Состояние мозга молитва

Предлагаем ознакомиться: Состояние мозга молитва с точным и подробным описанием.

На недавней всемирной конференции, проходившей в Аризонском университете США под названием «Последние достижения науки о сознании», были опубликованы тезисы питерского ученого, доктора биологических и кандидата медицинских наук, президента Санкт-Петербургской ассоциации психопунктуры, заведующего лабораторией психофизиологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева профессора В.Б. Слезина и кандидата медицинских наук И.Я. Рыбиной.

– Валерий Борисович, что натолкнуло вас на открытие этого феномена?

– Многие годы в практике лечения функциональных невротических расстройств, то есть неврозов, применяется метод самогипноза, или, как мы его еще называем, медитация. Этот метод, по мнению специалистов, дает неплохие результаты. Мы решили в своей лаборатории исследовать, какие процессы происходят при этом в коре головного мозга. Сняли электроэнцефалограмму и обнаружили, что во время медитации в коре головного мозга включаются механизмы возбуждения. И в один прекрасный момент мы задались вопросом: а что происходит с мозгом, когда человек молится.

– Некоторые последователи различных школ йоги утверждают, что медитация – та же молитва, то же общение с Богом.

– Это далеко не так, как выяснили мы в своих исследованиях. Для чистоты эксперимента мы пригласили настоятеля одного из монастырей и записали его электроэнцефалограмму во время молитвы. Результат нас ошеломил. Мы обнаружили, что в полном сознании в молитвенном состоянии православного священнослужителя электроэнцефалограмма показывала полное выключение коры мозга… Человек сидел и молился, но у него полностью отсутствовал электрический импульс, свидетельствующий о работе коры головного мозга. То есть мы наблюдали состояние полного отключения мозга при ясном сознании. Мы назвали этот феномен четвертым состоянием человека. До нашего открытия наука знала три состояния сознания человека: бодрствование, медленный и быстрый сон, которые отличаются друг от друга характерами электрических импульсов в коре. Теперь нам стало известно и еще одно состояние – полное отключение электрической активности коры головного мозга при полном сознании.

– Валерий Борисович, мне довелось познакомиться с одной удивительной женщиной, прихожанкой Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры, которая рассказала удивительную историю из своей жизни. Она умирала от рака в больнице, врачи на ней поставили крест, но ей не давала покоя мысль о судьбе ее детей… И она стала день и ночь взывать к Богу и просить исцелить ее ради детей… И свершилось чудо – она поправилась, выздоровела, воспитала своих детей и, естественно, непрестанно благодарит Господа… Как вы думаете, в чем секрет целительных свойств молитвы? Для верующего – Бог услышал и исцелил – это ясно. А для ученого-материалиста?

– Как показывают исследования, электроэнцефалограммы бодрствования и быстрого сна идентичны. Теперь мы обнаружили, что происходит полное отключение коры как во время медленного сна, так и во время молитвы. Получается, что молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и три ранее известных нам. Ведь в жизни человека наблюдаются переходы одного состояния сознания в другое, существуют системы торможения, отключения… Когда в жизни человека по его воле отсутствует необходимое для него четвертое физиологическое состояние мозга, то, видимо, происходят какие-то негативные процессы. Ведь обратите внимание, что характерной чертой для подвижников церкви, монахов-старцев является умиротворенное состояние души…

– Да, во время богослужения священник не раз возглашает: «Мир вам!» То есть он желает нам мирного состояния души…

– Видимо, без внедрения в практику молитвенного состояния этого мирного устройства в душе нам трудно достигнуть. Отсюда и целительные свойства молитвы.

– Всякая ли молитва сопровождается именно таким состоянием коры головного мозга? Была ли у вас возможность исследовать деятельность мозга во время молитвы представителей других конфессий, вероисповеданий?

– Мы записывали электроэнцефалограмму католического священника. Здесь такого полного отключения коры мы не наблюдали, хотя тенденция сохранялась. Сам он признал, что православные христиане более сильные молитвенники, что только здесь сохранилась практика (непрерывной) Иисусовой молитвы среди монашествующих. Мы приглашали мусульманского священнослужителя, представителя протестантской церкви, но они не отозвались на наши предложения.

Во время настоящей молитвы происходит уход от реальности, что приводит к разрушению патологических связей. Уходя от мира, от образов патологии, человек способствует своему выздоровлению. Четвертое состояние – это путь к гармонии.

Наши исследования дали нам возможность сделать еще некоторые открытия. Так, мы выяснили, что уныние, рок-музыка уводят человека от состояния гармонии, также вызывая в коре мозга электрические импульсы, близкие к эпилептическому припадку.

– Можно сказать, что четвертое состояние противостоит разрушающей силе современной массовой культуры?

– Раз мы живем на планете Земля, где существуют, как мы выяснили, четыре физиологических состояния человека, то они все и должны чередоваться в жизни человека. Отсутствие одного из них нарушает гармоничное развитие человека, приводит его к деградации, болезни. Поэтому я осмелюсь утверждать, что четвертое состояние позволяет или помогает человеку оставаться человеком!

Журнал “Русский дом” № 7 за 1999 год. Санкт-Петербург

Разместил(а): Администратор 15/08/1999 в 11:12

Источник: Комсомольская правда

О чем чаще всего просят немощные у Бога, когда ставят свечи перед образами? Пожить подольше. И оказалось, что Всевышний откликается. Даже смертельно больные, если искренно молятся и веруют, могут отложить свою смерть до какой-то определенной, важной для них даты. Это доказали исследования доктора Донна Юнга из университета Огайо.

Ученый обратился к базе данных по смертности в своем штате, проанализировал медицинские карты 300 тысяч человек, скончавшихся от рака в период между 1989 и 2000 годами. За основу Юнг взял три особые даты — Рождество, День Благодарения и день рождения пациента — и стал смотреть, не уменьшалось ли количество смертей в это время. Результат, конечно, был не ошеломительный, но впечатляющий: почти 4000 умирающим — это более одного процента — каким-то необъяснимым образом удавалось откладывать смерть до следующего дня сразу после празднеств. Значит, у смерти все-таки бывают выходные.

Читайте так же:  Алексей мороз о молитве

«Отче наш» против вредных бактерий.

Действие молитв на организм человека ученые стали изучать недавно. Раньше бормотание попов считали чепухой. Но первые же научные данные удивили даже закоренелых атеистов.

Исследования проводились в Герцогском университете в Дареме (штат Северная Каролина, США) и местном госпитале. Ученые пригласили нескольких монахов, сестер и священников различных конфессий помолиться за 700 пациентов, страдающих различными сердечными недугами. В течение нескольких дней врачи делали заметки о состоянии этих больных, а когда эксперимент завершился, все данные передали экспертам. И вскоре профессор Митчелл Крушофф сообщил результаты: у 500 пациентов благодаря молитвам темпы выздоровления увеличились примерно на 93 процента.

— Я не знаю, отчего это происходит, — признается профессор. — Но могу предположить, что на работу сердца благотворно влияет концентрация на божественных словах как священников, так и самих больных. Ведь человек, за которого молятся или который молится сам, полностью сосредоточен на общении со Всевышним, и, вероятно, это приводит к нормализации многих процессов в организме, которые нам предстоит еще изучить.

Позже выяснилось, что молитва убивает зловредные бактерии не только в человеческом организме, но и в воде. Петербургский инженер-электрофизик из лаборатории медико-биологических технологий «НИИ промышленной и морской медицины» Ангелина Малаховская, член Союза «Православные ученые России», уже десять лет изучает свойства, казалось бы, ненаучных явлений: силу крестного знамения, слова Божьего и целебные свойства святой воды. Вот что она рассказывает:

— Я проверила действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы вод из различных водоемов: колодцев, рек, озер, в которых содержались кишечная палочка и золотистый стафилококк. Оказалось, что если прочесть молитву «Отче наш» и осенить культуру крестным знамением, то количество вредных бактерий уменьшается почти в сто раз.

Будьте как дети — и спасетесь.

Но настоящее открытие, доказывающее силу молитвы, сделал руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева, профессор Валерий Слезин.

— Многим психиатрам и неврологам известен труднообъяснимый с рациональной точки зрения феномен, когда после молитвы облегчаются душевные расстройства, а больные, считавшиеся неизлечимыми, порою выздоравливают, — рассказывает доктор Слезин. — Еще великий русский психиатр Владимир Бехтерев говорил про своих пациентов: «Этот пусть принимает лекарства, а вот этому лучше пойти к священнику». Что же именно происходит с мозгом во время молитвы, показали эксперименты.

Мы пригласили православных священников и семинаристов, и попросили их усердно молиться. Пока обследуемые шептали свои молитвы, мы снимали с них электроэнцефалограмму, чтобы при помощи прибора отследить процессы, происходящие в мозгу. И, к своему удивлению, зарегистрировали феномен.

До сих пор было принято выделять три основные фазы работающего мозга: быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждой из этих фаз свойственен свой ритм биотоков. А как выяснилось в ходе эксперимента, во время молитвы ритм биотоков головного мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвертого состояния сознания — «молитвенного бодрствования». В этом состоянии мозг фактически выключается: прекращается активная мыслительная деятельность, и мне кажется — хотя пока я не могу этого доказать, — что сознание начинает существовать вне тела.

— На электроэнцефалографе, — продолжает ученый, — феномен выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- и бета-ритмы биотоков с частотой от 8 до 30 герц. Когда же наши обследуемые погружались в молитву, то происходило замедление ритма биотоков до частоты всего лишь 3 герц. Эти медленные ритмы носят название «дельта-ритмов» и наблюдаются только у младенцев до 2 — 3 месяцев.

У некоторых обследуемых энцефалограф показывал полное отсутствие альфа- и бета-ритмов, только дельта-ритмы. С точки зрения нейрофизиологии молящиеся люди как бы впадают в детство. Наверное, недаром в Евангелии сказано: будьте как дети и спасетесь.

— Мы считаем, что во время молитвы разрушаются патологические связи между нейронами мозга, потому что человек перестает думать о болезни, — говорит доктор Слезин. — Порой это приводит к полному выздоровлению смертельно больных людей. Науке известны случаи излечения онкологии, но они требуют более тщательного изучения. Только верить и молиться надо по-настоящему, истово, от сердца, иначе лечебного эффекта не будет.

Владыко Вседержителю, врачу душ и телес, смиряяй и возносяй, наказуяй и паки исцеляяй; брата нашего (имярек) немощетвующа посети милостию Твоею, простри мышцу Твою, исполнену исцеления и врачбы, и исцели его, возставляй от одра и немощи, запрети духу немощи, остави от него всяку язву, всяку болезнь, всяку рану, всяку огневицу и трясавицу. И аще есть в нем согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости, Твоего ради человеколюбия.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Врач-психотерапевт Георгий Погодин: Все недуги — от страхов

— Известный исследователь Ален Бомбар доказал: человек, оказавшийся после кораблекрушения в море, умирает не от того, что нечего есть или пить, не от шторма, а от страха. Бомбар проделал над собой эксперимент: целый месяц прожил в океане на плотике без воды и пищи — и выжил благодаря тому, что поборол страх. По этой же причине, по статистике, верующие — среди больных раком в неоперабельной стадии — живут на пять лет дольше атеистов. Молитвой они снимают страхи, ощущают, что мир бренен, временен, понимают истинные ценности, успокаиваются наконец и тем самым повышают свой иммунитет.

Читайте так же:  Молитва Отче наш первоисточник

СОВЕТЫ ДОКТОРА

Кандидат медицинских наук Игорь Брагин: Божественное пение даже психа успокоит

— Мои коллеги как у нас, так и за рубежом опытным путем установили, что произнесение молитв помогает людям с повышенным кровяным давлением и диабетикам: за несколько минут снижается уровень холестерина в крови и нормализуются обменные процессы. Молиться особенно полезно тем и за тех, кто временами впадает в глубокую депрессию и страдает маниакально-депрессивным психозом. Вообще чем тяжелее заболевание, тем чаще человек обращается за помощью к Богу. Так, например, ученые теологической семинарии Пасадены и Калифорнийского университета опросили более 400 пациентов, больных шизофренией, тяжелыми формами депрессии и некоторыми другими психическими недугами. И обнаружили, что 80 процентов опрошенных ударялись в религию, чтобы справиться с отчаянием, приступами агрессивности или плаксивости.

Изменение функционального состояния мозга при христианской молитве

В.Б.Слезин, Н.И.Музалевская, В.М.Урицкий, И.Я.Рыбина

Научно-исследовательский психоневрологический институт им.В.М.Бехтерева Санкт-Петербургский государственный университет

В работе приводятся результаты исследования частотной структуры электроэнцефалограмм (ЭЭГ) группы добровольных испытуемых, имеющих опыт регулярной христианской молитвы. Показано, что переход в состояние молитвы сопровождается выраженным подавлением амплитуды быстрых ритмов (альфа- и бета-), приводящим к существенному уменьшению общего уровня сигналов во всех отведениях ЭЭГ. Отмечено сохранение нормального уровня самоконтроля и сенсорной восприимчивости испытуемых в процессе обследования. Обосновано предположение о принадлежности молитвы к классу особых физиологически нормальных функциональных состояний головного мозга, ответственных за эволюционно первичные формы восприятия окружающею мира и обусловленных доминированием медленных мозговых процессов при сохранении функций сознания.

В последнее время внимание общественной и научной мысли все более пристально обращается к религиозной жизни человека, важнейшей составляющей которой является молитва. Избегая вульгарной трактовки феноменов религиозного восприятия и сознания, можно, тем не менее, предположить, что с точки зрения психофизиологии они является специфической формой общения, обращенного к Богу и направленного на постижение первооснов внешнего и внутреннего мира человеческой личности. В особой степени это предположение правомерно по отношению к христианской религиозной практике, в которой общение с символами веры носит гуманистические, очеловеченные черты и основывается на догмате любви. Однако, в отличие от повседневного, межперсонального общения, в состоянии молитвы человек стремится избежать контакта с сенсорными раздражителями и концентрирует внимание исключительно на объекте веры.

Разнообразные психосоматические проявления религиозной деятельности, зафиксированные как в церковной, так и в научной литературе, дают основания говорить о том, что при молитве возникает глубокая перестройка физиологической активности головного мозга. Известно, что деятельность центральной нервной системы при реализации связанных между собой функций общения и сознания («со-знание» — совместное знание) может иметь качественно различный характер в зависимости от степени участия определенных структур головного мозга и особенностей их интеграции [7]. В связи с этим возникает вопрос о том, может ли христианская молитва, как особое состояние сознания, быть отождествлена с каким-либо из известных функциональных состояний мозга, или она отражает некий особый режим его деятельности, выходящий за рамки общепринятой классификации.

Для прояснения физиологических коррелятов христианского религиозного восприятия принципиально важно оценить отвечающие ему характеристики деятельности коры головного мозга и эмоциогенной системы, используя объективные методы анализа кортикальной активности, и, в первую очередь, сигналов электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Однако, к настоящему времени литературные сведения о структуре ЭЭГ при христианской молитве практически отсутствуют. В данной статье впервые приводятся результаты исследования изменений спектрального состава скальповой ЭЭГ, отвечающих переходу испытуемых в состояние христианской молитвы.

Изучена биоэлектрическая активность головного мозга шести добровольных испытуемых в возрасте от 30 до 60 лет, имеющих опыт регулярной христианской молитвы. Обследованную группу составляли четверо священников (трое православных и один католический), и двое православных — мирян.

Регистрацию электроэнцефалограмм проводили на приборах «Энцефалан 131-01», «Эра-9», «Меделек-компакт» при монополярных отведениях по общепринятой схеме с ушным индифферентным электродом. Запись ЭЭГ производилась в состоянии относительного покоя (фон), при функциональных пробах (проба на открывание глаз, на световой стимул, гипервентиляция, счет, мысленное чтение стихов светского содержания), а также в состоянии мысленного молитвенного погружения, составлявшего основной объект изучения. По окончании наблюдений оценивалась форма сигналов ЭЭГ с использованием стандартных визуальных методик и компьютерного спектрального анализа. При вычислении спектра мощности использовался алгоритм быстрого преобразования Фурье, позволявший определить частотную структуру сигналов ЭЭГ в диапазоне частот 0.5-50 Гц.

При высокой выраженности альфа ритма в фоновых записях у всех обследованных регистрировались отчетливые и продолжительные реакции на проводившиеся функциональные пробы, что свидетельствует о повышенной подвижности кортикальных мозговых процессов.

При переходе испытуемых в состояние молитвы выявлено несколько этапов изменения биоэлектрической активности, которые имели выраженные типические черты у всех испытуемых и в целом преобладали над индивидуальными особенностями динамики их ЭЭГ. Начальный этап характеризовался генерализацией и двусторонней синхронизации альфа- ритма с ослаблением его регионарного распределения. Далее наблюдалось усиливающееся чередование кратковременных участков генерализации альфа-ритма и более медленных компонентов с непродолжительными (до 0.1-0.3 сек.) участками десинхронизации. На протяжении этого этапа усилилась выраженность локальных особенностей распределения электрокортикальной активности, определяемых в фоновой записи индивидуально у каждою испытуемого.

Читайте так же:  Гроза катерина молитва
Видео (кликните для воспроизведения).

Рис.1. Эффект подавления быстрой электрокортикальной активности при молитве (пример). Вертикальной линией отмечено время перехода испытуемого в исследуемое состояние.

Фурье-анализ приученных записей ЭЭГ и сопоставление спектров мощности в состояниях до и во время молитвенного погружения показывает, что при молитве наблюдалось существенное (на полтора-два порядка) снижение спектральной мощности на частотах альфа- и бета-ритмов (Рис.2). Хотя абсолютный уровень спектральной плотности в диапазоне тета- и дельта-ритмов практически не менялся, относительное содержание медленных колебаний в динамике сигналов ЭЭГ при этом возрастало, и они начинали доминировать на фоне редуцированной высокочастотной части ЭЭГ.

Возвращение испытуемых в обычное состояние сознания сопровождалось быстрым восстановлением исходной фоновой картины биоэлектрической активности мозга. По окончании обследования всеми субъектами было отмечено, что на время наблюдений они сохраняли нормальный уровень сенсорной восприимчивости и не испытывали каких-либо признаков нарушения функций внимания и памяти.

Полученные результаты позволяют говорить о выраженном обратимом снижении уровня кортикальной активности мозга испытуемых в состоянии христианской молитвы, энцефалографический портрет которого резко отличается от обычной структуры ЭЭГ в состоянии бодрствования. Касаясь эффекта подавления быстрых ЭЭГ-ритмов, необходимо упомянуть, что православные священники пользуются особой дыхательной техникой, которая служит одним из необходимых условий молитвенного сосредоточения: на каждый вдох при мысленном произнесении молитвы приходится определенное число сердечных сокращений. Опираясь на результаты наших предыдущих исследований [4], можно предположить, что происходящее при этом учащение сердцебиений и урежение числа дыханий создает предпосылки для подавления высокочастотной электрокортикальной активности. Однако, учитывая воспроизводимость и устойчивость всей совокупности признаков исследуемого ЭЭГ-проявления, этот фактор вряд ли может рассматриваться как основной.

По нашим представлениям, состояние христианской молитвы адресуется базовым, то есть эволюционно первичным механизмам перцепции в многоуровневой структуре сознания, находящимся в тесном взаимодействии с эмоциогенной системой мозга. И.С.Добронравовой [2] описан случай, при котором находящийся в глубокой коме человек, в ЭЭГ которого исчез альфа-ритм и остался один тета-ритм, обнаруживал признаки восприятия только при общении с близкими людьми, обращение которых вызывает отклик в мозгу, выражающийся в изменении когерентности тета- ритма (7 Гц). Показательно, что обращение иных людей не вызывало такого отклика. Косвенно на тенденцию к снижению частоты доминирующих ритмов ЭЭГ при увеличении степени эмоциональной близости с объектом общения указывает и исследование кортикальной активности у контактных и неконтактных психически больных [11]. Таким образом, медленные ЭЭГ- ритмы, связанные с деятельностью подкорковых структур, могут обуславливать эмоционально значимые психофизиологические состояния.

Особая когнитивная роль таких состояний в полной мере проявляется в том, чтя в возрасте до 5 лет, когда закладываются основы общения ребенка с близкими ему людьми и формируются бессознательные компоненты его религиозного мировосприятия, медленная электрокортикальная активность устойчиво доминирует. Более поздние уровни сознания связаны с формированном более высокочастотных ритмов мозга. Эти известные факты указывают на то, что низкочастотный диапазон ЭЭГ действительно несет отпечаток важных «архитипических» аспектов общения и обмена информацией человека со значимыми для формирования его личности субъектами и символами мира [11]. Следовательно, при

христианской молитве деятельность мозга соотносится с наиболее ранним уровнем сознания, возникающим задолго до социализации субъекта. При этом важнейшие функции должен выполнять соответствующий данному уровню сознания диэнцефальный уровень эмоциогенной системы мозга [6,8]. Данный вывод независимо подтверждается анализом перестройки спектра ЭЭГ с позиций современных представлений об общих законах иерархической самоорганизации сложных систем, к которым относится и мозг [5,9]. Согласно этим представлениям, наблюдаемое возрастание процентного содержания в ЭЭГ низкочастотных колебательных процессов указывает на функциональную перестройку нейрональных связей с переходом лидерства по иерархии к низкочастотным регуляторным процессам подкорковое уровня.

Таким образом, следует полагать, что в психофизиологическом отношении христианская молитва относится к классу особых физиологически нормальных состояний головного мозга, связанных с необходимостью реализации трансцендентных форм восприятия при религиозном общении и несовместимых с обычным состоянием сознания взрослого человека.

По нашим наблюдениям, испытуемые адекватно воспринимали все происходящее вокруг них и в любой момент мог выйти из состояния молитвы. Этот факт дает основание рассматривать изучаемое состояние в ряду известных как своеобразное проявление деятельности активного сознания, отличающееся от обычного бодрствования сниженной амплитудой быстрых электрокортикальных процессов и доминированием медленных ритмов.

Представляется не случайным, что с добавлением нового элемента в схему функциональных состоянии мозга последняя приобретает более завершенный вид (Табл.1). Действительно, бодрствование и быстрый сон нередко рассматриваются как взаимодополняющие состояния, сходные по ЭЭГ-картине и отличающиеся уровнем активности сознания. Однако, режим деятельности коры, при котором бы наблюдалось сохранение функций сознания при доминировании медленной ЭЭГ-активности, до сих пор не был описан в литературе. Именно такими свойствами обладает изученное нами психофизиологическое состояние, которое закономерным образом оказывается на месте состояния, комплиментарного медленному сну. Пользуясь аналогией с существующей системой названий, авторы обозначили функциональное состояние, отвечающее деятельности мозга при христианской молитве, как состояние «медленного бодрствования».

Таблица 1. Классификация основных функциональных состояний головного мозга, включающая состояние молитвы.

Сила и действенность молитвы — неоспоримая реальность для верующего любой конфессии и вероисповедания. Это якорь, который заземляет мистические силы и уравновешивает сознание. И, несмотря на научный скептицизм в вопросах религии и веры, ученые все чаще обращаются к изучению этого феномена веры.

Читайте так же:  Молитвы на немецком языке с переводом

Исследования молитвенных и медитативных состояний проводились во многих странах мира на представителях самых различных возрастов и профессий. Во всех случаях результаты оказывались весьма интересными.

«Молитвенное бодрствование» признанно нейрофизиологами четвертым состоянием мозга, наряду с тремя основными — бодрствование, медленный и быстрый сон, отличающимися друг от друга характерами электрических импульсов в коре головного мозга.

Специалисты лаборатории психофизиологии Санкт-Петербургского института им. Бехтерева в конце прошлого века провели глобальное исследование с целью выяснить, изменяется ли работа мозга во время совершения молитвы.

Экспериментом руководил доктор биологических наук Валерий Слезин*, который провел уже более двухсот замеров электроэнцефалограмм головного мозга людей, принадлежащих к различным конфессиям и имеющих разный социальный статус. Изучив полученные данные, Слезин пришел к выводу: во время глубокой молитвы кора мозга будто отключается. Восприятие информации человеком идет, минуя мыслительные процессы.

При измерении электрической активности мозга это выглядит следующим образом:в моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- (состояние полного расслабления как тела, так и сознания) и бета-ритмы (состоянию активного бодрствования) биотоков с частотой от 8 до 30 Герц.

Когда же обследуемые погружались в молитвенный экстаз, то происходило замедление ритма биотоков до частоты 3 Герц. Сохранившиеся биопотенциалы имели столь малую амплитуду, что практически приближались к прямой линии.

Эти медленные ритмы носят название дельта-ритмов (состояние глубокого сна или без сознания) и наблюдаются только у младенцев до трех-четырех месяцев.

Слезин столкнулся с парадоксальным с точки зрения физиологии человека явлением — энцефалограмма мозга молящегося, соответствовала состоянию комы.

Подобные нейрофизиологические процессы происходят одинаково вне зависимости от того, молитву какой веры читает человек.

Кроме того, следует отметить, что во время молитвы у молящегося заметно снижается потребление кислорода — примерно на 20%, тогда как во время сна — всего лишь на 8 %. Это говорит о том, что молитва, как и медитация приводит к лучшей нормализации функционирования и восстановлению организма, чем даже сон. Другим замечательным результатом практики медитации является процесс синхронизации полушарий мозга, т. е. происходит ликвидация превалирования одного полушария мозга над другим. Известно, что обычно одно из полушарий мозга доминирует над другим. Это определяет склонность человека к образному (интуитивному) или логическому (аналитическому) мышлению.

В результате молитвенной практики в течение некоторого времени — от 2-4 недель до нескольких месяцев «слабое» полушарие подтягивается и достигает уровня ведущего, а также синхронизируются электрические ритмы обоих полушарий. Это делает человека более интеллектуально здоровым, энергичным, защищённым от стрессов, способным проявлять талант и интуицию.

Следует отметить также влияние молитвы на биополе человека. В течение двух — трёх месяцев происходит интенсивное увеличение биополя с изменением окраски в сторону светлых тонов (темные оттенки в биополе обычно указывают на существенные изменения в психике человека, нарушение обмена веществ), а также ликвидируется дисгармония биополя.

В 2001 году в нью-йоркском издательстве вышла книга «Почему Бог никогда не исчезнет?»**. Эта книга результат исследований ученых из Пенсильванского университета: радиолога и нейробиолога Эндрю Ньюберга и профессора психиатрии Юджина Д’Аквили. Они утверждают, что «Бог никогда не исчезнет в человеческом сознании, потому что религиозный импульс укоренен в биологии мозга».

Сканирование мозга, производимое во время медитации и молитв, показывает поразительно низкую активность в задней верхней теменной доле. Ученые называют расположенный там пучок нейронов «областью, ассоциированной с ориентацией», потому что главной функцией этих нейронов является ориентировка тела в физическом пространстве. Люди с поражением этой области с трудом находят дорогу даже в окрестностях собственного дома. Когда эта область находится в состоянии нормальной спокойной активности, человек четко ощущает различие между собственной личностью и всем окружающим. Когда же она пребывает в пассивном, «спящем» состоянии — в частности, при глубокой медитации и молитве, это различение теряется и, следовательно, границы между личностью и миром расплываются. Не это ли происходит с молящимися, которые чувствуют присутствие Бога, или с медитирующими, которые вдруг начинают ощущать свое единение со Вселенной?

Для проведения экспериментов исследователи с помощью своих коллег, занимавшихся тибетским буддизмом, отобрали восемь монахов, имевших опыт в медитации и согласившихся на сканирование мозга.

Цель эксперимента состояла в том, чтобы зафиксировать момент, когда ощущение человеком себя или своего «Я» начинает растворяться и он начинает ощущать себя слившимся с мысленно выбранным для медитации образом.

Оказалось, что во время медитации очень активны лобные доли, отвечающие за абстрактное мышление. Они всегда начинают работать интенсивнее при концентрации внимания на какой-нибудь конкретной задаче. Однако, теменная область, ответственная за ориентацию, замирала.

«Наблюдение за людьми во время медитации показывает, что они действительно отключают свое восприятие внешнего мира. Их больше не беспокоят приходящие извне образы и звуки. Поэтому, возможно, их теменная доля не получает более никаких входных сигналов» — говорит Ньюберг. Лишенный своего нормального «питания», область ассоциированная с ориентацией перестает нормально функционировать, и человек ощущает стертость границ между собой и окружающем миром. А поскольку для него исчезают пространственный и временной «контекст», его охватывает чувство бесконечного пространства и вечности.

Последние исследования в этой сфере выявили также, что у людей, долгое время практикующих медитации, в мозге значительно больше работоспособного серого вещества. Помимо этого, возрастные изменения мозга у таких людей практически не наблюдаются и сцепление нервных волокон значительно прочнее. Это означает способность клеток мозга к более эффективной передаче электрических импульсов, а значит к более быстрой обработке информации.

Читайте так же:  Светлана малова фонограмма молитва

* Изменение функционального состояния мозга при христианской молитве В.Б.Слезин, Н.И.Музалевская, В.М.Урицкий, И.Я.Рыбина

** Andrew Newberg, Eugene D’Aquili , «Why God Won’t Go Away: Brain Science and the Biology of Belief» New York 2001

Ученые из Пенсильванского университета (радиолог и нейробиолог Эндрю Ньюберг и профессор психиатрии Юджин Д’Аквили) проводили сканирование мозга людей, пребывающих в состоянии медитации или молитвы.

Результаты показали поразительно низкую активность в задней верхней теменной доле. Ученые называют расположенный там пучок нейронов «областью, ассоциированной с ориентацией», потому что главной функцией этих нейронов является ориентировка тела в физическом пространстве. Люди с поражением этой области с трудом находят дорогу даже в окрестностях собственного дома. Когда эта область находится в состоянии нормальной спокойной активности, человек четко ощущает различие между собственной личностью и всем окружающим. Когда же она пребывает в пассивном, «спящем» состоянии — в частности, при глубокой медитации и молитве, это различение теряется и, следовательно, границы между личностью и миром расплываются. Не это ли происходит с молящимися или с медитирующими, которые ощущают единство с Богом и Вселенной?

Для проведения экспериментов исследователи с помощью своих коллег, занимавшихся тибетским буддизмом, отобрали восемь монахов, имевших опыт в медитации и согласившихся на сканирование мозга.

Цель эксперимента состояла в том, чтобы зафиксировать момент, когда ощущение человеком себя или своего «Я» начинает растворяться, и он начинает чувствовать единение с мысленно выбранным для медитации образом.

Оказалось, что во время медитации очень активны лобные доли, отвечающие за абстрактное мышление. Интенсивность их работы всегда возрастает при концентрации внимания на какой-нибудь конкретной задаче. Однако, теменная область, ответственная за ориентацию в пространстве, в это время замирала.

Наблюдение за людьми во время медитации показывает, что они действительно отключают свое восприятие внешнего мира. Их больше не беспокоят приходящие извне образы и звуки.
Поэтому, возможно, их теменная доля не получает более никаких входных сигналов. Ньюберг

Область, ассоциированная с ориентацией, лишенная своего нормального «питания» перестает нормально функционировать, и человек ощущает стертость границ между собой и окружающем миром. А поскольку для него исчезают пространственный и временной «контекст», его охватывает чувство бесконечного пространства и вечности.

Последние исследования в этой сфере выявили также, что у людей, долгое время практикующих медитации, в мозге значительно больше работоспособного серого вещества. Помимо этого, возрастные изменения мозга у таких людей практически не наблюдаются и сцепление нервных волокон значительно прочнее. Это означает способность клеток мозга к более эффективной передаче электрических импульсов, а значит к более быстрой обработке информации.

«Молитвенное бодрствование» признанно нейрофизиологами четвертым состоянием мозга, наряду с тремя основными: бодрствование, медленный и быстрый сон. Все эти состояния отличаются друг от друга характерами электрических импульсов в коре головного мозга.

Специалисты лаборатории психофизиологии Санкт-Петербургского института им. Бехтерева в конце прошлого века провели глобальное исследование влияния молитвы на работу мозга. В эксперименте, которым руководил доктор биологических наук Валерий Слезин, приняли участие люди, принадлежащие к различным конфессиям. Эксперименты показали: во время глубокой молитвы происходит как бы отключение коры мозга. При этом человек находился в полном сознании.

При регистрации электрической активности мозга (данные электроэнцефалограммы) это выглядит следующим образом: в моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- (состояние полного расслабления как тела, так и сознания) и бета-ритмы (состоянию активного бодрствования) ритмы с частотой соответственно от 8 до 13 и от 14 до 40 Гц.

Погружение в состояние глубокой молитвы приводило к замедлению мозгового ритма до частоты 3 Гц. Сохранившиеся биопотенциалы имели столь малую амплитуду, что практически приближались к прямой линии.

Эти медленные ритмы называются дельта-ритмами. У взрослого человека они регистрируются в бессознательном состоянии (состояние глубокого сна или комы). А в состоянии бодрствования наблюдаются только у младенцев до трех-четырех месяцев.

Ученые столкнулись с парадоксом: энцефалограмма мозга молящегося (вне зависимости от того, к какой конфессии он принадлежал) соответствовала состоянию комы или новорожденного ребенка. Невольно вспоминается «Будьте как дети….».

Кстати, аналогичные состояния ритмов мозга характерны и для людей, погруженных в некоторые виды медитации.

Кроме того, во время молитвы и медитации у человека заметно снижается потребление кислорода — примерно на 20 %, тогда как во время сна — всего лишь на 8 %. Получается, что молитва и медитация восстанавливают работу мозга и всего организма даже лучше, чем сон.

Видео (кликните для воспроизведения).

Практики молитвы и медитации приводят к синхронизации полушарий мозга. Известно, что обычно одно из полушарий мозга доминирует над другим. Это определяет склонность человека к образному (интуитивному) или логическому (аналитическому) мышлению. В результате практики в течение времени от 2–4 недель до нескольких месяцев «слабое» полушарие подтягивается и достигает уровня ведущего, а также синхронизируются электрические ритмы обоих полушарий. Это делает человека более энергичным, защищённым, творческим — т.е. здоровым во всех смыслах (физическом, эмоциональном и интеллектуальном).

Состояние мозга молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here