проспекту с Казанской иконой Божией Матери. В молитвенном шествии приняли участие священнослужители митрополии, представители приходов города, области и других регионов, общественных организаций, братств, учащиеся духовных школ, горожане — всего около 100 тысяч человек.

В полдень у памятника святому Александру Невскому после встречи с малым крестным ходом от Свято-Троицкого собора был отслужен молебен небесному покровителю Санкт-Петербурга. Богослужение возглавил митрополит Варсонофий.

Владыка поздравил верующих с праздником и обратился к ним с архипастырским словом. «Центром жизни святого князя была вера в Бога! Она помогала ему быть и доблестным полководцем, и святым человеком, — сказал, в частности, архиерей. — Удивительны факты его милосердия! Он не жалел средств, чтобы как можно больше русских людей выкупить из монголо-татарского плена. Он налаживал мирную жизнь своего княжества, строил храмы и монастыри, развивал просвещение. Им руководила мудрость Священного Писания, которое словами апостола Павла говорит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13)».

Александр Беглов напомнил, что святой князь был великим воином, дипломатом и государственным деятелем. «Это пример служения Отечеству, — подчеркнул губернатор. — В дни войны верующие собрали средства и создали эскадрилью имени Александра Невского, которая громила фашистов. В наши дни самая современная подводная лодка носит имя Александра Невского. Он был примером любви, умения прощать и побеждать». Глава города пожелал петербуржцам телесного и духовного здоровья, а городу — процветания.

«Крестный ход — это обращение к тысячелетней истории православной Руси, к нашим истокам, к нашей генетической памяти, — отметил Вячеслав Макаров. — Чествовать русских святых — великая православная традиция, которую мы должны обязательно передать нашим потомкам». Обращаясь к молодежи, спикер Заксобрания напомнил, что во время Невской битвы великому князю Александру Невскому было 20 лет. Благодаря своим таланту и мощи, вере в Бога он стал великим святым земли Русской.

Далее состоялось чествование ветеранов Великой Отечественной войны — кавалеров ордена Александра Невского. Учащиеся школ имени великого полководца подарили им цветы.

В Митрополичьем саду Александро-Невской лавры прошли праздничные гуляния.

День 12 сентября неразрывно связан с историей России. В 1724 году, желая увековечить победу в Северной войне, основатель города на Неве император Петр I велел перенести сюда из Владимира мощи святого. Позже, по указу императрицы Екатерины II, день перенесения мощей святого Александра Невского стал общероссийским праздником, а в Санкт-Петербурге был учрежден крестный ход. Он совершался в Северной столице от Исаакиевского собора по главной городской магистрали до Александро-Невской лавры вплоть до 1917 года, а сам праздник в городе был выходным днем. Традиция, прерванная в годы советской власти, возобновилась во время главных торжеств 300-летия Александро-Невской лавры в 2013 году.

Дивны дела твои, Господи!
Старец благословил через своих духовных чад передать следующие его слова: «Все, кто будет ежедневно читать мне акафист, за того и я буду молиться. Во время чтения акафиста за этого человека идет молитва перед Престолом Божиим. Пусть никто не сомневается в этих словах». Эти слова старца Алексия были засвидетельствованы многими его духовными чадами.
Отче Алексие, моли Бога о нас!

Из книги «Пензенский старец Алексий. Приидите ко мне все труждающиеся…». Автор-составитель иеромонах Гавриил. 2005г.

5 лет назад, 14 сентября 2014 года, не стало одного из замечательных румынских старцев иеродиакона Макария из скита Продрому на Святой Горе Афон. Родился он 15 апреля 1927 года, в монастырь Сихастрия поступил 1 апреля 1943 года, еще до наступления 16-летия, и всю жизнь посвятил Христу.

Приводим для читателей портала «Православие.ru» советы старца, записанные за два года до его кончины лицом, пожелавшим остаться неизвестным.

Иеродиакон Макарий (Тэнасе)

На свете есть люди, по которым скучаешь, потому что, находясь с ними, чувствуешь, что они совпадают с тем, что в тебе есть вечного, дают возможность забыть о преходящей нищете мира сего и предвкусить радость утешения вечного. Таким человеком – монахом высокой меры духовной – является и авва Макарий Продромит.

Как и старцу Петронию [1] и авве Иулиану (Лазару), таким же убеленным сединой старцам, ему никого не нужно учить словом: достаточно взглянуть на такого старца, и ты уже всё понимаешь, знаешь, каким путем идти. Он сухощав – явное свидетельство суровости аскетических подвигов, всегда молчалив, а его пронзительный взгляд смотрит прямо в глубь твоей души. Однако за видимой строгостью этого монаха прячется такая доброта, какой я никогда за свою жизнь не встречал.

Читайте так же:  Лука крымский молитва к нему

Когда в аскетических подвигах истончилось его тело, авва Макарий стяжал духовное зрение, так что я, завидев его, поторопился завернуть куда-нибудь за угол, потому что боялся, что он моментально увидит всё мое недостоинство и грехи… Да я и теперь еще не уверен, что он не видит меня насквозь, а вот в его смирении и душевной чистоте сомнений ни у кого быть не может.

Чистый от страстей, обычно дающих о себе знать в помыслах, старый пономарь Продрома стяжал столько невинности и бесхитростности, что кажется, будто он больше не обитает в мире сем. Поскольку старец Макарий относится к числу преуспевших монахов, отогнавших мрак от своей души, то он может исследовать глубины своего сердца. Христос сказал, что Царство Божие внутри вас есть (Лк. 17: 21), и именно поэтому он для этого больше не нуждается в каких-нибудь неверных внешних действиях.

Меня, прилепившегося к миру, густое облако страстных помыслов всегда отделяет от Бога, а батюшка с малых лет понял, что рассеянность ума происходит от шума, и с 15 лет отдалился от мира за монастырскими стенами. Сегодня в его келье, куда он никого и никогда не приглашает, стоят только койка (больничная), стол, на котором лежат несколько книг, подсвечник со свечой из добротного воска, которая освещает ему Псалтирь и путь спасения, и большие ветхие часы, которые всегда обрывают его отдых и первым приводят в церковь.

Эти предметы да уголок с образами составляют всё стяжание аввы Макария за 70 лет монашеской жизни. У него нет ни коврика на полу, ни стула, так что в тот единственный раз, когда я удостоился привилегии переступить порог его кельи, мне пришлось сидеть… на подоконнике (благо толстая скитская стена очень подходит для этого). А часы – не предмет роскоши, они нужны авве, чтобы исполнять свое стародавнее пономарское послушание.

Отец Макарий любитель безмолвия, и его можно найти только в церкви, потому что он больше нигде не показывается, а если направит стопы свои к келье, то выйдет оттуда не иначе, как в час общей молитвы.

Так что он не привык вести разговоры без цели и надобности, и от него трудно услышать слово на пользу души, потому что его просто трудно убедить поговорить с кем-нибудь. Его надо подстеречь, когда завершатся богослужебные последования, ведь он, всю жизнь служа пономарем, должен запереть церковные двери. И тогда он может не медля пойти только по двум дорожкам: или к своей келье, или к скитской трапезной, если только что закончилась вечерня.

Так я много раз подкарауливал его и в продолжение семи лет собирал сказанные им слова. Их никогда не было слишком много, потому что даже когда мне удавалось поговорить с ним с глазу на глаз, он особо не задерживается на болтовне, ибо говорил, что «разговор – даже хороший! – может навести искушение». Поэтому его слова так редки и драгоценны.

Беседа со старцем

Иеродиакон Макарий (Тэнасе)

– Тяжело вы говорите, отче…

– Так в миру ведь говорят иначе. И мир мешает тебе говорить с Богом, оставаться наедине с Ним. Для того я и бежал из мира, чтобы было по сказанному: «только я и Бог» [2] . Когда говорят двое, сказанное всегда остается втайне, а когда больше… тайна исчезает.

Мир мешает тебе говорить с Богом, оставаться наедине с Ним

– Батюшка, а почему монахи так остерегаются мира? Я имею в виду не бегство монаха из мира, а скорее необщение с мирянином. А он, может, ждет от монаха важных ответов.

– Мудрость мира сего – безумие для нас. Пока не отбросишь всё внешнее знание, не умудришься во Христе. По этой причине монаху трудно быть понятым мирянином: сокрытые страсти и мирские помыслы мешают ему иметь умное зрение невидимых вещей. Как же мне тогда говорить ему о Божественном? Разве он не скажет, что это бессмысленные речи? А может, сочтет меня безумным. Мы не можем служить двум господам: ты любишь или мир и то, что в нем, или Бога.

И потом, монаху надо остерегаться славы от людей, чтобы не лишиться славы от Бога, ведь слава дольняя может устранить славу горнюю. И следует никогда не забывать сказанное апостолом языков: знание надмевает (1 Кор. 8: 1). Вот сколько неприятностей на пути приближения мирян к монахам!

– Батюшка, людям века сего хотелось бы… более «видимого» Бога! Я знаю, что «Отец твой, Который втайне», – это мой Господь, но этот рационалистический век всё время просит «знамений и чудес».

– Бог таинствен и таинственно совершает наше спасение, через Святые Таинства. И наша связь с Ним тоже таинственна, но никто не может сказать, что она нереальна, хотя и совершается втайне. Помимо видимой стороны Таинств, всех символов и действий, окружающих их, Бог совершает Свои чудеса таинственно, но реально. Он омывает тебя от Адамова греха крещением, усиливает твои дарования миропомазанием, исцеляет твое тело и душу освященным елеем на соборовании и подает прощение грехов на исповеди.

А если ты соделаешься во всем чистым, Бог придет, чтобы жить в тебе, когда ты будешь причащаться. Это великая тайна! И только в Церкви. Поэтому нет спасения тем, кто вне Церкви. Церковь не должна делать ничего другого, как только приобщать к Богу тех, кто верит в Него. А может ли быть что-нибудь больше этого? Может ли значить что-нибудь больше, чем спасение? Церковь должна заботиться только о спасении верующих, а об остальном позаботится Бог. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6: 4).

Похоть и гнев – страсти, которые всегда надо держать в руках: они затемняют духовное зрение человека

– Какие из наших страстей самые погибельные для души, отче?

– Похоть и гнев – это страсти, которые всегда надо держать в руках, потому что они затемняют духовное зрение человека. Когда солнце садится, оно уступает место тьме. Так и удаление Духа из человека уступает место страстям, губительным для души. А ты, приобщаясь к внешнему, забываешь о внутреннем, и над ним берет власть… «зверь». Между тем, если мы кормим зверей нашими страстями, то как же нам их умертвить? Если мы не побеждаем видимого, то как же одолеем невидимых духов сопротивных?

– Батюшка, многие из нас жалуются на скорби…

– А ты что думаешь, Бог не видит скорбей человека? А если Он их попускает, то к нашей же пользе делает это, ведь так мы, может, получаем воздаяние за свои грехи здесь, в этой жизни, и, может, Он избавит нас от вечных мук там. Может, скорбями Он прикрывает наши тайные грехи и сохраняет наше доброе имя. Испытания – это хорошо, потому что они – знак того, что Бог не забыл нас до конца. Ведь испытание вашей веры производит терпение, и с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, говорит святой Иаков, родственник Господень, в своем Послании (Иак. 1: 3, 2).

Читайте так же:  Молитва об избавлении от бесов

Бойся только Бога (а не скорбей), потому что всё в Его власти, и что бы с тобой ни случилось, это может произойти только по Его воле или попущению. Зачем же тебе теряться в догадках, когда Он печется о тебе (и, думаю, делает это лучше тебя)? Ищи того, что принадлежит Ему, а остальное всё приложится тебе (см.: Мф. 6: 33). Если же нет, тогда помни о том, что сказал апостол Павел, что Бог, Который верен, не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но с искушением приготовил и способ выйти из него, чтобы вы могли его перенести (1 Кор. 10: 13).

– Есть отцы, которые успокаивают, а есть такие, которые приводят меня в смятение. Почему так происходит, батюшка?

– Когда отпадаешь от ведения Бога и ум твой преклоняется к помыслам, подкрадывающимся тайком, ты теряешь свое устроение и мир. И это состояние передаешь и другим.

– Можно ли приблизиться к Богу богословствуя, батюшка?

– Нет. Только с пронзенным сердцем. Те, кто богословствует, могут иметь излишнюю уверенность в своей силе познания и утратить смиренномудрие. Чем пребывать в пытливости, полезней очистить душу свою слезами и покаянием, и, делая так, ты скорее приблизишься к Господу.

– Прошу тебя: дай мне совет, авва!

– Никогда не отделяй ум свой от молитвы! Но напрасно ты будешь внушать себе, что это необходимо: если у тебя не будет любви, ум твой не будет оставаться прилепленным ни к молитве, ни к Богу.

– Мне довелось слышать от некоторых молодых людей нашего времени, что они допускают существование Бога только потому, что хотят, чтобы Он оставил их в покое! Мол, они не просили, чтобы их создавали, поэтому просят Его предоставить их их собственной воле. Речь идет о довольно образованных молодых людях, которым кажется, что образование и культура принесли им своего рода экзистенциальное несчастье.

– Ошибочных путей очень много, а хороший один, и он ведет к Богу. Культура действительно может усугублять страдания, когда человек узнаёт, сколького он не знает, и понимает, сколького не сможет узнать никогда.

Эти люди всегда одиноки, потому что неверие обособляет. И их проблема в том, что у них охладела любовь

Эти люди всегда одиноки, потому что неверие обособляет. Верующий знает, что от ближнего ему может прийти и спасение, но и смерть тоже. И я знаю, что мой брат – мое спасение, но это предполагает любовь. И в этом и заключается проблема молодых, о которых ты говоришь: у них охладела любовь.

– К сожалению, я знаю, что это происходит в последние времена, батюшка…

– Один Бог знает. Ты говоришь, они образованные. Значит, они много читают, задаются какими-то вопросами, хотят понять мир. Но пришедший к вере уже не нуждается в поисках: ему достаточно Бога, ведь Он наполняет его всем и может сделать так, чтобы он понял больше, чем мог бы понять когда-либо, собирая мирскую мудрость.

Если они много читают, спроси их: а читали ли они самую лучшую из книг – Библию? Что задаются вопросами – это опять же не плохо: и у истинных верующих есть вопросы, но только сомнений нет. Если же они отдают предпочтение мудрости, тогда они не на Божием пути, а на своем. А свой путь не принесет им ничего, кроме несчастья, потому что это не путь Божий!

– И что же вы им посоветуете?

– Больше не стараться понять ни мир, потому что это тщетное дело, ни даже Бога, потому что это еще большее безумие, а лучше пусть попытаются узнать, чего именно хочет от них Бог. И когда поймут это, будут знать и Путь. Только пусть всегда помнят, что Христос сказал: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5), и так стяжут смирение, которого им не хватает.

– Да. Знаю, «знание надмевает»! Более того, я думаю еще, что «знание» создает у нас иллюзию того, что мы можем обхитрить диавола. Не так ли, батюшка?

– Так ведь если тебе кажется, что ты борешься с ним, ты уже одурачен.

Если тебе кажется, что ты борешься с диаволом, ты уже одурачен им

– И как же тогда избавиться от его сетей?

Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33: 15).

– Знаю, что так говорит псалмопевец Давид, и еще думаю, что он совершенно прав, но в миру это сделать трудно, отче. Как вы посоветуете мне достигнуть исполнения этого стиха?

– А я знаю? Дерзай быть хорошим.

И старец сказал глубокомысленное слово:

– Тебе нужна отвага, чтобы попытаться быть хорошим, потому что всегда кажется, будто ты один в делании добра. Но это вовсе не правда: ты не можешь быть один, когда ты с Подателем добра!

И тогда я вспомнил, что в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16: 33).

Непопечение о преходящем и очищенность от всего лишнего всегда отличали авву Макария. Я всегда хотел что-нибудь подарить ему, но не мог, потому что он равнодушен к материальным вещам. Когда я его спрашивал о чем-нибудь, чтобы ему привезти это, он отвечал, что ничего не желает для себя, кроме терпения. И снова терпения. Ведь претерпевший до конца спасется (Мф. 10: 22), и совершенства без претерпения искушений тоже не достигнешь.

Но как-то, видя, что я не дам ему покоя со своим желанием осчастливить его чем-нибудь, он дал себя уговорить и сказал, чтобы я привез ему витаминов. Я, разумеется, с радостью их привез. Но потом мне предстояло узнать, что он их забыл на окне и они растаяли под лучами палящего солнца!

Всегда обращенный умом к Богу, афонский старец тихо шагает в моей памяти, старательно ступая на каждую продромовскую плиту и непрестанно молясь: на шаг правой – «Господи Иисусе Христе», левой – «Сыне Божий», и снова правой: «помилуй мя, грешного».

Видео (кликните для воспроизведения).

Так держит путь в вечность – на встречу с Богом – авва Макарий Продромит.

Пензенский старец алексий молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here