Псалом 63 молитва

Предлагаем ознакомиться: Псалом 63 молитва с точным и подробным описанием.

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;

3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,

4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово,

5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.

6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?

7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.

8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;

9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.

10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.

11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.

Начальнику хора. Псалом Давида.

Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага; укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев, которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово, чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся. Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит? Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.

Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены; языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них. И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело. А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага; 3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев, 4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово, 5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.

6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?

7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.

8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены; 9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них. 10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.

11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.

Псалом можно считать писанным Давидом в начале восстания Авессалома до бегства из Иерусалима, когда Давид видел те средства, которыми пользовались его враги для своей цели. Они, как возмутившиеся против помазанного и восседавшего на престоле царя, были «мятежниками» (3); главным их орудием было не внешнее насилие, но «язвительное слово, распространяемое втайне» (4-5), и хотя они «утвердились в намерении» низложить царя, однако поступали еще «скрыто» (5).

Такая картина неприязненных действий против Давида отвечает началу возмущения и подготовки мятежа до открытого его обнаружения.

Сохрани меня, Господи, от врага страшного и мятежного, скрыто подготовляющего против меня нападение (2-7). Но враги мои не успеют: их неправда будет причиной гибели их самих, и тогда-то (после гибели) все люди увидят, что кара бесчестных врагов есть дело Божие, а праведник будет радоваться о Господе (8-11).

1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;

2. «Сохрани жизнь мою от страха врага» — гебраизм — от страшного врага, каким и был Авессалом, готовый лишить Давида жизни в целях завладения престолом.

3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,
4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово,

4. «Изострили язык свой, как меч». Враги Давида говорили и входили в сношения с народом не для расследования правды, а для причинения зла царю той неправдой, которую они прививали народу о Давиде. Язык их был «мечом».

5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.

5. «Втайне стрелять в непорочного». Действия врагов Давида сначала были скрытыми, так как прямое и открытое восстание на него легко могло вооружить народ не против царя, которого он еще любил и в которого верил, а против врагов его. «Непорочным» Давид называет себя, совершенно «неопороченного», не виновного в том, в чем обвиняли его.

6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?

6. «Говорили (враги Давида): кто их увидит?» В скрытости своих действий они находили силу к распространению на царя лжи. Враги рассчитывали, что никто из близких к царю не видит их козней, а потому не может обличить их. Они боялись только людей, а о Боге забыли.

7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.

7. Вся деятельность и жизнь Давида подвергалась врагами строгому расследованию не для оценки ее, а для розыска фактов, которыми можно было бы воспользоваться в целях обвинения царя. Так как подобных фактов не находилось, то враги Давида старались проникнуть в его душевный мир, в его настроение, т. е. за неимением фактического внешнего материала к его осуждению, прибегали к опорочению его внутренних стремлений, его душевного склада, напр., говорили про царя, что он «не любит» народа.

8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;
9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.
10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.
11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.

8-11. В своем расчете, что «их никто не увидит», враги забыли Господа. Он же знает и видит действия человека, и злые поступки врагов послужат только к их наказанию и гибели, тогда-то все увидят проявление грозного суда, «дело Божие», а праведник Давид — возвеселится (11).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

И этот псалом одного содержания с предыдущим; поелику, по словам Феодорита, излагает наветы врагов Давида и пророчествует о будущем его освобождении от них, почему и в надписи его содержится: в конец *).

*) Псалом сей, по словам Афанасия, сказывается от лица Апостолов, молящихся об освобождении их от врагов, противившихся их проповеди.

Ст. 2. Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе; от страха вражия изми душу мою *).

*) Афанасий говорит, что это сходно с тем, что сказано Апостолами: И ныне, Господи! воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорит слово Твое. Слова Вел. Василия: Вражий страх есть тот, который поселяется врагом, и который противен дерзновению Христову, об отвращении которого в семь псалмопении изложена молитва. Кирилла: Это—услышь меня, когда молюсь, вместо: когда я не молчу, но молюсь. Ибо молчание при таких обстоятельствах вредно, или (значит то), что скоро услышь меня и даже в то самое время, когда молюсь, согласно с обещанным Тобою: Еще ты будешь говорить, как скажет: вот Я здесь. Афанасия: Освободи меня от страха со стороны противников, иначе от навета их и смерти. Ибо сие то он боялся потерпеть от них. Оригена: Изъемли, говорит, душу мою от страха, каковый страх не друг, а враг. Друг тот страх, который соединен с познанием Бога, а враг страх—тот, который свойствен неправомыслящим, или каким бы то ни было небоящимся Бога, которых Дух Святый у пророка Исаии может изобразить ясно сими словами: страхом их не станем овладеваться и не будем смущаться.

Читайте так же:  Православное учение о молитве

3. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду. Слова сии ясны, и потому не требуют изъяснения. Сонмом же называет совокупление и единомыслие и согласие на зло со стороны злых людей, как изъясняет Феодорит.

4. Иже изостриша, яко меч языки свои. Сии, говорит, враги мои изострили языки свои на подобие меча, смотря по оборотливости их в клевете и в составлении против меня злых умыслов. А такие имеют сходство с сказанными в псал.56,4, следующими: и язык их меч острый.

Напрягоша лук свой,вещь горьку.

5. Состреляти в тайных непорочна. Непорочным Давид называет безвинного и не бывшего причиною, то есть, самого себя. Здесь находится род переложения, которое может быть исправлено так: напрягли лук свой, чтоб стрелять в непорочного, что горько, то есть дело худое, коварное, злой умысел заключающее,—пускать стрелы тайно в невинного человека, поелику, таким образом, в кого стреляют тайно, тот, по незнанию, не может предохранить себя. Луком, а равно мечем он назвал язык врагов, мечем, потому что умерщвляет приблизившихся к нему, а луком потому что стреляет в людей и издалека *). Ибо, говорит, враги мои явно хвалят меня, а тайно приготовляют против меня злые умыслы.

*) Слова Божеств. Кирилла: Вещью горькою, составленною против непорочного или безвинного назвал клевету, ибо не прилична клевета и на кого бы то ни было, а тем злее она на праведного. На него стреляют тайно, то есть, скрытно, потому что не смеют поносить его в лицо. А—натянули лук, поставлено вместо: как лук. У Феодорита: Вещь горькая значит то же, что слово горькое, или горький умысел. Сим то они исполнили язык свой, горькое слово изощряя хуже лука.

Внезапу состреляют его и не убоятся. Нечаянно, говорит, когда невинный не имел никакого предварительного сведения, враги его пустят в него стрелы; они не убоятся ни гнева Божия, поражающего наветников, ни обвинения от людей.

6. Утвердиша себе слово лукавое. Утвердили, говорит, сии коварные люди у себя злое слово, то есть, придумали злой умысел против невинных и решились твердо привести его в исполнение *).

*) Афанасия: Утверждение слова злого значит уверение Иудеев, что Господь не воскрес из мертвых. Безыменногоистолкователя: Как утвердили? Обманывая, произнося клятвы, нанимая от себя свидетелей и обвинителей, изобретая ухищрения, приводя доказательства, чтоб сделать слово злое, то есть, обман вероятным (в изд. Своде).

Поведаша (твердили) скрыти сеть, реша: кто узрит их? Симмах вместо: твердили, перевел: внушали друг другу. Враги, говорит, невинных людей, посоветовавшись между собою, решили тайно поставить сети и стражу на пути для ловления и умерщвления меня. При том, так как будто нет Бога, в таком расположении они сказали в себе: кто увидит нас? Или кто окажется защитником и помощником наветуемого нами? Иначе: никто *).

*) По словам Велик. Афанасия, это говорится о злословивших Апостолов и говоривших: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? Слова Феодорита: Это говорят Авессалом и Саул с сообщниками своими и прочие; то же говорят и те беззаконные, которые по времени составляли ухищрения и сети против Божиих церквей.

7. Испыташа (свое) беззаконие; исчезоша ипытающие испытания. Враги, говорит, мои пытались исполнить беззаконие; но изнемогли изыскатели коварных опытов, приготовлявшие различные ухищрения *).

*) Феодорит: Всю силу разума употребили, всякое ухищрение против меня придумали, никакого вида злоумышления не оставили; и явно наступая и тайно заседая и надзирателей посылая, пустыни обходя, и в каменистых местах делая поиски, в горах, в пещерах и ущельях земли отыскивая подвижников благочестия, о которых говорит Божественный Павел: которых не был достоин весь мир. А безыменныйговорит: Потому исчезли, что испытывали беззакония, то есть, не искали, по закону Божию, правды, которой искали; потому то и не находят ее. А которые испытывают Богопознание без всякого развлечения, не бывают безуспешны.

Приступит человек, и сердце глубоко.

8. И вознесется Бог. Быть может, говорит, к коварным врагам моим присоединится и еще кто либо для вспомоществования в намерений и злобе их против меня, ласкаясь к ним и обещая, что и он будет действовать против меня. Но этот человек будет сердце глубокое, то есть, глубокомысленный и мудрый, впрочем—на зло, так как есть глубокомысленный и на добро. Однако же поелику и он ничего не может сделать против меня, то посему Бог вознесется и возвеличится еще более, как уловляющий мудрых в коварстве их, то есть, наказывающий их и показывающий, как изъясняет Феодорит, умышления всех прежде упомянутых бездейственными и суетными *).

*) Почему и Феодотион сие перевел так: и мысль мужа и сердце глубокое Бог поразит стрелою. Eвceвийсие изъясняет так: Беззаконники, говорит, непрестанно злоумышляли: но приступит человек истинный, хранящий в себе то, что создано по образу,—и как рассудительный и умный (ибо это значит: сердце глубокое) изложит глубокое разумение в обличении, которым будет вознесен Бог, уловляющий мудрых в коварстве, ибо возносится Бог чрез мужей святых при обличении ими обмана. Другие разумеют сии слова об Иуде, о чем смотри в конце псалма сего. Некто Другой говорит: Приступит человек. Сколько бы ни было глубоко человеческое помышление испытывающее то, что превышает силы, непобедимый Бог выше его. Не видят, говорит; тогда как, сколь ко бы ни скрывали обманы и не полагали их в глубине, чтобы не сделались явны, Бог находится выше и скорее подает помощь, нежели они обманы. Слова Феодорита: Бог видит и скрытое и показывает, свою высоту, подвергая их наказаниям.

Стрелы младенец быша язвы их. Поражения, говорит, то есть, причинения зла и вреда врагами моими, были как стрелы младенцев, то есть, бездейственны и бессильны, подобно тому, как бессильны стрелы, пускаемые малыми детьми, по причине естественной слабости их.

9. И изнемогоша на мя языцы их. Давид языками называет клеветы и наветы, устрояемые языком и составляющее последствия его. Итак, он говорит, что языки, или клеветы врагов моих были слабы, так что не могли ничего более произвести

10. И убояся всяк человек. Смутились, говорит, все, которые видели вышеозначенных врагов моих, как они несчастны во всех предприятиях и ухищрениях своих, которые составили было против меня, и кто только увидел их, убоялся в самом себе, узнав, что Бог защитник и помощник страдающих от неправды *).

Читайте так же:  Календарь православный на каждый день с молитвами

*) Слова Божест. Афанасия: Сказав прежде о возношении врагов против святых проповедников (т. е. Апостолов), теперь говорит и о падении. Ибо столь, говорит, слабыми и ничтожными Он сделает ухищрения их против нас, что стрелы их суть слабые и не могущие уязвлять стрелы младенцев. Почему видя, что они столько ухищрялись и не получили никакой пользы, все объяты были в сердце смущением. Ибо по причине неудачи их, сильно убоявшись, удивлялись в семь делу промысла Божия.

И возвестиша дела Божия и творения Его разумеша. Все, говорит, те, которые увидят неудачность врагов моих, будут рассказывать другим о чудесах, произведенных надо мною Богом, и познают те суды, которые совершает Бог для вспомоществования рабам своим. По свойству пророчества Давид сказал о том, что еще имело исполниться, как о прошедшем, о чем мы говорили многократно *).

*) Слова Евсевия: Всякий человек, рассматривая опустошение древнего Иерусалима, может сильно убояться Распятого и возвещать дела Бога, т. е. Христа и разуметь Его творения. Какие такие? О которых Он предсказал Апостолам и теперь привел в конец (в исполнение). Ибо когда они показывали здание храма, Он отвечал: Аминь, говорю вам, не останется здесь камня на камне, который не разорится.

*) Почему и Феодорит сказал: Можно видеть (найти) исполнившими это Давида и подобных ему и бывших после них, каковы венценосные мученики и подвижники благочестия.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

В жизни христианина тайные и коварные заговоры не являются редкостью, однако, любому проклятию противостоит защита Создателя. Псалом Давида 63 — молитвенное воззвание царя к Богу с просьбой защитить его ото лжи и неправды, даровать защиту и милость Господню.

Злоречие, сплетни, неправдивые слухи являются теми врагами человека, с которыми очень трудно бороться. Невозможно везде и каждому доказывать свою правоту и невиновность.

Не миновала эта проблема и царя Давида в период восстания против него сына Авессалома, который путем распространения невероятных слухов о жестокости, лихоимстве пытался подорвать авторитет отца и таким образом ослабить его власть.

Важно! Псалом 63 помогает обрести внутренний покой в ситуациях, когда сплетни, лживые наговоры и проклятия окружают страхом и лишают спокойствия и мира жизнь праведника.

В самом начале Псалма 63 царь Давид подчеркивает, что он всю ситуацию, сложившуюся вокруг него, отдает Богу в молитве. Страх перед врагом, который распространяет слухи и может напасть в любом месте во всякое время, парализует жизнь Давида.

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;

3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,

4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово,

5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.

6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?

7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.

8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;

9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.

10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.

11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.

В 3 стихе псалмопевец просит Бога защитить его от замыслов злодейских, тем самым остановить мятеж его сына Авессалома.

Стих 4 четко определяет силу сплетен, он называет неправдивые слухи мечом, заостренный язык — луком, бьющим прямо в сердце, через слово клеветы.

Враги боятся в людном месте обижать непорочного человека, они делают это тайно, долго готовятся, а затем мгновенно нападают. Священники всеми путями пытались очернить Иисуса, но очень боялись людей, поэтому действовали тайно, подло, используя распространение сплетен и подкуп лживых свидетелей.

Прокуратор пошел на поводу лжи и собственного страха, отдав на растерзание невинную душу.

Тайные враги намного опаснее открыто идущего в бой врага, их злые помыслы, как липкие сети, обволакивают жертву, у которой не остается надежды на спасение. Лживые люди маскируют свои действия, уверенные в безнаказанности, однако, нельзя укрыться от гнева Творца.

Собственной молитвой и горькой жалобой выражает царь Давид свои тревоги перед коварством заговорщиков.

Злые люди, клеветники ничем не брезгуют ради своего подлого замысла, помимо неправды они роются в личной жизни того, на кого нападают. Авессалом знал, что народ любит своего царя, поэтому боялся нападать открыто, чтобы не вызвать народного гнева.

Давид называет себя непорочным, безусловно, царь знал свои грехи, но в этой ситуации он заявляет о своей невиновности в сложившейся ситуации.

Совет! В любой ситуации не стоит стараться решить проблему своими силами. В молитве, воззвании к Творцу все можно доверить Ему.

Крепкая вера в милость, защиту и помощь Вседержителя помогает победить врага его же орудием. Злодеи боялись гнева людей, но забыли о Божьем суде, Творец видит не только злые поступки, но и помыслы сердца.

Некогда сторонники злодеев поймут их нечистые замыслы, увидят поражения покровителей, будут бояться Бога и покинут клеветников. Свидетелей Господнего наказания накроет страх. Они быстро покинут врагов праведника, чтобы самим не стать объектом Божьего гнева.

В конце Псалма 63 звучит хвала Творцу, на которого царь возложил все свое упование, и надежда, что Бог все разрешит по Своей воле и правда восторжествует, а праведник возвеселится.

Библейские чтения: Исход 10; Псалмы 63,64; Римлянам 15,16.

Псалом 63 один из прекрасных и воодушевляющих Псалмов Давида, по всей вероятности, написанный по случаю мятежа Авессалома. Мы замечаем, что восстание еще не произошло, но Давид начинает осознавать, что его собственный сын, Авессалом, готовит заговор против него. Он также видит перемены и в своем старом верном друге и доверенном советнике Ахитофеле. В первых стихах Давид выражает свое отчаяние, ужас от того, что замышляют его враги. Зачастую, наши страхи перед предстоящими испытаниями и трудностями оказываются гораздо более тяжелыми, чем сами испытания. Тем не менее, с восьмого стиха и до конца Псалма настроение Давида отличается. По мере того, как к Давиду приходит осознание, что Бог слышит его молитвы о спасении, тон повествования становится более спокойным. Теперь он готов довериться Богу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стих 1 – мольба к Господу Богу о, том чтобы Он услышал и внял молитве Давида о спасении. Мы можем представить себе картину, где царь Давид предстает перед нами в роли обычного обеспокоенного человека. Его страхи могли быть как реальными, так и всего лишь плодом его воображения. «Сохрани жизнь мою, – пишет Давид, – от страха врага». Очевидно, что враг не предпринял никаких видимых шагов на тот момент. Давид боится того, что еще только может произойти. Стих 2 показывает, что Давид знает о готовящемся секретном замысле. Мы знаем, что мятеж фактически только готовился. Авессалом воспользовался удачным моментом, когда его отец не имел постоянного контакта с людьми Израиля, чтобы завоевать их поддержку. 2 Царств 15:6 говорится, что «Авессалом вкрадывался в сердце Израильтян». Псалом 63:3 говорит, что именно слова использовались как оружие против Давида. Давид словно вглядывается в своем воображении в лагерь врага, и видит, как они затачивают свои мечи и натягивают луки, в готовности поразить его. Эти мечи и стрелы — горькие слова острых и злых языков, которые наносят ущерб репутации Давида и обвиняют его в преступлениях, которые он не совершал. Кажется, словно он вот-вот попадет в засаду.

Читайте так же:  Молитва первомученице фекле

Часто в Библии нам говорится, что нельзя использовать язык, как оружие уничтожения. Самый известный, наверное, стих об этом – Иакова 3:1-10, где Иаков показывает, какое огромное влияние может иметь этот маленький орган нашего тела. Язык может творить хорошее, или же плохое. Иаков сравнивает язык с малой искоркой, способной поджечь целый лес. Язык может ранить, словно меч, когда используется в разгаре ярости и зависти, слово может глубоко ранить, когда исходит от злого сердца, чтобы опорочить кого-то, или разрушить единство и уничтожить любовь. И потому Иакова оставляет наставление нам: «Не должно, братия мои, сему так быть» (Иакова 3:10).

Господу Иисусу Христу часто приходилось сносить удары этого оружия, которое враги использовали против Него. Нам следует брать пример с Иисуса, как написал Петр (1 Петра 2:22-23): «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному». Иисус вынес все насмешки и лживые обвинения от своих врагов – Еврейских правителей, не ответив на них. Он оставил все на Суд Божий.

В Псалме 63:5-6 разум Давида проникает еще глубже в лагерь врагов. Он входит в штаб-квартиру, где разрабатываются планы, обсуждаются стратегии и действия, и видит следующее: «Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?». Такой же коварный метод использовался против Господа Иисуса – от Луки 11:53-54: «Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его».

Псалом 63:7 описывает, как старательно враги пытались достичь своих коварных целей. Каков же был мотив их действий? Язык – всего лишь оружие (средство). А причина их вражеского отношения исходит из сердца. «Даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца», – говорит Давид. Иеремия 17:9 «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?». Тут тон псалма неожиданно меняется. Начинался Псалом с беспокойства и отчаяния, но в 8 стихе 63 Псалма чувствуется уверенность в исходе этого дела. Давид верит, Господь придет на помощь. Несмотря на то, что в стихе 6, говорится о врагах: «кто их увидит?», подразумевая что их злые замыслы укрыты от всех. Однако Бог видит все, и Он ответит им тем же, что они приготовили для Давида (стихи 8-9). Давид твердо повествует: «Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены; Языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них».

Нам известно из истории, что тщательно разработанные планы врагов Давида потерпели крах. Господь судил разрушить совет Ахитофела, через Хусию Архитянина – смелого и старого преданного друга Давида. Авессалом встретил смерть от стрел Иова, после чего не осталось уже никакой поддержки мятежу: «И взяли Авессалома, и бросили его в лесу в глубокую яму, и наметили над ним огромную кучу камней. И все израильтяне разбежались, каждый в шатер свой» (2-я Царств 18:17).

Псалом 63:10 ясно дает понять, какой неизгладимый след на людей Израиля должны были оставить эти события, когда они воочию наблюдали, как Бог спас Давида: «И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело». Стих 11 подчеркивает, что каждый поэтому должен быть уверен, что Бог слышит молитвы тех, кто надеется на Него: «А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем». Что интересно, молитва Давида не уберегла его от надвигающихся событий, которых он так опасался. Иногда Бог дает нам пройти через трудности. Восстание Авессалома имело до определенного времени большую популярность, и Давид был вынужден бежать из Иерусалима. Но даже в те трудные дни сознание Давида пребывало в мире. Он научился твердо верить, что Господь Бог контролирует все происходящее и обязательно поможет ему преодолеть трудности.

Псалом 63:2-3 начинается с отчаянной и страстной мольбы: «Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага; укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев». Но как только Давид излил свои страхи и отчаяние перед Богом, им овладело спокойствие и мир, ибо за пределами своих теперешних страданий и переживаний он увидел, что все, кто преданно служит Богу, возрадуются по завершении Господом Его дела.

Давид здесь вдохновленный автор этого Псалма, сам же Псалом как бы предвосхищает жизненный опыт Христа. Господь Иисус всегда полностью доверял Своему Отцу, даже когда лучники – правители Израилевы направляли на Него ядовитые стрелы — слова ненависти. Господь Иисус часто оказывался объектом тайных злых заговоров, ведь враги искали Его погибели. Как и молитвы Давида, молитвы Иисуса восходили к Его Отцу на небеса, и всегда были услышаны, например, к Евреям 5:7: «Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение».

Страдания обступали Господа Иисуса. Его враги достигли своей цели, умертвив Его, но ненадолго Господь был положен в могилу. Спустя три дня Отец спас Его от смерти. Господь Иисус, преисполненный сил после молитвы в Гефсиманском саду, встретил уготованные ему страдания и ужас смерти с миром и спокойствием, ибо уверен был в исходе: «А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем» (Псалом 63:11). Слово «праведник» здесь употребляется в единственном числе, ссылаясь в конечном счете на Господа Иисуса Христа, однако слово «правые» – множественного числа, сюда можно отнести и нас, если мы научимся доверять и верить в Бога, как Давид и Господь Иисус.

Слова апостола Павла в его послании Филиппийцам 4:6-7 подытоживают урок, вынесенный нами из Псалма 63: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарностью открывайте свои желания перед Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». И сейчас мы вспоминаем Господа нашего Иисуса Христа в символах хлеба и вина.

1 Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе, от страха вражия изми душу мою.

1 Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе, от страха врага избавь душу мою,

2 Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду.

2 укрой меня от скопища творящих зло, от множества делающих неправду,

3 Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку,

3 которые заострили, как меч, языки свои, натянули лук свой для дела жестокого,

4 состреляти в тайных непорочна, внезапу состреляют eго и не убоятся.

Читайте так же:  Молитвы на изобилие и процветание

4 чтобы тайно стрелять в непорочного: внезапно поразят его и не убоятся.

5 Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их?

5 Укрепились в злом намерении, сговорились скрытно поставить силки, сказали: «Кто их увидит?»

6 Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко,

6 Разыскивали беззакония, изнемогли ведущие изыскания; приступит человек – и сердце глубоко,

7 и вознесется Бог. Стрелы младенец быша язвы их,

7 и вознесётся Бог. Как стрелы младенцев сделались удары их,

8 и изнемогоша на ня языцы их. Смутишася вси видящии их,

8 и изнемогли у них языки их, смутились все видящие их.

9 и убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша.

9 И убоялся всякий человек, и возвестили о делах Божиих, и действия Его уразумели.

10 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вси правии сердцем.

10 Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него, и похвалятся все правые сердцем.

Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе, от страха вражия изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду. Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку, состреляти в тайных непорочна, внезапу состреляют его и не убоятся. Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их? Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко, и вознесется Бог. Стрелы младенец быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их. Смутишася вси видящии их, и убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша. Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вси правии сердцем.

1 Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне.

1 Боже, Боже мой, к Тебе с рассвета стремлюсь: жаждет Тебя душа моя. Сколько раз стремилась к Тебе плоть моя в земле пустынной, и непроходимой, и безводной?

2 Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.

2 Так бы я во святилище явился Тебе, чтобы видеть силу Твою и славу Твою!

3 Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя.

3 Ибо лучше жизни милость Твоя; уста мои восхвалят Тебя.

4 Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои.

4 Так благословлю Тебя в жизни моей, во имя Твоё вознесу руки мои.

5 Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя.

5 Как бы туком и елеем да наполнится душа моя, и устами радости восхвалят Тебя уста мои.

6 Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя.

6 Вспоминал я Тебя на постели моей, поутру размышлял о Тебе,

7 Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся.

7 ибо Ты стал помощником мне, и под кровом крыл Твоих я возрадуюсь.

8 Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.

8 Прильнула душа моя к Тебе, меня поддержала десница Твоя.

9 Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли,

9 А те, что напрасно искали душу мою, сойдут в преисподнюю земли,

10 предадятся в руки оружия, части лисовом будут.

10 преданы будут силе меча, станут добычей лисицам.

11 Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.

11 Царь же возвеселится о Боге, восхвалится всякий, клянущийся Им, ибо заградились уста говорящих неправду.

Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою. Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя. Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли, предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.

И этот псалом одного содержания с предыдущим; поелику , по словам Феодорита, излагает наветы врагов Давида и пророчествует о будущем его освобождении от них, почему и в надписи его содержится: в конец (1).

(1) Псалом сей, по словам Афанасия, сказывается от лица Апостолов, молящихся об освобождении их от врагов, противившихся их проповеди.

Пс.63:2 . Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе; от страха вражия изми душу мою (1).

(1) Афанасий говорит, что это сходно с тем, что сказано Апостолами: И ныне, Господи! воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорит слово Твое. Слова Вел. Василия: Вражий страх есть тот, который поселяется врагом, и который противен дерзновению Христову, об отвращении которого в семь псалмопении изложена молитва. Кирилла: Это – услышь меня, когда молюсь, вместо: когда я не молчу, но молюсь. Ибо молчание при таких обстоятельствах вредно, или (значит то), что скоро услышь меня и даже в то самое время, когда молюсь, согласно с обещанным Тобою: Еще ты будешь говорить, как скажет: вот Я здесь. Афанасия: Освободи меня от страха со стороны противников, иначе от навета их и смерти. Ибо сие то он боялся потерпеть от них. Оригена: Изъемли, говорит, душу мою от страха, каковый страх не друг, а враг. Друг тот страх, который соединен с познанием Бога, а враг страх – тот, который свойствен неправомыслящим, или каким бы то ни было небоящимся Бога, которых Дух Святый у пророка Исаии может изобразить ясно сими словами: страхом их не станем овладеваться и не будем смущаться.

Пс.63:3 . Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду

Слова сии ясны, и потому не требуют изъяснения. Сонмом же называет совокупление и единомыслие и согласие на зло со стороны злых людей, как изъясняет Феодорит.

Пс.63:4 . Иже изостриша, яко меч языки свои

Сии, говорит, враги мои изострили языки свои на подобие меча, смотря по оборотливости их в клевете и в составлении против меня злых умыслов. А такие имеют сходство с сказанными в 56-м псалме ( Пс.56:5 ), следующими: и язык их меч острый.

Напрягоша лук свой, – вещь горьку

Пс.63:5 . Состреляти в тайных непорочна

Непорочным Давид называет безвинного и не бывшего причиною, то есть, самого себя. Здесь находится род переложения, которое может быть исправлено так: напрягли лук свой, чтоб стрелять в непорочного, что горько, то есть дело худое, коварное, злой умысел заключающее, – пускать стрелы тайно в невинного человека, поелику , таким образом, в кого стреляют тайно, тот, по незнанию, не может предохранить себя. Луком, а равно мечем он назвал язык врагов, мечем, потому что умерщвляет приблизившихся к нему, а луком потому что стреляет в людей и издалека (1). Ибо, говорит, враги мои явно хвалят меня, а тайно приготовляют против меня злые умыслы.

Читайте так же:  Молитва Богородице покрова короткая

(1) Слова Божеств. Кирилла: Вещью горькою, составленною против непорочного или безвинного назвал клевету, ибо не прилична клевета и на кого бы то ни было, а тем злее она на праведного. На него стреляют тайно, то есть, скрытно, потому что не смеют поносить его в лицо. А – натянули лук, поставлено вместо: как лук. У Феодорита: Вещь горькая значит то же, что слово горькое, или горький умысел. Сим то они исполнили язык свой, горькое слово изощряя хуже лука.

Внезапу состреляют его и не убоятся

Нечаянно, говорит, когда невинный не имел никакого предварительного сведения, враги его пустят в него стрелы; они не убоятся ни гнева Божия, поражающего наветников, ни обвинения от людей.

Пс.63:6 . Утвердиша себе слово лукавое

Утвердили, говорит, сии коварные люди у себя злое слово, то есть, придумали злой умысел против невинных и решились твердо привести его в исполнение (1).

(1) Афанасия: Утверждение слова злого значит уверение Иудеев, что Господь не воскрес из мертвых. Безыменного истолкователя: Как утвердили? Обманывая, произнося клятвы, нанимая от себя свидетелей и обвинителей, изобретая ухищрения, приводя доказательства, чтоб сделать слово злое, то есть, обман вероятным (в изд. Своде).

Поведаша (твердили) скрыти сеть, реша: кто узрит их?

Симмах вместо: твердили, перевел: внушали друг другу. Враги, говорит, невинных людей, посоветовавшись между собою, решили тайно поставить сети и стражу на пути для ловления и умерщвления меня. При том, так как будто нет Бога, в таком расположении они сказали в себе: кто увидит нас? Или кто окажется защитником и помощником наветуемого нами? Иначе: никто (1).

(1) По словам Велик. Афанасия, это говорится о злословивших Апостолов и говоривших: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? Слова Феодорита: Это говорят Авессалом и Саул с сообщниками своими и прочие; то же говорят и те беззаконные, которые по времени составляли ухищрения и сети против Божиих церквей.

Пс.63:7 . Испыташа (свое) беззаконие; исчезоша ипытающие испытания .

Враги, говорит, мои пытались исполнить беззаконие; но изнемогли изыскатели коварных опытов, приготовлявшие различные ухищрения (1).

(1) Феодорит: Всю силу разума употребили, всякое ухищрение против меня придумали, никакого вида злоумышления не оставили; и явно наступая и тайно заседая и надзирателей посылая, пустыни обходя, и в каменистых местах делая поиски, в горах, в пещерах и ущельях земли отыскивая подвижников благочестия, о которых говорит Божественный Павел: которых не был достоин весь мир. А безыменный говорит: Потому исчезли, что испытывали беззакония, то есть, не искали, по закону Божию, правды, которой искали; потому то и не находят ее. А которые испытывают Богопознание без всякого развлечения, не бывают безуспешны.

Приступит человек, и сердце глубоко

Быть может, говорит, к коварным врагам моим присоединится и еще кто-либо для вспомоществования в намерений и злобе их против меня, ласкаясь к ним и обещая, что и он будет действовать против меня. Но этот человек будет сердце глубокое, то есть, глубокомысленный и мудрый, впрочем – на зло, так как есть глубокомысленный и на добро. Однакоже поелику и он ничего не может сделать против меня, то посему Бог вознесется и возвеличится еще более, как уловляющий мудрых в коварстве их, то есть, наказывающий их и показывающий, как изъясняет Феодорит, умышления всех прежде упомянутых бездейственными и суетными (1).

(1) Почему и Феодотион сие перевел так: и мысль мужа и сердце глубокое Бог поразит стрелою. Евсевий сие изъясняет так: Беззаконники, говорит, непрестанно злоумышляли: но приступит человек истинный, хранящий в себе то, что создано по образу, – и как рассудительный и умный (ибо это значит: сердце глубокое) изложит глубокое разумение в обличении, которым будет вознесен Бог, уловляющий мудрых в коварстве, ибо возносится Бог чрез мужей святых при обличении ими обмана. Другие разумеют сии слова об Иуде, о чем смотри в конце псалма сего. Некто другой говорит: Приступит человек. Сколько бы ни было глубоко человеческое помышление испытывающее то, что превышает силы, непобедимый Бог выше его. Не видят, говорит; тогда как, сколь ко бы ни скрывали обманы и не полагали их в глубине, чтобы не сделались явны, Бог находится выше и скорее подает помощь, нежели они обманы. Слова Феодорита: Бог видит и скрытое и показывает, свою высоту, подвергая их наказаниям.

Стрелы младенец Быша язвы их

Поражения, говорит, то есть, причинения зла и вреда врагами моими, были как стрелы младенцев, то есть, бездейственны и бессильны, подобно тому, как бессильны стрелы, пускаемые малыми детьми, по причине естественной слабости их.

Пс.63:9 . И изнемогоша на мя язы́цы их

Давид языками называет клеветы и наветы, устрояемые языком и составляющее последствия его. Итак, он говорит, что языки, или клеветы врагов моих были слабы, так что не могли ничего более произвести

Смутились, говорит, все, которые видели вышеозначенных врагов моих, как они несчастны во всех предприятиях и ухищрениях своих, которые составили было против меня, и кто только увидел их, убоялся в самом себе, узнав, что Бог защитник и помощник страдающих от неправды (1).

(1) Слова Боже Афанасия: Сказав прежде о возношении врагов против святых проповедников (т. е. Апостолов), теперь говорит и о падении. Ибо столь, говорит, слабыми и ничтожными Он сделает ухищрения их против нас, что стрелы их суть слабые и не могущие уязвлять стрелы младенцев. Почему видя, что они столько ухищрялись и не получили никакой пользы, все объяты были в сердце смущением. Ибо по причине неудачи их, сильно убоявшись, удивлялись в семь делу промысла Божия.

И возвестиша дела Божия и творения Его разумеша

Все, говорит, те, которые увидят неудачность врагов моих, будут рассказывать другим о чудесах, произведенных надо мною Богом, и познают те суды, которые совершает Бог для вспомоществования рабам своим. По свойству пророчества Давид сказал о том, что еще имело исполниться, как о прошедшем, о чем мы говорили многократно (1).

(1) Слова Евсевия: Всякий человек, рассматривая опустошение древнего Иерусалима, может сильно убояться Распятого и возвещать дела Бога, т. е. Христа и разуметь Его творения. Какие такие? О которых Он предсказал Апостолам и теперь привел в конец (в исполнение). Ибо когда они показывали здание храма, Он отвечал: Аминь, говорю вам, не останется здесь камня на камне, который не разорится.

Пс.63:11 . Возвеселится праведник о Господе, и уповает на него; и похвалятся еси npaвии сердцем

Видео (кликните для воспроизведения).

(1) Почему и Феодорит сказал: Можно видеть (найти) исполнившими это Давида и подобных ему и бывших после них, каковы венценосные мученики и подвижники благочестия.

Псалом 63 молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here