Православная молитва урок по орксэ

Предлагаем ознакомиться: Православная молитва урок по орксэ с точным и подробным описанием.

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – изучение нового.

Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)

У.: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

— Какое решение нашла девочка?

Д.: — Девочка обратилась к молитве.

У.: — Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)

У.: — Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)

Молитва — обращение верующего к Богу.

— А что значит православная молитва?

— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.

Ответы на вопросы после чтения учебника.

— Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?

— Какие бывают молитвы? (Слайд 6)

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)

— За то можно благодарить Бога?

— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

— Молитва благодарственная по получении просимого.

Молитва – славословие. (Слайд 11)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

1. Осмысление прочитанного.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)

VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)

Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;

насущный — необходимый для существования;

днесь — сегодня, на нынешний день;

должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;

искушение — соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

3. Это интересно. (Слайд 15-16)

Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”

“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.

О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.

1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.

Установи линии соответствия.

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.

Читайте так же:  Молитвы защита от колдовства

Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.

Цель урока. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Задачи урока.
1.Познакомить учащихся с ключевыми понятиями православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
2.Расширить представление учащихся о видах молитв.
3.Познакомить учащихся с самой известной молитвой « Отче наш ».
4.Воспитание уважительного отношения к внутреннему миру человека, способному изменяться под действием божьей благодати, стремление следовать добрым традициям православных.

Оборудование урока: таблица с видами молитв, молитва « Отче наш », распечатка таблицы, предлагаемой для работы на уроке, цветные карандаши.

Поздороваемся и улыбнёмся.

Что вы чувствуете, когда видите счастливого, улыбающегося человека?
А всегда ли человек улыбается? Какие чувства могут испытывать люди? (Горе, стыд, страх, волнение.) Как мы можем узнать об этом?( Испуг в глазах, слёзы, наморщенный лоб.)
Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Расскажите. К кому вы обращались в сложных жизненных ситуациях за советом? С кем делились случившимся?
А всегда ли вам помогали ваши близкие, друзья дельным советом в утешении, в решении ваших проблем?

А не задумывались ли вы, как в таких сложных ситуациях ведут себя одинокие люди или те, кто попал в беду, где рядом нет близких и некому помочь (кораблекрушение, пожар, встретившиеся лицом к лицу с преступником или просто идущие по пустынной улице в вечернее время)?
Кто их успокоит? Кто им поможет? Кто их спасёт?

И вот тут на помощь человеку приходит вера в того, кто невидим, но обладает силой, всемогуществом, любовью ко всему человечеству. Это Бог. А чтобы Бог услышал каждого, люди обращаются к богу в молитвах.
Значит, молитва- это обращение человека к Богу.

Тема нашего урока — Православная молитва.
Что такое православие? Какие бывают молитвы? – обратимся к учебнику.
Стр.12-13. Чтение статьи.

Что означает слово православие? Православие-это умение правильно славить Бога, правильно молиться.
Давайте соединим слова православие и молитва.
Что же такое православная молитва?
Какие бывают виды молитв? (электронное приложение к учебнику А.В.Кураева)
Как можно молиться?
Каково действие молитвы?
Как ты объяснишь, почему человек меняется во время молитвы?
Какие люди являются святыми?
Что называется православным Преданием?
А теперь прочитаем отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова « Молитва»
Стр.14
В какой ситуации поэт использует молитву?
Каким словом он характеризует её? Почему?

Конечно, существует много разных молитв. В жизни человека происходит множество разных ситуаций, в которых человек испытывает те или иные трудности: болезни, смерть близких, неприятности по работе, страхи и переживания. Существуют и святые, чьи образы отражают иконы, через молитвы к которым человек получает утешение, облегчение, веру. Но есть одна молитва, которую знают многие, обращаясь к Богу и которая по первым строкам названа « Отче наш ». Послушайте, как она звучит на старинном церковнославянском языке.
Чтение молитвы учителем с показом её в электронном виде.

Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

Как вы поняли, c какой просьбой обращаются люди к Богу?

Чтобы лучше понять молитву остановимся на трудных , не употребляемых в настоящее время в нашей речи словах.
Отче наш,

Первое слово молитвы отче. C каким словом созвучно это слово? В церковнославянском языке раньше существовал звательный падеж. Слово отец стало звучать как отче.

Иже еси на небесeх!
Слово иже-«который», еси-«ты есть», на небесех- на небесах. Это не то небо, по которому плывут облака. В молитвах небо-указание на Бога или на ангелов. Выражение « Небесный Отец »-обращение к Богу.

Да святится имя Твоё. Имя бога свято и дорого для человека.

Да придёт Царствие Твое. Человек впускает в своё сердце любовь и мир Бога и готов исполнить его волю.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Человек доверяет Богу, отдаёт в его руки свою жизнь и душу.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь(сегодня). Хлеб-это еда. Но в слове насущный приставка на означает «сверх» и указывает на что-то большее, что поддерживает не только тело, но и душу человека. Это то, без чего нельзя прожить и дня.

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Это не о денежных долгах. Человек просит простить его и для этого сам прощает тех, кто был виноват перед ним.

И не введи нас во искушение. Искушение –это выбор между между добрым и выгодным (помочь кому-то от чистого сердца или помочь с выгодой), между честностью и наживой и другое. Человек просит Бога, чтобы ситуаций, в которых он может ошибиться и выбрать зло, было бы меньше.

Избави нас от лукавого. Лукавый — значит лживый. Это – зло, злой дух. Это просьба о защите от зла.

Прочитайте ещё раз то, о чём мы только что говорили вдумчиво и осмысленно

Да святится имя Твое
имя Бога для верующего свято

Да приидет царствие Твое
«я готов исполнять Твою волю»

Да будет воля Твоя
человек доверяет Богу

Хлеб наш насущный даждь нам днесь
просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня

И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим
прости нас, как мы прощаем тех, кто виноват перед нами

И не введи нас во искушение
сложный выбор между злом и добром

И избави нас от лукавого
защити от зла

Прочитаем хором, осмысленно.

Теперь, когда вы знаете, как звучит православная молитва, надо понять, какая молитва считается неправильной. Как по-вашему? Неправильно желать в молитве зла и боли другим.

Вопросы и задания на стр.15

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость Что ты можешь сказать об этих людях?
А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Читайте так же:  Защита от сглаза молитва

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Давайте отразим наши просьбы и чувства к Богу в рисунках. Какие цвета вы бы использовали в работе?

  • 113640-urok-molitva
    Размер файла: 122 kB Загрузок: 0

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

по модулю «Основы православной культуры»учебник «Основы православной культуры 4-5 кл» Кураева А.В., издательство «Просвещение», 2010).

Учитель ОРКСЭ Лебедева Надежда Львовна

Урок 4. Православная молитва

Цель урока: подвести детей к пониманию роли православной молитвы в жизни православного человека.
Задачи: — узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать», «святые»;
— дать представление о разных видах молитв;
— познакомить с молитвой «Отче наш».
Художественно-педагогическую (нравственную) идея урока:
Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы
Формы и методы: беседа, самостоятельная работа, работа с учебником, рассказ, показ презентации

Какие буквы церковнославянского алфавита отличаются от русских?

Как же объяснить значение этих слов? Откройте учебники на стр. 14-15. Читаем и заполняем графы таблицы (на доске и в тетради)
Отче
Отец

Да святится имя Твое
имя Бога для верующего свято

Да приидет царствие Твое
«я готов исполнять Твою волю»

Да будет воля Твоя
человек доверяет Богу

Хлеб наш насущный даждь нам днесь
просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня

И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим
прости нас, как мы прощаем тех, кто виноват перед нами

И не введи нас во искушение
сложный выбор между злом и добром

И избави нас от лукавого
защити от зла

Домашнее задание
— Есть выражение «знать, как «Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей или других старших, что, по их мнению, вы должны знать как «Отче наш».

Итог урока, рефлексия
— Кто запомнил, что такое молитва? Какова роль молитвы в жизни православного человека?
-Какая молитва самая известная у христиан?
— Сядем в кружок. Представьте, что вам надо объяснить смысл молитвы «Отче наш» человеку, которому она не знакома. Объясните ее содержание.
— Отметьте на градуснике настроения ваше эмоциональное состояние на сегодняшнем уроке (дружелюбно, тепло, приятно, прохладно, холодно).

Список использованной литературы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – основы православной веры в презентациях
http://www.pravmir.ru/o-molitve-2/ — православие и мир
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – азбука веры
Методическое пособие «Основы религиозных культур и светской этики», Кострома, 2010.
А.Кураев «Основы православной культуры 4-5 кл», издательство «Просвещение», 2010.

Видео (кликните для воспроизведения).

13 PAGE * MERGEFORMAT 14215

  • 000909be-6e215736
    Размер файла: 276 kB Загрузок: 0

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы, как разговора с Богом.

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Лаборатория истории и культуры религий мира

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Ефимова Лариса Станиславовна

Тема: « Православная молитва».

Цель урока : помочь учащимся осмыслить понятие молитвы, как разговора с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов «православная», «молитва», «благодать», «святые», познакомить с видами молитвы и молитвой «Отче наш»

Развивающая: продолжить формирование навыков работы с текстом; самостоятельной работы с источниками информации (учебником); способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал; продолжить формирование навыков работы в парах.

Воспитывающая: воспитание доброты, терпения, уважения к старшим, родителям, умения прощать.

В годы Великой Отечественной войны раба Божия Зоя и ее сестра Зоя были маленькими. Бабушка постоянно понуждала их молиться об отце и двух братьях, ушедших на фронт, — это были её сыновья. Девочки молились по-детски просто: «Боженька, верни домой нашего папу, дядю Мишу и дядю Лёню». Все братья вернулись домой живыми и даже не ранеными. Став взрослыми, сёстры рассказали дяде Лёне, к тому времени уже старику, как они молились о нём во время войны. «Вот оно что ,- выслушав рассказ племянниц, сказал дядя. -А я в дни войны, когда мы отдыхали и чистили оружие где-нибудь на привале в поле или лесу, часто наблюдал, как надо мной кружатся два голубка». Отец же, вернувшись с фронта, рассказывал о том, как несколько раз чудом оставался жив. Так совпало, что, как только уходил с какого-нибудь места, тотчас туда попадали пули, снаряд или бомба. Все считали бабушку необыкновенно счастливой- у неё вернулись невредимыми все три сына! (Протоирей Вячеслав Тулупов)

-Ребята, почему вернулись невредимыми с войны все три сына бабушки?

Помогла ли им молитва? Как?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

А) Как вы понимаете слово православие? Православие- в переводе с греческого означает «верно славить».

Православие- это умение правильно славить Бога.

А с помощью чего мы можем славить Бога?

Молитва- это обращение верующего к Богу. Православные люди называют Бога своим Господом (Господином), Поэтому к Богу они обращаются не с требованием, а мольбой

Христиане верят: если усердно молиться Богу и просить его о помощи, Бог сделает всё, что послужит истинной пользе человека. Иисус Христос так сказал об этом: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите и отворят вам; потому что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.»

-А с чем можно обратиться к Богу? Что у него попросить?

А знаешь, что душа просила себе у Бога, испокон?

Читайте так же:  Молитва фомы аквинского отличить одно от другого

Просила дать себе страданья, просила дать себе ума,

Просила в боли пониманья, чтоб праведной была сума.

Молитва — это преклоненье, молитва вдохновляет путь,

Молитва — первый шаг к спасенью, молитва — совершенства суть.

Молитва требует извечно соединения с Отцом

Через посты, раскаянье, смиренье и покаянье пред концом.

Молитва — лучший путь к спасенью, молитву каждого всегда

Бог слышит каждое мгновенье и вносит радостность в сердца.

Не может быть молитвы спешной иль требующей, гневной, злой,

Но вся в внимании прилежном, в уединении святом.

Себя нельзя молитвой славить и долгих лет себе желать.

Нельзя чужой судьбою править, нельзя молитвой осуждать.

А знаешь ли молитвы силу? А знаешь ли молитвы стон?

Но лучше так и боль, и милость, чем без молитвы под уклон…

-Ребята, а о чём нельзя молить Бога?

Б) А кто знает, как нужно молиться?

Зачем же мы, дети, становимся на ноги, когда молимся Богу, как вы думаете? А с кем мы иногда говорим стоя? С начальником, со старшими хорошо ли говорить сидя? . Неприлично, нехорошо. Ну а если бы нам пришлось говорить с важным начальником, или с царём, как бы мы стали говорить с ними и просить у них того, что нам нужно? Конечно, стоя?

Но Бог не в пример выше и царя. Значит, мы должны молиться Богу стоя, чтобы выразить наше благоговение пре Ним. (Священник Иоанн Анурьев)

А перед чем лучше стоять во время молитвы? Почему?

Зачем мы, дети, во время молитвы становимся пред святыми иконами? Что мы видим на иконах? На иконах мы видим изображение Спасителя, Его Пречистой Матери или других святых. А если бы вам сейчас показать изображение отца или матери. Вспомнили бы вы о них? Наверное, они бы вам сейчас же и представились, какими вы их знаете дома, и вы начали бы думать о них.

Вот и на святые иконы, во время молитвы, мы должны смотреть для того, чтобы яснее, живее представить себе нашего Спасителя или святых Божиих и чтобы, молясь, ни о чём другом не думать, кроме Бога. (Священник Иоанн Анурьев)

Стой, как свечка, на службе,

Пусть горит душа, как пламя,

Стой тихонько, стой в сторонке,

Ангел радуется твой. (Т.Н.Дашкевич)

— А почему их изображают с крыльями?

Слово «Ангел» означает вестник. Господь посылает их людям, чтобы возвестить Свою волю нам или помочь, если мы в какой- либо опасности. Ангелы очень быстро исполняют все Божии повеления, и поэтому люди рисуют их с крыльями.

Каждому мальчику или девочке при Крещении Господь даёт особого Ангела- Ангела хранителя. Он всегда будет с вами — ваш небесный друг. Только мы его не видим. Но когда ты делаешь что — ни будь плохое, Ангел — хранитель очень горюет и страдает. И радуется, если ты делаешь что-то хорошее.

А знаете, как надо к нему обращаться по — церковному? Вот как:

— Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога обо мне.

Вот это и есть молитва Ангелу-хранителю. Ему нужно молиться каждый день. Ангелы очень любят нас, и они рады, если люди помнят о них, о Боге, о Божией Матери.

Дай мне веры беспредельной

Чистоту и теплоту. (И.С. Никитин)

Г) У православных людей есть три вида молитвы.

Работа в парах. Вам необходимо прочитать в учебнике статью, «Какие молитвы бывают» и заполнить таблицу, которую я вам раздам

Урок №4. Тема: «Православная молитва»

Цель: Расширить объём знаний обучающихся о понятиях «православие», «молитва», «благодать».

Задачи: 1.Раскрыть понятия «молитва», ее назначение и виды.
2.Развивать познавательную мотивацию обучающихся,
расширить личный опыт через осознание понятия «православная молитва».
3.Формировать коммуникативную компетенцию, умение отстаивания своего мнения.

Личностные УУД
Самоопределение. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе к учебе.
Проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личного смысла учения.
Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности
Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные УУД
Фиксировать индивидуальное затруднение.
Выполнять контроль и коррекцию.
Составлять план действия по работе.
Самоорганизовывать свое рабочее место.
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать речь учителя и своих товарищей
Работать в парах, группах, распределять роли.
Вести диалог.
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Осознанно строить речевое высказывание в устно форме.
Познавательные УДД
Выполнять действия по алгоритму.
Ориентироваться в учебнике.
Сравнивать, анализировать, обобщать.
Отвечать на простые вопросы.
Понимать текст, извлекать необходимую информацию.
Использовать знаково-символические средства.
Делать выводы.
Предметные результаты
Понять, что такое православие и православная молитва.
Объяснять, что значит слово «благодать» и кто такие святые.
Понять смысл главной православной молитвы «Отче наш»

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация «Какие бывают молитвы», аудио и видео — записи, учебник, символы «разноцветные колокольчики»

Ход урока
I.Самоопределение к деятельности
Учитель: Животворящие святыни!
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир – пустыня,
Душа-алтарь без Божества.
А.С. Пушкин
Учитель: Как вы понимаете смысл слова «святыня»?
(Ответы детей. Это то, к чему нужно относиться с глубоким уважением, почитанием, благоговейностью и т.д.)

II. Проверка домашнего задания. (Слайд 1)
-Какие дары Бог дал человеку?
(Ответы детей. Свобода, разум, совесть, доброта, любовь.)

— Как вера в Бога может влиять на поступки людей? (Слайд 2)
(Ответы детей. Люди становятся добрее, лучше, они создают прекрасное: храмы, иконы, картины, стихи, музыку и т.д.)

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения к деятельности.
Сегодняшний урок мы начнем с русских народных пословиц. (Слайд 3)
-О чем они?
1. «Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы»
2. «С Бога начинай, Господом кончай»
3. «С молитвой в устах, с работой в руках»
(ответы детей)

IV. Постановка учебной задачи
Учитель: Может быть, кто-то уже догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Учитель: Прочитайте тему урока. (Слайд 4) («Православная молитва»)
(Дети обозначают тему урока, сравнивают обозначенную ими тему с темой, записанной на слайде.)
IV. Работа с учебником по теме урока
Учитель: Откройте учебники на с. 12.
Учитель: Прочитайте, что вы узнаете на сегодняшнем уроке?
( — Что такое православие.
— Что значит слово «благодать».
— Кто такие святые.
— О молитве «Отче наш»)

XI. Домашнее задание.
Учитель: Посоветуйся со сверстниками, родителями, другими взрослыми о том, бывают ли подарки, которые нельзя увидеть и пощупать? Можно ли подарить человеку хорошее настроение? Приведи примеры такой радости. Запиши свои мысли.

Читайте так же:  Молитва на любимого мужчину Матроне

XII. Рефлексия.
Учитель: Удалось ли нам раскрыть тему сегодняшнего урока? Оцените свою работу на уроке, покажите символы:
1.Если вам было все понятно и интересно – золотой колокольчик
2. Если у вас были затруднения, и не все было понятно- серебряный колокольчик
3.А если вы не поняли, о чем шла речь на уроке и вы волнуетесь и тревожитесь – синий колокольчик.
Учитель: Теперь, когда мы знаем, что такое православная молитва, мы можем назвать ее святыней? Мы можем предположить, что строки А.С. Пушкина, прозвучавшие в начале урока подтверждают это? (Ответы детей)
Учитель: Человек, который умеет правильно и искренно молиться становится добрее и мудрее, а его душа становится чище и светлее, потому что в своем сердце он обращается к Богу!
Не зря в пословице молвится «Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы».
Спасибо вам за урок!

  • WebUrokCom_824919d9186b07
    Размер файла: 74 kB Загрузок: 2

МКОУ «Савинская основная общеобразовательная школа»
Парфеньевского района Костромской области
Урок по теме:
Православная молитва
4 класс
по модулю «Основы православной культуры»учебник «Основы православной
культуры 4­5 кл» Кураева А.В., издательство «Просвещение», 2010).
Учитель ОРКСЭ Лебедева Надежда Львовна
1

Урок 4. Православная молитва
Цель урока: подвести детей к пониманию роли православной молитвы в жизни
православного человека.
Задачи: ­ узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать»,
«святые»;
­ дать представление о разных видах молитв;
­ познакомить с молитвой «Отче наш».
Художественно­педагогическую (нравственную) идея урока:
Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы
Формы и методы: беседа, самостоятельная работа, работа с учебником,
рассказ, показ презентации
Ход урока
Проверка домашнего задания
­ Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
­Почему верующие люди называют природу Божиим творением?
­Если ли и какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»?
­Как вы считаете, перестал ли заботиться Бог о мире после того, как его
сотворил?
­Как вы считаете, проявляется ли любовь Бога в жизни отдельного человека? В
чем?
1. Постановка цели урока
– Сейчас я вам прочитаю рассказ Бориса Ганаго, а вы попробуйте
определить тему нашего урока.
2

«Купила мама сыну костюмчик, с накладными карманами, с молниями.
Наутюжила и отправила одного погулять: надо же человека приучать к
самостоятельности.
Между тем, посреди двора малыша лужа поджидала, большущая – не
перепрыгнуть.
А что, если попробовать?
И до того допробовался, что когда вернулся домой, мама его только по
голосу и узнала.
Вот и Бог создал людей чистенькими, но они так накувыркались, что Он
их только по голосу и узнает…
А умеют ли люди говорить с Богом? Как вы считаете? О чем мы будем
сегодня вести речь?
­ Итак, что вы узнаете?
Вы узнаете:
­ Что такое православие
­ Что значит слово благодать
­ Кто такие святые
­ О молитве Отче наш
2. Изучение нового материала
1. Вспоминаем, что такое Православие
Слово православие означает умение правильно славить Бога, то есть
молиться.
Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они
обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу
называется молитва.
Молитва противоположна магии. Если человек полагает, что он знает
некие заклинания и формулы, которые навяжут его волю духам или Богу,
значит, он встал на путь магии или колдовства. Во всех мировых религиях
это считается недостойным и опасным путем.
3

но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые,
ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах
и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила
молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных
страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь
смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так
холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы.
­ А что такое «Отче наш»?
­ Да, это самая известная молитва христиан.
Может быть, кто­то знает, как читается эта молитва? (слушаем детей или
аудиозапись)
Данная молитва так звучит на старославянском языке, который и сегодня
принят в Русской православной церкви.
Вот так пишется текст молитвы в церковных книгах:
Попробуй прочитать
текст.
Какие буквы
церковнославянского
алфавита отличаются
от русских?
Как же объяснить значение этих слов? Откройте учебники на стр. 14­15.
Читаем и заполняем графы таблицы (на доске и в тетради)
Отче Отец
иже который
еси «Ты есть»
на небесех «на небесах»
Да святится имя Твое имя Бога для верующего свято
Да приидет царствие Твое «я готов исполнять Твою волю»
6

Да будет воля Твоя человек доверяет Богу
Хлеб наш насущный даждь нам днесь просьба дать то, без чего нельзя прожить
И остави нам долги наша якоже и мы
и дня
прости нас, как мы прощаем тех,
оставляем должником нашим
И не введи нас во искушение сложный выбор между злом и добром
кто виноват перед нами
И избави нас от лукавого
защити от зла
4. Домашнее задание
­ Есть выражение «знать, как «Отче наш», то есть очень твердо и точно.
Спросите у родителей или других старших, что, по их мнению, вы должны
знать как «Отче наш».
5. Итог урока, рефлексия
­ Кто запомнил, что такое молитва? Какова роль молитвы в жизни
православного человека?
­Какая молитва самая известная у христиан?
­ Сядем в кружок. Представьте, что вам надо объяснить смысл молитвы
«Отче наш» человеку, которому она не знакома. Объясните ее
содержание.
­ Отметьте на градуснике настроения ваше эмоциональное состояние на
сегодняшнем уроке (дружелюбно, тепло, приятно, прохладно, холодно).
7

по модулю «Основы православной культуры»учебник «Основы православной культуры 4-5 кл» Кураева А.В., издательство «Просвещение», 2010

Вложение Размер
prav.molitva.doc 275.5 КБ
pravoslavnaya_molitva.pptx 892.62 КБ

МКОУ «Савинская основная общеобразовательная школа»

Парфеньевского района Костромской области

по модулю «Основы православной культуры»учебник «Основы православной культуры 4-5 кл» Кураева А.В., издательство «Просвещение», 2010).

Учитель ОРКСЭ Лебедева Надежда Львовна

Урок 4. Православная молитва

Цель урока: подвести детей к пониманию роли православной молитвы в жизни православного человека.

Задачи: — узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать», «святые»;

Читайте так же:  Молитва для очищения сердца

— дать представление о разных видах молитв;

— познакомить с молитвой «Отче наш».

Художественно-педагогическую (нравственную) идея урока:

Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы

Формы и методы : беседа, самостоятельная работа, работа с учебником, рассказ, показ презентации

Проверка домашнего задания

— Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

-Почему верующие люди называют природу Божиим творением?

-Если ли и какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»?

-Как вы считаете, перестал ли заботиться Бог о мире после того, как его сотворил?

-Как вы считаете, проявляется ли любовь Бога в жизни отдельного человека? В чем?

– Сейчас я вам прочитаю рассказ Бориса Ганаго, а вы попробуйте определить тему нашего урока.

«Купила мама сыну костюмчик, с накладными карманами, с молниями. Наутюжила и отправила одного погулять: надо же человека приучать к самостоятельности.

Между тем, посреди двора малыша лужа поджидала, большущая – не перепрыгнуть.

И до того допробовался, что когда вернулся домой, мама его только по голосу и узнала.

Вот и Бог создал людей чистенькими, но они так накувыркались, что Он их только по голосу и узнает…

А умеют ли люди говорить с Богом? Как вы считаете? О чем мы будем сегодня вести речь?

— Что значит слово благодать

  1. Изучение нового материала
  1. Вспоминаем, что такое Православие

Слово православие означает умение правильно славить Бога, то есть молиться.

Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва .

Молитва противоположна магии. Если человек полагает, что он знает некие заклинания и формулы, которые навяжут его волю духам или Богу, значит, он встал на путь магии или колдовства. Во всех мировых религиях это считается недостойным и опасным путем.

  1. Какие молитвы бывают (Самостоятельная работа с учебником)

Мы уже разобрались, что молиться – это значит просить, благодарить и славить. Поэтому и молитвы у православных людей есть трех видов.

— Попробуйте самостоятельно, с помощью учебника определить эти виды. Откройте учебники на стр. 12-13, прочитайте пункт «Какие бывают молитвы» и определите 3 вида молитв, записав их в тетрадь с примерами.

Проверка работы (беседа с учащимися).

Да, самая распространенная молитва – это просьба . «Подай, Господи».

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.

Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще — о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.

Более редкая молитва – благодарение . Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.

Самая высокая молитва – хвалебная или славословие . В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»).

Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель?

Запись в тетради: Молитва-просьба («Подай, Господи!»)

Молитва- благодарение (««Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ!»

Молитва-славословие («Слава Богу!»)

Если человек молился искренне и правильно – он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать («благой, добрый дар»). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец и поступков струятся вера, надежда, любовь, называются святыми .

В сказке «Снежная королева» Герда победила ледяную армию. Но как? Она начала читать «Отче наш». (Учитель читает отрывок)

…Она побежала вперед что было мочи; навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние,- нет, они бежали по земле прямо на Герду и, по мере приближения, становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под зажигательным стеклом, но эти были куда больше, страшнее, самых удивительных видов и форм и все живые. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоголовых змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.

Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы.

— Да, это самая известная молитва христиан.

Может быть, кто-то знает, как читается эта молитва? (слушаем детей или аудиозапись)

Данная молитва так звучит на старославянском языке, который и сегодня принят в Русской православной церкви.

Вот так пишется текст молитвы в церковных книгах:

Какие буквы церковнославянского алфавита отличаются от русских?

Видео (кликните для воспроизведения).

Как же объяснить значение этих слов? Откройте учебники на стр. 14-15. Читаем и заполняем графы таблицы (на доске и в тетради)

Православная молитва урок по орксэ
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here