Практика Иисусовой молитвы

Предлагаем ознакомиться: Практика Иисусовой молитвы с точным и подробным описанием.

Молитва Иисусова — особый вид углубленной молитвы, известной у восточных подвижников с V века. О ее силе свидетельствуют все, кто вводил ее в свою жизнь. «Больше чем какая-либо другая молитва, Иисусова молитва направлена к тому, чтобы поставить нас в Божие присутствие без всякой мысли, кроме сознания того чуда, что мы здесь и Бог с нами» (митрополит Антоний) [34]. Эта молитва требует большого труда и умения сосредотачиваться. Обладая великой силой, она в то же время может стать опасной для того, кто приступает к ней без подготовки. Необходимым для нее условием св. Отцы считают покаяние и смирение. «Смирением же, рождающимся от послушания, по свидетельству святого Иоанна Лествичника и многих св. отцев, возможет он (молящийся) избежать всех прелестей и сетей диавольских, и тихо, безмолвно, без всякого вреда, постоянно упражняться в этом мысленном деле, с великим душевным преуспеянием» (Паисий Величковский) [35].

Формула молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Есть и сокращенные формулы: «Господи Иисусе, помилуй мя» или: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Это призывание требует большой сосредоточенности, чтобы разум «не уклонялся ни в какие сторонние мечтания» (блаженный Диадох) [36].

Повторение молитвы должно быть ограничено определенным числом (чему помогают четки). Преподобный Никодим рекомендует начинать и кончать обычные молитвословия молитвой Иисусовой («по нескольку раз»). «Число, сколько раз повторять, в каком случае, сию молитву, — говорит он, — сам себе определи, или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвой, прибавляй понемногу. Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае» [37].

Отцы предостерегают от того, чтобы спешить в этом молитвенном делании, напрягаться или нетерпеливо искать ощутимого результата. «Ведай, — говорит святой Никодим, — что настоящий успех происходит внутри, незаметно, не выдаваясь, как совершается рост тела(. ) Не определяй времени, потребного для успеха в молитве сей. Положи только трудиться и трудиться. Пройдут месяцы и годы, пока покажутся слабые начатки успеха» [38].

Тело и молитва Иисусова. Подвижники рекомендуют для упражняющихся в Иисусовой молитве сидячее положение (см. гл. II). Однако этим не исключается повторение Иисусовой молитвы во время физического труда, в пути, в храме и т. д.

Действие Иисусовой молитвы. Сосредоточенная на имени Христовом, эта молитва «собирает воедино все силы (духовные, душевные, телесные) человека в преклонении и любви. И этим она делает бытие прочным» (митрополит Антоний) [39].

В падшем состоянии природа человека расслоена и раздроблена. Анархические мысли и чувства делают его неспособным сосредоточить ум на Боге. Целостность же человека восстанавливается благодаря «нисхождению ума в сердце», т. е. подчинению всех сфер человека духу. Этому «нисхождению» способствует Иисусова молитва.

Восстановление целостности под воздействием этой молитвы проявляется на всех уровнях.

1. Иисусова молитва помогает оздоровить тело, учит управлять дыханием, укрепляет психическую уравновешенность.

2. Жизнь чувств упорядочивается, усиливается контроль над эмоциями и мыслями.

3. Но главный результат Иисусовой молитвы проявляется в области духа. Сосредоточенность на священном имени Христовом пронизывает светом всю духовную жизнь человека. Молитва овладевает всем его существом.

Имя Иисус («Иешуа» по-арамейски) означает «Ягве — спасение». Произносить его — значит предаваться Христу, открываться Ему, соучаствовать в Его жизни, значит подставлять себя под воздействие Его спасающей и возрождающей любви. Имя Его обладает освящающей силой. Если мы грешны, Он нас прощает, если искушаемы — освобождает, если мы благодарны, Он приближает нас к Себе.

Повторяя это имя, мы включаемся в молитву Самого Христа, проникаем в Его отношение к Отцу и силою Святого Духа, Который есть Его Дух, находим сыновний доступ к сердцу Отца.

Произносить имя Иисусово — значит также утверждать, что «Иисус есть Господь», но «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12, 3). Призывая имя Спасителя, мы облекаемся в Иисусову покорность перед Духом, и оно становится для нас центром, откуда Дух нисходит на нас, а через нас — на наших братьев и на весь мир.

Как мы видим из Деяний (Деян 2, 21; 4, 17; 8, 12), силою этого имени люди обращаются в веру и собирается Церковь.

Соединяя нас с Ним, имя Иисусово не только позволяет нам приумножать Его мистическое Тело — Церковь; оно вводит нас в самую ее сердцевину и тесно связывает с каждым ее членом. Поклоняясь имени Иисусову, мы полнее живем и чувствуем вместе с Церковью и содействуем Ее возрастанию и единству. Трудясь же внутри Церкви, мы получаем возможность действовать и внутри всего творения.

Из Деяний мы знаем, как силою имени Иисусова апостолы совершали исцеления и многие другие чудеса (Деян 3, 16; 4, 10). Оно помогает нам высвободить таящееся в сердце людей устремление к Богу, часто даже без их ведома. Оно дает нам также силу пробудить славословие Отцу, которое дремлет в недрах материального мира, пребывающего «в ожидании» (см. Рим 8, 19). Призывая имя Иисусово на горы и моря, растения и животных, на всю природу, мы осуществляем их немое и бессознательное стремление к Богу. Наконец, долг христианина — призвать от имени всей твари, людей и вещей пришествие Христово затем, чтобы Им все было спасено и с торжеством привлечено к Отцу (ср. 1 Кор 15, 24).

Постоянное чтение Иисусовой молитвы смыкается с последним словом и призывом Апокалипсиса: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр 22, 20).

В заключение еще раз необходимо подчеркнуть, что высшие ступени и формы молитвы для большинства из нас — дело будущего. Не следует, минуя начальные этапы, стремиться к самым высоким. Это может привести лишь к печальным последствиям. Будем уповать в смирении, которое есть залог душевного и духовного здоровья. Будем молиться в ожидании пришествия Господа в нашу душу, когда уже не мы сами, а благодать будет созидать в нас молитвенную жизнь.

Несмотря на то, что на страницах своего блога в последствии я неоднократно высказывал свое критическое отношение к церкви, я очень благодарен Православию за те начальные школьные классы, которые прошел, посещая христианские храмы. И конечно же, я бесконечно благодарен Господу за то, что не позволил задержаться в полутемных, прокуренных ладаном, «казематах», где люди, превращаясь в покорных рабов, боязливо шепчутся и преклоненно молят неизвестных идолов на иконах подать им чисто земных благ. Молят земное о земном, что собственно, в свое время, и я покорнейшим образом делал. Но цель данного повествования не в этом.

Читайте так же:  Утренняя молитва в гимназии

Прошли годы, я много читал, и однажды натолкнулся на книгу Робина Шармы «Монах, который продал свой Феррари». В ней была описана практика «Цветок Розы», которой якобы, по мнению автора книги, более четырех тысяч лет. Практика заманчива тем, что предлагала источник счастья и достижение вполне конкретных результатов в виде всяческих положительных изменений в жизни, в частности, укрепления своего сознания. Она где-то походила на Иисусову молитву, однако, что самое печальное, и я тогда не понимал, сколько подмен в себе скрывал этот набирающий популярность на Западе подход к самореализации в сугубо материальном плане. Достижение успехов в земной жизни через так называемую духовность. Красивая обертка, вкусная конфета, но конфета переварилась и вышла из организма, а спасением и вечной жизнью как не пахло, так и не пахнет. Налицо откровенная подмена!

Добавлю, она сильно перекликается и с духовной практикой «Цветок лотоса», о которой ниже в повествовании, с существенной разницей в том, что одно направлено на материальное, а другое на духовное.

Затем на моем пути повстечались несколько заезжих «гуру» боевых искусств, работавших в стилях тайцзи, тайчи и цигун. И у одного и у второго, помимо основной физико-энергетической базы, присутствовали как разновидность, упражнения по проработке сердечного центра. Этим упражнениям не уделялось особого внимания, скорее они шли как этакое дополнение к основной и актуальной боевой методике, за которую мы, заинтересованные адепты, платили деньги, за обучение. Впрочем, я снова почувствовал то глубинное зарождающееся чувство где-то в области солнечного сплетения, словно манящее и зовущее Домой.

Не скажу, что основательно прорабатывал эти упражнения, меня больше интересовал тогда боевой аспект тренировок. Но это направление позволило познакомиться с массой интересных людей в той или иной степени сталкивающимися с различного рода энергетическими практиками, где иной раз фигурировало понятие «раскрытое сердце».

Удивительная книга, неслучайно, как я уже понимаю, встреченная у меня на пути, погрузила в совершенно иной мир, в героические эпохальные времена Махабхараты, когда приходил на Землю Бодхисатва Кришна. Вряд ли смогу описать странное переживание, испытанное мной по прочтении этой поистине уникальной книги, да и наверное незачем. Важно другое, на её страницах вновь отчетливо и ясно было сказано об Атмане, сокрытом глубоко в груди каждого человека и непроявленного в трехмерном мире. В моем случае, это было очередное подтверждение или свидетельство присутствия внутри меня чего-то очень важного и первоочередного, хотя я совершенно не понимал, сколь велика важность и первоочередность сокрытого во мне.

Замечу, что книги этой почти нет в продаже, и, по-моему, очень зря.

Для чего я это вспоминаю? Каждому человеческому сознанию нужны доказательства правдивости того, что лежит за гранью его осознания. Все мы, наверное, догадываемся, что внутри нас присутствует некий скрытый и таинственный элемент — Душа, но «что она?» или «кто она?» и «где она?» — на эти вопросы ни в одной священной книге, к сожалению, нет вразумляющего пояснения. Поэтому, когда ты вдруг его находишь, это располагает. Хотя бы для того, чтобы проверить.

Ну и наконец, когда мне неслучайно попалась первая книга Анастасии Новых, а сегодня мы уже догадываемся, что главным героем сквозь все её книги проходит образ самого Ригдена Джаппо, а значит и знания, отображенные в них, есть ни что иное как прямая передача, я был подготовлен, и духовная практика «Цветок лотоса» не выглядела чем-то экзотическим и непонятным. Мои заочные и поверхностные «свидания» с ней в последние десять лет, вполне закономерно увенчались окончательной и плодотворной встречей. У меня уже было сформировано доверие к ней, в отличие от многих, впервые услышавших о ней и для начала эмоционально поверивших. Есть разница, поверьте, поверить впервые или слышать отголосками десятилетие. К тому же добавим, прочувствованный практический опыт Иисусовой молитвы! Личный опыт — всегда весом.

Поэтому, лично меня не столько зацепили книги А. Новых, сколько чисто практическая сторона изложенных в них знаний. В дальнейшем я подсел на духовные практики и весьма плотно. Не к месту описывать изменения, призошедшие с той поры в жизни, а они действительно были, и их довольно много. Отмечу лишь, что я впервые уверенно пришел к пониманию, что обрел настоящий путь, духовную стезю, на которой наконец-то всё понятно и предельно ясно. Особенно хотелось бы прояснить один очень важный момент, с позиции практикующего человека и имеющего некоторый опыт. Но для начала приведу отрывок из книги «Птицы и камень», где Ригден Джаппо в доступной форме описывает суть Иисусовой молитвы и отличие от духовной практики «Цветок лотоса».

Вот возьми христианство, к примеру, то же Православие. В духовной практике для достижения состояния святости там используется древняя внутренняя молитва, называемая в христианстве как «непрестанная молитва», «умная молитва» или «сердечная молитва», но больше она известна как «Молитва Иисусова». Состоит она всего из нескольких слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Или сокращенно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». И, в принципе, она приводит к тому, что человек, постоянно повторяя ее «устами, затем умом, а после сердцем», постепенно погружается в то состояние, которое достигается в «Цветке лотоса». Многие люди с помощью нее пришли к пробуждению души.

Эта молитва очень сильная и действенная. Подробно она расписана в старинной книге «Добротолюбие». Для людей умных и сведущих в духовных таинствах данное произведение — вторая книга после «Евангелия». В ней излагаются советы и наставления двадцати пяти мужей, которые описывают практику по этой молитве. И хотя им всем и приписывают «святость», но, к сожалению, лишь немногие из них в действительности ее достигли, познав таинство внутренней молитвы. Старцы описывают три ключа этой молитвы: частое повторение имени Христа и обращение к нему, внимание к молитве или, проще говоря, полное сосредоточение на ней без посторонних мыслей, и, наконец, уход в себя, что считается церковниками великим таинством этой молитвы и называется ими «вхождением ума в сердце».

Читайте так же:  Певица дивна любоевич утренняя молитва

В принципе, это религиозный, более длинный путь к чистому знанию, то есть к тому же пробуждению в «Цветке лотоса», раскрытию души. Но на этом пути в христианстве, заметьте именно для начинающих, а не для людей, уже следующих этой молитве, применяется определённые религиозные правила. Им запрещают начинать практиковать без соответствующего руководства, то есть живого наставника. Мотивируют это тем, что якобы те, кто будет без наставника читать эту молитву, попадут «вдруг во власть каких-то неуправляемых психических состояний».

А фактически, ничего там страшного нет, поскольку начинающий проходит самый обыкновенный аутотренинг, самодисциплинируя себя, самые первые ступеньки в медитации, учится концентрировать свое внимание на молитве, убирая все посторонние мысли и постепенно увеличивая время ее исполнения. Так что, по большому счету, те этапы, что проходит начинающий, произнося эту молитву «устами, а затем умом», — это попросту вбивание ее в подсознание, чтобы легче было бороться со своим животным началом, концентрируясь именно на молитве и добиваясь тем самым «чистоты помыслов».

Так вот, первые два этапа молитвы «устами и умом» — это всего лишь прелюдия. Самое же большое таинство у церковников считается «снишествие ума в сердце», когда «имя Иисуса Христа, сходя в глубину сердечную, смирит змия пагубного, душу же оживотворит», когда молитва «опускается умом в сердце и сердце начинает её произносить». Это есть, в принципе, переход от словесного к чувственному, проще говоря — начало медитации. Ибо медитация есть не что иное, как работа именно на чувственном уровне без слов.

Сведущий человек, читая «Добротолюбие», отметая религиозную шелуху, поймет, в чем суть этого пути и взгляд его отыщет нужное. К примеру, Симеон Новый Богослов в 68-м Слове «Добротолюбия», излагая способы «вхождения в сердце», писал: «Три вещи надлежит тебе соблюсти прежде всего другого: безпопечение о всём, даже благословном, а не только не благословном и суетном, или иначе умертвие всему, совесть чистую во всём, так чтобы она ни в чём не обличала тебя, и совершенное беспристрастие, чтобы помысл твой не клонился ни к какой вещи». Это есть первейшие основы к раскрытию души.

В «Добротолюбии» можно найти разные способы, с помощью которых познававшие таинство внутренней молитвы достигали «умом вхождение в сердце». Каждый человек по-своему индивидуален, так сказать у каждого своя ширина шага. Так вот, одни, сосредоточиваясь на сердце, пытались умом вообразить, как с каждым ударом сердца произносится молитва. Другие упражнялись в дыхании, произнося на вдохе: «Господи, Иисусе Христе», а на выдохе — «помилуй мя!» и опять-таки сосредоточивая эти слова на сердце. Третьи просто занимались самосозерцанием. К примеру, тот же Григорий Синаит упоминает так: «. низведи ум свой из головы в сердце, и придержи его там: и оттоле взывай умно-сердечно: “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!” Удерживай при этом и дыхание, чтоб недерзостно дышать, потому что это может рассеивать мысли. Если увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые, а не только суетные и нечистые». Или, к примеру, Никифор Монах во второй части «Добротолюбия» советует, если не получается с помощью дыхания во внутрь, то «. понудь себя, вместо всякой иной речи (мысли), это одно вопить внутри. Продержись терпеливо в этом делании только несколько времени, и тебе откроется через это вход в сердце без всякого сомнения, как и мы сами опытом это дознали».

. Сила Любви есть определенная энергия. Постоянное ее чистое сосредоточение, даже на сердце, все равно так или иначе будет локализовать эту силу в солнечном сплетении.

Сегодня я могу подтвердить эти слова, и никакой критик или ученый религиозный авторитет не сможет переубедить меня в обратном. Иисусова молитва — всего лишь разновидность или, точнее, отголосок древнейшей практики «Цветок лотоса», так сказать, путь в обход. Не просто доверившись, а именно попробовав то и другое, практически каждый желающий элементарно, на практике может это проверить. Непрестанная — умная — сердечная молитва, — это дорога через ум. Духовная практика «Цветок лотоса» в своем начале подразумевает отказ от умственной активности, чем банально сокращает путь, объясняя на языке дилетантов и «чайников». А зачем нам сложности? Хватит, вы посмотрите на Библию, результат — около 300 ответвлений христианства, за неимением сути! Но вернемся к практикам, и цель у обоих одна — взращивание Любви, или стяжание Святого Духа. И какая разница, в принципе, с помощью чего, лишь бы в итоге мы смогли аккумулировать, накапливать в себе эту самую божественную Любовь, глубинные чувства.

А теперь внимание! Очень уместно будет привести здесь явный пример глубинного чувства, эпизод из программы «Смысл жизни — бессмертие» (второе интервью с И.М. Даниловым, или самим Ригденом Джаппо, в сентябре 2015 года). Чтобы не ходить вокруг да около, давайте возьмем и прочувствуем то, что собственно, все мы, люди, должны в себе накапливать, чтобы достичь пресловутых Царствия Божьего, жизни Вечной, спасения Души, просветления, нирваны, самадхи и так далее. И печальная ирония заключена в том, что для понимания сути, не нужно перечитать и заучивать тома религиозной литературы! Не нужно годами подметать церковный двор и прислуживать за «учителем». нужно просто взять и прочувствовать:

Духовная практика «Цветок лотоса» основана на этом вот тончайшем глубинном чувстве, вернее на пребывании в нем, на углублении в него. На систематическом нахождении в этом чувстве, и наконец, на умении жить в нём. Безусловно, это подразумевает гораздо более серьезную внутреннюю работу над собой, заключенную в контролировании негативных эмоций и мыслей, т.д. Как практикующий человек, я твердо убежден, что устремлённому к истинно Духовному миру ничего помешать на этом пути не сможет. Также я убежден, что всё намного-намного проще, чем нам рисует наше сознание, поэтому пора начинать действовать, а не пребывать в бесполезных размышлениях на тему, «стоит — не стоит». Кому Домой, кто созрел, того не нужно упрашивать. Он взял и пошел. Очень хорошо об этом говорит Игорь Михайлович в своих трех сенсационных осенних интервью, перевернувших многих с ног на голову. И слава Богу.

Читайте так же:  Молитва про спокій душевний

В заключение, я считаю, в рамках данного интернет-проекта www.rgdn.info, помимо доказательств, острот и разоблачений, далеко не лишним будет более детальное изучение основополагающего человеческого вопроса — спасения Души. Предлагаю как аналитикам, так и всем заинтересованным людям подключаться и высказывать свои мнения, описывать практические советы и наработки, ведь на сегодня мы впервые, наверное, за последнюю тысячу лет получили предельно ясный, доступный и эффективный механизм достижения духовного освобождения, или спасения Души, просветления . В Исконных Знаниях, принесенных Ригденом Джаппо, или. архангелом Гавриилом, Имамом Махди, Святым Духом, Майтрейей, Калки Аватаром, Машиахом. есть вся необходимая для обычного понимания информация — что делать, как делать и зачем делать!

Очевидно одно, и нам и потомкам, данный драгоценный опыт пойдет только на пользу. Приглашаю к обсуждению!

Подготовил Роман Воскресенский (Украина)

О молитве Ииусовой сложено немало легенд. Говорят, что творить её могут только монахи, что текст нельзя править, что если не знать, как правильно читать, есть риск сгореть заживо. Здесь много домыслов, из-за которых православная Христова молитва оказывается для верующих табу.

А произносить молитву к Христу полезно. Поговорим о том, какую роль она играет в духовной жизни верующего человека.

Слова молитвы к Иисусу широко известны. Текст на русском языке встречается, например, на церковных календарях, украшениях, в православных книгах и т.д. Он всегда на слуху, хотя и не существует в одном варианте. Есть разные версии Ииусовой молитвы. Вот некоторые из них:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя (меня).

Господи, Иисусе Христе, помилуй нас.

В западном Христианстве есть самая короткая версия: «Иисус»

Святые Отцы Церкви утверждали, что ум и сердце должны подчиняться Богу. Тогда в них вселяется Святой Дух. Чтобы достичь этого, нужно постоянно напоминать себе о Боге через Иисусову молитву. Это умирит ум и устремит в нужную сторону сердце.

Но эта практика требует постоянных упражнений. Со временем они позволят:

  • настроиться на связь с Всевышним;
  • избавиться от греховных помыслов;
  • заручиться Его поддержкой в любых делах.

Послушать Ииусову молитву можно на видео:

Изначально текст Иисусовой молитвы обсуждали в XVII веке на Большом московском Соборе. Тогда шёл основательных спор о том, как обращаться к Христу: «Боже наш», либо «Сыне Божий». Победил первый вариант, но впоследствии молитву изменили, чтобы она перекликалась с каноническими текстами других православных традиций.

Обращение «Боже наш» сохранилось в одном из вариантов молитвы мытаря.

«Боже, будь милостив ко мне, грешному»

Освоение Иисусовой молитвы имеет несколько ступеней. Их количество и описание различаются. Например, вот версия подвижника Антония (Голынского):

Видео (кликните для воспроизведения).

Подвижник Антоний Голынский — автор наставлений для практиков Иисусовой молитвы
  1. Словесная молитва. Чтение молитвы вслух.
  2. Умственная молитва. Требует определённых усилий, чтобы контролировать ум.
  3. Умственная и сердечная молитва. Не только ум сосредоточен на молитве, но и сердце отзывается на её слова.
  4. Умственно-сердечная молитва, движимая Святым Духом. Она читается без остановки постоянно.
  5. Чистая умно-сердечная молитва. Она свободна от любых помыслов.
  6. Молитва зрительная. Верующий может созерцать Божественные тайны.

Ииусова молитва известна как практика монахов. Это действительно так. Её выполняют с опытным наставником по определённым правилам. Но мирянам тоже можно читать такую молитву.

Разве что отношение к ней должно быть таким же, как и к любой другой молитве. Не нужно никаких техник, дыхательных ритмов и т.д. Для мирян — это просто молитва. Так об этом говорит священник Димитрий Шишкин:

« Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами , и современными опытными духовниками: она необходима.

Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет.

И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни.

Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте.

Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии — главное здесь, как и в любой молитве».

Как правильно молиться, знает, увы, далеко не каждый. Вот основные моменты:

Первый совет. Стараться. Молитва — это определённое усилие, труд. Она не всегда даётся легко. Часто есть искушение заняться чем-то интереснее и проще. Молитва — это дисциплина, нужно себя к ней приучать и не давать поблажек.

Но в то же время молитва — это не то, что делают из-под палки. Полезнее пять минут искренней молитвы, чем пять часов её имитации. Найти грань между первым и вторым — задача верующего человека.

Второй совет. Стоит определить время для молитвы. Это тоже очень важно, ведь просто надеяться на то, что выпадут свободные полчаса, не стоит. В молитве не полагаются на случай. Время для неё назначают. Ииусову молитву рекомендует читать по 15 минут с утра и вечером.

Совет третий. Упор на качество. Иисусова молитва — это упражнение, которое учит контролировать ум. А потому важно делать усилие именно в этом направлении. Лучше сделать меньше, но качественно.

Читайте так же:  Молитва чтобы на работу приняли

Четвертый совет. Не стоит гордиться результатом молитвы. Это не заслуга, а лишь возвращение человека в исходное духовное состояние. Одухотворенность должна быть не только после молитвы, но и всю жизнь. Если её нет, то ещё есть, над чем работать.

Пятый. Ииусову молитву можно читать в любом удобном месте. Она коротка, в том её особая ценность. В транспорте, очереди — где угодно можно прошептать молитву, чтобы вспомнить о Боге, о том, что Всевышний рядом.

Совет шестой. Подкреплять эффект от Иисусовой молитвы можно при помощи акафиста Иисусу Сладчайшему. Читать его рекомендуют 3 раза в неделю.

Седьмой совет. Нужны поступки. Молитва — ещё не залог духовной жизни. Какой бы ни была сила Иисусовой молитвы, она нуждается в подкреплении реальными делами. Нужно вести чистую, праведную и благородную жизнь.

Тогда это действительно духовный путь с результатом. В противном случае, молитва остаётся лишь упражнением для ума, но не общением с Высшими силами.

Все молитвы — это обращение к Богу, общение с Ним. Это не просто формальность, а именно способ связи. Поэтому для женщин было бы странно использовать те же выражения в молитве, что подходят для мужчин.

Мы же не у доски стих отвечаем, а говорим от себя, искренне. Поэтому вместо «помилуй меня грешного» женщине стоит говорить «помилуй меня грешную».

Молитва — это обращение от себя, к ней нельзя подходить формально.

Иисусова молитва особенно любима верующего. Не удивительно, что многие интересуются, можно ли её читать не только за себя, но и за других людей.

Да, можно. Так об этом рассказывает протоиерей Андрей (Ефранов):

«Мне встречались две традиции чтения молитвы Иисусовой за ближнего. В первом варианте молитва заканчивается словами «помилуй раба Твоего имярек».

Во втором — «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», без упоминания имени. Оба варианта, мне кажется, равноприемлемы.

Читать обычную Иисусову молитву, вставляя каждые 10 молитв слова молитвы о ближнем можно, конечно, но это уже нельзя назвать Иисусовой молитвой за ближнего. Впрочем, «келья устава не знает», поэтому любая молитва вполне допустима».

Представители восточных традиций высказывают мнение, будто Иисусова молитва — это форма медитации. Спорить с этим бесполезно, поскольку с их точки зрения всё действительно именно так.

Высказываются мнения, что читать Иисусову молитву нужно с правильно поставленным ритмом дыхания. Упоминают ещё один признак медитации — духовные цели молитвы.

Святитель Иоанн Лествичнк советует:

«Не пытайся многословить, чтобы не рассеялся ум в поисках молитвы».

Но речь именно о формальном сходстве. Для человека со стороны — это медитация. Его не переубедить. У православия свой взгляд на Иисусову молитву, но вес он имеет именно для членов Церкви. Нехристиан невозможно убедить христианскими аргументами.

Часто люди, не сведущие в восточных учениях, пытаются провести такое разграничение:

  • молитва — это общение с Богом;
  • медитация — просто духовная практика.

Это вовсе не так. Мантровые медитации тоже обращены к Высшим силам, так что стоит избегать желания подойти со своим мерилом к чужим традициям.

Поэтому не стоит спорить с представителями других учений, что есть медиация, а что нет. У них своё представление, а у православных своё.

Иисусова молитва может причинить вред. Это состояние называется духовной прелестью — от слова «прельстить». То есть, верующий начинает городиться успехами в практике, поддаётся искушению. Так об этом рассказывает священник Владимир (Ринкевич):

«Человек не загорится, конечно, но может очень возгордиться или перестать ощущать свое реальное греховное состояние, думая, что уже достиг определенной святости.

Если человек, творя эту молитву, не оставит своих грешных привычек, то из-за разлада внутри может впасть и в сумасшествие.

Чтобы не принести своей душе вреда, в делании молитвы Иисусовой, как и в любом духовном делании, необходимо советоваться с духовником.

У святых отцов есть указания, как сидеть, как держать голову, творя молитву, как согласовывать молитву с дыханием, но они пригодны далеко не для всех.

Мирянам без особого благословения духовника применять такие практики крайне опасно.

Даже монахи, которые уже при постриге получают четки, чтобы по ним непрестанно творить молитву Иисусову, до конца жизни этой молитве учатся — ошибаясь и анализируя свои ошибки».

Речь здесь о регулярной практике Иисусовой молитвы. Если есть желание ею заниматься, нужна помощь опытного наставника.

«Искушение Христа» (Г.Доре) — подобное искушение собственным величием грозит многим практикам Ииусовой молитвы

О том, почему возникают такие искушения, рассказывает священник Филипп Парфенов:

«Молитва как таковая здесь не при чем. Просто часто бывает так, что если человек хочет изменить свою жизнь в сторону Бога в целом, пытаясь следовать тому «узкому пути», про который говорил Христос, то его непременно постигают разные испытания.

Вы думаете, ближайшим ученикам Иисуса было легко? Кому Он говорил: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной»?

А что значит «взять крест свой» как не быть готовым при случае даже претерпеть то, что претерпел за нас всех Иисус?

Тут дело, очевидно, не в каком-то особом могуществе дьявола, а в том, что другого пути для победы над ним, кроме креста, не существует.

Ваши искушения по сравнению с теми, что постигали верных последователей Христа, — это мелочи.

Впрочем, доверьтесь Богу с готовностью принять всё, что ни выпадет на вашу долю , что Вы сам изменить не сможете. Бог сверх наших собственных сил обычно никому ничего не попускает».

О чем-то я уже говорил ранее. Умная молитва заставляет монаха, главным образом, уклоняться от мира, повиноваться старцу, жить на чужбине и все время хранить заповеди Христовы. Поначалу наше внимание сосредотачивается на исполнении заповедей Христовых и на аскетических подвигах воздержания и послушания. Из учения святых отцов мы знаем, что добродетели еще не соединяют окончательно человека с Господом, но создают соответствующие условия для прихода молитвы, которая и соединяет человека с Триипостасным Святым Богом. Добродетель — предпосылка обильной благодати; вместе с тем она доставляет эту благодать. Следовательно, старец, имеющий опыт Иисусовой молитвы, только в том случае решает ввести в нее своего ученика, когда убеждается, что тот отсекает собственные пожелания и очищается от грубых страстей. Однако и тогда он не говорит ему всего, но лишь сколько тот может понести и осуществить. Он ведет его постепенно, шаг за шагом, поскольку возможны разочарование и соблазн.

Читайте так же:  Молитвы в 10 лунный день

— Каковы эти этапы? Каковы мистические ступеньки, приводящие к совершенному единению со Христом и насыщению Божественной благодатью?

— Основная цель Иисусовой молитвы — воссоединение «раздробленного» человека.

— Простите за вмешательство. Что значит «воссоединение человека»?

— Мне кажется, что Вы образно все изложили и я понял.

— Не я, чадо мое, но отцы так излагают.

— После моего вопроса и последовавшего объяснения расскажите мне, пожалуйста, более обстоятельно об этапах обучения молитве. С чего оно начинается и как продолжается?

— Позвольте мне задать несколько вопросов, отче, возникших в то время как Вы говорили об этапах молитвы. Что Вы подразумеваете под сердцем?

— Сердце, по учению отцов, является центром духовного мира. Среди многочисленных высказываний отцов по этому вопросу приведу характерную мысль святого Епифания, епископа Констанции Кипрской: «Впрочем, не следует определять и выискивать, в какой части находится «образ Божий»; нужно просто признать его существование в человеке, чтобы не оскорблять благодать и веровать Богу. Ибо все, что говорит Господь, истинно, хотя бы от нас и ускользал смысл». Подобно тому, как луч, падающий на призму, преломляется и виден со всех сторон, так и душа выражается во всем человеческом существе. Однако во время молитвы мы концентрируем внимание на телесном органе — сердце, чтобы отвлечься от внешних предметов и обратить его в глубь себя. Когда внимание обретено, ум, одна из сил души, возвращается в свое жилище и там соединяется с остальными силами.

— Еще один вопрос. Все ли, желающие упокоения в Боге, следуют описанным путем?

— В основном, да. Однако есть некоторые, стремящиеся уже с самого начала соединить ум и сердце. Они пытаются достичь этого с помощью вдоха и выдоха. Делая вдох, произносят: «Господи Иисусе Христе»; выдыхают на словах: «помилуй мя». Они следят также за тем, чтобы воздух из носовой полости достиг сердца и там немного задерживался.

Разумеется, это осуществляется для того, чтобы приковать ум. Отцы оставили нам и другой метод. На вдохе мы произносим всю Иисусову молитву и на выдохе вновь повторяем ее. Такая практика дает успех. Однако дыхательный метод может вызвать и большие трудности, массу проблем, поэтому без наблюдения старца он запрещен. Его можно использовать просто для сосредоточенности ума на словах. Чтобы тот не рассеивался. Но, повторяю, метод требует особого благословения старца послушнику.

— Ранее Вы сказали, отче, что цель Иисусовой молитвы — восстановить согласие ума с сердцем, действия — с природой. Это мы особенно переживаем на третьем этапе святого пути. Однако, описывая пятый этап, Вы процитировали святителя Василия Великого: «. Всех их удаляется боголюбец, обращающий ум ко Господу». Каким образом ум сходит в сердце и обращается к Богу? Нет ли здесь противоречия?

— Нет, — ответил святой пустынник. — Как учат святые и богоносные отцы, существуют разные ступени для подвизающихся в молитве. Есть молитвенники новоначальные и преуспевающие. Или, лучше сказать в соответствии с учением отцов, — деятели и созерцатели. У деятелей молитва совершается от страха Божиего и благой надежды, в то время как у созерцателей — «из любви к Богу и совершеннейшей чистоты». Характерный признак первой ступени (практической) — сосредоточенность ума в сердце, когда ум, не отвлекаясь, обращается к Богу. Признак второй ступени (созерцательной) — схваченность ума Божественным Светом, когда ничего из мира не чувствуется, даже собственное «я». Это и есть выход (экстаз) ума. О таком состоянии мы говорим, что он (ум) обращается к Богу. Божественный экстаз описывают богоносные отцы, пережившие это благословенное состояние: экстаз представляет собой «захват ума божественным и бесконечным светом, когда не ощущается ничто иное из бытия, но только Тот, Который Своей любовью произвел это просвещение» (святой Максим).

— Позвольте задать еще один вопрос. Я не могу понять процитированное Вами место: «Я сплю, а сердце мое бдит». Окажите любовь, объясните мне его. Как можно, чтобы кто-то спал, а сердце его продолжало молиться Богу?

Видео (кликните для воспроизведения).

Это место находится в книге Ветхого Завета, которая называется «Песнь песней». Его нетрудно объяснить. Пророк Давид где-то пишет, что сердце человека глубоко. Все события, все впечатления дня и заботы ума оседают в сердце, в подсознании, как мы говорим сегодня. Обычно то, что занимает человека днем, заполняет его сердце ночью, когда ум безмолвствует и человеческие силы отдыхают. Это ясно проявляется в снах, которые мы видим. Святитель Василий Великий отмечает, что «большей частью видения во сне представляют собой отзвуки дневных размышлений». То есть в основном такие образные представления (сновидения) — результат умственной деятельности в период бодрствования. Злые заботы и злые мысли днем вызывают злые сны. То же происходит и с добрыми делами. Подвижник и вообще человек Божий все время общается в молитве с Богом. В памяти о Боге и многократно повторяемой Иисусовой молитве — его наслаждение. Даже при других делах — ест ли он, пьет, делает ли что-либо во славу Божию, по слову Апостола. Поэтому естественно, что в короткие часы ночного отдыха его сердце размышляет и молится Богу. Оно бодрствует.

Практика Иисусовой молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here