Перезвоны молитва 6 класс конспект урока

Предлагаем ознакомиться: Перезвоны молитва 6 класс конспект урока с точным и подробным описанием.

Презентация к уроку музыки в 6 классе на тему «Перезвоны. Молитва», рассматривается произведение В. Гаврилина «Перезвоны», а так же обращение к жанру «молитва» разных композиторов.

« Перезвоны » Валерий Александрович Гаврилин( 1939- 1999) Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

« Перезвоны»- так назвал свою симфонию- действо, произведение для солистов, хора и ударных инструментов, современный композитор Валерий Александрович Гаврилин. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

В основе этого сочинения- впечатления композитора от рассказов известного писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

В рассказе В. Шукшина « Слово о малой родине» есть такие слова: Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. Красота её, ясность её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное , в том, что даёт родина- каждому из нас- в дорогу. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

А вот что говорил Валерий Александрович Гаврилин о своём сочинении: Всё, написанное В. Шукшиным предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмыслить своих слушателей. Так и выстраивается « действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть , как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

«Молитва» В «Молитве» человек, а из контекста симфонии-действа мы видим, что это бывший разбойник, обращается к Богу и просит помиловать его. Это не просто молитва, это осмысление человеком своего жизненного пути. Сопровождает молитву звучание колокола. Это звучание воспринимается как биение человеческого сердца, как удары часов жизни. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

П. Джогин « На Валааме» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

И. Левитан « Над вечным покоем» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

Б. Кустодиев « Осенний сельский праздник» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

Булат Окуджава «Молитва» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

Иеромонах Роман (Александр Матюшин) «В минуту трудную сию» поэт, песнопевец . Имя иеромонаха Романа хорошо известно миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член союза писателей России. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал.

Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с.

конспект урока по музыке «Перезвоны. Молитва.» по УМК Сергеевой — Критской 6 класс.

Конспект урока по музыке, тема: «Перезвоны» Молитвы.

Презентация у уроку музыки в 5 классе «Перезвоны».

В православной гимназии уроки на такие темы «Небесное и земное в звуках и красках», «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь», «Молитва», » Образы русской народной.

Конспект урока по музыке, тема: «Перезвоны» Молитвы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це.

урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания.

Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1.

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема «Право». Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг.

Урок — обобщение знаний по теме «Устройство компьютера». Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер — клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче.

Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк.

Внеклассное мероприятие «Веселые старты» проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения.

конспект урока по музыке «Перезвоны. Молитва.» по УМК Сергеевой — Критской 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

конспект урока по музыке «Перезвоны. Молитва.» по УМК Сергеевой — Критской 6 класс.

Тема урока: «Перезвоны. Молитва».

Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

  • дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина;
  • осмысление интонационного богатства народной музыки;
  • дальнейшее знакомство с жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;
  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
  • развитие музыкального и эстетического вкуса.
  • «Смерть разбойника» В.Гаврилина.
  • «Ерунда» В.Гаврилина.
  • «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.
  • С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
  • «Молитва» Б.Окуджавы.
  • «В минуту скорбную сию…» иеромонаха Романа.
  1. Организация детей на работу.
  2. Распевка.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Работа над новым материалом.

1. Прослушивание и характеристика произведения «Смерть разбойника» В.Гаврилина .

-Что вы услышали? (Обращение к Богу.)

— О чём просит этот человек? (О спасении, защите, помиловании…)

— Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.

— Какая это музыка, старинная или современная? (Современная).

2. Знакомство с творчеством Гаврилина В.А.

Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».

«Перезвоны» — это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин. Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.

Читайте так же:  Сильная молитва о помощи в трудной жизненной ситуации

3. Прослушивание и характеристика произведения. «Ерунда» В.Гаврилина.

-Какой характер музыки? (Шуточный, весёлый…)

-Какое исполнение? (Хор, используются ударные.)

4. Прослушивание и характеристика произведения. «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.

— Какое исполнение? (хор – пример народной музыки. Озорные частушки.)

В музыке В. Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.

6. Прослушивание и характеристика произведения С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

-Охарактеризуйте прослушанное произведение. (Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д., хоровое исполнение.)

— К какому жанру можно отнести музыку? (К жанру духовной музыки: молитва.)

— Какие чувства испытывает человек во время молитвы?

(Он волнуется, переживает, просит, мучается, страдает, радуется и т.д.)

-Можно ли это произведение назвать молитвой? ( Да. )

Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях.

8. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися .

9. Прослушивание и характеристика произведения «В минуту скорбную сию…» в исполнении иеромонаха Романа.

К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под … гитару.

— Охарактеризуйте эту молитву.

В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

— Что нового узнали на уроке?

-Какие произведения мы прослушали?

— Какие средства музыкальной выразительности позволяют композитору Гаврилину выявить контрастность образов?

— Как музыкальные образы песен раскрывают лирические чувства поэтических высказываний?

— Назовите особенности музыкального языка каждого произведения, которые подчеркивают их принадлежность к жанру молитвы.

  1. Организованное окончание урока.

Самооценка учащихся.
Поставь себе оценку (от 2 до 5 баллов)
1. Мне было интересно на уроке.
2) Я активно работал на уроке.
2. Я испытал новые ощущения и почувствовал изменения в себе.
Итог:
Рефлексия.
­Чем помогает духовная молитва людям?
­Сочинения, написанные в жанре молитвы, в наше тревожное время помогают человеку
обрести в себе образ Божий, напоминают о Вечности.
­Слушая духовную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его
раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе
и раскаянии…
­Есть ли у жанра молитва будущее?
­Что представляла из себя ваша молитва, о чём бы вы поведали в ней?
Домашнее задание.
Создать свою творческую работу по теме: «Молитва – это….»
Варианты:
а) музыкальный образ ( найти песни в жанре молитвы, возможно сочинить самим, спеть);
б) рисуночный( подобрать иллюстрации или нарисовать самому)
в) словесный (сказка, загадка, стихотворение и. т.д.)
г) сделать небольшую презентацию по теме.
д) закончить эскиз с нанесением света и тени.
Заключение.
Более редкая молитва ­ это благодарение.
Редкая – потому, что люди чаще просят, чем благодарят.
Так и в отношениях между собой

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Урок музыки в 5 классе на тему:

Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.

Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.

Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.

Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности

Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Используемое оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, фонохрестоматия музыкального материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

Формы организации деятельности: индивидуальная.

Формирование универсальных учебных действий:

осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством

усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;

прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством,

передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;

совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;

использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;

обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.

«Родина… Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.»

Вход детей под музыку песни «С чего начинается Родина?».

Учитель приветствует детей

Учитель: Мы с вами слушали много музыкальных произведений вокальных и инструментальных. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, но сначала я предлагаю послушать вам песню.

(Звучит песня «Колокола России» +видеоролик)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Учитель: Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине.

Читайте так же:  Молитва символ веры txt

Тема урока «Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны»».

Учитель: А что мы называем Родиной? (ответы детей)

Учитель: Любовь к родному краю и родной культуре, родному селу или городу начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе! Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране — к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Послушаем стихотворение «Россия», которое подготовили ваши одноклассники.

Россия, ты — великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит. Ираида Мордовина

Слайд _2. Толковый словарь русского языка
С.И Ожегова Родина — место, страна, где человек родился.

Учитель: Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками.

Вот так говорил о Родине Василий Макарович Шукшин, с творчеством которого мы сегодня познакомимся: Слайд _3.

Кто такой Василий Шукшин нам расскажет Козар Анастасия.

Выступление учащегося, сопровождающееся презентацией.

Учитель: Шукшин воспринимал Родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни. Он писал о родине в своих рассказах. В них дано ёмкое описание советской деревни.

Учитель: Сегодня мы также познакомимся с музыкальным произведением Валерия Александровича Гаврилина, краткую биографию которого нам расскажет Перловский Артём.

Сообщение учащегося и презентация.

Валерий Александрович Гаврилин, вдохновленный творчеством Шукшина, создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. И вот к этому сочинению в подзаголовке он написал: «По прочтении Василия Шукшина». Именно работа над произведениями Шукшина, в том числе над рассказом «Слово о малой родине», дала толчок для появления «Перезвонов». Таким образом, основой вокального произведения становится проза. Свою родословную симфония-действо «Перезвоны» ведёт от древней традиции колокольности в русской музыке. Появивщись в 70-е годы XX века, герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать истинный образ России.

Учитель: Давайте определим, что такое симфиния-действо, а что программная симфония.

Программная симфония — это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии.

Симфония-действо: Действо — это нечто среднее между оперой и ораторией. От оперы в нем — наличие хотя и условного, но все же сюжета, конкретная драматическая ситуация, от оратории — номерная структура, отсутствие действия, диалога. Действо — это музыкальная драма состояния, а не драма действия, скорее вид музыкально-поэтического театра.

Учитель: Все произведение пронизывает колокольный звон — здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения. Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова. Исполняет произведение Певческая Капелла.

Учитель: Значение слова «Капелла» я предлагаю посмотреть вам в словаре.

Дети находят и зачитывают определение:

по Ожегову: Капелла — Большая музыкальная исполнителей — хор в сочетании с оркестром.

по Ефремовой: Капелла — Хор певчих, а с XVIII в. — из и исполнителей на музыкальных инструментах.

по словарю Даля: Хор певчих или музыкантов.

Учитель: Перед вами отрывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных образов симфонии-действа В.Гаврилина.

Сегодня мы послушаем фрагменты трех частей данной симфонии и постараемся определить, какое из высказываний легло в основу каждой части симфонии. Свой выбор объяснить. А поможет вам в этом подсказка, которая находится на столе: карточка, где указаны средства музыкальной выразительности. 3 минуты на самостоятельную работу.

Учитель: То, что музыка связана с литературой мы с вами доказали. А вот есть ли связь музыки с живописью? Ответ детей.

Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть картины и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить?

Слайд _6. (смотрим картины подбираем музыку)

Б.Кустодиев «Осенний сельский праздник»

И. Левитан «Над вечным покоем»

Учитель: Пожалуйста, аргументируйте свой выбор.

Учитель: Что олицетворяет колокол в части «Молитва»? (душу).

Как порою хочется послушать
Песню моей родины без слов.
Звук, который так волнует душу —
Светлый перезвон колоколов.

И укрытый в утреннем тумане
Чуть заметный свет её берёз
Волновать меня не перестанет,
Душу с детства трогает до слёз.

Звон колоколов моей России,
Нет его мне ближе и родней,
Сердце растревожил ностальгией
По далёкой родине моей.

На земле на этой мы не вечны.
И когда закончу свои дни,
Освещая путь мой в бесконечность,
Ты и для меня перезвони…

Господи, позволь ещё послушать
Эту песню родины без слов.
Звук, который так волнует душу —
Дальний перезвон колоколов…

Учитель: Колокол — это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны. Прочтите первый абзац в учебнике на странице 30.

Колокольный звон… Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече); пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.

Учитель: Звон колоколов пробуждает в сердцах чувство единения, сопричастности к событиям всей нашей жизни. Дарит радость, своей музыкой переворачивает сердца, очищает их от злобы, ненависти. Дарит душевный покой. Заставляет задуматься над своими поступками, прибавляет веры и надежды за будущее детей, Родины.

Во всех отрывках симфонии-действа В. Гаврилина мы слышим или ощущаем колокольные перезвоны. Что в текстах В.Шукшина является колоколом, что всё время в тревоге или в спокойствии, в восторге или в печали? «Душа».

Читайте так же:  Речь молитва дар Бога

С произведениями, какого композитора и писателя мы познакомились?

Если не было бы рассказов Шукшина, появилось произведение «Перезвоны» Гаврилина?

Учитель: А что такое малая родина для вас? (Ответы детей) Конечно же, для каждого из нас нашей родиной является Ефремовский край. Борис Иванович Стрельников человек, который родился на липецкой земле, но уже много лет живет в Ефремове, посвятил этому городу песню. Давайте её послушаем.

Звучит песня Б. Стрельникова «Про Ефремов».

Учитель: Мы сегодня познакомились с творчеством Василия Шукшина и Валерия Гаврилина. Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки. А также постарались определить созвучие музыкальных и живописных образов. У нас это получилось. Хочется отметить учащихся, наиболее активно работающих на уроке.

Учитель: Предлагаю настроить наши голоса в созвучии с уроком и исполнить песню «Родина одна».

Исполнение песни «Родина одна».

1.Хуторской, А.В. Технология эвристического обучения [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные технологии. — 1998. — №4. 1. Сергеева Г.П. Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. — М.: Просвещение, 2012. — 159с.

2. Сергеева Г.П. Уроки музыки 5-6 классы: пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. — М.: Просвещение, 2013. — 229с.

3. Шмагина Т.С. Музыка в школе: 5 — 8 классы: сборник музыкального репертуара / Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева. — М.: МИРОС, 1994. — 152с.

Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Фонорхрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 5 класс» [Электронный ресурс] МР3, стерео, 2012 г.

Видео DVD «Колокола России», создан самостоятельно.

Видео (МР4) В.Гаврилин «Весело на душе», «Молитва», «Вечерняя музыка».

Мультимедийные презентации, созданные детьми: «Василий Макарович Шукшин», «Валерий Александрович Гаврилин»; созданные учителем: «Всю жизнь мою несу я Родину в душе. «Перезвоны». Звучащие картины».

Конспект урока музыки в 6 классе.

Тема урока: «перезвоны. Молитва».

Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

1.дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом по прочтении В. Шукшина «Перезвоны»;

2.выявление глубоких связей с народным музыкальным творчеством;

3.осмысление интонационного богатства народной музыки;

4 дальнейшее знакомство с.жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;

5.воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;

6.развитие общей музыкальности и художественного вкуса.

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье

Души тоскующей в изгнании своём,

Видео (кликните для воспроизведения).

Святого таинства земное выраженье,

Предчувствие и скорбь о чём-то неземном…

Звучит произведение С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д.

Кто исполнял это произведение?

К какому жанру можно отнести музыку?

К жанру духовной музыки: молитва.

В каком душевном состоянии находится человек во время молитвы?

Он волнуется, переживает. просит, мучается, страдает, радуется и т.д.

Как надо исполнить молитву?

Напевно, плавно, тихо, сдержанно, возвышенно.

Это произведение можно назвать молитвой?

Можно. Только она напоминает песню.

Профессиональную или народную?

Старинную или современную?

Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися.

Можно отнести следующее произведение к жанру молитвы?

Звучит «Смерть разбойника» В.Гаврилина.

Оно проговаривается на фоне колокольного звона.

О чём просит этот человек?

О спасении , защите, помиловании…

Это добрый и беззащитный человек?

Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.

Как вы думаете, это музыка старинная или современная?

«Всю жизнь несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно горько».

Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».

«Перезвоны» — это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.

Перекличка женских и мужских голосов – пример народной музыки.

В музыке В .Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.

К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под … гитару.

Звучит «В минуту скорбную сию…» иеромонаха Романа.

Какая молитва «просительная», а какая – «покаянная»? Почему?

В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

Тема урока: «Перезвоны. Молитва».

Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина;

осмысление интонационного богатства народной музыки;

дальнейшее знакомство с жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;

воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;

развитие музыкального и эстетического вкуса.

«Смерть разбойника» В.Гаврилин «Перезвон»

Частушки «Весело нам на душе» В.Гаврилин «Перезвон»

«Вечерняя музыка» В.Гаврилин «Перезвон»

Времена года «Осень» на стихи Есенина

1.В. Гаврилин родился в 1939 году в Вологде.(слайд с фотографией композитора) Детские его годы прошли в деревне. Мальчик с рождения впитывал красоты северорусской земли и музыкально-поэтического творчества народа, проникался любовью к незамысловатому и нелегкому быту крестьян. Эти впечатления детства имели для будущего автора «Перезвонов» огромное значение. Он навсегда сохранил любовь к простому человеку, к его жизни и через родство с ним сроднился с русской песней. Он автор многочисленных произведений: хоровые и симфонические произведения, вокальные циклы и песни, балеты и действа, такие, как например ПЕРЕЗВОН.

Читайте так же:  Молитва на возврат утерянной вещи

Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».

(слайд с изображением В Шукшина).

«Перезвоны» — это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле — о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин. Это сочинение — диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.

Говоря о «Перезвонах» Гаврилин писал: «Мне хочется раскрыть слушателям сокровищницу житейской мудрости, заключенной в произведениях народного творчества, привлечь внимание к таким важным моральным категориям, как верность, долг, совесть, честность, неподкупность… Верю, что о самом сложном и серьезном можно говорить просто и понятно, без упрощений». То, над чем думал Шукшин, было близко композитору. Корни искусства В. Шукшина, так же как и В. Гаврилина, глубоко уходят в родную землю. В музыке Гаврилина возникает голос народной жизни во всем ее многообразии.
В «Перезвонах» композитор обратился к древней традиции колокольности в русской музыке. Звучание колокола — это, прежде всего, сигнал. В колокола звонили для оповещения людей о тех или иных событиях, о необходимости собраться. Большую роль играет колокол и в церковной обрядовости. В православной церкви колокольная мелодия называется благовестом, а звон во все колокола одновременно, аккордом — трезвоном.Слушаем трезвон, перезвон, колокольный набат(слайд с изображением колоколов)

Прослушивание и характеристика произведения «Смерть разбойника или Молитва» В.Гаврилина.

Задание: определить характер, какие жизненные картины возникают при слушании?

Задание: какие образы рисует музыка В. Гаврилина??

-Что вы услышали? (Обращение к Богу.)

— О чём просит этот человек? (О спасении, защите, помиловании…)

— Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.

— Какая это музыка, старинная или современная? (Современная).

-Можно ли это произведение считать молитвой? Да.

— Чего боялся разбойник после смерти? Попасть во тьму. В никуда.

Прослушать Частушки «Весело нам на душе»

Динамика? Какие виды инструментов играют главную роль в произведении? Исполнение? Стиль? Что необычного вы услышали в произведении для себя?

Продолжаем слушать произведения из хоровой симфонии «Перезвон»

Знакомимся с «Вечерней музыкой» (слайды).

Обсуждения. Впечатления. Образ природы. Как творчество Шукшина повлияло на создание этого произведения? И т. Д.

Продолжаем знакомиться с творчеством композитора.
Сейчас предлагаю вам послушать «песню о Маме» В.Гаврилина (слайд с образом мамы)

О чем песня? Что пытается донести до слушателей композитор?

Слушаем Времена года «Осень» на стихи Есенина

Романс. Стиль исполнения? О чём произведение? Почему именно на стихи Есенина? Чем близко В. Гаврилину творчество Есенина? Что их объединяет в творчестве?

А сейчас немножко отдохнём. ФИЗМИНУТКА.
Представим осенний лес. Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы осенние листья (встали). Тянитесь к солнцу, теплу (подтянулись). Ветер качает вас (наклоны в сторону). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз.

Продолжаем под музыку (видео-физминутка с инфоурока)


Продолжаем наш урок.
К жанру молитвы в своем творчестве обращается также знаменитый поэт и композитор, известный бард Б. Окуджава.
А сейчас мы послушаем песню известного поэта и композитора Б. Окуджавы «МОЛИТВА» Свои песни он исполнял под гитару.

Скажите о чем эта песня . Сравните с молитвой ГАВРИЛИНА. Какую из этих молитв можно назвать «просительная», а какую «покаянная»?

— Охарактеризуйте эту молитву.

— Какая это молитва? Почему она так называется?

— За кого просит автор в этом произведении?

-Можно сказать, что человек перенёс тяготы судьбы и не желает другим людям страданий и мучений?

-Кем является Булат Окуджава?

На полях запишите музыкальные термины:

Хор, солист, контраст-сопоставление, мелодичность, выразительность, изобразительность.

Нарисуйте солнце. На лучах напишите те произведения, которые мы сегодня с вами прослушали и проанализировали:

3. ГАВРИЛИН ВЕЧЕРНЯЯ МУЗЫКА

В середине круга напишите, что эти произведения объединяет, что у них общего? Как эти произведения между собой перезваниваются?

(любовь к Родине, к матери, человека к ближнему своему, к природе, любовь и преданность Отчизне, совесть и душа человека, откровение, покаяние)

Итак….
Сегодня на уроке, мы познакомились с творчеством композитора Валерия Гаврилина, с хоровой симфонией «Перезвоны», с песней-молитвой Б. Окуджавы, прослушали Времена года «Осень» на стихи Есенина

В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную музыку, ощущаешь ее глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

Было ли вам интересно на уроке?

— Что нового узнали на уроке?

-Какие произведения мы прослушали?

Какие образы рисует музыка Гаврилина?

Что роднит эти образы между собой?

В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

— Что нового узнали на уроке?

-Какие произведения мы прослушали?

— Какие средства музыкальной выразительности позволяют композитору Гаврилину выявить контрастность образов?

— Как музыкальные образы песен раскрывают лирические чувства поэтических высказываний?

— Назовите особенности музыкального языка каждого произведения, которые подчеркивают их принадлежность к жанру молитвы.

Волгоградская область, г. Михайловка, 2014г.

Читайте так же:  Как выиграть дело в суде молитва

Тема: Православная молитва

Создать условия для формирования понятия молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая : узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы ; узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в нее слов и выражений.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”; понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.

Тип урока: урок получения новых знаний

Основные понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Межпредметные связи: ИЗО, музыка, литературное чтение.

основные: учебник ( Кураев А.В. Основы православной культуры. –М.; Просвещение,2012;)

дополнительные: презентации; звуковая запись колокольного звона, карточки для индивидуальной работы, карточка-тренажёр для работы в парах, компьютер, проектор, экран, звуковые колонки.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Эмоционально настраиваются и подготавливаются к уроку.

Самоопределение к деятельности

— Ребята, чего вы ждёте от сегодняшнего урока?

— Как должен пройти урок, чтобы вы узнали много нового?

Мы должны внимательно слушать, активно работать, помогать друг другу, если это необходимо.

Проверка домашнего задания

— Ребята, на предыдущем уроке я просила вас обратиться к вашим близким с вопросом: «Что значит быть православным человеком?»

— Как вы думаете, почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?

Дети делятся своими высказываниями и рассуждениями.

Целеполагание и мотивация

— Ребята, что вы видите на экране?

— Что вы знаете о православном храме?

— Приходилось ли вам слышать колокольный звон?

— Когда и зачем звонят колокола? (Колокола призывают к молитве верующих, в старину звонили в случае опасности и возвещая о радостной вести, например о победе в сражении)

— Прочитайте тему сегодняшнего урока.

— Что бы вы хотели узнать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

— Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

Во время просмотра фото православного храма и прослушивания звона колоколов происходит эмоциональное погружение в тему.

Храм – это сооружение православных христиан. Там люди молятся.

Колокола зовут людей к молитве.

Какие бывают молитвы, зачем и как надо молиться.

1.Работа с новой терминологией.

— Как вы понимаете значение слова «молиться»?

Молитва — обращение верующего к Богу.

— А что значит православная молитва?

— Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва .

— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

1. Ответы на вопросы после чтения учебника.

-Чем молитва отличается от магии?

— Как вы поняли, что такое молитва-славословие?

— За что можно благодарить Бога? ( Слайд 11)

— Что значит «молитва-просьба)? (Слайд 12)

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

2. Осмысление прочитанного.

— О чём бы вы молили Господа?

— Согласны ли вы с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если один человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего!

Другой молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость…

— Что вы можете сказать об этих людях?

— А каким вы представляете себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

— Про себя (это будет только ваш секрет) решите, на какого человека вы больше похожи: первого, второго или третьего?

— Оглянитесь вокруг, посмотрите хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

— Вспомните вчерашний день по минуткам. За что вы забыли вчера поблагодарить Бога?

Молитва противоположна магии. Магия – это колдовство и оно осуждается мировыми религиями.

Дети отвечают, опираясь на слайды.

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие.

— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

— Молитва благодарственная по получении просимого.

Молитва – просьба: “Подай, Господи!”

Видео (кликните для воспроизведения).

— Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Перезвоны молитва 6 класс конспект урока
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here