Псалтирь и молитвы по усопшим читать

Предлагаем ознакомиться: Псалтирь и молитвы по усопшим читать с точным и подробным описанием.

Продолжаем тему поминовения близких. Потеря особенно тяжела, потому что кажется необратимой. Но, как христиане, люди должны помнить, что существует невидимый мир, где души встретятся в свое время. А пока об усопшем необходимо читать молитвы — до 40 дней существует особый порядок.

Чтобы лучше понять смысл поминальных действий надо осознавать, что именно происходит с душой усопшего человека после его смерти. Считается, что до 40 дней его будущее еще не определено. Именно поэтому молитва в этот период должна быть усиленной. Ведь за чертой, которую переходят после расставания души с телом, человек уже не может влиять на свое будущее, не имеет возможности каяться. Это все необходимо делать во время земного пути. Близкие же могут помочь, этим они развивают и свою духовность.

Первым делом требуется заказать следующие молитвы об усопшем:

  • дома читается Канон за единоумершего — ежедневно, только до 40 дней.
  • отпевание;
  • проскомидию (сорокоуст) — можно подавать сразу, ждать 3 дня не надо;
  • неусыпаемый Псалтырь.

Все это делается сразу после смерти, но в любом случае до наступления 40 дней. Священника надо привезти в дом для отпевания, либо доставить тело покойного в храм. Раньше его оставляли в церкви на ночь, кто-то из родни всю ночь читал псалмы. В период до 3 дней покойный еще находится возле тела. Поэтому нельзя сильно убиваться, плакать, чтобы не задерживать душу.

  • Частота для большинства молитв — произвольная, чем больше — тем лучше. Единожды проводится только отпевание. Вот заказывать все остальное можно на любой срок.
  • До 40 дней умерший человек называется новопреставленным, затем — усопшим.

Лучше всего в такой ситуации поможет чтение молитв. Отвлекают, конечно, многочисленные дела, но покой душе может дать лишь общение с Господом. В православной конфессии очень сильно заботятся об усопших членах церкви. Они считаются живыми, поэтому поминаются за главным богослужением — Литургией. В нем приносится бескровная жертва Богу, в том числе за тех, кто уже перешел от жизни в смерть. По учению церкви, эти люди дожидаются всеобщего воскресения и суда.

Уже первые христиане осознавали важность периода, который длится до 40 дней по смерти. Первые разрешительные (прощальные) молитвы приписывают Феодосию Печерскому, сегодня их принять класть в руку покойного. Знаменитый Иоанн Дамаскин написал много стихов (стихир), которые сегодня входят в чин отпевания. Существует также особый чин, который читается непосредственно над умирающим.

Если кончина не внезапная, обязательно надо пригласить священника! Он проведет исповедь, причастие, прочитает необходимые молитвы именно для этого случая. Это необходимо душе, чтобы легче войти в новый для себя мир.

В течение 40 дней по усопшему близким следует каждый день читать Псалтирь, можно на выбор, но обычно это 17-я кафизма. Надо распечатать вариант с ударениями и русским шрифтом. В молитвах, которые чередуются с Псалмами, подставляется необходимое имя.

  • Условием для церковного поминовения является факт крещения умершего в православной церкви. Даже если он не был воцерковлен, записки должны принимать. Считается, что до всеобщего суда у каждого есть шанс на милосердие Божие.
  • Запрещено подавать записки за самоубийц. Но за них можно ставить свечи и молиться дома.

Для отпевания в церковных лавках продается особый набор, надо приобрести. Священника, как правило, требуется доставить. Посудите сами, удобно ли ехать в метро в облачении, с кадилом, да и сколько времени это займет, ведь батюшка нужен не в одном месте. Молитвы по усопшему могут читать не только родственники. Недаром принято за покойного раздавать милостыню. Нищим следует называть имя, просить их молитв. Чем их больше — тем лучше.

Часто люди, которые стоят непосредственно на паперти здания церкви, имеют на это благословение настоятеля. Они действительно имеют острую нужду и осознают важность таких молитв. Вот те, что за калиткой, могут оказаться лишь назойливыми попрошайками, но и им нельзя отказывать в подаянии.

В сердце человека никто не может заглянуть, кроме Господа, вдруг ваша милостыня перевернет чью-то душу? И человек всю оставшуюся жизнь, а не только до 40 дней, будет молиться за вашего усопшего папу (дедушку, брата). Не проходите мимо.

Даже в такой, а лучше сказать — особенно в такой тяжелой ситуации, следует придерживаться обычных молитв. Также дома особое внимание следует уделить текстам из Псалтири. Еще апостолы советовали именно ими сопровождать души умерших христиан в вечность. Слово Божие — это та живая вода, которая подарит покой умершему, и благотворно подействует на тех, кто остался на земле.

Возможно, тяжело прочесть всю кафизму — можно договориться с кем-то и читать одновременно (каждый в своем доме) или по очереди. Главное, чтобы молитва звучала. Господь принимает ее, как жертву, угодную Себе больше, чем звонкая монета. Душа ему нужна, усердие, а не деньги. То же самое можно сказать об усопшем, который в течение 40 дней путешествует как по райским обителям, так и в аду. Представьте, каково ему там. А молитва — как свежий ветерок, поднимающий ввысь.

Какой именно псалом читать — не так важно, главное — вложить все свои лучшие пожелания, чувства к усопшему, простить ему все обиды от души. Ведь и те, кто еще жив, останутся здесь не навсегда. Молитвами святых отец наших Господь да помилует и спасет усопших родителей, братьев и близких наших!

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек , и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности, чтение это несомненно приносит им великое утешение само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и памяти о них живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых — так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Читайте так же:  Молитва Ксении о замужестве сильная молитва

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

Конечно принимать на себя чтение Псалтири при гробе усопшего может тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

Само чтение Псалтири по усопшим бывает двух родов. Первый — это сугубое чтение Псалтири над гробом почившего в ближайшие дни и недели по его кончине — например, до 40-го дня.

Чтение боговдохновенных псалмов Давидовых в идеале должно быть ежедневным частным занятием православных христиан, поэтому распространен обычай соединять келейное (домашнее) чтение Псалтыри с поминанием живых и усопших — таков другой род чтения Псалтири с поминовением.

Если Псалтирь читается только за усопшего, перед первой кафизмой обязательно читается Канон за единоумершего. После канона — «Достойно есть..» и далее до конца, как указано в чине келейного чтения Канона за единоумершего.

В этом разделе помещены три варианта чтения Псалтири по усопшим в соответствии с традицией Русской Православной Церкви.

В отличии от других, этот вариант прочтения Псалтири о упокоении усопших включает в себя только поминовении заупокой на каждой «Славе» кафизмы. По прочтении кафизмы приведены тропари заупокойные и молитва о упокоении, вместо обычных тропарей и молитв Псалтири. Такое поминовение называется сугубым (особым, только о упокоении), часто такой вариант чтения используют в первые сорок дней после смерти усопшего. Для удобства все тексты преведены «на ряду» (без сокращений).

В данном изложении Псалтирь о упокоении усопших включает в себя только молитвы о упокоении на каждой «Славе» кафизмы. По прочтении каждой кафизмы приведены тропари и молитва кафизмы из Псалтири. При таком чтении начало и окончание чтения кафизм остается обычным, без заупоуойных тропарей. Для удобства все тексты преведены «на ряду» (без сокращений).

Самый распостраненный способ чтения Псалтири с поминовениями о здравии и упокоении на каждой «Славе» кафизмы. По прочтении каждой кафизмы приведены тропари и молитва кафизмы из Псалтири. Для удобства все тексты преведены «на ряду» (без сокращений). Такой вариант обычно читают для келейного поминовения живых и почивших сродников.

Когда псалтирь читается у гроба усопшего, то сначала присутствующим иереем совершается Последование по исходе души и тела. За тем чтец начинает чтение Псалтири

По окончании всей Псалтири чтец читает опять Канон за единоумершего и после него снова начинается чтение Псалтири, и так повторяется во все время чтения Псалтири за усопшего.

«При чтении Псалтири при гробе усопшего, — пишет владыка Афанасий (Сахоров) в своем исчерпывающем исследовании «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», — нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой «Славы:», и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего», причем во время чтения полагается пять поклонов, в самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтыри за упокой предваряется чтением Канона за умершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный Канон, после которого снова начинается чтение первый кафизмы. Такой порядок продолжается во всё время чтения Псалтири за упокой».

Сейчас получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй «Славе:» кафизмы, читается молитва «Помяни, Господи Боже наш. «, а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

При чтении Псалтири при гробе усопшего, следует учитывать традицию и всякий раз предварять чтение 1-ой кафизмы чтением заупокойного канона.

В заключение остается лишь добавить, что любому чтецу Псалтыри (опытному или не опытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности, чтение это несомненно приносит им великое утешение само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и памяти о них живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых — так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

Конечно принимать на себя чтение Псалтири при гробе усопшего может тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

Читайте так же:  Молитва читаемая во вторник

Само чтение Псалтири по усопшим бывает двух родов. Первый — это сугубое чтение Псалтири над гробом почившего в ближайшие дни и недели по его кончине — например, до 40-го дня. Чтение боговдохновенных псалмов Давидовых в идеале должно быть ежедневным частным занятием православных христиан, поэтому распространен обычай соединять келейное (домашнее) чтение Псалтыри с поминанием живых и усопших — таков другой род чтения Псалтири с поминовением.

Если Псалтирь читается только за усопшего, перед первой кафизмой обязательно читается Канон за единоумершего. После канона — «Достойно есть..» и далее до конца, как указано в чине келейного чтения Канона за единоумершего.

Когда псалтирь читается у гроба усопшего, то сначала присутствующим иереем совершается Последование по исходе души и тела. За тем чтец начинает чтение Псалтири

По окончании всей Псалтири чтец читает опять Канон за единоумершего и после него снова начинается чтение Псалтири, и так повторяется во все время чтения Псалтири за усопшего.

«При чтении Псалтири при гробе усопшего, — пишет владыка Афанасий (Сахоров) в своем исчерпывающем исследовании «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», — нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой «Славы:», и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего», причем во время чтения полагается пять поклонов, в самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтыри за упокой предваряется чтением Канона за умершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный Канон, после которого снова начинается чтение первый кафизмы. Такой порядок продолжается во всё время чтения Псалтири за упокой».

Сейчас получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй «Славе:» кафизмы, читается молитва «Помяни, Господи Боже наш. «, а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

При чтении Псалтири при гробе усопшего, следует учитывать традицию и всякий раз предварять чтение 1-ой кафизмы чтением заупокойного канона.

В заключение остается лишь добавить, что любому чтецу Псалтыри (опытному или не опытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш. ”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного ):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имярек] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем продолжается чтение псалмов кафизмы). По окончании кафизмы читается:

Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Читайте так же:  Молитва для крещения веры

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Господи, помилуй (40 раз)
(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)

Приложение для Apple и Android

Существует традиция чтения Псалтири над телом преставившегося ко Христу христианина до его погребения и по одной кафизме 40 дней после погребения.

Чтение совершается родственниками по возможности стоя, непрерывно до погребения (кроме времени, когда при гробе совершаются панихиды или литии), днем и ночью, если чтецов несколько.

В случае затруднительности организовать чтение Псалтири непосредственно над телом усопшего, можно поделить время суток и читать каждому в свое время у себя дома.

Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

Обычай читать Псалтирь по усопшим берет свое начало уже в первых веках существования Христианской Церкви. Однако, точно ответить на вопрос с чего началась традиция невозможно.

Для большинства примером считается история с Успением Пресвятой Богородицы. Согласно церковному преданию, апостолы три дня молились и пели псалмы у гроба девы Марии.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы». Российская империя, XIX — XX вв. Псалмопения у гроба Божьей Матери в течении трех дней дали начало традиции совершать Псалтирь по усопшим.

Совершение Псалтири по усопшим свидетельствует о большой любви человека к новопреставленному и приносит ему великое утешение

Вспоминая умерших молитвенно, мы обращаемся к Господу с просьбой о прощении грехов их, чтобы, представ перед судом Божием, они получили оправдание.

Молитва об упокоении новопреставленного способствует душевному успокоению людей, потерявших близких, помогает отвлечься от жизненной суеты. Молитва — это самая прочная и тесная связь между родными (живыми и усопшими).

Когда просишь Господа за близкого человека, то становиться легче и молящему, и тому, за кого молятся.

Чтение Псалтири по усопшему, при условии, что чтецов несколько, происходит непрерывно, днем и ночью, по возможности стоя. Родным и близким настоятельно рекомендуется также хоть иногда присоединяться к молитве.

Ведь молитвенный текст об усопшем — эта та помощь, которую живой человек может оказать умершему.

Случается, что чтение Псалтири, непосредственно над телом умершего, по каким-либо причинам затруднительно (если тело в морге).

В этом случае близкие и родные могут поделить кафизмы и время суток, и читать псалмы по отдельности, каждый у себя дома.

Молитва приобретает особенную силу если она искренняя и идет от сердца.

Также сложился обычай заказывать чтение Псалтири за умершего в монастыре. При этом принято обязательно подавать милостыню просящим, в знак ходатайства за душу новопреставленного.

В Православной церкви установился обычай чтения Псалтири над телом умершего до его погребения и после похорон до сорока дней.

Чтение псалмов является мольбой за душу новопреставленного и успокаивает сердце скорбящих родных и близких.

Неусыпаемая Псалтирь об упокоении в Храме (особый род молитвы, которая читается круглосуточно).

В Апостольских постановлениях сказано совершать чтение псалмов и молитвы по усопшим на третий день, девятый и сороковой. Однако, преимущественно чтение совершается в течении трех или сорока дней

Читать Псалтирь по усопшему разрешается как церковному чтецу, так и мирянину. Для этого благочестивому христианину необходимо обладать навыком чтения Псалтири.

Хорошо, когда таким навыком обладает родственник или близкий покойного, ибо молитвенное обращение к Господу со стороны знающих умершего людей обладает великой силой.

Читаются кафизмы одна за другой по порядку. Однако, для непрерывного чтения необходимо несколько человек. Если удалось установить череду, то Псалтирь читается все время до отпевания. Если нет — чтение продолжается по возможности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но желательно совершать Псалтирь по усопшему до 40 дней, читая хотя бы одну кафизму в день.

Кафизмы — это разделы на которые разделена Псалтирь. Всего в Священной книге 20 кафизм, примерно равной длины, каждая из которых содержит разное число псалмов.

Традиция совершать чтение Псалтири по новопреставленному являет собой многовековую традицию. Со временем установился определенный порядок чтения Священной книги.

В момент смерти или непосредственно после нее чтение Псалтири по окончанию молитвословия следует начинать с «Последование по исходе души от тела».

Это молитвенное обращение должно облегчить душевные страдания умирающего. По ее прочтении родственники начинают чтение псалтыри по усопшим.

Перед первой кафизмой после канона «Достойно есть», необходимо произнести Канон по усопшему до 40 дней.

Если чтение Псалтири совершается у гроба новопреставленного, то сначала священнослужителем произносится «Последование по исходе души и тела». Затем начинают читать Псалтирь.

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже! Упокой, Господи, души усопших раб Твоих:…» (имена умерших православных христиан перечисляются в родительном падеже).

Затем, перед чтением следующей части кафизмы, произносим:

Следом читается «Молитва за единоумершего до 40 дней»:

отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго,

и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя:

аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа,

Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве,

православно даже до последняго своего издыхания исповеда…»

По прочтению «Молитвы за единоумершего до 40 дней» читаются псалмы. По окончании чтения Псалтири чтец произносит Канон за единоумершего (об усопшим) следом чтение опять начинается с первой кафизмы.

И снова повторяется в том же порядке во все время чтения Священной книги.

Когда вся Священная книга прочитана, следом положены специальные молитвы после Псалтыри по усопшему. В молитвослове они называются «по прочтении Псалтири или нескольких кафизм».

Существует также и другие правила чтения псалмов по усопшему у гроба. В Псалтири, изданной Московской Патриархией в 1973 году, рекомендуется после первой и второй «Славе» произносить «Молитву за всякого усопшего христианина»:

Читайте так же:  Молитвы никодима Святогорца

После прочтения кафизм, читаются «Тропари покойны»:

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.»

Следом читаются молитвы, которые положены по прочтении кафизмы.

Во время пасхальной седмицы прочтение Псалтири в Храмах останавливается, но, тем не менее, в настольной книге священнослужителя сказано:

«можно не отлагать чтение Псалтири над умершим в дни Светлой седмицы.» Достаточно по окончании кафизмы и «Славы» добавить пасхальные песнопения.

На совершении Псалтири, в отличие от Литургии, разрешено поминать и некрещеных умерших (это оговаривается с духовником).

В заключение стоит добавить, что читается Псалтирь (в ногах у гроба усопшего), преимущественно стоя, разве только исключительная крайность не вынуждает его сесть.

Помимо церковного чтения, сложилась давняя православная традиция совершения Псалтири дома — келейно. Каждый христианин может читать Священную книгу самостоятельно дома, без участия священника.

Дома Псалтирь читается с разрешения батюшки, при зажжённой свече, соблюдая правила чтения

Православные верующие часто задаются вопросом — как читать Псалтирь по усопшему? Как правильно читать.

Совершать чтение Псалтири можно по соглашению — несколько верующих объединившись, прочитывают весь Псалтирь за день. Если читают двадцать человек, то каждый произносит по одной кафизме.

Если десять, то по две кафизмы. Если человек один читает Священную книгу — одна кафизма в день.

Для прочтение Священной книги дома рекомендуется соблюдение определенных правил, которые складывались на протяжении многих веков:

  • прежде чем приступить к чтению Псалтири, желательно получить благословление у батюшки;
  • дома Псалтирь читается при зажжённой свече или лампаде;
  • правильная расстановка ударений особенна важна при прочтении псалмов. Допущенная ошибка может привести к искажению смысла не только одного слова, но и целых фраз. Перед прочтением молитвы следует прочесть толкование на псалмы;
  • чтение должно быть монотонным, негромким, без лишних эмоций. Это помогает человеку сосредоточиться на молитве, быть более внимательным, повышает понимание текста;
  • название псалмов читать не обязательно;
  • вовремя произнесении псалмов разрешается сидеть. Только во время прочтения Славы, предначинательных и заключительных молитв необходимо стоять;
  • нри домашнем чтении на Славах произносятся псалмы о здравии и по усопшим;
  • не стоит смущаться или унывать, если смысл молитв не особо ясен. Со временем смысл древних текстов раскроется и будет понятен.

Порядок чтения Псалтири по усопшему келейно (то есть, у себя дома)

Получив разрешение читать псалмы дома, верующий, стараясь соблюдать все вышеизложенные правила, может приступить к совершению Псалтири.

К дополнению необходимо ознакомиться с порядком чтения Псалтири по усопшему:

  • прежде чем начать читать Псалтирь настоятельно советуется произнести предначинательную молитву. С не начинается любое молитвословие и читается она перед всеми другими молитвами. Найти предначинательную молитву можно в любом православном молитвослове;
  • на каждой «Славе» во время домашнего чтения следует поминать усопших. При этом называется имя умершего с присоединением «новопреставленного»;
  • после каждой кафизмы произносятся положенные тропари и заупокойная молитва;
  • по совершении всей Псалтири должны читаться специальные молитвы, называемые в молитвослове «по прочтении Псалтири или нескольких кафизм». Все их вы сможете найти в Псалтири.

В заключении стоит добавить, что читать Псалтирь необходимо с покаянием, смирением и благодарностью. Эти неотъемлемые черты молитвы делают ее живой.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Tрижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас; вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву я́ко Влады́це гре́шнии прино́сим: поми́луй нас.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Честно́е проро́ка Твоего́, Го́споди, торжество́, не́бо Це́рковь показа́, с челове́ки лику́ют а́нгели: того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, в ми́ре упра́ви живо́т наш, да пое́м Ти: Аллилу́иа.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Мно́гая мно́жества мои́х, Богоро́дице, прегреше́ний, к Тебе́ прибего́х, Чи́стая, спасе́ния тре́буя: посети́ немощству́ющую мою́ ду́шу, и моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего дать ми оставле́ние, я́же соде́ях лю́тых, Еди́на Благослове́нная.

Го́споди, поми́луй (40 раз). И поклоны по силе.

Молитва Святей Живоначальней Троице

Всесвята́я Тро́ице, Бо́же и Соде́телю всего́ ми́ра, поспеши́ и напра́ви се́рдце мое́, нача́ти с ра́зумом и конча́ти де́лы благи́ми богодухнове́нныя сия́ кни́ги, я́же Святы́й Дух усты́ Дави́довы отры́гну, и́хже ны́не хощу́ глаго́лати аз, недосто́йный, разуме́я же свое́ неве́жество, припа́дая молю́ся Ти, и е́же от Тебе́ по́мощи прося́: Го́споди, упра́ви ум мой и утверди́ се́рдце мое́, не о глаго́лании усте́н стужа́ти си, но о ра́зуме глаго́лемых весели́тися, и пригото́витися на творе́ние до́брых дел, я́же учу́ся, и глаго́лю: да до́брыми де́лы просвеще́н, на суди́щи десны́я Ти страны́ прича́стник бу́ду со все́ми избра́нными Твои́ми. И ны́не, Влады́ко, благослови́, да, воздохну́в от се́рдца, и язы́ком воспою́, глаго́ля си́це:

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте так же:  Как научиться Иисусовой молитве

Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Помяни́, Го́споди, Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго преста́вльшагося [1] раба́ Твоего́, бра́та на́шего (имярек), и я́ко Благ и Человеколю́бец отпуща́яй грехи́ и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся́ во́льная его́ согреше́ния и нево́льная, изба́ви его́ ве́чная му́ки и огня́ гее́нскаго и да́руй ему́ прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящим Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да. Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми, я́ко Щедр, упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т, и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Помяни́, Го́споди, Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Твоего́, бра́та на́шего (имярек), и я́ко Благ и Человеколю́бец отпуща́яй грехи́ и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся́ во́льная его́ согреше́ния и нево́льная, изба́ви его́ ве́чная му́ки и огня́ гее́нскаго и да́руй ему́ прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящим Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да. Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми, я́ко Щедр, упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т, и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Помяни́, Го́споди, Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Твоего́, бра́та на́шего (имярек), и я́ко Благ и Человеколю́бец отпуща́яй грехи́ и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся́ во́льная его́ согреше́ния и нево́льная, изба́ви его́ ве́чная му́ки и огня́ гее́нскаго и да́руй ему́ прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящим Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да. Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми, я́ко Щедр, упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т, и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

По 17-й кафизме

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Tрижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

И тропари, глас 2-й

Согреши́х к Тебе́, Спа́се, я́ко блу́дный сын: приими́ мя, О́тче, ка́ющагося, и поми́луй мя, Бо́же.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Зову́ к Тебе́, Христе́ Спа́се, мытаре́вым гла́сом: очи́сти мя я́коже о́наго, и поми́луй мя, Бо́же.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богоро́дице, не пре́зри мя тре́бующа заступле́ния Твоего́: на Тя бо упова́ душа́ мо́я, и поми́луй мя.

Окончание молитв

Досто́йно е́сть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, и святы́х небе́сных сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец, ами́нь.

Видео (кликните для воспроизведения).

[1] До 40-го дня после смерти полагается читать «новопреста́вленного», в дальнейшем — «преста́вльшагося».

Псалтирь и молитвы по усопшим читать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here