Псалом 131 текст молитвы на русском

Предлагаем ознакомиться: Псалом 131 текст молитвы на русском с точным и подробным описанием.

1 Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его:

2 как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:

3 «не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое;

4 не дам сна очам моим и веждам моим — дремания,

5 доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иакова».

6 Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.

7 Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.

8 Стань, Господи, на место покоя Твоего,- Ты и ковчег могущества Твоего.

9 Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.

10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.

11 Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.

12 Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем».

13 Ибо избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе.

14 «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.

15 Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом;

16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.

17 Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.

18 Врагов его облеку стыдом, а на нем будет сиять венец его».

Песнь восхождения

Означенный псалом можно считать написанным Соломоном при перенесении Кивота Завета из скинии Давидовой во вновь сооруженный им храм. На это событие указывает, напр., 8 ст., где писатель обращается к Господу с молитвой стать с Ковчегом на «место покоя», чем Господь покажет благоволение к своему помазаннику «ради Давида» (10 ст.). Стихи 8-10, кроме того, приводятся в содержании молитвы Соломоновой при освящении храма (см. 2 Пар VI:41-42). Да и все содержание псалма представляет торжественную песнь, более всего соответствующую указанному времени.

Господи, вспомни все сокрушение Давида, озабоченного построением скинии, которая тогда стояла на полях Иарима (1-6). Теперь пойдем все к подножию места постоянного пребывания Господа и пусть все радуются (7-9). Не отврати, Господи, Твоего Лица от помазанника Твоего, из потомства Давида, которому Ты обещал Свое благоволение, если оно будет верно Тебе (10-12). Вот Господь избрал Сион Своим жилищем навеки и будет изливать Свое благоволение на всех людей. Он возрастит рог Давида и постыдит всех его врагов (13-18).

1 Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его:

1. «Сокрушение» — сетование Давида по тому поводу, что он не видел Ковчега Завета, этой величайшей Святыни еврейского народа, в жилище, достойном его, и об устроении достойного Иеговы помещения он и сокрушался.

2 как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:
3 «не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое;
4 не дам сна очам моим и веждам моим — дремания,
5 доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иакова».

3-5. Указывают на неусыпное старание Давида в отыскании достойного Иеговы места сооружения Ему скинии.

6 Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.

6. Ефрафа — название города в области Кариафиаримской, а Иарим, с евр. Иахар, что значит «лес», местечко около Кариафиарима, из которого Давидом был перенесен Кивот Завета в Иерусалим.

7 Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.

7. «Подножие ног Его» — Кивот Завета, на котором невидимо присутствовал сам Господь и который, потому, являлся подножием Его ног.

8 Стань, Господи, на место покоя Твоего,- Ты и ковчег могущества Твоего.

8. «Место покоя» — место постоянного пребывания Господа (сл. 14 ст. ). — «Ковчег могущества» — Кивот Завета, с которым евреи выходили на сражение и с которого Господь оказывал евреям чудесную помощь.

9 Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.

9. Пусть священники Твои будут всегда глашатаями правды, неуклонно следующими Твоим повелениям, и этой правде, этому ведению закона да научают весь народ своим словом, путем его разъяснения, а жизнью — да показывают пример достойного исполнения закона. — «Святые» — весь еврейский народ, призванный быть народом святым. Они «возрадуются» так как будучи научены своими пастырями знанию закона и проводя жизнь в согласии с заповедями Господа, они вызовут с Его стороны излияние на себя богатых милостей.

10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.

10. «Помазанник» — Соломон. Выражение, чтобы Господь не отвратил от него своих милостей «ради Давида» показывает необыкновенное смирение Соломона, по которому он не считает себя так ценным пред Богом, чтобы мог указывать на какие-либо заслуги пред Ним и за них просить награды, как платы; этих милостей для себя он просит ради заслуг своего отца.

11 Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.
12 Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем».

11-12. Клятва Господа «в истине, которой Он не отречется», состоит в обетовании Давиду происхождения от него непрерывного ряда царей. Но это обетование Божие обусловливается постоянством и прочностью привязанности потомков Давида к Господу, т. е. обязательство Бога покоится не на внешней верности своему обетованию, а на нравственной ценности тех, кому оно дается. История еврейского народа прекрасно иллюстрирует это обетование, когда показывает, что Господь награждал всех верных Ему потомков Давида и поддерживал их на престоле, но потом, когда они отступили от Него, царский род Давида прекратился.

13 Ибо избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе.
14 «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.

14. Иерусалим — «покой Божий на веки», на все время верности Ему еврейского народа, которому Он будет изливать свои милости. Выражение «на веки» имеет и другой смысл. С отвержением древнего Израиля и заменой его новозаветным, Иерусалим явился священным городом в глазах всех христиан и, пока христианство живо и действенно, а оно, по обетованию Христа, вечно, дотоле этот город является священным местом для всего мира, местом явления и рождения новой жизни, местом, прославленным делами, учением и смертью Спасителя мира.

Читайте так же:  Молитва на замужество 14 октября

15 Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом;
16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.

17 Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.

17. «Рог» — символ силы, крепости. Рог Давида заключался, конечно, не в тех военных удачах, которыми он обезопасил и сделал свой народ грозным для соседей язычников, и не внутренние реформы, внесшие порядок и спокойствие в жизнь народа, так как то и другое имело лишь временное значение и переходящую ценность, а под рогом нужно разуметь его вечную силу и вечную ценность. Последняя же состояла в происхождении от него Мессии, основателя нового царства, несокрушимого ни для каких сил ада и происков людей, и внесшего в жизнь новый свет, привлекший к себе весь мир. В этом смысле Ап. Петр применяет слова означенного псалма прямо ко Христу (Деян II:30).

18 Врагов его облеку стыдом, а на нем будет сиять венец его».

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

1 Помяни, Господи, Давида и всю кротость eго:

1 Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его,

2 яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю:

2 как поклялся он Господу, дал обет Богу Иакова:

3 аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея,

3 «Не войду я в шатёр дома моего, не взойду на устланное ложе моё,

4 аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима,

4 не дам сна очам моим, и векам моим – дремоты, и покоя вискам моим,

5 дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю.

5 пока не найду места Господу, обители Богу Иакова!»

6 Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы.

6 Вот, мы услышали о ней в Ефрафе, нашли ее на равнинах дубравных,

7 Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его.

7 войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его.

8 Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея.

8 Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей, –

9 Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются.

9 священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются.

10 Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего.

10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.

11 Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем.

11 Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся от неё: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоём;

12 Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем.

12 если сохранят сыны твои завет Мой и эти свидетельства Мои, которым научу их, и их сыны до века будут сидеть на престоле твоём».

13 Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе.

13 Ибо избрал Господь Сион, назначил его в жилище Себе:

14 Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и.

14 «Это покой Мой во век века, здесь поселюсь, ибо Я избрал его.

15 Ловитву eго благословляяй благословлю, нищыя eго насыщу хлебы,

15 Добычу его благословением благословлю, нищих его насыщу хлебом,

16 священники eго облеку во спасение, и преподобнии eго радостию возрадуются.

16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.

Видео (кликните для воспроизведения).

17 Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему.

17 Там возращу рог Давиду, приготовил Я светильник помазаннику Моему:

18 Враги eго облеку студом, на немже процветет святыня Моя.

18 врагов его облеку стыдом, а на нём расцветёт святыня Моя».

Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея. Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего. Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе. Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы, священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему. Враги его облеку студом, на немже процветет святыня Моя.

Этот псалом поначалу (стихи 1-5) звучит как молитва-напоминание всего израильского сообщества Господу относительно того, как «сокрушался» царь Давид и как клялся он найти достойное место, где бы мог постоянно пребывать ковчег завета, великая святыня еврейского народа. В стихе 7 – слова, сопутствовавшие шествию к храму для богопоклонения, в стихах 8-10 – продолжение молитвы. В последней части псалма (начиная со стихом 11) напоминание (как бы в ответ на молитву в стихе 1-5) звучит уже в адрес израильского сообщества.

Читайте так же:  Молитва антипе пергамскому

Трудно судить о времени и обстоятельствах написания Пс. 131. Приведем два существующих на этот счет предположения. Псалом мог возникнуть как молитва возвратившихся из изгнания евреев, которых глубоко занимала мысль, исполнит ли Бог Свои обещания Давиду, в первую очередь те, которые касались вечного правления дома Давидова и поклонения в духе праведности на Сионе. Это предположение не вполне, однако, согласуется со стихом 10.

Об этом и о втором предположении ниже, в тексте толкований.

А. Вспомни, Господи, Давида (131:1-5)

Пс. 131:1. Тема псалма вводится горячей мольбой к Господу «вспомнить Давида». Возвращенцами из Вавилона жизнь Давида и вся его деятельность на израильском престоле воспринимались очень обостренно – ведь он был царем, которому народ обязан был созданием центра богопоклонения на Сионе.

Пс. 131:2-5. Здесь молитве сосредоточена на «напоминании» о клятве Давида «не успокоиться» до тех пор, пока не возведет жилища Господу (Сильному Иакова; стих 5). Может быть, подразумевается желание Давида построить храм (2Цар. 7), свидетельствовавшее о великом благочестии этого человека, с которым Господь заключил завет.

Следует заметить, что для еврейского сообщества времен Ездры и Неемии Давидов завет значил не меньше, чем Авраамов завет для Моисея. Молитвенная часть Псалма 131 в устах паломников послепленного периода могла звучать как призыв к Богу исполнить данные Им обещания – в то время, когда исполнение их было, казалось, под угрозой срыва.

Тон псалма меняется; псалмопевец передает ощущение сообщества, что на молитву будет отвечено.

Пс. 131:6-8. Поющие вспоминают, что слышал о ковчеге (стих 8); в стихе 6 названы два места на земле Кириафиаримской (о Ефрафе также в Быт. 35:16,19; 48:7; так в глубокой древности назывался Вифлеем и территория вокруг него). В Кириафнариме ковчег находился 20 лет (1Цар. 7:1-2), пока царь Давид не перенес его оттуда на Сион (2Цар. 6).

«Подножием ног Его» (стих 7) назван ковчег, крышка которого служила местопребыванием невидимого Господа, Его земным троном. В том же значении следует понимать места покоя в стих 8. Здесь же ковчег назван «ковчегом могущества», потому что в битвах левиты несли его перед сражающимися евреями; ковчег символизировал силу и победоносность Божии.

Пс. 131:9-10. При более точном прочтении 1-ая часть стиха 9 должна звучать так: Священники Твои да облекутся правдою; другими словами, это молитва о том, чтобы священники провозглашали в народе правду Божию (закон Его) и учили ей народ. В англ. переводе Библии стоит не «правдою», а «праведностью»; впрочем, оба значения близки друг другу: блюдущие праведность священники должны подавать соплеменникам пример достойном жизни в согласии с законом. «Святыми», которые да возрадуются, назван в стихе 9 весь еврейский народ.

Обратимся к стиху 10. Упомянутый тут «помазанник» нелегко ассоциируется с самим Давидом. Скорее стих звучит так, как если бы кто-то из его преемников просил Господа «не отвратить» (не отвергнуть) его, тоже помазанника, ради Давида. Исследователи Библии, рассматривающие Пс. 131 как молитву, возникшую в после пленный период, высказывают предположение, что автором псалма была заимствована древняя народная молитва о Давиде, относившаяся к тому времени, когда он утверждал на Сионе центр богопоклонения, и применена к «нуждам» после пленного времени: паломники, таким образом, просили Бога этими древними словами, чтобы обещания, данные Давиду, Он исполнил на них.

Существует, однако, и такое мнение, что Псалом 131 был написан царем Соломоном по случаю перенесения ковчега в храм. Разделяющие его видят в стихе 1 «напоминание» преемника Давида о нем Господу. Но кто бы и при каких обстоятельствах ни написал этот псалом, в послепленное время, из уст возвратившихся в обетованную землю, он мог звучать именно как мольба к Богу благословить исполнением обещаний, данных Давиду, потомков его.

Пс. 131:11-18. В этих стихах запечатлено откровение от Господа Давиду, или клятва Его ему (названа «истиной, от которой Бог не отречется») во веки сохранить на престоле Давидовом его потомков (стих 11; сравните Пс. 88:3-4,27-29,35-37), если они не формально, но от сердца будут сохранять завет с Богом и чтить откровения Его (стих 12). История еврейского народа – живая иллюстрация непреложности этого обетования: хранивших Ему верность преемников Давида Господь благословлял на их престоле. Но отступничество приводило и привело (взяв верх!) к печальным результатам.

Как ненарушимые в будущем звучат, однако, слова в стихах 13-14: Ибо избрал Господь Сион… «Это покой Мой на веки, ибо Я возжелал его». В стихах 15-16 Господь говорит о грядущих всесторонних благословениях Иерусалима (Сиона). Заключительная часть Пс. 131 носит мессианский характер. Светильник (стих 17) был непременной принадлежностью скинии. Здесь это образ неугасимости династии Давида (сравните 2Цар. 21:17; 3Цар. 11:36). Под «помазанником» в стихе 17 понимается в первую очередь сам Давид, затем каждый из преемников его и, наконец, Мессия, Христос: это Он победит всех врагов Своих, и венец его… будет сиять… на нем.

Рог (стих 17), символизирующий силу вообще, символизирует на страницах Библии и сильных правителей (Дан. 7:24). Здесь Бог говорит, что «возрастит рог Давиду». Возможно, именно это место имел в виду Захария, отец Иоанна Крестителя, в своей молитве (Лук. 1:69). В целом это образ «отрасли Давидовой» (Иер. 23:5; 33:15; Зах. 3:8; 6:12), Царя-Мессии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Псалом 131 подтверждал таким образом надежду на то, что как бы ни складывались обстоятельства на протяжении истории Израиля, Бог Свои обещания ему исполнит.

8 Стань, Господи, на место покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего.

1 Се что добро, или что красно? Но еже жити братии вкупе.

1 Вот, что так прекрасно или что так приятно – как только жить братьям вместе!

2 Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды eго,

2 Как миро на голове, сходящее на бороду, бороду Ааронову, сходящее на кайму одежды его;

3 яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския, яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века.

3 как роса Аэрмонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь навеки.

Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его, яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския, яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века.

Означенный псалом можно считать написанным Соломоном при перенесении Кивота Завета из скинии Давидовой во вновь сооруженный им храм. На это событие указывает, напр., Пс.131_8 ст., где писатель обращается к Господу с молитвой стать с Ковчегом на » место покоя» , чем Господь покажет благоволение к своему помазаннику «ради Давида» (Пс.131_10). Стихи Пс.131_8–10, кроме того, приводятся в содержании молитвы Соломоновой при освящении храма ( 2Пар. 6:41–42 ). Да и все содержание псалма представляет торжественную песнь, более всего соответствующую указанному времени.

Господи, вспомни все сокрушение Давида, озабоченного построением скинии, которая тогда стояла на полях Иарима (1–6). Теперь пойдем все к подножию места постоянного пребывания Господа и пусть все радуются (7–9). Не отврати, Господи, Твоего Лица от помазанника Твоего, из потомства Давида, которому Ты обещал Свое благоволение, если оно будет верно Тебе (10–12). Вот Господь избрал Сион Своим жилищем навеки и будет изливать Свое благоволение на всех людей. Он возрастит рог Давида и постыдит всех его врагов (13–18).

Пс.131:1 . Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его:

«Сокрушение» – сетование Давида по тому поводу, что он не видел Ковчега Завета, этой величайшей Святыни еврейского народа, в жилище, достойном его, и об устроении достойного Иеговы помещения он и сокрушался.

Пс.131:3 . «не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое;

Пс.131:4 . не дам сна очам моим и веждам моим – дремания,

Пс.131:5 . доколе не найду места Господу, жилища – Сильному Иакова».

Указывают на неусыпное старание Давида в отыскании достойного Иеговы места сооружения Ему скинии.

Пс.131:6 . Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.

Ефрафа – название города в области Кариафиаримской, а Иарим, с евр. Иахар, что значит «лес», местечко около Кариафиарима, из которого Давидом был перенесен Кивот Завета в Иерусалим.

Пс.131:7 . Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.

«Подножи е ног Его» – Кивот Завета, на котором невидимо присутствовал сам Господь и который, потому, являлся подножием Его ног.

Пс.131:8 . Стань, Господи, на место покоя Твоего, – Ты и ковчег могущества Твоего.

» Место покоя» – место постоянного пребывания Господа (сл. 14 ст.). – «Ковчег могущества» – Кивот Завета, с которым евреи выходили на сражение и с которого Господь оказывал евреям чудесную помощь.

Пс.131:9 . Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.

Пусть священники Твои будут всегда глашатаями правды, неуклонно следующими Твоим повелениям, и этой правде, этому ведению закона да научают весь народ своим словом, путем его разъяснения, а жизнью – да показывают пример достойного исполнения закона. – «Святые» – весь еврейский народ, призванный быть народом святым. Они «возрадуются» так как будучи научены своими пастырями знанию закона и проводя жизнь в согласии с заповедями Господа, они вызовут с Его стороны излияние на себя богатых милостей.

Пс.131:10 . Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.

«Помазанник. » – Соломон. Выражение, чтобы Господь не отвратил от него своих милостей «ради Давида» показывает необыкновенное смирение Соломона, по которому он не считает себя так ценным пред Богом, чтобы мог указывать на какие-либо заслуги пред Ним и за них просить награды, как платы; этих милостей для себя он просит ради заслуг своего отца.

Пс.131:11 . Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.

Пс.131:12 . Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем».

Клятва Господа «в истине, которой Он не отречется» , состоит в обетовании Давиду происхождения от него непрерывного ряда царей. Но это обетование Божие обусловливается постоянством и прочностью привязанности потомков Давида к Господу, т. е. обязательство Бога покоится не на внешней верности своему обетованию, а на нравственной ценности тех, кому оно дается. История еврейского народа прекрасно иллюстрирует это обетование, когда показывает, что Господь награждал всех верных Ему потомков Давида и поддерживал их на престоле, но потом, когда они отступили от Него, царский род Давида прекратился.

Пс.131:14 . «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.

Иерусалим – «покой Божий на веки» , на все время верности Ему еврейского народа, которому Он будет изливать свои милости. Выражение «на веки» имеет и другой смысл. С отвержением древнего Израиля и заменой его новозаветным, Иерусалим явился священным городом в глазах всех христиан и, пока христианство живо и действенно, а оно, по обетованию Христа, вечно, дотоле этот город является священным местом для всего мира, местом явления и рождения новой жизни, местом, прославленным делами, учением и смертью Спасителя мира.

Пс.131:16 . священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.

Пс.131:17 . Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.

«Рог» – символ силы, крепости. Рог Давида заключался, конечно, не в тех военных удачах, которыми он обезопасил и сделал свой народ грозным для соседей язычников, и не внутренние реформы, внесшие порядок и спокойствие в жизнь народа, так как то и другое имело лишь временное значение и переходящую ценность, а под рогом нужно разуметь его вечную силу и вечную ценность. Последняя же состояла в происхождении от него Мессии, основателя нового царства, несокрушимого ни для каких сил ада и происков людей, и внесшего в жизнь новый свет, привлекший к себе весь мир. В этом смысле Ап. Петр применяет слова означенного псалма прямо ко Христу ( Деян. 2:30 ).

Песнь степеней. «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – имеет великую близость с 88 псалмом; потому что и здесь, как и в том, пленные в Вавилоне умоляют Бога всяческих, вместо молитвы представляя обетования, данные Богом великому Давиду, и прося сподобить прощения. Псалом содержит и пророчество о Спасителе вселенной». Св. Златоуст видит в сем псалме молитву потомка Давидова, стоявшего, по возвращении из плена, во главе народа, и управлявшего им 644 » (т.е. Зоровавеля).

1–6. Помяни Господи Давида, и всю кротость его. «Иудеи (возвратившиеся из плена), – говорит св. Злат., – желали возобновления храма и восстановления древнего богослужения. А так как этим делом особенно славился Давид, то, как бы в награду за его усердие, псалмопевец проcит Бога о построении храма – ради Давида, так как я, говорит, потомок его, и так как Ты, Господи, приняв усердие Давида, обещал восстановить его род и царство, то ныне и просим исполнить эти обетования; просит помянуть кротость Давида, потому что она особенно благоугодна Богу ( Ис. 66:2 )». С Еврейск.: «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его»; (ст. 2.) как он клялся Господу, давал обет Сильному (Богу) Иакова: (ст. 3.) «не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое, (ст. 4.) не дам сна очам моим и веждам моим дремания; (ст. 5.) доколе не найду места Господу, жилища Сильному (Богу) Иакова». Сн. 2Цар. 7:2 ; 2Пар. 6:7 . И покой скраниама моима 645 . Скрания – висок. Все это – слова или обеты Давида. Далее начинается другая речь самого псалмопевца.

8. Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. С Евр.: «Встань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего». Псалмопевец здесь и в следующих двух стихах (9 и 10) повторяет слова Соломона, произнесенные им в молитве при освящении храма ( 2Пар. 6:41 ). Воскресни. Когда Евреи двинулись от горы Синая, егда воздвизаху кивот. тогда и Моисей выразился подобным образом: восстань, Господи ( Чис. 10:34 ). Т.е., «утверди на месте нас странствующих и ковчег носимый, и хотя когда-нибудь успокой его» (Злат.). По бл. Феодориту, Евреи, возвратившиеся из плена, умоляют, чтобы восстановлено было богослужение, благодать Божия снова явилась, и храму дана была прежняя слава, что и разумеется под воскресением. По св. Афан. – пророк просит здесь Господа ускорить вознесение Его на небо, а под кивотом святыни разумеет святую плоть Его. Так понимают и другие – св. Иларий, бл. Августин и Иероним 648 .

9. Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. С Евр.: «Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются» (в 2Пар. 6:41 : «и преподобные Твои да насладятся благами»). «Правдою здесь он называет, – поясняет св. Злат., – священные обряды, священство, богослужение, жертвы, приношения, а вместе с тем и безпорочный образ жизни. И преподобнии Твои возрадуются, т.е., когда это сбудется». «Когда построен будет дом (храм), и кивот снова поставлен во святилище, тогда священники, совершающие служение по закону, оправдаются, а не принявшие священнического сана, однакоже возревновавшие о благочестии, исполнятся всякого веселия» (Бл. Феод.). Слова: облекутся правдою, по св. Афан., значат: «облекутся в самую правду, а правда есть Христос».

10. Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазанного Твоего. С Евр.: «Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего» (в 2Пар. 6:42 : «Господи Боже, не отврати лица помазанника Твоего, помяни милости к Давиду, рабу Твоему». Слова Соломона). «Помазанного – т.е. того, – говорит св. Злат., – кто был тогда помазан, управлял и стоял во главе народа». Бл. Феодорит разумеет под помазанным не лице определенное, а царский род. «Поелику, – говорит он, – тогдашние цари (Вавилонские) были злочестивы, то просят (пленные Евреи) ради Давида не угашать царского рода». Ради Давида – т.е. ради обетования, ему данного о продолжении царского рода в его потомстве, именно следующего:

11. Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Сн. 2Цар. 7:8–16 . Клятва Божия означает, что обетование это непреложно, исполнится непременно, впрочем под известным условием, ст. 12. От плода чрева, т.е. от семени Давида произойдут цари Еврейского народа. «Но конец обетования, – говорит бл. Феод., – утверждает Владыка Христос, возобладав царством Давида». Только к Мессии и можно отнести слова Божеств. обетования: «и царство Твое на веки пред лицем Моим, и престол Твой устоит во веки» ( 2Цар. 7:16 . Сн. Ис. 9:6 ; Лк. 1:32–33 . Деян. 2:20, 31 ).

12. Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. поелику же потомки Давида нарушали завет Божий, преогорчевали Господа, невниманием к Его откровениям, соделались недостойны, то и лишились царства (Бл. Феод.).

13, 14. Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе. Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. С Евр.: «Ибо избрал Господь Сион, возжелал (его) в жилище Себе. Это покой мой на веки, здесь вселюсь; ибо Я возжелал его». «Смысл слов пророка, – говорит св. Злат., – следующий: месту, которое Ты взял, не попусти разрушиться и погибнуть. Ибо Ты сказал: зде вселюся. Но Бог сказал это с условиями», ст. 12. Св. Афанасий разумеет о церквах христианских – на местах распятия, воскресения и вознесения.

15. Ловитву 649 его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы. С Евр.: «Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом». «Ловитвою, – говорит св. Злат., – пророк называет обилие жизненных припасов, плодородие». Т.е. «подам им обилие всех благ» (Бл. Феод.).

16. Священники его облеку во спасение, по св. Златоусту, будут в безопасности; по св. Афанасию, облекутся во Христа; по бл. Феодориту, облекутся правдою, ст. 9. С Евр.: «Священников его облеку во спасение, и святые его радостию возрадуются».

17. Тамо возвращу рог Давидови. Тамо, т.е. в Иерусалиме, на Сионе произращу Я рог – силу, могущество, славу Давида, или потомков Давида, и всего более славу Христа Спасителя, к Которому сей псалом и относит св. Апостол Петр ( Деян. 2:30–31 ). Рогом спасения называется Спаситель у св. Евангелиста Луки ( Лк. 1:69 ) (Св. Афанасий, бл. Феод.). Относить же к Зоровавелю сих слов нельзя, потому что, как говорит бл. Феод., Зоровавель власти народоправления не передавал ни потомкам, ни детям. «Слова сии предвозвещают, – говорит бл. Феод., – по плоти Христово рождение». Уготовах светильник помазанному Моему. «Светильником, – говорит св. Злат., – пророк называет здесь или царя, или покровительство, или спасение, или свет, а вместе с тем величайший вид благополучия». Но по мнению св. Афан, – «это сказано об Иоанне (Предтече Господнем), по изреченному Господом: он бе светильник горя и светя ( Ин. 5:35 )».

18. На немже процветет святыня 650 Моя. С Еврейск.: «Врагов Его облеку стыдом, а на нем будет сиять венец его». «На немже, т.е. на народе. Мне кажется, – говорит св. Златоуст, – что здесь говорится о благополучии, безопасности, силе, царстве. То, что я определил ему в начале, говорит Господь, будет процветать, умножаясь, неувядая, не уменьшаясь». Бл. Феодорит под святынею разумеет «церкви, именуемые телом Владыки Христа, и от Него приемлющие источники освящения».

8, 9, и 10 стихи сего псалма взяты из молитвы Соломона, принесенной при освящении храма ( 2Пар. 6, 41. 42 .); а потому Гроций и Другие думают, что и весь 131 псалом принадлежит Соломону, а Кимхи и другие раввины приписывают Давиду, См. у Кали.

Сих слов нет в Еврейском тексте, в Сирсвой и Халдейской Псалтири; – в экзаплах Оригена отмечены черточкою, т. е. как прибавление. Скрания κροτοφος висок. Vulg: temporibus – тоже, ибо tempus значит и время и висок.

Под словом: Евфрафа – одни разумеют Вифлеем Иудейский, родину Давида ( Быт. 48, 7 . Руф. 1, 2 ); другие – колено Ефремово, в коем, именно в Силоме, находился ковчег завета. См. Псал. 77:60, 67 . В полях дубравы. Эти слова – перевод Еврейских слов: Кисрейяар (от саре – поле и яар – лес, дубрава). Так назывался город КириафИарим, – где, в доме Аминадава, находился ковчег ( 1Цар. 7, 1 ), и уже отселе перенесен был Давидом в Иерусалим. 1Пар. 13:6, 7

О ковчеге вовсе не упоминается при построеши и осващении втораго храма. См. 1Ездр. VI, 15–22 . «По Талмуду, второму храму недоставало ковчега, сващ. огня, шехины, Св. Духа, уридма и туммима». По Кейлю, ковчег завета был сожжен прн разрушеніи храма Соломонова. См. Рук. к Библ. Археол. Кейля. ч. 1, стр. 172. 174. (1871 – 1873). Кіев.

Ловитву θηραν – добычу. Так читали у LХХ бл. Феодорит и Златоуст; но в других изданиях: την χηραν – вдову, так же в Вульгате: vіduam. «Пишется же, говорит св. Афан., и вдову его, т. е. лишенную покровительства». Святитель этот приводит то и другое чтение: – и ловитву и вдову.

Святыня. Неизвестные переводчики, коих приводит св. Злат., перевели – один: рог, другой: определение, третий: определенное ему. Еврейское слово здесь незер значит: separatio, соrоnа – отделение, венец.

Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Псалом 131 текст молитвы на русском
Оценка 5 проголосовавших: 1
Псалом 131 Псалом 131
Песнь степе́ней. Песнь восхождения.
1 Помяни́, Го́споди, Дави́да и всю кро́тость его́: 1 Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его:
2 я́ко кля́тся Го́сподеви, обеща́ся Бо́гу Иа́ковлю: 2 как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:
3 а́ще вни́ду в селе́ние до́му моего́, или́ взы́ду на одр посте́ли моея́, 3 «не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое;
4 а́ще дам сон очи́ма мои́ма и ве́ждома мои́ма дрема́ние, и поко́й скраниа́ма мои́ма, 4 не дам сна очам моим и веждам моим — дремания,
5 до́ндеже обря́щу ме́сто Го́сподеви, селе́ние Бо́гу Иа́ковлю. 5 доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иакова».
6 Се слы́шахом я́ во Евфра́фе, обрето́хом я́ в поля́х дубра́вы. 6 Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.
7 Вни́дем в селе́ния Его́, поклони́мся на ме́сто, иде́же стоя́сте но́зе Его́.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here