Созерцательная молитва это

Предлагаем ознакомиться: Созерцательная молитва это с точным и подробным описанием.

В сем состоянии [непрестанной молитвы] дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца – все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой – душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение – и рассуждать может и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. И это вам должно быть понятно.

У святых отцов, и особенно у св. Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой, или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом, или восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный; но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и невластна править собою или разорить свое состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении, или созерцательная. В иных она сопровождалась просветлением лица, светом вокруг; в иных подъятием от земли. Святый апостол Павел в этом состоянии восхищен был в рай. И пророки святые в нем находились, когда взимал их Дух.

Подивитесь, какая великая милость Божия к нам грешным. Мало кто потрудится; и чего сподобляется? Всяко трудящимся можно смело говорить: трудитесь, есть из-за чего! (9, 240–241)

Деятельная и созерцательная жизнь так идут: устанавливаются в делах и деланиях и вырабатывают в себе созерцание. Но деятельность и после сего не прекращается, только уступает первенство созерцанию. Созерцание выше, ибо оно есть предначатие будущего блаженства, а мы и живем здесь для того, чтобы приготовиться к будущей жизни. (7, 147)

Созерцательная молитва есть высшее состояние молитвенное, по временам являющееся в избранных Божиих. (15, 132)

Созерцание есть пленение ума и всего сознания каким-либо духовным предметом столь сильное, что все внешнее забывается, выходит из сознания: ум и сознание уходят в предмет созерцаемый, так что их уже будто нет в нас. Вот пример: беседовал старец с учениками и остановился, стал как бы забывшись. Когда потом он пришел в себя, ученики спросили его, где он был. – «Я был, – сказал он, – на Голгофе, пред распятым Господом, – там, где была у ног Его Мария Магдалина». – Но это созерцание было только умовое. Созерцательная молитва походит на это по забвению всего и пленению в невидимый мир. Еще пример: старец приготовил себе трапезу в обычный час и стал помолиться; но восхищен был в созерцательную молитву и простоял в ней до следующего дня, когда пришел в себя. Отличительною чертою созерцательной молитвы св. Исаак Сирианин поставляет именно выпадение из сознания всего окружающего и пленение в горний мир. По свидетельству его, ум до сего времени владеет собою, а когда вступит в созерцание или в созерцательную молитву, тогда уже никакой власти над собою не имеет. (15, 44–45)

Только одна черта из высказанных Сперанским 2 кажется неистинною или неистинно выраженною. «Форма, – говорит он, – созерцания моего всегда была пустотою, отсутствием всякого образа и всякой мысли». Такое совершенное безмыслие чуждо святым отцам. Они внушали все оставить, но за тем, чтоб быть соединенными с Господом. Они стояли во время умной молитвы и всем советовали стоять в том убеждении, что Господь близ и внимает, то есть предстоять умно Господу и взывать к Нему: взыска Тебе лице мое, как поет Пророк, лица Твоего, Господи, взыщу. Когда говорили они, что надобно прогонять всякую мысль, то всегда прибавляли: гнать всякую стороннюю мысль. (15, 228)

Что касается до созерцания, то ни у одного из отцов не находим, чтобы в него можно было вступать самим и, следовательно, делать что-либо и со своей стороны для вступления в него. Созерцание, по словам их, давалось именно тем, которые успевали уже очистить сердце свое совершенно и глубоко соединились с Господом. Из тысячи один успевает стяжать чистую молитву; а молитву духовную, или, что то же, – созерцательную, в родех и родех едва один оказывается имеющим. (15, 215)

Изумление, благоговейный страх, радостное Богохваление и хождение пред Богом объемлют собою по преимуществу жизнь в Боге. Это потому, что во всех их и человек сам, и всякая тварь исчезают из мысли, а созерцается один Бог. Ходящий пред Богом посвящается в ведение совершенств Божиих и всего все-совершенства и навыкает Богохвалению. Восшедший до сего еще глубже входит в Божество и стяжевает благоговейный страх. Кто же после сего возносится за все, различаемое в Боге, тот вкушает изумление. Это предел, за который уже и заходить нельзя. Кто прошел все сии степени, тот находится в блаженнейшем состоянии и прежде оного века живет в нем, переходя от изумления к благоговению, а от сего – к Богохвалению, ходя, или духовно движась, как в доме каком, в Божественном лицезрении, исполненном света и чистоты пренебесной. Вот и жизнь в Боге! (3, 344–345)

Молитвенное правило, ориентированное на непрестанную молитву – О непрестанной молитве. Поучения святителя Феофана Затворника – игумен Феофан (Крюков).

Речь идет о книге святителя Феофана «Письма о духовной жизни», составленной по поводу писем графа М.М. Сперанского. – Прим. сост.

В моем личном опыте, я обнаружил, что самая прямая дорога к большей близости с Богом пролегает через практику дисциплины почти потерянного церковью искусства – того, что называется молитвой созерцания . С момента обнаружения этого откровения примерно около десятилетия назад, оно стало одним из моих любимых практик – одним из центральных особенностей хождения с Богом.

Читайте так же:  Красная нить на запястье как завязать узлы молитва

Молитва эта приводит нас в Его присутствие, а Его присутствие приносит личное откровение.

Я познакомился с жизнью Святого Бернарда Клервонского Saint Bernard of Clervaux. Я никогда прежде не слышал о нем. Только позже я узнал, что он был монахом в 12-м веке, который был достаточно близко знаком с путями созерцательной молитвы и ходил в большой близости с Богом.

Я пережил нечто, описанное в глубинах некоторых из величайших сокровищ Христианства, и я посоветовал бы отправиться туда любому верующему. В течение целого года (а хотелось продлить это подольше) я читал лишь Библию и писания отцов Ранней Христианской Церкви, известных, как «пустынные отцы”. Я навечно разбогател духовно благодаря этому путешествию. И если вы читали мою книгу Wasted on Jesus (Расточенный для Иисуса), то много вдохновений этой классики пришло вместе со мной с моего путешествия в этот период времени.

В течение того года, чем больше я читал, тем больше начинал понимать, что нахожусь на «родной земле ”. Это была та дорога, по которой я уже ходил в некоторой степени. Созерцательная молитва вся сконцентрирована на пути к близости с Богом. И Библия полна ссылок, описывающих этот самый путь:

«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа” (2 Кор. 3:18)

«Остановитесь (прекратите бороться и утруждаться по плоти) и познайте, что Я — Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле” (Пс. 45:11)

«Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия” (Евр. 12:2)

Мы говорим здесь о древней Христианской практике, которая не была широко известна или практикована во многих протестантских кругах в наши дни, но которую Святой Дух восстанавливает вновь для Тела Христа. В созерцательной молитве, мы как Христиане изначально не обращаемся к Богу как к тому, кто сидит на своем Троне на Небесах, но через реальность нового рождения во Христе, мы соединяемся с Ним как с Тем, кто теперь стал жить и обитать внутри нас. Каждый из нас имеет трон в нашем сердце, где Он пребывает очень личным и уникальным образом для каждого из нас. В противопоставление, в молитве ходатайства, мы подходим к Богу, который восседает на своем троне на Небесах. Тогда мы, как верующие, произносим свои прошения, стоим в проломе, и напоминаем Богу о Его Слове.

Еще одна фраза, которая часто используется во многих кругах сегодня это «единение с Богом” (communion with God – дословно переводится как: причастие). Это понимается, как приходить во взаимоотношение (общение) с Богом посредством силы Святого Духа во Христе Иисусе, который пребывает в каждом рожденном свыше верующем. Единение с Богом – это путь общения со Святым Духом, когда мы учимся успокаивать и приглушать все отвлекающие внешние факторы нашей души и мира вокруг нас, успокаивать весь внутренний хаос и шум извне, которые так сильно стремятся захватить все наше внимание. В этой удивительной форме молитвы, мы приходим, как бы сказать, в самую сердцевину, «центр” нашего естества, туда, где в нашем духе, Бог обитает через Святой Дух, который устроил свое жилище в нас. Мы пребываем в доме Господнем, созерцаем красоту Господню и посещаем храм Его (Пс. 26:4).

В первой главе Послания Колоссянам, Павел говорит о святых «которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы” (Кол. 1:27). «Упование славы” есть Христос в нас. Некоторые из ранних Христианских созерцательных мистиков, как например, мадам Гийон и другие говорят об этом как о «более великом единстве со Христом”. Это также во многом подводит нас к сути таинства Христианского причастия, которое должно основывается ни на чем боле, кроме созерцания Бога в нас, при принятии вечери, когда мы принимаем Его праведность внутри нас по вере в Него, живущего внутри нас. Давайте коротко посмотрим на цитату о Жанне Гийон, из книги моей жены «Призыв к Тайному Месту».

Особенно выдающаяся, жизнь Мадам Гийон учит нас удивительной истине о том, как мы можем пережить близость с Богом. Она пишет: «В Самом Иисусе Христе, реальном и незаменимом Слове, которое пребывает в центре души, расположенной принять Его. Ни один момент никогда не проходит мимо Его живой, плодоносной и божественной работы”.

По мере того, как мы приходим в единение с Богом, который пребывает внутри нас, мы приходим в общение с zoe (греч. Божья жизнь), самой жизнью Божьей, которая очищает нас и отделяет нас для Него. Это то, что значит быть измененным (трансформированным, преобразованным).

Однажды давно, я выучил утверждение, которое дает простое объяснение всему этому: мы должны заботиться и беречь внутреннюю жизнь, чтобы быть эффективными в нашей внешней жизни. Для того, чтобы иметь возможность выступить вперед в уверенности и власти, чтобы исполнять Божью волю и служить в силе Святого Духа, мы должны питать и хранить наше внутреннее единение и общение с Богом. Мы должны регулярно приходить в это место пребывания в нашем сердце, туда, где обитает Его присутствие.

Слишком часто, на протяжении истории Церкви, и даже в наши дни, у Христиан прослеживается тенденция группироваться вокруг определенных истин. Один лагерь, «идти и делать”, всегда идут, всегда заняты работой, участвуя в миссиях, служа бедным, проповедуя евангелие. Другой лагерь «созерцательный”, размышляют, пребывают в тишине, и относятся к тем, кто замыкается внутри своей крепости, они просто хотят находиться и пребывать там все время.

Бернадр Клервонский, монах и мистик 12-го века, определил эти три лагеря Христианской жизни: жизнь Лазаря – раскаивающийся; жизнь Марфы – активный и посвященный служитель дома Божьего; и жизнь Марии – созерцателя. Согласно словам Иисуса, именно Мария избрала благую (лучшую) часть. Для нее не было причин завидовать трудам Марфы. Созерцание всегда должно быть желаемо и ему должно всегда отдавать предпочтение. Дела должны быть приемлемы, но их никогда не нужно искать лишь ради них самих. Полнота Христианской жизни находится в союзе сторон жизней Марфы, Марии и Лазаря в одном человеке.

Читайте так же:  Православные молитвы на торговлю

Внутренняя жизнь приготовляет нас к внешней жизни; обе нам необходимы. Один из уроков, которому мы должны научиться – это строить мосты между этими двумя жизнями.

Созерцание — этот тип молитвы не столько для того, что бы делать нечто как для того, чтобы быть с Кем-то, продолжая быть в нашей молитве с Кем-то, пока мы сами не станем выражением Его в мире через нас. Одно из лучших служений, в котором я принял участие за последние несколько лет, произошло в Спокане, Штат Вашингтон, когда я принял участие в течение пяти дней служения Молитва Тишины.

В течение первых десяти часов каждого дня семеро из нас встречались вместе по утрам, чтобы делиться своими откровениями и переживаниями, и затем мы брали на себя обет молчания в течение следующих 12 часов дня. Это означало абсолютно никаких разговорив; ни друг с другом, не даже с самим собой. Какая духовная дисциплина! Какой трудный день, но какой духовно обогащающий!

Эта неделя действительно восстановила мой духовный двигатель! На четвертый и пятый дни я был полностью затоплен откровениями, которые потом хранили и несли мою духовную жизнь меня месяцы. И это было не что иное, как духовная дисциплина успокоения моей души перед Богом, подготавливания самого себя, чтобы слышать Его голос. Я вряд ли смогу описать то глубокое чувство внутреннего покоя и удовлетворенности, которые снизошли на меня в тот период времени.

Восьмая глава притчи приводит три важных принципа, относящихся к молитве созерцания:

«Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте [от] [него]. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» (Притчи 8:32 – 36)

Стих 34 содержит три принципа: » слушай ”, » смотри ”, и » ожидай ” (в англ. переводе). Все эти глаголы находятся в настоящем продолженном страдательном залоге на арамейском языке, означая то, что они более длительны во времени, чем длящиеся моменты. Благословенны те, кто слушает и продолжает слушать, кто смотрит и продолжает смотреть, кто ждет и продолжает ждать.

Для того, чтобы слышать, нам нужно вначале закрыть свои уста. Мы не можем говорить и слышать в одно и то же время. Бодрствовать у ворот означает быть начеку и не спать. Иисус Навин, слуга Моисея, верно располагался в ожидании вне палатки скинии каждый вечер, когда Моисей входил внутрь для общения с Богом. Потому что он был бдителен и бодрствовал. Ему первому доводилось видеть славу Божью, когда она сходила на Моисея и сияла на его лице после встречи Моисея с Богом.

Стоять на страже у дверей означает стоять рядом, ожидая услышать то, что Господь будет говорить, будучи готовым исполнять Его повеления или сидеть спокойно в почитании и поклонении, чтобы Он ни пожелал от нас.

Какие есть ключи к созерцательному опыту?
Смотри, слушай и ожидай.

Созерцательная молитва не является некоей техникой. Это также не упражнение по расслабляющей терапии и не самогипноз. Это не есть паранормальный или психический феномен. Также это не является подходом к системе религиозных верований Нью Эйдж (New Age), ведущих к самосовершенствованию, и также это не является попыткой опустошить разум. Это вещь вовсе не новая и не является скопированной практикой Восточной медитации, одетой в «Христианское Одеяние”. Созерцание (в оригинале meditation ) – это древний библейский инструмент, ведущий к глубоким взаимоотношениям с Богом.

‘’Созерцать” означает пристально вглядываться, глубоко думать, изучать, ожидать или намереваться, размышлять, погружаться в раздумья. Словосочетание «погружаться в раздумья» означает думать о чем-то, глубоко решать, размышлять. Созерцать (в англ. медитировать) означает проливать свет, тепло, звук, всматриваться в образ, как в зеркале, принимать или отражать обратно как последствие или отражение славы.

Любое понятие смутит нас, если мы не условимся с терминологией или понятиями, которые будем употреблять. По этой причине, я хочу привести определение некоторых наиболее часто используемых в практике созерцательной молитвы терминов, которые часто также встречаются в пророчествах, и созерцательных Христианских писаниях, как новых, так и старых.

Ложное » я ” (эго) — ветхая греховная природа человека, о которой Павел говорит в Послании к Ефесянам: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22 – 24). Ложное » я ”, это эгоцентричное «я”, которое держится за вещи и ценности мира и доверяет имениям, власти, и другим людям, пытаясь получить счастье, удовлетворение, мир, цель, значимость и жизнь.

Истинное «я ”. Это соответствует новой духовной природе и находит подкрепление только в духе, который рожден свыше у каждого Христианина, новое «я” в Ефесянам 4:24 и Коллосянам 3:10

» Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:9,10).

Читайте так же:  Как слышат наши молитвы Святые

Центрирование. Не смотря на то, что это понятие широко использовалось Квакерами, это термин не является эксклюзивным для Квакерского богословия и практики. Он просто означает процесс отказа или освобождения; освобождения от всех отвлечений, борющихся за наше внимание, пока мы в действительности не окажемся с Господом один на один в Его присутствии . Мне это нравится. Центрирование это искусство глубокого размышления, искусство успокоения себя и фокусирование на Господе, который есть поистине центр всей нашей жизни.

Воссоединение. Это процесс сбора вместе всех рассеянных частей в одно целое. Этот процесс позволяет Святому Духу пролить свет на отдельные моменты нашей жизни, также как и принести очищение и исцеление в наши души, наши эмоции, в наши воспоминания и наши мысли. Более известный некоторым термин, который близко определяет название этого процесса – интеграция.

Воссоединение с Богом. Это означает становиться одним с нашим Господином и Логосом Творцом. Это работа, которую Бог делает в наших сердцах с двумя важными элементами приготовления с нашей стороны: любовью к Богу и чистотой сердца. Сначала, приходит откровение о любви от Бога к нам, и потом мы позволяем Ему произвести в нас сердце чистоты, как выражение нашей любви к Нему.

Духовный Экстаз. Это сверхъестественное состояние исступления, духовного экстаза, осуществляемое действием Святого Духа, в котором человек восхищен в духовный мир, чтобы принять откровения, видения, и другие переживания, которые желает Бог.

Все это выражает попытку созерцательного верующего описать неописуемое. Молитва созерцания служит упражнением потери контроля над своей жизнью и разрыва с тем, чтобы больше не полагаться на свою ветхую природу, ложное «я”. Это такой тип единения с Богом, который призван углубить наши личные отношения с Богом и нашу уверенность в Его пребывающем присутствии.

Это шаг подчинения, когда мы передаем всего себя в полное распоряжение Бога, прося Его об очищении души и сознания. Во Христе Иисусе, мы открываем себя для Святого Духа, чтобы Он вошел в контакт с нашим новым человеком, истинным «я”, и содействовал нашему единению с Богом.

Об авторе: Джим Голл является со основателем Encounter Networks. Он путешествовал по миру, служа и наделяя Тело Христа силой ходатайства, пророческим служением, и жизнью в Духе. Он также является основателем Школы Служения сердце Давида, член Апостольской Команды Международного Служения Жатвы, и Апостольского Совета Пророческих Старейшин. Он автор нескольких книг, включая Потерянное Искусство Ходатайства, Потрачен на Иисуса и Грядущая Пророческая Революция. Джеймс и его супруга Михал Анн, имеют четверо детей и проживают в городе Франклин, штат Теннеси.

Перевод Тимура Кайназарова

В чём суть христианской медитации?

Суть медитации заключается в молитвенном искании: оно начинается с какого-то священного текста или образа и исследует волю, знаки и присутствие Бога.

Нельзя «читать» святые образы и тексты, как читают заметки в газете, которые меня непосредственно не затрагивают. Следует размышлять над ними, то есть возносить своё сердце к Богу и говорить Ему, что я сейчас полностью открыт навстречу Богу, открыт тому, что Бог через прочитанное и увиденное хочет сказать мне. Наряду со Священным Писанием есть много текстов, которые приводят к Богу и пригодны для молитвенных размышлений.

МЕДИТАЦИЯ (от лат. meditatio – размышление) – духовное упражнение, в котором человек должен найти себя (и Бога). Медитации практикуются в различных религиях и культурах. Христианство знает и ценит много разнообразных медитативных упражнений, однако отвергает те практики, которые обещают соединение с Богом или Божественным в результате определённой медитационной техники.

«Будет ли наша молитва услышана, зависит не от количества слов, но от усердия нашей души» (Св. Иоанн Златоуст).

Чего христианин может достичь благодаря медитации?

Христианин ищет в медитации тишины, чтобы ощутить близость Бога и обрести мир в Его присутствии. Он надеется ощутить Его присутствие как незаслуженный дар Его благодати; но он не ожидает, что это будет результатом какой-то определённой техники медитации.

Медитация может быть важным подспорьем для веры, и для укрепления и становления человеческой личности. Однако техники медитации, которые обещают познание Бога или даже соединение души с Богом, являются обманом. Многие люди из-за таких лживых обещаний уверены, что Бог покинул их, потому что они Его не чувствуют. Но Бога нельзя заставить снизойти к человеку какими-то определёнными методами. Он отдаёт Себя нам тогда и так, когда и как Он этого пожелает.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что такое внутренняя или «созерцательная» молитва?

Созерцательная молитва – это любовь, молчание, слушание слова Божия и присутствие перед Богом.

Для созерцательной молитвы необходимы время, решимость и прежде всего чистое сердце. В ней смиренное и нищее существо предает себя Богу, и благодаря вере в любовь и стремлению всем сердцем искать своего Господа обретает перед Ним свое подлинное лицо. Внутреннюю молитву также часто называют молитвой сердца и созерцанием.

«Не многознание насыщает душу и даёт ей удовлетворение, а созерцание и оценка вещей» (Св. Игнатий Лойола).

«Я смотрю на Него, а Он на меня» — ответ крестьянина Арсскому Кюре, когда тот спросил его о молитве.

См. также ККЦ 2709–2719, 2724

Почему молитва иногда похожа на борьбу?

Духовные учителя всех времён описывали возрастание в вере и в любви к Богу как духовную борьбу за жизнь или смерть. И эта битва происходит в духовной жизни человека. Оружие христианина – молитва. Мы можем пасть от нашего себялюбия, потерять себя в ничтожных делах – или обрести Бога.

Часто человек, желающий молиться, должен сначала побороть свою апатию, недостаток воли. Еще отцы-пустынники сталкивались с духовным безразличием и унынием (акедия). Нежелание искать Бога является большой проблемой в духовной жизни. К тому же и дух времени не видит в молитве никакого смысла, а наш загруженный график не оставляет ей места. Поэтому следует также бороться с искусителем, предпринимающим всё, чтобы отвратить людей от обращения к Богу. И если бы Бог не хотел, чтобы мы обрели Его в молитве, мы бы никогда не выиграли эту битву.

Читайте так же:  Молитва для удлинения ноги

«Пока мы живём, мы боремся, пока мы боремся – это признак того, что мы не побеждены и что в нас живёт благой Дух. И если смерть застанет тебя не победителем, то хотя бы признает тебя борцом» (Св. Августин).

Может быть, молитва – это разговор с самим собой?

Молитву отличает именно переход от Я к Ты, от сосредоточения на самом себе к решительной открытости. Кто действительно молится, может узнать, что говорит Бог – и что Он часто говорит совсем не так, как мы этого хотим и ожидаем. Опытные молитвенники рассказывают, что часто человек завершает молитву не таким, каким он её начал. Иногда ожидания оправдываются: был печален – обрёл утешение; не было доверия – обрёл новые силы. Но может случиться и так: я хотел забыть о заботах, а оказался в ещё большем беспокойстве; хотел, чтобы оставили в покое, а вместо этого я получил новую задачу. Истинная встреча с Богом, которая всегда происходит в молитве, может в корне изменить наши представления как о Боге, так и о молитве.

«Молиться – значит больше слушать, чем говорить. Созерцать – значит больше быть созерцаемым, чем смотреть самому» (Карло Каретто (1910–1988), итальянский писатель, мистик, монах конгрегации Малых братьев Евангелия).

Что делать, если я вижу, что молитва не помогает?

Молитва не стремится в первую очередь к успеху, в ней мы ищем воли Бога и стремимся к близости с Ним. Как раз в кажущемся молчании Бога скрывается приглашение сделать следующий шаг – к полной самоотдаче, безграничной вере, бесконечному ожиданию. Молясь, мы должны предоставить Богу полную свободу говорить, когда Он захочет; давать нам то, что Он захочет, и дарить себя, как Ему угодно.

Мы часто говорим: я молился – и это не помогло. Может быть, мы молимся недостаточно интенсивно. Так, святой Арсский Кюре (св. Иоанн Мария Вианней) спросил как-то раз своего жаловавшегося на неудачу собрата: «Ты молился – ты воздыхал .. . а постился ли ты, бодрствовал ли ты?» А может быть и так, что мы просим у Бога что-то недолжное. Святая Тереза Авильская однажды сказала: «Молись не о лёгком бремени, молись о крепком хребте!»

«Все трудности в молитве от того, что мы молимся, как будто Бога здесь нет» (Св. Тереза Авильская).

«Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. ПрОсите, и не получаете, потому что прОсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4,2-3)

Что делать, если во время молитвы ты ничего не чувствуешь или, более того, ощущаешь нежелание молиться?

Рассеянность во время молитвы, чувство внутренней пустоты и сухости, даже нежелание молиться – всё это известно каждому молящемуся. В этом случае сохранение верности уже само по себе становится молитвой.

Даже св. Тереза из Лизьё долгое время не могла ощутить любовь Бога. Незадолго до её смерти к ней ночью пришла её сестра Селина. Она увидела, что руки Терезы сложены для молитвы. «Что ты делаешь? Ты должна попробовать заснуть», – сказала Селина. «Я не могу. Я слишком сильно страдаю. Но я молюсь», – ответила Тереза. «И что ты говоришь Иисусу?» – «Я ничего не говорю Ему. Я Его люблю».

«Лучшее лекарство от духовной сухости состоит в том, чтобы поставить самих себя в положение нищего в присутствии Бога и святых. И, как нищий, идти от святого к святому и просить о духовной милости с той навязчивостью, с которой нищие на улицах просили бы о подаянии» (Св. Филипп Нери (1515–1595), итальянский священник, выдающийся церковный деятель).

Может быть, молитва – это бегство от действительности?

Кто молится, не бежит от действительности; он скорее открывает глаза на реальность в целом. От самогO Всемогущего Бога он получает силу, чтобы справиться с действительностью. Молитва словно заправочная станция, где мы бесплатно получаем энергию на весь долгий путь и трудные вызовы. Молитва не выводит за пределы реальности, но, скорее, глубже погружает в неё. Молитва не отнимает время, а удваивает оставшееся время, наполняет его внутренним смыслом.

«Духовность христиан не может заключаться ни в бегстве от мира, ни в деятельности, которая меняется с каждой новой модой. Проникнутая Святым Духом, духовность способна преображать мир» (Св. Иоанн Павел II).

«Исполняйтесь Духом… благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Хриса» (Еф 5, 18–20).

Молиться можно за многие сферы жизни, молиться можно в любом положении, но можно ли молиться молча? Есть такое понятие, как немая или созерцательная молитва. Что это и как следует к ней относиться христианам? Это полезная христианская привычка или опасная духовная практика?

Виктор Судаков: к сожалению, в большинстве современных протестантских общин молитва тишины не практикуется

Виктор Судаков, пастор церкви «Новая Жизнь» в Екатеринбурге:

Молитвы ходатайства и прошений важны, но они касаются лишь земной жизни. В вечности этих молитв не будет. Именно поклонение и пребывания в Божьем присутствии являются глубиной молитвенной жизни, поскольку продолжатся и на Небе. К этим молитвам и относится молитва тишины.

Молитвы тишины практиковались издревле в христианской церкви, иногда их называли Созерцанием Божества или умственными молитвами. Мы сознательно избегаем термина медитации, хотя ничего плохого в самом слове нет, но у большинства оно ассоциируется с восточными духовными практиками. К сожалению, в большинстве современных протестантских общин молитва тишины не практикуется. Но во время нее происходит удивительное единение нашего духа с Духом Господа. Поэтому в нашей церкви мы практикуем молитву Созерцания, как на общих собраниях, так и в личной духовной жизни.

Читайте так же:  Молитва за единоумершую до 40 дней

Павел Левушкан, лютеранский священник, экуменист:

Много слов приобрело негативную окраску вследствие неправильного употребления. Например, прекрасный латинский термин медитация, сегодня чаще воспринимается, как относящийся к восточным (или даже оккультным) практикам. Хотя изначально он обозначал одну из форм созерцательной молитвы. То же самое и с экуменизмом (я даже слышал уничижительные формы «экумения» и прочее). Что с этим делать? Самое лучшее — продолжать употреблять правильно, чтобы вернуть терминам изначальный позитивный и христианский смысл.

Марсия Монтенегро, автор и основатель служения «Christian Answers for the New Age», в прошлом профессиональный астролог и духовный практик.

Практику созерцательной молитвы, также известную под названием Сосредоточенной молитвы или Внемлющей молитвы, проповедовали римско-католические монахи Томас Мертон, Томас Китинг и Бэзил Пеннингтон, а также квакер Ричард Фостер, но сегодня ее апологетами стали и многие другие. Окончательным авторитетом в этом вопросе не обладает никто, и однозначной его трактовки тоже, вероятно, не существует, хотя большинство родоначальников данной практики ссылались на слова средневековых мистиков, индуистских и буддистских духовных наставников.

Влияние, оказанное на Созерцательную молитву (далее в тексте СМ) буддизмом и индуизмом, очевидно. Такие слова, как «отстранение», «трансформация», «пустота», «просветление» и «пробуждение» встречаются в этих книгах постоянно. Несмотря на то, что созерцательная молитва рекламируется как христианская практика, использование подобной терминологии, конечно же, заставляет нас присмотреться к сути этого учения поближе.

В движении СМ постоянным рефреном звучит мысль о том, что настоящая молитва молчалива, ее не облечь в слова, ее не облечь в мысли, она избавляет человека от «ложного я», способствует трансформации сознания и является пробуждением. В число рекомендуемых методик часто входят дыхательные упражнения, визуализация, повторение какого-нибудь слова или словосочетания, воздержание от мыслей.

Молиться про себя или в тишине своего сердца размышлять о каком-либо библейском отрывке — нормально, но не следует думать, что молчание превосходнее слов. Также Библия никоим образом не подтверждает идею, что «языком Бога» является молчание.

В молчании можно обрести умиротворение и утешение; в тишине к нам могут прийти глубокие мысли. Но пытаться достичь полного покоя — это еще не молитва, и полагать, что настоящая молитва бессловесна, нет никаких библейских оснований. В конце концов, Бог нам дал записанное откровение, Божьи слова и заповеди превозносятся на всем протяжении Библии — см., например, Псалом 118, в котором Слово Божье уподобляется золоту и светильнику. В книге Исаии 40:8 мы читаем: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно», — а в Иоанна 17:17 Иисус говорит Отцу: «Слово Твое есть истина».

Акцент на релаксации, повторении слова или фразы, концентрации на дыхании, отключении от мыслей и попытках выйти за пределы рационального мышления должен вызывать беспокойство. До того, как стать христианкой, я многие годы изучала и практиковала различные формы восточной медитации и медитации Новой Эры и могу засвидетельствовать, что посредством методик, предлагаемых проповедниками СМ, можно войти в состояние легкого транса. Это состояние приверженцы движения Новой Эры и многие другие называют «чистым сознанием», когда человек отказывается от активного мышления и способности рассуждать. Дзен-буддизм, по существу, учит, что человек должен развивать в себе способность отключаться и устраняться от суждений. Лишенный навыков критического мышления ум открыт и восприимчив. Хотя в христианах и живет Святой Дух, мы не застрахованы от ошибок и заблуждений; в противном случае Библия не предостерегала бы верующих так последовательно об обманщиках и лжеучителях.

«Созерцательная молитва» — это неверное название, поскольку она не является ни созерцанием, ни молитвой, о которых говорит Библия. Нам следует быть очень осторожными в отношении любого проповедника, который советует нам:

— определенным образом дышать до или во время молитвы

— молиться в определенной позе

— повторять некое слово или фразу, даже если она взята из Библии, или использовать некое слово или фразу, чтобы сохранять «сосредоточенность»

— выйти за пределы разума или мысли

— заглянуть внутрь себя, чтобы найти Бога или быть с Ним

— сохранять молчание, чтобы по-настоящему молиться

— верить, что настоящая молитва — это созерцательная молитва.

Джозеф Принс, проповедник, пастор церкви «Новое творение», (Сингапур)

Войчех Чвихоцки (о.Wojciech Czwichocki OP), руководитель вроцлавской общины WCCM, доминиканский монастырь св. Войчеха:

Кэрол Крамли, руководитель программы «Углубление: Духовная жизнь и лидерство» в Салимском институте, епископальный священник, организатор экуменических ретритов:

Под молитвой люди часто понимают разговор с Богом, однако, молитва не обязательно может быть выражена в виде слов. Она может происходить в виде молчания или слушания. Эта практика созерцательной христианской традиции может помочь успокоить ту бурю раздражителей, что стала частью нашей жизни в цифровую эпоху.

1. В дневном распорядке выделите для себя некоторое время, когда вы сможете удовлетворить свое желание обратиться к Богу

2. Обустройте специальное место, пространство, в котором вы будете воплощать в жизнь своё намерение, где вы сможете комфортно сидеть во время молитвы, ни на что не отвлекаясь

3. Начните с расслабления и освобождения своего физического напряжения

4. Обратите внимание на свое дыхание

5. Откройтесь для живого присутствия Бога, сохраняя перед молитвой желание ощутить в себе и мире полноту Господа

6. Найдите поддержку своей духовной жизни

Видео (кликните для воспроизведения).

Созерцательная молитва это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here