Святые кирилл и мефодий молитвы

Предлагаем ознакомиться: Святые кирилл и мефодий молитвы с точным и подробным описанием.

Святые Кирилл и Мефодий — первые просветители славян, создатели славянской письменности, авторы первых переводов Священного Писания на славянский язык. Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию молятся о помощи в учении, о сохранении славянских народов в истинной вере и благочестии, об ограждении от лжеучений и иноверия.

Яко апостолом единонравнии и словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.

Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших, из негоже даже доднесь неоскудно почерпающе, ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших.

О святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле! Ныне к вам усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся: молите Господа, да наставит и обратит нас, на путь спасения. Не оставите нас, недостойных чад ваших (имена), дадите нам, молитвами вашими, о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим, и тако в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога, прославим во веки веков.

Равноапостольные Кирилл и Мефодий пишут азбуку — миниатюра из Радзивилловской летописи, XIII век

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии — Велеград.

Читайте так же:  Молитва Господь пастырь мой я не в чем не буду нуждаться

Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников — Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.

Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.

А брат его святой Константин с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море. Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.

Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.

Здесь же святые братья узнали, что мощи священномученика Климента, папы Римского, находятся в море, и чудесным образом обрели их.

Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев и подали жалобу в Рим. В 867 году св. Мефодий и Константин вызваны были папою Николаем I в Рим на суд для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Когда они прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых; его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом. Папа Римский утвердил Богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

Читайте так же:  Молитвы Матронушки на любовь

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.

Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.

В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду. ».

Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

О святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле! Ныне к вам усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся: молите Господа, да наставит и обратит нас, на путь спасения. Не оставите нас, недостойных чад ваших (имена), дадите нам, молитвами вашими, о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим, и тако в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога, прославим во веки веков.

К святым Кириллу и Мефодию обращаются с молитвами с просьбой о помощи учащимся, о прибавлении ума.

О преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле.

К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и в вере Христовой наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся.

Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти,

добре завещаете, отпадохом, обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращасте тщи, но благими за злая воздавасте,

тако и ныне грешных и недостойных чад ваших молитвы не отвратите, но, яко велие имуще дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения,

распри же и раздоры, посреде единоверных братии возникающия, умирит, отпадшия паки во единомыслие приведет и всех нас единением духа и любве во единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви соединит.

Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведника ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает.

Не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших, ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словесныя разсеваемы, от волков мысленных восхищаются,

дадите убо нам молитвами вашими о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся,

всяких лжеучений странных отбежим и тако, в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога прославим во веки веков.

О всехвальнии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, припадающе пред честною иконою вашею, усердно молим вы:

воззрите милостивно на нас, ихже трудом вашим просветили есте, и оградите нас неусыпным предстательством вашим от злых козней вражиих!

Призрите убо на виноград сей, егоже насадили есте, и не предайте дивеему вепрю озобати его.

Сохраните, святии угодницы Божии, Церковь нашу Православную, юже вы наздали есте на краеугольном камени, Христе, яко да будет недвижима, но да разсыпятся о камень сей волны всякаго маловерия.

Укрепите пастырей наших во всех добродетелех и в подвизе проповедания, вразумите же пасомых, во еже послушати гласа их.

Читайте так же:  Молитва 33 раза

Сохраните вся страны словенския от всякаго оскудения, от огня и меча, от смертоносныя язвы и от всякого зла.

Услышите и всякаго человека, с верою к вам приходящаго и благодатныя помощи вашея требующаго.

В страшный же час смертный предстаните всем нам блазии ходатаи и темных зраков демонских прогонителие, да в мире и покаянии скончавше земное поприще,

достигнем вечных благ наслаждения и купно с вами прославим Пресвятую Троицу — Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии — Велеград.

Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников — Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

Яко апо́столом единонра́внии и слове́нских стра́н учи́телие, Кири́лле и Мефо́дие богому́дрии, Влады́ку все́х моли́те, вся́ язы́ки слове́нския утверди́ти в правосла́вии и единомы́слии, умири́ти ми́р и спасти́ ду́ши на́ша.

Читайте так же:  Борьба с чревоугодием молитва

Велича́ем ва́с, святи́и равноапо́стольнии Мефо́дие и Кири́лле, вся́ слове́нския страны́ уче́ньми свои́ми просвети́вшия и ко Христу́ приве́дшия.

Ирмос: Во́ды дре́вле, ма́нием Боже́ственным, во еди́но со́нмище совокупи́вый, и раздели́вый мо́ре Изра́ильтеским лю́дем, Се́й Бо́г на́ш, препросла́влен е́сть, Тому́ Еди́ному пои́м, я́ко просла́вися.

Во́ды мяте́жа мирска́го прейти́ недоумева́я, преподо́бне Мефо́дие, оста́вил еси́ вся́ кра́сная ми́ра сего́ и, во Ангельстем о́бразе на неви́димыя враги́ во́инствуя, Бо́гу еди́ному порабо́тал еси́, ра́достно воспева́я: Тому́ еди́ному пои́м, я́ко просла́вися.

Избра́нный сосу́д от пеле́н показа́лся еси́, Кири́лле блаже́нне, ю́ношеских шата́ний чу́ждь яви́вся и му́дрость боже́ственную возлюби́в, те́мже святы́я правосла́вныя Це́ркве уче́нием просвеще́н, и са́м мно́гим учи́тель и просвети́тель бы́л еси́.

Вода́ми уче́ний ва́ших ороси́вшася, слове́нския страны́ да́же додне́сь Влады́це Христу́ плоды́ благоприя́тны прино́сят. Сего́ ра́ди ублажа́ет ва́с свята́я Це́рковь, зову́щи: от бе́д изба́вите на́с, уго́дницы Христо́вы.

Богородичен: Во́ды грехо́вныя внидо́ша до души́ моея́, Влады́чице, и в тиме́нии страсте́й углебо́х, к Тебе́ прибега́ю, Всенепоро́чная, нечи́стых помышле́ний волне́ние утиши́ и ми́рное устрое́ние ми́ да́руй.

Ирмос: Иже от не су́щих вся́ приведы́й, Сло́вом созида́емая, соверша́емая Ду́хом, Вседержи́телю Вы́шний, в любви́ Твое́й утверди́ мене́.

Глаго́л Госпо́день, я́ко — и́же по Мне́ ити́ хо́щет, да во́зьмет кре́ст сво́й, — слу́хом се́рдца твоего́ услы́шав, преподо́бне Мефо́дие, кре́ст и́ноческаго жития́ возложи́в на ра́мо твое́, после́довал еси́ Христу́, Его́же моли́, да и мене́, хла́днаго, в любви́ Свое́й утверди́т.

Иже дре́вле Иа́кову в со́ннем виде́нии ле́ствицу, к небеси́ возводя́щую, показа́, То́й и тебе́, свя́те Кири́лле, еще́ о́троку су́щу, в ди́внем сне́ Софи́ю де́ву обручи́: се́ же бы́сть престо́лу Его́ приседя́щая Прему́дрость, Яже в любви́ Всевы́шняго утверди́ тя.

Иже от не су́щих вся́ Приведы́й, и ва́с, отцы́ досточу́днии, от чре́ва ма́терня освяти́ в сосу́ды избра́нная Себе́, во е́же пронести́ и́мя Его́ пред язы́ки; те́мже честну́ю па́мять ва́шу соверша́юще, мо́лим ва́с, Кири́лле и Мефо́дие, вла́ющийся у́м на́ш во испове́дании пра́выя ве́ры утверди́ти.

Богородичен: Яже ми́рови ми́р пода́вшая и Нача́льника тишины́ ро́ждшая, укроти́ во́лны страсте́й мои́х, Чи́стая, и на ка́мени мя́ безстра́стия утверди́.

Уподо́бил еси́ со́лнцу Тро́ицу Святу́ю Единосу́щную, Кири́лле богодухнове́нне, во о́браз Святы́я Тро́ицы зри́мому на небеси́ со́лнцу созда́ну бы́ти, глаго́ля: подо́бие Бо́га Отца́ со́лнечный кру́г е́сть, не имы́й конца́, ни нача́ла, и, я́коже от кру́га со́лнечна исхо́дит луча́ све́та, поднебе́сную просвеща́ющая, си́це от Бо́га Отца́ ражда́ется Сы́н, Отчее сия́ние, теплота́ же, вселе́нную оживля́ющая, от того́жде кру́га ку́пно с луче́ю излива́емая, подо́бие е́сть Ду́ха Свята́го, от Того́жде Отца́ исходя́щаго. Ди́вному уче́нию твоему́ вне́млюще, и мы́ в Тро́ице Еди́ному Бо́гу покланя́емся, па́мять же твою́ ублажа́ем, досточу́дне.

Ирмос: Положи́л еси́ к на́м тве́рдую любо́вь, Го́споди: Единоро́днаго бо Твоего́ Сы́на за ны́ на сме́рть да́л еси́. Те́мже Ти́ зове́м, благодаря́ще: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Положи́л еси́ хране́ние за́поведей, я́ко ка́мень краеуго́лен, на не́мже созида́я хра́мину души́ твоея́, преподо́бне Мефо́дие, Ду́ха Свята́го селе́ние сотвори́л ю́ еси́; а́з же, селе́ние греха́ сы́й, к тебе́ припа́даю, всеблаже́нне, очи́сти мя́ росо́ю моли́тв твои́х, да зову́, благодаря́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Да́ждь ми́, да разуме́ю, что́ е́сть уго́дно Тебе́, Влады́ко, — взыва́л еси́, блаже́нне Кири́лле, егда́ со ю́ным царе́м в науче́ние кни́жное вда́н бы́л еси́. Сего́ ра́ди, ку́пно со вне́шним любому́дрием, Ду́ха прему́дрости и стра́ха Бо́жия свы́ше прия́л еси́, земну́ю же му́дрость ни во что́же вмени́л еси́, зовы́й: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Положи́л еси́ любо́вь к Зижди́телю твоему́, я́ко печа́ть, на се́рдце твое́м, всеблаже́нне. Сего́ ра́ди земну́ю обру́чницу и сла́ву ми́ра сего́ отри́нул еси́, Кири́лле, и, я́ко пти́ца, от се́ти ловя́щих бе́гая, в ти́хое приста́нище и́ночествующих дости́гл еси́ и в ри́зу ра́дования обле́клся еси́, воспева́я со Мефо́дием: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Богородичен: Положи́в беззако́ния и непра́вды моя́ предо мно́ю, ви́жду, я́ко па́че песка́ морска́го умно́жишася. К Тебе́ прибега́ю, Всенепоро́чная, стру́пы души́ моея́ исцели́, да зову́ к Ро́ждшемуся от Тебе́, благодаря́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Ирмос: Яко ви́де Иса́ия обра́зно на престо́ле превознесе́на Бо́га, от Ангел сла́вы дориноси́ма, о, окая́нный, — вопия́ше, — а́з! прови́дех бо воплоща́ема Бо́га, Све́та Невече́рня, и ми́ром Влады́чествующа.

Яко кри́н благоуха́нный, в пусты́ни процве́л еси́, преподо́бне Мефо́дие, моли́твами, бде́нием и поще́нием ду́шу твою́ украша́я, и, на земли́ равноа́нгельно пожи́в, ны́не со Ангелы све́тло созерца́еши Све́та Невече́рня и ми́ром Влады́чествующа.

От Ангел сла́вы дориноси́мому моля́ся в пусты́ни, Кири́лле, ну́ждею в Ца́рствующий гра́д возвраще́н бы́л еси́ и са́ном свяще́нства украси́лся еси́, да пу́ть спасе́ния челове́ком пока́жеши, све́том уче́ния просвеща́я и безкро́вную Же́ртву о все́х принося́ Све́ту Невече́рнему и ми́ром Влады́чествующу.

Яко кла́дязь прему́дрости неисчерпа́емый, яви́лся еси́, богоно́се Кири́лле, егда́ в сарацы́ны на препре́ние ху́лящих Пресвяту́ю Тро́ицу от царя́ по́слан бы́л еси́: не возмого́ша бо му́тными вода́ми злоуче́ния потопи́ти тя́, Све́том Невече́рним свы́ше озаря́ема.

Богородичен: Яко дре́во непло́дное, сы́й, ка́ко не ужаса́юся гро́знаго посече́ния, о окая́нный а́з! Ско́ро притецы́ ко Богоблагода́тней, душе́ моя́: а́ще бо не Она́ засту́пит тя́, узре́ти не и́маши Све́та Невече́рня и ми́ром Влады́чествующа.

Ирмос: Бе́здна после́дняя грехо́в обы́де мя́, и исчеза́ет ду́х мо́й; но простры́й, Влады́ко, высо́кую Твою́ мы́шцу, я́ко Петра́ мя́, Упра́вителю, спаси́.

Се́, я́ко пучи́на морска́я, естество́ Бо́жие е́сть, непостижи́мое умо́м и неизрече́нное глаго́лы, — ре́кл еси́ ко ага́ряном, прему́дре Кири́лле, — ту́ю бо пучи́ну кроме́ свята́го Ева́нгелия преплы́ти хотя́щии потопля́ются, не ве́дуще пе́ти: я́ко Петра́ ны́, Упра́вителю, спаси́.

В бе́здне ра́зума лжеиме́ннаго угле́бшии ага́ряне та́йно я́д сме́ртный предложи́ша тебе́; реки́й же во Ева́нгелии Христо́с: я́ко а́ще что́ сме́ртно испие́те, не вреди́т вы, — соблюде́ тя це́ла и с че́стию в Ца́рствующий гра́д возврати́. Ты́ же, царе́м и патриа́рхом досто́йно ублажа́емь, не превозне́слся еси́ и взыва́ти не преста́л еси́: я́ко Петра́ мя, Упра́вителю, спаси́.

Читайте так же:  Матушка Матронушка молитва о помощи

Дре́вле реки́й Боже́ственный Ду́х: отдели́те Ми́ Варна́ву и Са́вла на де́ло, на не́же призва́х и́х; подо́бне и ва́с, отцы́ преподо́бнии, в слове́нския страны́ посла́ти повеле́, и та́ко лю́дие, во тьме́ и се́ни сме́ртней седя́щии, све́том уче́ния ва́шего просвети́вшеся, воззва́ша: я́ко Петра́ ны, Упра́вителю, спа́сл еси́.

Богородичен: Бе́здна после́дняя грехо́в обы́де мя́, и, тре́петом одержи́мь е́смь, ужаса́яся всеконе́чнаго потопле́ния. Те́мже мольбу́ приношу́ Ти, Пренепоро́чная: поми́луй стра́стную мою́ ду́шу, простри́ ру́ку Твою́, я́ко Блага́я, и, я́ко Петра́ спасе́ Сы́н Тво́й, та́ко мя́, Упра́вительнице, спаси́.

Свяще́нную дво́ицу просвети́телей на́ших почти́м, Боже́ственных писа́ний преложе́нием исто́чник богопозна́ния на́м источи́вших, из него́же да́же додне́сь неоску́дно почерпа́юще, ублажа́ем ва́с, Кири́лле и Мефо́дие, престо́лу Вы́шняго предстоя́щих и те́пле моля́щихся о душа́х на́ших.

В доброде́тели просия́вшия пропове́дники благоче́стия, и́стинныя столпы́ и основа́ния Це́ркве, трубы́ боже́ственныя Христо́вых догма́тов, богоно́сныя отцы́ Мефо́дия и Кири́лла, прииди́те, ве́рнии, восхва́лим: ти́и бо, мра́к неве́рия от на́с отгна́вше и е́реси нече́стия огне́м Ду́ха попали́вше, преложе́нием писа́ний ро́д слове́нский из ди́вия ма́слины в благопло́дную премени́ша, и боже́ственным креще́нием в ве́ру Христо́ву приведо́ша, и вселе́нную всю́ мно́жеством чуде́с испо́лниша. Того́ ра́ди дне́сь а́ки венцено́сцы предстоя́т Вседержи́телю Бо́гу, к ни́мже возопии́м: отцы́ боже́ственнии и равноапо́стольнии, предста́тельством ва́шим да́руйте все́м племено́м слове́нским в правове́рии тве́рдость и единомы́слие, те́пле моля́щеся о душа́х на́ших.

Ирмос: Пре́жде о́бразу злато́му, перси́дскому чти́лищу, о́троки не поклони́шася трие́, пою́ще посреде́ пе́щи: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Пре́жде еди́н со Еди́ным пребыва́я, ду́шу твою́, я́ко ра́й богонасажде́нный, сотвори́л еси́, Мефо́дие, та́же на про́поведь апо́стольскую ку́пно с богому́дрым Кири́ллом ше́д, во страна́х слове́нских потруди́лся еси́, иде́же, я́ко о́троцы, огне́м нече́стия неопаля́еми, воспева́сте: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Иуде́и и сарацы́ны препре́л еси́, прему́дре Кири́лле, и страну́ Каза́рскую святы́м креще́нием просвети́л еси́, у́зников мно́жество свобожда́я, и в пусты́ни безво́дней во́ду сла́ную в сла́дкую преложи́л еси́. Лю́дие же, спасе́ннии тобо́ю, воспева́ху: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Сосу́ди избра́ннии бы́сте, отцы́ преподо́бнии, пронести́ и́мя Госпо́дне пред язы́ки, сего́ ра́ди и и́ны страны́ слове́нския возжеле́ша све́том уче́ния ва́шего озари́тися. Вы́ же предсуди́сте сла́дость безмо́лвия на тру́д апо́стольский премени́ти, да мно́жайшия Христу́ приобря́щете и ку́пно с ни́ми воспое́те: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Богородичен: Сосу́д по́лн страсте́й е́смь, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, и сме́рти о́ныя после́дния и о́гненнаго преще́ния страшу́ся. Но Ты́, Пречи́стая, спаси́ мя, погиба́ющаго, кре́постию препоя́ши ду́х мо́й, да плени́цы грехо́вныя расто́рг, благода́рственно воспою́: Изба́вителя плене́нных ро́ждшая, благослове́на еси́.

Ирмос: Веще́ственнаго огня́ пла́мень невеще́ственным увяди́ша богозри́мии о́троцы, и поя́ху: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Невеще́ственным све́том благода́ти вы́ну озаря́емь, прия́л еси́ са́н свяще́нства, блаже́нне Кири́лле, и споспе́шествующу тебе́ Ду́ху Свято́му, писмена́ слове́нская изобре́л еси́, да богодухнове́нных кни́г на сро́дную и́м бесе́ду преложе́нием лю́дие просвети́вшеся, воспою́т: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Пе́рвее сы́на Гро́мова неземны́я глаго́лы: в нача́ле бе́ Сло́во, — я́ко ве́ры на́шея глави́зну возгреме́ли есте́, отцы́ всехва́льнии. Та́же псалти́рь сладкогла́сную на глаго́лы слове́нския преложи́ли есте́, е́юже и ны́не свята́я Це́рковь, веселя́щися, взыва́ет: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Невеще́ственным сокро́вищем обогати́сте на́с, отцы́ досточу́днии: Боже́ственная бо Литурги́я на язы́це слове́нстем нача́тся от ва́с соверша́тися. Сея́ благода́ти и мы́ додне́сь прича́стницы су́ще, воспева́ем Бо́га, глаго́люще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богородичен: Огнь искуше́ний и напа́стей злы́х обы́де мя́, к Тебе́ прибега́ю, Богоро́дице Де́во: не пре́зри, Чи́стая, моле́ний раба́ Твоего́, от одержа́щих мя́ лю́тых изба́ви, да, благословля́я, благословлю́ Тя и превознесу́ и́мя Твое́ во ве́ки.

Ирмос: Тебе́, неопали́мую купину́ и Святу́ю Де́ву, Ма́терь Све́та и Богоро́дицу, наде́жду все́х на́с, велича́ем.

Тебе́ по достоя́нию восхвали́ти кто́ возмо́жет, Мефо́дие всесла́вне? По́двиги и труды́ твоя́, я́же апо́стольски спасе́ния ра́ди люде́й заблу́ждших подъя́л еси́, Кири́лле, кто́ изочте́т? Па́че же мы́, ва́ми сла́вити Бо́га Вы́шняго на сро́днем на́м язы́це научи́вшеся, единому́дренно и ва́с с Ни́м велича́ем.

Тебе́, Кири́лле блаже́нне, я́ко уже́ де́ло соверши́вшу и тече́ние сконча́вшу, бы́сть извеще́ние свы́ше о кончи́не твое́й, е́же прии́м, ра́достно воспе́л еси́: о ре́кших мне́, вни́дем во дворы́ Госпо́дни, возвесели́ся ду́х мо́й. Та́же вожделе́в, в го́рняя душе́ю возне́слся еси́, иде́же с небе́сными си́лами Тро́ицу Единосу́щную вы́ну велича́еши.

Це́ркве Мора́вския епи́скопство прие́м, преподо́бне Мефо́дие, мно́гия труды́ и по́двиги, ве́ру святу́ю возвеща́я, подъя́л еси́, мно́гия беды́ и изгна́ния претерпе́л еси́, ны́не же ку́пно со святы́м Кири́ллом в вы́шних ра́дующеся, моли́теся о на́с, да мы́ я́ко засту́пники и хода́таи на́ша вы́ну ва́с велича́ем.

Богородичен: Превы́шшая Ангел и херуви́м Честне́йшая, предста́тельством святы́х Кири́лла и Мефо́дия, на на́ше смире́ние умилосе́рдися, мо́лим Ти ся, из глубины́ грехо́вныя возведи́ и ве́чнаго осужде́ния на́с изба́ви, да ку́пно с ни́ми Тебе́, Ма́терь Све́та и Богоро́дицу, наде́жду все́х на́с, велича́ем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Учи́тели святи́и, па́мять ва́шу све́тло пра́зднующе, мо́лим ва́с всеусе́рдно: язы́ки, и́хже сокро́вищем благове́стия обогати́сте, на ка́мени испове́дания Христо́ва утверди́те, и соблюди́те в ми́ре живо́т на́ш.

Святые кирилл и мефодий молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here